Проект Влияние компьютера на старшеклассников

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Серебряно-Прудский район Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Серебряно-Прудская средняя общеобразовательная школа

имени маршала В.И Чуйкова»







КОМПЬЮТЕР В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА

Исследовательская работа





Автор: Попкова Наталья

10 класс

Руководитель: Фурсова

Елена Ивановна,

учитель биологии и химии


п. Серебряные Пруды

2013

Оглавление.


  1. Введение. 2

  2. Изучение информации. 4

  1. Общественное мнение 4

  2. Эмоциональная сфера. 6

  3. Физические и психические расстройства. 7

  4. Время, проводимое за компьютером. 8

  5. Динамика развития компьютерной зависимости . 9

III. Исследовательская часть. 11

IV. Выводы и рекомендации. 13

V. Литература. 14

VI. Приложения. 15



1

Введение

Не так давно никто не мог и предположить, что компьютер войдет почти в каждый дом. Его освоили не только работники банков, офисов, но и другие слои населения, в том числе и дети . Компьютер дал нам всем большие возможности: подготовка сообщений по разным предметам , помощь при подготовке домашнего задания, общение в социальных сетях, хранение различных документов , фотографий, а также развлечения в виде компьютерных игр. Именно на играх я бы хотела остановиться поподробнее. С недавних пор это словосочетание прочно вошло в нашу жизнь. Игра заложена в саму природу человека с древнейших времен - выследить зверя, заманить его в ловушку - это тоже своего рода игра. Теперь мы лишены этого в жизни, а инстинкты остались и они находят свой выход в компьютерных играх.

Вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и некоторые негативные моменты. Многие школьники проводят за компьютером очень много времени, не замечая ничего вокруг себя. Компьютер им заменил общение с друзьями, занятия в различных спортивных секциях, и сократил время на подготовку домашних заданий. Часто родители , находясь на работе , не могут контролировать то, в какие игры играют их дети и сколько времени они проводят за компьютером.

В настоящее время компьютерные игры как средство воздействия на массовое сознание еще не достаточно хорошо изучены. Во-первых, компьютерная игра сама по себе может вызывать болезненную зависимость. Во-вторых, в зависимости от заложенной в ней идеи она может оказывать разрушающее воздействие на психику и воспитание человека. Кроме того, компьютерные игры могут быть использованы как мощная реклама.

2

Сколько времени мои одноклассники проводят за компьютером в будний день и в выходной, как компьютерные игры влияют на их настроение и на поведение, контролируют ли их родители сколько они проводят времени за компьютером, и что для них значат компьютерные игры ? Эти вопросы я задавала ребятам при выполнении этой работы. Данные исследования проводились среди некоторых старшеклассников Серебряно-Прудской СОШ им.В.И.Чуйкова.(см.таблицу 1)

Цель работы : изучить влияние компьютерных игр на настроение, поведение. Значение компьютера в жизни школьника, время, отводимое компьютеру.

Объект: старшеклассники.

Предмет: компьютер.

Задачи работы: исследовать проблему увлечённости школьниками компьютером, обратить внимание взрослых на проблему возникновения привязанности к компьютерным играм.

Гипотеза: Я предположила, что на разных людей компьютеры влияют по-разному.


3

Общественное мнение

С начала 80-х гг. компьютерные игры становятся частью индустрии развлечений, и захватывает большое количество людей, преимущественно детей и подростков. Общество встретило новое увлечение неоднозначно: на фоне восхищения возможностями компьютера можно услышать и настороженность, а где-то прямое осуждение. В СМИ появляется большое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику детей. Появилось мнение, что занятия с компьютером - это своего рода зависимость, которая выражается в таких психопатологических симптомах, как неспособность подростка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, так называемый синдром «вершителя судеб». Отмечается и такая опасность, как «оболванивание» подростка, оскудение его эмоциональной сферы, поскольку игрок, если он хочет выиграть, должен постоянно подавлять свои чувства и оставаться хладнокровным. Некоторые компьютерные игры провоцируют агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия. Есть данные, по которым у испытуемых, игравших в виртуальную игру, наблюдалось значительно более сильное физиологическое возбуждение, а также большее количество агрессивных мыслей по сравнению с контрольной группой .

В качестве негативных последствий компьютерных игр указывают сужения круга интересов подростка, стремление к создание собственного мира, уход от реальности. По мнению некоторых ученых, занятия с компьютером один на один, часто в ущерб общению со сверстниками, приводит к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах. Поскольку именно общение служит для подростков главным средством развития их личности, то общения, вызванная компьютером (если она действительно имеет место),

4

представляется наиболее драматичной. Большинство игр созданы по типу соревнования пользователя с компьютером или другим игроком; практически отсутствуют игры, требующие кооперативного взаимодействия. Негативную картину дополняют соматические нарушения (снижение остроты зрения, быстрая утомляемость и др.), которые, как полагают, являются прямым следствием «компьютеризации» свободного времени подростков.

Приведенные выше мнения высказываются не только в средствах массовой информации, но и находят поддержку в научном сообществе.






5

Эмоциональная сфера

Для проверки положения о том, что интенсивное занятие с компьютером ведет к обособлению личности и нарушению контактов с окружающими, были опрошены пользователи в возрасте от 14 до 16 лет. При беседе со старшеклассниками были выявлены следующие данные. Оказалось, что они гораздо чаще играют в компьютерные игры в одиночку. Учащиеся, не увлеченные компьютером, чаще посещают кружки, разные массовые мероприятия, выполняют различные поручения. Некоторые проводят за компьютером 1-1,5 часа , а другие 5-6 часов в сутки.Эмоциональные проявления у этих учеников разные, кто-то вспыльчив и гиперактивен, кто-то ,наоборот, очень спокоен, а у кого-то обычное поведение независимо от времени, проведённого за компьютером. Я считаю , что не только время , но и психологические особенности могут изменить эмоциональную настроенность человека.




