Внеклассные мероприятия по биологии

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Биологический брейн - ринг


Задачи:

Образовательные: формирование познавательных интересов.

Развивающие: повышение общеобразовательного уровня, формирование умения применить полученные знания на практике

Воспитательные: развитие творческой активности учащихся, самостоятельности, коммуникативных отношений.

Оборудование: столы для игры; карточки - задания; секундомер.

Ход игры:

Знакомство с командами (может участвовать до 4 команд) и жюри. Объяснение правил игры (версия телевизионной игры). Время на обдумывание - 30 секунд. Не ответили - ход передаётся другой команде.

1. Конкурс: « Разминка»

А) Как называется собачье общежитие? (Конура)

Б) Разносчик младенцев? (Аист)

Г) Чукотская транспортная единица? (Олень)

Д) Дедушка розы? (Шиповник)

Е) Подводная электростанция? (Электрический скат)

Ж) Какую корову доят муравьи? (Тля)

З) Пчелиная стая? (Рой)

И) Какой кот постоянно носит очки? (Базилио)

К) Самый ядовитый обитатель знаков Зодиака? (Скорпион)

2. конкурс: « Зоологический»

А) Этот грызун живёт в Венесуэле и Колумбии. На местном наречии его название означает "господин травы". Питаясь травой на болотах, этот "господин" набирает 50 - 60 кг веса и 1,5 м длины. Самый крупный грызун (Капибара - водосвинка).


Б) Если не могут что - либо доказать собеседнику, то в отчаянии говорят: "Это и ежу понятно!" Почему? (Животное, не подающееся дрессировке).

В) Яд, каких животных используется человеком в медицинской практике? (Змеиный, пчелиный и лягушачий яд - антибиотический, против грибковых заболеваний ног).

Г) Какую птицу и за что французы называют глупышом, испанцы - клоуном и идиотом, а англичане - болваном и придурком? (Олуши - от этого поговорка "Олух царя небесного". Сходны с пеликаном: огромный клюв, короткие лапы. Очень доверчивые, безропотные существа, не улетают даже тогда, когда люди, проходя мимо, выдёргивают у них перья. Плохо сопротивляются другим птицам, когда те отбирают у них пойманную рыбу и разоряют гнёзда).

Д) Кого из моллюсков зовут "Ловушкой смерти"? Почему? (Тридакна. В ней была найдена жемчужина весом 7 кг, длиной 23см, шириной 14 см, высотой 15 см. Назвали "Голова мусульманина").

Е) У инфузории - бродяжка, у губок - амфибластула, у медуз - планула, у ракообразных - науплиус, у рыб - малёк, у тюленей - белёк, а человека - ? (Ребёнок).

Ж) Чем знаменита муха цеце? (Переносит возбудителя сонной болезни-трипаносому. Размножается не яйцами, а родит живых личинок).

З) Почему колорадского жука так назвали? (Уничтожил плантации картофеля на территории штата Колорадо в 1859 г).

И) Как отличить малярийного комара от комара - пискуна? (Малярийный - брюшко поднято вверх, у пискуна- опущено вниз; по хоботку: у малярийного - вытянут, а у пискуна - загнут).

К) Почему кошка умывается? (Врождённый рефлекс: хищник не должен пахнуть, а его собственное обоняние должно быть всегда острым).

Л) Страницы летописей доносят до нас рассказы о её чёрных делах. В 125 г до н.э. голодная её армада обрекла на голодную смерть 800000 человек. В 1478 в Венецианской республике от голода погибло более 30000 человек. Причина та же - голод от её нашествия. В 1866 по той же причине лишилось жизни 20000 марокканцев. В 70 г XX столетия в Африке бушевал голод не только от засухи, но и от её набегов. Кто это? (Саранча).

М) В истории человечества они оставили глубокий след. Они не щадили не только простых людей, но и "сильных мира сего". Эти паразиты явились причиной смерти сирийского царя Антиоха Епифана, иудейского царя Ирода, римского императора Максимилиана, испанского короля Филиппа II, диктатора Суллы, отравили жизнь датского принца - жениха Ксении Годуновой, сподвижника Петра I. Кто это? Какую болезнь они переносили? (Вши; чума).

