Рабочая программа по биологии 5класс

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по биологии для 5а класса соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования и разработана на основе Программы основного общего образования по биологии 5-9 классы. Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов / М.: Дрофа 2013 г.

В рабочей программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Изучение биологии в 5 классах направлено на достижение следующих целей:

  • характеристика особенностей строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практической значимости;

  • применение методов биологической науки для изучения клеток и организмов: проведение наблюдений за живыми организмами, постановка несложные биологических экспериментов и объяснение их результатов, описание биологических объектов и процессов;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентирование в системе познавательных ценностей: оценивание информации о живых организмах, получаемой из разных источников, последствий деятельности человека в природе

в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;

  • работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Общая характеристика учебного предмета

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. В 5 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Узнают, чем живая природа отличается от неживой; получат общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний, а так же учащиеся получат сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их

знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Обучающиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др


Место учебного предмета в учебном плане

На изучение биологии в 5 классе отводится 1 ч. в неделю, 35 часов в год.

Формы организации образовательного процесса учащихся являются фронтальная, индивидуальная, групповая работа, работа в парах.

Методы:

  1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения;

  2. Поисковый метод;

  3. Проектный метод;

  4. Игровой метод;

  5. Метод проблемного обучения;

  6. Метод эвристической беседы;

  7. Анализ;

  8. Дискуссия;

  9. Диалогический метод;

  10. Практическая деятельность;

  11. Проектирование.

Занятия проводятся с использованием элементов педагогических технологий:

деятельностный метод обучения, технология проектной и исследовательской деятельности, проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений, технология продуктивного чтения.

Формы контроля

Стартовый, промежуточный, итоговый контроль в формате тестов, контрольных работ. Текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, опроса, биологических диктантов, лабораторных работ. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество

часов


В том числе

практических

работ

В том числе

лабораторных

работ

В том числе

экскурсий

В том числе

контрольных

работ

1

Введение

6

1


1

1

2

Раздел 1. Клеточное строение организмов

10

1

3


1

3

Раздел 2. Царство Бактерии.

2




1


Раздел 3. Царство грибы.

5


2



4

Раздел 3. Царство Растения

9


4



4

Повторение

3




1

Итого

35

2

9

1

4

Содержание тем учебного курса

Введение (6 часов)

Биология - наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

  1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.


Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, р азвитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы.(Пр. р)

  1. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

  2. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

  3. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.(Обучающая)


Раздел 2. Царство Бактерии (2часа).

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.


Раздел 3. Царство Грибы (5 часов)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни

человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

  1. Строение плодовых тел шляпочных грибов.

  2. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.


Раздел 4. Царство Растения (9 часов)

Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

  1. Строение зеленых водорослей.

  2. Строение мха (на местных видах).

  3. Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника.

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).


Повторение (3 часа)


Предметные образовательные результаты

Обучающиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост,

развитие, размножение;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

- правила работы с микроскопом;

- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

- строение клетки;

- химический состав клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей.

- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

- разнообразие и распространение бактерий и грибов;

- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

- основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

- роль растений в биосфере и жизни человека;

- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

- роль растений в биосфере и жизни человека;

- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.


Обучающиеся должны уметь:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы»,

«экологические факторы»;

- отличать живые организмы от неживых;

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- характеризовать среды обитания организмов;

- характеризовать экологические факторы;

- проводить фенологические наблюдения;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

- составлять план текста;

- владеть таким видом изложения текста, как повествование;

- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

- получать биологическую информацию из различных источников;

- определять отношения объекта с другими объектами;

- определять существенные признаки объекта.

- определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

- давать общую характеристику бактериям и грибам;

- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

- давать общую характеристику растительного царства;

- объяснять роль растений биосфере;

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.


Личностные образовательные результаты

Обучающиеся должны:

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- знать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

- испытывать любовь к природе;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

Метапредметные образовательные результаты



- анализировать объекты под микроскопом;

- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

- оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.




Критерии и нормы оценки знаний учащихся

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения учащимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Оценка выполнения практических работ


Отметка "5" ставится, если ученик:

1) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

2) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

3) научно грамотно, логично описал наблюдения. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, и сделал выводы;

4) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

5) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Итоговый контроль выполняется в форме контрольной работы.

Перечень учебно-методического обеспечения

Аппаратные средства

  • Компьютер;

  • Интерактивная доска;

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Простая система управления базами данных.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Простой редактор Web-страниц.



