Проектная работа учащегося по экологии (7 класс)

Проект направлен на осуществление межпредметных связей с литературой и информатикой. Мотивация к работе над проектом: получение дополнительных знаний по объектам исследования, экологическое воспитание подростков.   Объекты исследования: русские народные сказки и  сказки народов мира. Общеучебные и исследовательские умения, и навыки, формируемые в  ходе работы над проектом: -  умения выбирать цель, формулировать гипотезу и задачи, планировать пути достижения, анализировать полученные результаты; ...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Тверское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»



Проектная работа учащегося по экологии (7 класс)

Проект

по биологии

«Экология в сказках»


Выполнил:

Данилов Дмитрий Эдуардович,

учащийся 7 класса

Руководитель:

Жарова Ирина Борисовна,

преподаватель биологии




Тверь, 2014


Оглавление


Глава 1. Пояснительная записка…………………………………………………3

1.1 Сведения о проекте …………………………………................3

1.2 Актуальность темы проекта……………………………………. 4

1.3 Постановка гипотезы, темы, цели, задач……………………………. 5

1.4 План - календарь работы над проектом……………………………. 6

Глава 2. Основная часть………………………………………………………….7

2.1 Этапы работы ……………………………………………………...7

2.2 Экология - наука о доме………………………………………………..7

2.3. Сказки - народное творчество…………………………………….......8

2.4. Исследование известных сказок………….…………………………. 9

2.5 Сказка «Червячок и дождик»…………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………….16

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов……………………..17

Приложение 1. Эскиз буклета …………………………………...18




Глава 1. Пояснительная записка


1.1 Сведения о проекте

Предмет: экология в русских народных сказках и сказках народов мира.

Тип проекта: информационный.

Техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, flash - карта, текстовый и графический редактор.

Класс: 7

Время работы над проектом: октябрь 2013 - февраль 2014 года.

Вид проекта: комплексный, включающий информационную, познавательную и исследовательскую составляющие.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, периодические издания, интернет - ресурсы, справочники, учебная литература), способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результаты информационного поиска (, доклад и пр.), продукт (буклет, презентация)

Проект направлен на осуществление межпредметных связей с литературой и информатикой.

Аннотация: Информационный проект изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Проект направлен на развитие информационной, мыслительной и коммуникационной компетентностей суворовцев.

Мотивация к работе над проектом: получение дополнительных знаний по объектам исследования, экологическое воспитание подростков.

Объекты исследования: русские народные сказки и сказки народов мира.

Предмет исследования: экологические ситуации в данных произведениях.

Общеучебные и исследовательские умения, и навыки, формируемые в ходе работы над проектом:

- умения выбирать цель, формулировать гипотезу и задачи, планировать пути достижения, анализировать полученные результаты;

- умения собирать, анализировать информацию из различных источников;

- уметь проводить поиск информации через Интернет- ресурсы;

- уметь доказывать или опровергать гипотезу;

- оформлять результаты работы определенным способом.

1.2 Актуальность темы проекта

В современном мире экологические проблемы встают на первый план. Наука, которая может помочь разрешить эти проблемы - экология. Изучая курс биологии, меня затронули экологические проблемы нашей планеты. На уроках биологии мы иногда пытаемся объяснить экологические ситуации, возникающие в живой природе. Оказалось, что многое из изучаемого, я уже встречал и знал с детства, я люблю читать русские народные сказки. Мне стало интересно провести анализ экологических ситуаций описываемых в русских народных сказках. Объектом данного исследования стали народные сказки, как образцы устного народного творчества, в которых отражена народная мудрость по отношению к природе. Народное творчество отражает эволюцию знаний народов об окружающем мире и для современного человека очень важно обращение к историям, т. к. в народных произведениях кроется большой нравственный потенциал, наряду с глубокими знаниями о природе. Именно высоконравственное отношение к природе может спасти планету от приближающейся экологической катастрофы. Но для этого в обществе должно быть соответствующее воспитание. Данная задача трудно выполнима, требует многопланового комплексного подхода. Мне очень хочется помочь моим сверстникам понять, что наша природа требует постоянного внимания и помощи. На основе всей изученной информации и ее анализа, я придумал свою сказку, с экологическим содержанием.

1.3 Постановка проблемы, темы, гипотезы, целей и задач.

Тема: Экология в сказках.

Проблема: большие экологические проблемы в природопользовании, недостаточное экологическое воспитание детей и подростков.

