ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

В данной статье акцентировано внимание на необходимости выявления творческих способностей личности на этапе начальной школы, поэтапно показаны принципы реализации организации исследовательской работы. Тема данной статьи непосредственно связана с практической направленностью обучения учащихся. Главная цель работы: показать возможность подготовки конкурентно-способной, всесторонне развитой личности в условиях малокомплектной сельской школы путём активного применения исследовательской работы в учеб...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ


Алимова Наталья Николаевна,

учитель биологии и химии Некрасовской ОШ


Обучение в школе - особый этап в человеческой жизни, этап очень важный и необходимый для раскрытия способностей и творческого потенциала личности, самоопределения и самоутверждения, осознанного выбора жизненных ценностей. Существует предание о том, как мудрец древности Диоген бродит средь бела дня с зажжённым фонарём в руках и объясняет своё поведение словами: «Ищу человека!». «Найти человека» - значит выявлять и развивать дарования, таланты и способности детей во время обучения в школе. Беда наша в том, что мы ещё не можем своевременно отыскивать Македонских и Аристотелей, но к каждому ученику учитель может и должен найти индивидуальный подход, обнаружить его способности и направить интерес. Интерес всегда положительно влияет на психические процессы, стимулирует активную творческую деятельность. Проблемные вопросы, учебные задания с элементами новизны, непредсказуемости, интересные факты, эвристические задания, направлены на формирование у школьников внутренней мотивации научной деятельности.

Тема данной статьи непосредственно связана с практической направленностью обучения учащихся. Главная цель работы: показать возможность подготовки конкурентно-способной, всесторонне развитой личности в условиях малокомплектной сельской школы путём активного применения исследовательской работы в учебно-воспитательном процессе. Исследовательская работа - это неотъемлемая часть учебной деятельности на уроках биологии и во внеклассной работе. В своей работе необходимо показать те ступеньки, по которым нужно направить детей «на тропинку успешности», дать возможность каждому ребёнку проявить инициативу, найти свой особенный талант. Для достижения поставленной цели необходимо: формировать и воспитывать у учащихся устойчивый познавательный интерес ради самого процесса познания; ознакомить учащихся с основными методами и принципами научного познания окружающего мира и способами получения информации о нём; закрепить отношение к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия; внедрять постепенное усложнение заданий и требований согласно возрастным особенностям; формировать умение вести диалог, спорить и отстаивать свою точку зрения; организовать неформальное общение преподавателя и учащихся; развивать творческую активность учащихся в направлении успеха.

И начинать подготовку учащихся к такой деятельности биологу следует с начальной школы. «… Никто не может сказать про себя, есть ли у него талант и к чему, - это должно созреть в человеке, как плод на дереве, но всякому, даже лишённому творческого дела, необходимо сосредоточиться и придать себе известное направление, а то непременно рассыплешься и не соберёшь себя потом». Эти слова Тургенева должен помнить каждый учитель. Он обязан помочь ребёнку «сосредоточиться и придать направление».

На протяжении многих лет своей педагогической деятельности активно использую исследовательскую деятельность учащихся в учебно-воспитательном процессе. Используя результаты опытнической работы, инициировала участие во многих конкурсных программах, трудовых акциях, экологических олимпиадах. Благодаря успешности наших работ теперь уже многие ребята хотят принимать участие в исследовательских проектах на серьёзной основе. Раньше приходилось проявлять инициативу мне, предлагать темы исследований. Сегодня заложены многие опыты в исследовательской лаборатории, учащиеся увлечённо работают с растениями и в кабинете биологии. Можно с уверенностью сказать, что мои воспитанники подготовлены к научно-исследовательской деятельности, т.к. они умеют отстаивать свою точку зрения, стремятся к успеху, видят перспективы своей деятельности.

Фундамент успеха был заложен более десяти лет назад. Тогда (после неудач!) я поняла очень важную вещь - подготовку учащихся к научной деятельности следует начинать в начальной школе. Известно, что Человек уже с рождения отчасти наделён естественными силами, является деятельным природным существом; эти силы существуют в нём в виде задатков и способностей. Эволюция дала человеку в приданое драгоценный, но, к сожалению, быстро проходящий дар - безграничное любопытство. Пока человек спрашивает, стремится узнать новое, надо дать ему максимум знаний за кратчайший срок, надо создать все условия для развития его задатков и способностей. И чтобы «найти человека» время упускать никак нельзя.

