- Преподавателю
- Биология
- Конспект по биологии на тему Лейкоциты. Фагоцитоз. Лимфоциты. Мечников И. И
Конспект по биологии на тему Лейкоциты. Фагоцитоз. Лимфоциты. Мечников И. И
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Надирова А.Т. |
Дата | 31.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок в 8 классе по теме:
« Лейкоциты. Фагоцитарная теория»
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
Изучить особенности строения и функции лейкоцитов; раскрыть сущность явления фагоцитоза
Задачи урока:
Образовательные:
-
сформировать знания о строении и свойствах; о явлении фагоцитоза;
-
раскрыть роль лейкоцитов для организма человека;
Развивающие:
-
развивать общеучебные умения (понимать, запоминать прочитанное, делать краткие записи основных мыслей в виде схем, заполнять таблицы по теме)
-
развивать логическое мышление ( находить ответы на вопросы творческого характера, составлять свое суждение по вопросам темы, проводить анализ, сравнение, обобщение знаний , находить взаимосвязи состава, структуры и функций форменных элементов крови)
-
развивать коммуникационные умения (понятно, кратко и четко излагать свои мысли, уметь слышать и слушать других, задавать правильно вопросы и отвечать на них)
Воспитательная:
-
воспитывать культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий;
-
воспитывать критическую и объективную самооценку знаний
ТСО:мультимедийный комплекс ( компьютер, проектор ИА доска); слайдовая презентация урока; фрагменты видеофильма, запись динамической паузы, бумага формата А-2, маркеры, стикеры
ЦОРы: СД «Биология 8 класс», эл. учебник «Биология 8 класс», учебник «Биология. Человек»/ Е.А.Очкур, Л.Е.Аманжолова… - Алматы:Изд-во «Мектеп»-2012
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать: строение и функции лейкоцитов; кто открыл явление фагоцитоза и сущность фагоцитоза.
Учащиеся должны уметь: определять взаимосвязь строения и функций лейкоцитов распознавать по рисунку форменные элементы крови, давать характеристику форменным элементам крови.
Методические приемы:
-
Логические: анализ, сравнение, обобщение
-
Организационные: индивидуальная работа учащихся по презентации, фронтальная беседа с классом, самостоятельная работа учащихся, групповая работа
-
Технические: работа с ИА доской (по флипчартам)
Структура урока:
-
Организационный момент - 2 мин.
-
Актуализация знаний и умений учащихся - 8 мин.
-
Мотивация учебной деятельности учащихся. - 2 мин.
-
Изучение нового материала - 20мин.
-
Закрепление изученного материала - 8мин.
-
Подведение итоговурока, рефлексия - 3мин.
-
Домашнее задание - 1мин.
Ход урока:
-
Организационный момент:
Д/Цель: Обеспечить нормальную рабочую обстановку на уроке для учащихся, психологически подготовить их общению и предстоящему усвоению материала.
Действия учителя:
-
Приветствует учащихся
-
Распределяет учащихся класса на группы ;
-
В группах распределяет обязанности:
-хранитель времени ( контролирует время подготовки ответа)
-оценщик (заполняет лист оценки знаний учащихся в группе)
-спикеры (отвечающие)
-
Объясняет функцию каждого участника в группе и правила работы с «Оценочным листом», «Инструктивной карточкой», как зарабатывать баллы в течении урока и накапливать жетоны.
Действия учащихся: Приветствуют учителя; распределяют обязанности каждого участника группы
Учитель задает вопросы:
Что течет по венам?
Что качает сердце?
Что пьют комары?
Конечно, речь идет о крови. И эпиграфом к нашему уроку я бы хотела взять слова Мефистофеля «Кровь, надо знать, совсем особый сок». Кровь называют зеркалом здоровья. И сегодня мы продолжаем изучать ее состав.
-
Актуализация имеющихся знаний:
Д/Цель: Организовать процесс проверки уровня знаний и умений учащихся по пройденной теме, способствовать устранению пробелов в знаниях по пройденной теме. Сейчас я предлагаю пройти блиц опрос.
Действия учителя: Организует быструю проверку знаний по изученной ранее теме.
