Исследовательская работа на тему Озеленение школьного двора (9 класс)

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»























Озеленение школьного двора













Шиловская Алина Евгеньевна

9 «А» класс

руководитель:

Василенко Наталья Николаевна



Лиски 2012


Оглавление

I Введение

1 Цели и задачи стр. 3

2 Участники проекта

3 Расчет себестоимости

4 Целевая аудитория

5 Сроки реализации

6 Актуальность стр. 4

II Механизмы и этапы реализации проекта


  1. Подготовительный этап

а) оценка экологического состояния пришкольного участка стр. 5

б) расположение школы в микрорайоне

в) характер воздействия автодороги на экологию

ближайшего окружения стр. 6

г) определение степени запыленности

д) определение уровня шумовой нагрузки

е) определение роли растений в очистке воздуха стр. 7-8


  1. Практический этап

а) изучение защитной полосы стр. 8-9

б) изучение растительности пришкольного участка

в) выращивание рассады стр.9

г) участие в программе «Больше кислорода» стр. 10

3 Заключительный этап стр. 10

III Выводы стр. 11

Результаты по реализации проекта

I V Практическая значимость проекта стр. 12

V Литература стр. 13 VI Приложение стр. 14-21

«В растениях здоровье и сила Земли нашей, в них твое здоровье и счастье. Губить эту красоту - преступление против себя, против людей всей планеты»

I Введение


Тип проекта: практико-ориентированный

Цель: определить значение и уровень озеленения территории школьного двора.
Оценив уровень озеленения, наметить программу дальнейшей работы.

Задачи:

-сбор, систематизация и реализация материала по экологической оценке состояния территории школьного двора;

- озеленение пришкольной территории с учетом расположения зеленых насаждений по отношению к школе, подборов видов растений, способствующих созданию здорового микроклимата микрорайона школы.

Участники:

- ученица 9 класса;

- учитель биологии, руководитель кружка «Основы экологии»;

- учитель информатики;

члены управляющего совета школы.

Расчет себестоимости:

- саженцы - 10 тыс. руб

- семена цветковых растений - 500 руб

Целевая аудитория:

- учащиеся школы;

- родители

Сроки реализации:

- 2013-2014 учебный год

Актуальность.


В современных условиях весьма важной является проблема сохранения и оздоровления среды, окружающей человека, формирования условий, благотворно влияющих на психофизическое состояние человека, что особенно важно в период интенсивного роста городов, развития всех видов транспорта, повышения с каждым годом тонуса городской жизни. Вопросы сохранения здоровья, оптимизация факторов, которые его формируют, поднимаются не только медиками, но и экологами в связи с тем, что в настоящее время влияние отрицательных факторов окружающей среды возрастает, а адаптационные возможности человека как биологического вида не безграничны. Изучение экологического состояния ближайшего окружения человека - первый шаг к оптимизации среды жизнедеятельности, ее качественного преобразования. Одним из направлений, я считаю, является сохранение растительного покрова планеты. Этот вопрос в масштабах школы можно решить путем озеленения.

Специальными исследованиями установлены пределы условий наибольшей степени комфорта среды, окружающей человека. При помощи зеленых насаждений можно в значительной степени регулировать эти параметры, с тем, чтобы приблизить их к оптимальным. Зеленые насаждения способствуют улучшению микроклимата.

С помощью озеленения можно создать неограниченное многообразие цветовых оттенков, изменяющихся во времени и пространстве. Зелень в любое время года оказывает на человека умиротворяющее действие. Деревья, кустарники, цветы украшают нашу жизнь. Велика сила их эстетического воздействия на человека. Современный уровень цивилизации удалил человека от природы, поэтому теперь человеку ее особенно не хватает.

Зелень всегда приятна для глаза, она оживляет силуэты каменных городов. Озеленение является важнейшим составляющим элементом любого микрорайона и занимает значительное пространство.



II Механизмы и этапы реализации проекта.


  1. Подготовительный этап.

Оценка экологического состояния пришкольного участка.