3 Конкурс: « Ботанический»

А) Вечнозелёное дерево или кустарник с жесткими ароматными листьями, растёт в Средиземном море. С ним связан античный миф о прекрасной нимфе Дафне, которую отец её, речной бог Пеней, превратил в это дерево, спасая от преследований полюбившего её Аполлона. Его высаживали у храмов, ему посвященных, венком из листьев этого дерева награждали победителей в творческих состязаниях - поэтов, музыкантов, художников. Ветвь этого дерева изображена на гербах многих государств как символ победы народа, его величия и славы. ( Лавр благородный).

Б) Стилизованное изображение соцветия этого растения стало эмблемой Японии. Его можно видеть на гербе, орденах и монетах этой страны. Им украшают дома, улицы, одежду и даже устраивают карнавалы с пейзажами, фигурами людей и животных, сделанных из соцветий этого растения. (Хризантема).

В) Согласно поэтическому сказанию в этот цветок превратился прекрасный юноша, которому при рождении было предсказано жить до тех пор, пока он не увидит самого себя. Юноша вырос нелюдимым и застенчивым, любил охоту и много времени проводил в лесу. Однажды он увидел своё отражение в лесном озере и влюбился в него. Тщетно юноша молил отражение выйти из воды, не дождавшись, от отчаяния умер. На этом месте, на берегу озера вырос прекрасный белый цветок. (Нарцисс).

Г) Часто это дерево называют проклятым - по преданию: на нём удавился Иуда. Поостренные из него строения рушатся, придавливая хозяев. Колом из этого дерева можно убить вампира. Но дурная слава им не заслужена. Из древесины этого дерева в старину клали срубы колодцев, делали дранку для покрытия куполов храмов и крыш домов. Листья и, кора и сок используются в народной медицине. В наше время делают спички, фанеру. (Осина).

Д) Обезьянье дерево - именно так переводится название этого широко распространённого в Африке растения. Мякоть его плодов используется для приготовления лимонада. Отсюда ещё одно название растения - лимонадное дерево. Так какое же растение скрывается за этими названиями? (Баобаб).

Е) Ткани из этого растения носили ещё египетские фараоны, жрецы и знатные люди. Мумии их, найденные в саркофагах, были обёрнуты в эти ткани. Финикийцы, а затем греки и римляне делали паруса из этого полотна. Что это за ткань? Какое растение шло на её изготовление? (Лён).

Ж) Яд этого растения европейцы, впервые попавшие в Америку, называли "беззвучной смертью". Одна отравленная стрела убивала мгновенно самое крупное животное. Что это за растение? (Курарея, абута).

З) Форма корней этого растения напоминают фигурку человека, отсюда и пошло его название "человек - корень" Что это такое? (Женьшень).

И) Это дерево европейцы узнали, только когда попали в Южную Америку. Оно спасало их от малярии. Назовите это растение. (Хинное).

К) "Какие великолепные грибы!" - восхищённо сказал древнеримский император Клавдий своей супруге Агриппине, угощавшей его домашним обедом. "Почему их не подавали ранее? Отныне пусть подают мне только такие грибы!" Распоряжение императора осталось невыполненным: на следующий день он скончался. Какой гриб подала Агриппина своему мужу? (Бледные поганки).

4 Конкурс: « Игра в слова»

Даются несколько слов. Из букв, входящих в каждое слово, необходимо составить как можно больше названий зверей, птиц. Насекомых, рыб. Время 5 минут

Слова: астрономия, атеист, банк, багаж, волна, желание, зонтик, кино, колосья, каркас, камета, кожух, мускулы, осада, оттенок, пион, садовод, салон, щавель.

5 Конкурс: « Игра болельщиков»

А) Угадай - ка

Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось

Встретить, знайте, это… (лось)

Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно, жёлуди искал.

Я пугать его не стал. (кабан)

Он, как ёлка, весь в иголках,

Ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Он в лесу живёт, но вхож

И в сады, отважный … (ёж)

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит.

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт. (жаворонок)

Пусть я птичка -- невеличка,

У меня, друзья привычка -

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. (снегирь)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет. (скворец)

Б) Отвечай - ка

1. ЗАЧЕМ КУЗНЕЧИКУ САБЛЯ?

а) для сражений,

б) для откладки яиц,

в) для красоты.

Сабля принадлежит самке и служит орудием… для откладки яиц.

2. ПОЧЕМУ СУСЛИКУ ЗИМОЙ НЕ СПИТСЯ?

а) боится замёрзнуть,

б) вспоминает о лете,

в) стережёт свои запасы.

