Рабочая программа по биологии 11 класс (общеобразовательный)

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;

- Образовательной программы МОУ Большенагаткинская СОШ;

- Учебного плана МОУ Большенагаткинская СОШ;

- Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189;

- Примерной программы, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образо­вания по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Био­логия. 6-11 классы. - 6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011.)

- Учебник. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред.акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова- 6-е изд., доп. -М.: Дрофа, 2013.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает общение с природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Система уроков, представленная в рабочей программе, соориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок в форме тестирования, позволяющий обобщить и сис­тематизировать знания и умения, приобретенные при изучении всего курса биологии.

Цель: способствовать формированию у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции.

Задачи:

- способствовать усвоению знаний и представлений о взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

-содействовать развитию знаний о жизни и уровнях её организации, раскрытию мировоззренческих вопросов о происхождении и развитии жизни на Земле;

-создать условия для обобщения и углубления понятия об эволюционном развитии организмов;

- содействовать формированию у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

- убедить учащихся через разнообразную практическую деятельность в возможность познания и самопознания процессов и явлений окружающего мира.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Все лабораторные работы (их предлагается 3) подлежат обязательному оцениванию. В связи с большим объемом изучаемого материала большинство практических работ включено в состав комбинированных уроков (3 работы из 4 предлагаемых) и могут оцениваться по усмотрению учителя.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Общая характеристика предмета

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с (преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри-предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора со­держания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым (учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, опреде­ляющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практиче­ской деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содер­жанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценно­стных ориентации и реализующему гуманизацию биологического образования.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены 3 лабораторные и 4 практических работ, предусмотренные Примерной программой. При вы­полнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

Описание места предмета в учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая програм­ма для 11-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, что соответствует 68 часам в год.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ВИД (40 часов)

История эволюционных идей ( 6 часов)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

Современное эволюционное учение (15 часов, 2 лабораторные работы)

Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция - элементарная эволюционная единица. Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции (закон Харди - Вайнберга). Генетические процессы в популяциях. Резерв наследственной изменчивости популяций. Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий отбор. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути, способы и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс(А. Н. Северцов).

Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов - макроэволюция. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Видообразование как результат эволюции. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.

Лабораторная работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Лабораторная работа № 2 «Выявление приспособлений ор­ганизмов к среде обитания».

Происхождение жизни на Земле. (12 часов, 1 практическая работа)

Развитие представлений о возникновении жизни. Гипотезы о происхождении жизни. Отличительные признаки живого. Научные точки зрения на возникновение жизни: абиогенез, биогенез. Религиозная точка зрения. Экспериментальные доказательства невозможности самозарождения жизни. Доводы в пользу представлений о вечности жизни.Теория вечности жизни (панспермия), абиогенез. Материалистические теории.

Состав первичной атмосферы Земли. Возможные источники энергии для первичной химической эволюции: ядерные реакции, ультрафиолетовое излучение, вулканизм, молнии. Роль источников энергии для химической эволюции. Опыты Миллера и Юри. Условия среды, необходимые для синтеза органических веществ. Вода - необходимое условие для жизни.

Экспериментальное получение коацерватных капель. Коацерватная гипотеза А. И. Опарина, Холдейна. Анаэробы, автотрофы, аэробы, гетеротрофы. Роль фотосинтеза в эволюции протобионтов. События в биологической эволюции: появление многоклеточности, полового процесса. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Общая характеристика и систематика вымерших и современных беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных. Первые хордовые. Направления эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и оболочников. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся. Главные направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных.

Практическая работа № 1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Происхождение человека (7 часов)

Гипотезы происхождения человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний че­ловек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Биологические свойства человеческого общества. Происхождение человеческих рас.

ЭКОСИСТЕМЫ (28 часов)

Экологические факторы ( 7 часов)

Предмет и задачи экологии. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

Биотические факторы среды. Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения - симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики, фитонциды и др.). Происхождение и эволюция паразитизма. Нейтральные отношения - нейтрализм.

Структура экосистем ( 8 часов, 1 лабораторная и 2 практические работы)

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Цепи и сети питания. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Причины устойчивости экосистем. Искусственные сообщества - агроэкосистемы.

Лабораторная работа №3 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».

Практическая работа №2 «Решение экологических задач».

Практическая работа №3 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».

