Рабочая программа по биологии 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шараповская средняя школа»




«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

________А.И.Каравашкина

17 «августа» 2015

«Утверждаю»:

Директор школы:________Н.Б. Белянинова

Приказ от 17.08.2015 №148


Рабочая программа

по биологии

для 8 класса

на 2015-2016 учебный год




Учитель: Перевезенцева Римма Александровна





с. Шарапово


2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы основного общего образования по биологии.. 6-9 классы. - М.: Дрофа, 2011., полностью отражающей содержание программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учающихся.

Цель: формирование знаний о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.

Задачи:

  • Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;

  • Осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации;

  • Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем;

  • Научиться выявлять возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу;

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

Цели и задачи:

Цель: формирование знаний о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.

Задачи:

  • Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;

  • Осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации;

  • Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем;

  • Научиться выявлять возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу;

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

УМК:

1. Программа для общеобразовательных учреждений

к комплекту учебников

созданных под руководством Н.И. Сонина

Москва Дрофа 2011 г.

2. Учебник Биология Человек 8 класс

Авторы Н.И. Сонин, М.Р. Сапин

Москва Дрофа 2011г.

Содержание рабочей программы

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников».

В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

(70 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1.Место человека в системе органического мира ( 2 часа ).

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■Демонстрация скелетов человека и позвоночных животных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека ( 3 часа ).

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 часа

Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие .

■Демонстрация портретов великих ученых - анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма ( 4 часов ).

Клеточное строение организма. Ткани : эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Лабораторная работа № 1 Изучение микроскопического строения тканей.

Лабораторная работа № 2Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Тема 5.Координация и регуляция ( 11 часов ).

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция.

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

  • Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

  • Лабораторные и практические работы

№ 3.Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.

№ 4.Изучение изменения размера зрачка*.

. Тема 6. Опора и движение ( 8 часов ).

Скелет человека , его отделы : осевой скелет, скелеты поясов и конечностей. Особенности скелета человека , связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей : трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика.

Мышечная система . строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в в правильном формировании опорно-двигательной системы.

■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

■ Лабораторные работы:

№5. Изучение внешнего вида отдельных костей*.

№6. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.

№7.Измерение массы и роста своего организма.

Тема 7. Внутренняя среда организма (5 часа ).

Понятие «внутренняя среда» .тканевая жидкость.

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови6 эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Инфекционные заболевание. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторная работа№8. Изучение микроскопического строения крови*.

Тема 8. Транспорт веществ ( 4 часа ).

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

■Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

■ Лабораторные и практические работы:
№9. Измерение кровяного давления*.
№10. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.

№ 11.Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.

Тема 9.Дыхание ( 5 часов ).

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях ; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Заболевания органов дыхания. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

■Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

Практическая работа № 12Определения частоты дыхания.

Тема 10. Пищеварение ( 5 часов ).

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы : печень, и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.

■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

Лабораторные и практические работы № 13Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

14Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

15Определение норм рационального питания.

Тема 11. Обмен веществ и энергии ( 2 часа ).

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение ( 2 часа ).

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки , их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.

■ Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела ( 4 часа ).

Строение и функции кожи. Роль кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом , солнечном ударах, обморожения, электрошоке.

■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие ( 3 часа ).

Система органов размножения ; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)

Психология и поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные


особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.

Тема 16. Человек и его здоровье 6 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, СПИД, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Лабораторные и практические работы №16 Изучение приемов остановки капиллярного, артериального, венозного кровотечений. №17. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать / понимать:

• сущность биологических процессов:

- обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

Учащиеся должны уметь:

• объяснять:

- роль различных организмов в жизни человека; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявления иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

• изучать биологические объекты и процессы:

- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать:

- на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации:

- находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, животными, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Изменения внесенные в программу: увеличено количество часов на изучение темы «Происхождение человека», тема вызывают затруднения при выполнении проверочных работ, в теме «Координация и регуляция» добавлен один час из резервного времени на проведение урока повторения и закрепления знаний, «Внутренняя среда организма» - добавлен один час на выполнения лабораторной работы. «Покровы тела» - 1 час на закрепление и повторение знаний. «Человек и его здоровье» - добавлены 2 часа для проведения уроков повторения и закрепления изученного материала по биологии в 8 классе.


Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов по программе

Количество часов по рабочей программе

Количество лабораторных

и практических

работ

Количество контрольных работ

Тема 1.Место человека в системе органического мира

2

2

Тема 2. Происхождение человека

2

3 (1 час из резервного времени)

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

1

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

4

2

Тема5. Координация и регуляция

10

11 /1 из резервн-го вр.

2

1

Тема6. Опора и движение

8

8

3

Тема 7. Внутренняя среда организма

3

5/1из резервн.времени

1

Тема 8. Транспорт веществ

4

4

2

Тема9. Дыхание

5

5

1

Тема 10. Пищеварение

5

5

2

Тема11 Обмен веществ и энергии

2

2

Тема 12. Выделение

2

2

Тема13 Покровы тела

3

4/1

1

Тема14. Размножение и развитие

3

3

Тема15. Высшая нервная деятельность

5

5

Тема 16. Человек и его здоровье

4

6 (2 часа из резервного времени)

2

1

Резервное время

7

ИТОГО:

70

70

15.

3



Календарно-тематическое планирование биология 8 класс

№п/п

№п/п

Дата заполнения

Дата фактическая

Тема урока

Тема 1.Место человека в системе ( 2 часа)

1

1.1

1.Место человека в системе органического мира

2

2.2

2.Особенности человека

Тема 2. Происхождение человека (3 часа)

3

3.1

1. Происхождение человека

4

4.1

2. Этапы становления человека.

