Приспособленность - результат действия факторов эволюции

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План занятия по теме :

Приспособленность - результат действия факторов эволюции .

- Форма занятия: комбинированная .

-Вид деятельности : проблемно-поисковой и репродуктивный

-Методы : -словесные ,наглядные , практические.

- Цель: сформировть понятие приспособленности организмов к среде обитания . Доказать относительность приспособленности .

Задачи :

Обучающая

• Познакомить учащихся с возикновением приспособленности с точки зрения К. Линнея , Ж.Б. Ламарка ,Ч.Дарвина ;

• Рассмотреть примеры приспособленности живых организмов к среде обитания ;

- Продолжить формирование навыков работы с дополнительной информацией , подготовки сообщений на заданную тему ;

- Закрепление понятийного аппарата

Воспитательная

-Воспитание коммуникативной культуры учищихся

Развивающая

- Воспитать умение делать выводы , обобщать ;

- Развивать умение применять знания на практике ;

- Формировать умение оценивать свою работу ;

Образование :демонстрационный материал , презентация ,мультимедиа ,таблицы .

1. Актуализация знаний по теме : «Эволюционное учение»

1.1. Решение задач с проверкой у доски

Задача № 1

В трудное путешествие отправили через горы и пустыни караван из лошадей , ослов , мулов.Все животные были навьючены до предела возможностей . До цели дошли лишь мулы. Можно ли в этом случае говорить о том , что произошел естественный отбор ? Ответ обоснуйте.

Задача № 2

В одной из популяций наземных улиток встречаются особи с зеленой и жёлтой раковиной . Установлено , что весной улитки с жёлтой раковиной гибнут чаще . Они лучше заметны на зелёном фоне и чаще склёвываются птицами . В то же время из года в год соотношение зелёных и жёлтых улиток ( после зимовки ) остается постоянным . За счёт чего восстанавливается прежнее соотношение ? Предложите как можно больше объяснений.

Задача № 3

Почему в бассейнах водоплавающие птицы ловят приемущественно тех рыб , окраска которых не соответствует цвету дна ? Может ли с течение времени сохраняться определенное и постоянное количество рыбы и при каких условиях в бассейнах? Какая закономерность эволюционного учения должна проявиться в таком случае ?

Задание №4

После вселения в озеро всеядных рыб , питающихся , в частности дафниями , численность дафний в этом озере возросла. Предложите различные возможные объяснения этого факта.

Задание № 5

Основным кормом североморских сельдей являются планктонные ракообразные. В последнее время в Северном море размножились хищные животные , которые активно питаются этими ракообразными . Что произойдёт , если удастся уничтожить этих хищников ? На какие положения эволюционной теории следует опираться при изучении взаимосвязей между североморскими сельдями , ракообразными и хищными животными ?

1.2. Устная проверка знаний по вопросам :

1. естественный отбор и его характеристики ;

2. характеристика движущего отбора ;

3. характеристика стабилизирующего отбора ;

4. характеристика дизруптивного отбора ;

5. творческая роль естественного отбора ;

2. Основная часть

2.1. Определение приспособленности организмов и её примеры .

Каждый организм удивительно приспосолен к определённым условиям обитания . Эта приспособленность проявляется в особенностях внешнего и внутреннего строения в поведение , в размножение и заботе о потомстве .

Факты , свидетельствующие о приспособленности живых существ к условиям жизни очень многочисленны. Приведём , лишь некоторые примеры приспособленностей животных и растений .





Некоторые формы приспособленности у животных








Отпугивающее

поведение

Покровительст-

венные окраска и форма тела (маскировка )



Предостерегающая

окраска

Мимикрия (внешнее сходство незащещенных животных с защищенными )

• осы ,шмели ; •жук-бомбардир;

•кузнечик ; • божья коровка; • скунс или •муха-журчалка похожа на

•белая сова ; • гремучие американская пчелу;

•камбала; змеи; вонючка; •безобидные тропические

•осьминог ; ужи похожи на ядовитых

•насекомое змей;

палочник;



Некоторые формы приспособленности у ростений



Приспособления

к повышенн

ой сухости

Приспособления

к повышенной

влажности


Приспособления

к опылению

ветром

Приспособления

к опылению

насекомыми

•опущенность • большая •вынесение тычинок • яркая , привлекающая

листа ; поверхность с пыльниками далеко окраска цветка ;

• накоплеие листа ; за пределы цветка ; • наличие нектара ;

влаги в стебле • много устьиц; • мелкая , легкая

(кактус); • повышение пыльца ;

• превращение интенсивности • пестик сильно

листьев в иголки; испарения; опущен ;

• лепестки и чашелис-
тики не развиты :

не мешают обдуванию

других частей цветка

ветром;

Перед естествоиспытателем , признавшим идею эволюции , неизбежно вставали

вопросы : Как возникают приспособления у организмов ? Как объяснить «феномен» органической целесообразности ?

2.2. Возникновение приспособлений

• по Ламарку : Движущей силой эволюции является стремление организмов к совершенству .

• по Линнею : Приспособленность организмов - проявление изначальной целесообразности .Движущей силой эволюции является Бог.

• по Дарвину : Приспособления возникли в результате проявления новых мутаций , воли численности , скрещиваний новых мутантных организмов. Движущей силой эволюции являются естественные законы природы.

2.3. Относительный характер приспособлений .

Приспособления организмов к среде обитания носят относительный , а не абсолютный характер , так как условия среды обитания часто изменяются быстрее , чем формируются приспособления .Примеры доказательства относительности приспособлений :


1.Защитные приспособления от одних врагов оказываются неэффективны от других (ядовитые змеи поедают мангусты , ежи и свиньи );

2. Проявление инстинктов у животных может оказаться нецелесообразным ( ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков , но и летят на огонь, хотя и гибнут при этом);

3. Полезный в одних условиях орган становится бесполезным и даже относительно вредным в другой среде ( перепонки между пальцами у горных гусей , которые никогда не опускаются на воду );

4. Возможны и более совершенные приспособления к данной среде обитания ( некоторые виды животных и растений быстро размножались и широко распространялись в совершенно новых для них районах земного шара , куда были случайно или намеренно завезены человеком ).

3. Закрепление изученного материала

3.1. Беседа по вопросам

1. Объясните , как та или иная адаптация появляется и сохраняется в популяции .

2. Объясните приспособленность организмов на примерах покровительственной окраски и формы .

3. Объясните возникновение зелёной окраски у кузнечика с точки зрения Ч. Дарвина и Ж.Б. Ламарка .

4. Задание на дом .

Изучить параграф учебника , подготовиться к лабораторной работе . Изучение приспособленности организмов к среде обитания .


© 2010-2022