Суслик просыпается зимой через каждые 10-15 дней. За несколько часов бодрствования его надпочечники успевают выделить порцию гормонов, нужных для обогревания суслика. Хомяк просыпается через 2-3 дня.

3. КОГДА ЩУКА НА БЕРЕГ ВЫХОДИТ?

а) никогда не выходит,

б) в жаркий летний день,

в) весной, по холодку.

Весной, как только прогреется вода в заливчиках, вдоль берегов речек и озёр, вылезают на отмель огромные щуки метать икру.

4. ЗАЧЕМ ЗАЙЦУ БОЛЬШИЕ УШИ?

а) чтобы лучше слышать,

б) чтобы не перегреться,

в) для торможения на поворотах.

В жару заячьи уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ.

Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие заячьи уши с большим количеством кровеносных сосудов.

5. ВКУСНЫ ЛИ ПТИЧЬИ ГНЁЗДА?

а) они же не съедобны,

б) не хуже куриных яиц,

в) совершенно не вкусные.

Живут в Юго-Восточной Азии (Китай, Вьетнам, Бирма, Индонезия) стрижи салангалы, и «вьют» они свои гнёзда на скалах… из слюны.

Местные жители собирают их и отваривают в курином бульоне или кипятке. Говорят, что это вкусно и питательно, напоминает белок куриного яйца.

6. УМЫВАЮТСЯ ЛИ НАСЕКОМЫЕ?

а) никогда,

б) не всегда и не все,

в) многие, и довольно тщательно.

Вы когда-нибудь видели грязное насекомое? Муха, побывав на всякой гадости, так крутит голову передними лапками, что того и гляди оторвёт её. Так же умываются и другие насекомые.

7. НА КОГО ПОХОЖА МЕДВЕДКА?

а) на медведя,

б) на саму себя,

в) на крота.

Похожа на крота. Такое же тело с зауженной вперёд головой, лапы, вывернутые наружу, приспособленные для копания ходов под землёй.

8. ЧЕМ ПОЛЕЗЕН КОМАР?

а) опыляет растения,

б) служит пищей рыбам и птицам,

в) только вреден.

Совсем недавно учёные выяснили, что за Полярным кругом по ночам самцы и самки комаров перелетают от цветка к цветку, питаются нектаром и попутно опыляют растения. Ведь в тундре и тайге очень мало пчёл и шмелей.

9.МОЖНО ЛИ ХВОСТОМ НАПИТЬСЯ?

а) можно и довольно легко,

б) можно, но затруднительно,

в) невозможно.

Африканские обезьяны бабуины так и поступают, когда до воды ни руками, ни ртом не достать. Обмакнёт обезьяна хвост в воду, а затем его обсасывает, и так- несколько раз (стакана 3-4 воды наберётся).

А больше им и не надо, ведь бабуины пьют мало.

10.ЗАЧЕМ СТРАУС ГОЛОВУ В ПЕСОК ПРЯЧЕТ?

а) от страха,

б) освобождается от паразитов,

в) разыскивает пищу.

Закрыв свои большие глаза, опустив голову в песок, страус ждёт (сколько вытерпит) пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. Поле этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает песочные ванны.

11.ЗАЧЕМ ЗВЕРИ РАНЫ ЗАЛИЗЫВАЮТ?

а) чтобы быстрее заживали,

б) просто от боли,

в) с гигиенической целью.

Кроме ферментов, убивающих микробов, в слюне обнаружен особый белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров.

6 Конкурс: «Наши знакомые незнакомцы»

1. Это, пожалуй, единственная культура, чья история столь богата разнообразными событиями. Ей поклонялись и ее ненавидели. Ее цветы служили украшением знатных королевских дворцов и ее же использовали в корм животным. О ней писали трактаты и ее воспевали в стихах, запечатлевали на художественных полотнах. Она же была и обычным повседневным блюдом. Именно в ее адрес более 100 лет назад было сказано:

« Достоинства ее настолько велики, что она останется навсегда любимой пищей народа».

