Конспект по биологии на тему Лейкоциты. Фагоцитоз. Лимфоциты. Мечников И. И

Цель урока: Изучить особенности строения и функции лейкоцитов; раскрыть сущность явления фагоцитоза Задачи урока: Образовательные: ·        сформировать знания о строении и свойствах; о явлении фагоцитоза; ·        раскрыть роль лейкоцитов для организма человека; Развивающие: ·        развивать  общеучебные  умения (понимать, запоминать прочитанное, делать краткие записи основных мыслей в виде схем, заполнять таблицы по теме) ·        развивать логическое мышление ( находить ответы на вопросы ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 8 классе по теме:

« Лейкоциты. Фагоцитарная теория»

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

Изучить особенности строения и функции лейкоцитов; раскрыть сущность явления фагоцитоза

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать знания о строении и свойствах; о явлении фагоцитоза;

  • раскрыть роль лейкоцитов для организма человека;

Развивающие:

  • развивать общеучебные умения (понимать, запоминать прочитанное, делать краткие записи основных мыслей в виде схем, заполнять таблицы по теме)

  • развивать логическое мышление ( находить ответы на вопросы творческого характера, составлять свое суждение по вопросам темы, проводить анализ, сравнение, обобщение знаний , находить взаимосвязи состава, структуры и функций форменных элементов крови)

  • развивать коммуникационные умения (понятно, кратко и четко излагать свои мысли, уметь слышать и слушать других, задавать правильно вопросы и отвечать на них)

Воспитательная:

  • воспитывать культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий;

  • воспитывать критическую и объективную самооценку знаний

ТСО:мультимедийный комплекс ( компьютер, проектор ИА доска); слайдовая презентация урока; фрагменты видеофильма, запись динамической паузы, бумага формата А-2, маркеры, стикеры

ЦОРы: СД «Биология 8 класс», эл. учебник «Биология 8 класс», учебник «Биология. Человек»/ Е.А.Очкур, Л.Е.Аманжолова… - Алматы:Изд-во «Мектеп»-2012

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать: строение и функции лейкоцитов; кто открыл явление фагоцитоза и сущность фагоцитоза.

Учащиеся должны уметь: определять взаимосвязь строения и функций лейкоцитов распознавать по рисунку форменные элементы крови, давать характеристику форменным элементам крови.

Методические приемы:

  • Логические: анализ, сравнение, обобщение

  • Организационные: индивидуальная работа учащихся по презентации, фронтальная беседа с классом, самостоятельная работа учащихся, групповая работа

  • Технические: работа с ИА доской (по флипчартам)

Структура урока:

  1. Организационный момент - 2 мин.

  2. Актуализация знаний и умений учащихся - 8 мин.

  3. Мотивация учебной деятельности учащихся. - 2 мин.

  4. Изучение нового материала - 20мин.

  5. Закрепление изученного материала - 8мин.

  6. Подведение итоговурока, рефлексия - 3мин.

  7. Домашнее задание - 1мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Д/Цель: Обеспечить нормальную рабочую обстановку на уроке для учащихся, психологически подготовить их общению и предстоящему усвоению материала.

Действия учителя:

  • Приветствует учащихся

  • Распределяет учащихся класса на группы ;

  • В группах распределяет обязанности:

-хранитель времени ( контролирует время подготовки ответа)

-оценщик (заполняет лист оценки знаний учащихся в группе)

-спикеры (отвечающие)

  • Объясняет функцию каждого участника в группе и правила работы с «Оценочным листом», «Инструктивной карточкой», как зарабатывать баллы в течении урока и накапливать жетоны.

Действия учащихся: Приветствуют учителя; распределяют обязанности каждого участника группы

Учитель задает вопросы:

Что течет по венам?
Что качает сердце?
Что пьют комары?

