• Преподавателю
  • Биология
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (Модифицированная) «Живая планета »

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (Модифицированная) «Живая планета »

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (Модифицированная) « Живая планета »Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества»

Переволоцкого района Оренбургской области



Рассмотрено методическим Советом

МБОУДОД «Переволоцкий ЦДТ»

Протокол № __ от «____»______2015 г.

Утверждаю

Директор МБОУ ДОД «Переволоцкий ЦДТ»

____________Н.Ш Абязова





ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (Модифицированная)

« Живая планета »




Тип программы:

эколого-биологическая

Уровень реализации: основной

Срок реализации: 1 год

Орлова Ольга Петровна




Оренбург, 2015


Содержание

I. Пояснительная записка………………………………………………………3

1.1. Направление программы…………………………………………….…3

1.2. Актуальность……………………………………………………...…….3

1.3. Новизна………………………………………………………………….3

1.4. Педагогическая целесообразность…………………………………….4

1.5. Цель……………………………………………………………………...4

1.6. Задачи………………………………………………………………...….4

1.7. Особенности программы………………………………………….……5

II. Общая характеристика курса…………………………………………..….5

2.1. Концептуальные подходы……………………………………………...5

2.2. Возраст детей…………………………………………………………....6

2.3. Сроки реализации программы………………………………………….7

2.4. Формы и методы, используемые в работе по программе………….…7

III. Ожидаемые результаты и способы измерения…………………….……8

3.1. Личностные универсальные учебные действия…………………...….8

3.2. Регулятивные универсальные учебные действия…………………….8

3.3. Познавательные универсальные учебные действия………………….9

3.4. Коммуникативные универсальные учебные действия……………….9

3.5. Система оценки результатов………………………………………….10

3.5.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся…………………..10

3.5.2. Промежуточная аттестация обучающихся……………………...…11

3.5.3. Итоговая аттестация обучающихся………………………………...11

3.6. Критерии оценки результативности………………………………….12

3.6.1. Критерии оценки уровня теоретической подготовки…………..…12

3.6.2. Критерии оценки уровня практической подготовки…………...…12

IV. Учебный план……………………………………………………………....13

V. Учебно - тематический план……………………………………………....13

VI. Содержание курса……………………………………….………………....16

VII. Методические рекомендации…………………………………………....22

7.1. Методическая обеспеченность программы………………………….24

VIII. Информационные ресурсы……………………………………………..25

8.1. Нормативные документы……………………………………………..25

8.2. Литература………………………………………………………..……27

  1. Пояснительная записка

    1. Направление программы: программа реализуется в рамках естественно-научного направления.

    2. Актуальность

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества. Экологическая обстановка в мире приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле. Необходимо предпринимать меры по защите окружающей среды от загрязнения и от разрушения. Это требует не только компетентных кадров, но и изменения укоренившегося в сознании людей прагматического мышления.

Осознание ужасающего состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы - потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Поэтому и решение экологических проблем следует искать, прежде всего, в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм взаимодействия с окружающей средой, которые помогут изменить ситуацию к лучшему.


  1. Новизна

Недалек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей, вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей в коммуникации с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления и эгоизма. В этом процессе воспитанию принадлежит главная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека - общий или экологический - есть результат воспитания, показатель человеческого в человеке, показатель его развития как существа разумного.


  1. Педагогическая целесообразность

Основанием для разработки данного курса послужил тот факт, что уделяется недостаточно внимания экологическому воспитанию, важную роль в котором играет краеведческий поход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей между природой и обществом.


  1. Цель программы:

Формирование экологической культуры обучающихся в процессе исследования экологических проблем.


  1. Задачи программы:

Воспитательные:

  1. Сформировать чувства ответственности за состояние окружающей среды;

  2. Сформировать бережное отношение к природе родного края.

Развивающие:

  1. Развивать у школьников познавательный интерес, творческую активность, теоретическое, творческое мышление, направленного на выбор оптимальных решений;

  2. Развивать умения обрабатывать материал.

Образовательные:

  1. Расширить знания о природе своего родного края.