-
БЛИЦ - ОПРОС ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЫ:
1
2
3
4
Внутренняя среда
5
6
7
8
Плазма крови
9
10
11
12
Эритроциты крови
Действия учащихся:
Любой ученик выбирает номер вопроса, из любого раздела, учитель читает вопрос, а ученик на него отвечает. За каждый правильный ответ ученик получает жетон (1 балл). Внутри группы оценщик записывает полученные баллы в оценочный лист.
Внутренняя среда.
-
Что составляет внутриклеточную среду организма?
Внутреннюю среду организма составляют три вида жидкости:
-
Кровь
-
Лимфа
-
Тканевая жидкость
-
Какие функции выполняет кровь?
Транспортную
Гуморальную
Терморегуляторную
Защитную
Сохраняет постоянство состава и функций внутренней среды организма.
-
Из чего состоит кровь?
Плазма Форменные
элементы:
- Эритроциты
- Лейкоциты
- Тромбоциты
Каково % соотношение составляющих частей крови?
55 45
Плазма крови
1 .Из чего состоит плазма крови?
вода -90-92%
белки -7-8%
глюкозы -0,12%
жиры -0,7-0,9%
минеральные соли - 0,9%
2.Как называется плазма крови без фибриногена?
называется сывороткой
-
Сколько видов белков и каких входят в состав крови?
Белки плазмы крови:
Глобулины, Альбумины, фибриноген
-
Какой углевод входит в состав крови?
глюкоза
Эритроциты крови.
1 .Какую форму имеют эритроциты? форму двояковогнутых дисков
-
Сколько эритроцитов содержится в 1 кв. мм, крови
у взрослого человека? 4,5-5 млн. эритроцитов
-
Почему эритроциты красного цвета?
содержится особый белок - гемоглобин, который придает красный цвет крови
-
Где образуются новые эритроциты? В красном костном мозге
Действия учащихся: участвуют во фронтальном опросе
-
Что же такое кровь и почему она так важна для нас?
Кровь - носительница жизни.С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря является причиной потери сознания и угасания жизни.
Из чего состоит кровь?
Кровь состоит из жидкой части - плазмы и форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. По составу крови можно судить о состоянии организма, так как она живо реагирует на малейшие изменения. В одной капле крови можно увидеть очень многое: болезнь почек, печени, легких, аппендицит, грипп и даже «найти» опухоль. Со строением и функциями плазмы крови и эритроцитов мы уже познакомились.
-
Какие еще существуют форменные элементы крови и какова их функция? ЭТО ГЛАВНЫЙ ВОПРОС СЕГОДНЯ НА УРОКЕ.
Мы обязательно ответим на этот вопрос , а пока…..
-
Динамическая пауза ( физминутка для восстановления работоспособности учащихся на уроке)
Действия учителя:
-
Включает музыкальный видеофрагмент «У жирафа пятна - пятнышки везде»
Действия учащихся: под музыку выполняют несложные физические упражнения
V . Мотивация к учебной деятельности учащихся:
Д/Цель: Организовать и целенаправить мотивационную деятельность учащихся на выведение новой темы.
Действия учителя:
Ребята, мы с вами изучили тромбоциты и эритроциты. Какие еще форменные элементы крови нам предстоит изучить? Верно лейкоциты.
-попробуйте самостоятельно определить цель сегодняшнего урока
спикеры каждой группы высказываются о том , что они знают по вопросам новой темы и что хотели бы узнать. (учащиеся таким образом самостоятельно определяют цели урока)
Действия учителя:
Выслушав учащихся, показывает на слайде ту цель, которую поставил сам и предлагает сравнить
ЦЕЛЬ УРОКА:
Сегодня на уроке я бы хотела познакомить вас с особенностями
строения и функциями лейкоцитов; раскрыть сущность явления фагоцитоза
Действия учащихся:
-
Приходят к выводу, что цели учителя и их цели совпадают и приступают к изучению нового материала
-
Оглашение темы урока: Запишите в тетради тему сегодняшнего урока.
