Конспект урока Энергетический обмен. синтез АТФ 9 класс

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФИО: Антипина Ксения Николаевна

Должность, место работы: учитель биологии, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Балухарь

Урок: биология 9 класс

Тема: «Энергетический обмен. Синтез АТФ»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: продолжить формирование знаний об обмене веществ, раскрыв сущность энергетического обмена.

Задачи урока:

Образовательный аспект: сформировать знания о трех этапах энергетического обмена на примере углеводного обмена; подвести обучающихся к выводу о значении АТФ как универсального аккумулятора энергии в клетке;

Развивающий аспект: способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, умению отвечать на вопросы по содержанию текста учебной части;

Воспитательный аспект: учащиеся должны понять роль ферментов в реакциях обмена веществ животных в природе, способствовать развитию творческого мышления; способствовать развитию экологического сознания.



  1. Организационный момент

На слайде схема - обмен веществ.

У: Давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке.

О: Об обменен веществ

У: А если точнее?

О: О двух его сторонах: пластическом и энергетическом обмене.

У: Посмотрите на свои столы. (На столах у учащихся заводные игрушки). Приведите их в действие. Что заставляет эти игрушки двигаться?

О: Ключ, заводящий механизм

У: А что служит таковым ключом для живых организмов?

О: энергия АТФ

У: Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

О: Об энергетическом обмене и синтезе АТФ

У: Как вы думаете, в чем цель нашей сегодня работы на уроке?

О: Разобраться, как происходит энергетический обмен в клетке и как осуществляется синтез АТФ

У: Прежде чем мы начнем изучать тему, давайте обратимся к литературе. Отрывок из книги Ж.Верна «Дети капитана Гранта».

Герои только собрались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно не съедобно. «Быть может оно слишком долго лежало?» - озадачено спросил один из них. «Нет, оно к сожалению, слишком долго бежало!» - ответил ученый Паганель. Мясо гуанако вкусно только тогда, когда животное убито во время отдыха, но если за ним долго охотились и животное долго бежало, тогда его мясо несъедобно.

Мог ли Паганель объяснить причину описанного им явления. На тот момент вряд ли. Но пользуясь данными современной науки сделать это совсем не трудно и в это вы очень скоро убедитесь. А разобраться в причине данного явления ответить на вопрос почему мясо стало вдруг не съедобным поможет тема: Энергетический обмен. Синтез АТФ.

Для достижения наших целей мы должны выполнить план действий, получить положительные оценки и знания, которые пригодятся в жизни. А какие это знания и где они могут пригодятся, вы мне ответите сами в конце урока.

План:

  1. Вспоминаем строение клетки (С/к)

  2. Изучаем тему. Сам.работа (С/К)

  3. Анализируем информацию.

  4. Тест (К/у)

  5. Решение задачи (В/к)

  6. Вывод.

  1. Повторение.

У: Давайте вспомним строение клетки, потому что знание строения пригодится нам при изучении сегодняшней темы.

На доске модель клетки: Магнитная оболочка. Рядом модели органоидов. Обучающиеся по очереди выходят, выбирают органоид, называют и говорят функцию, размещают внутри модели.

У: Поставьте в листы контроля (Приложение №4) себе оценку Самоконтроля за повторение. Если вы знали названия и функции всех органоидов поставьте себе 5, если не знали 1-2 органоида поставьте 4, если не знали больше поставьте 3.

  1. Изучение новой темы.

У: Давайте определим, что такое энергетический обмен. Для этого воспользуемся текстом учебника.

О: Дают определение.

У: Какому органоиду клетки принадлежит ведущая роль в этом процессе?

О: Митохондрия

У: А теперь я предлагаю, используя текст учебника заполнить таблицу. (1 группа заполняет 2 колонку, 2 группа заполняет 3 колонку, 3 группа заполняет 4 колонку) Таблица приложение №1.

Проверка таблицы, на слайде заполненная таблица. Поставьте в листы самоконтроля оценку за заполнение таблицы.

  1. Анализируем информацию.

