Урок-открытие «Стволовые клетки»

Урок-открытие на тему «Стволовые клетки»«разработан как вариант популяризации науки в современном образовательном процессе.Что касается формы проведения, то мне показалось уместным привлечь к сотрудничеству учеников старшей и средней школы, где первые выступили в роли наставников, вторые - в роли исследователей.Хочу отметить, что в нашей школе до проведения урока-открытия был выпущен и плакат-презентация на эту тему, а на сайте школы размещена статья. Считаю, что по аналогии можно разрабатывать ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-открытие по теме: «Стволовые клетки».

Цель урока:

- предоставить ученикам старшей и средней школы возможность соучастия в «открытии» стволовых клеток;

- воспитывать активность и любознательность,

- развивать мышление.

Участники:

Ученики 11 класса(ведущие урока-открытия), ученики 7 класса(исследователи)

Задачи урока:

1. Создать условия для формирования первоначальных знаний (открытий) о стволовых клетках.

2. Создавать условия для развития кругозора и фантазии детей.

3. Воспитывать благородные качества характера на примерах самоотверженного служения науке ученых, исследующих тему.

Дидактический материал (самостоятельные разработки учителя и учеников 11 класса):

Статья «Стволовые клетки», размещенная на сайте школы, плакат-презентация, слайды презентации к конференции, видеофильм «Стволовые клетки. Большой скачок».

Оборудование: ПК, большой и малый экраны конференц-зала, мультимедийный проектор, компьютеры, цифровые микроскопы, микропрепараты «ткани животных», «кровь человека», интернет-ресурс.

План урока.

№ п /п

Этап урока

Вопросы и задания ведущих

Примечание

1

Организационный момент.

Постановка цели урока.

-Что такое «стволовые клетки»?

Заполнение в рабочей тетради в течение урока таблицы на две графы:

Что я слышал(а) о стволовых клетках?

Что нового я узнал(а) о стволовых клетках?

Слайд

Урок-открытие «Стволовые клетки»

2

Сообщение темы и содержания урока.

-Сегодня мы знакомимся с новым понятием «стволовая клетка»

-Кто из ребят слышал о стволовых клетках?

-Что вы знаете о стволовых клетках?

Поиск учениками 8 класса определения понятия «стволовые клетки» в интернете.

Слайд

Урок-открытие «Стволовые клетки»

3











Возникновение термина «стволовые клетки»

- Для многих участников конференции открытием сегодня явится не только понятие о стволовых клетках, но и факты авторства:

1. в возникновении термина;

2. в создании учения о стволовых клетках.

Вопросы для обсуждения.

Дайте толкования терминам:

Гематология

Костный мозг

Гистология

Эмбриология

Ткань

Орган

Кроветворение

Регенерация

Ученики 7класса записывают в тетради определения терминам.

Слайд

Урок-открытие «Стволовые клетки»

4





Авторство в создании учения о стволовых клетках

-Ведущие обращают внимание участников:

1. на период создания учения о стволовых клетках(1970-1980 гг.)

2. на роль личностей ученых - наших соотечественников

Ученики 7 класса получают задание - найти информацию об ученых зарубежных стран - современников А. Я. Фриденштейна, параллельно занимавшихся исследованиями стволовых клеток.

Слайд

Урок-открытие «Стволовые клетки»

5

Мотивация.

- Ведущие предлагают ребятам 7класса дискуссию на тему: «Стволовые клетки в нашем организме выполняют функцию, которую «заложила» эволюция».

Выводы записываются в тетрадях.

Слайд

Урок-открытие «Стволовые клетки»

6

Урок - открытие основан на представлениях о взаимодействии разных дисциплин

( на «стыке» наук)

- Старшеклассники задают вопросы о «научной основе» открытия - взаимодействии дисциплин и технологий, без которых изучение, получение из источников, хранение, транспортировка, введение, поддержание жизнедеятельности стволовых клеток не представлялись бы возможными.

Слайд

Урок-открытие «Стволовые клетки»

7

Источники стволовых клеток

Ребятам предлагается решить вопрос о преимуществах получения стволовых клеток из возможных источников.

Обсуждение касается и этической стороны вопроса.

Слайд

Урок-открытие «Стволовые клетки»

8

Области применения в медицине

Просмотр фильма «Стволовые клетки. Большой скачок» и дальнейшее обсуждение в текущем контексте.

Слайд

Урок-открытие «Стволовые клетки»

9

Развенчание мифов о стволовых клетках как панацее.

Выступление ученицы 11 класса на тему, указанную в заголовке слайда с последующей постановкой вопросов.

-Кто они - жертвы рекламы?

-Что происходит с теми, кто доверят, не проверяя?

-Как уберечь себя от лженауки и псевдомедицины?

Слайд

Урок-открытие «Стволовые клетки»

9

Лидеры в области новейших исследований стволовых клеток

Ведущие пробуждают патриотические чувства участников, строя дискуссию так, чтобы в ее результате доминировала мысль - лишь временные экономические трудности «отодвинули» нашу страну с первых позиций в исследованиях в данной области.

Слайд

Урок-открытие «Стволовые клетки»

12

Рефлексия.









Самооценка.

- Вспомните, пожалуйста, что сегодня было открыто?

- Перечислите темы, которые мы сегодня затронули.

- Какие темы вас особенно заинтересовали?

- Ответьте на вопросы:



-С какой целью мы собрались в этой аудитории?

- Смогли ли мы достичь поставленный цели?

- Какой материал был трудным - «не был открыт»?

- Довольны вы собой или нет?



- старшеклассники оценивают свою работу в статусе ведущих конференции

-слушатели 7 класса - в роли соучастников урока-открытия





13.

Домашнее задание.

Ученикам 7 класса

- Выполните творческую работу - напишите эссе на тему «Стволовые клетки и будущее человечества»





© 2010-2022