« Лейкоциты. Фагоцитарная теория»
VI. Изучение новой темы:
Д/Цель: Организовать процесс восприятия, осмысления, первичного обобщения
Видеофрагмент «Лейкоциты», «Фагоцитоз»
Действия учителя:
-
Раздает каждой группе инструктивные карточки с индивидуальным заданием для выполнения, объясняет правила выполнения заданий по карточкам, определяет время выполнения.
Действия учащихся:
-
Подготовившись по инструктивным карточкам группы отвечают у доски ( с защитой кластерам
-
Одновременно учащиеся класса осуществляют недостающие записи в рабочую тетрадь по вопросам темы
-
В группах оценщик знаний объективно оценивает вклад каждого ученика в разбор вопросов карточки и заполняет оценочный лист (записывает количество заработанных баллов) по каждому члену группы.
1-Группа ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Лейкоциты»
-
Прочитайте текст § 29 учебника, начиная со слов «Лейкоциты - это…….» до слов «в местах скопления образуется гной», а также используя рисунки по тексту
-
Определите:
-
Что такое - лейкоциты..
-
Особенности строения и передвижения лейкоцитов
-
Место образования лейкоцитов
-
Место разрушения лейкоцитов
-
Продолжительность жизни лейкоцитов
-
Количество в 1 куб мм крови
-
Виды лейкоцитов
-
В чем заключается основная функция лейкоцитов?
-
Заполните на А-3 схему «Лейкоциты», в тетрадях запишите ответ на поставленный вопрос
-
Выберите, из членов команды, отвечающего, по данному вопросу у доски.
2 группа
Повышение и понижение количества лейкоцитов в крови
Лейкоциты (белые кровяные тельца) это клетки иммунной системы защищающие человека от инфекций. Повышение количества лейкоцитов в крови практически всегда указывает на наличие инфекции. Уменьшение количества лейкоцитов в крови характерно для людей с ослабленным иммунитетом.
Повышение уровня лейкоцитов в крови.
Лейкоцитоз - увеличение количества лейкоцитов в крови более чем 9,0 х 10 9/л.
Лейкоцитоз (повышение количества лейкоцитов в крови) бывает физиологическим, т. е. возникает у здоровых людей при некоторых вполне обычных ситуациях, и патологическим, когда он свидетельствует о какой-либо болезни.
Физиологическое повышение количества лейкоцитов в крови наблюдается в следующих случаях:
-
через 2-3 часа после приема пищи - пищеварительный лейкоцитоз;
-
после интенсивной физической работы;
-
после горячих или холодных ванн;
-
после психоэмоционального напряжения;
-
во второй половине беременности и перед менструацией.
К наиболее частым причинам патологического повышение количества лейкоцитов в крови относят следующие:
различные инфекционные заболевания:
-
пневмония, бронхит, при которых наблюдается высокая температура, влажный кашель с мокротой, боли при дыхании,
-
отит - воспаление среднего уха, чаще бывает у детей, характеризуется болью, шумом в ухе, снижением слуха, высокой температурой, выделение гноя из уха,
-
менингит- воспаление оболочек головного и спинного мозга, сопровождается выраженной головной болью, тошнотой, рвотой,
Уменьшение количества лейкоцитов в крови.
Лейкопения - снижение количества лейкоцитов в крови ниже 4,0 х 10 9/л в большинстве случаев свидетельствует об угнетении образования лейкоцитов в костном мозге.
Наиболее часто снижение количества лейкоцитов в крови наблюдается вследствие следующих болезней:
-
некоторые формы заболеваний, при которых увеличивается функция селезенки (со значительным повышением разрушения лейкоцитов): циррозы печени, туберкулез и сифилис, протекающие с поражением селезенки;
-
отдельные инфекционные болезни: корь, краснуха, грипп
-
при онкологических заболеваниях
3 группа Мечников И.И. и его опыты
Русский биолог Илья Ильич Мечников (1845-1916) впервые определил, что специализированные клетки участвуют в защите от микробной инфекции. В 1882 году, он изучал подвижные клетки в личинках морских звёзд, полагая, что они важны для иммунной защиты животных. Чтобы проверить эту мысль, он воткнул небольшие иголки от мандаринового дерева в личинку. Через несколько часов он обнаружил, что подвижные клетки окружили иголки. Мечников отправился в Вену и поделился своей идеей с Карлом Фридрихом Вильгельмом, который предложил название «фагоцит» для клеток, которые наблюдал Мечников.