Изучение экологического состояния пришкольной территории проводилось по двум направлениям. Первое - знакомство с планировкой - включало следующие исследования: выделение зон (спортивная, учебно-опытная, хозяйственная, рекреационная), определение общей площади участка и площади каждой зоны, их соотношение и соответствие санитарно-гигиеническим нормам; описание географического положения пришкольного участка. Второе направление - изучение экологического состояния пришкольной территории - включает следующие исследования:

- проведение анализа положения школы в микрорайоне;

- изучение степени запыленности воздуха на различных участках пришкольной территории;

- изучение видового состава растительности и ее состояния;

- определение уровня шумовой нагрузки на пришкольную территорию;

- изучение роли растений пришкольного участка в улучшении микроклимата.

Остановимся подробно на втором направлении.

Расположение школы в микрорайоне.

Для решения этого вопроса изучили схему микрорайона школы (использовали топографическую карту, составленную ранее во время практической части урока географии), определили расположение относительно нее следующих объектов:

- маслоэкстракционный завод - 2500 метров;

- завод монтажных заготовок - 1020 метров;

- мебельный цех - 250 метров;

- бензозаправочная станция - 450 метров;

- сеть магазинов - порядка 100 метров;

- детское дошкольное учреждение - 150 метров;

- жилые дома - от 10 метров и далее;

- автодорога - 15 метров от школьного забора.

Сопоставили полученные результаты с санитарно-гигиеническими нормами (таблица 1 в приложении). В ходе дальнейших исследований выяснили:

Характер воздействия автодороги на экологию ближайшего окружения.

Для определения негативной нагрузки было подсчитано, какое количество автомобилей проходит за 1 час; сутки. Определено, какое количество выхлопных газов от автомашин поступает в атмосферу микрорайона школы за сутки и количество сжигаемого ими кислорода (таблица 2 в приложении). При организации наблюдения за движением на автодороге устанавливалось дежурство по 7-10 минут с каждой из сторон автодороги в течение часа.

Определение степени запыленности воздуха.

Для этого собрали листья растений в различных местах на пришкольном участке и приложили к их поверхности клеящуюся прозрачную пленку.

Затем сняли пленку и той стороной, где отпечатался контур листа вместе со слоем пыли, прикрепили ее на лист белой бумаги. Сравнили степень запыленности листьев (таблица 3 в приложении). Выяснилось, что наиболее пагубное влияние на запыленность воздуха оказывает автодорога.

Определение уровня шумовой нагрузки.

При определении уровня внешнего шума окна и двери одного из помещений школы держали открытыми. Шумовая нагрузка определяется с помощью прибора шумометра, который измеряет уровень звука с учетом шумовой нагрузки А.

Сравнили полученные результаты 50 дбА с нормативными (таблица 4 в приложении).

По результатам данной исследования сделали вывод о том, что источником антропогенных загрязнений микрорайона школы в первую очередь является именно наличие автодороги.

Следующий этап работы заключался в теоретическом изучении источников литературы, составлении прогнозов возможных и посильных для школьников изменений экологической обстановки в лучшую сторону.

Выяснилось, что зеленые растения, являясь важными компонентами биосферы, играют большую роль в оздоровлении микроклимата. А именно:

Определение роли растений в очистке воздуха.

Мы знаем, что воздух городов загрязняется целым комплексом различных химических веществ (которые имеют место из-за присутствия выше перечисленных объектов).

Зеленые насаждения способны поглощать многие из них, выполняя роль живых фильтров. Разные виды растений по-разному справляются с этой задачей. Одуванчик, желтая акация, например, - рекордсмены по накоплению свинца, который попадает в атмосферу в составе выхлопных газов автомобилей и, попадая в кровь человека, нарушает синтез гемоглобина, способствует мышечной слабости, разрушает структуру и функции печени, почек, мозга.

А тетраэтилсвинец воздействует на генетический код организма человека.

