- Преподавателю
- Биология
- РУП по биологии 5 - 9 классы (ФГОС)
РУП по биологии 5 - 9 классы (ФГОС)
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фуфаева Н.В. |
Дата | 08.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зеленецкая СОШ» с. Зеленец Сыктывдинского района
Республики Коми
Рабочая программа по биологии
(5 - 9 классы)
Составила: Фуфаева Н.В.,
учитель биологии МБОУ
«Зеленецкая СОШ»
2013
Пояснительная записка
Программа по биологии для основной школы предназначена для учащихся 5-9 классов МБОУ «Зеленецкая СОШ», изучающих предмет биологию. Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной рабочей программы по биологии к учебникам А.А. Плешакова и Э.Л. Введенского - М.: ООО «Русское слово - учебник». В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования. Биология - это один из ведущих естественно - научных предметов в школе. Он содействует формированию у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как о биосоциальном существе. Программа по биологии построена с учетом следующих содержательных линий:
-
Многообразие и эволюция органического мира;
-
Биологическая природа и социальная сущность человека;
-
Уровневая организация живой природы.
Содержание структурировано в виде четырех разделов: «Введение в биологию», «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности». Программа предусматривает выполнение учащимися на уроках практических и лабораторных работ, а так же экскурсионные занятия. На этнокультурное содержание приходится 30 % от общего содержания учебного предмета. Межпредметная связь биологии с другими дисциплинами основана на формировании большинства видов УУД, так же формируемых и в других предметных областях.
Программа по биологии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в школьном учебном плане МБОУ «Зеленецкая СОШ», согласно ему на курс биологии в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю), в 6-8 классах - 70 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю).
Целями биологического образования в основной школе являются:
-
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
-
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
-
ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
-
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
-
овладение ключевыми компетентностями: учебно - познавательными, информационными, ценностно - смысловыми, коммуникативными;
-
формирование у учащихся познавательной и эстетической культуры как способности к эмоционально - ценностному отношению к объектам живой природы.
Цели биологического образования сформулированы на уровне требований к результатам освоения содержания предметной программы. Обучение биологии должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:
-
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
-
реализация установок здорового образа жизни;
-
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
-
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять. Доказывать, защищать свои идеи;
-
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках(тексте учебника, научно - популярной литературе, в биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать из одной формы в другую;
-
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
-
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
В познавательной сфере:
-
Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
-
Приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ - инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-
Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
-
Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявление наследственных заболеваний у человека, водообразования и приспособленности;
-
Различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах - органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
-
Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-
Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
-
Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно - ориентационной сфере:
-
Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
-
Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
-
Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
-
Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности:
-
Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
В эстетической сфере:
-
Выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Содержание учебного предмета.
Курс « Введение в биологию» в 5 классе включает сведения о биологических науках и методах их изучения. Раскрывает вопрос истории биологии, классификации живых организмов на примере видов нашей местности. Курс дает представление о клетке, царствах живой природы: Бактериях, Грибах, Растениях, Животных на примере видов нашей местности, объясняет, с чего начинается жизнь, почему дети похожи на своих родителей, какова роль живых организмов в живой природе, как животные общаются между собой, каким образом и для чего нужно охранять природу, как ее охраняют на территории республики Коми, как здоровье человека зависит от природных условий. Данный курс знакомит учащихся с представителями разных сред обитания на примере видов РК и различных материков, с особенностями этих сред и условиями на материках, с понятиями: «природное сообщество» на примере сообщества смешанного леса нашей местности, «экологические факторы» на конкретных группах факторов нашей местности.
Курс биологии 6 класса знакомит учащихся с царствами: Растений, Грибов, Бактерий. Раскрывает вопросы многообразия и жизненных форм растений на примере видов РК, строения их клеток, тканей и органов. Курс дает представление о процессах жизнедеятельности растений: обмене веществ и превращении энергии, питании, фотосинтезе, дыхании, удалении продуктов обмена, транспорте веществ. Раскрывает вопрос регуляции процессов жизнедеятельности, движения, роста, развития и размножения растений на примере видов РК. Основными вопросами курса так же являются: многообразие растений и принципы их классификации на примере видов РК, отделы: Мхи, Папоротники, Голосеменные и Покрытосеменные растения, ярко - выраженные виды представителей отделов на территории РК, значение растений в природе и жизни человека, важнейшие сельскохозяйственные культуры на примере видов РК, ядовитые растения на примере видов РК, охрана редких и исчезающих видов, редкие, охраняемые и исчезающие виды растений на территории РК, растительные сообщества нашей местности, усложнение растений в процессе эволюций, строение, многообразие и значение представителей царств: Грибы, Бактерии; распространенные виды грибов в РК, Лишайники - особая симбиотическая группа. Виды лишайников республики Коми.
Курс биологии 7 класса знакомит учащихся с царством Животные. Раскрывает вопросы строения, процессов жизнедеятельности и их регуляции, размножения, роста и развития, поведения, раздражимости, рефлексов. Формирует представления о классификации и многообразии животных на примере видов РК, о их роли в природе и в жизни человека на примере видов РК, о сельскохозяйственных и домашних животных на примере видов РК. Курс объясняет явление усложнения животных в процессе эволюции, возникновения приспособлений к различным средам обитания на примере видов РК, раскрывает вопрос охраны редких и исчезающих видов животных мировой фауны и РК.
Курс биологии 8 класса раскрывает следующие вопросы: Человек и окружающая среда, природная и социальная среда обитания человека, общие сведения об организме человека, место человека в системе органического мира, строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека. Курс объясняет особенности: опорно - двигательной системы, знакомит с вопросами профилактики травматизма, значения физических упражнений, оказания первой помощи при травмах опорно - двигательной системы. Раскрывает вопросы: транспорта веществ, понятия - внутренняя среда организма, значения ее постоянства, строения кровеносной и лимфатической систем, понятия крови, групп крови, лимфы, переливания крови, иммунитета, антител, аллергических реакций. Курс объясняет значение предупредительных прививок, лечебных сывороток, строение и работу сердца, процессы кровяного давления и пульса, приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Курс 8 класса формирует у учащихся представление о том, что такое дыхание, дыхательная система, органы дыхания, регуляция дыхания, газообмен в легких и тканях, объясняет необходимость гигиены органов дыхания, предупреждения заболеваний органов дыхания и своевременного оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Раскрывает вопросы: инфекционные заболевания и меры их профилактики, вред табакокурения, питание и пищеварение, пищеварительная система, нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика, обмен веществ и превращение энергии в организме, пластический и энергетический обмены, обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров, витамины, рациональное питание, нормы и режим питания, покровы тела, строение и функции кожи, роль кожи в терморегуляции , уход за кожей, волосами и ногтями, приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика, закаливание организма. Курс знакомит с понятиями: выделение, строение и функции выделительной системы, заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение, размножение и развитие, половые железы и половые клетки, половое созревание, инфекции, передающиеся половым путем. Их профилактика, ВИЧ - инфекция, наследственные заболевания, медико - генетическое консультирование, оплодотворение, внутриутробное развитие, беременность, роды, развитие после рождения, влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Курс дает представление о понятиях: органы чувств, строение и функции органов зрения и слуха, вестибулярный аппарат, мышечное и кожное чувства, обоняние и вкус, нейрогуморальная регуляция процессов, нервная система, рефлекс и рефлекторная дуга, эндокринная система, гормоны и механизмы их действия на организм, предупреждение нарушения деятельности нервной и эндокринной систем, поведение и психика человека, безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы, особенности поведения человека, речь, внимание, мышление, память, эмоции и чувства, сон, темперамент, характер, способности и одаренность, межличностные отношения, роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Курс раскрывает вопросы: здоровый образ жизни, соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил здорового образа жизни, укрепления здоровья - аутотренинг, закаливание, двигательная активность, влияние физических упражнений на органы и системы органов, факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение, вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Курс биологии 9 класса формирует представления у учащихся по следующим вопросам: отличительные признаки живых организмов, особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме, клеточное строение организмов, строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли, хромосомы, многообразие клеток. Курс раскрывает суть вопросов: обмен веществ и превращение энергии, особенности протекания фотосинтеза в северных широтах, роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена и жизнедеятельности клетки и организма, рост и развитие организма, размножение: половое и бесполое, половые клетки, оплодотворение. Наследственность и изменчивость, наследственная и ненаследственная изменчивость, формирование фенотипа в условиях севера, особенности селекции, районированные сорта и породы РК, приемы селекционирования в нашей местности, использование бактериальных процессов в пищевой промышленности и с.х. РК, система и эволюция органического мира, вид - основная систематическая единица, признаки вида, учение Ч. Дарвина об эволюции, факторы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания, ароморфозы, идиоадаптации на примере видов нашей местности. Курс объясняет взаимосвязи организмов и окружающей среды на примере биогеоценозов РК, понятие - среда обитания, влияние экологических факторов на организмы в условиях нашей местности, экосистемную организацию живой природы. Курс знакомит с понятиями: экосистема, взаимодействие видов в экосистеме( конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм идр.) на примере видов нашей местности, пищевые связи в экосистеме, круговорот веществ и превращение энергии на примере биогеоценозов РК, биосфера - глобальная экосистема, учение В. И. Вернадского о биосфере, границы биосферы, распространение и роль живого вещества, роль человека в биосфере, экологические проблемы, последствия деятельности человека в экосистемах на примере нашей местности. Охраняемые территории РК.