В результате моей работы с учащимися выработалась модель организации исследовательской работы. Она состоит из четырёх этапов.

Первый этап - формирование у младших школьников естественно- научного мировоззрения. Основные цели работы в начальной школе: развитие творческих способностей, направленных на изучение окружающего мира; ознакомление учащихся с методами познания живой и неживой природы, с начальными понятиями естественных наук; формирование и воспитание у учащихся стремления к познаниям; формирование умения вести диалог; ознакомление со способами получения информации; организация неформального общения с учителем; развитие стремлений к экспериментальному познанию явлений природы.

Начинается общение с беседы-знакомства в 1 классе. В дальнейшем общении с данной возрастной группой детей использую следующие формы проведения мероприятий: тематическая беседа; беседа-диалог; лекция- визуализация; викторины; конкурсы рисунков, поделок, загадок; игры; демонстрации и эксперименты. Все эти мероприятия разделены на определённые темы по блокам («Я - человек!», «Неживая природа», «Животные и растения», «Экология» «Я - исследователь»).

Второй этап модели - формирование у учащихся представлений о целостности природы и месте человека в ней.

Главные задачи второго этапа: продолжить развитие познавательного интереса к изучению предметов естественного цикла; формирование ключевых и обще-предметных компетенций; саморазвитие и самообразование; формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде; создание базы знаний и умений для изучения системных наук естественного цикла; знакомство школьников с научно-исследовательскими формами деятельности.

Этот этап длится на протяжении двух лет и является органичным переходом от внеклассной работы в начальном звене к учебно-воспитательному процессу в средних классах. В результате достижения целей первого этапа имеем: на уроках природоведения не теряется время на знакомство и адаптацию; дети приходят ко мне с определённым запасом знаний, и я знаю «глубину» этих познаний.

Работаем по тем же тематическим блокам, что и на первом этапе. Но меняются методы обучения согласно возрасту учащихся. В учебной деятельности приемлемы словесно-иллюстративные, практические, проблемно-поисковые, активные и интерактивные методы обучения.

Кроме этого учащиеся должны овладеть элементарными умениями самостоятельной познавательной деятельности. Особое значение имеют умения: работать с учебником; самостоятельно выполнять практические и лабораторные работы; наблюдать, фиксировать результаты, делать выводы

использовать дополнительные источники.

Усвоение знаний, умений и навыков курса природоведения является фундаментальной основой для изучения предметов естественного цикла. Целенаправленно в этот период ввожу в учебный процесс нетрадиционные формы проведения занятий, работу на пришкольном участке и в исследовательской лаборатории.

Третий этап - формирование творческого поколения молодых исследователей и практиков для различных отраслей общественной жизни

На данном этапе следует продолжить: развитие познавательного интереса учащихся; формирование творческой активности. Способствовать развитию теоретического и практического мышления; стимулировать к поиску дополнительных материалов по изучаемым темам; прививать культуру труда и речи; развивать умение критически и логически мыслить; привлечь всех учащихся к исследовательской работе; определить мир увлечений учащихся; дать направление исследовательской работе, определить цели и задачи.

Необходимо также помнить о психологических составляющих творческой деятельности. К ним нужно отнести следующие качества мышления: допытливость, глубина, гибкость и движимость доказательность, критичность, разумность.

При изучении программного материала отдаю предпочтение приёмам умственной деятельности, которые способствуют развитию творческого потенциала школьников (стимулирующая цепочка, реконструкция, составление условного плана по изучаемому материалу, синоптик, повторение, моделирование).

Подготовка учащихся к исследовательской деятельности начинается с самого простого - с выработки навыка наблюдать природу, умение анализировать наблюдение или несложный учебный опыт, с умения использовать накопленный опыт в практической работе на уроке, вне урока, в условиях природы или при прохождении летней практики. С этой целью на протяжении всего учебного года закладываются и анализируются опыты как программные, так и дополнительные по интересам учащихся. Полученные знания ребята успешно применяют во время прохождения летней практики. Все проведённые опыты должны быть описаны, а результаты зафиксированы. На этом этапе начинаю учить ребят создавать таблицы и вносить результаты, сравнивать и делать выводы. Прививая культуру труда, требую правильного и красивого оформления опыта в тетради, аккуратно выполненного по заданию гербария или коллекции. На основе собранного материала и фотографий по работе, таблиц и выводов учащиеся должны защитить свою работу с помощью презентации.