Гипотеза: Обладая достаточными знаниями о бережном отношении к природе у народов России с издавна, можно проводить экологическое воспитание среди детей и подростков.

Цель: на примере устного народного творчества показать, что понимание бережного отношения к природе, наблюдения за закономерностями природы, последствия нарушений этих закономерностей имеет - глубокие исторические корни.

Задачи:

1. Изучить сказки народов, проживающих на территории России.

2.Выяснить и проанализировать экологические аспекты в сказках.

3.Объяснить и проанализировать экологические аспекты в сказках.

4.Показать нравственную позицию народов в отношении природы.

5.Предложить свой вариант сказки с экологическим уклоном.

Методы работы.

1) Подбор литературы (народных сказок, критической литературы).

2) Изучение отобранной литературы.

3) Анализ материала.

4) Работа над созданием экологической сказки



1.4 План - календарь работы над проектом

Этапы

Деятельность

Сроки

Определение формы представления результатов проекта

Выбор темы и формы представления результатов: написание сказки и создание презентации по данной теме.

Октябрь 2013 года

Обсуждение плана работы

Формулирование гипотезы, постановка целей и задач проекта. Отбор необходимой литературы по теме проекта, по биологии и экологии. Составление плана работы. Определение необходимых умений и навыков, которые надо приобрести для выполнения данного проекта.

Ноябрь 2013 года

Информационно -исследовательский

Изучение литературы по данной теме;

Анализ экологических ситуаций в различных литературных источниках;

Изучение биологической и экологической литературы;

Знакомство с экологическими проблемами современного общества;

Подбор материалов для создания презентации;

Осмысление информации для создания продукта (сказки).

Ноябрь 2013ггода

Ноябрь 2013 года

Ноябрь 2013 года

Декабрь 2013 года

Декабрь 2013 года

Декабрь 2013 года

Заключительный

Анализ и систематизация полученной информации, подготовка презентации, работа над написанием сказки с экологическим содержанием.

Январь 2014 года

Итоговый

Защита проекта

Февраль 2014 года


Глава 2. Основная часть


2.1 Этапы работы


1) На первом этапе была выбрана и утверждена тема проекта.

2) На втором этапе был разработан и согласован с руководителем план работы над проектом.

3) На третьем этапе велась работа над теоретической и практической частью проекта. Были найдены, изучены связанные с заданной темой информационные источники.

Рассмотрены различные приемы по составлению межпредметного проекта. Детально прорабатывалась каждая часть исследованного материала, был подготовлен окончательный вариант проектной работы, устранены выявленные недочеты совместно с руководителем проекта, оформлен проект.

4) На четвертом этапе систематизация полученных данных - презентация выполненного проекта.

5) Итоговым этапом является защита проекта.

2.2 Экология - наука о доме

ЭКОЛОГИЯ (от греч. «Эко-с» дом, жилище, местопребывание и ...логия), наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложен в 1866 Э. Геккелем. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. В середине 20 в. в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов, а сам термин «экология» более широкий смысл.

Для современного общества решение экологических проблем выходит практически на первый план. Но экология, как наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей средой и другими живыми организмами, формировались не на пустом месте. Вклад учёных различных эпох и отраслей науки в развития экологии является объектом изучения многих исследователей. Бережного отношения к природе, наблюдения за закономерностями природы, последствия нарушений этих закономерностей имеет - глубокие исторические корни. В сказках разных народов широко представлены экологические проблемы.


  1. Сказки - народное творчество


СКАЗКА - вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. (В. И. Даль). Если подобрать однокоренные слова к слову сказка, то получим ряд слов, который раскрывает его смысл: сказка - сказывать - рассказывать. То есть сказка - это то, что рассказывают. Возникновение сказки - такая же длинная история, как и сама сказка. Ведь издавна крестьяне не только пахали землю, пасли скот, строили жилища, но и создавали сказки, песни, пословицы, загадки.

Древний человек был далёк от понимания явлений природы. Ветер, вырывавший с корнями деревья, чёрные тучи, проливающие на землю потоки воды, оглушительный гром и ослепительная молния, звери, подстерегавшие человека в дремучих лесах и глубоких оврагах, - всё это наводило на него страх. Человек думал, что всё в природе живёт, двигается, имеет свой разум. Он думал, что солнце, луна, тучи, реки - живые существа. Вот почему все животные в сказках разговаривают. Мир сказки полон самых настоящих сокровищ - житейской мудрости, веры в жизнь. Ведь крестьянин был постоянно занят. У него было много забот и хлопот - о насущном хлебе, сене, дровах, соли. А в то короткое время, в которое он сочинял или рассказывал сказки, человек старался вложить все самое ценное, что должно было пройти сквозь поколения.

