- Преподавателю
- Биология
- Доклад «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках химии и биологии»
Доклад «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках химии и биологии»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лямцева Э.А. |
Дата | 10.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Добросельская ООШ»
«Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках химии и биологии»
Выполнила: Лямцева Эльвира Алексеевна
учитель биологии и химии
2015 год
В Российской Федерации с 2005 года осуществляется реализация государственного проекта «Информатизация системы образования». Одной из основных задач проекта является обеспечение учащихся и учителей цифровыми образовательными ресурсами (ЦОРами). К настоящему времени ресурсы созданы, и нам, учителям, остаётся только научиться эффективно применять их.
Я работаю учителем биологии в МБОУ «Добросельская ООШ» второй год. Школа наша новая, современная, в каждом классе есть доступ к интернету, что позволяет широко использовать цифровые образовательные ресурсы. К сожалению, весь класс не может одновременно работать с компьютером, так как он один в классе.
На своих уроках я систематически использую «уроки биологии Кирилла и Мефодия», электронные пособия «Биология. 1С Репетитор», «Биология. Анатомия и физиология человека», «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», собственные презентации и фотографии. Данные пособия позволяют разнообразить учебный материал, а также формируют у детей информационную компетентность, учат работать с электронными носителями информации. Для повышения собственного методического уровня и изучения нормативных документов часто обращаюсь к сайтам Департамента образования и науки Белгородской области.
Бесценным кладезем самой разнообразной информации являются электронные печатные издания, такие как «Первое сентября», журнал «Биология. Все для учителя!». С 2013 года являюсь участником Всероссийского проекта «ИНФОУРОК».
При проведении уроков биологии я использую цифровые образовательные ресурсы, созданные для Единой образовательной коллекции (school-collection.edu.ru), ресурсы, размещенные на сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (fcior.edu.ru), а также ресурсы из электронных учебников.
Для построения уроков биологии я применяю различные типы цифровых образовательных ресурсов: видеофильмы, презентации, иллюстрации и т.д. Каждый из этих типов ресурсов имеет свои особенности применения в образовательном процессе. Но все они позволяют компенсировать недостаток натуральных объектов и наглядного материала, без которого нельзя полно показать разнообразие живого мира, особенности его строения, развития, механизмы протекания и целостность биологических процессов. Однако цифровые образовательные ресурсы целесообразнее применять в комплексе с традиционными учебно-методическими средствами.
В качестве наглядных пособий в современный урок органически включаются учебные видеофильмы. Видеофильмы, которые подобраны по всем темам в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, имеет ряд преимуществ:
1. демонстрация занимает немного учебного времени;
2. показываются действия, движения, процессы, пространство;
3. сопровождаются кратким и четким пояснением;
4. дают большие возможности проверки и закрепления знаний.
Совмещение текста и видео позволяют разнообразить изложение учебного материала и облегчают его усвоение. Перед демонстрацией видеофильма ставлю перед учащимися вопросы, на которые они должны ответить после его просмотра. Это придает целенаправленность и возбуждает интерес учащихся к теме урока. При просмотре видеофильма использую и такие приемы, как останавливаю демонстрацию на любом кадре и прошу учащихся прокомментировать его, раскрыть содержание терминов, используемых в комментарии, или при проведении демонстрации отключаю звук и предлагаю учащимся самостоятельно озвучить видеофрагмент. Видеофильмы эффективно использую при знакомстве с многообразием животного и растительного мира нашей планеты.
Также я использую иллюстрации, которые включают фотографии, коллажи и рисунки клеток, организмов, разнообразных объектов природы, а также портреты ученых. Иллюстрации применяю на разных этапах обучения и в разных технологических приемах. Например, при подготовке презентаций для объяснения учебного материала. Такой способ подачи материала дает возможность учащемуся получить больший объем информации при просмотре, по сравнению с просмотром отдельно взятой иллюстрации. На этапе закрепления использую те же рисунки или фотографии, но уже без подписей или с частично убранными подписями, чтобы учащиеся восстановили недостающие подписи или прокомментировали тот или иной рисунок, провели сравнение нескольких объектов изучения. Иллюстрации используют и учащиеся, например, для создания презентаций.
Для проверки знаний применяю контролирующие ЦОР:
Это -тематические тесты( индивидуально) например, тест по теме лишайники Б
7кл. files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000356-1000-4ddd-1c98-0e0046bb2fd2/index_mht.htm
Хорошо проверенный ресурс - это презентации. У меня их целые коллекции по химии, биологии и экологии.
Учащиеся с большим удовольствием сами составляют презентации к определённым темам. Так учащиеся 7 класса подготовили следующие презентации: "Черви-паразиты", «Животные морей», «Животные гор», «Самые удивительные растения» и другие.
Как и любой современный учитель, в своей работе использую опыт своих коллег, распространяемый через сетевые ресурсы: сетевой класс Белогорья , Сообщество взаимопомощи учителей (Pedsovet.su),
Открытый класс (openclass.ru), Социальная сеть работников образования «Наша сеть» (nsportal.ru). Считаю, что каждый педагог, стремящийся к саморазвитию должен распространять собственный педагогический опыт. Размещаю свои разработки на сайтах педагогических сообществ, веду собственный мини-сайт на сайте «Инфоурок»
Цифровые образовательные ресурсы помогают мне делать учебный процесс интересным и эффективным, уроки красочными, живыми и динамичными. Слабоуспевающие учащиеся проявляют заинтересованность в изучении биологии, для сильных учеников учебный процесс приобретает характер исследования.