  2. Сформировать навыки эколого-ориентированной деятельности


  1. Отличительная особенность образовательной программы. Данная программа отличается от программы экологического кружка «Юный эколог», составитель Шамсиев Артур Бахтиярович, организацией интересной, содержательной, общественно значимой и практической эколого-краеведческой деятельности учащихся 6-9 классов с позиции комплексного познания и изучения родного края, с учетом развития личности, максимального выявления, использования индивидуального опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности ребенка, в познании себя; личного практического вклада каждого в дело охраны природы своего края и изучения ее особенностей.


  1. Общая характеристика курса

    1. Концептуальные подходы.

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

Принцип добровольности. В кружок принимаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.

Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;

Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.

Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.

Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.

Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Обучающиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.

Принцип системности

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей обучающихся; опора на них.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с обучающимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

  1. Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 12-15 лет.

Это средний школьный возраст, который характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Психологическая особенность данного возраста - избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.

Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте обучающимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Обучающимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог, принимать самостоятельные решения.


  1. Сроки реализации программы.

Продолжительность образовательного процесса - 1 год.

Количество часов - 4 учебных час в неделю, 144 занятий в год.


  1. Формы и методы, используемые в работе по программе.


  • Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

  • Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

  • Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

  • Исследовательские методы.

  • Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.



  1. Ожидаемые результаты и способы их измерения.

Результат предметный- - усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;

метапредметный - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

личностный сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.


  1. Личностные универсальные учебные действия

  • Сформировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • Сформировать ориентацию на понимание причин успеха во вне учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • Сформировать способность к самооценке на основе критериев успешности вне учебной деятельности;

  • Сформировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.


  1. Регулятивные универсальные учебные действия

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


  1. Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения вне учебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;


  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

3.5. Система оценки результатов

Законом РФ «Об образовании», Уставом, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей устанавливает систему оценок и регламентирует содержание и порядок проведения текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся .

3.5.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся



  • Текущий контроль успеваемости обучающихся в Учреждении осуществляется педагогом по каждой изученной теме.

  • Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента обучающихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и др.

  • Текущий контроль может проводиться в следующих формах: творческие работы, самостоятельные работы репродуктивного характера; выставки; срезовые работы; вопросники, тестирование; концертное прослушивание; защита творческих работ, проектов; конференция; фестиваль; олимпиада; соревнование; турнир; сдача нормативов.

3.5.2. Промежуточная аттестация обучающихся

  • Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за определённый промежуток учебного времени - полугодие, год.

  • Промежуточная аттестация обучающихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков.

  • Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться в следующих формах: творческие работы, самостоятельные работы репродуктивного характера; отчетные выставки; срезовые работы; вопросники, тестирование; концертное прослушивание; защита творческих работ, проектов; конференция; фестиваль; олимпиада; соревнование; турнир; сдача нормативов.

  • Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется педагогом дополнительного образования.

  • Материалы для промежуточной аттестации разрабатываются с учетом дополнительных образовательных программ .

3.5.3. Итоговая аттестация обучающихся

  • Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по дополнительной образовательной программе.

  • Итоговая аттестация обучающихся может проводиться в следующих формах: творческие работы, отчетные выставки, отчетные концерты, защита творческих работ, (проектов), конференция, фестиваль, олимпиада, соревнование, турнир, сдача нормативов.

  • Для проведения итоговой аттестации формируется аттестационная комиссия, в состав которой входят представители администрации учреждения, педагоги дополнительного образования, имеющие высшую квалификационную категорию.

  • Результаты итоговой аттестации обучающихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить:

  • насколько достигнуты прогнозируемые результаты дополнительной образовательной программы каждым обучающимся;

  • полноту выполнения дополнительной образовательной программы;

  • результативность самостоятельной деятельности обучающегося в течение всех годов обучения.

3.6. Критерии оценки результативности.

3.6.1. Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

- высокий уровень - обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

- средний уровень - у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

- низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины.

3.6.2. Критерии оценки уровня практической подготовки:

- высокий уровень - обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;

- средний уровень - у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;

- низкий уровень - ребёнок овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков;

ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.




