- Преподавателю
- Биология
- Приспособленность - результат действия факторов эволюции
Приспособленность - результат действия факторов эволюции
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | АКОЛЬЗИНА А.Н. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План занятия по теме :
Приспособленность - результат действия факторов эволюции .
- Форма занятия: комбинированная .
-Вид деятельности : проблемно-поисковой и репродуктивный
-Методы : -словесные ,наглядные , практические.
- Цель: сформировть понятие приспособленности организмов к среде обитания . Доказать относительность приспособленности .
Задачи :
Обучающая
• Познакомить учащихся с возикновением приспособленности с точки зрения К. Линнея , Ж.Б. Ламарка ,Ч.Дарвина ;
• Рассмотреть примеры приспособленности живых организмов к среде обитания ;
- Продолжить формирование навыков работы с дополнительной информацией , подготовки сообщений на заданную тему ;
- Закрепление понятийного аппарата
Воспитательная
-Воспитание коммуникативной культуры учищихся
Развивающая
- Воспитать умение делать выводы , обобщать ;
- Развивать умение применять знания на практике ;
- Формировать умение оценивать свою работу ;
Образование :демонстрационный материал , презентация ,мультимедиа ,таблицы .
1. Актуализация знаний по теме : «Эволюционное учение»
1.1. Решение задач с проверкой у доски
Задача № 1
В трудное путешествие отправили через горы и пустыни караван из лошадей , ослов , мулов.Все животные были навьючены до предела возможностей . До цели дошли лишь мулы. Можно ли в этом случае говорить о том , что произошел естественный отбор ? Ответ обоснуйте.
Задача № 2
В одной из популяций наземных улиток встречаются особи с зеленой и жёлтой раковиной . Установлено , что весной улитки с жёлтой раковиной гибнут чаще . Они лучше заметны на зелёном фоне и чаще склёвываются птицами . В то же время из года в год соотношение зелёных и жёлтых улиток ( после зимовки ) остается постоянным . За счёт чего восстанавливается прежнее соотношение ? Предложите как можно больше объяснений.
Задача № 3
Почему в бассейнах водоплавающие птицы ловят приемущественно тех рыб , окраска которых не соответствует цвету дна ? Может ли с течение времени сохраняться определенное и постоянное количество рыбы и при каких условиях в бассейнах? Какая закономерность эволюционного учения должна проявиться в таком случае ?
Задание №4
После вселения в озеро всеядных рыб , питающихся , в частности дафниями , численность дафний в этом озере возросла. Предложите различные возможные объяснения этого факта.
Задание № 5
Основным кормом североморских сельдей являются планктонные ракообразные. В последнее время в Северном море размножились хищные животные , которые активно питаются этими ракообразными . Что произойдёт , если удастся уничтожить этих хищников ? На какие положения эволюционной теории следует опираться при изучении взаимосвязей между североморскими сельдями , ракообразными и хищными животными ?
1.2. Устная проверка знаний по вопросам :
1. естественный отбор и его характеристики ;
2. характеристика движущего отбора ;
3. характеристика стабилизирующего отбора ;
4. характеристика дизруптивного отбора ;
5. творческая роль естественного отбора ;
2. Основная часть
2.1. Определение приспособленности организмов и её примеры .
Каждый организм удивительно приспосолен к определённым условиям обитания . Эта приспособленность проявляется в особенностях внешнего и внутреннего строения в поведение , в размножение и заботе о потомстве .
Факты , свидетельствующие о приспособленности живых существ к условиям жизни очень многочисленны. Приведём , лишь некоторые примеры приспособленностей животных и растений .
Некоторые формы приспособленности у животных
Отпугивающее
поведение
Покровительст-
венные окраска и форма тела (маскировка )
Предостерегающая
окраска
Мимикрия (внешнее сходство незащещенных животных с защищенными )
• осы ,шмели ; •жук-бомбардир;
•кузнечик ; • божья коровка; • скунс или •муха-журчалка похожа на
•белая сова ; • гремучие американская пчелу;
•камбала; змеи; вонючка; •безобидные тропические
•осьминог ; ужи похожи на ядовитых
•насекомое змей;
палочник;
Некоторые формы приспособленности у ростений
Приспособления
к повышенн
ой сухости
Приспособления
к повышенной
влажности
Приспособления
к опылению
ветром
Приспособления
к опылению
насекомыми
•опущенность • большая •вынесение тычинок • яркая , привлекающая
листа ; поверхность с пыльниками далеко окраска цветка ;
• накоплеие листа ; за пределы цветка ; • наличие нектара ;
влаги в стебле • много устьиц; • мелкая , легкая
(кактус); • повышение пыльца ;
• превращение интенсивности • пестик сильно
листьев в иголки; испарения; опущен ;
• лепестки и чашелис-
тики не развиты :
не мешают обдуванию
других частей цветка
ветром;
Перед естествоиспытателем , признавшим идею эволюции , неизбежно вставали
вопросы : Как возникают приспособления у организмов ? Как объяснить «феномен» органической целесообразности ?
2.2. Возникновение приспособлений
• по Ламарку : Движущей силой эволюции является стремление организмов к совершенству .
• по Линнею : Приспособленность организмов - проявление изначальной целесообразности .Движущей силой эволюции является Бог.
• по Дарвину : Приспособления возникли в результате проявления новых мутаций , воли численности , скрещиваний новых мутантных организмов. Движущей силой эволюции являются естественные законы природы.
2.3. Относительный характер приспособлений .
Приспособления организмов к среде обитания носят относительный , а не абсолютный характер , так как условия среды обитания часто изменяются быстрее , чем формируются приспособления .Примеры доказательства относительности приспособлений :
1.Защитные приспособления от одних врагов оказываются неэффективны от других (ядовитые змеи поедают мангусты , ежи и свиньи );
2. Проявление инстинктов у животных может оказаться нецелесообразным ( ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков , но и летят на огонь, хотя и гибнут при этом);
3. Полезный в одних условиях орган становится бесполезным и даже относительно вредным в другой среде ( перепонки между пальцами у горных гусей , которые никогда не опускаются на воду );
4. Возможны и более совершенные приспособления к данной среде обитания ( некоторые виды животных и растений быстро размножались и широко распространялись в совершенно новых для них районах земного шара , куда были случайно или намеренно завезены человеком ).
3. Закрепление изученного материала
3.1. Беседа по вопросам
1. Объясните , как та или иная адаптация появляется и сохраняется в популяции .
2. Объясните приспособленность организмов на примерах покровительственной окраски и формы .
3. Объясните возникновение зелёной окраски у кузнечика с точки зрения Ч. Дарвина и Ж.Б. Ламарка .
4. Задание на дом .
Изучить параграф учебника , подготовиться к лабораторной работе . Изучение приспособленности организмов к среде обитания .