Конспект урока по внеурочной деятельности Лекарственные растения и их свойства

Раздел Биология
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта к уроку Окружающего мира

Тема урока

Лекарственные растения и их свойства.


Тип урока

Открытия нового знания (ОНЗ)


Цель

Создать условия для ознакомления учащихся с известными лекарственными растениями родного края, и с их лечебными свойствами.


Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)


Создать условия для закрепления знаний о целебных свойствах лекарственных растений.

Создать условия для формирования уважительного, бережного отношения к природе.

Создать условия для развития умений узнавать, определять, давать характеристику растениям родного края.

Личностные:

осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные Регулятивные:

освоение умения принимать и сохранять учебную роль и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Лекарственное растение, ботанический сад, фитонциды.


Межпредметные связи

История, окружающий мир.


Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа.




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте ребята. Сядьте удобно, закройте глазки, послушайте (слышится пение птиц, журчание ручейка, звуки леса…)

Как выглядит место, которое вы себе представили?

Сегодня на занятии мы туда отправимся. Но вы должны быть хорошо подготовлены. Ваши знания о природе нам пригодятся. Также потребуется ваше внимание, смекалка, старание, умение наблюдать, работать дружно. Желаем вам хорошего настроения на нашем занятии.

Приветствуют учителя. Настраиваются на рабочий лад.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

Ребята, какую тему вы изучили на предыдущем занятии?

Что нового для себя узнали?

Какие цветы изучили?

Какую практическую работу выполняли?


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выявления признаков

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

Постановка учебной задачи

Ребята, послушайте стихотворение и попробуйте понять и объяснить о чем оно, а также назвать тему нашего занятия.

Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.


Все целительные растения
Знаем мы без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!


Ну что ребята, кто может ответить, о чем стихотворение?



Как вы думаете, чему посвящено наше занятие?

Верно ребята, сегодня мы будем путешествовать по удивительному миру природы, в котором заглянем в заколдованный лес и поговорим о его лекарственных растениях и их свойствах.

Какие лекарственные растения вы знаете?

Слушают учителя.















Высказывают своё мнение. (О лесе, лекарственных растениях).

Определяют тему занятия. (Лекарственным растениям)


Ответы детей.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов

Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение, формулирование цели; логические - формулирование проблемы

Построение проекта выхода из ситуации

Все ценное для человека принято сравнивать с золотом. Природа предоставляет человеку такое разнообразие даров - «золота», - что их трудно даже перечислить. Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность представляют лекарственные растения. В медицинских книгах сказано: «Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственных средств, то можно сказать - мы живем в мире лекарств!». Давно подметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Подсмотрел он, что звери тоже лечатся травами, находя среди множества растений нужные для них. Из поколения в поколение передавали люди сведения о целебных свойствах растений. Постепенно знания о них стали собираться в книги - «травники» («цветники», «зельники»). В давние времена сбором трав занимались знахари, колдуньи, шаманы. Около 300 лет назад появились первые аптеки, в которых стали изготавливать и продавать настойки из лекарственных растений. И сейчас в наших аптеках, среди многих современных препаратов занимают достойное место травы, настойки из трав, таблетки из трав, таблетки на травяной основе.

Итак ребята, нам предстоит разгадать кроссворд, благодаря которому мы узнаем не только лекарственные растения и их свойства, но и проверим ваши знания о природе. Итак, отправляемся в Страну Лечебных Трав. Готовы?

Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же...

В ней содержатся вещества, которые убивают микробов и останавливают кровь. Возьмите сырую крапиву, потолките ее и приложите к свежей ране. Крапива раны вычистит и заживит. Также крапива хорошо укрепляет волосы.

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки -
Маленькие лопушки.
Нам он - как хороший друг,
Лечит раны ног и рук.

Медицинские свойства этого растения были известны более 3000 лет назад. В средние века это было самое широко применяемое средство. Подорожник, используется при болезнях желудка, это не только хорошее ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, он также широко применяется для лечения простуды. При этом используют сок подорожника.

Еще один житель Страны Лечебных Трав:

Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на ветке крепкой
Сто плодов шершавых, цепких.

