• Преподавателю
  • Биология
  • Эколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихся

Эколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихся

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Воткинский лицей»













Эколого-краеведческая экспедиция - как средство формирования

этнокультурной компетенции обучающихся









Выполнили:

Гребёнкина Ирина Александровна - учитель биологии,

Кетова Анастасия Александровна - учитель истории







Воткинск, 2014 г.







Этнокультурное образование в современной школе

Удмуртия - многонациональный, поликультурный регион России. Удмурты создали свою неповторимую традиционную культуру. Знания и уважение к традиционной культуре удмуртов делает человека, проживающего на территории Удмуртии, «современным». Современный человек ХХ I века - толерантный, высококультурный, нравственный.

Цель работы современной школы - соединение умственного и физического труда учащихся на основе научных знаний. Полноценны знания тогда, когда они получены путем собственных исследований, а выработанные умения будут применяться в жизни учащегося.

Осуществить данную цель позволяют методы и формы, направленные на научно-исследовательскую и поисковую деятельность учащихся. Основной формой получения знаний для нас является научно-исследовательская экспедиция. Мы являемся активными участниками экспедиций разного уровня:

Эколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихсяЭколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихсяЭколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихся

Июль 2008-2014г. Научно-исследовательские экспедиции «Лето наших открытий», организованные ЦДТ Устиновского района города Ижевска Удмуртской Республики, в рамках проекта «Исследователь нового века». Здесь мы постигали азы биологических исследований.

Эколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихсяЭколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихсяЭколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихся

Июль 2009г деревня Завод Михайловский, Чайковский район, Пермский край. Фольклорная экспедиция в семейный фольклорный лагерь творчества «Венок Прикамья», организованный ЦДТ Чайковского района Пермского края. Здесь мы знакомились с культурой народов Прикамья.



Экспедиция - форма организации учебного процесса

Экспедиция, как форма организации учебного процесса, состоит из нескольких этапов. Подготовительный этап включает в себя написание исследовательской работы, в которой и формируются цели экспедиции, а также решение организационных, материально-технических вопросов. Следующий этап - сама экспедиция (поездка, выполнение намеченных планов и культурная программа). Заключительный этап - выступление на научно-практических конференциях различного уровня .

В ходе экспедиции мы использовали экспериментальный, исследовательский, частично-поисковый методы получения информации.

В 2009-2010 учебном году нашей исследовательской группой (ученики 5-7классов, участники научного общества школы) написана работа «Чем древние удмурты красили свою одежду?». Эту работу представили ученики на весенней школьной научно-практической конференции, где доказали важность экспедиции в село Тарасово Сарапульского района УР. Наша экспедиция в село Тарасово проходила с 17 по 19 июля 2010 г. Погода способствовала выполнению научной программы, в ходе экспедиции дети получили заряд бодрости и солнечной энергии и благополучно вернулись домой.

В 2011-2012 учебном году наша исследовательская группа обработала экспедиционную информацию и написала исследовательские работы, а также защитила их на школьной научно-практической конференции.

В 2012-2013 учебном году наша исследовательская группа в составе Научно-исследовательской экспедиции «Лето наших открытий», организованной ЦДТ Устиновского района города Ижевска Удмуртской Республики, в рамках проекта «Исследователь нового века» побывала с 30 июня по 9 июля в селе Норья Малопургинского района УР. Здесь совместно с учащимися со всей Удмуртии наша исследовательская группа изучала природу и наш родной край «вживую».

В 2013-2014 учебном году наша исследовательская группа будет обрабатывать и представлять материал по экологической тропе села Норья на научно-практической конференции.

На территории Удмуртии проживают не только русские и удмурты, но и люди других национальностей. Мы планируем изучение культуры других народов, живущих на территории Удмуртии.





Актуальность экспедиции, как формы этнокультурного образования

Этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения, деятельностного освоения этнокультурного наследия и воспитания личности на этнокультурных традициях. (А.Б Афанасьева)



Наши предки удмурты оставили свою культуру, которая получила название пьяноборская. Археологами хорошо исследованы крупные городища, селища, могильники, клады пьяноборской культуры. Во время археологических раскопок найдены бронзовые украшения, железные орудия труда, оружие и ткани (фрагменты одежды).

Один из крупнейших могильников пьяноборской культуры - Тарасовский (Сарапульский район Удмуртской Республики). В Тарасовском могильнике в большом количестве найдены фрагменты тканей. Найденные фрагменты тканей пока мало изучены. Лучше сохранились те ткани, которые находились под бронзовыми украшениями, поэтому они имеют оттенки зелёного цвета. Фрагменты этих тканей находятся на хранении в Воткинском краеведческом музее. Взглянув на них, нам стало интересно, какого цвета эти ткани были первоначально. Может быть, это фрагменты одежды, ткани которой окрашены в красный и черные цвета местными красителями? А может быть это цветная ткань, изготовленная в странах Востока?

