Рабочая программа по биологии в 10 классе

"Выдержка из материала: План Факт 1. Введение (5ч. ) 1. Краткая история развития биологии. 1 Изучение нового материала Знакомство с портретами учёных-биологов и естествоиспытателей, работа с таблицами и схемами Самооценка Биология, жизнь, классическая биология, физико-химическая биология. Изучить 1, ответить на вопросы на стр. 8. . Методы исследования в биологии. 1 Комбинированный Работа со схемой «Основные этапы научного исследования» Самооценка Знать методы исследования в биологии Изучить 2,...
Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно-тематическое планирование по биологии


Классы - 10А

Учитель - Барскова Татьяна Сергеевна

Количество часов

Всего - 70 часов; в неделю 2 часа.

Лабораторных работ - 3

Практических работ - 2, тестов 7;

Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы основного общего образования по биологии ( автор В.В.Пасечник )

Учебник Каменский А. А. Криксунов Е. А Пасечник В.В.Общая Биология 10 -11класс.: Учеб. для общеобразоват заведений - М.: Дрофа, 2008. - 367с.

Дополнительная литература - Тематическое и Поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника « Общая биологию»: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2005. - 128 с.
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2005.
- Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
- Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 2006.




Общая биология, 10-11 классы


Пояснительная записка

Согласно действующему в школе учебному плану и с учетом направленности классов рабочая программа предусматривает в 10 классе обучение биологии в объеме 2 часов в неделю (всего за год 70 часов)..

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени полного среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5-9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Она призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.

Изучение курса «Общая биология» в 10-11 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся.

Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что даёт возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне и в то же время доступно для учащихся.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Программа: типовая, базовая






10 класс (70 ч, 2 часа в неделю)

Введение (5 ч)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.

Демонстрация портретов ученых-биологов, схемы «Связь биологии с другими науками».

Основы цитологии (31 ч)

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической информации. Генетической код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Демонстрация: модели клетки; моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схемы путей метаболизма в клетке;

модели-аппликации «Синтез белка».

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (11 ч)

Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных, схем митоза и мейоза.

Основы генетики (16 ч)

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцеплённых с полом. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом. Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

Демонстрация

  • моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом;

  • результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов;

  • гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.

Лабораторные работы:

Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой.

Практическая работа

Решение генетических задач.

Генетика человека (7 ч) Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

Демонстрация хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления. Лабораторная работа - Составление родословной

№ п/п

Тема урока

Количество часов.

Тип урока

Виды деятельности

Виды контроля

Планируемые

результаты

освоения

материала, основные понятия

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1. Введение (5ч.)

1.

Краткая история развития биологии.

1

Изучение нового материала

Знакомство с портретами учёных-биологов и естествоиспытателей, работа с таблицами и схемами

Самооценка

Биология, жизнь, классическая биология, физико-химическая биология.

Изучить § 1, ответить на вопросы на стр. 8.

2.

Методы исследования в биологии.

1

Комбинированный

Работа со схемой «Основные этапы научного исследования»

Самооценка

Знать методы исследования в биологии

Изучить § 2, выполнить одно из заданий на стр. 12.

3.

Сущность жизни и свойства живого.

1

Комбинированный

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие некоторые свойства живого.

Самооценка

Жизнь, свойства жизни,открытая система, биологическая система.

Изучить § 3.

4.

Уровни организации живой материи.

1

Комбинированный

Работа с таблицами и схемами, иллюстрирующими уровни организации живого на Земле, таблицами с изображением различных биогеоценозов

Самооценка

Уровни организации живой природы:молекулярный, клеточный, организменный,популяционно-видовой, экосистемный, биосферный.

Изучить § 4, ответить на вопросы на стр. 20.

5.

Общая биология - наука об изучении общебиологических закономерностей живой природы. (обобщающий урок)

1

Урок контроля и коррекции знаний

Работа с таблицами и схемами, иллюстрирующими методы биологической науки, свойства живого, уровни организации живой материи, портреты учёных-естествоиспытателей и биологов.

Тест

Знать методы исследования

Изучить «Краткое содержание главы».

2. Основы цитологии (31 ч.)

6.

Методы цитологии. Клеточная теория.

1

Изучение нового материала

Таблицы, иллюстрирующие многообразие и единство клеток, таблицы с изображением приборов, используемых в цитологических исследованиях.