Сказки бывают разные. В одних главными персонажами являются животные. Это - сказки о животных.

В других главными персонажами являются люди и фантастические существа, присутствует волшебство. Это - волшебные сказки.

В третьих героями становятся люди, и побеждают они за счёт своего ума, смелости, смекалки, хитрости. Это - социально-бытовые сказки.

Человек должен жить, волей и мужеством преодолевая трудности, которые встречаются ему на пути. Он рожден для того чтобы трудиться и помогать, радоваться и веселиться. Человек должен быть щедрым и добрым, благородным и умным, верным в дружбе, полным любви, преданным своему делу, родному краю и своему очагу. Ему нужны и стойкость, и храбрость для свершений, и мудрость. Вот главное содержание всех сказок.

2.4 Исследование известных сказок

Название сказки

Краткое содержание и выявленные наблюдения за закономерностями природы

Научная интерпретация

«Орёл» (К.Д.Ушинский)

«…Летает высоко, видит далеко, на солнце не мигаючи смотрит. Нос у орла серпом, когти крючком; крылья длинные; грудь навыкат - молодецкая…»

Выявлются особенности строение тела , приобретенные в связи с образом жизни ( приспособленность к полету).

«Дуб и орешник» (Л.Н.Толстой)

Старый дуб уронил желудь под орешник. Орешник сказал дубу: «Разве мало простору под твоими сучьями? Здесь мне самому тесно»…. «Я живу 200лет и дубок проживет столько же»….. Орешник рассердился и сказал: «Так я заглушу твой дубок, и он не проживет и трех дней».

Межвидовая конкуренция в природном сообществе.

«Теремок» (русская народная сказка)

В теремке поселяются муха - горюха, комар - пискун, мышка - попрыгуха, лягушка квакушка, заюнок - кривоног, по горке скакок, лиса - при беседе краса, волк - волчище - из - за куста хватыш, медведь - всем пригнетешь, чьё появление в теремке приводит к его разрушению.

В названиях животных отражено знание особенностей их биологии и поведения. Теремок в этой сказке представляет собой экосистему, которая находится в равновесии: все животные живут сообща в теремке. Медведь же является какой-то внешней силой, которая нарушает целостность экосистемы и приводит к её гибели. Медведь может отожествляться с человеком или силами природы: засуха, пожар, наводнение, и т. д.

«Лиса и журавль» (русская народная сказка)

«Журавль стук - стук по тарелке, стучал, случал - ничего не попадает… Лиса начала вертеться вокруг кувшина… никак достать не может…»

Выявляется разница в строении ротовых аппаратов у разных видов животных, связанная со способами питания. Разнообразие строения животных помогает им приспособится к различным условиям жизни.

«О щуке зубастой» (чувашская народная сказка)

« Родилась щука в Шексне, да такая зубастая, что боже упаси … Собралась вся мелкая рыбица и стали думу думать: как щуку зубастую перевести… И поднялись все ерши, лещи, окуни в мелкие речки … стало мало мелкой рыбицы … пошла щука хватать червяков и попалась сама на крючок …»

При нарушении звеньев цепи питания нарушается экологическое равновесие, приводящее к вымиранию целых популяций.

« Байка про тетерева» (русская народная сказка)

« Захотел тетерев дом построить … бултых в снег! В снегу ночку ночевал… С детками они во чисто поле ходили, деток мошками кормили, на вольный свет выводили и по вольному свету летали и опять зимой в снегу ночевали …»

Описываются особенности жизнедеятельности тетеревов в связи с их образом жизни в лесной экосистеме.

«Мудрая сова» (казахская народная сказка)

На вопрос Падишаха птиц, каких деревьев больше - сухих или зелёных, Сова ответила, что сухих: «Я ведь как считаю? Если засохла одна ветка, значит, всё дерево сухое. Вот поэтому сухих деревьев очень много…»

Растение представляет собой единый целостный организм. Засохшие ветки служат признаком серьёзного нарушения процессов жизнедеятельности растения, которые могут привести к его гибели. (Экологическая проблема для данного сообщества).

