Урок по биологии для 6 класса Многообразие голосеменных

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по биологии для 6 класса Многообразие голосеменныхУрок по биологии для 6 класса Многообразие голосеменныхУрок по биологии для 6 класса Многообразие голосеменныхУрок по биологии для 6 класса Многообразие голосеменныхУрок по биологии для 6 класса Многообразие голосеменныхУрок по биологии для 6 класса Многообразие голосеменныхУрок по биологии для 6 класса Многообразие голосеменныхУрок по биологии для 6 класса Многообразие голосеменныхУрок по биологии для 6 класса Многообразие голосеменныхУрок по биологии для 6 класса Многообразие голосеменныхУрок по биологии для 6 класса Многообразие голосеменныхУрок по биологии для 6 класса Многообразие голосеменныхМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 70



Урок по биологии - 6 класс



Тема урока: « Голосеменные»







Разработала: учитель биологии

Иванова Н.Н.

- В О Р О Н Е Ж 2013г. -



Тема: «Голосеменные»

Тип урока: изучение нового материала с применением информационных технологий

Практическая часть: Лабораторная работа "Изучение строения хвои и шишек хвойных растений".

Вид деятельности: поисковый и репродуктивный

В этой теме вводится новая группа растений, представители которой размножаются новым, для учеников, способом при помощи семян и имеют шишки разных полов.

В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Так же эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите.

На всех этапах урока используется презентация, которая имеется в приложении.

Планируемый результат:

Учащиеся должны знать:

Особенности строения голосеменных

Строение хвои и шишек голосеменных растений

Значение и многообразие голосеменных в природе и жизни человека

Учащиеся должны уметь:

Различать виды хвойных растений

Называть характерные признаки голосеменных растений.

Цель урока:

Познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений и их многообразием.

Задачи урока:

а)обучающие: познакомить учащихся с характерными особенностями голосеменных растений на примере сосны и ели; происхождением голосеменных; познакомить с особенностями размножения растений на примере размножения сосны; выявить черты сходства и различия представителей споровых и семенных растений;

б)развивающие: развить понятие об усложнении развития растений; сформировать умение сравнивать, обобщать и делать выводы; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами;

в)воспитывающие: бережное отношение к лесам.

План урока.

1. Проверка домашнего задания (работа с тестами и индивидуальными заданиями).

2. Изучение нового материала:

а) общая характеристика;

б) особенности семенного размножения.

в) многообразие Хвойных растений;

лабораторная работа ‹‹Многообразие голосеменных››

г) значение Хвойных.

д) охрана голосеменных.

3. Закрепление нового материала. (л/р)

4. Домашнее задание.

Оборудование: Таблица "Сосна обыкновенная"; коллекция шишек и семян; побеги сосны, ели, пихты, можжевельника; лупы; компьютерная презентация: слайды "Отдел Голосеменные"; выставка предметов, сделанных на основе голосеменных растений (бумага, крема, лекарственные препараты и т.д).

Понятия: Голосеменные, хвойные, семя, мужская и женская шишка, живица, фитонциды



Ход урока

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний

Слова учителя.

Ребята, на предыдущих уроках какие отделы растений мы изучали? Назовите их. (водоросли, мхи, папоротники)

Слайд 1

В начале мезозойской эры 300 млн. лет назад, в тропических лесах в связи с изменениями климата и иссушением болот и водоемов стали вымирать последние представители древовидных семенных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влажности. Это голосеменные. Голосеменные - высшие растения, у которых впервые появилось семя.

Слайд 2

И так тема нашего урока: «Голосеменные»

… Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык… (Ф.Тютчев)

Слайд 3-5

Сообщение цели, задач, плана урока

Но прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним пройденный материал.

1.3-м учащимся предлагается выполнить индивидуальные задания по карточкам.

Слайд 6

2.Весь класс работает с тестом разного уровня сложности.