Самооценка

Клетка, цитология, основные положения клеточной теории.

Изучить § 5, ответить на вопросы на стр. 25.

7.

Особенности химического состава клетки.

1

Комбинированный

Таблицы с важнейшими хим. элементами клетки, перечнем веществ, входящих в состав живых организмов, периодическая таблица химических элементов.

Самооценка

Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикро-элементы.

Изучить § 6, подготовить ответы на вопросы на стр. 28-29.

8.

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.

1

Комбинированный

Таблицы «Вещества, входящие в состав живых организмов», «Строение молекулы воды», периодическая таблица химических элементов.

Самооценка

Диполь, водородные связи, гидрофильные и гидрофобные вещества.

Изучить § 7, ответить на вопросы на стр. 31.

9.

Минеральные вещества и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

Комбинированный

Периодическая таблица химических элементов, таблицы, демонстрирующие недостаток какого-либо элемента в строении, развитии и жизнедеятельности некоторых организмов

Самооценка

Неорганические ионы, буферная система.

Изучить § 8.

10.

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

Комбинированный

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение и функции моно- и полисахаридов

Самооценка

Углеводы, моносахариды,полисахариды,монополимеры, биополимеры.

Изучить § 9, ответить на вопросы на стр. 37.

11.

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

Таблицы с изображением строения, функций, местоположения в организме некоторых липидов.

Самооценка

Липиды, воска, фосфолипиды

Изучить § 10

12.

Строение и функции белков.

1

Проблемно-диалогический

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение молекул белков

самооценка

Белки, протеины, протеиды, пептид, пептидная связь, простые и сложные белки; первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков, денатурация.

Стр. 40-43.

13.

Строение и функции белков.

1

Проблемно-диалогический

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение молекул белков.

Самооценка

Белки, протеины, протеиды, пептид, пептидная связь, простые и сложные белки; первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков, денатурация.

Изучить § 11, стр. 43-47.

14.

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

Комбинированный

Структурная объёмная модель ДНК, таблицы «Строение молекулы ДНК», «Удвоение молекулы ДНК».

Самооценка

ДНК, РНК

Изучить § 12, ответить на вопросы на стр. 52-53.

15.

АТФ и другие органические соединения клетки.

1

Комбинированный

Таблица с изображением строения АТФ

Самооценка

Аденозинтрифосфат (АТФ), аденозиндифосфат (АДФ), аденозинмонофосфат (АМФ), макроэргическая связь.

Изучить § 13, ответить на вопросы на стр. 54.

16.

Итоговое повторение по теме: «Химическая организация клетки».

1

Урок контроля и коррекции знаний

Устранение пробелов в знаниях

Тест

Понятия темы «Химический состав клетки»

Изучить «Краткое содержание главы».

17.

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

1

Изучение нового материала

Таблицы, иллюстрирующие строение эукариотической клетки, разборная модель «Строение эукариотической клетки».

Самооценка

Цитоплазматическая мембрана, эндоцитоз, экзоцитоз, ядро, хроматин, ядрышки, кариоплазма, кариотип, хромосомы, гомологичные хромосомы, диплоидные и гаплоидные наборы хромосом.

Изучить § 14.

18-19

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточные включения. Немембранные органоиды клетки.

2

Комбинированный

Таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение цитоплазмы и немембранных органоидов клетки, микроскопы, микропрепараты.

Составление таблицы

Цитоплазма, гиалоплазма, клеточный центр, центриоли, рибосомы, вакуоли растений, микротрубочки, микрофиламенты

Изучить § 15, продолжить заполнение таблицы «Строение и функции органоидов клетки».

20.

Строение клетки. Одномембранные органоиды клетки

1

Комбинированный

Таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение двумембранных органоидов клетки и органоидов движения.

Самооценка

Эндоплазматическая сеть (гладкая, шероховатая), комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоли растений, состав клеточного сока, клеточные включения.

Изучить § 16.

21.

Строение клетки. Митохондрии. Пластиды.

1

Комбинированный

Таблицы, иллюстрирующие строение бактерий и сине-зелёных, научно-популярная литература по микробиологии, таблица «Прокариоты и эукариоты».

Самооценка

Митохондрии, пластиды, тилакоиды, граны, хлоропласты, строма, органоиды движения

Изучить § 17, ответить на вопросы на стр. 71.

