Технологическая карта урока Грибы - паразиты

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Агафоновой Натальи Александровны, МБОУ СОШ №1 г. Чаплыгина Липецкой области

Предмет: биология

Класс: 5

УМК: В. В. Пасечника

Тема урока: «Грибы - паразиты»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Время проведения: IIIчетверть

Оборудование:

  • Натуральное: трутовики, яблоки, пораженные паршой и плодовой гнилью.

  • Печатное: нарисованные грибы с вопросами на обратной стороне, макет дерева с трутовиками, бумажные листья трех цветов, бумажная полянка с приклеенными грибами, готовая таблица.

  • мультимедиа (компьютер, проектор, интерактивная доска, система голосования), презентация с использованием флеш-анимации, видеофрагмент, интерактивное задание.

Цель: создать условия расширения знаний о многообразии грибов-паразитов, значении их в природе и жизни человека, методах борьбы с ними и профилактике грибковых заболеваний.

Предполагаемые результаты:

  • Учащиеся владеют основными терминами урока (агротехнический прием, микозы, фунгициды) и умело оперируют ими; узнают грибы паразиты на картинках и натуральных объектах, знают их названия;

  • Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека, знают как защитить себя, культурные растения и домашних животных от заражения грибами-паразитами;
    Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения, значимость знаний в практической деятельности;

  • Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений; умеют извлекать знания из различных источников информации;

  • Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; бережное отношение к своему здоровью, здоровью домашних животных;

  • Умеют соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам;


Содержание:

Этап урока

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Формы и виды деятельности обучающихся

Формирование УУД

Познавательные

Личностные.

Коммуникативные

Регулятивные

1.Организационный момент



Учитель создаёт благоприятный психологический настрой на работу.

Здравствуйте, садитесь. (Видео леса со звуками).

Прислушайтесь.

-Что вы слышите?

- Поднимите руки, кто бывал в лесу?

- Что вы там делали?

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами побываем не только в лесу, но и в поле, в саду. Вы побываете в роли агрономов, лесников, врачей, учителей. Человеку любой профессии нужны знания.

-Давайте проверим, а вы запаслись знаниями?

Ученики встали.

Слушают.

Поднимают руки, отвечают на вопросы. Дают полные ответы.

Задумываются о профессиях.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, структурирование знаний.

Л: профессиональное определение

К: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, полно и точно выражают свои мысли.

2. Проверка домашнего задания

Задает вопросы обучающимся, раздает карточки, даёт задания с возможностью выбора уровня сложности заданий.

- Какое царство живых организмов вы изучаете? (грибы)

- Сколько видов грибов насчитывается в настоящее время? (около 100 тыс)

- Какая наука занимается изучением грибов? (микология)
Индивидуальные задания на местах:

У меня есть задания трёх уровней сложности.

  1. задание невысокой сложности на зеленом листе. (Приложение 1)

  2. Задание средней сложности на оранжевом листе. (Приложение 2)

  3. На красном листе задание повышенной сложности. (Приложение 3)

- Кто желает выполнить? (Отдаю задание).

Индивидуальные задания у доски.

1. Работать с флеш-анимацией на интерактивной доске пойдет (Приложение 4)

2. На доске вы видите характеристику грибов. Разделите их на три группы. (Приложение 5)

3. Задания для работы на компьютере. Определите о каком грибе идет речь? (Приложение 6)

Работа с остальными учащимися в классе.

Я предлагаю вам пойти на грибную охоту. У меня в руках полянка с грибами. На обратной стороне грибов есть задания. Чем больше гриб, тем сложнее задание. (Предлагаю детям выбирать, они сами читают задания).
Давайте проверим правильность выполнения заданий у доски, у интерактивной доски, за компьютером. Экспертом будет… (проверяет кто-нибудь из класса).

Сбор заданий на карточках. Итог (выставление оценок).

Отвечают на вопросы.

Выбирают задания определенного уровня сложности.

Выполняют задания письменно и сдают их на проверку.

Один ученик работает сфлеш-анимацией.

Один ученик распределяет признаки грибов на доске.

Один ученик выполняет задания на втором компьюторе.

Выбирают посильные задания. Отвечают на вопросы, решают проблемные задачи, отгадывают загадки.

