- Преподавателю
- Биология
- Учебно-тематический план по биологии 9 класс
Учебно-тематический план по биологии 9 класс
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кайсина О.В. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (биология 9 класс)
№ урока п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Формы контроля
ЗУН
1. Введение -2ч
1
Биология - наука о живом мире. Общие свойства живых организмов.
1
Беседа. Опрос.
Знать понятие биологии как комплексной науки и ее задачи. Знать об общих свойствах живых организмов. Уметь выделять основные свойства живого и характеризовать их.
2
Многообразие форм живых организмов.
1
Отчет
Знать о разнообразии форм живых организмов, о биосфере.
2. Основы учения о клетке-10 ч
3
Цитология - наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.
1
(Л.Р. №1)
Знать современное определение клетки как основной, структурной и функциональной единице живых организмов.
4
Химический состав клетки.
1
Беседа, тест.
Знать химический состав клетки, понятие гомеостаз. Уметь показывать значение неорганических и органических веществ, характеризовать их.
5
Белки и нуклеиновые кислоты.
1
Тест
Знать особенности строения белков и нуклеиновых кислот в клетке их роли.
6
Строение клетки.
1
опрос.
Знать строение клетки. Уметь характеризовать органоиды клетки, подчеркивать тесные взаимоотношения органоидов клетки.
7
Органоиды клетки и их функции.
1
Тест
Знать о строении и функциях основных органоидов клетки. Уметь объяснять особенности мембранных и немембранных органоидов клетки.
8
Обмен веществ- основа существования клетки.
1
Беседа, опрос.
Знать об обмене веществ как основе существования живых организмов. Уметь объяснять адаптивное значение обмена веществ и энергии для выживания организмов.
9
Биосинтез белков в живой клетке.
1
Беседа, опрос.
Знать о биосинтезе белка. Уметь характеризовать этапы биосинтеза белка- транскрипцию и трансляцию.
10
Биосинтез углеводов - фотосинтез.
1
Беседа, опрос.
Знать о фотосинтезе, двух его фазах и космической роли зеленых растений.уметь характеризовать фазы фотосинтеза.
11
Обеспечение клетки энергией.
1
Беседа, опрос.
Знать о клеточном дыхании о его трех фазах и функциях процесса дыхания.
12
Обобщающий урок по темам «Введение в основы общей биологии», «Основы учения о клетке»
1
Тест
Знать основы учения о клетке. Уметь сравнивать, делать выводы и обобщать.
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)- 4ч
13
Типы размножения организмов.
1
Беседа
Знать типы размножения организмов. Уметь характеризовать половое размножение и значение полового и бесполого размножения.
14
Деление клетки. Митоз.
1
(Лаб.раб №2)
Знать понятие митоз и содержание всех фаз митоза. Уметь анализировать особенности клеточного деления у прокариот и эукариот.
15
Образование половых клеток. Мейоз.
1
Опрос
Знать понятие мейоз, его делениях и его значение. Уметь характеризовать первое и второе деление мейоза.
16
Индивидуальное развитие организмов- онтогенез.
1
Тест
Знать этапы онтогенеза и его зависимость от условий окружающей среды.
4. Основы учения о наследственности и изменчивости-12 ч
17
Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.
1
Беседа
Знать о науке генетике. Уметь обосновывать практическое значение применения генетических знаний в медицине и сельском хозяйстве. Знать основные понятия генетики: наследственность, изменчивость, ген, аллель, генотип, фенотип.
18-19
Генетические опыты Грегора Менделя. Решение задач.
2
Опрос.
Лаб.раб №3
Знать первый и второй законы Менделя. Уметь работать с генетической символикой.
20-21
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Решение задач.
2
Л.Р. № 4
Знать сущность третьего закона Менделя и его формулировку. Уметь работать с генетической символикой.
22
Сцепленное наследование генов и кроссинговер.
1
Опрос
Знать основные понятия хромосомной теории, значение работ Т. Моргана, понятие кроссинговер. Уметь работать с генетической символикой.
23
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
1
Опрос
Знать о генотипе как системе взаимодействующих генов. Уметь работать с генетической символикой.