Уровень А

Тест

  1. Папоротникообразные относятся к:

А)низшим споровым растениям Б)низшим семенным растениям В)высшим споровым растениям Г)высшим семенным растениям

2. У папоротникообразных отсутствуют:

А)корни Б)стебли В)листья Г)цветки

3. Папоротникообразные по сравнению с мохообразными

А)имеют более простое строение Б)имеют более сложное строение В)практически не отличаются по строению Г)вообще не имеют общих черт в строении

4. Мужские гаметы папоротникообразных

А)неподвижны, называются спермии Б)неподвижны, называются сперматозоиды В)подвижны, называются спермии Г)подвижны, называются сперматозоиды

5. Оплодотворение у папоротников происходит

А)на заростке Б)в спорангиях В)на поверхности почвы Г)на листьях.

Уровень Б

1.Листья папоротника обычно выполняют.................., …………….. функции 2.Из споры папоротника, попавшей в благоприятные условия, вырастает……… 3.Спорангии папоротника расположены на…………………. 4.Папоротники считают наиболее высокоорганизованными споровыми растениями, потому что у них есть………………. сосуды

Уровень С

Начертите схему «Классификация папоротникообразных»

Слайд 7

3.4-й ученик работает с индивидуальным заданием на интерактивной доске

Слайд 8

Рецензии ответов у доски

1-й ученик Карточка№1

1.Выпишите основные черты, характерные для водорослей.

2.Приведите примеры различных водорослей.

2-й ученик Карточка№2

1. Выпишите основные черты, характерные для мохообразных.

2.Приведите примеры различных мохообразных.

3-й ученик Карточка №3

1. Выпишите основные черты характерные для папоротникообразных.

2.Приведите примеры различных папоротникообразных.

Дополнительные вопросы

1.Чем ризоиды отличаются от корней? (выросты поверхностных клеток тела, при помощи которых они прикрепляются к субстрату, но не поглощают вещества).

2.Как называются споры со жгутиками? (зооспоры)

3.При каких условиях водоросли размножаются бесполым путем? (при благоприятных условиях)

4.Чем отличается корень от корневища? (корневище это- видоизмененный побег, от которого отходят корни)

Слайд 9

Проверка тестов

Ответы

Уровень А

Тест

  1. В

  2. Г

  3. Б

  4. Г

  5. А

Уровень Б

1.Листья папоротника обычно выполняют фотосинтезирующую, спроносную функции

2.Из споры папоротника, попавшей в благоприятные условия, вырастает заросток.

3.Спорангии папоротника расположены на листьях 4.Папоротники считают наиболее высокоорганизованными споровыми растениями, потому что у них есть проводящие сосуды

Уровень С

Начертите схему «Классификация папоротникообразных»





папоротникообразные

Отдел Папоротникообразные Отдел Хвощевидные Отдел Плауновидные

Щитовник мужской хвощ полевой плаун булавовидный

Слайд 10

3.Изучение нового материала

1.Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений - отдел голосеменные. Принципиальное отличие растений этой группы от растений, изученных ранее, состоит в способе размножения.

1)Вспомните, посредством чего размножались растения, с которыми мы уже познакомились? (спорами)

2)Как вы думаете, посредством чего размножаются голосеменные? (семян)

Возникновение семенного размножения - важный этап в историческом развитии (эволюции) растений

3)Как вы считаете, в чем заключается это преимущество? (в отличие от спор в семенах имеется запас питательных веществ, необходимых зародышу в первое время его развития, пока у молодого растения не сформируется корневая система)

Слайд 11

1.Общая характеристика голосеменных. (Рассказ учителя, работа с учебником и в тетради с текстом) Признаки голосеменных

1.Размножение посредством семян 2.Не образуют плодов 3.Древесные растения или кустарники, иногда стелющиеся формы (величия) 4.Листья чаще всего игольчатые, слегка уплощенные или чешуйчатые. 5.Чаще всего вечнозеленые растения (кроме лиственницы) 6.Настоящие сосуды отсутствуют 7.Разнополые растения 8.Оплодотворение происходит без участия воды 9.Мужские гаметы- неподвижные спермии

Слайд 12

А теперь запишем в тетрадь общую характеристику голосеменных

Слайд 13

2.Строение сосны обыкновенной в связи с приспособленностью к местообитанию (уч-ся работают с текстом учебника)