Один ученик выступает экспертом.

Анализируют объекты и ситуации, выделяют особенности, устанавливают причинно-следственные связи, умеют строить логическую цепь рассуждений, доказывать свою точку зрения.

Л: профессиональное определение

К: Умение соблюдать дисциплину на уроке, воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог. Умеют работать с интерактивными заданиями.

Умение организовать выполнение заданий учителя, дополнять ответы одноклассников. Оценивают ответы друг-друга.

3. Актуализация знаний, определение темы и целей урока.

- Какой тип питания у грибов?

- На какие группы по типу питания можно разделить грибы?

- Кто такие сапрофиты?

- Кто такие симбионты
-Какие грибы называют паразитами?

-Какие грибы мы с вами уже изучили?

-Какие грибы будем изучать сегодня?

Записываем число и тему. (Открываю доску).

Грибов паразитов очень много. Они портят урожай, разрушают постройки, вызывают заболевания человека.

- Какая проблема возникает перед вами?

Запишите её в тетрадь, мы к ней обязательно вернемся. Ответ на этот вопрос станет итогом нашего урока.

Давайте вместе с вами сформулируем цель нашего урока. (Что изучить?)

-Какие задачи ставите перед собой? (Как будете это делать?)

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока «Грибы-парзиты», записывают её в тетрадь.

Формулируют проблему: как бороться с грибами паразитами? Записывают проблему в тетрадь.

Формулируют цель.

Ставят перед собой задачи.

Умение оперировать основными понятиями, формулир. познавательной цели; развитие способности анализировать полученную информацию, выполнять недостающие компоненты, сравнивать и классифицировать изучаемые процессы. Развитие умения построения логической цепи рассуждения

Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.

К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Умение видеть проблему, ставить цель, планировать пути решения проблемы, умение организовать выполнение заданий учителя

4. Изучение нового материала

Грибы паразитируют на многих живых организмах. Исключения не составляют и организмы человека и животных. - Когда человек более что с ним происходит, как определить что он болен?

Верно сначала болезнь определяем по внешним признакам. И у грибковых заболеваний растений есть свои признаки, которые вы должны знать.

-Какой план изучения грибов-паразитов можно составить?

1. Название гриба-паразита.

2. Внешние признаки болезни и на ком паразитирует.

3. Методы борьбы и профилактики.

-Как можно систематизировать большой объем информации? Мы будем систематизировать в виде таблицы.

-Какие колонки можно выделить в этой таблице?

Напечатанная таблица есть у каждого на столе.

Название гриба

На ком паразитирует, особенности

Методы борьбы и профилактики

-Ребята, кто знает какие зерновые культуры выращиваются в нашем районе?

Иногда серьёзный урон урожаю наносят грибы -паразиты. Начнем изучение с паразитов хлебных злаков.
1.группа изучает паразиты хлебных злаков

-Внимательно просмотрите видеофильм, заполните таблицу.

Прочитайте текст учебника и дополнительную информацию и заполните таблицу.

Обратите внимание на следующий слайд.

- Во время прогулок по лесу, попадались ли вам копытообразные наросты на деревьях.

- Что это?

2 группа изучает Паразиты деревьев.
-Прочитайте текст учебника на восемьдесят второй стр. и составьте к нему вопросы. Внимание: один вопрос «тонкий» и один «толстый»

- Поднимите руку у кого из вас есть приусадебные хозяйства?

- Что вы там сажаете?

-Какую рассаду уже посадили?

- Случалось ли такое, что рассада погибает?

-В чем причина гибели?

3. группа изучает грибковые заболевания овощных растений.

- Ребята, кто знает, какие садоводческие хозяйства есть в нашем районе, области или близлежащих областях? Крупные сады есть в Воскресеновке, в Снежетке. Самые известные хозяйства в области - «Агроном» в Лебедяни.

4. группа изучает грибковые заболевания плодово-ягодных культур.
У вас на столах, в чашках Петри лежат яблоки. Эти яблоки я купила на рынке.

По иллюстрациям учебника на странице 83

Настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы.

Составляют план изучения.


Предполагают способы фиксации информации.


Изучают таблицы на столах.


