Изучаем родословную и учимся составлять ее

Данный урок научит ребят решать практические задачи по типам наследования признаков, устанавливать причинно-следственные связи; при получении новых знаний использовать ранее приобретенные знания (родословная, генеалогия, предки, потомки, династия, иерархия, моделирование); определять круг необходимых знаний для решения проблемы; самостоятельно работать с компьютером, предъявлять результаты учебной деятельности. Цель: изучить родословную Задачи урока: 1.Углубить и расширить знания учащихся о мето...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Изучаем родословную.

Учитель МБОУ СОШ №19 г.Йошкар-Олы Демина И.А., учитель биологии

Цель: изучить родословную

Задачи урока:

1.Углубить и расширить знания учащихся о методах изучения генетики человека

2.Дополнить знания о генеалогическом методе изучения генетики человека

3.Показать возможность использования родословных для определения характера наследования признака и прогнозирования появления наследственных болезней у человека.

4.Воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

Целевая аудитория: 9 класс.

Ход занятия:

Вводное слово учителя.

Родословная - один из методов изучения генетики человека.

Вспомните, какие методы используют для изучения генетики человека? Дайте каждому методу краткую характеристику.

(ответы учащихся):

Близнецовый метод -

  • Изучение развития признаков у близнецов

Биохимический метод -

  • Обнаружение заболеваний обмена веществ при помощи исследований биологических жидкостей (моча, кровь, амниотическая жидкость)

  • Изучение причин изменения активности определенных ферментов

Цитогенетический метод -

  • Изучение развития нормальных и патологических признаков в ходе онтогенеза

Генеалогический метод -

  • Выяснение родственных связей

  • Прослеживание наследования нормальных или патологических признаков в семье на основе составления родословных)

Генеалогический метод основан на составлении родословной человека и изучении характера наследования признака. Впервые этот метод был предложен Ф. Гальтоном в 1865 г. Суть его состоит в установлении родословных связей и определении доминантных и рецессивных признаков и характера их наследования. Особенно эффективен этот метод при исследовании генных мутаций.

Генеалогический метод включает в себя два этапа:

  1. Составление родословной и её графическое изображение;

  2. Генетический анализ полученных данных.

Первый этап.

Для того чтобы составить родословную надо собрать данные обо всех родственниках обследуемого.

Затем ее графически изобразить с помощью условных обозначений.

Изучаем родословную и учимся составлять ее

Второй этап.

Проводим анализ полученных данных.

Первая задача при анализе родословной - установление наследственного характера признака (доминантный или рецессивный). Давайте вспомним:

- Какой признак называют доминантный?

- Какой признак называют рецессивный?

Вторая задача - установить тип наследования.

В зависимости от локализации и свойств гена различают следующие типы наследования:

- аутосомно-доминантный;

- аутосомно-рецессивный;

- Х и Y-сцепленное наследование;

Давайте вспомним:

- Что такое аутосомы? (неполовые хромосом, парные хромосомы, одинаковые у мужских и женских организмов.).

- А что значит аутосомно-доминантный и аутосмно-рецессивный тип наследования? (признаки которые находятся в этих хромосомах)

- А что значит Х и У - сцепленное наследование?( Гены, локализованные в половых хромосомах, обозначают как сцепленные с полом)

Рассмотрим признаки некоторых типов наследования.

Аутосомно-доминантный тип наследования

Аутосомно-рецессивный тип наследования

Х-сцепленный рецессивный тип наследования

Изучаем родословную и учимся составлять ее

Изучаем родословную и учимся составлять ее

Изучаем родословную и учимся составлять ее

1)признак проявляется в каждом поколении;

2)признаком обладает ребенок у родителей - обладателей признака;

3)признаком обладают в равной степени мужчины и женщины;

4)вероятность наследования 100 % (если хотя бы один родитель гомозиготен), 75 % (если оба родителя гетерозиготны) и 50 % (если 'один родитель гетерозиготен).

1)признак проявляется не в каждом поколении;

2)признаком обладает ребенок (гомозигота), рожденный от родителей (гетерозигот), не обладающих данным признаком;

3)признаком обладают в равной степени мужчины и женщины;

4)вероятность наследования 25 % (если оба родителя гетерозиготны), 50 % (если один родитель гетерозиготен, а второй гомозиготен по рецессивному признаку) и 100 % (если оба родителя рецессивные гомозиготы).

1)чаще признак встречается у лиц мужского пола;

2)чаще признак проявляется через поколение;

3)если оба родителя здоровы, но мать гетерозиготна, то признак часто проявляется у 50% сыновей;

4)если отец болен, а мать гетерозиготна, то бладателями признака могут быть и лица женского пола;

Так наследуются у человека гемофилия, дальтонизм, умственная отсталость с ломкой Х-хромосомой, мышечная дистрофия Дюшенна, синдром Леша-Найхана и др.

Обобщение.

- Таким образом сформулируйте что передается из поколения в поколение в родословной? (наследственный признак)

- С какой целью изучают передачу признака из поколения в поколение? (чтобы понять как может сказаться на наследстве тот или иной признак.. В больших городах есть мед.центры куда обращаются молодые семьи, чтобы узнать может ли проявиться мутантный ген в потомстве, если есть какие-либо проевления заболеваний у предков)

Как же создать модель передачи признака из поколения в поколение?)




Решите задачу и составьте родословную семьи по данным задачи, отметив членов семьи, имеющих изучаемый признак.

Изучаем родословную и учимся составлять ее

Решите задачу и составьте родословную семьи по данным задачи, отметив членов семьи, имеющих изучаемый признак.

Изучаем родословную и учимся составлять ее

Решите задачу и составьте родословную семьи по данным задачи, отметив членов семьи, имеющих изучаемый признак.

Изучаем родословную и учимся составлять ее

Решите задачу и составьте родословную семьи по данным задачи, отметив членов семьи, имеющих изучаемый признак.

Изучаем родословную и учимся составлять ее

Решите задачу и составьте родословную семьи по данным задачи, отметив членов семьи, имеющих изучаемый признак.

Изучаем родословную и учимся составлять ее

© 2010-2022