Рабочая программа по биологии для 8 класса по УМК В. В. Пасечника

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 8 КЛАССА

НАЗИПОВА ГАБИТА ГАБДУЛМАЛИКОВИЧА,

УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

МБОУ «СОШ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ с. БОЛЬШОЙ КУКМОР»


























Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе:

- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2012г.)

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089);

- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);

- положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин;

- учебного плана МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Большой Кукмор» (федерального и регионального компонента, компонента ОУ);

- Примерной программы основного общего образования Сборник нормативных документов Биология. М., «Дрофа», 2007 г. (составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев),

- Положения о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости (Введено в действие приказом директора школы от 28 июня 2014 года №41/14).

- Учебник: Биология. Человек. 8 кл.: Учеб. для общеобразовательных учреждений  Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. - 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.-332 с.:ил.

- Федеральный базисный план для основного общего образования отводит 70 ч ( 70 ч. из расчета 2 ч. в неделю) для изучения учебного предмета «Биология». По решению образовательного учреждения продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, следовательно, в 8 классе для изучения биологии отводится 68 часов.

Цель: формирование у учащихся научного мировоззрения о строении и функциях человеческого организма, его месте в биосоциальной среде.

Задачи:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Основное содержание

1 Раздел. Введение (2ч)

Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

2 Раздел. Происхождение человека (3ч)

Систематическое положение человека. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Историческое прошлое людей. Предшественники людей; древнейшие люди; древние люди; первые современные люди. Расы человека. Расы человека; нацизм.

3 Раздел. Строение организма (5ч)

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Клеточное строение организма. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Физиология клетки. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека

4 Раздел. Опорно-двигательная система (7ч.)

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Строение костей.

Скелет и мышцы; химический состав костей; макроскопическое строение кости; микроскопическое строение кости; типы костей. Скелет человека. Осевой скелет.

Скелет поясов свободных конечностей. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Строение мышц.

Работа скелетных мышц и их регуляция. Осанка. Предупреждения плоскостопия.

Лабораторная работа №1:«Микроскопическое строение кости»

Лабораторная работа №2: «Мышцы человеческого тела»

Лабораторная работа №3: «Утомление при статической работе»

Лабораторная работа №4: «Осанка и плоскостопие»

5 Раздел. Внутренняя среда организма (3ч)

Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Значение постоянства внутренней среды организма. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Кровь. Группы крови. Переливание крови.

6 Раздел. Кровеносная и лимфатическая системы (6ч)

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Органы кровообращения: строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Лабораторная работа №5: «Функция венозных клапанов», «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»

Лабораторная работа №6: «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»,

Лабораторная работа №7: «Работа пульса»

Лабораторная работа №8: «Функциональная проба»

7 Раздел. Дыхание (5ч)

Значение дыхания. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Лёгкие. Легочное и тканевое дыхание. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.

Лабораторная работа №9: «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

8 Раздел. Пищеварение (5ч)

Питание. Пищеварительная система. Пищеварение в ротовой полости. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Роль ферментов в пищеварении. Функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит. Гигиена органов пищеварения. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Определение норм рационального питания

Лабораторная работа №10: «Действие слюны на крахмал»

9 Раздел. Обмен веществ и энергии (3ч)

Обмен веществ и превращения энергии - основное свойство всех живых существ. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Энергозатраты человека и пищевой рацион .

10 Раздел. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5ч)

Мочеполовая система. Строение и значение почек. Образование мочи. Регуляция мочеобразования. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Покровы тела. Кожа - наружный покровный орган. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Терморегуляция организма. Закаливание. Наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания);

11 Раздел. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. (7 ч)

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная регуляция. Значение нервной системы. Общий план строения нервной системы и её функции. Строение нервной ткани и её свойства. ЦНС. Спинной мозг, его строение и функции. Строение головного мозга. Строение и функции его основных отделов (заднего переднего мозга). Головной мозг. Строение и функции переднего мозга. Периферическая нервная система. Соматический и автономный отделы нервной системы. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны. Нарушение нервно-гуморальной регуляции

Лабораторная работа №11: «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»

