• Преподавателю
  • Биология
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках предмета биологии»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках предмета биологии»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования







ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Организация исследовательской деятельности учащихся

в рамках предмета биологии»

Выполнила: Суркова Елена Александровна

учитель биологии МБУ школы №91 г.о .Тольятти



Самара 2013

Содержание

  1. Введение____________________________________________________________ 2

  2. Формы и методы, используемые в исследовательской деятельности учащихся_ 3

  3. Способы вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность____________6

  4. Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся ____ 6

  5. Продвижение исследовательских проектов учащихся________________________8

  6. План работы над проектом______________________________________________9

  7. Заключение___________________________________________________________10







Введение

Инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни - все эти умения формируются с детства. Школа играет чрезвычайно важную роль в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Помочь этому может использование современных педагогических технологий, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.

Цель проекта:

Создание условий для повышения познавательного интереса учащихся к предмету биология через организацию исследовательской деятельности в рамках предмета биология.

Задачи:

  • Изучение различных форм и методов, используемых в исследовательской деятельности учащихся .

  • Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.

  • Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся

  • Продвижение исследовательских проектов учащихся на конкурсы, конференции, олимпиады районного, городского, областного уровня.



Формы и методы, используемые в исследовательской деятельности учащихся.

Понятие «исследовательская деятельность школьников» в педагогической литературе рассматривается с позиции организации такой деятельности педагогами. Как правило, под организацией исследовательской работы школьников понимается, прежде всего, использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся.

Под исследовательской деятельностью учащихся понимается деятельность школьников, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

  • постановку проблемы;

  • изучение теории, связанной с выбранной темой;

  • подбор методик исследования и практическое овладение ими;

  • сбор собственного материала;

  • анализ и обобщение материала;

  • собственные выводы.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Научно-исследовательская деятельность - такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением обучающимся творческой, исследовательской задачи в различных областях знания с заранее неизвестным результатом. Логика каждого исследования специфична. Исследователь должен исходить из характера интересующей его проблемы. И лишь потом, ставятся цели и задачи предстоящей работы. После чего обязательно анализируется уже имеющийся конкретный материал, которым располагает ученик, а также оснащённость исследования и свои возможности.

Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть, доказать.

Тема отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основой замысел, создавая, тем самым, предпосылки успеха работы в целом. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость исследования.

Объект исследования - это область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться. Это совокупность связей, отношений и свойств, которая служит источником необходимой для исследователя информации.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Любая цель начинается с глаголов "выяснить", "выявить", "сформировать", "обосновать", "провести" и т.д. Цель конкретизируется и развивается в конкретных задачах исследования. В задачах выстраивается комплекс проблем, которые необходимо решать в ходе эксперимента.

Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы. Гипотеза исследования - это развернутое предположение, где максимально подробно изложена модель, методика, система мер, т.е. технология того нововведения, за счет которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько - какие-то подтвердятся, какие-то нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения: "Если…, то…" или "Чем…, тем…". В ходе эксперимента гипотеза может уточняться, дополняться, развиваться, отвергаться.

Выбор конкретных методик и методов исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методика - это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов.

Методы исследования

Способы исследования

Приёмы исследования

теоретические

эмпирические

философские

общенаучные

специальные

качественные

количественные

диалектические

статистические

исторические

социологические

анализ

синтез

индукция

дедукция

абстрагирование

идеализация

формализация

аналогия

измерение

наблюдение

эксперимент

моделирование

классификация

типизация

дифференциация

математизация

гипотетика

прогностика

эвристика

«мозговой штурм»

В эмпирических методах познания (сбор, первичная обработка научных фактов) используются такие способы и приемы, как наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.

В эмпирическо-теоретических методах применяются: аналогия, классификация, анализ, индукция, дедукция. Теоретические методы исследований связаны с методом восхождения от абстрактного к конкретному, моделированием, экспериментом.

Проведение эксперимента осуществляется по плану. Основанием плана являются этапы исследования, рекомендуется выделение нескольких этапов исследования:

  • 1 этап - организационный

- выбор темы

- постановка проблемы

- планирование

  • 2 этап - реализации(основной)

- работа с различными источниками информации

- проведение собственных исследований

- обработка текстового, научно-графического материала

- коррекция промежуточных результатов

- оформление работы в соответствии с требованиями

  • 3 этап - презентация (завершения работы)

- защита работы

- сопоставление целей и результатов

  • 4 этап - рефлексивно - оценочный

Способы вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность.

  1. Применение исследовательских методов изучения (учитель предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения) . Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению - углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины..

  2. Проведение учебного эксперимента (лабораторные работы по инструктивным карточкам в которых определяется только цель работы, а этапы исследования (план работы) школьники должны разработать сами (а иногда и сами определить и подобрать необходимые для работы оборудование.)

  3. Нетрадиционные уроки (урок - презентация, , урок-конференция, ток-шоу и др.)

  4. Домашние задания исследовательского характера: наблюдение за живыми объектами, своим организмом. Опыты с растениями и домашними животными (выработка условных рефлексов.)

  5. Творческие задания - стихи, сочинения, кроссворды, викторины, презентации.

  6. Экскурсии - в начале экскурсии перед учащимися ставится исследовательская задача, результаты решения которой представляются в виде отчётных работ (например «Выявить приспособления к среде обитания у различных видов растений и животных). Экскурсии сводятся не только к поиску материала, но и к доказательству гипотезы, выдвинутой в начале пути.

