- Преподавателю
- Биология
- Исследовательская работа по теме «Экология реки Дон»
Исследовательская работа по теме «Экология реки Дон»
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мурзина Т.А. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Исследовательская работа по теме:
«Экология реки Дон».
Выполнила:
Попова Алёна,
учащаяся 11 класса
Учитель-консультант
Мурзина Тамара Анатольевна
МБОУ Лицей №16 «Естественно-математический»
г.Волгодонск
Содержание.
1. Введение
2. Круговорот воды в биосфере, загрязнение природных вод и водопотребление.
3. Параметры и методики.
4. Панорама новостей.
5. Результаты мини-опроса «Твое отношение к проблеме очистки воды».
6. Структурированная вода.
7. Выводы.
8. Литература.
-
Введение
Вода является необходимым условием существования всех живых организмов на Земле. Значение воды в процессах жизнедеятельности определяется тем, что она является основной средой в клетке, где осуществляются процессы метаболизма, служит важнейшим исходным, промежуточным или конечным продуктом биохимических реакций. Особая роль воды для наземных организмов заключается в необходимости постоянного пополнения её из-за потерь при испарении. Поэтому вся эволюция наземных организмов шла в направлении приспособления к активному добыванию и экономному использованию влаги. Наконец, для многих видов растений, животных, грибов и микроорганизмов вода является непосредственной средой их обитания.
В последние десятилетия возросло действие антропогенных факторов на окружающую среду, что привело к возникновению сложных экологических проблем. В настоящее время эколого-экономическая проблематика определяет не только эффективность функционирования всех видов и форм хозяйственной деятельности, но и принципиальные условия благополучного существования человека.
Проблемы, которые исследовал, можно объединить в две большие группы. Во-первых, это проблемы наиболее эффективного и экологически оправданного использования природных ресурсов, во-вторых, это проблемы поиска и обоснование наиболее целесообразных методов предотвращения и ликвидации ущерба от загрязнения окружающей среды. Эти проблемы должны решаться на основе закономерностей развития природной среды естественно-исторического характера, а также с учетом изменяющихся потребностей общества, формирования новой системы ценностей на фоне экологических проблем современности.
Предметы химия, биология и экология дают широкие возможности для экспериментально-исследовательской деятельности. В течение последних трех лет имею возможность сотрудничать с Южно - Российским государственным техническим университетом (филиал Новочеркасского политехнического института), с кандидатом химических наук Еленой Игнатьевной Шаврак, ведущим специалистом кафедры технической химии, занимающейся инженерной защитой окружающей среды. На базе университета с 2010 году были организованы занятия с учащимися школ города. Целью работы было изучение состояния проб воды по органолептическим показателям, пробы брались из реки Дон и городского водопровода, чтобы провести первичную оценку качества воды.
Были выделены несколько методик, которые реально можно использовать в условиях школьной лаборатории, и уже в 2014 учебном году самостоятельно провела подобную работу
2. Круговорот воды в биосфере, загрязнение природных вод и водопотребление.
1)Круговорот веществ:
Круговорот воды в биосфере происходит следующим образом. Вода выпадает на поверхность земли в виде осадков, образующихся из водяного пара атмосферы. Определённая часть выпавших осадков испаряется прямо с поверхности, возвращаясь в атмосферу водяным паром. Другая часть проникает в почву, всасывается с корнями растений и затем, пройдя через растения, испаряется в процессе транспирации. Третья часть просачивается в глубокие слои подпочвы до водоупорных горизонтов, пополняя подземные воды. Четвёртая часть в виде поверхностного, речного и подземного стока стекает в водоёмы, откуда также испаряется в атмосферу. Наконец, часть используется животными и потребляется человеком для своих нужд. Вся испарившаяся и вернувшаяся в атмосферу вода конденсируется и вновь выпадает в качестве осадков.
2)Загрязнение природных вод:
Под загрязнением водоёмов понимается снижение их биосферных функций и экономического значения в результате поступления в них вредных веществ. Одним из основных загрязнителей воды является нефть и нефтепродукты. Нефть может попадать в воду в результате естественных её выходов в районах залегания. Но основные источники загрязнений связаны с человеческой деятельностью. Из других загрязнителей необходимо назвать металлы (например, ртуть, свинец, цинк, медь, хром, олово, марганец), радиоактивные элементы, ядохимикаты, поступающие с сельскохозяйственных полей, и стоки животноводческих ферм.
