- Преподавателю
- Биология
- Проект Влияние компьютера на старшеклассников
Проект Влияние компьютера на старшеклассников
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фурсова Е.И. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Серебряно-Прудский район Московской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Серебряно-Прудская средняя общеобразовательная школа
имени маршала В.И Чуйкова»
КОМПЬЮТЕР В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА
Исследовательская работа
Автор: Попкова Наталья
10 класс
Руководитель: Фурсова
Елена Ивановна,
учитель биологии и химии
п. Серебряные Пруды
2013
Оглавление.
-
Введение. 2
-
Изучение информации. 4
-
Общественное мнение 4
-
Эмоциональная сфера. 6
-
Физические и психические расстройства. 7
-
Время, проводимое за компьютером. 8
-
Динамика развития компьютерной зависимости . 9
III. Исследовательская часть. 11
IV. Выводы и рекомендации. 13
V. Литература. 14
VI. Приложения. 15
1
Введение
Не так давно никто не мог и предположить, что компьютер войдет почти в каждый дом. Его освоили не только работники банков, офисов, но и другие слои населения, в том числе и дети . Компьютер дал нам всем большие возможности: подготовка сообщений по разным предметам , помощь при подготовке домашнего задания, общение в социальных сетях, хранение различных документов , фотографий, а также развлечения в виде компьютерных игр. Именно на играх я бы хотела остановиться поподробнее. С недавних пор это словосочетание прочно вошло в нашу жизнь. Игра заложена в саму природу человека с древнейших времен - выследить зверя, заманить его в ловушку - это тоже своего рода игра. Теперь мы лишены этого в жизни, а инстинкты остались и они находят свой выход в компьютерных играх.
Вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и некоторые негативные моменты. Многие школьники проводят за компьютером очень много времени, не замечая ничего вокруг себя. Компьютер им заменил общение с друзьями, занятия в различных спортивных секциях, и сократил время на подготовку домашних заданий. Часто родители , находясь на работе , не могут контролировать то, в какие игры играют их дети и сколько времени они проводят за компьютером.
В настоящее время компьютерные игры как средство воздействия на массовое сознание еще не достаточно хорошо изучены. Во-первых, компьютерная игра сама по себе может вызывать болезненную зависимость. Во-вторых, в зависимости от заложенной в ней идеи она может оказывать разрушающее воздействие на психику и воспитание человека. Кроме того, компьютерные игры могут быть использованы как мощная реклама.
2
Сколько времени мои одноклассники проводят за компьютером в будний день и в выходной, как компьютерные игры влияют на их настроение и на поведение, контролируют ли их родители сколько они проводят времени за компьютером, и что для них значат компьютерные игры ? Эти вопросы я задавала ребятам при выполнении этой работы. Данные исследования проводились среди некоторых старшеклассников Серебряно-Прудской СОШ им.В.И.Чуйкова.(см.таблицу 1)
Цель работы : изучить влияние компьютерных игр на настроение, поведение. Значение компьютера в жизни школьника, время, отводимое компьютеру.
Объект: старшеклассники.
Предмет: компьютер.
Задачи работы: исследовать проблему увлечённости школьниками компьютером, обратить внимание взрослых на проблему возникновения привязанности к компьютерным играм.
Гипотеза: Я предположила, что на разных людей компьютеры влияют по-разному.
3
Общественное мнение
С начала 80-х гг. компьютерные игры становятся частью индустрии развлечений, и захватывает большое количество людей, преимущественно детей и подростков. Общество встретило новое увлечение неоднозначно: на фоне восхищения возможностями компьютера можно услышать и настороженность, а где-то прямое осуждение. В СМИ появляется большое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику детей. Появилось мнение, что занятия с компьютером - это своего рода зависимость, которая выражается в таких психопатологических симптомах, как неспособность подростка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, так называемый синдром «вершителя судеб». Отмечается и такая опасность, как «оболванивание» подростка, оскудение его эмоциональной сферы, поскольку игрок, если он хочет выиграть, должен постоянно подавлять свои чувства и оставаться хладнокровным. Некоторые компьютерные игры провоцируют агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия. Есть данные, по которым у испытуемых, игравших в виртуальную игру, наблюдалось значительно более сильное физиологическое возбуждение, а также большее количество агрессивных мыслей по сравнению с контрольной группой .
В качестве негативных последствий компьютерных игр указывают сужения круга интересов подростка, стремление к создание собственного мира, уход от реальности. По мнению некоторых ученых, занятия с компьютером один на один, часто в ущерб общению со сверстниками, приводит к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах. Поскольку именно общение служит для подростков главным средством развития их личности, то общения, вызванная компьютером (если она действительно имеет место),
4
представляется наиболее драматичной. Большинство игр созданы по типу соревнования пользователя с компьютером или другим игроком; практически отсутствуют игры, требующие кооперативного взаимодействия. Негативную картину дополняют соматические нарушения (снижение остроты зрения, быстрая утомляемость и др.), которые, как полагают, являются прямым следствием «компьютеризации» свободного времени подростков.
Приведенные выше мнения высказываются не только в средствах массовой информации, но и находят поддержку в научном сообществе.