12 Раздел. Анализаторы. Органы чувств ( 5ч )

Органы чувств, их роль в жизни человека .Анализаторы. Зрительный анализатор. Гигиена зрения. Нарушения зрения и их профилактика. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

Лабораторная работа №12: «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»

13 Раздел. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика ( 9ч )

Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Психология и поведение человека. Врожденные и приобретенные программы поведения. Сон, его значение. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательная деятельность мозга. Воля, память, эмоции, внимание, память, мышление. Биологическая природа и социальная сущность человека. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья . Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Лабораторная работа

Лабораторная работа №13: «Выработка навыка зеркального письма»

Лабораторная работа №14: «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях»

14 Раздел. Индивидуальное развитие организма.(5ч)

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека Жизненные циклы. Размножение. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Промежуточная аттестация (тестирование) за курс 8 класс

Тематическое планирование


№ п/п

Раздел

Количество часов

Из них

Изучение нового материала и закрепление

Лабораторная работа

Практическая работа

Контроль


Введение

2





1

Происхождение человека

3


2

Организм человека и его строение

5

1

3

Опорно - двигательная система

7

4

1

4

Внутренняя среда организма

3


5

Кровеносная и лимфатическая системы

6

3

6

Дыхание

5

1

1

7

Пищеварение

5


8

Обмен веществ и энергии

3


9

Покровные органы. Терморегуляция Выделение

5


10

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

7

1

11

Анализаторы. Органы чувств

5

1

12

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

9

2

13

Индивидуальное развитие организма.

4


14

Промежуточная аттестация (тестирование) за курс 8 класс

1

1

ИТОГО

68









Календарно-тематическое планирование

урока

Тема

Дата

ПО КАЛЕНДАРЮ

Дата

ФАКТИЧЕСКАЯ

Примечание

Раздел 1. Введение (2 ч)

1

Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его




2

Становление наук о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.



Раздел 2. Происхождение человека (3 ч)

3

Систематическое положение человека. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.



4

Историческое прошлое людей



5

Расы человека




Раздел 3. Строение организма (5 ч)

6

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека




7

Клеточное строение организма. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов.



8

Физиология клетки. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.




9

Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.




10

Контрольно-обобщающий урок «Организм человека и его строение». Зачет.







Раздел 4. Опорно-двигательная система (7 ч)


11

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Строение костей. Лабораторная работа №1:«Микроскопическое строение кости»



12

Скелет человека. Осевой скелет. Скелет поясов свободных конечностей. Соединение костей.



13

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.



14

Строение мышц.

Лабораторная работа №2: «Мышцы человеческого тела»



15

Работа скелетных мышц и их регуляция.

Лабораторная работа №3: «Утомление при статической работе»



16

Осанка. Предупреждения плоскостопия.

Лабораторная работа №4: «Осанка и плоскостопие»



17

Контрольно-обобщающий урок «Опорно-двигательная система». Зачет.



Раздел 5. Внутренняя среда организма ( 3 ч )



18

Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Значение постоянства внутренней среды организма.




19

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.





20

Кровь. Группы крови. Переливание крови




Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая система (6 ч)


21

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы




22

Органы кровообращения: строение и работа сердца




23

Круги кровообращения. Лабораторная работа №5: «Функция венозных клапанов», «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»



24

Движение крови по сосудам. Лабораторная работа №6: «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа», Лабораторная работа №7: «Работа пульса»



25

Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов.

Лабораторная работа №8: «Функциональная проба»



26

Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.



Раздел 7. Дыхание (5 ч)

27

Значение дыхания. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика.



28

Лёгкие. Легочное и тканевое дыхание. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.




29

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Лаб. раб. №9: «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»




30

Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.



31

Обобщающий урок по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая система», «Дыхание». Зачет.




Раздел 8. Пищеварение (5 ч)

32

Питание. Пищеварительная система.




33

Пищеварение в ротовой полости. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни.





34

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Роль ферментов в пищеварении. Лабораторная работа №10: «Действие слюны на крахмал»



35

Функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит




36

Гигиена органов пищеварения. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Определение норм рационального питания




Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 ч)


37

Обмен веществ и превращения энергии - основное свойство всех живых существ




38

Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.





