- Преподавателю
- Биология
- Урок 1 на тему Отдел Папоротникообразные (6 класс)
Урок 1 на тему Отдел Папоротникообразные (6 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шанаурина Г.П. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема Отдел Папоротникообразные
Урок №2
Цель: создать условия для усвоения и восприятия знаний о строении папоротникообразных
1.продолжить формировать навыки работы в группе, делать выводы.
2. Развивать понятие о строении и многообразии папоротников, рассмотреть их биологическую роль, ввести новое понятие- «вайи»,
3.Учащиеся должны уметь работать с текстом, дополнительными источниками, электронным тренажером, анализировать и обобщать полученную информацию;
Урок усвоения новых знаний, умений и навыков с использованием ИКТ технологий презентация, работа по усвоению и закреплению знаний на тренажере «папоротникообразные», приемов критического мышления- мозговой штурм при формулировании темы урока, новые подходы в образовании, выявление талантливых и одаренных, при работе в группе с «путешествующим постером», воспитание лидерства при защите постера. Оценивание обучения (взаимооценивание, рефлексия).
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
оценивание
ресурсы
1.Психологический настрой. Круг радости
Возьмитесь за руки и одним словом, выразите пожелание друг другу
Учащиеся берут друг друга за руки и высказывают пожелания
2. деление на группы (Н.П, В.О.)
Предлагает вытянуть по одной карточке
Делятся в зависимости от того какая карточка (хвощи, плауны, папоротники)
Карточки -загадки
(хвощи, плауны, папоротники)
3.актуализация знаний (ИКТ, КМ)
Проверка домашнего задания «Папоротникообразные»
формулируют тему и цель урока
формативное
Интерактивная доска тренажер «Папоротникообразные»
4.изучение новой темы НП , ТиО
1.Анимация папоротникообразные последний слайд с таблицей для постера
2.Прочитайте параграф, 3.выделите главное, (5 мин)
4.заполните таблицу на постере (10 мин)
5.передайте постер (один ученик от группы с постером идет в другую группу, передает им знания о хвощах, ему рассказывают о плаунах, заполняют таблицу опять меняются, уже с третьей группой)
Плауны- хвощи- папоротники
6.когда на постере будет вся информация группы садятся на свои места готовятся к защите
1.Просмотр анимации
2.Читают
3.выделяют главное
4.Работа в группе по созданию постера (рисуют, приводят примеры)
5. один ученик от группы с постером идет в другую группу, передает им знания о хвощах, ему рассказывают о плаунах, заполняют таблицу опять меняются, уже с третьей группой)
6. учащиеся садятся на свои места, проверяют на постере информацияю (добавляют по необходимости ) готовятся к защите
формативное
Анимация «папоротникообразные»
Постеры, фламастеры
Приложение №1
таблицы
5. Закрепление знаний (ЛиО)
Защита постера
Взаимооценивание
1-группа все члены группы по очереди рассказывают о строении
плаунов
2-группа - о строении хвощей
3-группа - о строении папоротников
формативное
«Папортникообразные»
6. домашнее задание
С. 128 составь цикл размножения таблицу «Размножение »
Записывают домашнее задание в дневники
7.оценивание ОиО
взаимооценивание
формативное
сумативное
Листы взаимооценивания
8.рефлексия
Что я узнал на уроке__
Что я могу рассказать другим
Что я не совсем понял__
«Две звезды одно пожелание»
стикеры
Приложение №1 Сравнительная таблица растений отдела «Папоротникообразные»
Строение растения
плауны
хвощи
папоротники
местообитание
виды
побег
Строение и функции листа
Строение стебля
Строение корня
Виды размножения:
вегетативное
бесполое
половое
Биологическое значение
Приложение № 1 Сравнительная таблица растений отдела «Папоротникообразные»
Строение растения
плауны
хвощи
папоротники
местообитание
В сосновых лесах
На полях, в лесах, по берегам рек
Многолетние травы, во влажных тенистых лесах, оврагах
виды
Булановидный плаун
древесные(вымерли) Травянистые Полевой хвощ
Древесные в Австралии (20м)
Травянистые: Щитовник,
манжелкинский
побег
Растет расстилаясь стеблем по земле
Весенние нет хлорофилла-спороносный колосок
(после созревания спор погибают)
Летние зеленые- вегетативные
Нет деления на весенний и летний
Строение и функции листа
На стебле мелкие листья
Листья- видоизмененные боковые побеги расположены мутовчато
Листья крупные -вайи
1.-фотосинтез
2-образование спор
Строение стебля
Опорная ткань снаружи, середина кольцевой пучок
Стебель жесткий имеет грани: эпидермис, корковый слой, сердцевина
Боковые ветви располагаются мутовчато
Корневище (видоизмененный подземный побег)
Строение корня
От стебля придаточные корни
Корневище- придаточные корни