Тематическое планирование.
Биология 5 класс (Введение в биологию).
Наименование глав и тем
Количество часов
Содержание
Основные виды учебной деятельности
Введение.
2 часа
Науки о природе: Астрономия, Физика, Химия, География, Биология. Понятие метода. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение.
- выделение главного в тексте источника, обозначение наук;
- описание каждой из них;
- объяснение понятий «естественная наука», «метод изучения»;сути каждого из методов;
- формулирование вывода на основе полученных знаний;
- оперирование понятиями при ответе на вопросы
Глава 1. Мир биологии:
21 час (1 час ПР)
Тема 1. Предмет и история биологии
2 часа
Что изучает биология. Семья биологических наук: ботаника, зоология, микология, микробиология, цитология, анатомия, физиология, генетика, экология. Накопление знаний о природе. Заслуги Аристотеля, У. Гарвея, Р. Гука, К. Линнея, Ч. Дарвина, Г. Менделя, В. И. Вернадского.
- объяснение смысла понятий «биология», «ботаника». «зоология» и др, используя источник информации;
- выделение имен великих ученых - биологов в хронологическом порядке;
- объяснение заслуг ученых;
- формулирование вывода на основе полученных знаний;
- оперирование понятиями при ответе на вопросы
Тема 2. Экскурсия в мир клеток
1 час (П.Р.)
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение и деление клетки. Устройство светового микроскопа.
- анализ рисунков учебника;
- объяснение особенностей одноклеточных и многоклеточных организмов, используя рисунки учебника;
- обозначение в тетради 3 частей любой клетки;
- оперирование микроскопом;
- приготовление временного препарата;
- рассмотрение временного и готового микропрепаратов в микроскоп;
- рисование увиденного в объектив;
- формулирование вывода на основе полученных знаний.
Тема 3. Классификация. Царства живой природы
5 часов
Классификация. Единицы классификации: вид, род, семейство, отряд(порядок), класс, тип(отдел), царство. Царства: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Классификация растений и животных на примере видов нашей местности.
Ярко - выраженные виды царств живой природы - обитатели нашей местности.
- обозначение в тетради понятия классификации;
- анализ рисунков учебника, обозначение единиц классификации растений и животных по порядку;
- анализ схем классификации и формулирование вывода, объясняющего различия в классификации растений и животных;
- определение представителей разных царств на примере видов республики Коми;
- описание каждого из царств;
- формулирование примеров классификации растений и животных нашей местности.
Тема 4. Появление, развитие и проявление жизни
3 часа
Половые клетки: яйцеклетка и сперматозойд. Оплодотворение, развитие зародыша. Размножение. Способы размножения: деление, спорами, корнями, стеблями, листьями, семенами. Откладывание икры, яиц.
Наследственность.
- объяснение смысла понятий: «половые клетки», «яйцеклетка», «сперматозойд», «оплодотворение», «размножение»;
- анализ рисунков учебника;
- выделение главного в источнике информации, описание процесса развития зародыша, используя рисунки учебника;
- поиск способов размножения организмов в источнике информации;
- подкрепление способов примерами организмов, размножающихся конкретными способами;
- описание каждого из способов;
- объяснение причин того, что последующее поколение похоже на предыдущее.
Тема 5. Значение живых организмов
1 час
Роль живых организмов в природе. Организмы - производители, организмы - потребители, организмы - разрушители. Круговорот веществ на примере смешанного леса нашей местности.
- анализ учебной таблицы;
- поиск и объяснение смысла понятий: «организм - производитель», «организм - потребитель», «организм - разрушитель»;
- подкрепление каждой группы организмов примерами организмов;
- объяснение роли растений, животных, грибов, бактерий в природе, используя текст учебника;
- обозначение звеньев процесса круговорота веществ на примере смешанного леса нашей местности.
Тема 6. Общение животных
1 час
Языки общения: язык запахов, язык движений, язык звуков.
- выделение главного в тексте учебника;
- описание языков общения на конкретных примерах;
- прослушивание примеров языка звуков и сообщений учащихся;
- выступление с сообщениями по вопросу: «языки общения организмов»;
- формулирование вывода на основе полученных знаний
Тема 7. Практическая биология
2 часа
Биология и практика. Роль биологических знаний в создании новых и улучшении уже существующих пород и сортов. Биологическая защита урожая. Практические приемы выращивания растений и животных в нашей местности.
- поиск в источнике информации объяснения роли генетики в создании сорта или породы с определенными свойствами;
- выявление способов биологической защиты урожая;
- подкрепление примерами из учебника открытий биологов, использованных человеком в практике;
- выдвижение предположений о причинах использования конкретных приемов выращивания растений и животных в нашей местности.
Тема 8. Охрана природы
2 часа
Охраняемые территории: заповедники, национальные парки и др. Охраняемые территории республики Коми.
- выборка из источника информации исчезнувших видов, исчезающих и охраняемых животных и растений;
- определение причин исчезновения живых существ и цели создания специальных территорий;
- поиск определения понятий: «Красная книга РФ», питомник, ботанический сад, зоопарк, заповедник, национальный парк;
- определение по экологической карте РК охраняемых территорий РК;
- прослушивание сообщений об охраняемых территориях РК;
- подкрепление знаний об охраняемых территориях примерами организмов, охраняемых на территории РК.
Тема 9. Здоровый образ жизни. Влияние природы на наш организм
4 часа
Что такое ЗОЖ. Вредные привычки: курение, употребление спиртных напитков и наркотиков. Стихийные природные явления: бури, ураганы, грозы, град. Влияние этих явлений на человека. Влияние живых организмов на человека. Организмы, представляющие опасность в нашей местности и способы защиты от них.
- поиск определения понятий: «ЗОЖ», вредные привычки, буря, ураган, гроза, град;
- формулирование главных правил ЗОЖ;
- поиск в источнике информации объяснения влияния вредных привычек на организм человека; влияния стихийных природных явлений на здоровье и жизнь человека;
- определение организмов, представляющих опасность для человека в нашей местности; способов защиты от них.
Глава 2. Организм и среда обитания
11 часов
Тема 1. Обитатели разных сред.
4 часа
Среда обитания. Среды: водная, наземно - воздушная, почвенная, организменная. Условия сред обитания. Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах. Приспособленность организмов к обитанию в различных средах на территории РК.