(Картофель)

2. Это продукт, изготовленный из растений, с которым связан обычай, отвратительный для глаз, ненавистный для носа, вредный для груди, опасный для легких. На одном конце его огонь, а на другом человек, который сам себя губит. (Сигарета)

3. Это большеглазое и очень зоркое животное, способное при удобном случае пускать «дым» в глаза своим врагам. Это хищник, живущий в морях, и использующий реактивный способ передвижения. На вооружении у него присоски, роговой клюв и чернильная бомба. Имеет 8 щупалец, которые иногда называют руками. (Осьминог)

4. Увидеть это животное невозможно, но, ни днем, ни ночью от него нет покоя. Это очень маленькие животные. Имеют 4 пары коротких конечностей. Это паразиты, но не растений. « Путешествуют» с одного места жительства на другое с помощью человека. Вызывают сильный зуд у тех, на ком паразитируют. (Чесоточный клещ)

Подведение итогов членами жюри, которых выбирают перед игрой. Награждение команды победителей.










ОБОЩАЮЩИЙ УРОК В 8 КЛАССЕ ПО СИСТЕМАМ КРОВООБРАЩЕНИЯ, ПИЩЕВАРЕНИЯ, ДЫХАНИЯ, ОПОРЫ И ДВИЖЕНИЯ, НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ, ОБМЕНУ ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ, ВИТАМИНЫ, КОЖА.




Цель урока: контроль и подведение итогов знаний по разделам кровообращения, пищеварения, дыхания, опоры и движения, ЦНС, обмена веществ, витамины, кожа; выявление аналитической способности у учащихся на основе полученных знаний.

Оборудование и материалы: скелет человека, макеты внутренних органов, муляжи, плакаты.

Ход урока:

1. Организационные вопросы.

2. Проведение конкурсов.

I - конкурс «Знаем ли мы свой организм».

II - конкурс «Реши кроссворд».

III - конкурс «Угадай орган».

IV - конкурс «Конкурс на развитие памяти».

V - конкурс «Домашнее задание».

VI - конкурс «А знаешь ли ты…».

VII - конкурс «Найди связь …».

VIII - конкурс «Вопрос - ответ».

3. Подведение итогов конкурсов. Награждение, выставление оценок.

4. Домашнее задание.

5. Слово жюри.

I - конкурс «Знаем ли мы свой организм».

В начале урока класс делится на две команды.

С каждой команды выходят ученики и выбирают жетончики с номерами. На столе лежат пронумерованные муляжи органов. В зависимости от того, какой орган достался, он описывается по следующему плану:

1. К какой системе относится.

2. Место расположения в организме человека.

3. Строение.

4. Функции.

Оценка выставляется по 5-бальной шкале, плюс по одному баллу за каждый дополнительный ответ команды.


II - конкурс «Реши кроссворд»

а) Вызывается ученик, заранее называется тема кроссворда «Дыхательная система». И пока идет следующий конкурс несколько человек пытаются выполнить данное задание, которое затем рассматривается вместе со всеми и оценивается.

По вертикали: 1. Соединение кислорода с гемоглобином.

  1. По горизонтали: 2. Участок верхних дыхательных путей. 3. Вещество, входящее в состав табачного дыма. 4. Заболевание, связанное с нарушением проведения воздуха по дыхательным путям. 5. Процесс вентиляции легких, сопровождающийся поглощением кислорода, выделением углекислого газа. 6. Парный орган, в котором происходит газообмен. 7. Орган дыхательного аппарата, представленная трубкой, выстланная слизистой оболочкой. 8. Измерение жизненной емкости легких. 9. Обмен между газами при дыхании. 10. Главная дыхательная мышца. 11. Оболочка, покрывающая легкие и выстилающая изнутри стенки грудной полости. 12. Газ, входящий в состав воздуха. 13. Заболевание легких. 14. Газ, необходимый при дыхании. 15. Участок воздухоносного пути, образующее «бронхиальное дерево».


2 Г

1 О

Р

Т

А

Н

Ь

3 Н

И

К

О

Т

И

Н

4 А

С

Т

М

А

5 Д

Ы

Х

А

Н

И

Е

6 Л

Е

Г

К

И

Е

7 Т

Р

А

Х

Е

Я

8 С

П

И

Р

О

М

Е

Т

Р


9 Г

А

З

О

О

Б

М

Е

Н

10 Д

И

А

Ф

Р

А

Г

М

А

11 П

Л

Е

В

Р

А

12 А

З

О

Т

13 Т

У

Б

Е

Р

К

У

Л

Е

З

14 К

И

С

Л

О

Р

О

Д

15 Б

Р

О

Н

Х

И



III - конкурс «Угадай орган ».

1. а) Этот орган является связующим звеном между органами, в которых в одном слабощелочная, в другом щелочная среда. Внутренняя поверхность этого органа составляет … см3. Туда открываются железы внешней секреции.