Конечно, речь идет о крови. И эпиграфом к нашему уроку я бы хотела взять слова Мефистофеля «Кровь, надо знать, совсем особый сок». Кровь называют зеркалом здоровья. И сегодня мы продолжаем изучать ее состав.

  1. Актуализация имеющихся знаний:

Д/Цель: Организовать процесс проверки уровня знаний и умений учащихся по пройденной теме, способствовать устранению пробелов в знаниях по пройденной теме. Сейчас я предлагаю пройти блиц опрос.

Действия учителя: Организует быструю проверку знаний по изученной ранее теме.

  1. БЛИЦ - ОПРОС ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЫ:

1

2

3

4

Внутренняя среда

5

6

7

8

Плазма крови

9

10

11

12

Эритроциты крови

Действия учащихся:

Любой ученик выбирает номер вопроса, из любого раздела, учитель читает вопрос, а ученик на него отвечает. За каждый правильный ответ ученик получает жетон (1 балл). Внутри группы оценщик записывает полученные баллы в оценочный лист.

Внутренняя среда.

  1. Что составляет внутриклеточную среду организма?

Внутреннюю среду организма составляют три вида жидкости:

  • Кровь

  • Лимфа

  • Тканевая жидкость

  1. Какие функции выполняет кровь?

Транспортную

Гуморальную

Терморегуляторную

Защитную

Сохраняет постоянство состава и функций внутренней среды организма.

  1. Из чего состоит кровь?

Плазма Форменные

элементы:

- Эритроциты

- Лейкоциты

- Тромбоциты

Каково % соотношение составляющих частей крови?

55 45

Плазма крови

1 .Из чего состоит плазма крови?

вода -90-92%

белки -7-8%

глюкозы -0,12%

жиры -0,7-0,9%

минеральные соли - 0,9%

2.Как называется плазма крови без фибриногена?

называется сывороткой

  1. Сколько видов белков и каких входят в состав крови?

Белки плазмы крови:

Глобулины, Альбумины, фибриноген

  1. Какой углевод входит в состав крови?

глюкоза

Эритроциты крови.

1 .Какую форму имеют эритроциты? форму двояковогнутых дисков

  1. Сколько эритроцитов содержится в 1 кв. мм, крови

у взрослого человека? 4,5-5 млн. эритроцитов

  1. Почему эритроциты красного цвета?

содержится особый белок - гемоглобин, который придает красный цвет крови

  1. Где образуются новые эритроциты? В красном костном мозге

Действия учащихся: участвуют во фронтальном опросе

  • Что же такое кровь и почему она так важна для нас?

Кровь - носительница жизни.С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря является причиной потери сознания и угасания жизни.

Из чего состоит кровь?

Кровь состоит из жидкой части - плазмы и форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. По составу крови можно судить о состоянии организма, так как она живо реагирует на малейшие изменения. В одной капле крови можно увидеть очень многое: болезнь почек, печени, легких, аппендицит, грипп и даже «найти» опухоль. Со строением и функциями плазмы крови и эритроцитов мы уже познакомились.

  • Какие еще существуют форменные элементы крови и какова их функция? ЭТО ГЛАВНЫЙ ВОПРОС СЕГОДНЯ НА УРОКЕ.

Мы обязательно ответим на этот вопрос , а пока…..

  1. Динамическая пауза ( физминутка для восстановления работоспособности учащихся на уроке)

Действия учителя:

  • Включает музыкальный видеофрагмент «У жирафа пятна - пятнышки везде»

Действия учащихся: под музыку выполняют несложные физические упражнения

V . Мотивация к учебной деятельности учащихся:

Д/Цель: Организовать и целенаправить мотивационную деятельность учащихся на выведение новой темы.

Действия учителя:

Ребята, мы с вами изучили тромбоциты и эритроциты. Какие еще форменные элементы крови нам предстоит изучить? Верно лейкоциты.