Зеленые растения в больших масштабах поглощают из атмосферы углекислый газ, препятствуя его накоплению в воздушной оболочке планеты, выделяют кислород, необходимый для дыхания. Одно дерево средней величины за сутки выделяет столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трем человекам.

Растения в населенных пунктах можно назвать и своеобразными «пылесосами», так как они очень эффективно очищают воздух от пыли, особенно летом. Весьма перспективен в этом отношении тополь. Причем чем дерево выше, чем шире его крона, тем лучше оно очищает. Оздоровительная роль растений также заключается в их способности выделять специфические вещества - фитонциды, которые способны подавлять развитие вредных болезнетворных бактерий, микроорганизмов. Среди таких растений - черемуха, рябина, акация белая, каштан конский, различные виды тополя.

Кроме того, растения могут повышать в воздухе число легких отрицательно заряженных ионов - материальных носителей электрических зарядов, характеризующих состояние

чистоты воздуха. Наибольшим эффектом ионизации отличаются сосна, виды тополя, рябина обыкновенная, сирень, акация белая.

Существуют растения-индикаторы, с помощью которых можно узнать о наличии загрязнений в окружающей среде. Так, показателями чистого воздуха являются мхи и лишайники. Там, где их нет, воздух сильно загрязнен. Сирень очень чувствительна к различным примесям воздуха, при этом листья ее желтеют, покрываются бурыми пятнами или чернеют.

Зеленые растения могут весьма эффективно влиять на температуру местности, влажность воздуха и почвы, объем, возникновение воздушных потоков и, в конечном счете, на тепловой режим и микроклимат в целом.

Разнообразный и эстетически привлекательный природный ландшафт оказывает благотворное влияние на здоровье человека: повышение работоспособности, уменьшение утомляемости зрения, улучшение самочувствия вследствие вдыхания воздуха оптимального ионного состава, насыщенного кислородом, ароматами и запахами.

2 Практический этап.

Учитывая все это, были проведены работы по изучению растительности на пришкольном участке.

Изучение защитной полосы.


  1. Защитная полоса расположена на границе участка школьного двора. Она состоит из деревьев и кустарников. Ширина ее со стороны школьного двора составляет около трех метров. А со стороны улицы, включая газон, около шести метров.

  2. Определили наличие таких жизненных форм растений как травы, кустарники, деревья.

  3. Видовой состав представлен следующий: большое количество одуванчика обыкновенного представлено на газоне, имеется в наличии клевер ползучий, белый. Эти растения цветут в течение всего лета и выдерживают частую косьбу, устойчивы к вытаптыванию. Среди древесных форм преобладают виды тополя - белый и пирамидальный. Тополь - «дерево города» составляет традиционные насаждения вдоль дорог, являясь биологическим фильтром.

Изучение растительности пришкольного участка. (Приложение 5)


  1. Подсчет площади зеленых насаждений. Количество деревьев, произрастающих на территории школы - 68, общая площадь кроны которых составляет около 102 квадратных метров. В меньшинстве представлены кустарники, общая площадь которых по периметру кроны составляет около 25 квадратных метров. Общая площадь газона составляет около 38 квадратных метров.

  2. Особенности расположения зеленых насаждений. Определили, что расстояние между деревьями и зданием школы соответствует норме (более 10 метров) , между кустарниками и школой - около 5 метров. Расстояние же, на котором деревья посажены друг относительно друга, часто не соответствует норме и составляет менее 4-5метров.

  3. Видовой состав. Среди древесных форм традиционно преобладает тополь пирамидальный, береза повислая. Кустарниковые формы представлены жимолостью обыкновенной, шиповником, акацией белой.

  4. Цветочное оформление представлено двумя треугольными и одной прямоугольной плоскими клумбами. Они являются парадным украшением пришкольной территории. Размещение растений - с рисунком. Подбор - небольшое количество видов во избежание пестроты. В основном используются однолетники - желтые бархатцы, петуния контрастного цвета, сальвия блестящая.

Выращивание рассады.