б) Объем этого органа составляет 1 л. Он имеет малую и большую кривизну, а также кардиальную и пилорическую части и дно.

в) Стенки этого органа содержат клетки, выделяющие пищеварительные ферменты и вырабатывающие соляную кислоту (HCl), составляющую 0,5%. ( Желудок)

2. а) Этот орган состоит из 16-20 хрящевых полуколец.

б) Задняя система этого органа мягкая из соединительной ткани, содержащие гладкие мышцы, для наилучшего прохождения пищи.

в) Этот орган на уровне 5 грудного позвонка делится на два бронха, уходящие в легкие. ( Трахея)

3. а) Этот маленький орган находится в главной железе пищеварительной системы и имеет щелочную реакцию. Он не содержит пищеварительных ферментов, но выполняет разнообразные функции, связанные с пищеварением.

б) Основные функции этого органа:

1. активация действия всех пищеварительных ферментов;

2. усиление сокоотделения поджелудочной железы;

3. выполняет барьерную функцию.

в) Содержимое этого органа желтовато-зеленого цвета из-за содержания пигмента билирубина.(Желчный пузырь)

4. а) Это часть органа, состоящего из 5 отделов. Снаружи он покрыт белым веществом, а внутри серым и выполняет рефлекторную и проводительную функции.

б) Его называют «большой дорогой » или «коммутатором телефонных связей».

в) Он является центром дыхания, сердечной деятельности, безусловных пищевых рефлексов, а также защитных рефлексов (кашля, чихания, слезоотделения, рвоты). (Продолговатый мозг)

5. а) Тело этого элемента состоит только из одной клетки. В «молодости» он имеет ядро, а в «старости» безъядерен. Его можно назвать «путешественником» человеческого организма.

б) Образуется он в красном костном мозге, но может образовываться и в аппендиксе и имеет лепешковидную форму.

в) Основная его функция - перенос кислорода. (Эритроцит)

6. а) Это биологически активные вещества, которые поступают в организм вместе с пищей, но некоторые могут синтезироваться и организмом человека.

б) Основная их функция - регуляция обмена веществ.

в) Они бывают жирорастворимые (A, D, E, K) и водорастворимые (B, PP, C). (Витамины)

IV - конкурс «Конкурс на развитие памяти».

На столе должны лежать заранее приготовленные листы, цветные фломастеры и карточка с заданием «где находится центр зрительной памяти в коре головного мозга».

С класса вызываются два ученика с каждой команды и раздаются таблицы, состоящие из цветных геометрических фигур. Ученикам разрешается смотреть 20с., с перерывом в 5с. Затем необходимо изобразить увиденное на бумаге и ответить на заданный вопрос.

( Пока они работают, идет следующий конкурс)

V - конкурс «Домашнее задание».

Два ученика выходят и разыгрывают жетоны с номерами. Кому выпадает желтый (головной мозг), кому - красный (сердце).

Ученики с закрытыми глазами должны описать на ощупь сердце и головной мозг по следующей системе:

  1. где находится;

  2. строение;

  3. функции;

  4. для мозга отметить центры.

Конкурс оценивается по 5-бальной шкале.

VI - конкурс «А знаешь ли ты…»

Конкурс оценивается по 5-бальной шкале.

1.Учитель. А знаете ли ты, что в Древней Греции при встрече друзья спрашивали друг у друга. «Как потеете?», т.к. зарядка была делом привычным.

Вопрос. Что лучше, больше двигаться, чтобы больше потеть или меньше двигаться, чтобы меньше потеть?

Ответ. а) через кожу удаляются продукты распада;

б) чем больше двигается человек, тем лучше развит и здоровее организм.

2. Учитель. А знаете ли вы, что некоторые специалисты считают, что чем больше человек ходит в головном уборе, тем быстрее человек лысеет, т.к. кожа головы не дышит.

Вопрос. Тогда дайте объяснение такому утверждению, что в холодную погоду без головного убора ходить нельзя.

Ответ. В холодную погоду поверхностные сосуды кожи головы сужаются, и нарушается питание корней волос, и за счет этого рост волос ухудшается, что приводит к раннему облысению.

3. Учитель. А знаете ли вы, что человек в темноте может разглядеть пламя света на расстоянии более 1 км. Острота зрения человека такая же, как у совы, но в 4 раза хуже ночью, чем у кошки, но зато в 4 раза днем лучше, чем у того же животного.