-попробуйте самостоятельно определить цель сегодняшнего урока

спикеры каждой группы высказываются о том , что они знают по вопросам новой темы и что хотели бы узнать. (учащиеся таким образом самостоятельно определяют цели урока)

Действия учителя:

Выслушав учащихся, показывает на слайде ту цель, которую поставил сам и предлагает сравнить

ЦЕЛЬ УРОКА:

Сегодня на уроке я бы хотела познакомить вас с особенностями

строения и функциями лейкоцитов; раскрыть сущность явления фагоцитоза

Действия учащихся:

  • Приходят к выводу, что цели учителя и их цели совпадают и приступают к изучению нового материала

  • Оглашение темы урока: Запишите в тетради тему сегодняшнего урока.

« Лейкоциты. Фагоцитарная теория»

VI. Изучение новой темы:

Д/Цель: Организовать процесс восприятия, осмысления, первичного обобщения

Видеофрагмент «Лейкоциты», «Фагоцитоз»

Действия учителя:

  • Раздает каждой группе инструктивные карточки с индивидуальным заданием для выполнения, объясняет правила выполнения заданий по карточкам, определяет время выполнения.

Действия учащихся:

  • Подготовившись по инструктивным карточкам группы отвечают у доски ( с защитой кластерам

  • Одновременно учащиеся класса осуществляют недостающие записи в рабочую тетрадь по вопросам темы

  • В группах оценщик знаний объективно оценивает вклад каждого ученика в разбор вопросов карточки и заполняет оценочный лист (записывает количество заработанных баллов) по каждому члену группы.

1-Группа ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Лейкоциты»

  1. Прочитайте текст § 29 учебника, начиная со слов «Лейкоциты - это…….» до слов «в местах скопления образуется гной», а также используя рисунки по тексту

  2. Определите:

  • Что такое - лейкоциты..

  • Особенности строения и передвижения лейкоцитов

  • Место образования лейкоцитов

  • Место разрушения лейкоцитов

  • Продолжительность жизни лейкоцитов

  • Количество в 1 куб мм крови

  • Виды лейкоцитов

  • В чем заключается основная функция лейкоцитов?

  1. Заполните на А-3 схему «Лейкоциты», в тетрадях запишите ответ на поставленный вопрос

  2. Выберите, из членов команды, отвечающего, по данному вопросу у доски.

2 группа

Повышение и понижение количества лейкоцитов в крови

Лейкоциты (белые кровяные тельца) это клетки иммунной системы защищающие человека от инфекций. Повышение количества лейкоцитов в крови практически всегда указывает на наличие инфекции. Уменьшение количества лейкоцитов в крови характерно для людей с ослабленным иммунитетом.

Повышение уровня лейкоцитов в крови.

Лейкоцитоз - увеличение количества лейкоцитов в крови более чем 9,0 х 10 9/л.
Лейкоцитоз (повышение количества лейкоцитов в крови) бывает физиологическим, т. е. возникает у здоровых людей при некоторых вполне обычных ситуациях, и патологическим, когда он свидетельствует о какой-либо болезни.

Физиологическое повышение количества лейкоцитов в крови наблюдается в следующих случаях:

  • через 2-3 часа после приема пищи - пищеварительный лейкоцитоз;

  • после интенсивной физической работы;

  • после горячих или холодных ванн;

  • после психоэмоционального напряжения;

  • во второй половине беременности и перед менструацией.

К наиболее частым причинам патологического повышение количества лейкоцитов в крови относят следующие:

различные инфекционные заболевания:

  • пневмония, бронхит, при которых наблюдается высокая температура, влажный кашель с мокротой, боли при дыхании,

  • отит - воспаление среднего уха, чаще бывает у детей, характеризуется болью, шумом в ухе, снижением слуха, высокой температурой, выделение гноя из уха,

  • менингит- воспаление оболочек головного и спинного мозга, сопровождается выраженной головной болью, тошнотой, рвотой,

Уменьшение количества лейкоцитов в крови.

