Конспект урока биологии по теме: «Дыхание растений»

"Описание материала: Урок по теме «Дыхание растений» является интегрированным. Материал урока предоставляет прекрасную возможность рассмотреть данный вопрос глазами биологов и математиков. В природе все находится в гармонии, а математика и гармония взаимно дополняют друг друга. Внимание уделено вопросам охраны природы. Ученики будут учится применять изученные понятия к решению межпредметных задач и того, с чем они сталкиваются в повседневной жизни. Формы работы, используемые на уроке это сочетан...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок по теме «Дыхание растений» в 6 классе

  1. Ф.И.О Альжанова Гульсым Кайдаровна

Шкурова Людмила Антоновна

  1. Предмет биология, математика

  2. Класс 6 класс

Цель урока: Организация продуктивной деятельности учащихся для успешного овладения определение роли дыхания для живых организмов, направленной на достижение учащимися результатов:

- устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

- объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

- умения применять изученные понятия, аппарат различных разделов курса к решению межпредметных задач и задач повседневной жизни.

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

- умения организовывать совместную учебную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции, взаимодействовать в группе, выдвигать гипотезы, находить решение проблемы, разрешать конфликты на основе согласования позиции и учета интересов, аргументировать и отстаивать свое мнение.

. Тип урока: урок изучения нового материала

. Формы работы учащихся: сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы.

Ход урока

1.Актуализация знаний учащихся о строении и функциях листа. Подвод к теме через эксперимент. (Фронтальная беседа с использованием таблиц, рисунков растений, опорных схем жилкования и листорасположения, секундомера).

Учитель биологии:

1) как отличить простой лист от сложного, черешковый от сидячего?

2) определите типы жилкования и листорасположения по схемам и рисункам пшеницы, ландыша, шиповника;

Учитель математики:

3) какими числами исчисляется количество листовых пластинок? (нечетными и четными числами);

4) условные обозначения каких типов жилкования взяты из математики? (дуговое и параллельное жилкование);

Учитель биологии:

5) назовите три основные функции листа (фотосинтез, газообмен, испарение воды);

6) постановка эксперимента: делаем глубокий вдох и зажимаем пальцами нос по сигналу учителя математики, который засекает время начала эксперимента. Когда у вас иссякнет воздух, вы поднимете сигнальную карточку.

Итак, мы смогли продержаться без воздуха примерно одну минуту. Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты и даже 6 минут, но не дольше. Каковы же признаки живого организма? (Ответ учащихся: дыхание, питание, рост, развитие, размножение). А могут ли растения обходиться без воздуха?

Предполагаемый ответ учащихся: нет, не могут, так как они являются живыми организмами, нуждающимися в дыхании.

Учитель биологии: «Каковы тема нашего урока и его цель?» (Учащиеся совместно с учителем формулируют ответ).

2.Изучение нового материала

1.Дыхание - процесс получения энергии, необходимой растениям для жизнедеятельности. (Рассказ учителя биологии с демонстрацией горения листа бумаги на жестянке. Сравнение процессов дыхания и горения)

Таблица 1

Сопоставление процессов дыхания и горения

Признаки процесса

Дыхание

Горение

Протекание реакции

медленно

бурно

Выделение энергии

мало энергии

много энергии и света



2.Дыхание органов растения. (Беседа на основе самостоятельного изучения текста двух абзацев.

Демонстрация опытов, доказывающих дыхание органов растения (Приложение 1). Формулирование выводов по результатам опытов.

3.Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Заполнение таблицы «Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания» после просмотра видеофрагмента «Фотосинтез и дыхание». Выполнение заданий №1, №2

3.Закрепление изученного материала.

Учитель математики: леса являются легкими нашей планеты. Дерево средней величины за 25 часов восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. За один теплый солнечный день гектар леса поглощает из воздуха 220-280 кг углекислого газа и выделяет 180-200 кг кислорода.

Учитель биологии: вот почему мы обязаны беречь каждое деревце в нашей степи, вырастающее в таких трудных засушливых условиях. От количества деревьев зависит количество вырабатываемого кислорода, а значит и жизнь любого существа, и продолжительность нашей жизни.

Учитель математики: мы предлагаем посчитать, сколько деревьев могут выделить кислорода, необходимого для дыхания 30 человек. Один человек потребляет в сутки 350 г кислорода, а одно дерево за 1 час 43 ¾ г кислорода

Учитель математики: ребята, сейчас вы самостоятельно решите задачу №2 (Приложение 3).

Задача №2

Человек в среднем за сутки потребляет 430 г кислорода и выделяет 800 г углекислого газа. Один гектар зеленых насаждений поглощает примерно столько же углекислого газа, сколько выдыхает 200 человек, при этом выделяет 80 кг кислорода в сутки. Какое количество кислорода необходимо жителям города, насчитывающего 5 млн. человек? Какова должна быть площадь зеленых насаждений в этом городе?

Учитель биологии: деревья очищают воздух от пыли и вредных газов, а воду - от загрязнения. Летом деревья улавливают на свои кроны 50% пыли, содержащейся в воздухе.

Учитель математики: какие же мы установили взаимосвязи математики и биологии? (Приложение 2).



Приложение 1



Опыты, демонстрирующие дыхание органов растений

Что брали

Что делали

Что получили

Стакан с 40 набухшими семенами гороха, предварительно простоявшими накрытыми стеклом 3 дня в темноте

Опускали на проволоке зажженную свечу в стакан с семенами гороха

Свеча гасла, т.к. запасы кислорода в стакане были израсходованы дышащими семенами

Стакан с веточкой традесканции, опущенной в стаканчик с водой и выдержанный 3 дня на свету, накрытый стеклом

Опускали на проволоке зажженную свечу в стакан с традесканцией

Свеча продолжала гореть, т.к. в ходе фотосинтеза выделяется кислород

Стакан с корнеплодом моркови, предварительно вымоченном 2 суток в воде и простоявшим накрытым стеклом 3 дня в темноте

Опускали на проволоке зажженную свечу в стакан с корнеплодом моркови

Свеча гасла, т.к. запасы кислорода в стакане были израсходованы дышащим корнеплодом

Приложение 2

Межпредметные связи математики и биологии

1.Дуговое, сетчатое и параллельное жилкование листьев.

2.Нахождение объема воздуха в классе. V= a * b * h.

3.Расчет площади зеленых насаждений школьного двора. S= a * b.

4.Число листовых пластинок - четное: 2, 4, 6, 8, 10; нечетное: 1, 3, 5, 7, 9.

5.Формы клумб - квадрат, овал, эллипс, треугольник, прямоугольник, трапеция.

6.Формы крон деревьев - овальная, пирамидальная.

Приложение 3

  1. Заполните таблицу «Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания»:

Черты процесса

Фотосинтез

Дыхание

В каких клетках происходит

В клетках, содержащих хлоропласты

Какой газ

поглощается

СО2

Какой газ

выделяется

О2

Что происходит с органическими веществами

Образуются

Для протекания процесса - световая энергия

Необходима

Энергия в процессе

Накапливается




© 2010-2022