- определение по рисункам 4 сред обитания;
- описание условий каждой среды;
- приведение примеров приспособленности к существованию в конкретной среде;
- формулирование понятий: хозяин, паразит, симбионт;
- приведение примеров представителей и черт приспособленности к условиям различных сред обитания на территории РК.
Тема 2. Экологические факторы.
3 часа
Какие факторы называют экологическими. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Влияние экологических факторов на существование организмов в нашей местности. Положительные и отрицательные взаимоотношения организмов на примере видов нашей местности.
- формулирование понятий: экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные факторы, паразитизм, хищничество, конкуренция;
- определение абиотических факторов и описание их воздействия на живые организмы;
- поиск в источнике информации примеров положительных и отрицательных биотических взаимоотношений на примере видов нашей местности;
- выявление положительного и отрицательного воздействия человека на природу;
- поиск примеров влияния экологических факторов на существование организмов в нашей местности.
Тема 3. Природные сообщества
2 часа(1 час экскурсия)
Природное сообщество. Естественные и искусственные природные сообщества. Пищевае цепи. Производители, потребители, разрушители органических веществ. Виды природных сообществ на территории РК. Пищевые цепи на примере сообществ РК.
- формулирование понятий: природное сообщество, пищевая цепь, производители, потребители, разрушители;
- определение хронологической последовательности групп организмов по порядку в пищевой цепи;
- подкрепление примерами организмов конкретного звена пищевой цепи нашей местности;
- рассмотрение природных сообществ РК на примере нашей местности;
Тема 4. Жизнь в мировом океане
1 час
Мировой океан. Роль Мирового океана в природе. Мировой океан - среда обитания живых организмов. Обитатели толщи, поверхности и дна океана.
- формулирование понятий: Мировой океан, планктон;
- объяснение роли Мирового океана в природе;
- описание групп обитателей океана в зависимости от условий существования;
- подкрепление примерами представителей каждой группы.
Тема 5. Путешествие по материкам
1 час
Что такое материк. Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Условия, природные сообщества, растительный и животный мир материков.
- формулирование понятия «материк»;
- определение по картам учебника и географического атласа 6 известных материков;
- описание условий, природных сообществ каждого из материков;
- подкрепление информации о природных сообществах материков примерами ярко - выраженных представителей растительного и животного мира.
Заключение
1 час
Понятия, процессы и явления курса «Введение в биологию».
- формулирование ряда биологических терминов;
- подкрепление примерами, подтверждающими то или иное биологическое явление, процесс или объект;
- описание биологических объектов, явлений, процессов;
- объяснение причин того или иного биологического явления или процесса.
Всего
35 часов (ПР 1 час, 1 час экскурсия)
Биология 6 класс (Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники).
Наименование глав и тем
Количество часов
Содержание
Основные виды учебной деятельности
Введение
1 час
Биология - наука о живой природе. Значение растений в жизни человека. Разнообразие растительного мира на территории РК.
- формулирование понятия «биология»;
- поиск информации о значении растений в жизни человека в источнике информации;
- приведение своих примеров;
- рассмотрение многообразия растений мира и РК на гербарных экземплярах;
Глава 1. Общее знакомство с растениями
7 часов ,( 1 час ЛР, 1 час экскурсия)
Мир растений. Разнообразие жизненных форм растений на примере видов РК. Растение - целостный организм. Условия жизни растений. Среды жизни, приспособленность к действию факторов. Приспособленность видов РК к существованию в условиях севера.
- рассмотрение представителей царства на гербарных экземплярах;
- определение по гербарным экземплярам и рисунку учебника жизненных форм растений на примере видов РК;
- описание сред жизни растений, их условий;
- выявление черт приспособленности видов РК к существованию в условиях севера.
Глава 2. Клеточное строение растений
5 часов (2 часа ЛР)
Минеральные и органические вещества в растениях. Увеличительные приборы, их строение и практическое применение. Растительная клетка: строение и жизнедеятельность. Ткани растений: виды, особенности строения, функции.
- поиск информации о веществах клетки в источнике информации;
- формулирование понятия клетка;
- анализ рисунка растительной клетки в учебнике и на учебной таблице;
- подготовка микроскопа к рассмотрению препарата;
- приготовление временного препарата чешуи лука;
- рассмотрение препарата клетки и тканей под микроскопом;
- рисование увиденного в тетради;
- формулирование вывода по изученному материалу.
Глава 3. Органы цветковых растений
19 часов (8часов ЛР)
Тема 1. Корень
4 часа (1 час ЛР)
Внешнее и внутреннее строение корня, виды корней, зоны корня, типы корневых систем растений на примере видов РК
- рассмотрение рисунков, учебных таблиц с изображением корней, гербарных экземпляров;
- анализ рисунков учебника;
- установление микроскопа к рассмотрению готового микропрепарата;
- рассмотрение готового микропрепарата;
- рисование корня и типов корневых систем, обозначение на рисунке видов корней;
- выявление отличий 2 типов корневых систем;
- подкрепление примерами растений РК информации о типах корневых систем.
- формулирование вывода по изученному материалу
Тема 2. Побег
9 часов (4 часа ЛР)
Строение и значение побега. Строение и виды почек. Внешнее строение листа: части листа, особенности края листовой пластинки, формы листовой пластинки на примерах видов РК. Типы жилкования на примерах видов РК. Внутреннее строение листа. Функции листа, их значение в жизни целостной системы растения. Стебель. Многообразие стеблей на примере видов РК. Внутреннее строение стебля.
- рассмотрение строения побега на рисунке и на гербарных экземплярах;
- рисование побега в тетради;
- обозначение на рисунке частей побега;
- анализ рисунков строения почек;
- выявление различий генеративной и вегетативной почек;
- рассмотрение внешнего строения листа на комнатных растениях;
- рисование листа;
- обозначение на рисунке частей листа;
- рассмотрение края листовой пластинки, ее формы, типов жилкования, многообразия стеблей на гербарных экземплярах растений РК;
- установление микроскопа;
- рассмотрение готового препарата внутреннего строения листа, стебля;
- рисование увиденного в тетради;
- поиск в учебнике информации о функциях листа;
- формулирование понятий: побег, стебель, лист, почка.
Тема 3. Цветок и плод
2 часа (2 часа ЛР)
Части цветка, функции и особенности строения. Типы соцветий на примере растений РК. Строение плода, многообразие плодов на примере растений РК.
- формулирование понятий цветок, плод;
- рассмотрение строения цветка на динамической модели;
- рисование цветка, обозначение его частей и их функций;
- рассмотрение типов соцветий растений РК на гербарных экземплярах;
- рассмотрение многообразия плодов растений РК на готовой коллекции плодов;
- анализ рисунка строения плода;
- выявление особенностей различных типов плодов;
Тема 4. Семя
4 часа ( 1 час ЛР)
Строение семени. Типы семян на примере двудольных и однодольных растений РК. Условия прорастания семян. Особенности выращивания культурных растений в РК.
- формулирование понятия семя;
- рассмотрение многообразия семян на готовых коллекциях;
- анализ рисунков семян двудольных и однодольных, выявление черт различий;
- подкрепление информации о строении семян двудольных и однодольных примерами растений РК;
- поиск информации в источнике об особенностях выращивания культурных растений в РК
Глава 4. Основные процессы жизнедеятельности растений.
11 часов ( 1 час экскурсия)
Питание растений: корневое и воздушное. Дыхание растений. Значение воды в жизни растений. Семенное размножение. Цветение и опыление растений. Типы опыления на примере видов РК. Оплодотворение у растений. Вегетативное размножение. Типы вегетативного размножения на примере растений, произрастающих в РК. Рост и развитие растительного организма.
