Рабочая программа 9 класс

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Рассмотрено и

согласовано

на заседании НМС

Протокол №1

От « 31 » августа 2014 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Гимназия №2»

_______________/И.С.Войтко

« 31 » августа 2014 г.

Приказ № ______, 31.08. 2014


Р а б о ч а я п р о г р а м м а


по биологии


в 9 классе


на 2014-2015 учебный год


Количество часов:

Всего 68ч; в неделю 2 ч.


Торшина Людмила Сергеевна

(Фамилия Имя Отчество учителя-составителя)


Составлена в соответствии

с примерной программой

основного общего образования

по биологии

Составлена в соответствии с учебным планом

МБОУ «Гимназия №2» на 2014-2015 учебный год

Учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для 9 классов общеобразовательных учеб. заведений - 3е изд., стереотип.- М.: Дрофа 2007.- 304с.


Согласовано

Руководитель ГМО

_______ / Н.В.Козлова

« 28 » августа 2014 г


2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного курса «Общая биология» для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и программы курса «Общая биология» авторов И.Н.Пономарева и др. (Сборник программ общеобразовательных учреждений «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» / Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва и др. - М.: Вентана-Граф, 2009. - 176 с.) и учебного плана МБОУ «Гимназия №2» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. В ней пре­дусмотрено проведение 8 лабораторных работ. Рабочая программа составлена с учетом технологии индивидуально-ориентированной системы обучения.

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента

государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Основы общей биологии». Москва, «Вентана-Граф», 2009 год.

Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.

Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.

Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Структура курса


№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Введение.

3

2

Молекулярный уровень.

6

3

Клеточный уровень.

9

4

Организменный уровень.

15

5

Популяционно-видовой уровень.

3

6

Экосистемный уровень.

5

7

Биосферный уровень.

2

8

Основы учения об эволюции.

10

9

Возникновение и развитие жизни на Земле.

6

10

Организм и среда.

6

11

Биосфера и человек

3

Итого -68


Перечень лабораторных и практических работ

Тема

№ п/п

Название работы

Количество часов

1

Рассматривание клеток прокариот и эукариот

1

1

Решение задач по молекулярной биологии

1

2, 3, 4.

Решение генетических задач

1

5

Составление экологических пирамид и цепей питания

1

Итого: 1 лабораторная работа и 4 практических работы

Содержание курса:

Введение (3 часа)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».

Раздел 1. Уровни организации живой природы (38 часов)

Глава 1. Молекулярный уровень (6 часов)

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень, общая характеристика. Качественный скачек от неживой к живой природе.

Углеводы. Липиды. Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические вещества. Биологические катализаторы. Вирусы - неклеточная форма жизни.

Глава 2. Клеточный уровень (9 часов)

Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана Ядро клетки. Хромосомный набор клетки Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи Лизосомы, митохондрии, пластиды. Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения Различие в строении клеток эукариот и прокариот. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм Энергетический обмен в клетке Типы питания клетки. Фотосинтез и хемосинтез. Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке. Транспортный РНК. Трансляция. Деление клетки. Мейоз.

Лабораторная работа №1: «Рассматривание клеток прокариот и эукариот».

Практическая работа №1: « Решение задач по молекулярной биологии».

Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».

Глава 3. Организменный уровень (15часов)

Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.

Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Постэмбриональный период. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.

Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Анилизирующее скрещивание. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.

Практические работы №№ 2.3,4, : «Решение генетических задач».

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции. Работы Н.И. Вавилова.

Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.

Глава 4. Популяционно- видовой уровень (3 часа)

Вид. Критерии вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Роль популяций в экологических системах. Демографические показатели популяции. Экология как наука. Экологические факторы.

Глава 5. Экосистемный уровень (5 часов)

Сообщество. Экосистема, Биогеоценоз. Состав и структура сообществ Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. Типы продукции Саморазвитие экосистемы.

Практическая работа №5: «Составление экологических пирамид и цепей питания»

Экскурсия «Биогеоценоз. Причины многообразия видов в природе»

Глава 6. Биосферный уровень (4 часа)

Биосфера - глобальная экосистема, В. И. Вернадский - основоположник учения о биосфере, Эволюция биосферы. Круговорот веществ в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.

Раздел 2. Эволюция органического мира. (16 часов)

Глава 7. Основы учения об эволюции. (10 часов)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность и изменчивость организмов. Борьба за существование .Естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Образование видов - микроэволюция. Искусственный отбор. Селекция. Макроэволюция Экскурсия «Причины многообразия видов в природе.»

Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (6 часов)

Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Эра древнейшей жизни. Развитие жизни в протерозое и палеозое. Развитие жизни в мезозое и кайнозое. Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека.

Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

Раздел 3. Основы экологии. (7 часов)

Глава 9 Организм и среда

Экология - наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда - источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое разнообразие на Земле и его значение.

Глава 10. Биосфера и человек (3часа)

Биосфера как глобальная экосистема. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Эволюция биосферы: изменения состава и процессов по эрам и периодам развития органического мира.

Основы рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Требования к уровню подготовки учащихся.


В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  3. особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  2. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  4. выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  5. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  6. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  7. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  8. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  2. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  4. выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  5. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы.

Контроль предметных результатов освоения конкретного учебного предмета обучающимися является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, контролирующую, воспитательную и корректирующую функции. В структуре рабочей учебной программы средства контроля логически связаны с последовательностью изучаемых тем.

Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков способов практической деятельности; проверку уровня усвоения знаний. В связи с этим проводится поурочный опрос предыдущих тем как в виде устных ответов обучающихся, так и в виде тестирования, решения логических или расчетных задач.

Предусматривается промежуточный контроль знаний по темам нескольких уроков, обобщающие уроки по отдельным главам, либо по целому блоку, логически связанных общей тематикой, глав.

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Раздел программы с указанием количества часов на раздел и характеристикой деятельности обучающихся (основные виды деятельности)

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Этнокультурные особенности Республики

Примечания

по плану

фактическая

Введение в основы общей биологии. (3часа)

1

1 н. с.

Биология - наука о живом мире. Методы исследования в биологии.

Таблицы по общей биологии.

2

1 н. с.

Сущность жизни и свойства живого.

Таблицы, рисунки.

3

2 н. с.

Экскурсия «Биологическое разнообразие вокруг нас»

На основе местных видов.

Флора и фауна парка им. Гагарина.

Раздел 1. Уровни организации живой природы.

Глава 1. Молекулярный уровень (6 часов)

4

2 н. с.

Молекулярный уровень: общая характеристика.

Таблицы, ИКТ.

5

3 н.с.

Углеводы и липиды.

Таблицы.

6

3н.с.

Состав и строение белков. Функции белков. Биологические катализаторы.

Таблицы.

7

4н.с.

Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

ИКТ, таблицы, модель ДНК.

8

4 н.с.

Вирусы.

Таблицы, ИКТ.

9

1 н. о.

Обобщение знаний по главе 1 «Молекулярный уровень клетки»

Таблицы, индивидуальные задания, тесты.

Глава 2. Клеточный уровень (9 часов)

10

1 н.о.

Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Ядро.

Лабораторная работа №1: «Рассматривание клеток прокариот и эукариот»

Таблицы, ИКТ, микроскопы, микропрепараты.

11

2 н.о.

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Таблицы, ИКТ.

12

2 н.о.

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Таблицы, ИКТ.

13

3 н.о.

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток прокариот и эукариот.

Таблицы, ИКТ.

14

3 н.о.

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен.

Таблицы, ИКТ.

15

4 н.о.

Питание клетки. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез и хемосинтез.

Таблицы, ИКТ.

16

4 н.о.

Синтез белков в клетке.

Практическая работа №1: «Решение задач по молекулярной биологии»

Таблицы, ИКТ.

17

1 н.н.

Деление клетки. Митоз.

Таблицы, ИКТ

18

2 н.н.

Обобщение знаний по главе 2: «Клеточный уровень»

Таблицы, индивидуальные задания, тесты.

Глава 3. Организменный уровень (15 часов)

19.

3 н.н.

Бесполое размножение организмов. Половое размножение организмов.

Таблицы, ИКТ.

20.

3 н.н.

Мейоз. Оплодотворение.

Таблицы, ИКТ.

21

4 н.н.

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

Таблицы, ИКТ.

22

4 н.н.

Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.

Таблицы, ИКТ.

23

1 н.д.

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. Практическая раб. №2: «Решение задач на моногибридное скрещивание»

Таблицы, ИКТ, карточки-задания.

24

2 н.д.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Практ. раб. 3: «Решение задач на дигибридное скрещивание»

Таблицы, ИКТ, карточки-задания.

25

2 н.д.

Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана, Перекрест хромосом.

Таблицы, ИКТ.