Корневище- придаточные корни
Виды размножения:
вегетативное
почками
Боковые ветви превращаются в клубни, подземными побегами
Корневищем и почками
бесполое
Спорами: наземные -заросток под ним гифы гриба-заросток
Подземные 6-15 лет живут в симбиозе с гифами грибов- заросток
Спорами (Спорофит )-заросток
Сорусы- споры- заросток(круглая пластинка)
половое
Заростке- гаметы -молодое растение
(Гаметофит) На заростке - гаметы -зигота- зародыш -новое растение
На нижней стороне заростка-гаметы-зигота- зародыш-молодое растение
Биологическое значение
Сухие споры в металлургиипри фасонном литье металлов
Как мочегонное, желчегонное и слабительное
Корм для оленей и кабанов
Лекарственные:
Против отеков при нарушении кровообращении,
мочегонное
Каменный уголь лекарственные:против кишечных паразитов
Настой противо- бактериальный, от простуды, обезболивающие препараты
Приложение №2 Отдел Плауновидные
Эти растения, как и моховидные, произошли, возможно, от псилофитов. Ныне сохранилось около 1000 видов плауновидных, относимых к четырем родам, трем порядкам, двум классам. В настоящее время плауновидные чаще встречаются в хвойных и смешанных лесах. Булановидный плаун.
Строение
Размножение
Значение
Это травянистые, многолетние, обычно вечнозеленые растения, живущие на земле или стволах деревьев. Плауны имеют прямостоячие, полегающие, свисающие или стелющиеся побеги. Длина прямостоячих побегов у наземных растений - до 1-1,5м., у стелющихся - до 10м.
У стелющихся видов от главного стебля отходят боковые, а также придаточные корни.
Верхушечная меристема со временем теряет свою активность, поэтому плауновидные ограничены в росте.
Верхушечные побеги заканчиваются спороносными колосками из стержня, покрытого мелкими и тонкими листочками. У основания листочков развиваются спорангии, в которых созревают в зависимости от вида в течение нескольких месяцев или лет.
Наземные зрелые споры, прорастая, образуют мелкие (от 1 до 5 мм) обоеполые гаметофиты (заростки). Под светло-зелеными заростками находятся гифы грибов. Мужские и женские половые органы созревают не одновременно, что повышает вероятность перекрестного оплодотворения. Из образовавшейся в результате оплодотворения зиготы развивается спорофит.
Подземные споры, попав в землю живут в симбиозе с грибами 6-15 лет м превращаются в обоеполые заростки.
Плаунам свойственно также вегетативное размножение -побегами, почками.
Некоторые плауны ядовиты, и животные их не едят. Споры этих растений, богатые жирными маслами, использовались в пиротехнике, в медицине (в качестве кожных присыпок) и технике (для обсыпки форм под фигурное литье). В современном растительном покрове плауновые заметной роли не играют.
Приложение №3
Отдел Хвощевидные
В настоящее время сохранилось около 30-35 видов; распространены они, преимущественно, во влажных местах. Хвощевидные также произошли от псилофитов. Самый распространенный Полевой хвощ.
Строение
Размножение
Значение
В настоящее время хвощи представлены многолетними травянистыми растениями с хорошо развитым корневищем с придаточными корнями. Надземная часть стебля достигает 0,5-1 м и более.
Характерно особое строение побегов, состоящих из члеников (междоузлий) и узлов с мутовчато расположенными листьями. Листья - сильно измененные боковые веточки.
Другая особенность хвощей - накопление кремнезема в стенках клеток всего растения, играющего механическую и защитную роль. Подземный стебель (корневище) располагается на разной глубине. Бывают горизонтальные и вертикальные корневища. Горизонтальные корневища толще, с более длинными междоузлиями, чем у вертикальных. На корневищах образуются клубни - утолщенное и видоизмененное междоузлие ветви. Клетки клубней очень крупные и заполнены крахмальными зернами.
Функцию фотосинтеза несет более или менее разветвленный зеленый стебель.
Весной на корневищах вырастают побеги, на которых располагаются спороносные колоски. Колоски содержат спорангии, в которых путем митоза формируются гаплоидные споры. После раскрытия спорангия споры высыпаются и разносятся ветром. Из спор развиваются гаметофиты (заростки) в виде пластинок диаметром от нескольких мм до 3 см. На нижней стороне гаметофита возникают бесцветные ризоиды длиной до 1 см, с помощью которых он прикрепляется к почве и всасывает воду с растворенными в ней минеральными солями. У хвощей имеются три типа гаметофитов: мужские, женские и обоеполые, при этом женские гаметофиты крупнее мужских
Оплодотворение у хвощей осуществляется в присутствии капельно-жидкой влаги на поверхности гаметофита. Зигота прорастает в спорофит.