22.

Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток.

1

Проблемно-диалогический

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение растительной, животной, грибной клетки, модель-аппликация «Строение клетки».

Самооценка

Мезосома, аэробы, анаэробы, споры, плазмида.

Изучить § 18, ответить на вопросы на стр. 75.

23.

Лабораторная работа «Строение эукариотических и прокариотических клеток».

1

Лабораторный практикум

Микроскопы, микропрепараты, влажные препараты растительных клеток.

Лабораторная работа

Повторить § 14-18, оформить лаборатор-ную работу.

24-25

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

2

Комбинированный

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение растительной, животной, грибной клетки.

Самооценка

Сапротрофы, паразиты, симбионты, гифы

Изучить § 19, ответить на вопросы на стр. 78.

26.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

1

Комбинированный

Таблицы с изображением вирусов и бактериофагов, научно-популярная литература о вирусах.

Самооценка

Вирус, капсид, бактериофаг.

Изучить § 20, ответить на вопросы на стр. 81.

27.

Строение клетки. (обобщающий урок).

1

Урок контроля и коррекции знаний

Устранение пробелов в знаниях

Тест

Знать органоиды клетки

Изучить «Краткое содержание главы», повторить § 14, 18, 19.

28.

Обмен веществ и энергии в клетке.

1

Изучение нового материала

Таблицы, иллюстрирующие стадии энергетического обмена.

Самооценка

Гомеостаз, пластический обмен, энергетический обмен, метаболизм, фермент.

Изучить § 21, ответить на вопросы на стр. 83.

29.

Энергетический обмен в клетке.

1

Комбинированный

Схемы энергетического обмена, трёх его этапов.

Самооценка

Подготовительный этап (фосфорилирование); бескислородный этап (гликолиз, спиртовое брожение); полное кислородное расщепление, или клеточное дыхание

Изучить § 22, ответить на вопросы на стр. 87.

30.

Питание клетки.

1

Комбинированный

Таблицы, иллюстрирующие различные способы питания клеток и организмов; бактерий, одноклеточных и многоклеточных животных, растений симбионтов и паразитов.

Самооценка

Питание, автотрофы, гетеротрофы.

Изучить § 23, ознакомиться с текстом на стр. 89.

31.

Автотрофное питание. Фотосинтез.

1

Комбинированный

Таблицы, иллюстрирующие фотосинтез, гербарные экземпляры растений.

Самооценка

Световая и темновая фаза фотосинтеза, фотосистема I, фотосистема II.

Изучить § 24

32.

Автотрофное питание. Хемосинтез.

1

Комбинированный

Таблицы по общей биологии, влажный препарат клубеньковых бактерий.

Самооценка

Хемосинтез, железобактерии, нитрифицирующие бактерии, серобактерии.

Изучить § 25.

33.

Генетический код. Транскрипция.

1

Изучение нового материала

Таблица «Строение ДНК», модель-аппликация синтез белка.

Самооценка

Генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, промотор, терминатор, трансляция, стоп-кодон, полисома

Изучить § 26, стр.95-99

34.

Генетический код. Трансляция.

1

Комбинированный

Таблица «Строение ДНК», модель-аппликация синтез белка.

Самооценка

Генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, промотор, терминатор, трансляция, стоп-кодон, полисома.

Изучить § 26, стр. 99-101

35.

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке.

1

Комбинированный

Таблицы и схемы, иллюстрирующие синтез белка, структуру оперона и его работу.

Самооценка

Оперон, структурные гены, оператор, репрессор.

Изучить § 27, ответить на вопросы на стр. 105.

36.

Взаимосвязь строения и жизнедеятельности клеток. (обобщающий урок)

1

Урок контроля и коррекции знаний

Устранение пробелов в знаниях

Тест

Основные термины и понятия темы.

Изучить «Краткое содержание главы».

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (11ч.)

37.

Жизненный цикл клетки.

1

Изучение нового материала

Модель ДНК, таблицы «Жизненный цикл клетки», «Удвоение молекулы ДНК», модель-аппликация «Деление клетки».

Самооценка

Жизненный цикл клетки, митотический цикл, апоптоз, интерфаза, пресинтетический период, постсинтетический период, репликация.