Осознают практическую важность получаемых знаний

Просматривают видеофрагмент, заполняют таблицу.

Вспоминают свой жизненный опыт.

Читают текст учебника, составляют вопросы к нему.

Обобщают свой жизненный опыт.



Используют свой жизненный опыт и кругозор.



Выполняют лабораторную работу.

формирование основ поиска и выделения информации в тексте учебника, умение извлекать знания из рассказа учителя, видеосюжета, докладов одноклассников; развитие способности анализировать и систематизировать полученную информацию, Развитие умения построения логической цепи рассуждения

Л: умеют устанавливать связь между целью и мотивом, осознают значимость изучаемого материала для себя, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.

К: умеют работать в паре, точно и полно выражать свои мысли.

Умение видеть проблему, ставить цель, планировать пути решения проблемы, умение организовать выполнение заданий учителя, умение контролировать и корректировать свою деятельность.

5.Физкультминутка.

Я предлагаю вам отдохнуть. А помогут нам в этом лесные жители.

Выполняют упражнения под музыку и видео «Грибы, ягоды»).

Знают значимость физической нагрузки.

Умеют корректно относиться к одноклассникам.

6. Проверка работы в группах.

Яды, которыми протравливают зерно для уничтожения спор, называются- фунгициды. (Фунгициды (от лат. fungus - гриб и лат. caedo - убиваю) - вещества, убивающие грибы-паразиты.). Самые известные фунгициды - медный купорос, фундазол, максим, ордан, прогноз и многие другие.
Я добавляю: Чтобы избежать повторного заражения нужно соблюдать севооборот (анимация на экране), т. е. не сажать два года подряд на одном и том же месте одну и ту же культуру или культуру со сходными заболеваниями. (Запишите).

5. Грибковые заболевания человека.

- У кого из вас есть домашние животные?

- Бывают ли у них повреждения кожи как на экране?

Грибы-паразиты могут поражать человека и животных. Микозы (от др.-греч. μύκης - «гриб») - заболевания, вызываемые грибами-паразитами. (Запись в тетрадь). Эти грибы являются возбудителями тяжелых кожных заболеваний. Если вы у себя обнаружите симптомы этих заболеваний, срочно обращайтесь к врачу. Я приглашаю врача-дерматолога, который познакомит нас с этими заболеваниями. (Приложение 11)

- Как уберечься от заражения?

- Можно ли гладить незнакомых собак во дворе? Почему?

Приобщают свой жизненный опыт.

Проверяют заполнение таблицы.

Записывают определение в тетрадь.

Смотрят препараты на экране.

Наблюдают как происходит севооборот.

Записывают.

Проверяют заполнение таблицы.

Записывают определение в тетрадь.

Выходит ученик в костюме доктора, рассказывает о стригущем лишае.

Заполняют таблицу.

Отвечают на вопрос.

Проверяют заполнение таблицы.

7. Закрепление изученного материала.

1. В начале урока какая проблема стояла перед вами?

-Какие меры необходимо принимать, для предотвращения заражения грибковыми заболеваниями?

Работа с классом:

2. У меня в руках дерево.

- Что можно сказать о его состоянии?

- Как вы это определили.

Помочь дереву освободиться от паразита могут ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке. С обратной стороны каждого трутовика записаны вопросы, правильно ответив на которые, вы освободите дерево. На маленьких трутовиках вопросы полегче, на - больших посложнее. (Приложение 12)

Обобщают способы защиты от грибов паразитов.

Выбирают посильные задания, отвечают на вопросы.

Умение оперировать основными понятиями; развитие способности анализировать полученную информацию, Развитие умения построения логической цепи рассуждения

Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.

К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, грамотно читать.

учителя, умение контролировать и корректировать свою деятельность.

8. Самоконтроль.

Чтобы вы могли еще раз проверить то, как усвоили сегодняшний урок, я предлагаю вам пройти тест. Возьмите в руки пульты, зарегистрируйтесь, отвечайте на вопросы, нажимая кнопку соответствующего цвета.

Выполняют тест.

Свободно работают с электронным оборудованием.

Формируется нравстенно-этическое сознание

Умеют мобилизовать свои силы.

9. Рефлексия учебной деятельности.

На экране вы видите неоконченные предложения. Продолжите их.