  7. Написание и защита рефератов, имеющих проблемный характер и исследовательскую направленность. В процессе поиска информации для написания реферата ученик приобретает навыки работы с каталогами в библиотеке, классификации и систематизации материала, знакомится с основами оформления текстовых документов, учится выделять главное, анализировать данные и делать выводы.

  8. Метод проектов. Для того чтобы создать проект, необходимо в первую очередь определить тему исследования. Как возникают темы исследований? Это могут быть темы и проблемы учебных занятий, вопросы, возникающие в ходе обсуждения; собственные вопросы и интересы учащихся; доклады и сообщения учащихся, наиболее интересные задания, требующие дальнейшей разработки. Затем составить план будущей работы, выбрать цели исследования, определить задачи по достижению цели и методы исследования. Провести непосредственную работу с материалом, наблюдение, эксперимент, анализ полученного материала, систематизацию, обобщение, выводы.

Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся

Подготовительный этап. Педагогическая задача учителя, на данном этапе - создание мотивации, определение темы и целей проекта. Деятельность учащегося направлена на выполнение заданий, предложенных учителем. Результатом работы на данном этапе будет осмысление предложенной темы.

Этап планирования. На этом этапе учащийся оценивает имеющийся у него образовательный ресурс: «Что я знаю и умею?». Выполняет систему заданий, стимулирующую к выбору путей исследования:

Учащийся изучает предложенную литературу, составляет краткую характеристику. При обработке информации учитель выступает в роли консультанта, который помогает ребёнку сориентироваться в выборе темы проекта, в поисках источников информации, при этом учитывает критерии анализа источников: наглядность, доступность, достоверность, ориентирует, насколько выбранный путь будет оптимальным,. Затем учащийся планирует собственные исследовательские действия и результаты, он должен понять, что надо сделать, чтобы провести исследование. Учитель выступает в роли консультанта, Учащийся выдвигает гипотезу. Проводит постановку задач, которые прописываются в проекте. Результатом работы на данном этапе будет составление плана своих последующих действий, выбор подходящих методов исследования почвы. Обучающийся получает знания о характере и структуре исследовательской деятельности.

Исследовательский этап. Собственно исследование, выполняемое по проверенному плану. Роль педагога - научить проведению исследования, обеспечить безопасное проведение эксперимента, ответить на вопросы, которые возникают в ходе выполняемого исследования. Учащийся научится проводить эксперименты.

Этап получения и обобщения результатов и выводов. Учитель предлагает алгоритм оценки полученных результатов: Сформулируйте выводы и выстроите их по степени иерархии. Учащийся анализирует результаты и процесс деятельности, делает выводы, соотносит полученные результаты с целью проекта Далее под руководством учителя составляется план отчёта по проекту.

Презентация проекта. Ученик презентует проект на школьном этапе научно- практической конференции, аргументировано отвечает на вопросы. Учитель на данном этапе присутствует как слушатель, задаёт вопросы на уточнение. Корректирует, если требуется результаты проведённого исследования.

Рефлексивный этап. Учитель даёт задание написать эссе на тему: «Как я оцениваю свою деятельность в рамках проекта и его практическую значимость». Ученик проводит оценку полученных результатов, их практическую значимость, делает вывод о своей успешности и степени удовлетворённости проделанной работой и полученным результатом. Заполняет рефлексивную таблица: Знал -узнал Умел-научился Учитель даёт инструктаж и рекомендации по заполнению таблицы.

Продвижение исследовательских проектов учащихся

Школьный уровень

  • Конференция «Наши проекты»

  • Родительские собрания

  • Школьная предметная олимпиада

Городской уровень

  • Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

  • Конгресс молодых исследователей «Шаг в будущее»

  • Конкурс исследовательских работ «Эколог XXI века»

  • Олимпиады

Областной, межрегиональный уровень

  • Дистанционные олимпиады , викторины

  • Дистанционные проекты

  • Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

  • Конгресс молодых исследователей «Шаг в будущее»

  • Всероссийская олимпиада школьников

  • Конкурсы

План работы над проектом

№ п/п

Мероприятие

Сроки

1.

Изучение педагогической литературы на тему формы и методы, используемые в исследовательской деятельности учащихся

2007-2008

Прохождение курсов повышения квалификации

2009-2011

2013-2014

Изучение имеющегося опыта использования исследовательской деятельности учителей биологии школ г.о. Тольятти

2008-2012

2.

Разработка и проведение уроков с применением проблемного метода обучения.

2008-2013

Использование проектного метода в урочной и внеурочной деятельности.

2008-2013

Разработка и реализация элективных курсов у старшеклассников

2011-2012

Разработка занятий по внеурочной деятельности.

2012-2013

3.

Пополнение материально-технической базы для проведения лабораторных, практических работ (сбор гербариев, разведение комнатных цветов)

2008-2013

Составление плана работы с одарёнными детьми

2010-2013

Разработка и применение технологической карты исследовательских проектов

2010-2013

Педагогическое сопровождение исследовательских проектов учащихся

2007-2013

4.

Изучение положений о проведении НПК, конкурсах районного, областного, всероссийского уровня.

2007-2013

Обучение учащихся оформлению и презентации исследовательских работ, согласно требованиям конкурсов.

2007-2013

Участие в конкурсах различных уровней

2007-2013

Заключение

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность даёт возможность школьнику приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения познавательных и практических задач; приобретать коммуникативные умения и навыки; овладевать практическими умениями исследовательской работы - собирать необходимую информацию, анализировать факты, делать выводы и заключения, повысить свою работоспособность, расширить кругозор, овладеть новыми технологиями; и что самое главное, даёт возможность проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат, позволяет реализовать собственные таланты и возможности , способствует саморазвитию и самосовершенствованию.

11



© 2010-2022