Изучить § 28, повторить учебный материал о хромосомах и кариотипе из § 14 (стр. 59-60).

38.

Митоз и амитоз.

1

Комбинированный

Модель ДНК, таблица, иллюстрирующая фазы митоза, модель-аппликация «Деление клетки».

Самооценка

Кариокинез, цитокинез, веретено деления, амитоз.

Изучить § 29, ответить на вопросы на стр. 113

39.

Мейоз.

1

Комбинированный

Таблицы, иллюстрирующие стадии митоза.

Самооценка

Мейоз, конъюгация, кроссинговер.

Изучить § 30.

40.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

1

Комбинированный

Таблицы, иллюстрирующие бесполое размножение, комнатные растения, фотографии растений.

Самооценка

Бесполое и вегетативное размножение.

Изучить § 31, ответить на вопросы на стр. 118.

41.

Формы размножения организмов. Половое размножение.

1

Комбинированный

Таблицы и схемы, иллюстрирующие особенности полового размножения и строение половых клеток.

Самооценка

Гаметы, гермафродиты, конъюгация, копуляция, яичники, семенники.

Изучить § 32, повторить § 31.

42.

Развитие половых клеток.

1

Комбинированный

Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение гамет и процессы гаметогенеза.

Самооценка

Гаметогенез, оогенез, сперматогенез, направительные тельца.

Изучить § 33, ответить на вопросы на стр. 124.

43.

Оплодотворение.

1

Комбинированный

Таблицы, иллюстрирующие процесс оплодотворения у животных, двойного оплодотворения у цветковых растений, модели цветков покрытосеменных растений, гербарные экземпляры цветущих растений.

Самооценка

Оплодотворение, зигота, зародышевый мешок, двойное оплодотворение цветковых растений, макроспоры, пыльцевое зерно, мегаспоры

Изучить § 34, ознакомиться со статьёй о партеногенезе (стр. 128).

44.

Онтогенез - индивидуальное развитие организма.

1

Лекция

Таблицы, иллюстрирующие основные стадии онтогенеза, прямое и непрямое развитие у животных, модель-аппликация «Размножение и развитие хордовых».

Самооценка

Онтогенез, типы онтогенеза, стадии онтогенеза, их особенности, метаморфоз, плацента.

Изучить § 35, ответить на вопросы на стр. 131.

45.

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.

1

Комбинированный

Таблицы, иллюстрирующие стадии эмбрионального развития животных; модель-аппликация «Размножение и развитие хордовых».

Самооценка

Морула, бластула, бластоцель, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма, эмбриональная индукция.

Изучить § 36, ответить на вопросы на стр. 135.

46.

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период.

1

Комбинированный

Таблицы и схемы, иллюстрирующие постэмбриональный период развития животных.

Самооценка

Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение; прямое и непрямое развитие.

Изучить § 37, ответить на вопросы на стр. 137.

47.

Закономерности размножения и развития организмов. (обобщающий урок)

1

Урок контроля и коррекции знаний

Устранение пробелов в знаниях

Тест

Повторить § 27, ответить на вопросы на стр. 137.


4. Основы генетики (16 ч.)

48.

История развития генетики. Гибридологический метод.

1

Изучение нового материала

Таблицы, иллюстрирующие опыты Г. Менделя; портреты учёных-генетиков.

Гибридологический метод, скрещивание, чистые линии.

Изучить § 38, ответить на вопросы на стр. 142.

49.

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

1

Комбинированный

Таблица «Моногибридное скрещивание»; модель-аппликация «Законы Менделя».

Самооценка

Аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы, доминантные и рецессивные признаки, законы: единообразия, расщепления, чистоты гамет.

Изучить §39.

50.

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

1

Комбинированный

Таблицы, схемы, иллюстрирующие проявление наследования множественных аллелей.

Самооценка

Множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование, фенотип, генотип, анализирующее скрещивание, генофонд вида

Изучить § 40, ответить на вопросы на стр. 149.

51.

Практическая работа «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».

1

Урок практикум

Таблица «Моногибридное скрещивание»

Практическая работа

Аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы, доминантные и рецессивные признаки, правило единообразия, правило расщепления, закон чистоты гамет.

Повторить § 38-40, решить задачу в тетради.

52.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1

Комбинированный

Таблицы, иллюстрирующие закнны наследственности; модель-аппликация «Законы Менделя».