Вопрос. Чем обусловлено хорошее зрение человека днем и относительно ноч

Ответ. Содержанием в сетчатке глаза рецепторов палочек, регулирующих видение человека в темноте, т.к. они наиболее чувствительны, и колбочек, т.к. они регулируют видение человека днем и чувство цветовой гаммы.

4 Учитель. А знаете ли вы, что полная адаптация глаза в темноте занимает 60-80 секунд.

Вопрос. Почему, когда человек попадает в темноту, ничего не видит?

Ответ. В рецепторах глаза содержится красный пигмент родопсин и йодопсин. Под действием фотохимических реакций на свету он расщепляется, во мраке с участием витамина А он восстанавливается. пока идет эта реакция человек ничего не видит.

5. Учитель. А знаете ли вы, что до 6-7 месячного возраста ребенок не различает цвета и видит все в серых тонах.

Вопрос. Почему?

Ответ. Отделы головного мозга регулирующие цветное зрение еще плохо развиты.

6. Учитель. А знаете ли вы, что до 6-7 месячного возраста ребенок не различает цвета и видит все в серых тонах.

Вопрос. А с чем связано видение цветовой гаммы человеком?

Ответ. С присутствием в клетчатке 3 типов колбочек, которые воспринимают красный, зеленый и сине - фиолетовые цвета. Распознавание всех остальных цветов зависит от комбинации этих трех цветов. Одинаковое раздражение всех типов рецепторов дает белый цвет.

7. Учитель. А знаете ли вы, что какая - то часть периферической нервной системы у древних греков называлась брюшным мозгом.

Вопрос. О чем идет речь?

Ответ. Речь идет о «солнечном» сплетении, находящемся в брюшной области, который представляет собой центр, от которого лучами отходят нервы, почти ко всем органам брюшной полости.

8.Учитель. А знаете ли вы, что у морских червей в крови содержится закисное железо (хлорокруорин) и поэтому у них кровь зеленая. У речных раков, скорпионов, пауков кровь синяя из- за содержания в крови меди (хлюацианин).

Вопрос. Наличием какого химического элемента в крови обусловлен красный цвет. Где он содержится?

Ответ. Окисное железо оксигемоглобин -непрочное соединение содержится в гемоглобине эритроцитов.

9.Учитель. А знаете ли вы, что,у людей, любящих мягкую подушку быстрее портится кожа лица , она становится морщинистой.

Вопрос. Почему?

Ответ. При мягкой подушке большая часть поверхности лица соприкасается с ней и при этом сдавливаются кровяные сосуды кожи, это мешает поступлению к клеткам лица кислорода и питательных веществ.

10. Учитель. А знаете ли вы, что в легких насчитывают до 450 млн. альвеол.

Вопрос. А зачем такое количество альвеол в легких и какова их роль?

Ответ. Там происходит газообмен, а также идет процесс фагоцитоза по обеззараживанию воздуха.

VII - конкурс «Найди связь».

Каждой команде выдаются карточки с цепью, состоящую из звеньев. Необходимо составить логическую цепочку в некоторых случаях дописать. Конкурс оценивается по 3-бальной шкале.

  1. Витамины - кожа - рахит. (Витамин Д образуется в коже, при гиповитаминозе развивается рахит).

  2. Морковь - глаз - куриная слепота. (Витамин А участвует в фотохимических реакциях в сетчатке глаза. Гиповитаминоз ведет к куриной слепоте).

  3. Инсулин- гликоген - сахарный диабет. (Под воздействием гормона инсулина сахар крови откладывается в печени и в мышцах в виде гликогена. При гипофункции поджелудочной железы развивается сахарный диабет).

  4. Филохинол- аппендикс- свертываемость крови. (Витамин К может синтезироваться под воздействием кишечной палочки в аппендиксе. При гиповитаминозе у человека наблюдается плохая свертываемость крови).

  5. Зубы- губы- язык……(звук).

  6. Голос- звук…..(голосовые связки).

  7. (Лейкоциты) ……лимфатические узлы- фагоцитоз.

  8. Сосуды- синяк …..(витамин С).

VIII - конкурс «Вопрос- ответ».


  1. Органы- место расположения ЦНС (череп, позвоночник).

  2. Красный косный мозг- место образования….(эритроцитов)

  3. Позвоночник имеет……изгибов (4).