Если смешать свежий сок растения с маслом, то получится хорошее средство для лечения ран. Отваром из корней лопуха рекомендуется мыть голову для укрепления волос.

Догадайтесь, что это за растение:
Носит этот мальчик желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится в беленькое платьице:
Легкое, воздушное, ветерку послушное.

Одуванчик - тоже лекарственное растение. Его так и называют ученые - «одуванчик лекарственный». Масляная настойка из корней одуванчика является хорошим средством от ожогов. А отвары сухой травы и корня одуванчика нужно пить, если у вас болит живот.

Беленькие горошки
На зелёной ножке

Ландыш используется для лечения сердечных заболеваний, заболеваний нервной системы. Ландыш - это охраняемое растение, оно занесено в Красную книгу. Поэтому ландыш заготавливают только специальные организации.

Его называют сердечной травой,
Он бережёт ваш сон и покой.

Пустырник - успокоительное средство, применяется также при болезнях сердца.

Как зовут меня - скажи, часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый…

Василек синий, используется как жаропонижающее средство; при болезнях мочевого пузыря, в виде примочек при заболеваниях глаз.

Желто- красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает.

Из календулы готовят настойки и мази. Препараты из цветочных корзинок применяют наружно для лечения ожогов, длительно не заживающих ран и свищей, для полоскания полости рта и горла при стоматите и ангине. Календулу рекомендуют при сердечных заболеваниях, сопровождающихся нарушением ритма, заболеваниях печени и желчных путей, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрите, гипертонии, в климактерический период.

Это прозвище не даром у красивого цветка.

Капля сочного нектара и душиста и сладка.

От простуды излечиться

Вам поможет…

Медуница используется для лечения воспаления дыхательных путей при бронхите, а также при недостатке витаминов.

Я достать ее боюсь-

О шипы уколюсь.

Но уважаю с детства

Сердечное средство.

Из боярышника получают ценное сердечное средство, улучшающее работу мышцы сердца. В годы Великой Отечественной войны плоды боярышника использовали в качестве заменителя дефицитных в то время сердечных препаратов.


Итак ребята, вот и закончили мы с вами разгадывать кроссворд, посмотрите сколько лекарственных растений мы с вами разгадали.

И это далеко не все лекарственные растения, к ним относятся и такие растения как:

Ромашка - в народе она применяется в качестве успокаивающего и антибактериального средства.

Кукурузные рыльца - применяются при лечении мочекаменной болезни, сахарного диабета. Они обладают мочегонными свойствами. В связи с этим, они являются замечательным средством от камней в почках.

А так же лук и чеснок.

-Почему они вместе с лек. растениями?
Многие овощи и фрукты являются источниками витаминов, микроэлементов, содержат антиоксиданты, повышают иммунитет, могут лечить.
-Какие свойства лука знаете? (лечит насморк, кашель, помогает при ангине, ОРЗ, улучшает аппетит) противомикробное средство.
-Чеснок - хорошее противомикробное средство, при насморке, ангине, кашля, укусах насекомых, диабете.

- Как вы думаете, какие особенные вещества содержат лук и чеснок, которые помогают в борьбе с болезнями? (фитонциды)

Ребята, кто-нибудь знает, что такое фитонциды и для чего они нужны?

Фитонциды - это летучие вещества, обладающие антимикробным действием, повышающие иммунитет организма.

Большое количество фитонцидов содержится в луке и чесноке. Они убивают практически все виды болезнетворных микробов. Вдыхание свежеприготовленной кашицы из лука или чеснока применяется для лечения верхних дыхательных путей.


























Крапива







Подорожник












Лопух







Одуванчик









Ландыш





Пустырник






Василёк




Календула











Медуница







Боярышник







Ответы детей.

Медуница, калина, чистотел, валериана и тд…

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные: моделирование; логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

Физкультминутка

Реализация построенного проекта

Ребята, вам предстоит создать памятку о лекарственных растениях. Для этого вам необходимо: лист бумаги, клей, лекарственные травы и цветные карандаши. Ваша задача - приклеить травы на бумагу в колонку и каждой дать характеристику. После, придумать названия вашим памяткам. Например: «Растения - доктора». Обратите внимание, на лекарственные травы, которые находятся перед вами, кто может назвать эти травы? Вспомните, при каких болезнях их применяют и запишите.