Сосна обыкновенная - одна из самых распространенных хвойных пород севера и Средней полосы России. Образует светлохвойные леса. Сосна очень неприхотлива и может произрастать как и на сухих песках, так и на болотах, где избыточная влажность. В лесу сосны имеют (до 35 метров) колоннообразный ствол. Продолжительность жизни 150-200 лет. Рекорд долгожительства побивает один из видов сосны - североамериканская сосна долговечная. В Восточной Неваде найден экземпляр этого вида, возраст которого 4 900 лет, т.е. почти пять тысячелетий! Значит, уже во время строительства пирамид Хеопса это растение было довольно старым деревом (ему было 2 000 лет). Воздух в сосновых борах почти стерилен от того, что выделяемые смолой вещества - фитонциды убивают болезнетворные микроорганизмы. Поэтому санатории, в которых лечат заболевших туберкулезом, размещают чаще всего в сосновых лесах. Сосна насыщена смолой, даже если слегка поранить любую часть дерева, вытекающая смола затянет порез и спасет растение т заболевания.

Слайд 14

Строение хвои и шишек голосеменных.

Шишки - видоизмененные побеги. Шишка состоит из центральной оси, на которой сидят кроющие чешуи, в пазухах каждой из которой находится так называемая «семенная чешуя».

Хвоинки - видоизмененные листья. Хвоинки покрыты толстостенной кожицей, устьиц у них немного, и они находятся в углублениях. В силу особенностей строения сосны и ели в любое время года экономно испаряют влагу. Хвоя ели держится до 10 лет. У сосны хвоинки сохраняются 2-4 года.

Слайд 15

3. Размножение голосеменных растений на примере сосны. (Рассказ учителя). Цикл развития сосны.

Сосна - однодомное растение. Весной на молодых ветках сосны видны маленькие шишки 2х видов: зеленовато - желтые (у основания молодых побегов) и красноватые шишки (на вершинах). Шишки - видоизмененные побеги. Красноватые шишки - женские. На каждой чешуйке красной шишки развиваются два семязачатка, в которых находятся женские гаметы - яйцеклетки. Зеленовато - желтые - мужские. На чешуйках мужских шишек развиваются по 2 пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Пыльца включает в себя пыльцевое зерно, состоящее из вегетативной и генеративной клеток и 2х воздушных мешочков, которые придают легкость пыльце. Пыльца легко может переноситься ветром. Весной сосны начинают «пылить». Созревшая пыльца подхватывается ветром и переносится на пыльцевход семязачатков женских шишек. Этот процесс называется опылением. После опыления чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. Оплодотворение происходит только на следующий год - через 12-14 месяцев после опыления. Пыльца прорастает, из вегетативной клетки зерна образуется пыльцевая трубка, а из генеративной клетки образуется два спермия. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. В оплодотворении участвует только один спермий, второй погибает. В результате оплодотворения образуется зигота. Она дает начало зародышу, а из всего семязачатка образуется семя с запасом питательных веществ, который находится в эндосперме. Оболочка семени образуется из покрова семязачатка. Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через 2 года. И так, в результате полового размножения у голосеменных растений образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма, семенной кожуры. Каждое семечко снабжено крылышком - приспособление для распространения ветром. Попадая в почву, семя прорастает в проросток, который дает начало новому растению.

Слайд 16

Анимация: Размножение голосеменных растений на примере сосны

Вывод: В чем состоит основное отличие семенного размножения покрытосеменных и голосеменных растений? (покрытосеменные образуют плод, внутри которого образуются и созревают семена, а у голосеменных -семена не прикрыты стенками плода. Они расположены в шишках, на чешуях, то есть семена как бы голые)

Слайд 17 (инструктивная карточка)

3.Многообразие голосеменных.

Выполнение учащимися лабораторной работы «Многообразие голосеменных (на примере хвойных)».

А сейчас мы проведем лабораторную работу и научимся по признакам определять растения.

Инструктивная карточка для лабораторной работы.