- формулирование понятий: корневое и воздушное питание, дыхание, семенное размножение, опыление, оплодотворение, вегетативное размножение, рост и развитие;
- анализ рисунков учебника и объяснение опытов, доказывающих значение воды и кислорода в жизни растений;
- описание последовательности протекания процесса фотосинтеза и корневого питания;
- рассмотрение учебных таблиц семенного размножения, опыления и оплодотворения, вегетативного размножения, выявление особенностей каждого процесса в условиях РК;
Глава 5. Основные отделы царства растений.
13 часов ( 4 часа ЛР)
Понятие о систематике, на примере классификации видов РК. Отдел Водоросли: зеленые. Бурые, красные; особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие водорослей. Отдел мохообразные: строение и жизнедеятельность. Многообразие мхов на примере видов РК. Отдел Папоротникообразные. Строение, жизнедеятельность Папоротникообразных . Хвощи. Плауны. Жизненный цикл на примере видов РК. Низшие и высшие споровые растения РК. Отдел Голосеменные: общая характеристика, многообразие видов на примере растений РК, жизненный цикл, строение шишек. Отдел Покрытосеменные: общая характеристика, особенности существования. Многообразие представителей классов Двудольных и Однодольных на примере видов РК. Признаки семейств классов Двудольных и Однодольных . Семенные растения РК.
- формулирование понятия систематика на примере видов РК;
- рассмотрение строения и многообразия Водорослей, Мхов, Папоротников, Хвощей, Плаунов, Голосеменных, Покрытосеменных на
учебных таблицах, гербарных экземплярах видов РК;
- анализ рисунков жизненных циклов, выявление хронологической последовательности каждого этапа и его особенностей;
- рассмотрение строения шишек Голосеменных на натуральных моделях;
-
Глава 6. Историческое развитие разнообразия растительного мира на Земле.
5 часов
Понятие об эволюции. Эволюция высших растений. Многообразие и происхождение культурных растений на примере видов РК. Охрана растений. Охраняемые виды РК. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир в РК.
- формулирование понятия эволюция;
- рассмотрение многообразия культурных растений РК на гербарных экземплярах;
- определение на экологической карте РК территории охраняемых зон;
- рассмотрение охраняемых видов РК на картинках и на фото презентации;
- прослушивание сообщения о влиянии хозяйственной деятельности человека на растительный мир РК.
Глава 7. Царство бактерий.
1 час
Строение, разнообразие, жизнедеятельность и значение бактерий.
- формулирование понятия бактерия;
- рассмотрение многообразия на картинках учебника; выявление признаков классификации бактерий;
- установление микроскопа;
- рассмотрение готового микропрепарата;
- рисование увиденного;
- просмотр фильма о жизнедеятельности бактерий.
Глава 8. Царство Грибы. Лишайники.
4 часа ( 1 час ЛР)
Общая характеристика, строение, многообразие и значение шляпочных грибов на примере видов РК. Охраняемые виды грибов РК. Строение, жизнедеятельность плесневых грибов. Общая характеристика и особенности жизнедеятельности паразитических грибов. Строение, жизнедеятельность , многообразие лишайников. Лишайники РК.
- рассмотрение строения, многообразия шляпочных грибов на примере видов РК на коллекции;
- прослушивание сообщения об охраняемых видах грибов РК;
- описание строения и жизнедеятельности плесневых грибов по рисунку учебника и учебной таблицы;
- поиск информации в источниках о грибах - паразитах;
- рассмотрение строения и внешнего облика лишайников на примере видов РК на гербарных экземплярах;
- формулирование понятий Грибы, Лишайники, выявление особенностей, используя текст параграфа.
Глава 9. Природные сообщества
3 часа ( 1 час экскурсия)
Понятие о биогеоценозе, экосистеме. Растительные сообщества РК. Приспособленность организмов к совместной жизни в природных сообществах РК
- формулирование понятия биогеоценоз;
- рассмотрение природных сообществ РК на примере нашей местности;
- выявление черт приспособленности к совместной жизни в биогеоценозе на примерах видов нашей местности.
Заключение.
1 час
Обобщение информации по курсу растительного мира. Многообразие, особенности строения, обитания и значение в природе и для человека на примере видов РК.
- формулирование понятий;
- рассмотрение особенностей;
- описание строения и функционирования;
Всего:
70 часов ( 24 часа ЛР, 3 экскурсии)
Биология 7 класс ( Животные).
Наименование глав и тем
Количество часов
Содержание
Основные виды учебной деятельности
Глава 1. Общие сведения о мире животных
6 часов
Зооология - наука о животных. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные ранговые единицы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.
- формулирование понятия зоология;
- определение сред обитания и их условий по рисункам учебника и учебным таблицам;
- определение хронологического порядка таксонов в классификации животных;
- прослушивание сообщений и просмотр учебных презентаций о влиянии человека на животных и о краткой истории развития зоологии.
Глава 2. Строение тела животных.
3 часа
Клеточное строение животных. Животная клетка: органоиды и их функции. Ткани животных. Органы и системы органов животных.
- формулирование понятия клетка;
- рассмотрение изображения животной и растительной клеток, выявление черт различий;
- описание строения различных типов тканей животных, поиск информации о функциях;
- формулирование вывода по изученному.
Глава 3. Подцарство Простейшие или Одноклеточные
4 часа (1 час ЛР)
Типы: Саркодовые, Жгутиконосцы, Инфузории. Представители: Амеба Протей, Эвглена Зеленая, Инфузория - туфелька. Среда обитания и строение простейших. Процессы: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, раздражимость. Многообразие Простейших. Паразитические Простейшие.
- установление микроскопа;
- рассмотрение готовых препаратов организмов;
- рисование увиденного;
- сравнение увиденного с рисунком учебника, выявление особенностей;
- описание среды обитания и строения простейших;
- рассмотрение многообразия простейших на рисунках учебника и учебных таблицах;
- прослушивание сообщения и просмотр учебной презентации о паразитических Простейших.
Глава 4 Подцарство Многоклеточные
51 час (7 часов ЛР)
Тема1. Тип Кишечнополостные
4 часа
Общая характеристика типа. Классы: Гидроидные, Сцифоидные медузы, Коралловые полипы. Жизненные формы Кишечнополостных. Представитель - Пресноводная Гидра. Среда обитания, строение, образ жизни, передвижение. Процессы: питание, дыхание, выделение, размножение, развитие.
- рассмотрение представителей на слайд - шоу;
- просмотр фильма об образе жизни организмов;
- описание процессов питания, дыхания, выделения, размножения, развития, используя рисунки и текст учебника.
Тема 2. Тип Плоские Черви
2 часа
Общая характеристика типа. Классы Плоских Червей: Ресничные, Сосальщики, Ленточные черви. Внешнее и внутреннее строение, среда обитания, образ жизни. Представитель - Белая Планария.
- рассмотрение внешнего облика организмов на рельефной и на учебной таблицах и на влажных препаратах;
- описание среды обитания, образа жизни и внутреннего строения, используя рисунки учебника и текст.
Тема 3. Тип Круглые Черви
1 час
Общая характеристика типа. Нематоды. Внешнее и внутреннее строение, среда обитания и образ жизни, представитель - Человеческая Аскарида.
- рассмотрение внешнего облика организма на влажном препарате;
- описание среды обитания, образа жизни и внутреннего строения, используя рисунки учебника и текст.
Тема 4. Тип Кольчатые Черви
3 часа (1 час ЛР)
Общая характеристика типа. Многощетинковые и Малощетинковые. Внешнее и внутреннее строение, среда обитания, образ жизни. Представитель - Дождевой червь. Виды, встречающиеся на территории РК. Черты эволюции по сравнению с ранее изученными группами.
- рассмотрение внешнего облика организма на влажном препарате;
- просмотр фильма об образе жизни;
-прослушивание сообщений о видах РК;
- описание среды обитания, внутреннего строения, используя рисунки учебника и текст.
