Концепция преподавания биологии в МАОУ Гимназия №8 г. Перми

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНЦЕПЦИЯ

преподавания биологии в МАОУ «Гимназия №8» г. Перми

учителя Воронцовой Е.М.


Биология занимает одно из ведущих мест в системе школьного образования как важное средство формирования биологических знаний в прикладных направлениях развития общества и духовно-мировоззренческой сфере людей. В соответствии с этим преподавание биологии должно быть направлено на овладение учащимися как умениями и практическими навыками, необходимыми для подготовки к жизни и продолжению образования, так и на овладение системой знаний о живой природе.

Биологическое образование занимает особое место в системе естественно-научных дисциплин. Именно оно призвано формировать у подрастающих поколений понимание жизни как величайшей ценности - основу гуманистического мировоззрения. Изучение биологии способствует осознанию того, что сохранность биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества.

Биологическое образование играет важную роль в решении основной задачи школы - обучения и воспитания учащегося. Оно способствует развитию нравственного, психического и физического здоровья человека.

При изучении биологии закладываются основы экологической культуры, формируется экологический стиль мышления, обеспечивается понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека.

Знание природных процессов и явлений, различных уровней организации материи, многообразия взаимодействий природных объектов и систем формирует в сознании учащихся единую научную картину окружающего мира.

Высокая степень дифференциации биологических наук и её прикладных отраслей обусловливает традиционную методику проектирования учебного предмета «Биология» на основе приоритетных научных знаний (теорий, понятий, фактов и методов) биологической науки с учетом знаний и умений необходимых в жизни обычного человека.

В гимназии учащиеся изучают биологию на базовом уровне, т.е. в 6 классе 1 урок в неделю, с 7-го по 9 классы по 2 урока, 10-11 классы по 1 уроку в неделю. В то же время, те учащиеся 11 класса, которые выбрали сдавать ЕГЭ по биологии, имеют возможность расширить объем своих знаний за счет спецкурса «Основы молекулярной биологии».

Для II ступени обучения (6-9 классы) приоритетной установкой, диктующей принципы структурирования и содержания учебного материала, является идея культуросообразности школьного образования: выпускник базовой школы должен получить те знания, которыми он будет пользоваться в жизни независимо от выбранной профессии. Вместе с тем данная установка не только не отрицает задач овладения учащимися определённой системой знаний о живой природе, но и просто невыполнима без их решения.

В курсах биологии III ступени обучения (10-11 классы) научные знания, в первую очередь основные биологические теории, остаются ведущим компонентом учебного предмета. Эти знания интегрированы по структурным уровням организации жизни - от молекулярно-генетического до биосферного, что в наибольшей степени соответствует задаче системного усвоения основ науки о жизни. Развивающий потенциал этой части предметной области нацелен в первую очередь на решение мировоззренческих задач.

Концептуальные постулаты, лежащие в основе отбора содержания биологического образования на III ступени:

- биологические науки имеют фундаментальное общенаучное и общекультурное значение;

- молекулярно-генетический уровень - основа структуры и жизнедеятельности клетки;

- клетка - структурная, функциональная и генетическая единица всего живого;

- обмен веществ и превращение энергии - основа функционирования всех живых систем, являющихся открытыми;

- деление клеток - основа роста, размножения и индивидуального развития организмов;

- биотехнология - важнейшее направление развития промышленности и сельскохозяйственного производства;

- видовое разнообразие и адаптация организмов - результат исторического развития жизни на Земле;

- качество окружающей среды - определяющий фактор для здоровья человека;

- сохранение генофонда и биоразнообразия - единственная возможность сохранения жизни на Земле.

Цель изучения биологии - формирование биологической культуры.

Задачи предмета биологии:

  • формирование у школьников представлений: о живой природе в единой картине мира, о многообразии живых организмов, взаимосвязи и взаимовлиянии, об общих закономерностях развития живой материи;

  • усвоение учащимися важнейших классических и современных достижений биологии, научного метода познания применительно к живым системам;

  • усвоение учащимися знаний о структуре, функционировании и развитии биологических систем и об их изменениях под влиянием естественных причин и деятельности человека;

  • воспитание у учащихся ответственного отношения к принятию решений и поступкам, обучение прогнозированию результатов своего воздействия на окружающий мир, формирование у школьников экологического стиля мышления, что должно выработать бережное отношение к природе, отношение к жизни как наивысшей ценности на Земле, в том числе к здоровью и жизни самого человека;

  • приобретение учащимися знаний о применении биологических законов и закономерностей в повседневной деятельности человека и для формирования навыков здорового образа жизни;

  • формирование умений и навыков, необходимых для самообразования или продолжения образования, подготовка учащихся к самостоятельному выбору будущей профессии.

Основополагающими в курсе биологии являются общедидактические принципы: научности, доступности, системности и систематичности, историзма, связи обучения с жизнью.

Содержательными линиями учебного предмета «Биология» являются:

- живой организм;

- многообразие и эволюция живой природы;

- биологические знания в жизни человека.

В соответствии с единым типовым учебным планом, обучение биологии в гимназии осуществляется на II ступени общего среднего образования (6-9 классы), III ступени общего среднего образования (10-11 классы).

Цели учебного предмета «Биология» определяют содержание и структуру школьного биологического образования, которое осуществляется при изучении систематических курсов:

  1. Биология (Биология:Растения. Бактерии. Грибы.лишайники. ) - 6 класс;

  2. Биология (Биология: Животные.) - 7 класс;

  3. Биология (Биология: Человек.) - 8 класс;

  4. Биология (Основы общей биологии) - 9 класс;

  5. Биология (Общая биология) - 10, 11 классы. (учебник: Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. «Общая биология»)

В учебно-методический комплекс в качестве основных средств обучения входят: учебная программа под руководством И.Н.Пономаревой, учебные пособия, учебники, сборники задач, дидактические материалы, сборники контрольных (проверочных) работ, учебно-методические пособия для учителей, таблицы, а также используются дополнительные пособия, компьютерные программные продукты и др. Сочетание названных средств содействует повышению эффективности обучения учащихся.

Важное значение имеют наборы для проведения лабораторных и практических работ, которые включают в себя микроскопы, инструменты для приготовления микропрепаратов, готовые микропрепараты и т.д.

Система дидактических материалов включает самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания и системы тестов с целью повышения эффективности индивидуальной работы, объективности текущего, промежуточного и итогового контроля.

В процессе обучения учащихся биологии используются электронные средства, которые включают наборы мультимедийных ресурсов, интерактивные компьютерные модели, электронные энциклопедии и справочники, электронные тренажёры и др. Они повышают степень наглядности, способствуют конкретизации изучаемых понятий, наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся, создают эмоциональное отношение обучаемых к учебной информации.

© 2010-2022