  1. С помощью определительной карточки выясните название растения, предложенного учителем.

  2. В таблицу «Многообразие голосеменных» (см. рабочую тетрадь) запишите название изученного растения и его краткую характеристику (вместо словесного описания можно нарисовать схематический рисунок).

  3. По указанному выше алгоритму (см.пункты 1-2) определите названия остальных растений и заполните в рабочей тетради таблицу «Многообразие голосеменных».

  4. На основе полученных результатов сделайте вывод и запишите его в рабочую тетрадь.

Слайд 18 (определительная карточка)

Определительная карточка

1

Листья игловидные, на ветвях расположенные пучками или поодиночке

2

0

Хвоя игольчатая, собранная в мутовки, или чешуевидная

6

2

Хвоинки располагаются пучками

3

0

Хвоинки располагаются поодиночке

5

3

Иглы мягкие, опадающие на зиму, длиной до 20-40 мм;

По 30-40 хвоинок в пучке. Шишки яйцевидные до 2-4 см длиной, светло-бурые.

Лиственница

Сибирская

0

Иглы жесткие, гладкие, блестящие, на зиму не опадающие, в каждом пучке по 2-5 игл.

4

4

Иглы по 2 в пучке. Их длина составляет до 7 см. Молодые шишки конические, зеленые, расположены на верхушках побегов. Зрелые шишки, свисающие на изогнутом черешке, долго удерживаются на дереве и раскрываются постепенно, с конца зимы и до начала лета.

Сосна обыкновенная

0

Иглы по 5 в пучке, реже по 3-7, жесткие, торчащие, по краям зазубренные, длиной до 6-13 см. Зрелые шишки крупные (длиной до 13 см), яйцевидные, светло-бурые, созревают на третьем году и опадают целиком с семенами, не раскрываясь.

Сосна

кедровая Сибирская

5

Иглы жесткие, сплюснуто-четырехгранные, слегка заостренные, зеленого и темно-зеленого цвета, до 2 см длиной. Шишки продолговато-цилиндрические, светло-бурые или красновато-бурые, 6-15 см длиной. При созревании они свешиваются верхушкой вниз и отваливаются целиком.

Ель

Европейская, или обыкновенная

0

Хвоя плоская, снизу с двумя беловатыми полосками. Длина хвоинок - 15-35 мм. Шишки цилиндрической формы до 5-8 см длиной, торчащие вверх, при созревании рассыпаются, а стерженьки остаются.

Пихта

Сибирская

6

Хвоя игольчатая, колючая, собранная по 3 в мутовке. Темно-синие шишкоягоды до 7-9 мм в диаметре.

Можжевельник обыкновенный

0

Хвоя чешуевидная, ромбическая, на побеге сидит крест-накрест супротивно в 4 ряда. Шишки яйцевидно-продолговатые, светло-коричневые, 7-13 мм длиной.

Туя западная

ВЫВОД по л/р делают учащиеся

Слайд 19 (классификация голосеменных)

Современные голосеменные растения представлены в основном хвойными видами. Но помимо них отдел включает в себя саговниковые и гинкговые.

Слайд 20-44

Сообщение уч-ся о многообразии голосеменных

Слайд 45-54

4.Значение голосеменных в природе и жизни человека (Сообщение уч-ся)

Учащиесяся записывают в тетрадь.

Слайд 55-56 (стих) (охрана голосеменных)

5.Как бы широко не применялись эти растения человеком. Необходимо думать об их охране. Хвойные повсеместно вырубаются. Беднеет тайга. Вместе с этим кислорода и воды становится всё меньше. Хвойные малоустойчивы к загрязнению воздуха. Поэтому наша промышленность их губит. Стихотворение имеется на слайде. Читается наизусть учеником

Говорим при всем народе:

Чтоб продлить природы век,

Должен помогать природе

Друг природы - человек.

Чтобы мирно мчались годы,

Расцветал за веком век,

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек!

4.Закрепление

Виртуальная лабораторная работа

Слайд 57

5.Подведение итогов урока.

Мы познакомились с представителями голосеменных растений, особенностями их строения, местами обитания, видовым разнообразием.