6

Физические и психические расстройства

Анализ литературы показывает, что в группе подростков, занимающихся компьютером, не обнаружено серьезных нарушений психической деятельности или симптомов «компьютерной» зависимости. Имеются лишь данные о переутомлении, боли в кистях рук (от судорожного сжимания джойстика), рези в глазах, общей возбужденности, трудности с засыпанием.






7

Время, проводимое за компьютером

Современные старшеклассники очень много времени проводят за компьютером. Причём время , прводимое за компьютером в будние дни почти не отличается от времени в выходные дни, что свидетельствует о развитии определённой значимости компьютера в жизни школьника, а также и о развитии зависимости. Результаты опроса (см.таблицы 2,3).






8

Динамика развития компьютерной зависимости

Немало важное влияние на формирование определенных свойств личности у каждого студента и школьника, причем не в лучшую сторону, оказывают компьютерные игры. К тому же при значительных перегрузках у них могут возникнуть проблемы со здоровьем, и даже появиться при уже имеющейся компьютерной зависимости так называемая «ломка», проявляющаяся в покраснении глаз и головной боли. Поэтому целесообразно ненавязчиво, в доверительной атмосфере проводить диагностику поведения школьников во время игры на компьютере, разъяснять негативное влияние игр.

Проблема зависимости от компьютерных игр стала сейчас широко подниматься психологами и педагогами. Разработана целая классификация игр, механизмы образования психологической зависимости от компьютерных игр и динамика формирования игровой зависимости.

Динамика развития компьютерной зависимости имеет следующий вид. Сначала идет адаптация человека к игре, человек "входит во вкус", а затем наступает период резкого роста и быстрого формирования зависимости от игры, причем величина зависимости достигает некоторого максимума, который зависит от индивидуальных особенностей личности. Далее сила зависимости на некоторое время остается устойчивой, а затем идет на спад и опять фиксируется на определенном уровне и остается устойчивой в течение длительного времени.

На основании этой динамики выделяют четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр:

  1. легкой увлеченности;

9

  1. легкой увлеченности;

  2. увлеченности;

  3. зависимости;

  4. привязанности.

На стадии легкой увлеченности человеку начинает нравиться сама игра, компьютерная графика в ней, звук, сам факт имитации реальной жизни. На стадии увлеченности игра принимает систематический характер. Когда игроки становятся «заядлыми», возникает стадия зависимости, происходят изменения в самооценке и самосознании. Последняя стадия характеризуется угасанием активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом. Это самая продолжительная стадия, которая может длиться всю жизнь.





10

Исследовательская часть

Всего мною было опрошено 25 человек. Далее таблицы.

Таблица1

Опрошено

25 чел(20м и 5 дев)

Компьютер дома имеют

96%(24 чел)

Играют в компьютерные игры

80%(20 чел)

Если бы Вам позволили все ваше свободное время уделять играм (подразумевается отказ от чтения, просмотра телевизора), то согласились бы Вы?

Да:10%(2 чел)

Нет:80%(16 чел)

Не знаю:10%(2 чел)

Для Вас компьютерные игры это

Развлечение:30%(6 чел)

Отдых :65%(13чел)

Смысл жизни: 5%(1чел)

Как компьютерные игры влияют на ваше настроение ?

Положительно :70%(14чел)

Отрицательно : 10%(2чел)

Не знаю:20%(4чел)

Контроль со стороны родителей

Всегда:35%(7чел)
Иногда:30%(6чел)
Никогда: 35%(7чел)

Как Вы думаете, влияют ли компьютерные игры на Ваше поведение и учёбу?

Положительно :20%(4чел)

Отрицательно:40%(8чел)

Не знаю:40%(8чел)


11

Таблица2 Время, проведенное за компьютером в будний день

Время

10 класс

0,5-1 ч

6чел(30%)

1,5-2 ч

4чел(20%)

2,5-3 ч

7чел(35%)

4-5 ч

2чел(10%)

6 ч и более

1чел(5%)

Таблица3 Время, проведенное за компьютером в выходной день

Время

10 класс

0,5-1 ч

4чел(20%)

1,5-2 ч

5чел(25%)

2,5-3 ч

6чел(30%)

4-5 ч

3чел(15%)

6ч и более

2чел(10%)


12

Выводы и рекомендации

Выводы:

  • Чрезмерное увлечение компьютерными играми влияет на настроение школьников, является причиной изменения взаимоотношений между одноклассниками и изменяет межличностное общение.

  • Не выявлено прямой зависимости проявлений агрессивности и увлечённости компьютерными играми.

Рекомендация:

  • Контролируйте время и игры, в которые играют ваши дети!





13

Литература.

  1. Анастасова Л. П., Гольнева Д. П. Человек и окружающая среда. - М: Просвещение, 1997

  2. Гунн Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье: Рекомендации для детей и взрослых, СПб.: Нева; М.: Олма-Пресс, 2003

  3. М.М. Безруких Компьютер и здоровье ребенка / М.М. Безруких. - М.: Вентана-Графф, 2003.

  4. Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. Б. В. Петровский. - 2-е издание - Таллин, 1993 - 703 с.





14

Приложения

Проект Влияние компьютера на старшеклассников

Проект Влияние компьютера на старшеклассников




















15

Проект Влияние компьютера на старшеклассников


















Проект Влияние компьютера на старшеклассников

























16

© 2010-2022