  1. Учебный план


№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Введение

1

2

Что такое экология

8

3

Познаем родной край. Экологические проблемы края

100

4

Мероприятия по охране родного края

29

5

Подведение итогов работы кружка

6


ИТОГО:

144


  1. Учебно-тематический план


Тема

Кол-во часов

Аудиторные

Внеаудиторные


Экскурсии

  1. Введение

1

1



  1. Инструктаж по технике безопасности. Назначение, цели и задачи курса

1

1



Модуль 1. Что такое экология

8

6

2


  1. Краткая история экологии

2


2


  1. Организм и окружающая среда

6

6



Модуль 2. Познаем родной край. Экологические проблемы края

100

48

44

8

2.1. Рельеф и полезные ископаемые.

20

12

8


2.1.1. Геологическое строение Оренбургской обл.

4

2

2


2.1.2. Полезные ископаемы Оренбургской обл. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду, их охрана и рациональное использование.

4

2

2


2.1.3. Главные черты рельефа Оренбургской обл.

4

2

2


2.1.4. Формирование современного рельефа.

4

4



2.1.5. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.

4

2

2


2.2. Поверхностные и подземные воды


32

16

12

4

2.2.1. Реки Оренбургской области

4

2

2


2.2.2. Загрязнение рек

4

2

2


2.2.3. Основные виды подземных вод

4

2

2


2.2.4. Что такое родник?

4

4



2.2.5. Родники Оренбургской области

4

2

2


2.2.6. Родники Переволоцкого района

4

2

2


2.2.7.Родники п. Переволоцкий

4



4

2.2.8. Факторы загрязнения подземных вод

4

2

2


2.3 Растительный мир края.

28

10

14

4

2.3.1. Типы растительности Оренбургской области.

4

2

2


2.3.2. Редкие и исчезающие растения Оренбургской области. Охрана.

4

2

2


2.3.3. Лекарственные растения Оренбургской области, их использование.

4

4



2.3.4. Лекарственные растения п. Переволоцкий, их использование.

4


4


2.3.5. Виды растений Переволоцкого р-на Оренбургской области, занесенных в Красную книгу.

4


4


2.3.6. Реликты и эндемики флоры Переволоцкого р-на Оренбургской обл.

4

2

2


2.3.7. Растения степи п. Переволоцкий

4



4

  1. Животный мир края

20

10

10


  1. Обзор животного мира Оренбургской области

4

2

2


  1. Редкие и исчезающие животные Оренбургской области.

4

4



  1. Редкие и исчезающие животные п. Переволоцкий.

4


4


2.3.4.«Красная книга Оренбургской области».

8

4

4


Модуль 3. Мероприятия по охране родного края

29

15

10

4

3.1. Природные комплексы края, влияние деятельности человека.


14

8

4

2

3.1.1. Природные комплексы п. Переволоцкий. Факторы, влияющие на их формирование.

6

4

2


3.1.2. Влияние хозяйственной деятельности человека на единство в системе «природа-общество-человек».

6

4

2


3.1.3. Природные комплексы п. Переволоцкий

2



2

3.2. Охраняемые территории края.


15

7

6

2

  1. Охраняемые территории и объекты. Виды природоохранной деятельности человека.

5

3

2


  1. Памятники природы Переволоцкого района.

8

6

2


  1. Изучаем влияние человека на природу п. Переволоцкий.

2



2

Модуль 4. Подведение итогов работы кружка.

Представление результатов работы. Анализ работы.

6

3

3


Всего: 144

144

73

59

12


  1. Содержание изучаемого курса

  1. Введение (1ч)

Теоретическая часть.

  1. Инструктаж по технике безопасности. Назначение, цели и задачи кружка. Формы организации и проведения занятий. Интересующие вопросы личностного характера.

Практические занятия: вводное тестирование.

Модуль 1. Что такое экология (3ч)

Теоретическая часть.

  1. Краткая история экологии.

История экологии. Взаимосвязь экологии с другими науками. Подразделы экологии. Объект и методы экологических исследований. Значение экологии.

  1. Организм и окружающая среда.