Самооценка

Решётка Пеннета, закон независимого наследования признаков.

Изучить § 41, подготовить ответы на вопросы на стр. 150.

53.

Хромосомная теория наследственности.

1

Комбинированный

Таблица с основными положениями хромосомной теории наследственности.

Самооценка

Закон Моргана, хромосомная теория наследственности, кроссинговер, генетические карты.

Изучить § 42, изучить стр. 154.

54.

Взаимодействие неаллельных генов.

1

Комбинированный

Таблицы, иллюстрирующие все случаи взаимодействия неаллельных генов.

Самооценка

Дополнительное взаимодействие, эпистаз, полимерия, плейотропизм

Изучить § 43, ответить на вопросы на стр. 157.

55.

Цитоплазматическая наследственность.

1

Комбинированный

Таблицы, иллюстрирующие проявление нехромосомной наследственности.

Самооценка

Цитоплазматическая наследственность.

Изучить § 44, повторить § 17.

56.

Генетическое определение пола.

1

Комбинированный

Таблица «Генетическое определение пола».

Самооценка

Признаки, сцеплённые с полом; аутосомы, половые хромосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол.

Изучить § 45.

57.

Практическая работа «Решение генетических задач».

1

Урок практикум

Таблица «Моногибридное скрещивание», таблица «Генетическое определение пола».

Практическая работа

Решётка Пеннета, закон независимого наследования признаков.

Решить задачу в тетради.

58.

Изменчивость.

1

Изучение нового материала

Таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости.

Самооценка

Знать виды изменчивости

Изучить § 46.

59-60.

Лабораторная работа «Построение вариационного ряда и вариационной кривой».

2

Лабораторная работа «Построение вариационного ряда и вариационной кривой».

Таблица «Вариационный ряд и вариационная кривая», семена различных с/х культур.

Лабораторная работа

Вариационный ряд, вариационная кривая, узкая и широкая норма реакции.

Оформить лаборатор-ную работу.

61.

Виды мутаций.

1

Изучение нового материала

Таблицы, иллюстрирующие виды мутационной изменчивости, фотографии мутантов в живой природе.

Самооценка

Генные, хромосомные и геномные мутации; виды хромосомных мутаций: утрата, делеция, дупликация, инверсия, транслокация; полиплоидия

Изучить § 47, повторить § 46.

62.

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

1

Комбинированный

Таблицы и схемы, иллюстрирующие соматические и генеративные мутации, разнообразие мутационных факторов.

Самооценка

Мутагенные факторы, соматические и генеративные мутации, летальные, полулетальные, нейтральные и полезные мутации.

Изучить § 48, повторить § 47.

63.

Закономерности наследственности и изменчивости. (обобщающий урок)

1

Урок контроля и коррекции знаний

Устранение пробелов в знаниях

Тест

Понятия и термины темы.

Изучить текст на стр. 173-174.

4. Генетика человека (7ч)

64.

Методы исследования генетики человека.

1

Изучение нового материала

Таблицы и схемы, иллюстрирующие особенности методов, с помощью которых изучаются закономерности наследования признаков человека.

Самооценка

Методы исследования генетики человека: генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический.

Изучить § 49.

65.

Генетика и здоровье человека.

1

Комбинированный

Таблицы, иллюстрирующие проявление генных и хромосомных заболеваний.

Самооценка

Генные заболевания, аутосомно-доминантное наследование, сцеплённое с полом наследование, хромосомные болезни.

Изучить § 50, подготовить данные по родословным.

66-67.

Лабораторная работа «Составление родословных».

2

Лабораторная

работа «Составление родословных»

Схема генеалогического дерева.

Лабораторная работа

Схема генеалогического дерева.

Оформить лабораторную работу.

68-69.

Проблемы генетической безопасности.

2

Комбинированный

Таблицы, иллюстрирующие доминирование и рецессивность многих признаков человека.

Самооценка

Медико-генетическое консультирование

Изучить § 51, стр. 183-184.

Подготовить сообщение

70.

Общебиологические закономерности, проявляющиеся на клеточном и организменном уровнях. (обобщающий урок)

1

Урок контроля и коррекции знаний

Устранение пробелов в знаниях

Тест

Термины и понятия курса общая биология за 10 класс.

Повторение



© 2010-2022