26

3 н.д.

Взаимодействие генов.

Таблицы, ИКТ

27

3 н.д.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Пр. раб. № 4: «Решение задач на взаимодействие генов»

Таблицы, ИКТ, карточки-задания.

28

4 н.д.

Практикум по решению задач по генетике.

Таблицы, ИКТ, карточки-задания.

29

4 н.д.

Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции.

Таблицы, ИКТ.

30

5 н.д.

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость..

Таблицы, ИКТ

31

5 н.д.

Обобщение знаний по закономерностям наследственности и изменчивости.

Таблицы, индивидуальные задания, тесты.

32

2 н.я.

Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.

Таблицы, ИКТ.

33

2 н.я.

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Таблицы, ИКТ.

Глава 4. Популяционно-видовой уровень жизни (3 часа)

34

2 н.я.

Критерии вида.

Таблицы, ИКТ

35

3 н.я.

Популяции.

Таблицы, ИКТ.

36

3 н.я.

Биологическая классификация.

С учетом местного материала

Таблицы, ИКТ

Глава 5. Экосистемный уровень (5 часов)

37

4неделя января

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

Таблицы, ИКТ.

38

4 н.я.

Состав и структура сообщества.

Таблицы, ИКТ.

39

5 н.я.

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества.

Практическая работа №5: « Составление экологических пирамид и цепей питания».

Таблицы, ИКТ.

40

1 н.ф.

Саморазвитие экосистемы.

Таблицы, ИКТ.

41

1 н.ф.

Обобщение знаний по главе 5 «Экосистемный уровень».

Таблицы, индивидуальные задания, тесты.

Глава 6. Биосферный уровень (2 часа)

42

2 н.ф.

Биосфера. Среды жизни.

Таблицы, ИКТ.

43

2 н.ф.

Средообразующая деятельность организмов. Круговороты веществ в биосфере.

Таблицы, ИКТ.

Раздел 2. Эволюция органического мира.

Глава 7. Основы учения об эволюции (10 часов)

44

3 н.ф.

Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина.

Таблицы, ИКТ.

45

3 н.ф.

Изменчивость организмов.

Таблицы, ИКТ.

46

4 н.ф.

Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.

Таблицы, ИКТ.

47

4 н.ф.

Борьба за существование и естественный отбор.

Таблицы, ИКТ.

48

5 н.ф.

Формы естественного отбора.

Таблицы, ИКТ.

49

1 н.м.

Изолирующие механизмы.

Таблицы, ИКТ.

50

2 н.м.

Видообразование.

Таблицы, ИКТ.

51

2 н.м.

Макроэволюция.

Таблицы, ИКТ.

52

3 н.м.

Основные закономерности эволюции.

Таблицы, ИКТ.

53

3 н.м.

Обобщение знаний по главе 7 «Основы учения об эволюции».

Таблицы, индивидуальные задания, тесты.

Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (6 часов)

54

4н.м.

Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина - Холдейна.

Таблицы, ИКТ.

55

4 н.м.

Современные гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы развития жизни на Земле.

Таблицы, ИКТ.

56

1 н.а.

Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни.

Таблицы, ИКТ.

57

1 н.а.

Развитие жизни в протерозое и палеозое.

Таблицы, ИКТ.

58

2 н.а.

Развитие жизни в мезозое.

Таблицы, ИКТ.

59

2 н.а.

Развитие жизни в кайнозое.

Таблицы, ИКТ.

Раздел 3. Основы экологии.

Глава 9. Организм и среда (6 часов)

60

3неделя апреля

Экологические факторы. Условия среды.

Таблицы, ИКТ.

61

3неделя апреля

Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организмы. Экологические ресурсы.

С учетом местного материала

Таблицы, ИКТ.

62



4н.а.

Адаптации организмов к различным условиям существования.

На примере местного материала.

Таблицы, натуральные объекты, гербарии, рисунки организмов разных мест обитания.

63

4н.а.

Межвидовые отношения организмов

Таблицы, ИКТ.

64

1 н.м.

Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.

Таблицы, ИКТ.

65

1 н.м.

Обобщение знаний по главе 9 «Организм и среда»

Таблицы, индивидуальные задания, тесты.

Глава 10. Биосфера и человек (3 часа)

66

3 н.м.

Эволюция биосферы.

Таблицы, ИКТ.

67

3 неделя мая

Антропогенное воздействие на биосферу.

С учетом местного материала

Таблицы, ИКТ.