Представление о среде обитания организмов. Биотические и абиотические экологические факторы. Способы адаптации организмов к условиям существования.

Практические занятия: Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов

Модуль 2. Познаем родной край. Экологические проблемы края (50ч)

2.1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. (10ч)

Теоретическая часть.

  1. Геологическое строение Оренбургской области.

Географическое положение Оренбургской области. Структурные зоны геологического строения.

  1. Полезные ископаемые Оренбургской области. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду, их охрана и рациональное использование.

Месторождения нефти и природного газа, бурых углей и горючих сланцев, асфальтитов, мела и других строительных материалов - песков, глин, песчано-гравийных смесей. Влияние добычи полезных ископаемых на литосферу, атмосферу. Методы рационального использования полезных ископаемых. Их охрана.

  1. Главные черты рельефа Оренбургской области.

Асимметрия рельефа Оренбургской обл.

  1. Формирование современного рельефа.

История формирования Земли.

2.1.5. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф. Человек и рельеф. Прямое и косвенное взаимодействие человека на рельеф.

Практическая часть. Описание рельефа территории. Составление геолого - геоморфологического профиля и его анализ. Составление коллекций из местных полезных ископаемых.


  1. Поверхностные и подземные воды (16ч)

Теоретическая часть.

  1. Реки Оренбургской области.

Поверхностные воды Оренбуржья. Карта рек Оренбургской области. Особенности водного режима.

  1. Загрязнение рек.

Понятие термина «загрязнение». Причины загрязнения рек.

  1. Основные виды подземных вод.

Воды зоны аэрации, почвенные воды, верховодка, капиллярная зона. Распространение и значение.

  1. Что такое родник?

Значение слова «родник». Какая бывает вода в родниках. Польза родниковой воды.

  1. Родники Оренбургской области.

Родники и ручья Оренбургской области. Природное разнообразие и геоэкологические особенности родников и родниковых урочищ Оренбургской области.

  1. Родники Переволоцкого района.

Родники, ключи, колодцы, святые источники Переволоцкого район.

  1. Родники п. Переволоцкий.

Экскурсия «Родники моего села». Составление паспорта родника. Составление карты родников п.Переволоцкий.

  1. . Факторы загрязнения подземных вод.

Природные и техногенные факторы загрязнения подземных вод. Исследование воды обнаруженных родников. Определение физических свойств воды (запаха, прозрачности, вкуса, плотности).


  1. Растительный мир края. (14ч)

Теоретическая часть.

  1. Типы растительности Оренбургской области.

Лекарственные растения. Дикие плодоносящие кустарники. Медоносные растения. Эфиромасличные растения. Кормовые растения

  1. Редкие и исчезающие растения Оренбургской области, их охрана.

Какие полезные и редкие растения произрастают в Оренбургской области. Охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений Оренбургской области.

  1. Лекарственные растения Оренбургской области, их использование.

Лекарственные растения Оренбургской области: солодка голая, липа мелколистная, крушина слабительная, зверобой, птичий горец, валериана лекарственная, купена лекарственная и др.

  1. Лекарственные растения п. Переволоцкий, их использование.

Лекарственные растения п. Переволоцкий: душица, эфедра двухколосковая, ландыш майский, купена лекарственная, кочедыжник женский, щитовник мужской и др. Презентация «Лекарственные растения Переволоцкого района».

  1. Виды растений Переволоцкого р-на Оренбургской области, занесенных в Красную книгу.

Растения внесенные в Красную книгу оренбургской области. Работа с Красной книгой.

  1. Реликты и эндемики флоры Переволоцкого р-на Оренбургской области.

Понятие слов «реликты», «эндемики». Реликты и эндемики во флоре Оренбургской области.

  1. Растения степи п.Переволоцкий.

Экскурсия в степь Переволоцка, сбор и гербаризация сонных растений.

Практическая часть. Определение растений степи; гербаризация сорных растений; составление картотеки охраняемых растений; подготовка и проведение бесед учащихся о редких и исчезающих растениях родного края. Экскурсия «Растения степи». Игра «Засели свой биотоп». Реферат «Редкие и исчезающие виды флоры Переволоцкого района».