Рассада цветов выращивается школьниками самостоятельно. Прежде чем высеять семена представленных культур, необходимо качественно подготовить их к посеву. Во-первых, отбираются более крупные семена путем помещения их в раствор поваренной соли. При этом мелкие семена всплывают (их сливают), а крупные остаются на дне. Их промывают пресной водой и просушивают с целью предохранения растений от болезней и вредителей. Семена опускаются в слабый раствор марганцевокислого калия на двадцать минут, затем промываются и просушиваются, далее проверяемых на всхожесть. Для этого отсчитываем две пробы семян по пятьдесят штук каждая, оставляем их во влажной среде в теплом месте. Ежедневно открываем семена для притока воздуха. Одновременно подсчитываем число проросших семян и удаляем их (результаты подсчета в приложении 6).
Среднее значение всхожести семян петунии составило 82%, бархатцев- 89%,что вполне пригодно для посева. Семена высеяли в заблаговременно подготовленный плодородный грунт в емкости для посадки в первых числах марта. На протяжении всего периода подготовки рассады ее регулярно поливали, рыхлили почву между рядами, пикировали. Для подкормки использовали водорастворимое удобрение мочевину, использование которого способствует быстрому приросту зеленой массы. Было выращено двести пятьдесят штук растений петуньи и триста восемьдесят штук бархатцев.

Участие в региональной программе «Больше кислорода»

В рамках данной программы (2010-2011 учебный год) мы высадили сеянцы ясеня ланцетного на территории школьного двора. (Приложение 7)

Для этого мы вначале изучили:

- характеристики данного вида;

- область распространения и месторасположение;

- особенности посадки;

- способы ухода.

Выбрали не очень освещенную часть территории школьного двора первоначально площадью 3м2, где весной не застаивается вода. Перекопали участок. Удобрили почву, используя органическое удобрение. Для организации гряд (50 см шириной) разметили бечевками, протоптали проходы. После размещения сеянцев начался процесс наблюдения за их ростом.

3. Заключительный этап.

Разработка вариантов решения проблемы в 2013-2014 учебном году.

  1. Активизация учащихся - членов кружка «Основы экологии».

2. Составление плана увеличения площади озелененной территории.

3. Решение финансовых вопросов с привлечением членов управляющего совета школы.

4. Подбор дендрологического состава деревьев и кустарников с учетом почвенно-климатических условий и экологических свойств.



III Выводы.

Подводя итог работы, невольно вспоминается слово «экология», которое означает « наука о доме, среде обитания». Но в этом «доме» у человека масса беспорядка и проблем, хотя вопросы охраны природы в решающей степени определяют будущее любого государства не только в плане развития и совершенствования политики и экономики, но и в плане создания нормальных условий для жизни, охраны здоровья и, наконец, самой жизни на Земле. И если каждый человек будет заботиться о чистоте и красоте территории, прилегающей к его жилью и месту, где он трудится, то вопрос экологии в значительной мере будет решен.


Результаты по реализации проекта

- повышается уровень экологической грамотности.

- возникновение желания регулярно заниматься благоустройством и озеленением участков земли, на которых проживаем.

- определение деревьев и кустарников как наиболее рациональных видов озеленения. Они не требуют такого систематического ухода, и вместе с тем приносят большую биологическую пользу. Многие из них имеют красивую форму и окраску листьев, красиво цветут и обладают приятным запахом.

- грамотный подбор дендрологического состава деревьев и кустарников для озеленения дворов в соответствии с почвенно-климатическими условиями, в которых расположен озеленяемый двор.


IV Практическая значимость проекта

Изучение экологического состояния пришкольной территории показало, что озеленение территории школьного двора является важнейшим по количеству отмеченных положительных аспектов составляющим элементом благоустройства микрорайона школы. Необходимо и есть большое желание продолжить работу в данном направлении в весеннее - летний период 1013 учебного года.