Слайд 58

Домашнее задание Учебник, стр. 150-152,154; тетрадь, стр. 42-43

Придумать кроссворд на тему «Голосеменные растения».

Как дополнение к уроку

Лабиринт. Показывается на слайде. Раздается на каждый стол. Используется учебник. Работа в парах.

Ключ ответов: 1, 6, 7, 8, 13, 14, 9, 10, 15, 19, 24, 20, 25.

Ученики самостоятельно проверяют и выставляют себе оценку (если лабиринт пройден полностью - "5", 7-12 правильных ходов - "4", меньше - "3")





Уровень А

Тест

  1. Папоротникообразные относятся к:

А)низшим споровым растениям Б)низшим семенным растениям В)высшим споровым растениям Г)высшим семенным растениям

2. У папоротникообразных отсутствуют:

А)корни Б)стебли В)листья Г)цветки

3. Папоротникообразные по сравнению с мохообразными

А)имеют более простое строение Б)имеют более сложное строение В)практически не отличаются по строению Г)вообще не имеют общих черт в строении

4. Мужские гаметы папоротникообразных

А)неподвижны, называются спермии Б)неподвижны, называются сперматозоиды В)подвижны, называются спермии Г)подвижны, называются сперматозоиды

5. Оплодотворение у папоротников происходит

А)на заростке Б)в спорангиях В)на поверхности почвы Г)на листьях.

Уровень Б

1.Листья папоротника обычно выполняют.................., …………….. функции 2.Из споры папоротника, попавшей в благоприятные условия, вырастает……… 3.Спорангии папоротника расположены на…………………. 4.Папоротники считают наиболее высокоорганизованными споровыми растениями, потому что у них есть………………. сосуды

Уровень С

Начертите схему «Классификация папоротникообразных»

Ответы

Уровень А

Тест

  1. В

  2. Г

  3. Б

  4. Г

  5. А

Уровень Б

1.Листья папоротника обычно выполняют фотосинтезирующую, спроносную функции

2.Из споры папоротника, попавшей в благоприятные условия, вырастает заросток.

3.Спорангии папоротника расположены на листьях 4.Папоротники считают наиболее высокоорганизованными споровыми растениями, потому что у них есть проводящие сосуды

Уровень С

Начертите схему «Классификация папоротникообразных»

папоротникообразные

Папоротникообразные

Отдел Папоротникообразные Отдел Хвощевидные Отдел Плауновидные

Щитовник мужской хвощ полевой плаун булавовидный





Инструктивная карточка

для лабораторной работы.



  1. С помощью определительной карточки выясните название растения, предложенного учителем.



  1. В таблицу «Многообразие голосеменных» (см. рабочую тетрадь) запишите название изученного растения и его краткую характеристику (вместо словесного описания можно нарисовать схематический рисунок).



  1. По указанному выше алгоритму (см.пункты 1-2) определите названия остальных растений и заполните в рабочей тетради таблицу «Многообразие голосеменных».



  1. На основе полученных результатов сделайте вывод и запишите его в рабочую тетрадь.



Определительная карточка

1

Листья игловидные, на ветвях расположенные пучками или поодиночке

2

0

Хвоя игольчатая, собранная в мутовки, или чешуевидная

6

2

Хвоинки располагаются пучками

3

0

Хвоинки располагаются поодиночке

5

3

Иглы мягкие, опадающие на зиму, длиной до 20-40 мм;

По 30-40 хвоинок в пучке. Шишки яйцевидные до 2-4 см длиной, светло-бурые.

Лиственница

Сибирская

0

Иглы жесткие, гладкие, блестящие, на зиму не опадающие, в каждом пучке по 2-5 игл.

4

4

Иглы по 2 в пучке. Их длина составляет до 7 см. Молодые шишки конические, зеленые, расположены на верхушках побегов. Зрелые шишки, свисающие на изогнутом черешке, долго удерживаются на дереве и раскрываются постепенно, с конца зимы и до начала лета.