2.4. Животный мир края. (10ч)

Теоретическая часть.

2.4.1. Обзор животного мира Оренбургской области.

Общая характеристика фауны Оренбургской области.

2.4.2. Редкие и исчезающие животные Оренбургской области.

Редкие и исчезающие животные с территории Оренбургской области (черный список)

2.4.3. Редкие и исчезающие животные п. Переволоцкий.

Редкие и исчезающие животные с территории п. Переволоцкий.

2.4.4. «Красная книга Оренбургской области».

Практическая часть: определение наиболее типичных животных визуально, по голосу, по следам жизнедеятельности; подготовка и проведение беседы с учащимися об охраняемых животных родного края. Презентация «Они на грани исчезновения».

Модуль 3. Мероприятия по охране природы родного края (14ч)

3.1. Природные комплексы края, влияние деятельности человека. (6ч)

Теоретическая часть.

3.1.1. Природные комплексы п.Переволоцкий. Факторы, влияющие на их формирование. Природные памятники п. Переволоцкий

3.1.2. Влияние хозяйственной деятельности человека на единство в системе «природа-общество-человек».

Природа и человек - нужны ли они друг другу? Когда иссякнут природные кладовые? Влияние хозяйственной деятельности человека на природные процессы, на окружающую среду.

3.1.3. Природные комплексы п. Переволоцкий.

Экскурсия «Природные комплексы края». Работа с краеведческой литературой и периодической печатью. Викторина «Знаешь ли ты свой край?».

3.2. Охраняемые территории края. (8ч)

Теоретическая часть.

3.2.1. Охраняемые территории и объекты. Виды природоохранной деятельности человека.

Вклад школьников в дело охраны природы края. Общие вопросы охраны природы. Современные проблемы охраны природы. Правила поведения в природе. Природа и общество.

3.2.2. Памятники природы Переволоцкого района.

Изучаем влияние человека на природу родного края.

Установление загрязнения среды в полевых условиях. Охрана окружающей среды. Решение экологических задач. «Памятники природы» - фотовыставка.

3.2.3.Изучаем влияние человека на природу п. Переволоцкий.

Операция «Чистое село». Выполнение творческих проектов и исследовательских работ.

Модуль 4. Подведение итогов работы кружка (2 ч).

Представление результатов работы. Анализ работы.



















  1. Методические рекомендации


В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение природы родного края.

Задача кружка, не просто дать знанию, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.

На занятиях кружка обучающиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

Кружковцы изучают природу родного края. Данные, полученные при работе с документами, заставляют детей задуматься о будущем своего села и о своём будущем.

Внеклассная работа всегда способствует формированию у обучающихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.

1. Обучающиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.

2. Во внеклассной работе обучающиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества.

При подготовке к защите исследовательской работы, обучающиеся учатся делать компьютерные презентации, знакомятся с современными ИКТ.

Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока.

Результаты исследовательской работы, успешность выполнения творческой работы - результат совместной деятельности ребёнка и его руководителя.

В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, а работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности.

Так как кружок посещают учащиеся разного возраста, то программа построена таким образом, чтобы можно было учесть интересы, познавательную способность каждого кружковца. В таком варианте есть большая возможность развивать не только индивидуальные интересы каждого, но и умение работать в группе, соотносить свои интересы с интересами всего коллектива в целом, развивать взаимопомощь, разноуровневое решение одних и тех же проблем.

Вся деятельность обучающихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. Это выполнение исследовательских работ, по изучению природы родного края, проведение акций «Чистое село», «Живи, родник». Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у обучающихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

В программе указано примерное количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от наличия материальной базы, а также интересов обучающихся, часы могут быть перераспределены. В связи с тем, что дети разновозрастные, часть вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными итоговыми занятиями с презентациями.