Одним из видов загрязнения водоёмов является тепловое загрязнение. Электростанции, промышленные предприятия часто сбрасывают подогретую воду в водоём. Это приводит к повышению в нём температуры воды. С повышением температуры в водоёме уменьшается количество кислорода, увеличивается токсичность загрязняющих воду примесей, нарушается биологическое равновесие.
3) Водопотребление:
Человечество потребляет на свои нужды огромное количество пресной воды. Основными её потребителями являются промышленность и сельское хозяйство. Наиболее водоёмкие отрасли промышленности - горнодобывающая, сталелитейная, химическая, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная и пищевая. На них уходит до 70% всей воды, затрачиваемой в промышленности. Главный потребитель пресной воды - сельское хозяйство: на его нужды уходит 60-80% всей пресной воды. Уже в настоящее время недостаток пресной воды испытывают не только территории, которые природа обделила водными ресурсами, но и многие регионы, ещё недавно считавшиеся благополучными в этом отношении. Потребность в пресной воде, на сегодняшний день, не удовлетворяется у 20% городского и 75% сельского населения планеты. Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за их загрязнения. Поэтому нужно постоянно следить за уровнем загрязнённости воды в каждом регионе не только нашей страны, но и мира в целом. Именно поэтому я проследила уровень загрязнённости воды в Ростовской области, а именно в р
3. Параметры и методики.
Параметры, по которым производилась оценка качества воды:
1. Запаха.
2. Цветность.
3. Кислотность.
4. Наличие органических веществ в воде.
5. Среда реакции.
6. Концентрация ионов двухвалентного железа.
7. Концентрация ионов трехвалентного железа.
8. Концентрация ионов хлора.
9. Концентрация сульфат - ионов.
10. Концентрация нитрат - ионов.
Определение интенсивности запаха воды.
Интенсивность запаха.
Характер появления запаха.
Оценка интенсивности запаха.
Нет
Запах не ощущается
0
Очень слабая
Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды.)
1
Слабая
Запах замечается, если обратить на него внимание.
2
Заметная
Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде.
3
Отчетливая
Запах обращает на себя внимания и пытается воздержаться от питья
4
Очень сильная
Запах несколько сильный, что делает воду непригодной к употреблению.
5
Определения цветности воды:
-
Заполнить пробирку водой до высоты 10-12см.
-
Определите цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении (дневном, искусственном.).
Подчеркните (или отметить галочкой) наиболее подходящий оттенок из приведенных в таблице либо заполните свободную линию в таблице.
Цветность воды.
Цветность воды.
Слабожелтоватая
Светло-желтоватая
Желтая
Интенсивно-желтая
Коричневая
Красно-коричневая
Другие (укажите, какие).
Мутность воды.
Мутность воды.
Слабоопалесцирующая
Опалесцирующая
Слабомутная
Мутная
Очень мутная
Определение концентрации ионов двухвалентного железа.
К 5 мл воды добавить на кончике ножа (0,1 г) гидросульфата калия, 0,1 г смеси (красная кровяная соль и сахарная пудра 1:9) и хорошо взболтать. В присутствии ионов двухвалентного железа появляется сине-зеленое окрашивание.
Светло-сине-зеленый - 1 - 6 мг/л
сине-зеленый - 6 - 10 мг/л
синий - 10 - 15 мг/л
темно-синий - 15 - 30 мг/л
Обнаружение нитрат-ионов
К 5 мл воды осторожно, по стенке пробирки, прибавить I мл реактива, полученного растворением I г дифениламина в 100 мл концентрированной серной кислоты. Если есть нитрат-ионы, то появляется синее окрашивание. Но этой реакции мешают нитрит-ионы, которые предварительно надо разрушить. К исследуемой воде добавляют несколько кристаллов хлорида аммония и кипятят 2-3 минуты. Образовавшийся нитрит аммония разрушается до азота и воды. После этого проводят реакцию с дифениламином.
