Методическая разработка к урокам биологии

Этот метод можно использовать на уроках биологии в 8-11 классах. Предложенные таблицы и схемы служат опорным материалом при изучении биологии.Без схем и таблиц довольно сложно организовать полноценную работу на уроках биологии, так как развитие логического мышления, логических суждений, а также установления причинно-следственных связей будет значительно затруднено.Для школьников важна практическая значимость изучения материала. Такие методы работы использую в тех случаях, когда текст необходимо ...
Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Использование методов работы с таблицами и логическими схемами на уроках биологии.»


Автор- учитель географии и биологии ГБОУ ЦО №671

Сечина Любовь Андреевна

Без схем и таблиц довольно сложно организовать полноценную работу на уроках биологии, так как развитие логического мышления, логических суждений, а также установления причинно-следственных связей будет значительно затруднено.

Для школьников важна практическая значимость изучения материала.

Такие методы работы использую в тех случаях, когда текст необходимо сократить так, чтобы самое главное было узнано и понято.

Для этого используется игра «Выбери главное». Такая работа научит не только сжато и компактно выражать свои мысли, но и быстро улавливать смысл информации, отделяя главное от второстепенного.

Для такой работы используется ИКТ, представляя текст на слайдах с использованием таблиц и схем для общего обозрения обучающимися. Если эта игра проводится впервые, то такая работа выполняется совместно с учителем. Когда этот прием осознан, задание может использоваться индивидуально на карточках. Например, при изучении темы «Значение белков» в 9 классе необходимо просмотреть презентацию о клетках крови (материал 8 класса), имеющих белковую структуру и выбрать из текста презентации главное.



Система органов кровообращения

Методическая разработка к урокам биологииМетодическая разработка к урокам биологииМетодическая разработка к урокам биологии

Задание: сделать сводную таблицу по клеткам крови



Опорная схема для решения задач на определение группы крови

00


Методическая разработка к урокам биологии

II

группа

III

группа

I V

группа

АА ВВ

(АО) АВ (ВО)

Пищеварительная система

Ротовая полость----- глотка----------пищевод---------желудок---- 12 перстная кишка---------тонкий кишечник-----толстый кишечник------- прямая кишка-------anus

Ротовая полость---------- 1---------2---- 3 ---------4-----5------- 6-------7-------8

1

Тонкий кишечник

2

Желудок

3

Глотка

4

12 перстная кишка

5

Anus

6

Прямая кишка

7

Пищевод

8

Толстый кишечник

Задание: расположить отделы пищеварительного тракта от начальной стадии до конечной.

( выведение непереваренных остатков пищи)

Дыхательная система

Носовая полость------носоглотка------гортань------- голосовые связки ----- трахея------бронхи-------легкие

1-------------2-----------3-------------4-----------5----------6--------------7

1

трахея

2

лёгкие

3

бронхи

4

гортань

5

носоглотка

6

носовая полость

7

голосовые связки

Репродуктивная система

Признаки

Женская половая система

Мужская половая система

Половые клетки

Яйцеклетки

Сперматозоиды

Половые железы

Яичники

Семенники

Половые гормоны

Эстрогены( прогестерон)

Андрогены(тестостерон)

Вынашивание плода

Матка

Отсутствует

Репродуктивный возраст

12-55 лет

14-65 лет

Врач -специалист

Гинеколог

Уролог, андролог

Для заполнения данной таблицы требуются знания, полученные из учебника и объяснения учителя по схемам и настенным обучающим плакатам.

В настоящее время уделяется большое внимания здоровью школьников, в связи с различными объективными и субъективными причинами , но порой дети и даже родители не знают к какому специалисту медику необходимо обратиться за помощью. Заполнение такой таблицы несомненно расширит знания учащихся о специальностях врачей.


Врач - специалист

Что лечит

ЛОР( отоларинголог)

Дыхательная система, орган слуха

Офтальмолог

Орган зрения

Гинеколог, андролог

Репродуктивная система

Уролог

Мочевыделительная система

Невролог( невропатолог)

Нервная система

Педиатр

Детский терапевт

Хирург

ОДС

Эндокринолог

Железы внутренней секреции

Энтерогастеролог

Пищеварительная система

Стоматолог

Зубы

Гематолог

Заболевания кровеносной системы

Кардиолог

Сердечная деятельность

Ортопед

Нарушения ОДС

Терапевт

Врач общей практики, ОРЗ, ОРВ

Дерматолог

Кожные заболевания

Венеролог

Венерические заболевания

Диетолог

Пищеварительная система, обмен веществ

Фтизиатр

Заболевания дыхательных путей, туберкулёз

Ревматолог

Заболевания суставов, костей, сердца, лёгких, сосудов мозга

Инфекционист

Инфекционные заболевания


9-10 класс

Сравнение ДНК и РНК

ДНК

РНК

Функция

Носитель наследственной информации

т РНК, иРНК, рРНК

участвуют в биосинтезе белка

Сколько нитей в цепочке?

Две

Одна

Является ли полимером?

Да, состоит из мономеров- нуклеотидов

Да, состоит из мономеров- нуклеотидов

Какие азотистые основания входят в состав?

А.Г, Т, Ц

А.Г, У, Ц

Какой углевод входит в состав?

Дезоксирибоза

Рибоза

Где расположены в клетке?

В ядре

В цитоплазме, ядре

При составлении сводных таблиц учащиеся сами предлагают ,какие графы необходимо внести в таблицу, чтобы материал систематизировался и лучше усвоился.

Схемы и таблицы на уроках биологии помогают выделить главное, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем, таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщать изученный материал , приводить его в систему и графически изображать.

Последовательно раскрывая эти вопросы в таблице, можно получить достаточно логически связный и полный рассказ.


9,11 класс

Цепи питания

Понятия

Продуценты- автотрофы, создают органические вещества

Редуценты- разлагают отмершие тела

Консументы1,2,3… порядка -гетеротрофы, питаются готовыми органическими веществами

Трава-------Кузнечик--------Лягушка--------Цапля---------Лиса--------Бактерии гниения

Звено в цепи питания

Чем являются в цепи питания?

1

Трава

2

Кузнечик

3

Лягушка

4

Цапля

5

Лиса

6

Бактерии гниения

Задание: Обозначьте стрелками направление потока энергии

В ходе данной работы можно сделать вывод, что только при систематическом применении таблиц, схем разного вида на уроке, особенно логических, можно развить творческие способности, педагога и учащихся. Применение схем и таблиц повышает плотность урока, объём усвоения материала, качество успеваемости по предмету. А эффективно разработанные приемы, применяемые в системе на уроках, формируют устойчивые знания, умения и навыки обучающихся.

© 2010-2022