«Сестрица Алёнушка и Братец Иванушка» (русская народная сказка)

«…И захотелось Иванушке пить… Стоит коровье копытце полно водицы… Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца! - Не пей, братец, телёночком станешь… Не пей братец, козлёночком станешь! … Не послушался Иванушка… И стал козлёночком…»

Быть может, сочинители этой сказки, пытались предостеречь людей не пить грязную воду, т.к. можно серьёзно заболеть. От животных человек может заразиться различными, в том числе и смертельно опасными инфекционными заболеваниями, одно из путей передачи инфекции через воду.

«Четыре друга» (украинская народная сказка)

«Однажды Кот, Петух, Гусь и Бык, подружились и жили привольно сытно на одной поляне целое лето. Наступила осень, холодные ветра стали подувать и Кот стал мёрзнуть. Говорит… Надо нам дом построить споро… Петух до пушинки продрог… Бык во дворе… дрожит… даже его шуба не выдержала такого мороза…»

Приспособления для перенесения неблагоприятных условий окружающий среды, способы адаптации к изменяющимся условиям среды.

«Луна и Солнце» (татарская народная сказка)

«В незапамятные времена Луна и Солнце хотели стоять вдвоём всегда на одном месте… Никто из зверей и птиц не стал возражать их желанию… И только одна Летучая Мышь не подписалась… - А потому, что если они оба будут стоять на одном месте, то ветер будет дуть всегда в одну сторону… Кроме того, и хлеб будет расти только там, где солнечно, а в тени - вовсе нет… Солнце очень обозлилось на Летучую Мышь и сказало: «Я тебе не позволю ходить при мне»… Все звери и птицы, даже люди, все одобрили кружение Луны и Солнца. И хлеба стали хорошо расти»

Показано влияние космических тел (Солнца и Луны) на атмосферные явления, живые организмы. Сезонные и биологические ритмы, их значение для живых организмов, как важнейшие адаптации.

«Кощей Бессмертный» (русская народная сказка)

«…Медведь (а так же селезень, заяц) говорит, «Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе» Пожалел его Иван- царевич и пошёл дальше…Взмолилась щука-рыба, «Сжалься надо мной, Иван-Царевич! Отпусти ты меня в сине море, ждут меня мои детки малые…»

В этой сказке говорится об охране животных: о запрете отстрела животных, (медведь и заяц) птиц, (селезень) ловле рыб идущих на нерест (щука, у которой малые детки).

«Курочка ряба» (русская народная сказка)

«Снесла Курочка ряба яичко, да не простое, а золотое…Дед бил, бил, не разбил. Баба била, била, не разбила. Мышка хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет…»

Золотое яйцо - символ богатства нашей природы с её лесами, лугами, реками, растениями, животными и полезными ископаемыми. Сказка учит, что нельзя бесконечно потреблять природные богатства, иначе человек может остаться ни с чем.

2.5 Сказка « Червячок и дождик»

В глубокой норке под землей жил да был маленький червячок. В свободное время он очень любил сидеть в своем уютном домике, отдыхать на листике-качалке и слушать тихую песенку ветерка, который пролетал где-то высоко.

По жизни червячок был занят очень важным делом. Весной, летом и осенью у него было много работы. Ведь он был земляным червячком… Он рыхлил землю. Если землю не рыхлить, она становится плотной и твердой. В такой земле корешкам трудно расти, дышать и добывать воду. Растения любят расти на рыхлой земле, в которой между земляными крупинками много воздуха и влаги.

Но больше всего он любил, когда начинался дождик. Тогда капельки начинали стучать по земле, и он слушал их тихое «чпок-чпок-чпок» над головой. Это была удивительная музыка. Ему очень хотелось увидеть этот дождик. Но дождика червячок все - таки боялся, так как если бы вода попала в норку, то пришлось бы убегать и искать себе новый домик.

Наш герой был очень храбрый и любознательный. Поэтому каждый раз, когда начинался дождик, наш маленький червячок начинал собираться на улицу, чтобы посмотреть, как же выглядит этот самый дождик, который так здорово умеет играть «капельную мелодию». Червячок надевал свой любимый зеленый плащик из листиков, который сшила ему мама, желтую шапочку из одуванчика и доставал из шкафа маленький складной зонтик. Потом осторожно закрывал дверь в свою норку и по длинному-длинному коридору полз наверх - к дождику.