68

4неделя мая

Основы рационального природопользования.

С учетом местного материала

Таблицы, ИКТ, тесты, логические задачи.


Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Объекты натуральные

  • гербарий к курсу основ общей биологии,

  • виды защитных окрасок у животных (коллекция раздаточная),

  • форма сохранности ископаемых растений и животных (коллекция раздаточная),

  • набор микропрепаратов по общей биологии,

  • таблица «Развитие растительного и растительного мира»,

  • таблица «Современная система органического мира»,

  • видеофильм «Возникновение жизни на Земле».

Оборудование лабораторное

Приборы

  • Лупа (7-10*)

  • Лупа препаровальная

Приборы (демонстрационные)

  • Прибор для демонстрации дыхательных процессов (модель Дондерса)

  • Микропроектор (р) или насадка для микропроекции

  • Микроскоп учебный УМ-301


Оборудование для опытов

  • Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80

  • Зажим пробирочный ЗП

  • Колба коническая Кн-1-500-34

  • Колпак стеклянный с кнопкой и рантом

  • Ложка для сжигания веществ ЛСЖ

  • Мензурка 500 мл

  • Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП

  • Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2

  • Цилиндр измерительный 250 мл

  • Чаша выпарительная

  • Чаша коническая с обручем 190 мм

  • Шпатель фарфоровый

  • Штатив лабораторный Шлб

  • Лоток для раздаточного материала

  • Препаровальные инструменты

  • Иглы препаровальные

  • Пинцет анатомический с насечкой

  • Ножницы с одним острым концом

  • Скальпель брюшистый

  • Рулетка (10 м)

  • Укладка для луп (по 10 шт)

Список литературы.

а) литература для учащихся:

  1. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. "Основы общей биологии" (М., "Вентана-Граф", 2007).

  2. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. - 1117с.

  3. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. - М.: ИЦ «Академия», 2004. - 112с.

  4. Т.А.Козлова. «Основы общей биологии» 9 класс: Рабочая тетрадь. - М.: Вентана- Граф, 2009.

  5. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира».-М., «Нау ка»,2001г.

  6. Никишов А.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии, 9 класс.- М.:Дрофа,2006г.

б) литература для учителя:

основная

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Основы общей биологии». Москва, «Вентана-Граф», 2009 год.

  2. «Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.

3. Чередникова Г.В.Биология.9 класс/для преподавателей/.-Волгоград: Учитель,2009г.

4. Рохлов В.С.,ГИА-2010:Экзамен в новой форме:БИОЛОГИЯ:9-й класс.:-М.:АСТ Астрель,2010г.

5. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. - М.: «5 за знания», 2006.- 112с.

6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 9 класс. 2005 год.

дополнительная

  1. Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания»(«Аквариум» ГИППВ, 2000 год)

  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология - в 3 томах» (Москва, «Мир», 1993 год)

  3. Быков В. Л. «Цитология и общая гистология» (Санкт-Петербург, СОТИС, 1998 год)

  4. Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982 год)

  5. Соколовская Б.Х. «Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981 год)

  6. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. - 126с.

  7. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. - М.: Дрофа, 2004. - 46с.

  8. Методика обучения биологии: Учеб. пособие / В.С.Конюшко, В.С Павлюченко, С.В. Чубаро. - Мн.: Книжный дом, 2004. - 115с.

  9. Машанова О.Г., Евстафьев В.В. «Эволюция. Основы экологии. Учебно-методическое пособие по биологии». Москва, «Московский Лицей», 1997 год.

  10. Пономарева И.Н. «Экология. Библиотека учителя». Москва, «Вентана-Граф», 2001г.

  11. Реймерс Н.Ф. «Краткий словарь биологических терминов. Москва,«Просвещение»,1995 год.

  12. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. «Активные формы и методы обучения биологии.Опорные конспекты по биологии». Москва, «Просвещение», 1997 год.

  13. Сухова Т.С. «Биология. Тесты. 6 -11 классы». Москва, «Дрофа», 2000 год.

  14. Ватуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. -М.: Дрофа, 2004;

  15. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. -М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

  16. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. -М.: Дрофа, 2002;

  17. Калинова Г.С. Подготовка к экзаменам;М.:АСТ*Астрель,2004г.

  18. Суханова Т.С. Биология/Экзамен для всех/,-М.;Вентана-Граф,2004г.

в) электронные пособия:

Интернет-материалы

gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


© 2010-2022