5
Эмоциональная сфера
Для проверки положения о том, что интенсивное занятие с компьютером ведет к обособлению личности и нарушению контактов с окружающими, были опрошены пользователи в возрасте от 14 до 16 лет. При беседе со старшеклассниками были выявлены следующие данные. Оказалось, что они гораздо чаще играют в компьютерные игры в одиночку. Учащиеся, не увлеченные компьютером, чаще посещают кружки, разные массовые мероприятия, выполняют различные поручения. Некоторые проводят за компьютером 1-1,5 часа , а другие 5-6 часов в сутки.Эмоциональные проявления у этих учеников разные, кто-то вспыльчив и гиперактивен, кто-то ,наоборот, очень спокоен, а у кого-то обычное поведение независимо от времени, проведённого за компьютером. Я считаю , что не только время , но и психологические особенности могут изменить эмоциональную настроенность человека.
6
Физические и психические расстройства
Анализ литературы показывает, что в группе подростков, занимающихся компьютером, не обнаружено серьезных нарушений психической деятельности или симптомов «компьютерной» зависимости. Имеются лишь данные о переутомлении, боли в кистях рук (от судорожного сжимания джойстика), рези в глазах, общей возбужденности, трудности с засыпанием.
7
Время, проводимое за компьютером
Современные старшеклассники очень много времени проводят за компьютером. Причём время , прводимое за компьютером в будние дни почти не отличается от времени в выходные дни, что свидетельствует о развитии определённой значимости компьютера в жизни школьника, а также и о развитии зависимости. Результаты опроса (см.таблицы 2,3).
8
Динамика развития компьютерной зависимости
Немало важное влияние на формирование определенных свойств личности у каждого студента и школьника, причем не в лучшую сторону, оказывают компьютерные игры. К тому же при значительных перегрузках у них могут возникнуть проблемы со здоровьем, и даже появиться при уже имеющейся компьютерной зависимости так называемая «ломка», проявляющаяся в покраснении глаз и головной боли. Поэтому целесообразно ненавязчиво, в доверительной атмосфере проводить диагностику поведения школьников во время игры на компьютере, разъяснять негативное влияние игр.
Проблема зависимости от компьютерных игр стала сейчас широко подниматься психологами и педагогами. Разработана целая классификация игр, механизмы образования психологической зависимости от компьютерных игр и динамика формирования игровой зависимости.
Динамика развития компьютерной зависимости имеет следующий вид. Сначала идет адаптация человека к игре, человек "входит во вкус", а затем наступает период резкого роста и быстрого формирования зависимости от игры, причем величина зависимости достигает некоторого максимума, который зависит от индивидуальных особенностей личности. Далее сила зависимости на некоторое время остается устойчивой, а затем идет на спад и опять фиксируется на определенном уровне и остается устойчивой в течение длительного времени.
На основании этой динамики выделяют четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр:
-
легкой увлеченности;
9
-
легкой увлеченности;
-
увлеченности;
-
зависимости;
-
привязанности.
На стадии легкой увлеченности человеку начинает нравиться сама игра, компьютерная графика в ней, звук, сам факт имитации реальной жизни. На стадии увлеченности игра принимает систематический характер. Когда игроки становятся «заядлыми», возникает стадия зависимости, происходят изменения в самооценке и самосознании. Последняя стадия характеризуется угасанием активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом. Это самая продолжительная стадия, которая может длиться всю жизнь.
10
Исследовательская часть
Всего мною было опрошено 25 человек. Далее таблицы.
Таблица1
Опрошено
25 чел(20м и 5 дев)
Компьютер дома имеют
96%(24 чел)
Играют в компьютерные игры
80%(20 чел)
Если бы Вам позволили все ваше свободное время уделять играм (подразумевается отказ от чтения, просмотра телевизора), то согласились бы Вы?
Да:10%(2 чел)
Нет:80%(16 чел)
Не знаю:10%(2 чел)
Для Вас компьютерные игры это
Развлечение:30%(6 чел)
Отдых :65%(13чел)
Смысл жизни: 5%(1чел)
Как компьютерные игры влияют на ваше настроение ?
Положительно :70%(14чел)
Отрицательно : 10%(2чел)
Не знаю:20%(4чел)
Контроль со стороны родителей
Всегда:35%(7чел)
Иногда:30%(6чел)
Никогда: 35%(7чел)
Как Вы думаете, влияют ли компьютерные игры на Ваше поведение и учёбу?
Положительно :20%(4чел)
Отрицательно:40%(8чел)
Не знаю:40%(8чел)
11
Таблица2 Время, проведенное за компьютером в будний день
-
Время
10 класс
0,5-1 ч
6чел(30%)
1,5-2 ч
4чел(20%)
2,5-3 ч
7чел(35%)
4-5 ч
2чел(10%)
6 ч и более
1чел(5%)
Таблица3 Время, проведенное за компьютером в выходной день
-
Время
10 класс
0,5-1 ч
4чел(20%)
1,5-2 ч
5чел(25%)
2,5-3 ч
6чел(30%)
4-5 ч
3чел(15%)
6ч и более
2чел(10%)
12
Выводы и рекомендации
Выводы:
-
Чрезмерное увлечение компьютерными играми влияет на настроение школьников, является причиной изменения взаимоотношений между одноклассниками и изменяет межличностное общение.
-
Не выявлено прямой зависимости проявлений агрессивности и увлечённости компьютерными играми.
Рекомендация:
-
Контролируйте время и игры, в которые играют ваши дети!
13
Литература.
-
Анастасова Л. П., Гольнева Д. П. Человек и окружающая среда. - М: Просвещение, 1997
-
Гунн Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье: Рекомендации для детей и взрослых, СПб.: Нева; М.: Олма-Пресс, 2003
-
М.М. Безруких Компьютер и здоровье ребенка / М.М. Безруких. - М.: Вентана-Графф, 2003.
-
Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. Б. В. Петровский. - 2-е издание - Таллин, 1993 - 703 с.
14
Приложения
15
16