Определение концентрации ионов трёхвалентного железа.
К 5 мл природной воды прибавить 1-2 капли концентрированной соляной кислоты и 5 капель 10%-ного раствора роданида аммония. В присутствии ионов трехвалентного железа появляется красный цвет.
Слабо-красновато-желтоватый ─ 0,95 - 0,4 мг/л
желтовато-красный ─ 0,4 - 1,0 мг/л
красный ─ 1 - 3 мг/л
ярко-красный ─ 3 - 10 мг/л
Определение концентрации ионов хлора
К 5 мл природной воды прибавить 1-2 капли 10%-ного раствора нитрата серебра, подкисленного азотной кислотой. Образуется осадок или муть.
Слабая муть ─ 1 - 10 мг/л
сильная муть ─ 10 - 50 мг/л
хлопья, осаждаются сразу ─ 50 - 100 мг/л
белый объемистый осадок ─ более 100 мг/л
Определение концентрации сульфат-ионов
К 5 мл воды прибавить 4 капли 10%-ного раствора соляной кислоты и 4 капли
5%-ного раствора хлорида бария. Нагреть. Образуется муть или осадок.
- слабая муть через несколько минут ─ 1 - 10 мг/л
- слабая муть сразу ─ 10 - 100 мг/л
- сильная муть ─ 100 - 500 мг/л
- большой осадок, быстро оседающий ─ более 500 мг-л
4. Панорама новостей
Результаты анализа в р. Дон за 20 февраля 2014 г.
Наименование водоисточника: р. Дон.
Место отбора: проба № 1 р. Дон, проба № 2 - ГВ (городской водопровод).
Дата и время отбора: проба № 1 -20.02.14 г. в 10.00.
Проба № 2 - 20.02.14 г. в 12.00
Показатели
ПДК - для питьевой воды
Предел обнаружения
Проба № 1 р. Дон
Проба № 2 после очистки на очистных сооружениях (ГВ)
Нитробензол, мг/л
0,2
0,02
< 0,02
< 0,02
Бензол, мг/л
0,01
0,005
< 0,005
0,005
Толуол, мг/л
0,5
0,005
< 0,005
< 0,005
П-ксилол, мг/л
0,05
0,005
< 0,005
< 0,005
О-ксилол, мг/л
0,05
0,005
< 0,005
< 0,005
Этилбензол, мг/л
0,01
0,005
< 0,005
< 0,00005
Пестициды (гексахлорбензол), мг/л
0,001
0,00005
< 0,00005
< 0,00005
Фенолы водоем летучие, питьевая вода - общие, мг/л
0,001 - 0,25
0,0005
0,0009
< 0,0005
Железо, мг/л
0,3
ОД
2
< 0,10
Хлороформ, мг/л
0,2
0,0015
< 0,0015
0,02
Нитраты, мг/л
45
0,1
1,5
1,4
Мутность, мг/л
1,5
0,58
22
< 0,58
Цветность, мг/л
20
0
78
10
Запах, балл при 20о- 60о
2
1/2
0/0
Наш город Волгодонск - довольно крупный промышленный центр. На территории города размещены: химический завод, комбинат древесных плит, «Атоммаш», в 30 километровой зоне Ростовская атомная станция, предприятия транспорта, строительства, связи и другие отрасли народного хозяйства. Многие из них в своем составе имеют экологически опасные производства и являются серьезными источниками загрязнения окружающей среды. Система водоснабжения г. Волгодонска обеспечивается преимущественно из реки Дон и Цимлянского водохранилища. Я попыталась выяснить, как обстоят дела с нашим богатством - водой на сегодняшний день. Были проведены исследования проб воды по органолептическим показателям, наличию катионов железа, анионов хлора, сульфат-ионов, рассмотрены результаты микробиологической пробы. Работала по методикам, которые представлены в методичках института ЮРГТУ.
Результаты исследований подтверждают, что вода, подаваемая в водопроводную сеть города, сегодня соответствует санитарным правилам и нормам.