39

Энергозатраты человека и пищевой рацион .



Раздел 10. Выделение. Покровные органы. Терморегуляция. (5 ч)

40

Мочеполовая система. Строение и значение почек. Образование мочи. Регуляция мочеобразования.




41

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.





42

Покровы тела. Кожа - наружный покровный орган.




43

Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.



44

Терморегуляция организма. Закаливание. Наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания);





Раздел 11. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма ( 7 ч)






45

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная регуляция. Значение нервной системы




46

Общий план строения нервной системы и её функции. Строение нервной ткани и её свойства.




47

ЦНС. Спинной мозг, его строение и функции



48

Строение головного мозга. Строение и функции его основных отделов (заднего переднего мозга).

Лабораторная работа №11: «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»



49

Головной мозг. Строение и функции переднего мозга.




50

Периферическая нервная система. Соматический и автономный отделы нервной системы.




51

Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны. Нарушение нервно-гуморальной регуляции



Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч)

52

Органы чувств, их роль в жизни человека .Анализаторы.




53

Зрительный анализатор. Лабораторная работа №12:

«Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»



54

Гигиена зрения. Нарушения зрения и их профилактика.



55

Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.



56

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.



Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (9 ч)

57

Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина.




58

Психология и поведение человека. Врожденные и приобретенные программы поведения. Лабораторная работа №13: «Выработка навыка зеркального письма»



59

Сон, его значение. Сновидения.


60

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательная деятельность мозга.




61

Воля,пасмять, эмоции, внимание, память, мышление.

Лабораторная работа №14: «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях»



62

Биологическая природа и социальная сущность человека. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей.



63

Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Влияние физических упражнений на органы и системы органов.



64

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья . Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.



65

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.



Раздел 14. Индивидуальное развитие организма ( 4ч)

66

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека Жизненные циклы. Размножение.


67

Промежуточная аттестация (тестирование) за курс 8 класс



68

Анализ промежуточной аттестации. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.




Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса


Должны

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов человека;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);

  • роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными,

  • место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



Форма проведения промежуточной аттестации


Тест.

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных

А1. Ткань состоит из

  1. органоидов и мембран 3) органов и межклеточного вещества

  2. органов и полостей 4) клеток и межклеточного вещества

А2. Железы внутренней секреции

  1. имеют протоки, открывающиеся во внутреннюю среду организма

  2. имеют протоки, открывающиеся на поверхности тела

  3. имеют протоки, открывающиеся в полости органов

  4. не имеют протоков

A3. Вестибулярный аппарат образован

  1. улиткой и двумя полукружными каналами 3) двумя мешочками

  2. только полукружными каналами 4) двумя мешочками и тремя полукружными каналами

А4. Кровь от сердца течёт по

  1. венам 2) артериям 3) капиллярам 4) венам и артериям

A5.Стенка желудка не переваривается пищеварительным соком, потому что

  1. повреждённый эпителий быстро восстанавливается

  2. стенка желудка покрыта слизью

  3. в соке желудка нет нужных ферментов

4) пищеварительные ферменты не могут переваривать ком­поненты организма, который их синтезирует

А6. Дыхательные пути - это

  1. носовая полость, гортань, трахея 3) только бронхи

  2. носовая полость, гортань, трахея, бронхи 4) трахея и бронхи

A7. Сальные железы кожи расположены в

  1. эпидермисе 2) подкожной клетчатке 3) собственно коже 4) роговом слое

А8. Для эволюции человека характерно

  1. преобладание биологических факторов над социальными

  2. преобладание социальных факторов над биологическими

  3. единство действия биологических и социальных факто­ров

  4. независимое действие биологических и социальных фак­торов

А9. В яичниках образуются

1) спермии 2) сперматозоиды 3) яйцеклетки 4) тромбоциты

А10. Какие органы относятся к центральной нервной системе:

1) нервы, нервные узлы 3) спинной мозг, головной мозг, нервные узлы

2) спинной мозг, головной мозг 4) головной мозг, нервы, нервные узлы

А11. Парным органом мочевыделительной системы является

1) нефрон 2) мочеиспускательный канал 3) мочевой пузырь 4) почка

А12. Пластический обмен это -

  1. синтез органических веществ из неорганических 3) синтез минеральных веществ

  2. окисление органических веществ 4) окисление минеральных веществ

А13. К инфекционным болезням, передающимся через воздух, относится

1) инфаркт миокарда 2) СПИД 3) малокровие 4) туберкулез

А14. Как называется неподвижное соединение костей?