(Ромашка - в народе она применяется в качестве успокаивающего и антибактериального средства.

Боярышник - из него получают сердечное средство, улучшающее работу мышцы сердца.

Кукурузные рыльца - применяются при лечении мочекаменной болезни, сахарного диабета. Они обладают мочегонными свойствами. В связи с этим, они являются замечательным средством от камней в почках).


Ребята, как вы думаете, почему лекарственные растения оказываются в Красной книге?

Деятельность человека губительным образом сказывается на видовом составе флоры. Многие растения часто попадают в букеты. Их становится меньше и меньше.

Что же делают люди для сохранения растений?

Создают ботанические сады, теплицы, оранжереи, заповедники. Ботанические сады - научно-исследовательские учреждения, в которых разводят растения, коллекционируют их.

Поэтому людям, занимающимися сбором и заготовкой растений, необходимо соблюдать некоторые правила?
Чтобы эти растения не исчезли.

А теперь послушайте правила сбора лекарственных растений:
1. Что собирать - человек должен уметь различать лек. растения и нелекарственные и знать, что у этого растения нужно взять (корень, листья, соцветия и т.д.)
2. Когда собирать - лек. растения собирают тогда, когда в нём максимального содержания фармакологических активных веществ. Нельзя собирать во время дождя и когда роса на траве.
3. Как собирать - при сборе лекарственных растений каждое растение нужно класть отдельно и обязательно договориться с аптекой или иным лек. учреждениям, где примут у вас собранное (корзинке, мешочки из полотна). Использовать нож.
4. Где собирать - поляна, луг, болото, лес - места, подходящие для сбора. Нельзя использовать растения близ шоссе, дорог т.к. в них накоплены ядовитые вещества из выхлопных труб машин (цинк, сера, свинец)
5. Собирая, сохранять - при сборе нужно взять столько, сколько вам надо. Нельзя брать растения, занесены в Красную книгу, и из года в год нельзя на одном и том же месте не проводят сбор лекарственных растений.


Итак, вам предстоит выполнить следующую практическую работу, для этого вам необходимо: лист бумаги и цветные карандаши. Ваша задача, состоит в выполнении аппликации или рисунка. Вы должны изобразить следующие высказывания:

1.Не вытаптывайте цветы
2. Не рвите цветы
3. Берегите природу

Ромашка, боярышник, кукурузы столбики с рыльцами.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция

Познавательные: самостоятельное создание алгоритма деятельности , осознанное построение речевого высказывания

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Демонстрация проектов

Молодцы ребята! Вы очень хорошо поработали. Продемонстрируйте свои проекты.



Подведение итогов занятия

Ребята, а теперь подведём итоги Игровой паузой «Кто внимательный?»

Если вы внимательно слушали, ответьте на вопросы о лекарственных растениях.

  1. Ты натёр ногу в пути, как облегчить боль? (приложить лист подорожника)

  2. И если случиться тебе простудиться,

Появится кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится,

Слегка горьковатый, душистый отвар. (Ромашка)

  1. Есть такой один цветок, не вплетешь его в венок.
    На него подуй слегка, был цветок и нет цветка. (Одуванчик).

  2. Какое растение называют "эликсиром жизни"? (одуванчик)

Какое лекарственное растение спасло семь прекрасных братьев Лизы? (Крапива)

Молодцы!

Ребята, что мы сегодня изучали?

Какие новые для себя лекарственные растения вы узнали?

Какие их свойства?

Кто напомнит правила сбора лекарственных растений?

Что нового для себя узнали?











Ответы детей

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция

Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, оценка действий партнера

Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

Рефлексия деятельности

Вот и подошло к концу наше занятие. Приведите в порядок свое рабочее место и сядьте ровно. Ребята если вам понравилось наше занятие поднимите обе ручки и хлопните. Если нет - поднимите одну ручку.

Нам очень понравилось с вами работать, желаем вам никогда не болеть и бережно относится к природе. До свидания!

Учащиеся осуществляют самопознание.



До свидания!

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование



© 2010-2022