24-25
Наследование признаков сцепленных с полом. Решение задач.
2
Лаб.раб №5
Знать основные способы определения пола. Уметь анализировать особенности наследования сцепленного с полом.
26
Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
1
Опрос
Знать причины появления некоторых генетических болезней. Уметь характеризовать наиболее известные наследственные болезни.
27
Наследственная (генотипическая) изменчивость.
1
Тест
Знать сущность наследственной мутационной изменчивости, о причинах и видах мутации. Уметь характеризовать комбинативную изменчивость и ее значение для селекции.
28
Другие типы изменчивости.
1
Беседа, опрос. (Лаб.раб №6)
Знать о модификационной изменчивости и причинах ее проявления, о норме реакции.
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов-6 ч
29
Генетические основы селекции организмов.
1
Беседа
Знать понятия селекция, сорт, порода, штамм. Знать главные методы селекции организмов, основополагающую роль генетических закономерностей и законов для селекционной практики.
30
Особенности селекции растений.
1
Тест
Знать основные методы селекции растений.уметь характеризовать основные методы селекции растений.
31
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
1
Опрос
Знать о культурных растениях их происхождении, роль исходного материала в селекционной работе. Уметь раскрывать значение учения Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений.
32
Особенности селекции животных.
1
Опрос
Знать особенности селекции животных, понятие доместикации. Уметь показать роль современных методов в селекционной работе по созданию новых пород животных.
33
Основные направления селекции микроорганизмов.
1
Опрос
Знать основные направления селекции микроорганизмов.
34
Обобщающий урок по темам «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Основы учения о наследственности и изменчивости» и «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов»
1
Тестирование, решение задач.
Знать о размножении, росте, развитии, наследственности и изменчивости. Уметь объяснять причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, оценивать и анализировать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
6. Происхождение жизни и развитие органического мира-5 ч
35
Развитие представлений о возникновении жизни на Земле.
1
Беседа
Знать о различных взглядах о происхождении жизни.
36
Современная теория возникновения жизни на Земле.
1
Тест
Знать о возникновении жизни естественным путем.
37
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.
1
Опрос
Знать значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Уметь объяснять фаты и явления в живом мире используя общебиологические закономерности.
38
Этапы развития жизни на Земле.
1
Опрос
Знать этапы развития жизни на Земле. Уметь анализировать геохронологические данные.
39
Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.
1
Лаб.раб №7. Опрос
Знать роль естественного от6ора в формировании приспособлений организмов к жизни на суше. Уметь выделять основные стадии в процессе возникновения приспособлений.
7. Учение об эволюции-10 ч
40
Идея развития органического мира в биологии.
1
Беседа
Знать об истории представлений о развитии органического мира в биологии.
41
Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина. Движущие силы эволюции.
1
Опрос
Знать основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Знать о движущих силах эволюции. Уметь показать значение дивергенции, принципа естественного отбора как важнейшего фактора эволюции.
42
Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.
1
Опрос
Знать о приспособлениях организмов к среде обитания. Уметь использовать знания закономерностей для объяснения фактов и явлений, наблюдаемых в живой природе.
43
Современные представления об эволюции органического мира.
1
Беседа
Знать о популяции как структурной единице вида и элементарной единице эволюции, основные понятия современного учения об эволюции.
44
Вид, его структура и особенности.
1
Тест
Знать о виде как основной структурной единице, о структуре и критериях вида. Уметь составлять характеристики видов с использованием основных критериев.
45
Процесс образования видов- видообразование.
1
Опрос.
Знать понятие видообразование, причины образования новых видов. Уметь характеризовать пути образования новых видов.
46
Макроэволюция - результат микроэволюции.
1
Опрос
Знать понятия: микроэволюция и макроэволюция.
47
Основные направления эволюции.
1
Тест
Знать основные направления эволюции, понятия биологического прогресса и биологического регресса. Уметь объяснять процессы биологического прогресса и регресса.
48
Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.
1
Опрос
Знать о влиянии человеческой деятельности на микроэволюционные процессы в популяциях. Уметь раскрывать проблему вымирания и сохранения редких видов.
49
Основные закономерности биологической эволюции.
