Воздушное питание растений. Фотосинтез

Приветствие гостей и учащихся! Организационный момент. Релаксация – настрой учащихся на урок (сядьте поудобнее, закройте глаза, дыхание ровное, волнение улетучилось… вы лучшие!) Принимаем рабочее положение… вперед! Тема урока: «Воздушное питание» (слайд1) вопрос к ученикам: какова цель нашего урока? (ученики высказывают свои предположения) Цель урока (слайд2) F     СФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФОТОСИНТЕЗЕ КАК ВОЗДУШНОМ ПИТАНИИ РАСТЕНИЙ, ОБ УСЛОВИЯХ ЕГО ПРОТЕКАНИЯ, ПРЕОБРАЗОВАНИИ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель биологии Прусс Ольга Владимировна

НУО Экономический лицей

Город Астана

Приветствие гостей и учащихся!

  1. Организационный момент. Релаксация - настрой учащихся на урок (сядьте поудобнее, закройте глаза, дыхание ровное, волнение улетучилось… вы лучшие!)

Принимаем рабочее положение… вперед!

  1. Тема урока: «Воздушное питание» (слайд1)

  2. вопрос к ученикам: какова цель нашего урока? (ученики высказывают свои предположения)

  3. Цель урока (слайд2)

  • СФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФОТОСИНТЕЗЕ КАК ВОЗДУШНОМ ПИТАНИИ РАСТЕНИЙ, ОБ УСЛОВИЯХ ЕГО ПРОТЕКАНИЯ, ПРЕОБРАЗОВАНИИ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА;

  • ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРЕДСТВАЛЕНИЙ ОБ ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА;

  • ПРОДОЛЖИТЬ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ДЕЛАТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ ИЗ КОНКРЕТНЫХ ФАКТОВ;

  • ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАНИЯ О КОСМИЧЕСКОЙ РОЛИ РАСТЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НЕТЕРПИМОГО ОТНОШЕНИЯ К СЛУЧАЯМ УНИЧОТЖЕНИЯ И ПОВРЕЖДЕНИЯ РАСТЕНИЙ;

  • ПРИВЛЕКАТЬ К ОЗЕЛЕНЕНИЮ ДОМА И ШКОЛЫ;

  1. эпиграф (слайд3)

Я хлорофилл, всегда зеленый.
Пускай прохлада или зной,
Но я тружусь, как заведенный,
И каждый раз иду, как в бой.
Лишь только солнышко проглянет,
Я первый луч его ловлю.
И сразу воздух чистым станет,
И сразу всех я накормлю
.


  1. «Вспомнить все о…» повторение пройденного материала

(вопросы в виде жеребьевки, т. е. ученики достают из коробки тот вопрос, который попадется в руки. Сколько учеников, столько вопросов)

  1. ставится проблемный вопрос - мотивация. Опыт ученого Ван - Гельмонта (слайд 5)

«…Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван - Гельмонт поставил опыт - поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течении пяти лет не давали ни какого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 гр питательных веществ для Ван - Гельмонта осталось загадкой.»

За счет чего растение потяжелело на 64кг 950г?

Учащиеся в группах обдумывают данный опыт и свои ответы записывают маркером на бумаге А3, которые потом зачитывают и поясняют, возможно ответы будут не совсем близки к правильному. В течении всего урока ученики должны искать ответ… Для этого они проводили заранее опыты по группам в течении недели.

  1. Исследования детей (защита каждой группы)

Опыт №1, который доказывает образование крахмала в листьях на свету…

Опыт №2, который доказывает выделение кислорода в процессе фотосинтеза…

Опыт№3, который доказывает, что для процесса фотосинтеза растению необходим углекислый газ…

(доказательства приводят те группы, которые не участвовали в данном опыте, а потом та группа , которая защищала свой опыт дают верную формулировку).

Воздушное питание растений. Фотосинтез.



Выводы по каждому опыту записываются в тетрадь.

  1. Физическая минутка под музыку (глаза, голова, руки, покружились, вдох и выдох)

Воздушное питание растений. Фотосинтез.



10. Что же такое фотосинтез??? Ученикам (каждая группа вытаскивает задание)

1. в письменной форме записать понятие «фотосинтез»

2. изобразить в рисунке «фотосинтез»

3. проиграть сценку «фотосинтез»

12. вместе проверяем и правильную формулировку записывают в тетрадь:

фото - свет, синтез- соединение

  • Свет + вода + углекислый газ =

(в хлоропластах) органические вещества (крахмал, сахар) + кислород

  • Процесс образования органических веществ, под действием света, воды, углекислого газа, в хлоропластах

Здесь, ученикам делается напоминание об опыте Ван - Гельмонта !!! (предлагается прослушать басню Д.И. Крылова « листья и корни»)

В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зелёностью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
"Не правда ли , что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нём без нас? Ну, право.
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарёй
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаётесь с нами". -

Примолвить можно бы спасибо тут и нам".
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
"Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?"
Листы, по дереву шумя, залепетали.
"Мы те",
Им снизу отвечали:
"Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаёте?
Мы корни дерева, на коем вы цветёте,
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится, -
Не станет дерева, ни вас".

Ученики высказывают свои доводы о том что важнее и функциональнее, листья или корни. Для правильности последующего вывода они просматривают видео-ролик из электронного учебника «Кирилла и Мефодия» о корневом и воздушном питании. После чего дети уже основательно делают вывод о том, почему дерево, посаженное Ван-Гельмонтом, потяжелело.


  1. Закрепление. Каждая группа получает вопрос, на который они должны ответить посовещавшись.

Задания (группам как по билетам на закрепление)

  • Известно, что образование крахмала в процессе фотосинтеза осуществляется успешно при условии хорошего освещения. Известно также, что клубни картофеля находятся в земле, т.е. в полной темноте. Однако в них - огромное количество крахмала. Откуда он там берется?


  • Выскажите предположение по поводу возможности увеличения скорости процесса фотосинтеза при условии сохранения уровня освещения. Если возможно, то что для этого необходимо сделать?


  • Фотосинтез был открыт в конце 18 столетия. В 1774 году английский химик Джозеф Пристли проделал такой опыт. Он заключил мышь под стеклянный колпак. Через 5 часов мышь погибла. Однако другая мышь при наличии под колпаком ветки мяты осталась живой. Отсюда Пристли сделал вывод… какой вывод сделал Пристли? Какие еще условия необходимы для того, чтобы ветка мяты на погибла, а, следовательно, осталась бы в живых и мышь?

14. Оценивание

Оценочный лист

Ф.И.

самооценка

Оценка коллектива




15.Рефлексия


  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось…

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…

Воздушное питание растений. Фотосинтез.



На данном плакате дети отобразили свое отношение к уроку!

16. просмотр фильма (если остается время) о жизни листьев



© 2010-2022