Тема 5. Тип Моллюски
3 часа(1 час ЛР)
Классы: Брюхоногие. Двустворчатые, Головоногие. Представители: Большой прудовик, Беззубка, Осьминоги, Кальмары, Каракатицы и др. Виды, встречающиеся на территории РК. Общая характеристика типа. Среда обитания, особенности внешнего, внутреннего строения представителей. Органы чувств. Размножение и развитие в природе. Роль в природе. Черты эволюции по сравнению с ранее изученными группами
- рассмотрение внешнего облика организма на влажном препарате;
- рассмотрение строения раковин на коллекции раковин;
- просмотр слайд-шоу о видах РК;
- описание среды обитания, внутреннего строения, используя рисунки учебника и текст.
- прослушивание сообщения о роли организмов в природе и об эволюции по сравнению с ранее изученными организмами.
Тема 6. Тип Членистоногие
6 часов ( 1час ЛР)
Классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. Представители: Речной Рак, Паук - Крестовик, Черный таракан. Виды, встречающиеся на территории РК. Общая характеристика типа. Образ жизни, внешнее строение, системы органов, их строение и функции. Особенности размножения и цикл развития. Отряды Ракообразных: Десятиногие, Листногие, Веслоногие, Равноногие, Разноногие, Усоногие. Отряды Паукообразных: Пауки, Сенокосцы, Скорпионы, Клещи. Виды, встречающиеся на территории РК. Типы развития насекомых. Отряды с неполным превращением: Стрекозы. Прямокрылые, Равнокрылые, Клопы. Отряды с полным превращением: Бабочки, Жуки, Двукрылые, Перепончатокрылые. Представители отрядов, обитающие на территории РК. Полезные насекомые - Пчелы и Муравьи. Насекомые - вредители и переносчики заболеваний на примере видов РК. Методы борьбы с ними. Охрана насекомых.
- рассмотрение внешнего облика организмов на сухих и на влажных препаратах, в готовых коллекциях на примерах видов РК;
- описание среды обитания, внутреннего строения, используя рисунки учебника и текст;
- просмотр фильма об образе жизни, об охране организмов и слайд - шоу о представителях разных отрядов на примере видов РК;
- прослушивание сообщений о насекомых - вредителях и переносчиках заболеваний.
Тема 7. Подтип Бесчерепные. Класс Рыбы
6 часов (1 час ЛР)
Общие признаки Хордовых. Ланцетник - примитивное Хордовое животное. Среда обитания, внешний облик. Внутреннее строение: кровеносная система, осевой скелет - хорда, нервная система, органы выделения. Размножение. Общие признаки подтипа. Надкласс Рыбы. Классы: Хрящевые: Акулы и Скаты. Костные: Лучеперые, Лопастеперые. Представитель - Речной Окунь. Распространенные виды рыб в водоемах РК. Среда обитания. Внешнее строение: отделы, покровы, органы чувств. Внутреннее строение: системы и их функции. Размножение и миграции рыб на примерах видов РК. Промысловые рыбы, их использование и охрана в РК.
- рассмотрение внешнего облика организмов на рельефной таблице, на сухих препаратах и на рисунках учебных таблиц;
- описание среды обитания, внутреннего строения, используя рисунки учебника и текст;
- просмотр фильма об образе жизни, размножении и миграции рыб и слайд - шоу о представителях разных классов на примере видов РК;
- прослушивание сообщений об использовании и охране в РК промысловых рыб;
Тема 8. Класс Земноводные
4 часа
Общие признаки класса. Представитель - Зеленая лягушка. Среда обитания, внешнее строение: отделы тела, покровы. Внутреннее строение: системы и их функции. Обмен веществ. Размножение, годовой цикл и происхождение Земноводных. Отряды: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Представители Земноводных и их значение на примерах видов РК.
- рассмотрение внешнего облика организмов на влажных препаратах и учебных таблицах;
- просмотр отрывка интернет -урока о среде обитания, образе жизни, размножении. Годовом цикле и происхождении Земноводных;
- прослушивание сообщений об отрядах и их представителях на примере видов РК;
Тема 9. Класс Пресмыкающиеся
4 часа
Общая характеристика класса. Представитель - Прыткая ящерица. Образ жизни и внешнее строение. Внутреннее строение: системы и их функции. Органы размножения. Годовой жизненный цикл. Отряды: Чешуйчатые (Ящерицы и Змеи), Крокодилы, Черепахи. Виды, встречающиеся в РК. Древние Пресмыкающиеся. Значение.
- рассмотрение внешнего облика организмов на сухих препаратах и учебных таблицах;
- описание среды обитания, внутреннего строения, используя рисунки учебника и текст;
- прослушивание сообщений и просмотр презентаций об отрядах Пресмыкающихся на примере ярко - выраженных видов и видов, обитающих в РК;
- поиск информации в источнике о древних Пресмыкающихся и о значении класса.
Тема 10. Класс Птицы
8 часов ( 2 часа ЛР)
Общая характеристика класса. Представитель - Сизый голубь. Среда обитания и внешнее строение: отделы тела, перьевой покров. Внутреннее строение: системы и их функции. Размножение и развитие птиц. Жизненный цикл. Миграции птиц. Надотряды: Пингвины, Страусовые, Типичные птицы. Экологические группы птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. Распространенные виды птиц и их особенности на территории РК.
- рассмотрение внешнего облика на чучелах и на учебных таблицах, строения перьев на натуральных объектах;
- просмотр фильма об образе жизни, размножении и развитие птиц, их миграции и слайд - шоу о представителях на примере видов РК;
- описание среды обитания, внутреннего строения, используя рисунки учебника и текст;
- рассмотрение строения яйца на динамической модели;
- прослушивание сообщений о надотрядах и экологических группах птиц.
Тема 11. Класс Млекопитающие
9 часов (1 час ЛР)
Общая характеристика класса . Представители: Собака, Кролик. Среды жизни и места обитания. Внешнее строение: отделы тела, покровы, органы чувств. Внутреннее строение: системы и их функции. Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл. Происхождение. Подклассы: Первозвери, Настоящие звери. Отряды высших зверей: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные, Приматы. Экологические группы Млекопитающих, значение и охрана. Распространенные виды различных отрядов, встречающиеся в РК. Охраняемые виды РК.
- рассмотрение внешнего облика представителей на учебных таблицах;
- описание среды обитания, внутреннего строения, используя рисунки учебника и текст;
- составление хронологической последовательности годового жизненного цикла и развития;
- прослушивание сообщений и просмотр учебных презентаций об отрядах Млекопитающих и распространенных и охраняемых видах РК.
Глава 5. Учение об эволюции
2 часа
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Этапы развития животного мира.
- объяснение доказательств эволюции животного мира;
- составление хронологической последовательности этапов развития животного мира;
- выделение основных положений учения Ч. Дарвина
Глава 6. Природные сообщества
3 часа ( 1 час экскурсия)
Понятие природного сообщества на примере сообществ РК. Роль и положение животных в природном сообществе на примере видов РК. Взаимодействие животных с другими видами внутри природного сообщества.
- формулирование понятия природное сообщество на примере сообществ РК;
- обозначение роли животных в природном сообществе на примере видов РК;
- описание взаимодействия животных с другими видами внутри природного сообщества на примере природных сообществ РК.
Заключение
2 часа
Обобщение по курсу зоологии: Среда обитания, многообразие видов, строение, значение и роль в природе на примерах РК.
- формулирование понятий;
- объяснение особенностей;
- описание черт строения, роли.
Всего
70 часов (8 ЛР, 1экскурсия
Биология 8 класс (Человек).
Наименование глав и тем
Количество часов
Содержание
Основные виды учебной деятельности
Введение
1 час
Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме: анатомия, физиология, гигиена. Методы изучения.
- объяснение понятий биологическая и социальная природа человека;
- формулирование понятий наук и методов;
- описание сути методов.
