Методическая разработка интегрированного урока по биологии, экологии, географии

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум»



Методическая разработка

интегрированного урока биологии, географии и экологии.

Тема: Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность.

Минеральные ресурсы и проблема их использования.





Преподаватель: Полякова О. Б.

Квалификационная категория: первая.

Педагогические технологии: сотрудничества,

проблемного обучения, компьютерные.


2014

Интегрированный урок по биологии, экологии и географии.

Тема: Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность.

Минеральные ресурсы и проблема их использования.

Цели:

Сформировать представление природных ресурсах, их классификации; дать понятие «ресурсообеспеченность»; формировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран полезными ископаемыми (как одним из видов природных ресурсов); развивать умения и навыки работы с картами и текстом.

Задачи:

Образовательные:

Дать понятия о природных ресурсах, их классификации, полезных ископаемых, сформировать понятие о ресурсообеспеченности.

Развивающие:

Выполнить практическую работу «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран». Дав возможность учащимся вычислить ресурсообеспеченность и сделать выводы о связи ресурсообеспеченности горючими полезными ископаемыми и развитием экономики в этих странах.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, как богатству Земли. Выявить связь добычи и использования минеральных ресурсов с экологической проблемой.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение практическими навыками работы с учебником и статистическими материалами.

Предметные: называть наизусть определения урока.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством преподавателя, оценивать работу одногруппников, работать в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: извлекать информацию из источников (учебника, стат. данных, карт атласа), анализировать полученные данные, перерабатывать их для получения необходимого результата, делать выводы из полученного.

Коммуникативные: умение общаться, взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.

Оборудование:

Карты атласа по теме: учебники, карты атласа, калькуляторы, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала

Слайд №1.

Люди повинуются законам природы,

даже когда действуют против них.

И.В. Гёте Вступительное слово учителя:

«Природа не храм, а мастерская», - утверждал герой знаменитого романа

И.С.Тургенева «Отцы и дети». Именно так долгое время мы относились к окружающей среде, забывая, что нельзя существовать без чистой воды и чистого

воздуха. Опасность происходящих в природе изменений заставила нас задуматься

над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоп-

риятным и безопасным для человека.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

План урока на слайде №2.

- Природные ресурсы

- Классификация природных ресурсов

- Рациональное использование природных ресурсов

- Минеральные ресурсы

- Ресурсообеспеченность

- Практическая работа.

Слайд №3.

-Вспомните из курса изученного в школе, что такое природные ресурсы?

-Какие вы знатете природные ресурсы?

Природные ресурсы- компоненты природы, используемые человеком. Это понятие тесно связано с понятием «природные условия», одни и те же объекты, в зависимости от их использования могут быть как ресурсами, так и условиями. Например, земля, как жизненное пространствои земля как источник полезных ископаемых.

Слайд №4.

Классификация природных ресурсов:

Исчерпаемые Неисчерпаемые

1.Возобновимые: 1.Космические:

Земельные (почва) энергия Солнца

Растительный энергия приливов и отливов

Животный мир 2.Водные (энергия воды)

2.Невозобновимые: 3.Климатические:

Богатства недр(минеральные ресурсы) энергия ветра

-Приведите примеры каждого вида ресурсов?

-Почему невозобновимые ресурсы называются невозобновимыми?

-А почему возобновимые ресурсы так называются?

С точки зрения затрат на охрану, отдельные виды могут в ближайшее время перейти в разряд невозобновимых.

Слайд №5.

-Слышали ли вы фразу «рациональное природопользование»?

-Как вы думаете, в чем заключается рациональное использование природных ресурсов?

Итак, понятие рациональное использование природных ресурсов подразумевает:

-обеспечение охраны природных ресурсов;

-восстановление использованных ресурсов с целью сохранения равновесия в природных экосистемах.

Слайд №6.

Сегодня мы поговорим о минеральных ресурсах или полезных ископаемых.

Полезные ископаемые это - минеральное сырье, природные минеральные образования земной коры неорганического и органического происхождения, которые могут быть эффективно использованы в сфере материального производства. Бывают горючие (приведите пример), рудные, нерудные полезные ископаемые (примеры).

-Какие полезные ископаемые имеются в нашем районе?

Слайд №7.

Рациональное использование полезных ископаемых.

Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях районы, провинции и бассейны.

Рациональное использование минеральных ресурсов:

1. Полное извлечение породы основного сырья;

2. Вовлечение в использование бедных руд;

3. Вторичное использование сырья;

4. Комплексное использование.

3.Практическая работа: Оценка ресурсообеспеченности.

Презентация студентки на теме: Ресурсообеспеченность.

Обучающимся раздаются бланки с практической работой.

4. Закрепление.

-Какие выводы вы сделали из проделанной работы?

-От чего зависит ресурсообеспеченность?

-С какой проблемой в окружающем мире связано использование природных ресурсов?

Слайд №8.

Заключение, выводы из урока.

Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологически грамотной личности. Сохранение природных систем, поддержание соответствующего качества окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов должна стать повседневной заботой не только органов государственной власти, но и всего населения.

5. Домашнее задание.

Прочитать текст учебника.

Подготовить сообщение на одну из тем:

  1. Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.

  2. Биологические ресурсы планеты.

  3. Ресурсы Мирового океана.

  4. Рекреационные ресурсы.

  5. Климатические и космические ресурсы.

Ответить на вопросы:

-Что такое комплексное использование минерального сырья?

-Что лично каждый из нас может сделать для защиты окружающей среды?



















© 2010-2022