Он перенёс свои наблюдения на белые кровяные клетки млекопитающих и обнаружил, что бактерия может быть уничтожена фагоцитами. Этот процесс он назвал фагоцитоз.
Мечников предположил, что фагоциты - первичная защита от проникающих микроорганизмов.
Мечников был награждён (вместе с Паулем Эрлихом) в 1908 году Нобелевская премия по физиологии и медицине за свою работу по фагоцитам и фагоцитозу.
4-Группа ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Фагоциты. Фагоцитоз»
-
Прочитайте текст§ 29 учебника, начиная со слов « Процесс активного захвата…..…….» до слов «фагоцитируют погибшие клетки организма», а также используя рисунки по тексту…
Определите:
-
Что такое фагоцитоз?
-
Кем и когда было открыто явление фагоцитоза?
-
В чем сущность этого явления
-
Показать на рисунке как осуществляется этот процесс?
-
Заполните на А-3 схему «Фагоциты. Фагоцитоз», в тетрадях запишите ответ на 1 вопрос
-
Выберите, из членов команды, отвечающегопо данному вопросу.
-
Дополнительная слайд -презентация учителя. Видеоролик «Охота за бактерией».
Фагоцитоз - поглощение клеткой крупных частиц, видимых в микроскоп (например, микроорганизмов, крупных вирусов, повреждённых тел клеток и т.д.). Процесс фагоцитоза можно подразделить на две фазы. В первой фазе частицы связываются на поверхности мембраны. Во второй фазе происходят собственно поглощение частицы и её дальнейшее разрушение.
VII. Закрепление знаний по теме:
Д/Цель: Организовать процесс осмысления и глубокого понимания изученного материала в ходе закрепления знаний и умений учащихся по теме с помощью опроса по таблице и раздача жетонов за правильные ответы.
Действия учителя:
-
Предлагает написать «Синквейн» в группах и представить классу:
1 и 2группа «Лейкоциты»
3 и 4 группа «Фагоцитоз»
-
Напоминает правила написания «Синквейна»
За СИНКВЕЙН каждому ученику по 1 баллу
Действия учащихся:
Составляют «синквейн» и защищают его у доски
VIII. Оценивание. Подведение итогов урока. Домашнее задание:
Д/Цель: Проследить умение учащихся обобщать, делать выводы по теме, давать оценку своей работе и работе своих одноклассников в группе ; Сообщить учащимся о Д/З, разъяснить методику его выполнения с мотивацией его необходимости и обязательности.
Действия учителя:
-
Учитель совместно с учащимися подводит итог урока и делает выводы по теме:
-
Производит оценивание учащихся за устную работу, за индивидуальную работу у доски, за групповую работу оценка ставится по оценочному листу
-
Объявляет домашнее задание и объясняет правила его выполнения:
Обязательное Д/З: выучить §29
Творческое Д/З: 1) Составить кроссворд по теме
2) Используя дополнительные источники информации найти интересные факты о крови
Действия учащихся:
-
Подводят итог работы на уроке,
-
По оценочному листу подсчитывается количество баллов на каждого ученика группы, и учащиеся производят самооценку.
-
Подают дневники для выставления оценок
IX .Рефлексия:
Д/Цель: Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления.
Действия учителя: Просит учащихся на стикерах, записать ответы на вопросы:
1)Что нового вы узнали сегодня на уроке?
2)Что было для вас самым удивительным, интересным, полезным?
3) Достигли ли вы целей поставленных в начале урока?
3) Ваши впечатления об уроке?
Действия учащихся:
-
Отвечают на вопросы
-
Стикеры клеят на доску
-
Сдают оценочные листы, инструктивные карты
Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Критерии оценивания работы в группе:
0 баллов - не принимал участие в работе
1 балла - активно участвовал в работе, давал четкие правильные ответы
№
Фамилия Имя
участие в работе группы
общая оценка
Блиц-опрос
Работа в группе
Защита кластеров
Закрепление по таблице
синквейн
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1-Группа ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Лейкоциты»
-
Прочитайте текст § 29 учебника, начиная со слов «Лейкоциты - это…….» до слов «в местах скопления образуется гной», а также используя рисунки по тексту
-
Определите:
-
Что такое - лейкоциты..