Лейкопения - снижение количества лейкоцитов в крови ниже 4,0 х 10 9/л в большинстве случаев свидетельствует об угнетении образования лейкоцитов в костном мозге.

Наиболее часто снижение количества лейкоцитов в крови наблюдается вследствие следующих болезней:

  • некоторые формы заболеваний, при которых увеличивается функция селезенки (со значительным повышением разрушения лейкоцитов): циррозы печени, туберкулез и сифилис, протекающие с поражением селезенки;

  • отдельные инфекционные болезни: корь, краснуха, грипп

  • при онкологических заболеваниях

3 группа Мечников И.И. и его опыты

Русский биолог Илья Ильич Мечников (1845-1916) впервые определил, что специализированные клетки участвуют в защите от микробной инфекции. В 1882 году, он изучал подвижные клетки в личинках морских звёзд, полагая, что они важны для иммунной защиты животных. Чтобы проверить эту мысль, он воткнул небольшие иголки от мандаринового дерева в личинку. Через несколько часов он обнаружил, что подвижные клетки окружили иголки. Мечников отправился в Вену и поделился своей идеей с Карлом Фридрихом Вильгельмом, который предложил название «фагоцит» для клеток, которые наблюдал Мечников.

Он перенёс свои наблюдения на белые кровяные клетки млекопитающих и обнаружил, что бактерия может быть уничтожена фагоцитами. Этот процесс он назвал фагоцитоз.

Мечников предположил, что фагоциты - первичная защита от проникающих микроорганизмов.

Мечников был награждён (вместе с Паулем Эрлихом) в 1908 году Нобелевская премия по физиологии и медицине за свою работу по фагоцитам и фагоцитозу.

4-Группа ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Фагоциты. Фагоцитоз»

  1. Прочитайте текст§ 29 учебника, начиная со слов « Процесс активного захвата…..…….» до слов «фагоцитируют погибшие клетки организма», а также используя рисунки по тексту…

Определите:

  • Что такое фагоцитоз?

  • Кем и когда было открыто явление фагоцитоза?

  • В чем сущность этого явления

  • Показать на рисунке как осуществляется этот процесс?

  1. Заполните на А-3 схему «Фагоциты. Фагоцитоз», в тетрадях запишите ответ на 1 вопрос

  2. Выберите, из членов команды, отвечающегопо данному вопросу.


  • Дополнительная слайд -презентация учителя. Видеоролик «Охота за бактерией».

Фагоцитоз - поглощение клеткой крупных частиц, видимых в микроскоп (например, микроорганизмов, крупных вирусов, повреждённых тел клеток и т.д.). Процесс фагоцитоза можно подразделить на две фазы. В первой фазе частицы связываются на поверхности мембраны. Во второй фазе происходят собственно поглощение частицы и её дальнейшее разрушение.


VII. Закрепление знаний по теме:

Д/Цель: Организовать процесс осмысления и глубокого понимания изученного материала в ходе закрепления знаний и умений учащихся по теме с помощью опроса по таблице и раздача жетонов за правильные ответы.

Действия учителя:

  • Предлагает написать «Синквейн» в группах и представить классу:

1 и 2группа «Лейкоциты»

3 и 4 группа «Фагоцитоз»

  • Напоминает правила написания «Синквейна»

За СИНКВЕЙН каждому ученику по 1 баллу

Действия учащихся:

Составляют «синквейн» и защищают его у доски

VIII. Оценивание. Подведение итогов урока. Домашнее задание:

Д/Цель: Проследить умение учащихся обобщать, делать выводы по теме, давать оценку своей работе и работе своих одноклассников в группе ; Сообщить учащимся о Д/З, разъяснить методику его выполнения с мотивацией его необходимости и обязательности.