Биосфера - глобальная экосистема.( 5 часов)

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.

Биосфера и человек ( 8 часов, 1 практическая работа)

Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.).

Практическая работа №4 « Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

РАЗДЕЛ, глава, тема урока

Кол.

час.

Лабораторная,

практическая работа



1



2


3


4


5

6



7

8



9

10


11

12

13



14


15



16


17


18


19

20


21


22


23

24


25

26

27



28


29

30

31

32


33



34


35

36

37

38

39


40




41


42

43

44



45

46


47



48

49


50


51


52


53




54

55



56

57

58

59

60



61


62





63


64

65


66


67-68

ВИД

История эволюционных идей

-Вводный инструктаж по технике безопасности. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея. Инструктаж по технике безопасности

- Развитие биологии в додарвиновский период. Учение Ж.Б.Ламарка

- Предпосылки возникновения теории

Ч. Дарвина.

- Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

- Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

- Обобщение по теме «История эволюционных идей»


Современное эволюционное учение

-Вид. Критерии и структура.

-Инструктаж ТБ. Лабораторная работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»».

- Эволюционная роль мутаций.

- Генетическая стабильность популяций. Закон Харди -Вайнберга.

- Генетические процессы в популяциях.

- Формы естественного отбора.

- Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

- Относительный характер приспособленности организмов.

- Инструктаж ТБ. Лабораторная работа №2 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».

- Видообразование как результат микроэволюции.

- Пути достижения биологического прогресса.

- Основные закономерности биологической эволюции.

- Правила эволюции.

- Обобщение по теме «Современное эволюционное учение»

- Подготовка к ЕГЭ: работа с КИМ


Происхождение жизни на Земле

- Представления древних и средневековых философов.

- Работы Л. Пастера.

- Современные представления о возникновении жизни.

- Теория академика А.И.Опарина.

- Начальные этапы биологической эволюции.

- Инструктаж ТБ. Практическая работа № 1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

- Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах

- Развитие жизни в палеозойской эре

- Развитие жизни в мезозойской эре

- Развитие жизни в кайнозойской эре

- Обобщение по теме «Происхождение жизни на Земле»

- Подготовка к ЕГЭ: работа с КИМ


Происхождение человека

- Положение человека в системе животного мира

- Эволюция приматов

- Стадии эволюции человека

- Стадии эволюции человека

- Современный этап эволюции человека

- Обобщение по теме «Происхождение человека»

- Подготовка к ЕГЭ: работа с КИМ


ЭКОСИСТЕМЫ

Эколо­гические фак­торы

- Организм и среда. Эколо­гические фак­торы.

- Абиотические факторы сре­ды.

- Биотические факторы среды.

- Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения -симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, квартиранство

- Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтрализм.

- Обобщение по теме «Эколо­гические фак­торы»

- Подготовка к ЕГЭ: работа с КИМ


Структура эко­систем

- Структура эко­систем.

- История формирования сообществ живых систем.

- Пищевые свя­зи. Круговорот веществ и энергии в эко­системах.

- Лабораторная работа №3 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) в экосистеме»

- Причины устойчивости и смены экосистем. Инструктаж ТБ. Практическая работа № 2 «Решение экологических задач»

- Агроэкосистемы. Практическая работа № 3 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».

- Обобщение по теме «Структура эко­систем»

- Подготовка к ЕГЭ: работа с КИМ


Биосфера- глобальная экосистема.

- Биосфера, её структура и функции.

- Учение В.И. Вернадского о биосфере.

- Роль живых организмов в биосфере.

- Круговорот веществ.

- Подготовка к ЕГЭ: работа с КИМ


Биосфера и человек.

- Воздействие человека на природу в процессе становления общества

- Основные экологические проблемы современности, пути их решения. Инструктаж ТБ. Практическая работа № 4 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения».

- Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

- Бионика.

- Обобщение по теме «Биосфера и человек»

- Подготовка к ЕГЭ: работа с КИМ


РЕЗЕРВ


40

6















15





























12




















7











28

7















8



















5







8



















Лабораторная работа №1

(оценочная)












Лабораторная работа №2

(оценочная)





















Практическая работа №1













































Лабораторная работа №3

(оценочная)


Практическая работа №2



Практическая работа №3





Практическая работа №4

5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Анастасова Л.П., Кучменко В.С.Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы.11 класс.- М.; Дрофа,2000.

2. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый, повышенный, высокий уровни ЕГЭ: учебно-методическое пособие/А.А.Кириленко.-Изд.3-е, исправ. И доп. -Ростов н/Д: Легион, 2012

3. Гаврилова А.Ю.Биология.10 класс. Поурочные планы по учебнику Д.К.Беляева, П.М.Бородина. I и Пчасть. Волгоград: Учитель,2005.

4. Захаров В.Б. Общая биология: Учебник для 10 и 11кл.общеобразовательных учебных заведений.-5-е изд.,перераб.­ М. :Дрофа,2010.

5. Каменский А.А., Соколова Н.А., Титов С.А. Биология. Ответы на экзаменационные вопросы 11 класса. Устный экзамен, теория и практика: Учебное пособие. - М.: Издательство «Экзамен»,2005.

6. Козлова Т.А., Кучменко В.С.Биология в таблицах.6­-11классы: Справочное пособие.-4-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2002.

7. Корсунская В .М. Уроки общей биологии. Пособие для учителя. Под ред. В.М.Корсунской.

Изд.2-е,перераб.М.: «Просвещение», 1977.

8. Кулев А.В.Общая биология.11класс (к учебнику под ред. Д.К.Беляева): Метод. пособие. -СПб.: «Паритет,»,2004.

9. Кучменко В.С.Биология: Задания и вопросы с ответами и решениями. -М. :000 «Издательство Астрель» : «Издательство АСТ»,2002.

10. Лернер Г.И.Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10­- 11класс. -М.: Аквариум, К.: ГИППВ,2000.

11. Мамонтов С.Г. Биология: Справочное издание. -М.: Высш. шк., 1992.

12. Общая биология: Учебник для 10-11 кл. школы с углубленным изучением биологии

А.О. Рувинский, Л.В.Высоцкая, С.М.Глаголева и др.; Под ред. А.О. Рувинского- М.: Просвещение,1993

13. Пепеляева О.А., Сунцова И.В.Поурочные разработки по общей биологии:9 класс. -М.: ВАКО,2006

14. Петунин О .В. Уроки биологии в 11-ом классе. Развернутое планирование. -Ярославль :Академия развития, Академия Холдинг,2003

15. Пименов Л.В.Уроки биологии в 10(11)классе. Развернутое планирование. -Ярославль : Академия развития, Академия Холдинг,2003.

16. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Био­логия. 6-11 классы. - 6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011.

17. Решаем часть С ЕГЭ по биологии(Текст):методическое пособие в 2-х ч./авт.-сост. Е.В. Спирина. -Ульяновск: УИПКПРО, 2011

18. Соколовская Б.Х.Молекулярная биология и генетика в 10классе. Из опыта работы учителя. М.;

« Просвещение»,1970

19. Тарасенко А.Д., Лушанова Г.И.Что вы знаете о своей наследственности? 2-е изд., перераб. -М. : Медицина, 1984

20. Учебник. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред.акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова- 6-е изд., доп. -М.: Дрофа, 2013

21. Чайка Т .И.Биология 1О класс.: поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина. ­Волгоград: Учитель,2006.

22. Юркова И.И.Общая биология: Поурочные тесты и тематический контроль: l0-11красс-Мн.:ООО «Юнипресс»,2003.



Адреса электронных ресурсов:

  1. schools.perm.ru/modules/mylinks/viewcat.php?cid=12. Пермский школьный городской портал. (Содержит хорошую подборку интернет-ресурсов по биологии.)

  2. gnpbu.ru/web_resyrs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

  3. charles-darwin.narod.ru/. Электронные версии произведений Ч. Дарвина.

  4. l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

  5. bio.1september.ru - газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

  6. bio.nature.ru - научные новости биологии

  7. edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

  8. km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  9. informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла "Обучающие энциклопедии". - Учебный курс, контрольные вопросы.

  10. college.ru - раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.

  11. biodan.narod.ru - "БиоДан" - Биология от Даны. Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых, спецсловарь.

  12. bio.1september.ru - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.

  13. nsu.ru Биология в вопросах и ответах - ученые новосибирского Академгородка отвечают на вопросы старшеклассников

6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА


Предметно-информационная составляющая образованности учащегося 11класса:

Знать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере;

  • строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


В результате изучения биологии на базовом уровне выпускник должен


знать /понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).






© 2010-2022