В пробах воды из Дона, значительных концентраций бензола и его производных не выявлено. Данные анализа качества воды свидетельствуют о загрязнении Дона в основном тяжёлыми металлами(концентрация ионов железа превышает ПДК почти в 7 раз), содержание летучих фенолов практически равно ПДК(0,001мг/л и 0,0009мг/л соответсвенно ПДК и концентрация ионов железа в воде). Содержание пестицидов не превышает российские нормативы. Содержание нитратов превышает ПДК (Для водоёмов рыбохозяйственного назначения). Речная вода по сравнению с прошлым годом продолжает не соответствовать нормам по микробиологическим и вирусологическим показателям. Однако, питьевая вода подаваемая населению на сегодняшний день соответствует санитарным правилам и нормам.
Анализируя результаты исследований, появилась идея провести мини-опрос среди жителей города (своего дома) на тему «Твоё отношение к проблеме очистки воды».
5.Результаты мини-опроса.
-
Есть в семье люди, страдающие болезнями пищевого тракта?
-
Используете в пищу воду из крана?
50
36
14
ДА
НЕТ
-
Осуществляется ли постоянный контроль за качеством воды в нашем городе?
-
Достаточно ли вы информированы о необходимости применения различных методов и средств защиты от некачественной воды?
6. Структурированная вода
Увидели что нужно, информировать население о необходимости применения тех или иных методов и средств защиты от некачественной питьевой воды. А главное - беречь наше богатство - воду.
Вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Исследования в этой области проводятся не только за рубежом, но и в нашей стране. Опыты свидетельствуют о том, что вода "помнит" вещества, которые в ней когда-то растворяли; что вода меняет свои физические свойства в зависимости даже от цвета скатерти, на которой стоит стакан. А форма кристаллов льда, образующихся при замерзании воды (см. фотографии), зависит не только от её чистоты, но и изменяется в зависимости от того, какую музыку над ней исполняют, что показывают, о чём думают и говорят.
Ты хороший Ты дурак
В ответ на человеческие мысли и эмоции правильные кристаллы чистой воды могут принимать разнообразные формы, подчас весьма уродливые, если структура воды нарушается воздействием негативной мысли или эмоции.
Перед экспериментом и после...
Дистиллированная вода, нагретая в микроволновой печи,
создала кристалл, похожий на кристалл слова "дьявол".
Речная вода
Речная вода после молитвы священника
Речная вода после освящения в храме
Кристаллы воды, обработанные ароматической эссенцией ромашки.
Реакция воды на слова «Адольф Гитлер».
7. Выводы:
-
Для сохранения водных богатств необходимо создавать замкнутые циклы производства, когда вода используется многократно.
-
Необходимо использовать новые биологические методы для очистки воды.
-
Осуществлять постоянный контроль над качеством воды.
4. В целях обеспечения экологической безопасности в Волгодонске необходимо продолжать регулярный мониторинг, как донской воды, так и воды, подаваемой населению после очистных сооружений.
8. Литература
1.АлпенР.Д. Наука о жизни. М.:, Просвещение, 1991.
-
Атлас подводного мира. М.: Росмэн, 2001.
-
Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов н./Д., 1996. 1990.
-
Гиляров Л.М. Популяционная экология, М: Изд-во МГУ,
-
Егоренков Л.И, Занимательная экология. М.: Прометей, 1996.
-
Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. М., 2002.
-
Зайцев Ю.П. Самое синее в мире. Киев, 2001.
-
Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах. Ростов н/Д., 2002.
-
Косое В.И. и др. Экологический мониторинг. Тверь, 1996.
-
Малютин О.И. Введение в гидробиологию. СПб., 2000.
-
Медников Б.М. Формы и уровни жизни. М: Просвещение, 1995.
-
Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Т. 1,2. М., 1993.
13. Иомоконов Л.И. Общая биогеоценология. Ростов н./Д,, 1989.
-
Одум Ю. Экология. Пер. с англ. Т. 1-2. М.: Мир, 1996.
-
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001.
-
Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания. Кн. 1-4. М, 1995.
-
Розанов С. Общая экология: Учебник для вузов. СПб., 2001.
18. Рыжов КН., Ягодин Г.А. Школьный экологический мониторинг: Учебное пособие. М., 2000.
19. Криксунов Е.А. «Экология». Дрофа 1995.