Почти все они злостные
трудноискоренимые сорняки. Осенью и зимой служат кормом для оленей и кабанов. Молодые вегетативные побеги хвоща полевого применяют в медицине как мочегонное средство, но в целом значение хвощей невелико.
Приложение №4
Отдел папоротниковидные или папоротники.
Папоротники широко распространены по всему зеленому шару и встречаются в самых разных местообитаниях.
Как и у большинства высших растений, спорофит в жизненном цикле развития папоротников занимает господствующее положение по сравнению с половым поколением и является, как правило, многолетним растением.
Папоротники умеренного пояса в большинстве - многолетние наземные травянистые растения. Жизненные формы тропических папоротников более разнообразны: древовидные формы, лиановидные папоротники, эпифитные папоротники растущие в Австралии и Новой Зеландии, достигают высоты -20 метров. В Казахстане растут папоротник щитовник , мынжилкинский занесен в Красную книгу Казахстана.
Строение
Размножение
Значение
Спорангии развиваются на обыкновенных зеленых листьях или на специализированных листьях. Располагаться они могут одиночно или группами - сорусами. Сорусы расположены с нижней, лучше защищенной стороны листьев (спорофиллов).
При созревании спорангии вскрываются и споры высыпаются. Споры папоротника гаплоидны, гаплоиден и гаметофит.
Большинство папоротников - равноспоровые растения. Гаметофиты (заростки) обитают обычно на поверхности почвы. Они обоеполые, зеленые, маленькие, разные по форме, питаются самостоятельно, реже - лишены хлорофилла и развиваются под землей. К почве гаметофит прикреплен многочисленными ризоидами. На нижней, брюшной стороне гаметофита развиваются архегонии. Антеридии, которые обычно развиваются раньше, также сосредоточены на нижней поверхности гаметофита. Каждый антеридий содержит сперматозоиды. В архегониях созревают яйцеклетки. Оплодотворение происходит только в капельно-жидкой среде, обеспечивающей активное движение сперматозоидов к архегонию. Зигота, возникающая из оплодотворенной яйцеклетки, дает начало диплоидному зародышу, развивающему в диплоидный спорофит.
Спорангии развиваются на обыкновенных зеленых листьях или на специализированных листьях. Располагаться они могут одиночно или группами - сорусами. Сорусы расположены с нижней, лучше защищенной стороны листьев (спорофиллов).
При созревании спорангии вскрываются и споры высыпаются. Споры папоротника гаплоидны, гаплоиден и гаметофит.
Большинство папоротников - равноспоровые растения. Гаметофиты (заростки) обитают обычно на поверхности почвы. Они обоеполые, зеленые, маленькие, разные по форме, питаются самостоятельно, реже - лишены хлорофилла и развиваются под землей. К почве гаметофит прикреплен многочисленными ризоидами. На нижней, брюшной стороне гаметофита развиваются архегонии. Антеридии, которые обычно развиваются раньше, также сосредоточены на нижней поверхности гаметофита. Каждый антеридий содержит сперматозоиды. В архегониях созревают яйцеклетки. Оплодотворение происходит только в капельно-жидкой среде, обеспечивающей активное движение сперматозоидов к архегонию. Зигота, возникающая из оплодотворенной яйцеклетки, дает начало диплоидному зародышу, развивающему в диплоидный спорофит.
Некоторые виды папоротников используют в качестве декоративных растений (адиантум, полиподиум, нефролепис). Молодые листья определенных видов употребляют в пищу. Отвары корневищ и настойки некоторых папоротников применяют в медицине как болеутоляющие, противовоспалительные, противоглистные средства, для лечения легочных заболеваний, рахита, желудочных расстройств.
Приложение №5
Листы Взаимооценивания
Фамилия ученика
Внесение идей
Работа с постером
Защита
Итоговая
Загадки для деления на группы
1.Змея лежит колючая,
Змея лежит ползучая.
Брюхом в землю упирается,
Головками к небу устремляется.
В чешуе-то, в чешуе!
А головки ровно две!
(плаун)
2.Есть колос, но не пшеница,
Стройна и высока, но не свеча,
Без воды и кремнезема не проживет и дня.
Осенью и зимой прокормит и оленя, и кабана!
(хвощ)
3.Он и в пищу пригож, и в медицине хорош!
Листья красивые, перистые.
Стебли маленькие, крепенькие,
А цветет только в легендах и поверьях!
(папоротник)
Рефлексия
1.Что я узнал на уроке_____________
2.Что я могу рассказать другим______
3.Что я не совсем понял ___________