  4. Центр пищеварения в головном мозге (продолговатый мозг)

  5. Рефлекторная дуга состоит из…частей (5).

  6. Ответная реакция организма на раздражение (рефлекс)

  7. Переносчик кислорода в крови. (эритроцит)

  8. Основной орган дыхания (легкие).

  9. Следующий отдел трахеи (бронхи)

  10. Легкое, состоящее из 2 долей (левое).

  11. Головка трубчатой кости (эпифиз).


  1. Аппендикс- отросток (слепой кишки)

  2. Самый молодой зуб у человека (мудрости).

  3. Название витамина С (аскорбиновая кислота).

  4. Верхний слой кожи (эпидермис).

  5. Гормон, регулирующий содержание сахара в крови (инсулин).

  6. Склера переходит в передней части глаза в (роговицу).

  7. Центр координации движения (мозжечок).

  8. Основная функция альвеол (газообмен).

  9. Центр зрения в коре головного мозга (Затылочная доля больших полушарий).

  10. Рецепторы цветного изображения (колбочки).

  11. Гиповитаминоз витамина В ведет к болезни (бери-бери).

  12. Функция тромбоцитов (свертываемость крови).

  13. Место гибели эритроцитов (печень, селезенка)

Примечание. После подведения итогов конкурса выставляются оценки. Проводится награждение.

Задается домашнее задание повторить все системы органов.












«Что? Где? Когда?»

(6-8 классы)

Вариант игры с учащимися 6-8 классов. Игра готовится заранее. Создаются две команды по 6-7 человек. Ребята выбирают капита­на для более четких ответов во время игры. Можно выбрать жю­ри - старшеклассников. На обдумывание вопросов дается 1 минута. В ходе игры можно привлекать к участию и болельщиков; в музы­кальные паузы, например, болельщикам каждой команды за 1-2 ми­нуты предлагается спеть песни о растениях, которые они знают, концовки песен. Можно предложить такую игру: один называет растение - тыква, другой называет растение на окончание «а» - арбуз, «з» - земляника и т. д.

Вопрос 1. {Ребята из команд берут конверты, в них - вопро­сы, можно задавать вопросы устно.)

В «черном ящике» лежит ветка растения с несъедобными листья­ми. Это растение было посвящено богу науки и искусства Аполлону. Им награждают художников, артистов, ученых в знак признания их творчества. Именно отсюда происходит название слова «лауреат». Что это за растение? Где оно используется в настоящее время?

Ответ. Это - лавр благородный. В настоящее время листья его используют как приправу благодаря их пряному аромату.

Вопрос 2. На открытках изображены культурные растения: картофель, виноград, земляника, арбуз. Все они относятся к классу двудольных. Что еще объединяет эти растения?

О т в е т. У них многосемянной сочный плод - ягода.

Вопрос 3. Вкусные, сочные, душистые... Кто не любит эти растения, их ягоды, только что снятые с грядки! Витаминные сала­ты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда - любому кушанью они придают аппетитный вид. Какая же это ягода?

Ответ. Огурец, его плод - ягода.

Вопрос 4. Попробуйте напиток и ответьте на вопросы: что это за напиток? Из чего он приготовлен?

Ответ. Это отвар шиповника: он приготовлен из сухих плодов шиповника.

Вопрос 5. В коробочке лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном, моченом виде. Этот плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекрестноопыляемое (опылители - насекомые), морозо­устойчивое, выдерживает морозы до -30 °С. Плоды полезны, содер­жат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. О каких плодах идет речь?

Ответ. Яблоки.

Вопрос 6. В коробках (их четыре) лежат продукты. Из каких растений их получают? К какому семейству они относятся?

Ответ. Манная крупа - ее получают из пшеницы, перловая - из ячменя, геркулес - из овса, пшено - из проса. Эти растения относят­ся к семейству злаков.

Вопрос 7. Картофель, лук, морковь. Что объединяет их и по­чему морковь в этой «компании» можно считать лишней?

Ответ. Это подземные органы растений, в которых накаплива­ются запасы питательных веществ. Морковь - это корнеплод, а кар­тофель и лук - видоизмененные подземные побеги.