Глава 1. Общий обзор строения организма человека.
2 часа (1 час ЛР)
Структура тела. Место человека в живой природе. Характеристика вида Человек разумный в системе живых организмов. Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки. Виды тканей, их строение и функции. Системы органов. Уровни организации. Нервная и гуморальная регуляция.
- рассмотрение структуры тела человека на учебной таблице и на ростовой модели;
- обозначение хронологической последовательности таксонов в классификации вида Человек разумный и уровней организации;
- установление микроскопа;
- рассмотрение клеточного строения в микроскоп;
- рисование увиденного;
- анализ рисунка клетки4
- описание строения тканей человека и их функций;
- построение схемы нервной и гуморальной регуляции.
Глава 2 Системы организма человека, функции.
64 часа (10 часов ЛР)
Тема1. Опора и движение.
9 часов (2 часа ЛР)
Скелет. Отделы скелета: скелет головы, позвоночник, грудная клетка, скелет верхних и нижних конечностей. Виды, строение, состав и соединение костей. Травмы: растяжения, вывихи, переломы. Их признаки, первая помощь при повреждениях. Типы мышц, их строение и значение. Утомление мышц. Динамическая и статистическая работа мышц. Нарушение осанки и плоскостопие, их предупреждение. Развитие опорно - двигательной системы.
- рассмотрение строения скелета, его отделов на ростовой модели;
- рассмотрение и описание видов, строения, состава и соединения костей, строения, типов мышц по рисункам учебника и учебным таблицам;
- составление правил оказания первой помощи при растяжениях, вывихах, переломах, а также предупреждения нарушения осанки и плоскостопия;
- построение схемы динамической и статистической работы мышц;
- выполнение работы по алгоритму, прописанному в ЛР;
- прослушивание сообщения и просмотр учебной презентации о развитии и возрастных изменениях опорно - двигательной системы.
Тема 2. Кровь и кровообращение.
10 часов (3 часа ЛР)
Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Значение крови. Состав крови: плазма, клетки - тромбоциты, эритроциты, лейкоциты. Иммунитет и его виды. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови, резус - фактор. Строение и работа сердца - фазы. Кровеносные сосуды - артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Лимфа. Артериальное кровяное давление. Пульс. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях.
- рассмотрение объектов в микроскоп и на рисунке в учебнике;
- описание состава крови, используя рисунки и текст;
- анализ схемы тканевой совместимости и формулирование вывода;
- анализ таблицы по группам крови и резус - фактору;
- объяснение работы сердца по учебной таблице;
- описание пути движения крови по большому и по малому кругам кровообращения;
- формулирование понятий лимфа, артериальное давление, пульс;
- подсчет пульса;
- составление правил оказания первой помощи при различных видах кровотечений и предупреждения заболеваний сердца и сосудов;
Тема 3. Дыхание.
6 часов (2 часа ЛР)
Значение дыхания. Органы дыхания: дыхательные пути: гортань, трахея, бронхи, легкие. Обмен газами в легких и тканях. Дыхательные движения: вдох и выдох. Рефлекторная и гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение: грипп, туберкулез и рак. Гигиена дыхания. Укрепление органов дыхания. Первая помощь при утоплении, удушении, заваливании землей, электротравмах. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
- рассмотрение строения органов дыхания на наглядной модели и на учебной таблице;
- хронологическое описание процесса обмена газами в легких и тканях;
- объяснение процессов вдоха и выдоха по таблице и рисунку учебника;
- формулирование понятий рефлекторная и гуморальная регуляция дыхания;
- прослушивание сообщений о болезнях органов дыхания и их предупреждения;
- составление правил оказания первой помощи при утоплении, удушении, заваливании землей, электротравмах;
- демонстрация оказания искусственного дыхания и непрямого массажа сердца на модели.
Тема 4. Пищеварение.
7 часов (1 час ЛР)
Значение пищи. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, витамины, минеральные соли. Система органов пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник), пищеварительные железы. Зубы: строение, типы, функции, уход за ними. Пищеварение в ротовой полости, в желудке, в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Функции печени. Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Режим питания. Заболевания органов пищеварения: желудочно - кишечные, глистные, пищевые отравления.
- просмотр презентации о составе и значении пищи;
- рассмотрение строения пищеварительной системы, зубов и их типов на учебной таблице и на рисунке в учебнике;
- построение схемы движения пищи по пищеварительному каналу;
- описание отделов пищеварительной системы и их функций;
- составления правил по соблюдению гигиены питания и режима питания;
- прослушивание сообщений о заболеваниях органов пищеварения.
Тема 5. Обмен веществ и энергии.
3 часа (1 час ЛР)
Стадии обмена веществ: подготовительная, пластический и энергетический обмены, заключительная. Расходы энергии. Нормы питания. Витамины и их значение.
- анализ схемы обмена веществ;
- выделение основных стадий;
- описание каждой из них;
- составление правил по нормам питания;
- анализ статистических данных по расходам энергии;
- просмотр презентации о витаминах и их значении.
Тема 6. Мочевыделительная система.
2 часа
Строение и функции почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.
- рассмотрение строения почек на учебной таблице и рисунке учебника;
- обозначение функций;
- составление правил по предупреждению заболеваний почек;
- объяснение причин, по которым необходимо соблюдать питьевой режим.
Тема 7. Кожа.
3 часа
Значение кожи. Строение: эпидермис, дерма, гиподерма. Причины нарушений кожных покровов. Первая помощь при ожогах, обморожениях. Заболевания: грибковые, чесотка. Кожа - орган терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
- рассмотрение готового препарата кожи в микроскоп;
- описание слоев кожи и их функций;
- выявление причин нарушений кожных покровов;
- составление правил оказания первой помощи при ожогах и обморожениях, тепловом и солнечном ударах;
- объяснение того, что кожа - орган терморегуляции, необходимости закаливания.
Тема 8. Эндокринная система.
3 часа
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
- рассмотрение структуры эндокринной системы, используя текст учебника;
- объяснение особенностей желез внешней. Внутренней и смешанной секреции;
- объяснение роли гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
Тема 9. Нервная система.
5 часов (1 час ЛР)
Значение нервной системы. Строение нервной системы: ЦНС, периферическая; соматический и вегетативный отделы. Функции. Нейрогормональная регуляция. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции.
- рассмотрение строения системы на ростовой модели и на учебной таблице;
- анализ рисунка строения системы: отделов;
- объяснение понятия нейрогормональная регуляция;
- рассмотрение строения головного мозга на наглядном пособии;
- описание строения частей и их функций.
Тема 10. Органы чувств.
5 часов
Действие органов чувств. Анализаторы. Строение и функции органов зрения. Заболевания и повреждения глаз. Строение и значение органов слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия. Органы осязания. Обоняния, вкуса.
- формулирование понятия органы чувств;
- анализ общей схемы анализаторов;
- составление пути движения нервного импульса;
- рассмотрение строения органов слуха, зрения на рисунках в учебнике и на учебной таблице;
- объяснение особенностей функционирования органов осязания, обоняния, вкуса.
Глава 3. Поведение и психика.
7 часов
Безусловные рефлексы. Инстинкты. Условные рефлексы. Запечатление. Виды торможения. Биологические ритмы. Сон и его значение. Сновидения. Высшая нервная деятельность: речь и сознание. Познавательные процессы: память, мышление. Воля, эмоции, внимание.
- формулирование понятий: безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы, запечатление;
- описание основных видов торможения, объяснение их причин;
- прослушивание сообщений и просмотр презентаций о познавательных процессах;
- выполнение практических заданий на выявления уровня развития познавательных процессов;
- объяснения явления сна, его значения и сновидений.
Глава 4. Индивидуальное развитие организма.
4 часа
Факторы, определяющие пол. Половая система: мужская, женская (строение, функции). Половые и возрастные особенности. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие, развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психологические особенности личности: темперамент. Характер, интересы, склонности, способности.