Экранно-звуковые пособия

1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия CD «Энциклопедия»

2. CD «Неклеточные формы жизни. Бактерии»

3. CD «Клетка прокариот, эукариот»

4. CD «Систематика и жизненные циклы растений»

5. CD «Строение высших и низших растений»

6. CD «Строение и жизнедеятельность организма цветкового растения»

7. CD «Растительные сообщества»

8. CD «Растения, грибы, бактерии»

9. CD «Растение - живой организм»

10. CD «Биология 6-11 кл. Лабораторный практикум»

11. CD «Открытая биология»

12. CD «Биология в школе. Растительный мир»

13. CD «Химия клетки. Вещества, клетки и ткани»

Учебно-методическая литература

Основная литература для обучающихся

1.Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2012.

2. Биология. Бактурии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 11-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2008.

3. Детская энциклопедия. Джейн Эллиотт, Колин Кинг. «Росмэн» 2004

4. Справочник грибника. З.А. Клепнина, Е.В. Клепнина. - М.: Аст-пресс книга, 2006

5. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 1, 2. - 5-е изд., перераб. и доп./ Глав. ред. М.Д. Аксенова. - М.: Аванта 2001

6. Тайны живой природы. А.М. Голова. Пер с английского. Москва «Росмэн» 1997

7. Удивительная биология. И.В. Дроздова. Серия: О чем умолчали учебники. Издательство: НЦ ЭНАС. 2006.

8. Ядовитые растения. Ядовитые животные. Альтман Хорст. / Пер. с нем. - М.: БММ АО, 2004


Литература для учителя

1. Биология в таблицах. Справочное пособие / авт.-сост. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. - 9- изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.

2. Современный кабинет биологии. Работа учителя на основе дидактики личностно - ориентированного образовательного процесса. Н.Л. Галеева - М.: 5 за знания, 2005.

3. Биология. Занимательные факты и тесты. А.П. Большаков - СПб.: «Паритет», 2000.

4. Лишайники: удивительные организмы и индикаторы состояния окружающей среды: пособие для учителей. И.А. Шапиро - СПб.: Крисмасс+. 2003.

5. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. А.Г. Муравьева . - 2-е изд., испр. - СПб.: Кристмасс+. 2002.

КИМы

1. Тест «Биология»

2. Тест «Бактерии»

3. Тест «Растения»

Учебные наглядные пособия Комплекты таблиц

1. «Охрана окружающей среды»

2. «Ботаника» Часть 1, 2

3. «Окружающая среда»

4. «Введение в экологию»

5. «Вещества растений. Клеточное строение»

6. «Общее знакомство с цветковыми растениями»

7. «Растение - живой организм»

8. «Растения и окружающая среда»

9. «Растения. Грибы. Бактерии»

10. «Химия клетки»

11. Комплект рельефных таблиц к разделу «Растения»

Гербарии

1. Гербарий «Голосеменные растения»

2. Гербарий «Покрытосеменные растения»

3. Гербарий «Отделы растений»

4. Гербарий «Растения природных зон мира»

5. Гербарий «Морфология растений»

6. Гербарий «Основные группы растений. Грибы. Лишайники»

7. Гербарий фотографический «Растительные сообщества. Лес»

8. Гербарий «Жизненные формы цветковых растений»

9. Гербарий «Систематика растений. Высшие споровые и семенные»


Коллекции, модели

1. Модель динамическая «Деление клетки»

2. Модель динамическая «Цикл развития шляпочного гриба»

3. Модель динамическая «Размножение одноклеточной водоросли»

4. Модель динамическая «Размножение мха»

5. Модель динамическая «Размножение папоротника»

6. Модель динамическая «Развитие сосны»

7. Набор моделей по ботанике

8. Набор моделей цветковых растений

9. Коллекция «Голосеменные растения»

10. Коллекция: «Древесные растения и их распространение».

11. Коллекция: «Палеонтологическая» (форма сохранности ископаемых растений и животных)


Планируемые результаты изучения биологии

Раздел 1. Клеточное строение организмов

Выпускник научится:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»;

- отличать живые организмы от неживых;

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- характеризовать среды обитания организмов;

- характеризовать экологические факторы;

- проводить фенологические наблюдения;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества», «ядро», «ядрышко», «хромосомы», «ткань»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

Выпускник получит возможность:

- определять понятия флора, фауна, низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный;

- определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты», «основная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»;

- объяснять отличия молодой клетки от старой,

- доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма;

- находить отличительные особенности строения различных типов растительных тканей.


Раздел 2. Царство Бактерии. Царство грибы.

Выпускник научится:

- давать общую характеристику бактериям и грибам;

- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Выпускник получит возможность:

- выращивать бактерии: картофельную и сенную палочку;

- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными.

Раздел 3. Царство Растения

Выпускник научится:

- давать общую характеристику растительного царства;

- объяснять роль растений биосфере;

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Выпускник получит возможность:

- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,

- различать лекарственные и ядовитые растения

- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения

- владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать,

сравнивать, выявлять взаимосвязи);

15


© 2010-2022