V Литература


1. Анастасова А.П. Человек и окружающая среда - М.Просвещение, 2001

2. Горышина Т.К. Растения в городе - Л.Ленинградский университет, 2009

3. Григорьев Г.Н. География Белгородской области - Белгород, 1996

4. Лемешев М.Я. Пока не поздно… - М.:Молодая гвардия,2005

5. Марцынкевич Г.И. Использование природных ресурсов и охрана природы - Минск:Университетское изд-во, 2005

6. Сивоглазов В.И Экология России - М: АО МДС,1995

7. Чернова Н.М. Экология - М.: Просвещение, 2003



8. Интернет - ресурсы






VI Приложения

Приложение 1

Расположение школы в микрорайоне.

Санитарно-гигиенические нормы

Полученные результаты

Коммунальные предприятия 50м

Маслоэкстракционный завод 2500м

Завод монтажных заготовок 1020м

Бензозаправка 450м

Мебельный цех 250м

Сеть магазинов 100м

Жилые дома 10м

Жилые дома 10м и более

Автодорога 25м

Автодорога 15м






Приложение 2



Характер воздействия автодороги на микроклимат.


Количество автомобилей в сутки

Количество выхлопных газов

Количество сажи

Количество угарного газа

Количество оксидов азота

1357

1357кг

185кг

40.71кг

8.1кг










Приложение 3


Количество пыли, осажденной листовой поверхностью деревьев различных пород за один вегетативный сезон.


Наименование растений

Суммарная площадь листовой поверхности, кв.метры

Общее количество осаждённой пыли, кг

Тополь серебристый

267

34

Акация жёлтая

3

0,2

Клён ясеневидный

224

33

Сирень обыкновенная

11

1,6

Ива

157

38

Приложение 4



Определение уровня внешней шумовой нагрузки.


Санитарно-гигиенические нормы

Полученные результаты

40- 65 дб

50дб












Приложение 5


" Уровень озеленения пришкольного участка"

Цель: Изучить методику определения уровня озеленения любой территории в населенном пункте на примере пришкольного участка.
Оценив уровень озеленения пришкольного участка, наметить программу дальнейшей работы.

Оборудование: рулетка, блокноты, карандаши.


Х о д р а б о т ы :

1.Подсчитали количество деревьев - 68 общей площадью кроны Sд - 102 кв. метра

2. Общая площадь кроны кустарников на пришкольном участке Sк - 25 кв. метров

2.Измерили общую площадь клумб Sкл - 38 кв. метров

3.Подсчитали общую площадь кроны деревьев, кустарников и клумб пришкольного участка по формуле
S = Sд + Sк+Sкл

S = 165 кв. метров

4.Рассчитали площадь зеленых насаждений, приходящуюся на одного учащегося по S1 =S / n
где n=400 - число учащихся в школе.

S1=0.4 кв.метра

5.Сравнили полученные результаты с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения:
* на одного жителя города должно приходиться 50 кв. м зеленых насаждений.

Вывод: необходимо продолжить работы по озеленению территории школьного двора.










Приложение 6


Проверка семян на всхожесть.





Петунья

Количество проросших семян на день

Всхожесть семян %

3-й

4-й

5-й

6-й

7-й

8-й

Всего

11-я проба

_

4

8

7

9

12

40

80

2-я проба

_

4

6

9

11

13

42

84

Среднее значение всхожести петунии - 82%

Бархатцы

Количество проросших семян на день

Всхожесть семян %

14-й

15-й

16-й

17-й

18-й

19-й

Всего

1-я проба

3

5

8

9

10

11

46

92

2-я проба

2

4

6

8

11

12

43

86

Среднее значение всхожести бархатцев - 89%



Приложение 7


Исследовательская работа на тему Озеленение школьного двора (9 класс)

Территория школьного двора

Исследовательская работа на тему Озеленение школьного двора (9 класс)

Высадка рассады



















Приложение 8


Исследовательская работа на тему Озеленение школьного двора (9 класс)

Работы по озеленению школьного двора и привлечению птиц

Исследовательская работа на тему Озеленение школьного двора (9 класс)

Сеянцы ясеня ланцентного




Исследовательская работа на тему Озеленение школьного двора (9 класс)


© 2010-2022