  1. Методическое обеспечение программы


№ п/п

Раздел

Оснащение занятий

Форма организации занятий

Методы и приемы обучения

Подведение итогов

1

Вводное занятие

Сообщение, беседа, практическое занятие

Словесные, наглядные, практические

Вводная диагностика

2

Что такое экология

Технические средства

Беседа, практическое занятие

Словесные, наглядные, практические

Анализ работы, обобщающая беседа

3

Познаем родной край. Экологические проблемы края

Технические средства

Сообщение, беседа, исследование, творческая работа, практическое занятие, экскурсии, реферат

Словесные, наглядные, практические

Анализ работы, обобщающая беседа

4

Мероприятия по охране родного края

Технические средства

Беседа, викторина, практическое занятие, творческая работа

Словесные, наглядные, практические

Анализ работы, обобщающая беседа






  1. Информационные ресурсы.


  1. Нормативные документы.


  1. Примерное требование к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России От 11.12.2006 № 06-1844)

  2. Концепция развития дополнительного образования детей. №1726 - Р, утверждена 4 сентября 2013г.

  3. Конституция РФ (ч.4; 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ст.30)

  4. Всеобщая декларация прав ребенка (1948г.)

  5. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

  6. Гражданский кодекс РФ (ст. 117)

  7. Семейный кодекс РФ.

  8. Уголовный кодекс РФ.

  9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации».

  10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...»)
    (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 № 33660).

  11. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

  12. Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 № 795
    (ред. от 07.10.2013) «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»

  13. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р
    «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

  14. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468).

  15. Письмо Минобразования РФ от 20.05.2003 № 28-51-391/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей».

  16. Письмо Минобрнауки РФ от 19.10.2006 № 06-1616 «О Методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей. Модель расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей»).

  17. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

  18. Письмо Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 06-1260 «О Методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей»).

  19. Письмо Министерства образования и науки РФ и направлении Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях от 13.05.2013 № NP - 352/09.

  20. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.10.2013 № N 09 - 879 о направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации.


  1. Список использованной литературы

Литература для учителя:


  1. Соловьёва Т.И. Исторические темы курса «Окружающий мир» / Соловьёва Т.И., Рогалева Е.И. - «Вако», 2006.

  2. Теплов Д. Л. Экологический практикум (текст): для учащихся 5(6) классов/ Д.Л. Теплов. - М.: Устойчивый мир, 2005.

  3. Шурыгина А.Г. Программа курса «Экология родного края» / Носкова Т.С, Шурыгина А.Г. // Журнал «География в школе» № 3. - 2006.

  4. От знания - к здоровью (текст) // Сборник методических разработок по здоровьесбережению школьников/ Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская; под ред. Т. П. Ихер. - Тула: ИПП «Гриф и К», 2006.

  5. Экологические игры в школьном курсе «Биология» // Методические рекомендации для учителей - биологов. - Самара: СИПКРО, 2008. - 50с.

Литература для учащихся:


  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных (текст), Ярославль: «Академия развития», «Академия К», (Серия: «Расширяем кругозор детей), 2005.

  2. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (текст) / Янаев, В. Х., Куров, В.Н. - Ярославль: «Академия развития», (Серия: «Расширяем кругозор детей), 2006.

  3. Демьянков Е. Н. Биология. Мир растений (текст): задачи / Е.Н. Демьянков // Дополнительные материалы: 6кл. - М.: Гуманитар. Изд. ентр ВЛАДОС, 2007.

  4. Плечанова З. Н. Школьный экологический словарь / З.Н. Плечанова. - Чебоксары: КЛИО, 2009. - 64с.

  5. Чибилев А. А. Природное наследие Оренбургской области: особо охраняемые природные территории. - Оренбург: УрОРАН, Печатный дом «Димур», 2009. - 328с.





Интернет ресурсы

  1. ed.gov.ru - Министерство образования Российской Федерации

  2. informika.ru - Центр информатизации Министерства образования РФ

  3. school.eddo.ru - "Российское школьное образование"

  4. mediaeducation.ru - Медиаобразование в России

  5. shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников

  6. school.mos.ru - сайт "Школьник"

  7. nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии

  8. infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии.

  9. rnmc.ru/pro/bio/bio.html - Вебсайт Республиканского мультимедиа центра, страничка поддержки ЭИ «Биология 6-11 класс

  10. en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал


© 2010-2022