Именно исследования той местности, где находился могильник, помогут выявить особенности местной флоры, которую, возможно, древние удмурты использовали при окрашивании тканей. А также провести опрос местных жителей. Общение с людьми, знающими удмуртский язык, дает возможность глубже вникнуть детям из города в традиционную культуру удмуртов.

Цель нашего исследования - узнать, что удмурты использовали в качестве красителей, и какого цвета получалась ткань, окрашенная данным красителем.

Задачи:

  1. выяснить какие красильные растения произрастают в Удмуртии, какой орган растения содержит красящие вещества;

  2. провести опыт по окрашиванию красильными растениями шерстяных и х/б нитей, произрастающих в окрестностях села Тарасово;

  3. опросить местных сторожил села Тарасово о том, что они применяли для окрашивания тканей;

  4. организовать экспедицию в Сарапульский район село Тарасово по поиску красильных материалов.



Подготовительный этап экспедиции

Эколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихсяЭколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихся

На экскурсии в краеведческом музее города Воткинска

Эколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихсяЭколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихся

Исследования в лаборатории школы

Эколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихсяЭколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихся

Выступление учеников на весенней школьной научно-практической конференции, где они доказали важность экспедиции в село Тарасово Сарапульского района УР

ЭКСПЕДИЦИЯ «МИК» ( Многонациональность. Интеллект. Культура.)

17-19 июля 2010 г

Эколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихсяЭколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихся

Участники экспедиции



Эколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихся

Постановка цели и задач экспедиции



Эколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихся

Вид села Тарасово у реки Камы

Эколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихсяЭколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихся

Местные достопримечательности

Опрос местного населения

Интервью ведется на удмуртском языке

Эколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихсяЭколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихся

Опрос жительницы села Тарасово Осинкиной Валентины Васильевны, 1929 г.р.

Эколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихсяЭколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихся

Опрос жительницы села Тарасово Быковой Лидии Дмитриевны, 1930 г.р.

Эксперимент «Окрашивание шерстяных и х/б нитей местными красителями»

Эколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихсяЭколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихся

Сбор корневищ подмаренника настоящего и подготовка к окрашиванию нитей

Эколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихсяЭколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихся

Сбор лепестков цветов василька полевого и подговка к окрашиванию нитей

Эколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихся

Подготовка к окрашиванию корой черемухи обыкановенной нитей

Эколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихся

Процесс окрашивания в полевых условиях



Итоги эксперимента

Мы окрасили нити с помощью:

Ч - кора черемухи, П - корневища подмаренника, В - лепестки василька, Р - кора рябины

Эколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихся

Верхний ряд - первоначальная окраска нитей;

Средний ряд - х/б нити;

Нижний ряд - шерстяные нити

Эколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихся

Обсуждение итогов эксперимента

Наиболее интенсивное окрашивание наблюдается корой деревьев, кора рябины и черемухи дали кирпичные оттенки, корневища подмаренника - красно-коричнивый оттенок, лепестки василька - нежно-голубой. Таким образом, древние удмурты могли окрашивать шерстяные ткани корой деревьев, т. к. она дает более насыщенный оттенок и менее трудоёмка при сборе.

Исследование мест археологических раскопок

Эколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихсяЭколого-краеведческая экспедиция – как средство формирования этнокультурной компетенции обучающихся

Окрестности села Тарасово



Заключительный этап экспедиции

Заключительный этап экспедиции предстоит в начале учебного года. Вместе с учащимися будут подведены итоги экспедиции. Также мы продолжим подготовку к осенней научно-практической конференции. Нам предстоит еще огромная работа по изучению красильных материалов в разных районах Удмуртии, выяснение рецептуры окраски ткани и проведение опытов окрашивания тканей местными красителями. Наша республика многонациональная, поэтому рецепты окрашивания и красители могут быть различны у разных народов.



Значение экспедиции, как формы этнокультурного образования

Обстановка общения с природой и носителями удмуртского языка - живой процесс обучения и воспитания. Именно в экспедиции достигается этот результат.

Экспедиция позволяет выявить пробелы в знаниях учащихся, проблемы во взаимоотношениях, обнаружить недостатки подготовленности группы в целом. Это позволяет учителю скорректировать процесс получения знаний и коммуникативных умений учениками.

Экспедиция - как форма работы, позволяет формировать у учащихся как научно-познавательные и информационно-коммуникативные способности и умения, так и мировоззренческую позицию. А это уже не что иное, как компетентностный подход в обучении.



© 2010-2022