Вопрос 8. Послушайте отрывок из произведения: «Пит под­прыгнул на два аршина, издал воинствующий клич и заметался по комнате, натыкаясь на мебель, опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшную возню. Затем он принялся плясать на задних лапах в бешеном восторге, закинув голову назад и вопя на весь дом о своем невыразимом счастье, потом он опять заметался по всему дому, неся на своем пути хаос и разрушения. Тетя Полли как раз вошла в ту минуту, как он, проделав несколько феноменальных сальто, выскочил с криком в открытое окно, увлекая за собой еще уцелевшие цветочные горшки». Назовите произведение, из которого взят данный отрывок. Кто его автор? О каком домашнем животном идет речь в данном отрывке? В коробочке лежит болеутолитель, ко­торым угостили животное. Что же это?

Ответ. Марк Твен «Том Сойер». Речь идет о коте. В коробочке находилась настойка валерианы.

Вопрос 9. На рисунке изображен поперечный разрез органа растения в определенной его части. Что изображено на рисунке и какую функцию выполняет данная часть растения?

Ответ. На рисунке изображен поперечный разрез органа - корня в зоне всасывания. Через корневые волоски в корень посту­пают из почвы растворы минеральных солей.

Вопрос 10. В коробочке находится нечто, что приготовлено из растения семейства сложноцветных. Цветы в корзинке двух ти­пов: в центре - трубчатые, коричневые или желтые, краевые - языч­ковые, оранжевые или желтые. Плоды можно добавлять в салаты. Семянки причудливой формы, без каких-либо приспособлений для распространения ветром. То, что находится в коробочке, применяет­ся для очистки кожи, дезинфекции ран, является чудесным противо­воспалительным средством.

Ответ. Настойка календулы. Распространенное название рас­тения - ноготки лекарственные.

Вопрос 11. Назовите растения, семена которых находятся в этих трех коробочках. Как называются плоды этих растений? Поче­му все эти растения имеют огромную хозяйственную ценность?

Ответ. Семена гороха, фасоли, бобов; плод - боб, относится к семейству бобовых (мотыльковых), обогащают почву азотом.

Вопрос 12. В коробочке лежат семена. Родина этого расте­ния - Мексика. В 1874 г. академик Севергин в книге «Царство про­израстания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получать из них масло, пережженные семена имеют запах кофея». Что за лакомство лежит в коробочке?

Ответ. Семена подсолнечника.

Вопрос 13. Рассмотрите ветки этих трех растений. Что это за растения? Почему их можно объединить в одну группу? Назовите не менее четырех признаков общих для них.

Ответ. Береза, клен, тополь. Все эти растения - деревья, мно­голетние, относятся к классу двудольных, их семена приспособлены для распространения ветром.

Вопрос 14. Рассмотрите эти три объекта. Что это? Почему растения, которым они принадлежат, можно объединить в одну группу? Назовите общую для всех этих растений биологическую особенность.

Ответ. Плоды подсолнечника, ветка тополя, палка бамбука. Все эти растения обладают удивительно большой скоростью роста.

Вопрос 15. Ландыш, белая акация, черемуха. Что общего у всех этих растений? Перечислите четыре общих признака (лучше пять).

Ответ. Эти растения многолетние, имеют белые цветки, соцве­тие - кисть, сильный запах, опыляется насекомыми.

Вопрос 16. Рассмотрите плоды и побеги этих растений. Что это за растение? Что общего в биологии этих растений? К какой из четырех форм жизни они относятся (деревья, кустарники, травы, кустарнички)?

Ответ. Плоды брусники и клюквы, побеги ели и сосны - все эти растения вечнозеленые, ель и сосна - деревья, клюква и брусни­ка - кустарнички.

Вопрос 17. В коробочке лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесные свойства: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, т. е. он был нагляд­ным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века ут­верждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. Что же это?

Ответ. Луковица.

Вопрос 18. Красива во время цветения. Особенно эффектна осенью своей красноватой листвой и ярко-красными гроздями соч­ных плодов. Плоды горькие, но полезные. Что это за кустарник?

Ответ. Калина.

Вопрос 19. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветов - красная ягода. Что это за растение?

Ответ. Ландыш.

Вопрос 20. Подумайте, что это за растение? Травянистое, те­невыносливое, встречается в еловых лесах. Цветет весной, цветы белые, имеют пять лепестков, листочки нежные, тройчатые, кислые на вкус.

Ответ. Кислица.

Эту игру можно провести и на уроке при закреплении или по­вторении темы.

Материалы взяты из «Занимательной ботаники», «Календарей школьников», журналов «Биология в школе», «Занимательных заня­тий с юннатами» (Ижевск: Удмуртия, 1968).


© 2010-2022