У: представить рассмотренный нами процесс достаточно сложно, поэтому предлагаю вам посмотреть видеофрагмент, который продемонстрирует энергетический обмен. (Просмотр видеофильма)

(ссылка на видеофайл youtube.com/watch?v=peg4BFCdLoQ)

У: А теперь обратимся к проблеме, которую я озвучила в начале урока. Почему же мясо убитой гуанако было несъедобным?

О: Рассуждения

У: Предлагаю посмотреть еще один видеофрагмент, который окончательно даст ответ на этот вопрос. (ссылка на видеофайл youtube.com/watch?v=BeSyX2QU6x4 )

О: вывод: мясо оказалось несъедобным, потому что во время бега в мышцах гуанако преобладает гликолиз, в результате которого образуется много молочной кислоты, которая и делает мясо непригодным для употребления.

  1. Тест. Приложение №2. (электронный тест)

  2. Предлагаю вам поработать в парах и решить задачу. (Приложение №3)

  3. Рефлексия.

В начале урока я сказала, что в результате изучения темы вы получите знания, которые будут вам полезны в жизни и помогут ответить на ряд вопросов. Давайте я начну, а вы продолжите.

Я узнал

Как ………..

Почему ………..

Зачем ………….

  1. Итог урока. Выставление оценок.

  2. Д/з. Составить кластер «Энергетический обмен»

Приложение №1. Этапы энергетического обмена.


Подготовительный этап

Бескислородный этап. Гликолиз

Кислородный этап.

Дыхание

Где происходит расщепление

В органах пищеварения

Внутри клетки

В митохондриях

Чем активизируется расщепление

Ферменты пищеварительных соков

Ферменты мембраны

Ферменты митохондрий

До каких веществ расщепляются соединения клетки

Б - аминокислоты

У - глюкоза

Ж - глицерин, ЖК

Глюкоза - 2 молекулы молочной кислоты

Молочная кислота до СО2 и Н2О

Сколько синтезируется энергии в виде АТФ

-----

2АТФ

36АТФ

ВКонспект урока Энергетический обмен. синтез АТФ 9 классывод: С6Н12О6 6СО2+6Н2О+38АТФ



Приложение №2. Тест

Вариант№1.

  1. Исходным веществом для энергетического обмена является:

А) молочная кислота

Б) глюкоза

В) вода и углекислый газ

2. Энергетический выход гликолиза равен:

А) 38АТФ

Б) 36АТФ

В) 2АТФ

3. В результате интенсивной физической работы в клетках мышечной ткани преобладает этап:

А) подготовительный

Б) бескислородный

В) кислородный

4. Подготовительный этап у многоклеточных проходит:

А) в митохондриях

Б) в цитоплазме

В) в пищеварительной системе

5. Сколько молекул АТФ образуется при окислении 3 молекул глюкозы:

А) 114

Б) 76

В)152



Вариант №2

  1. Конечными веществами энергетического обмена являются:

А) молочная кислота

Б) глюкоза

В) вода и углекислый газ

2. Энергетический выход кислородного этапа равен:

А) 38АТФ

Б) 36АТФ

В) 2АТФ

3. Бескислородный этап у многоклеточных проходит:

А) в митохондриях

Б) в цитоплазме

В) в пищеварительной системе

4. В результате интенсивной физической работы в клетках мышечной ткани преобладает этап:

А) подготовительный

Б) бескислородный

В) кислородный

5. . Сколько молекул АТФ образуется при окислении 4 молекул глюкозы:

А) 114

Б) 76

В)152



Приложение №3

Задача. Вариант №1. Сколько молекул АТФ будет синтезироваться в клетках эукариот при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 70 молекул глюкозы?

Задача. Вариант №2. Сколько молекул АТФ будет синтезироваться в клетках эукариот при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 50 молекул глюкозы?

Приложение №4

Лист контроля

ФИ

Повторение (С/к)

Сам.раб (С/К)

Тест (В/к)

Задача (С/к)

Итог урока




© 2010-2022