Сегодня на уроке: Я узнал… Я научился… Меня удивило... Я смогу применить знания для… Мне понравилось… Мне не понравилось…

Продолжают предложения, анализируют пользу, полученных знаний.

Л: видят ценность полученных знаний. К: высказывают свою точку зрения.

7. Домашнее задание.

Откройте дневники и запишите домашнее задание: Всем параграф 16, и вопросы после него, записи в тетради. Творческое задание - составить кроссворд по терминам урока. Индивидуальные задания - отгадать кроссворд по терминам урока. (Приложение 14)

Ученики записывают домашнее задание в тетрадь.

Умеют делать осознанный выбор.

Умеют оценивать свои возможности.

8. Самооценка.

А сейчас вы побываете в роли учителей. Оцените свою работу и работу своих одноклассников. (Учитель контролирует и добавляет).

Оценивают аргументировано

Умеют видеть связь между деятельностью и результатом.

Адекватно оценивают себя, видят что усвоено, что подлежит усвоению.

9. Итог урока. Эмоциональная рефлексия.

Посмотрите на наше дерево, вы ему помогли, освободив от трутовиков. Скоро все деревья распустят молодые листочки. Пусть и наше дерево оживет. На ваших столах лежат листья трех цветов. Если вам понравился урок, приклейте на дерево зеленый листочек, если не очень, то - желтый, если совсем не понравился, то - красный. (Прохожу по рядам).

Пожелание учащимся.

Приклеивают на дерево листья соответствующего цвета.

Умеют соотносить достижение результатов с эмоциональным состоянием.

Оценивают качество и уровень своей деятельности.

Ресурсы и источники:

Стригущий лишай zdravotvet.ru/lechenie-strigushhego-lishaya-u-cheloveka-foto-simptomy-priznaki/
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/878f822e-79d4-4f76-984e-079faf842f80/%5BBI6ZD_15-01%5D_%5BIL_06%5D.html

Черная ножка files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c23dc7d-9a64-4e47-ac75-d7ae7dd79368/%5BBI6ZD_15-01%5D_%5BIL_01%5D.html1

Биологические задачи uprobr.ucoz.ru/publ/biologija/urok_po_biologii_s_ehlementami_triz_quot_griby_quot/17-1-0-49

Найдите ошибки в приведенном тексте.chemistry48.ru/dz/dz_biology/6/365-otvety-na-trenirovochnye-testy-po-teme-griby.html

Фунгициды floriculture.ru/rast/yhod/care//edu/data/img/pic-023maksim.gif

Листья клена fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1346172.html

Зерноочистительная машина old.shkomplekt.ru/opisanie/140/МОС-9Н

Оценки mamontovaluda.ucoz.ru/load/1-2-2

Физкультминутка, видео «Грибы-паразиты», видео «Звуки природы» youtube.com

Грибы трутовики 0_129f9_6c868639_XL; 0_816ed_c25d693f_orig httpljrate.rupost1469858272; 0_869f5_6d52be28_XL; 7e7c5b8a6a6f9f530cb046074123759b4; 1331093492_image060

Приложение 7. Задания для грибной полянки.

•Задача «Чудо-юдо» В кастрюле под крышкой остался вареный картофель, и про него забыли. Когда через несколько дней открыли крышку, то увидели пушистую "вату". Как можно объяснить её образование?
• Задача «Исторический факт!» В годы Великой Отечественной войны благодаря ученым - медикам появилось лекарство пенициллин. При его помощи было спасено много раненых больных с воспалением легких. Какое отношение это лекарство имеет к грибам?
• Задание ЕГЭ. Можно ли съесть заплесневевший хлеб, если убрать с его поверхности белый налет?

• Задание ЕГЭ. Зачем при выпечке хлеба используют дрожжи? (На уроках технологии вы будете учиться готовить дрожжевое тесто.)

(Обязательно похвалить при правильном выполнении заданий. Какие вы молодцы. Такие задания встречаются на ЕГЭ, а вы с ними уже сейчас легко справляетесь.)

•Есть грибы и не в лесу: в тесте, в пиве и квасу (дрожжи)
• Пока молод, он седой, а постареет - весь почернеет (мукор)
• Выросли на палочке кисточки-метелочки, кисточки зеленые - лекари хваленые (пеницилл).