1
(Л.Р. № 8.)
Знать основные закономерности эволюции. Уметь сравнивать, делать выводы и обобщать.
8. Происхождение человека (антропогенез)- 6 ч
50
Место и особенности человека в системе органического мира. Доказательства эволюционного происхождения человека.
1
Беседа
Знать о происхождении человека от животных, систематическое положение человека. Уметь отмечать коренные различия между человекообразными обезьянами и человеком. Знать о научных взглядах о происхождении человека и вкладе великих ученых Ж.Б. Ламарка и Ч.Дарвина в разработку проблемы происхождения человека. Уметь научно обосновывать происхождение человека.
51
Этапы эволюции человека. Человек разумный.
1
Тест
Знать основные этапы эволюции человека. Уметь сравнивать предков человека между собой и объяснять причины их сходства и различия.
52
Биосоциальная сущность вида Человек разумный.
1
Опрос
Знать об этапах антропогенеза, об особенностях внешнего строения и образа жизни кроманьонцев. Уметь обосновывать роль труда в становлении человека и уметь сравнивать предков человека.
53
Человеческие расы, их родство и происхождение.
1
Тест
Знать об особенностях рас человека их единства происхождения. Уметь доказывать равноценность и генетическое единство человеческих рас.
54
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
1
Опрос
Знать историю взаимоотношений человека и биосферы. Уметь анализировать последствия сельскохозяйственной и промышленной революции.
55
Обобщающий урок по темам «Происхождение жизни и развитие органического мира», «Учение об эволюции», «Происхождение человека (антропогенез)»
1
Тестирование, решение задач.
Знать о возникновении и развитии живой материи, особенностях эволюции человека. Уметь объяснять с материалистических позиций процесс возникновения и развития жизни на Земле как естественное и закономерное событие последовательных эволюционных преобразований материи в целом.
9. Основы экологии- 12 ч
56
Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.
1
Опрос
Знать экологические факторы, среды жизни на Земле. Уметь характеризовать условия обитания организмов, раскрывать взаимосвязь условий жизни и приспособлений организмов к ним в разных средах жизни.
57
Закономерности действия факторов среды на организмы.
1
Опрос
Знать о существовании общих законов действия факторов среды на организмы, сущности закона оптимума. Уметь объяснять природу биологических ритмов у организмов.
58
Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.
1
Опрос
Знать о приспособленности организмов к факторам среды.
59
Биотические связи в природе.
1
Беседа
Знать о многообразии и взаимосвязи между живыми организмами в природе, о пищевых связях. Уметь характеризовать различные способы добычи пищи организмами.
60
Популяция как форма существования видов в природе.
1
Тест
Знать понятие популяции, основные качественные и количественные характеристики популяций.
61
Функционирование популяции и динамика ее численности в природе.
1
Опрос
Знать о функционировании популяции и динамике ее численности в природе. Уметь характеризовать процесс роста популяции и механизмы его регуляции.
62
Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.
1
Опрос
Знать понятия биоценоз, биотоп, о видах-эдификаторах, экологическая ниша.
63
Понятие о биогеоценозе и экосистеме.
1
Тест
Знать понятия биогеоценоз и экосистема. Уметь характеризовать биологический круговорот веществ как главное условие возникновения экосистем.
64
Развитие и смена биогеоценозов.
1
Беседа
Знать об экосистемах как саморегулирующихся и саморазвивающихся биосистемах.
65
Основные законы устойчивости живой природы.
1
Опрос
Знать о механизмах устойчивости биосистем разного масштаба. Уметь объяснять принцип биологического разнообразия и его значение в формировании устойчивых экосистем.
66
Рациональное использование природы и ее охрана.
1
Опрос
Знать об истощении природной среды вызванной деятельностью человека. Уметь показать необходимость рационального использования природы и ее охраны.
67
Обобщающий урок по теме «Основы экологии»
1
Беседа. (Лаб. Раб.№9)
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
10. Заключение -1 ч
68
Заключение по курсу «Основы общей биологии»
1
Тестирование
Знать основные вопросы по курсу «Основы общей биологии». Уметь сравнивать, делать выводы и обобщать.