-
Особенности строения и передвижения лейкоцитов
-
Место образования лейкоцитов
-
Место разрушения лейкоцитов
-
Продолжительность жизни лейкоцитов
-
Количество в 1 куб мм крови
-
Виды лейкоцитов
-
В чем заключается основная функция лейкоцитов?
-
Заполните на А-3 схему «Лейкоциты», в тетрадях запишите ответ на поставленные вопросы
-
Выберите, из членов команды, отвечающего по данному вопросу у доски.
4-Группа ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Фагоциты. Фагоцитоз»
-
Прочитайте текст§ 29 учебника, начиная со слов « Процесс активного захвата…..…….» до слов «фагоцитируют погибшие клетки организма», а также используя рисунки по тексту…
-
Определите:
-
Что такое фагоцитоз?
-
Кем и когда было открыто явление фагоцитоза?
-
В чем сущность этого явления
-
Показать на рисунке как осуществляется этот процесс?
-
Заполните на А-3 схему «Фагоциты. Фагоцитоз», в тетрадях запишите ответы на поставленные вопросы
-
Выберите, из членов команды, отвечающего по данному вопросу.
2 группа
Повышение и понижение количества лейкоцитов в крови
Повышение количества лейкоцитов в крови практически всегда указывает на наличие инфекции. Уменьшение количества лейкоцитов в крови характерно для людей с ослабленным иммунитетом.
Повышение уровня лейкоцитов в крови - Лейкоцитоз .
Лейкоцитоз бывает физиологическим, т. е. возникает у здоровых людей при некоторых вполне обычных ситуациях, и патологическим, когда он свидетельствует о какой-либо болезни.
Физиологическое повышение количества лейкоцитов в крови наблюдается в следующих случаях:
-
через 2-3 часа после приема пищи -
-
после интенсивной физической работы;
-
после горячих или холодных ванн;
-
после психоэмоционального напряжения;
К наиболее частым причинам патологического повышение количества лейкоцитов в крови относят следующие:
различные инфекционные заболевания:
-
пневмония, бронхит, при которых наблюдается высокая температура, влажный кашель с мокротой, боли при дыхании,
-
отит - воспаление среднего уха, чаще бывает у детей, характеризуется болью, шумом в ухе, снижением слуха, высокой температурой, выделение гноя из уха,
-
менингит- воспаление оболочек головного и спинного мозга, сопровождается выраженной головной болью, тошнотой, рвотой,
Уменьшение количества лейкоцитов в крови - Лейкопения.
Свидетельствует об угнетении образования лейкоцитов в костном мозге.
Наиболее часто снижение количества лейкоцитов в крови наблюдается вследствие следующих болезней:
-
некоторые формы заболеваний, при которых увеличивается функция селезенки (со значительным повышением разрушения лейкоцитов): циррозы печени, туберкулез и сифилис
-
отдельные инфекционные болезни: корь, краснуха, грипп
-
при онкологических заболеваниях
3 группа Мечников И.И. и его опыты
Русский биолог Илья Ильич Мечников (1845-1916) впервые определил, что специализированные клетки участвуют в защите от микробной инфекции. В 1882 году, он изучал подвижные клетки в личинках морских звёзд, полагая, что они важны для иммунной защиты животных. Чтобы проверить эту мысль, он воткнул небольшие иголки от мандаринового дерева в личинку. Через несколько часов он обнаружил, что подвижные клетки окружили иголки. Мечников отправился в Вену и поделился своей идеей с Карлом Фридрихом Вильгельмом, который предложил название «фагоцит» для клеток, которые наблюдал Мечников.
Он перенёс свои наблюдения на белые кровяные клетки млекопитающих и обнаружил, что бактерия может быть уничтожена фагоцитами. Этот процесс он назвал фагоцитоз.
Мечников предположил, что фагоциты - первичная защита от проникающих микроорганизмов.
Мечников был награждён (вместе с Паулем Эрлихом) в 1908 году Нобелевская премия по физиологии и медицине за свою работу по фагоцитам и фагоцитозу.