Действия учителя:

  1. Учитель совместно с учащимися подводит итог урока и делает выводы по теме:

  2. Производит оценивание учащихся за устную работу, за индивидуальную работу у доски, за групповую работу оценка ставится по оценочному листу

  3. Объявляет домашнее задание и объясняет правила его выполнения:

Обязательное Д/З: выучить §29

Творческое Д/З: 1) Составить кроссворд по теме

2) Используя дополнительные источники информации найти интересные факты о крови

Действия учащихся:

  • Подводят итог работы на уроке,

  • По оценочному листу подсчитывается количество баллов на каждого ученика группы, и учащиеся производят самооценку.

  • Подают дневники для выставления оценок

IX .Рефлексия:

Д/Цель: Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления.

Действия учителя: Просит учащихся на стикерах, записать ответы на вопросы:

1)Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2)Что было для вас самым удивительным, интересным, полезным?

3) Достигли ли вы целей поставленных в начале урока?

3) Ваши впечатления об уроке?

Действия учащихся:

  • Отвечают на вопросы

  • Стикеры клеят на доску

  • Сдают оценочные листы, инструктивные карты




Приложение 1

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Критерии оценивания работы в группе:

0 баллов - не принимал участие в работе

1 балла - активно участвовал в работе, давал четкие правильные ответы





Фамилия Имя

участие в работе группы

общая оценка

Блиц-опрос

Работа в группе

Защита кластеров

Закрепление по таблице

синквейн

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


1-Группа ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Лейкоциты»

  1. Прочитайте текст § 29 учебника, начиная со слов «Лейкоциты - это…….» до слов «в местах скопления образуется гной», а также используя рисунки по тексту

  2. Определите:

  • Что такое - лейкоциты..

  • Особенности строения и передвижения лейкоцитов

  • Место образования лейкоцитов

  • Место разрушения лейкоцитов

  • Продолжительность жизни лейкоцитов

  • Количество в 1 куб мм крови

  • Виды лейкоцитов

  • В чем заключается основная функция лейкоцитов?

  1. Заполните на А-3 схему «Лейкоциты», в тетрадях запишите ответ на поставленные вопросы

  2. Выберите, из членов команды, отвечающего по данному вопросу у доски.

4-Группа ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Фагоциты. Фагоцитоз»

  1. Прочитайте текст§ 29 учебника, начиная со слов « Процесс активного захвата…..…….» до слов «фагоцитируют погибшие клетки организма», а также используя рисунки по тексту…


  1. Определите:

  • Что такое фагоцитоз?

  • Кем и когда было открыто явление фагоцитоза?

  • В чем сущность этого явления

  • Показать на рисунке как осуществляется этот процесс?


  1. Заполните на А-3 схему «Фагоциты. Фагоцитоз», в тетрадях запишите ответы на поставленные вопросы

  2. Выберите, из членов команды, отвечающего по данному вопросу.


2 группа

Повышение и понижение количества лейкоцитов в крови

Повышение количества лейкоцитов в крови практически всегда указывает на наличие инфекции. Уменьшение количества лейкоцитов в крови характерно для людей с ослабленным иммунитетом.

Повышение уровня лейкоцитов в крови - Лейкоцитоз .
Лейкоцитоз бывает физиологическим, т. е. возникает у здоровых людей при некоторых вполне обычных ситуациях, и патологическим, когда он свидетельствует о какой-либо болезни.

Физиологическое повышение количества лейкоцитов в крови наблюдается в следующих случаях:

  • через 2-3 часа после приема пищи -

  • после интенсивной физической работы;

  • после горячих или холодных ванн;

  • после психоэмоционального напряжения;

К наиболее частым причинам патологического повышение количества лейкоцитов в крови относят следующие:

различные инфекционные заболевания:

  • пневмония, бронхит, при которых наблюдается высокая температура, влажный кашель с мокротой, боли при дыхании,

  • отит - воспаление среднего уха, чаще бывает у детей, характеризуется болью, шумом в ухе, снижением слуха, высокой температурой, выделение гноя из уха,

  • менингит- воспаление оболочек головного и спинного мозга, сопровождается выраженной головной болью, тошнотой, рвотой,

Уменьшение количества лейкоцитов в крови - Лейкопения.