Сосна обыкновенная

0

Иглы по 5 в пучке, реже по 3-7, жесткие, торчащие, по краям зазубренные, длиной до 6-13 см. Зрелые шишки крупные (длиной до 13 см), яйцевидные, светло-бурые, созревают на третьем году и опадают целиком с семенами, не раскрываясь.

Сосна

кедровая Сибирская

5

Иглы жесткие, сплюснуто-четырехгранные, слегка заостренные, зеленого и темно-зеленого цвета, до 2 см длиной. Шишки продолговато-цилиндрические, светло-бурые или красновато-бурые, 6-15 см длиной. При созревании они свешиваются верхушкой вниз и отваливаются целиком.

Ель

Европейская, или обыкновенная

0

Хвоя плоская, снизу с двумя беловатыми полосками. Длина хвоинок - 15-35 мм. Шишки цилиндрической формы до 5-8 см длиной, торчащие вверх, при созревании рассыпаются, а стерженьки остаются.

Пихта

Сибирская

6

Хвоя игольчатая, колючая, собранная по 3 в мутовке. Темно-синие шишкоягоды до 7-9 мм в диаметре.

Можжевельник обыкновенный

0

Хвоя чешуевидная, ромбическая, на побеге сидит крест-накрест супротивно в 4 ряда. Шишки яйцевидно-продолговатые, светло-коричневые, 7-13 мм длиной.

Туя западная

Карточка№1

1.Выпишите основные черты, характерные для водорослей.

2.Приведите примеры различных водорослей.

Карточка№2

1. Выпишите основные черты, характерные для мохообразных.

2.Приведите примеры различных мохообразных.

Карточка №3

1. Выпишите основные черты характерные для папоротникообразных.

2.Приведите примеры различных папоротникообразных.

Анимация: Размножение голосеменных растений на примере сосны

Вывод: В чем состоит основное отличие семенного размножения покрытосеменных и голосеменных растений? (покрытосеменные образуют плод, внутри которого образуются и созревают семена, а у голосеменных -семена не прикрыты стенками плода. Они расположены в шишках, на чешуях, то есть семена как бы голые)









Значение голосеменных в природе и жизни человека:

1.Сосна - лесная аптека. Живицу можно использовать вместо бинта или пластыря на рану. На больной зуб, чтоб унять боль. Хвою используют для лечения простудных заболеваний. В хвое имеются витамины К, Е, С, микроэлементы. Экстракт из хвои включают в состав мыла, зубных паст - бактерицидное и дезодорирующее средство.

2. Сосна выделяет фитонциды. Эти вещества активны даже против туберкулезной палочки. Воздух в сосновых борах стерилен.

3. Красота леса помогает отвлечься от невзгод, дает почувствовать особый ход времени.

4. Хвойные растения являются индикаторами загрязнения воздуха, они чувствительны к его чистоте, поэтому не очень хорошо чувствуют себя в городах. В качестве биоиндикатора чаще всего используется сосна. В зонах сильного загрязнения приобретает темно- красную окраску, в хвоинках накапливаются ядовитые вещества, устьица их забиваются копотью, а затем хвоя отмирает и опадает.

5. Сосна относится к тем редким деревьям, которые идут в дело целиком, без остатка, от корней до вершины. (строительный материал).

6. Кедровая древесина обладает резонансными свойствами, из которых изготовляют рояли, арфы, гитары.

7. Кедровый орех- это деликатес (питателен и вкусен), лекарство для 70 видов зверей и 200 видов птиц.

8. Хвойно-веточный корм из сосны хорошо подходит для зимнего рациона животных.

9. Из смолы сосновых деревьев извлекают смолу, из нее можно получить скипидар, канифоль, деготь.

10. Из древесины сосны получают искусственный шелк, а из ели бумагу.

11. Из соснового угля получают карболен, используют в качестве лекарства при отравлениях и скоплениях газов в кишечнике.

12. Сосновая смола, миллионы лет пролежавшая в земле - это янтарь (его используют для изготовления украшений, декоративной скульптуры, мозаичного панно).

13. Сосновые и другие хвойные леса богаты ягодами, всякой живностью, травами и грибами.











© 2010-2022