- обозначение факторов, определяющих пол;
- рассмотрение строения половых систем на рисунке в учебнике и на учебной таблице;
- просмотр презентации о половых и возрастных особенностях;
- прослушивание сообщений о болезнях, передающихся половым путем, о вреде наркогенных веществ;
- объяснение особенностей внутриутробного развития и развития после рождения;
- выявление своих психологических особенностей через психологические тесты.
Заключение
1 час
Обобщение знаний об организме человека: внешний облик, особенности систем и их функций, размножение и развитие.
- рассмотрение строения;
- описание черт;
- объяснение особенностей;
- просмотр презентаций, фильмов;
- прослушивание сообщений.
Всего:
70 часов ( 11 ЛР)
Биология 9 класс (Основы общей биологии).
Наименование глав и тем
Количество часов
Содержание
Основные виды учебной деятельности
Введение в основы общей биологии
3 часа (1 час экскурсия)
Биология - наука о живом мире. Разнообразие на примере видов РК и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ, превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
- формулирование понятия биология;
- рассмотрение разнообразия живых организмов на гербарных экземплярах, на коллекциях, на влажных препаратах и т. д.;
- выявление признаков живого, объяснение сути;
- построение иерархии уровней организации;
Тема 1. Основы учения о клетке.
10 часов (1 час ЛР)
История изучения клетки. Цитология - наука о клетке. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы - неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические. Разнообразие веществ и их свойства. Вода, ее роль в клетках. Углеводы, жиры, липиды. Белки и аминокислоты. Структура и функции белков. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма, органоиды, их строение и функции. Обмен веществ и превращение энергии. Биосинтез белка. Фотосинтез (биосинтез углеводов). Роль хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
- просмотр презентации об истории развития цитологии;
- формулирование понятий клетка и цитология;
- доказательство и аргументация того, что клетка - структурная и функциональная единица живого, биосистема;
- рассмотрение разнообразия клеток живой природы на слайд - шоу;
- проведение сравнения клеток эукариот и прокариот, растений и животных, выявление отличительных черт;
- доказательство того, что Вирусы - неклеточная форма жизни;
- описание химического состава клетки;
- рассмотрение структуры белков, нуклеиновых кислот на рисунке учебника и на учебной таблице, на наглядной модели;
- объяснение механизма самоудвоения ДНК, принципа комплиментарности;
- решение цитологических задач;
- рассмотрение строения клетки, ядра, хромосом;
- определение основных этапов обмена веществ;
- объяснение процесса биосинтеза белка, углеводов;
- просмотр фильма о космической роли растений и значении хлорофилла;
Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез).
5 часов (1 час ЛР)
Половое и бесполое размножение. Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Интерфаза. Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл. Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Зигота. Биологическая роль полового и бесполого размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Влияние факторов среды на онтогенез.
- формулирование понятия размножение, оплодотворение, зигота;
- выявление сути полового и бесполого размножения, вегетативного;
- объяснение сути процессов клеточного цикла, интерфазы, митоза, мейоза, онтогенеза;
Тема 3. Основы учения о наследственности и изменчивости (генетика).
12 часов (3 часа ЛР)
История генетики. Основные понятия генетики: наследственность, изменчивость, ген, генотип, фенотип. Закономерности изменчивости. Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая ( комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная, онтогенетическая изменчивость. Мутагены. Использование и виды мутаций. Понятие о генофонде.
- просмотр фильма об истории генетики;
- составление словаря генетических понятий;
- знакомство с генетическими опытами Менделя;
- формулирование законов;
- решение генетических задач;
- просмотр презентаций о наследственных заболеваниях;
- рассмотрение готовых препаратов норм и мутаций;
- аргументация примерами различных видов изменчивости.
Тема 4. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.
5 часов
Генетические основы селекции. Задачи и методы селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Приемы выращивания культурных растений и домашних животных в нашей местности. Достижения селекции. Основные направления в селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия. Биотехнологии.
- объяснение того, что у селекции как науки - генетические основы;
- описание центров происхождения и многообразия культурных растений и домашних животных по карте;
- составление списка основных приемов выращивания культурных растений и домашних животных в нашей местности;
- просмотр фильма о направлениях генной и клеточной инженерии. Биотехнологии.
Тема 5. Происхождение жизни и развитие органического мира.
5 часов (1 час экскурсия)
Представления о возникновении жизни на Земле. Гипотеза А.И. Опарина. Современная теория возникновения жизни. Появление первичных организмов. Зарождение обмена веществ. Гетеротрофность первичных организмов. Возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы на примерах организмов нашей местности. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород, почвы. Этапы развития жизни на Земле. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности растений и животных к наземному образу жизни. Появление человека. Влияние человека на природу.
- прослушивание сообщений о возникновении жизни на Земле;
- выявление сути гипотезы Опарина, современной теории возникновения жизни;
- составление хронологии взглядов на возникновение жизни, появления особенностей живых организмов;
- объяснение понятий: автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы на примерах организмов нашей местности;
- анализ геохронологической таблицы;
Тема 6. Учение об эволюции.
9 часов ( 1 час ЛР)
Положения учения Ч. Дарвина об эволюции. Движущие силы Эволюции: наследственность и изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Виды борьбы за существование. Формы естественного отбора. Основные направления эволюции. Эволюционный прогресс и регресс. Результаты эволюции: ароморфозы, идиоадаптации, общие дегенерации на примерах в нашей местности. Приспособленность как результат эволюции. Примеры приспособленностей организмов к условиям нашей местности.
- формулирование положений учения Ч. Дарвина об эволюции;
- объяснение действия движущих сил эволюции;
- анализ графиков, показывающих действие естественного отбора;
- оперирование терминологией по теме;
- описание процессов биологического прогресса и регресса;
- объяснение результатов эволюции на примерах видов нашей местности;
Тема 7. Происхождение человека.
7 часов
Антропогенез - эволюция человека. Факторы антропогенеза. Этапы эволюции человека: дриопитеки, австралопитеки, синантропы, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы. Внешний облик и образ жизни.
- формулирование понятия антропогенез;
- составление хронологии этапов эволюции человека;
- описание каждого этапа.
Тема 8. Основы экологии
11 часов (3 часа ЛР, 1 час экскурсия)
Экология - наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с окружающей средой. Понятие биогеоценоза. Биогеоценозы РК. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы, на примере видов нашей местности. Среды жизни, условия и черты приспособленности на примерах видов нашей местности. Экосистема. Взаимоотношения организмов в экосистеме на примерах взаимоотношений экосистем нашей местности. Пищевые связи на примере цепей биогеоценозов РК. Биосфера - глобальная экосистема. В. И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Границы и вещества биосферы: живое, косное, биокосное. Ноосфера. Экологические проблемы.
- формулирование понятия биогеоценоз на примере природных сообществ РК;
- аргументация того, что экология - наука о взаимоотношениях друг с другом и с окружающей средой;
- объяснение влияния экологических факторов на организм на примере биогеоценозов РК;
- описание условий сред жизни на примере биогеоценозов РК;
- приведение примеров взаимоотношений организмов в биогеоценозах РК;
- составление пищевых цепей на примере видов РК;
- доказательство, что биосфера - глобальная экосистема;
- формулирование положений учения В. И. Вернадского о биосфере;
- просмотр фильма об экологических проблемах.
Заключение
1 час
Обобщение по курсу: основные разделы, закономерности и особенности.