Но, как мы знаем, червячок был очень маленьким, а коридор - о-о-очень длинным, поэтому, когда малыш приползал на поверхность, дождик всегда заканчивался. На небе ярко светило солнышко, вокруг было свежо и искристо, а песенки дождя больше не было слышно.

- Эй, червячок! - кричали ему букашки. - Ты опять вышел погулять с зонтиком под солнцем? - и звонко смеялись. А червячку было очень обидно.

И вот однажды, когда он сидел в своем домике, над головой раздалось осторожное «чпок-чпок-чпок». «Нужно скорее ползти наверх!» - подумал червячок и так заторопился, что даже забыл про плащик, зонтик и шапочку. Быстро-быстро он выполз из норки и уже через минуту оказался на улице, а там…был настоящий потоп.

Червячок очень испугался, ведь он не умел плавать. Над головой с шумом пролетел зеленый дятел, червячок с ужасом побежал прочь. В потоках воды, льющихся с неба, он не заметил черных муравьев , которые , не смотря на дождь деловито стали окружать нашего героя. Червячок знал от мамы, что муравьи могут утащить его в свой огромный муравейник. Маленький беспомощный червячок стал звать на помощь маму, но она была далеко и не слышала. А муравьи все ближе. Червячок развернулся и бросился бежать к дому.

В это время большая машина осторожно проехала между деревьями и поспешила по своим делам, но когда червячок захотел вернуться домой, оказалось, что норка его разрушена. Тяжелый грузовик засыпал землей из-под колес все входы и выходы, и малыш не смог вернуться в свой дом. Долго червячок ползал по месту, где когда-то был вход в его норку, но так и не смог его отыскать. Спрятался он тогда под листочек и горько заплакал. А дождик все так же … «чпок-чпок-чпок» барабанил по травинкам и листочкам.

Вдруг из - под упавшей веточки показалась любопытная мордочка друга нашего червячка ….малыша-слепыша. Его домик был по - соседству и друзья часто встречались и лакомились сладкими листочками и корешками.

- Что случилось, червячок? Почему ты плачешь?

- Как же мне не плакать. Была у меня норка - тихая, уютная, теплая. А теперь негде мне стало жить.

- Не плачь, малыш! Кажется, я знаю, как тебе помочь. Пойдем ко мне в норку, она у меня просторная и большая. Будем жить вместе, пока не вернется твоя мама. А рядом с нами живут еще наши друзья - медведка и личинки майского жука. Нам будет очень весело всем вместе играть в прятки в длинных подземных коридорах.

Червячок перестал плакать и улыбнулся. В это время на небе выглянуло солнышко и у червячка стало радостно и весело на душе. Хорошо когда у тебя много друзей!

Заключение


Я думаю, что решил проблему своего проекта, так как мне удалось в своей маленькой сказке раскрыть несколько экологических ситуаций. Мой продукт поможет, возможно, моим товарищам по-другому посмотреть на бережное отношение к природе, к животным, растениям.

Немногочисленные примеры сказок с экологическими ситуациями, рассмотренные мной, иллюстрируют большую наблюдательность народов, неравнодушное отношение к природе, говорят о глубоких знаниях простых людей закономерностей природы, разнообразие строения растений и животных. Наши предки стремились донести эти знания до будущих поколений, т.к. сказки рассказывались в основном детям и служили одним из главных источников информации об окружающем мире.

Проанализировав всю собранную информацию, в ходе своей работы я сделал следующие выводы:


  1. Народные сказки можно рассматривать как своеобразный источник различной информации, в том числе о законах природы.

  2. В народных сказках отражены знания о природе, прослеживается желание предостеречь потомков от необдуманных поступках в отношении природы.

  3. Народные сказки имеют большое воспитательное значение и для современных детей, т.к. несут большой нравственный потенциал.


Список литературы.


  1. Корнеева М.В. Русская старина.- М.: Просвещение, 2010

  2. Зябликова Л. О сказках и сказочниках.- Ленинград.: КОРО, 1980

  3. Русские народные сказки. Сборник. - М.: Детская литература, 1966г.

  4. Сказки народов мира. Сборник. - М.: Детская литература, 1999.

  5. Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. - М., 1958г.

  6. Толковый словарь русского языка В. И. Даль.

  7. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. М.,2005г.

  8. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект ?. - М.: Первое сентября, 2012.

  9. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии.- М.: Планета, 2010.

Интернет - Ресурсы:


  1. E-mail: [email protected]

  2. www//ecoportal.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ №1


© 2010-2022