5

5.1

3.Расы человека. Их происхождение и единство

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

6

6.1

1. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

Тема 4.Общий обзор организма человека (4 часов)

7

7.1

1.Клеточное строение организма

8

8.2

2.Ткани и органы (эпителиальные и соединительные)

9

9.3

3.Ткани (мышечные и нервная).

Лабораторная работа № 1Ткани организма

10

10.4

4. Органы и системы органов.Лабораторная работа № 2 Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Тема 5. Координация и регуляция (11 часов)

11

11.1

1.Гуморальная регуляция

Эндокринный аппарат человека, его особенности

12

12.2

2.Роль гормонов в обменных процессах. Нейро-гуморальная регуляция

13

13.3

3.Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы

14

14.4

4. Строение и функции спинного мозга.

15

15.5

5. Строение и функции головного мозга.

16

16.6

6. Полушария головного мозга.

17

17.7

7. Кора больших полушарий Лабораторная работа № 3 Изучение строения головного мозга человека

18

18.8

8. Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор. Лабораторная работа № 4. Изучение изменения размера зрачка

19

19.9

9. Анализаторы слуха и равновесия.

20

20.10

10. Органы обоняние, осязание, вкуса. Гигиена органов чувств.

21

21.11

11. Контрольная работа по теме «Координация и регуляция»

Тема 6. Опора и движение (8 часов)

22

22.1

1. Скелет человека, его строение и значение

23

23.2

2. Строение и свойства костей. Лабораторная работа №5 Изучение внешнего вида отдельных костей

24

24.3

3.Типы соединения костей

25

25.4

4.Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей

26

26.5

5.Мышцы, их строение и функции

27

27.6

6.Работа мышц. Лабораторная работа №6 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

28

28.7

7. Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения Лабораторная работа №7.Измерение массы и роста своего организма.

29

29.8

8. Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата

Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)

30

30.1

1.Внутренняя среда организма и её значение

31

31.2


2. Кровь, ее состав и значение. Форменные элементы крови, строение и функции.

32

32.3

2.Плазма крови, её состав. Лабораторная работа № 8 Изучение микроскопического строения крови.

33

33.4

3.Иммунитет. Инфекционные заболевания.

34

34.5

4. Группы крови. Переливание крови.

Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)

35

35.1

1. Органы кровообращения

36

36.2

2. Работа сердца. Лабораторная работа №9. Измерение кровяного давления

37

37.3

3. Круги кровообращения. Лабораторная работа №10. Определение пульса и числа сердечных сокращений.

38

38.4

4. Заболевание органов кровообращения, и их предупреждение.

Тема 9. Дыхание (5 часов)

39

39.1

1.Строение органов дыхания

40

40.2

2. Газообмен в лёгких и тканях

41

41.3

3. Дыхательные движения и их регуляция. Лабораторная работа №11. Определение частоты дыхания

42

42.4

4. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

43

43.5

5. Первая помощь при нарушении дыхания

Тема 10. Пищеварение (5 часов)

44

44.1

1. Пищевые продукты и питательные вещества

45

45.2

2. Пищеварение в ротовой полости.

46

46.3

3. Пищеварение в желудке. Лабораторная работа №12 Действие ферментов желудочного сока на белки.

47

47.4

4. Пищеварение в кишечнике.

48

48.5

5. Гигиена питания .Предупреждение заболеваний. Лабораторная работа №13 Нормы рационального питания.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

49

49.1

1. Обмен веществ и энергии.

50

50.2

2. Витамины. Их роль в обмене веществ.

Тема 12. Выделение (2 часа)

51

51.1

1. Строение и работа почек.

52

52.2

2. Заболевание почек. Их предупреждение.

Тема 13. Покровы тела (4 часа)

53

53.1

1. Кожа человека и её значение.

54

54.2

2. Роль кожи в терморегуляции организма

55

55.3

3. Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

56

56.4

4. Контрольная работа по теме «Системы органов».

Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)

57

57.1

1.Половая система человека

58

58.2

2. Оплодотворение и развитие зародыша

59

59.3

3. Возрастные процессы

Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)

60

60.1

1.Поведение человека. Рефлекс

61

61.2

2. Торможение, его виды

62

62.3

3. Биологические ритмы. Сон, его значение

63

63.4

4. Особенности высшей нервной деятельности человека.

64

64.5

5. Типы нервной системы

Тема 16. Человек и его здоровье (6часа)

65

65.1

1. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

66

66.2

2. Оказание первой доврачебной помощи. Лабораторная работа 14 Приемы остановки кровотечений.

67

67.3

3. Заболевания человека. Лабораторная работа №15 Влияние факторов среды на организм.

68

68.4

4.Двигательная активность и здоровье человека.

69

69.5

5. Итоговое тестирование по теме « Строение и функции организма»

70

70.6

6. Повторение темы Общий обзор организма человека.





Учебно-методический комплект:

Для учителя:

  1. Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин. Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2011.

  2. Сонин Н.И. «Биология. Человек». Тематическое планирование. - М.: Дрофа, 2006.

  3. Е.В. Краева. Тесты по биологии к учебнику Сонина Н.И., М.Р. Сапина «Биология. Человек». 8 класс. - М.: «Экзамен», 2008.

  4. И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М.: Просвещение, 1989.

  5. В.С. Рохлов., В.И. Сивоглазов. Человек и его окружение. - М.: Центр «Планетариум», 1987.

Для учащихся:

1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. - М.: Дрофа, 2011г..

2. Сонин Н.И. «Биология. Человек». Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа 2012г.


© 2010-2022