Свидетельствует об угнетении образования лейкоцитов в костном мозге.

Наиболее часто снижение количества лейкоцитов в крови наблюдается вследствие следующих болезней:

  • некоторые формы заболеваний, при которых увеличивается функция селезенки (со значительным повышением разрушения лейкоцитов): циррозы печени, туберкулез и сифилис

  • отдельные инфекционные болезни: корь, краснуха, грипп

  • при онкологических заболеваниях



3 группа Мечников И.И. и его опыты

Русский биолог Илья Ильич Мечников (1845-1916) впервые определил, что специализированные клетки участвуют в защите от микробной инфекции. В 1882 году, он изучал подвижные клетки в личинках морских звёзд, полагая, что они важны для иммунной защиты животных. Чтобы проверить эту мысль, он воткнул небольшие иголки от мандаринового дерева в личинку. Через несколько часов он обнаружил, что подвижные клетки окружили иголки. Мечников отправился в Вену и поделился своей идеей с Карлом Фридрихом Вильгельмом, который предложил название «фагоцит» для клеток, которые наблюдал Мечников.

Он перенёс свои наблюдения на белые кровяные клетки млекопитающих и обнаружил, что бактерия может быть уничтожена фагоцитами. Этот процесс он назвал фагоцитоз.

Мечников предположил, что фагоциты - первичная защита от проникающих микроорганизмов.

Мечников был награждён (вместе с Паулем Эрлихом) в 1908 году Нобелевская премия по физиологии и медицине за свою работу по фагоцитам и фагоцитозу.

Конспект по биологии на тему Лейкоциты.Фагоцитоз.Лимфоциты. Мечников И.И.

Конспект по биологии на тему Лейкоциты.Фагоцитоз.Лимфоциты. Мечников И.И.Конспект по биологии на тему Лейкоциты.Фагоцитоз.Лимфоциты. Мечников И.И.Конспект по биологии на тему Лейкоциты.Фагоцитоз.Лимфоциты. Мечников И.И.Конспект по биологии на тему Лейкоциты.Фагоцитоз.Лимфоциты. Мечников И.И.Конспект по биологии на тему Лейкоциты.Фагоцитоз.Лимфоциты. Мечников И.И.Конспект по биологии на тему Лейкоциты.Фагоцитоз.Лимфоциты. Мечников И.И.Конспект по биологии на тему Лейкоциты.Фагоцитоз.Лимфоциты. Мечников И.И.Конспект по биологии на тему Лейкоциты.Фагоцитоз.Лимфоциты. Мечников И.И.Конспект по биологии на тему Лейкоциты.Фагоцитоз.Лимфоциты. Мечников И.И.Конспект по биологии на тему Лейкоциты.Фагоцитоз.Лимфоциты. Мечников И.И.Конспект по биологии на тему Лейкоциты.Фагоцитоз.Лимфоциты. Мечников И.И.Конспект по биологии на тему Лейкоциты.Фагоцитоз.Лимфоциты. Мечников И.И.Конспект по биологии на тему Лейкоциты.Фагоцитоз.Лимфоциты. Мечников И.И.Конспект по биологии на тему Лейкоциты.Фагоцитоз.Лимфоциты. Мечников И.И.Конспект по биологии на тему Лейкоциты.Фагоцитоз.Лимфоциты. Мечников И.И.Конспект по биологии на тему Лейкоциты.Фагоцитоз.Лимфоциты. Мечников И.И.Конспект по биологии на тему Лейкоциты.Фагоцитоз.Лимфоциты. Мечников И.И.Конспект по биологии на тему Лейкоциты.Фагоцитоз.Лимфоциты. Мечников И.И.

© 2010-2022