Слабому ученику неинтересна биология по большому счёту, но он может её изучить, занимаясь любимым или полезным делом для семьи. Например, выращивая сельскохозяйственные растения на огороде можно провести несложные наблюдения, замеры, подсчёты и сделать собственные выводы. Я эту особенность детей - умение кропотливо работать, доводить начатое дело до конца, анализировать, делать выводы - отношу к особому типу одарённости. Это считаю фундаментом для научно-исследовательской деятельности учащихся.

Прочувствовав свою успешность, ребёнок понимает, что он справился с заданием, достиг цели, он может и хочет сделать более сложный эксперимент, индивидуальный. Наступает момент, когда деятельность ученика должна быть направлена в нужное русло. Теперь можно приступать к выбору темы исследовательской работы, на этом же этапе определяются цели и задачи, аргументируется актуальность выбранной темы. Составляем план работы, ведём дневник опытнической работы, фиксируем результаты.

Параллельно с практической деятельностью идёт подготовка по биологии для выполнения заданий по базовой дисциплине. Как показывает практика, дети ценят свой труд при выполнении экспериментальной части, и они максимально стараются «грызть гранит науки», чтобы показать хорошие результаты по теории.

Стиль обучения и стиль мышления - это часть стиля жизни личности, и в наших руках возможность разностороннего развития этой личности. Задача учителя состоит не в количестве данной информации, а в создании условий для самостоятельной учебной работы с творческими заданиями, организации познавательной деятельности, оценивания и коррекции её результатов.

Наиболее эффективной на уроках и дополнительных занятиях, считаю индивидуально-групповую форму обучения.

Для индивидуально-групповой формы обучения я использую задания, отвечающие следующим требованиям: используемый материал должен быть понятен и может быть изучен самостоятельно; должен быть познавательным, иметь практическую ценность, необходимость поиска новых данных; задачи строятся на межпредметных связях и с оптимальным соотношением известного и неизвестного; содержание заданий должно быть рассчитано на сложение усилий всего коллектива.

По функциям задания различаются на: конструктивно-преобразующие и проблемно-исследовательские.

Это самый длительный и трудный этап, но при правильном выборе форм, методов и стилей обучения ребята становятся более уверенными в себе, умеют отстоять свою точку зрения, стремятся к успеху. К началу четвёртого этапа учащиеся имеют достаточно проведённых исследований. На основе данных трёхлетней опытнической работы по тематическому направлению учащиеся работают над оформлением своей НИР.

Четвёртый этап - формирование знаний и умений для успешной защиты научно-исследовательской работы. На данном этапе моей модели дети, успешно преодолевшие все испытания, именуются «мановцами». С этим контингентом одарённых детей работа переходит в идивидуальный, но более жёсткий режим. Планка требований поднимается, задания усложняются, программный материал углубляется. К основным задачам данного этапа следует отнести: развитие стойкого познавательного интереса и творческой активности учащихся; расширение биологических знаний на углублённом уровне, освоение научной терминологии; развитие умения анализировать, логически и критически мыслить; формирование у учащихся культуры ведения дискуссии и выступления; формирование толерантности к мнению других; умение оформлять НИР согласно требованиям Целесообразным считаю на данном этапе использовать следующие формы работы: конференции, семинары, диспуты, дискуссии, лекции-консультации, бинарные лекции, биологические бои, интегрированные уроки.

В общем, стараюсь в ходе учебно-воспитательного процесса создавать условия для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент времени может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

Наша эпоха просвещения требует радикально новых подходов в обучении, поиска интересных методик и инноваций для развития способностей, талантов в каждом ребёнке. Нужно детей «образовывать» для жизни в обществе, дать возможность проявить себя, научить их ставить перед собой цели и достигать их.


© 2010-2022