Урок по биологии на тему Взаимосвязь органов растений как живого организма

Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и функций в растительном организме, поможет учащимся подвести их к пониманию того, что растение – целостный организм, являющийся биосистемой. Работа на уроке проводится в виде групповой форме. Класс делится на группы произвольно ( например по отгадыванию загадок). Участники группы обобщают информацию о вегетативных органах растений: корень, лист, стебель и заполняется таблица: Органы растения Фу...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии в 6 классе

Тема: Взаимосвязь органов растений как живого организма.

Цель урока: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и функций в растительном организме; подвести к пониманию того, что растение - целостный организм, являющийся биосистемой; 2) воспитывать культуру общения, коммуникативные качества в процессе группового взаимодействия; 3) способствовать формированию и развитию у учащихся самостоятельности, памяти и внимания

Тип урока: урок обобщения

Методы урока: словесный, наглядный

Оборудование: презентация по теме, карточки задания.

Ход урока

1.Орг. момент.

2.Проверка домашнего задания.

3.Подготовка к уроку. У органов растения идет спор. Стебель говорит: «Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу».

Лист утверждает: «А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры только листовая пластинка достигает метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие функции выполняю». «А мы, говорит корень, даже у маленьких растений бываем большими. Вон у свеклы, где тебя стебель и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду».

«Нет ничего лучше и полезнее меня, говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!» А плод говорит: «А я…, а я?..» словом, тоже стал утверждать свое превосходство. Ребята, как вы думаете, кто из них прав? Вот сегодня на уроке мы это и обсудим.

4.Обобщение по теме. Организовывается работа в трех группах- лабораториях, группы формируются произвольно.

1 группа - предлагается загадка:

Не рыли, не бурили, а воду добыли

(корни)

Следовательно, ваша лаборатория получит название - Лаборатория «Корень».

И вы будете обобщать информацию, о каком органе? о корне

2 группа -предлагается загадка : Вверх по стене крутой,
По бетонке литой,
Многоножка ползет,
С собой листья везет.

(стебель)

Следовательно, ваша лаборатория получит название - Лаборатория «Изучения стебля»

И вы будете обобщать информацию, о каком органе? о стебле

3 группа -предлагается загадка :

Из почек появляются,

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью - летят.

( листья)

Следовательно, ваша лаборатория получит название - Лаборатория «Изучения листа».

И вы будете обобщать информацию, о каком органе? о листе

2.Группы получают листы- задания.

3.Работают с различными источниками информации.

III. Осуществление деятельности.

Первая группа - лаборатория «Корень»

Задание 1. Используя учебник и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».

Органы растения

Функции органа

Особенности строения органа

Значение органа, связь с другими органами.

Корень

опорная

минеральное питание

вегетативное размножение

боковые корни, корневые волоски

Всасывает воду и минеральные соли для всех органов

Задание 2. Сделайте вывод о значимости органа в жизни растения.

Вторая группа - лаборатория «Изучения стебля»

Задание 1. Используя учебник и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».

Органы растения

Функции органа

Особенности строения органа

Значение органа, связь с другими органами.

Стебель





проводящая

опорная

запасающая

фотосинтезирующая ( для зеленых)

луб ситовидные трубки(проводящая ткань) по ней передвигаются органические вещества;

сосуды древесины-минер. вещества;

сердцевина - запас питательных веществ

а) проводит питательные вещества ко всем органам.



.

Цветок

половое размножение

образование плода и семян

пестик - женский орган размножения;

тычинки - мужские органы.

плоды, семенное размножение

Задание 2. Сделайте вывод о значимости органа в жизни растения.

Третья группа - лаборатория «Изучения листа».

Задание 1. Используя учебник и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».

Органы растения

Функции органа

Особенности строения органа

Значение органа, связь с другими органами.

Лист

фотосинтез

газообмен

испарение воды

устьица
межклетники

столбчатая ткань - много хлоропластов

участвует в жизненно важных процессах: фотосинтезе, дыхании, испарении воды

Задание 2. Сделайте вывод: Докажите значимость органа в жизни растения.

А как вы ребята думаете: Кто из органов, для растения самый главный? Почему? все органы растения - важны, они взаимосвязаны.

Общий вывод: В работе растительного организма участвуют все органы взаимосвязано. В листьях образуются органические вещества, они необходимы для питания всех органов , поэтому стебель обеспечивает передвижение питательных веществ к корню, а из корня вода и минеральные вещества поступают в листья тоже через стебель. Если разрушить стебель - транспорт прекратится. Это пример взаимосвязи органов в растении . Поэтому повреждение любой части организма ( корня, стебля, листа) может стать причиной гибели растения.

О чем говорили в начале урока? Организм растения - единое целое? Что мы делали сегодня на уроке? С какой целью? Каков результат нашей деятельности?

Итак, сегодня на уроке мы обобщили и систематизировали знания об органах растений, установили взаимосвязи органов и доказали, что организм растения - единое целое.

5.Домашнее задание. Повторить корень, лист, стебель, цветок.





© 2010-2022