Приложение 8. Спорынья.

На злаках можно увидеть черно-фиолетовые рожки. Обратите внимание, на слайде они обведены в кружок. Это гриб-паразит - спорынья. В Средние века из-за употребления хлеба из зерна, поражённого спорыньей, возникали массовые пищевые отравления. Это заболевание называли «злые или ведьмины корчи», так как человек погибал от него в страшных конвульсиях. В средневековой Европе болезнь охватила так много людей, что Папа Римский Урбан II в 1005 г. основал Орден Святого Антония, в задачи которого входило лечение страдающих «злыми корчами». Отсюда произошло другое старинное название этой болезни - «антонов огонь». В наше время, чтобы избежать повторного заражения зерна, проводят его сортировку при помощи зерноочистительных машин, которые вы видите на слайде. Легкие рожки улетают, а чистое зерно остается.


Приложение 9. Доклад ученика о заболеваниях овощных культур.

Моя мама очень любит петунию, её рассаду она уже посадила. Но если за рассадой неправильно ухаживать, то она может поражаться черной ножкой.

Черная ножка поражает молодую рассаду различных овощей. У рассады загнивает стебель. Сильно пораженные растения полегают и отмирают. Главное в борьбе с этой болезнью - правильный уход за рассадой, а именно: избегать излишне густого посева и избыточной влаги.
Фитофтора поражает стебли и плоды томатов, клубни картофеля (особенно при хранении и во влажную погоду). Листья, плоды и клубни покрываются черными пятнами и загнивают. Фитофтора приносит огромные убытки. С целью профилактики поражения фитофторой, перед закладкой картофеля на хранение, его необходимо просушить на солнце в течение 2-3 часов. Так же грибок может оставаться на ботве, поэтому ботву собирают и сжигают.
Я добавляю: Чтобы избежать повторного заражения нужно соблюдать севооборот (анимация на экране), т. е. не сажать два года подряд на одном и том же месте одну и ту же культуру или культуру со сходными заболеваниями. (Запишите). Проверка таблицы.

Приложение 10. Доклад ученика о грибах-паразитах плодово-ягодных культур.

Плодовая гниль поражает яблони и груши. Гриб проникает в плод через кожицу, поврежденную насекомыми. На месте заражения появляется бурое пятно, и плод загнивает. Его поверхность покрывается все увеличивающимися кругами серых бородавок, а мякоть становится рыхлой и неприятной на вкус. Загнившие плоды опадают или засыхают на дереве. И в том и другом случае они являются очагами заразы.

- Как избежать распространения заражения?
Парша. Болезнь проявляется в виде темных дерновинок на листьях, побегах и плодах, которые могут покрываться бархатистым налетом. Плоды в зоне поражения искривляются, прекращают рост, быстро опадают. Чтобы избежать заражения, растения опрыскивают фунгицидами во время цветения.

Приложение 11. Доклад ученика о стригущем лишае.

Стригущий лишай - очень заразное грибковое поражение кожи человека, а также ногтей и волос. Заражение у детей обычно происходит либо от больных взрослых, либо от домашних животных. В области поражения лишая кожа начинает шелушиться, образуя серые или беловатые маленькие чешуйки, которые можно принять за перхоть. По мере прогрессирования заболевания волосы начинают обламываться, как будто этот участок подстригли. Кожа при этом зудит. Лечить может только дерматолог специальными препаратами. Если не лечить, могут возникать язвы.

Приложение 12. Задания для закрепления.

Отгадать загадки:

А) Нету у нас ножки

Только фиолетовые рожки.

Если нами закусить

Часа можешь не прожить. (спорынья)

Б) На березе я расту

Не щажу её красу

Чахнет деревце, скрипит

Вот такой я паразит. (трутовик)

В) Конское копыто

К дереву прибито (трутовик)

Г) Больную собаку погладил мальчишка.

Теперь обеспечу ему я стрижку.

(Стригущий лишай)

Е) Это что за дело:

Просо обгорело.
И в метелках сажа,
И на листьях даже. (головня)

Приложение 13. Вопросы для тестирования на пультах



© 2010-2022