- формулирование понятий по разделам;
- аргументация ответов;
- объяснение сути основных биологических процессов
-
Всего:
68 часов (9 часов ЛР, 3 экскурсии)
Результаты освоения учебного предмета биология:
Выпускник научится:
-
Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), организма человека, общие биологические закономерности их практическую значимость;
-
Применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, за состоянием своего организма, наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
-
Использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, выявлять взаимосвязи), организма человека (приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека, выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями), общих биологических закономерностей, свойственных живой природе (приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, выделять отличительные признаки живых организмов, существенные признаки биологических систем и биологических процессов);
-
Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, об организме человека, о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:
-
Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
-
Использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных, при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
-
Выделять эстетические достоинства объектов живой природы, человеческого тела;
-
Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
-
Реализовывать установки здорового образа жизни;
-
Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально - ценностное отношение к объектам живой природы); к собственному здоровью и здоровью других людей;
-
Находить информацию о растениях и животных, об организме человека в научно - популярной и учебной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее, переводить из одной формы в другую, оформлять ее в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
-
Выбирать, анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
-
Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
-
Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса.
Библиотечный фонд:
Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: - М.: Просвещение, 2011. - 54 с. - (Стандарты второго поколения);
Рабочая программа к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Биология. Введение в биологию», 5 класс, авторы - составители: С.Н. Новикова, Н. И. Романова: - М.: «Русское слово», 2012.
А.В. Марина, Методические рекомендации к учебнику А.А. Плешакова, Э. Л. Введенского «Биология. Введение в биологию», 5 класс: - М.: «Русское слово», 2013.
Печатные пособия: таблицы по ботанике, зоологии, общей биологии, портреты биологов.
Информационные средства :
Влажные препараты:
Ботаника:
- корень Бобового растения (1 экз.)
Зоология:
препараты
количество
Нереида
1
Аскарида Свиная
2
Печеночный Сосальщик
2
Внутреннее строение Дождевого Червя
4
Беззубка
10
Животные - индикаторы степени загрязненности
2
Органы дыхания Виноградной Улитки
1
Внутреннее строение Речного Рака
5
Паук - Крестовик
3
Развитие рабочей Пчелы
2
Карась
1
Органы дыхания и пищеварения рыбы
1
Нервная система лягушки
2
Тритон с личинкой
1
Внутреннее строение птиц
2
Нервная система птицы
1
Развитие курицы
1
Внутренние органы Млекопитающих
5
Глаз Млекопитающего
4
Развитие крысы
3
Строение сердца Позвоночных
2
Готовые микропрепараты:
Ботаника:
препараты
Количество (уп.)
Эпидермис листа Герани
1
Зерновка Ржи
1
Корневой чехлик и корневые волоски
1
Лист Камелии
1
Ветка Липы
1
Спирогира
1
Вольвокс
17
Спорангий Кукушкина Льна
1
Сорус Папоротника
1
Хвоя Сосны
1
Пыльца Сосны
1
Плесень Мукор
1
Анатомия растений
3
Комплексные наборы:
-(1 наб.)
-крахмальные зерна
-первичное строение корня
-точка роста стебля
-стебель кукурузы
-соломина ржи
1
-(2 наб.)
-стебель мха
-спороносный колосок хвоща
-мужская шишка сосны
-заросток папоротника
1
-(3 наб.)
-стебель березы
-стебель клевера
-пыльца в рыльце
-завязь и семяпочка
-пыльник
1
Готовые микропрепараты:
Зоология
микропрепараты
количество
Зародышевые листки
1
Мышечная ткань
1
Соединительная ткань
1
Простейшие
1
Эвглена зеленая
1
Инфузория - туфелька
1
Циклоп
1
Ланцетник
1
Гидра - поперечный срез
1
Конечность Пчелы
1
Ротовой аппарат Комара
1
Яйцеклетка Млекопитающего
1
Дробление яйцеклетки
1
Сперматозойды Млекопитающего
1
Коллекции раздаточного материала:
-
-Амеба
- Малярийный плазмодий
- Гидра
- Ланцетовидный сосальщик
- членики Ленточного червя
- Ресничный червь
1
-
- яйца Широкого лентеца
- Дождевой червь
- Дафния
- Клещ иксодовый
- ротовой аппарат насекомого (грызущий)
- Ланцетник
1
Готовые микропрепараты:
Анатомия и физиология:
1. Набор микропрепаратов:
- поперечно - полосатые мышцы
- сперматозойды Млекопитающего
- нерв (поперечный срез)
- нервные клетки
- яйцеклетки Млекопитающего
-
Железы внутренней секреции - 1
-
Мочеполовая система - 1
Общая биология:
-
Митоз в корешке лука - 1
-
Дрозофила - норма - 1
-
Мутация Дрозофилы - бескрылая форма - 1
Модели динамические:
- Размножение одноклеточной водоросли - 2 экз.
- Размножение шляпочного гриба - 1 экз.
- Размножение Голосеменных - 1 экз.
- Размножение мха - 1 экз.
- Модель цветка - 2 экз.
- Динамическое пособие «классификация растений и животных» - 2 экз.
- Модель динамическая « Размножение Папоротника» - 1 экз.
- строение клетки - 1 экз.
- синтез белка - 1 экз.
- перекрест хромосом - 2 экз.
- законы Менделя - 1 экз.
- Модель - аппликация «Удвоение ДНК и транскрипция РНК» - 1 экз.
- Учебное пособие «Перекрест хромосом» - 1 экз.
- Размножение одноклеточной водоросли - 2 экз.
- Размножение шляпочного гриба - 1 экз.
- Размножение Голосеменных - 1 экз.
- Размножение мха - 1 экз.
- Динамическое пособие «классификация растений и животных» - 2 экз
Лабораторное оборудование:
- Кинопроектор «Радуга - 2» - 1 экз.
- Микроскопы - 12 экз.
- Предметные стекла - 4 уп.
- Покровные стекла - 1 уп.
- новые микроскопы - 6 шт.
- запасные детали для микроскопов:
Тубусы - 1 уп.
Объективы - 4 уп.
- термоскоп по ботанике - 1 экз.
- Прибор для определения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха - 2 экз.
- миоскоп - 3 экз.
- прибор для демонстрации всасывания воды корнями - 4 экз.
- прибор для демонстрации свойств почвы - 1 экз.
Коллекции:
- шишки Голосеменных
- древесные породы.
- почва и ее состав.
- торф и продукты его переработки.
- минеральные удобрения.
- семена культурных растений.
- листья лиственных пород.
- коллекция раковин Двустворчатых и Брюхоногих Моллюсков - 1 экз.
- Происхождение человека - 4 экз.
- Аналогичные органы защиты растений от травоядных животных -1 экз.
- Характерные черты скелета Бесхвостых Земноводных - 4 экз.
- примеры конвергенции - 1 экз.
- Раздаточный материал по скелету лягушки - 3 экз.
- кора и древесина - 2 экз.
- семена - 3 экз.
- типы плодов - 2 экз.
- шишки, плоды, семена деревьев и кустарников - 1 экз.
- Голосеменные растения - 5 экз.
- лен - 1 экз.
Наборы муляжей:
- корнеплоды и плоды - 1 экз.
- картофель - 1 экз.
- овощи - 2 экз.
- томаты - 2 экз.
- гибридные и полиплоидные растения - 4 экз.
- шляпочные грибы - 8 экз.
Гербарии:
По ботанике:
- систематика растений - 4.
- морфология и биология растений - 2:
А. Виды листьев.
Б. Типы листовых пластинок.
В. Виды побегов.
Г. Типы корневых систем.
Д. Строение цветка.
- важнейшие культурные растения - 3.
- сорные растения - 1.
По курсу общей биологии:
- селекция культурных растений.
Рельефные таблицы:
По ботанике:
- клеточное строение корня.
- клеточное строение листа.
- зерновка пшеницы.
По зоологии:
- внешнее и внутреннее строение дождевого червя.
- внутреннее строение рыбы.
- внутреннее строение лягушки.
По биологии человека:
- внутренние органы человека.
- кровеносная система.
- кожа.
- нервная система.
- придаток мозга.
- спинной мозг.
Технические средства обучения: компьютер, проектор.