1) стык 2) сустав 3) шов 4) хрящ

А15. Как называются постоянные части клетки, располо­женные в цитоплазме, каждая из которых выполняет свои особые функции?

1) органоиды 2) мембраны 3) митохондрии 4) рибосомы

А16. Сколько раз за одну минуту сокращается сердце здо­рового человека?

1) 25-30 раз 2) 60-70 раз 3) 80-100 раз 4) 100-120 раз

Задания уровня В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных

В1. Трубчатыми костями являются

1) грудина 4) бедренная кость

2) ребро 5)лопатка

3) плечевая кость 6) лучевая кость

В2. Оптическая система глаза включает

  1. роговицу 4) зрачок

  2. хрусталик 5) стекловидное тело

  3. сетчатку 6) жёлтое пятно

В3. В тонкой кишке происходит

  1. полостное пищеварение

  2. пристеночное пищеварение

  3. всасывание

  4. накапливание остатков непереваренной пищи

  5. формирование кала

  6. расщепление клетчатки

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В4. Установите соответствие между частями глаза и структура­ми, их составляющими

ЧАСТИ ГЛАЗА СТРУКТУРЫ

А) веки 1) вспомогательный аппарат глаза

Б) зрачок 2) глазное яблоко

В) слёзные железы

Г) стекловидное тело

Д) роговица

Е) ресницы

А

Б

В

Г

Д

Е


В5. Установите соответствие:

ПРИМЕРЫ РЕФЛЕКСОВ

  1. глотание

  2. слюноотделение на запах пищи

  3. моргание

  4. слюноотделение на вид пищи

  5. вождение автомобиля

  6. чихание

ВИДЫ РЕФЛЕКСОВ

А. Условные рефлексы

Б. Безусловные рефлексы

1

2

3

4

5

6


Уровень С.

С-1. Как предупредить появление плоскостопия у ребенка?


Критерии оценивания теста

Часть А содержит 16 заданий с выбором одного верного ответа из четырех базового уровня сложности (1 задание-1 балл).
Часть В содержит 5 заданий с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия и определение последовательности биологических объектов, процессов и явлений. Эти задания повышенного уровня сложности (1 задание-2 балла).
В1 - В3-задания на умение проводить множественный выбор;
В4 - В5-умение устанавливать соответствие;
Часть С содержит одно задание с коротким ответом (1 задание-2 балла).

Максимальное количество баллов 28.
«5» - 85% - 100% «4» - 60- 84 %

«3» - 30% - 59 % «2» - 0 - 29%

Критерии и нормы оценки знаний учащихся

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае:

- Знания, понимания, глубины усвоения учащимися всего объёма программного материала.

- Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

- Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»:

- Знание всего изученного программного материала.

- Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

- Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

- Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

- Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

- Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

- Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

- Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

- Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка «5» ставится, если ученик:

- правильно определил цель опыта;

- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

- самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

- научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

- проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

- эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

- опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

- или было допущено два-три недочета;

- или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

- или эксперимент проведен не полностью;

- или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы неполные.

Отметка «3» ставится, если ученик:

- правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

- или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

- опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

- допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик:

- не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

- или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

- или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;

- допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка «5» ставится, если ученик:

- выполнил работу без ошибок и недочетов;

- допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил:

- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

- не более двух грубых ошибок;

- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух-трех негрубых ошибок;

- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

- или если правильно выполнил менее половины работы.

Литература


  • Учебник: Биология. Человек 8 кл. Д.В. Колесов, Р. Д. Маш, И.Н. Беляев. - М.: Дрофа, 2009.

  • Программа основного общего образования по биологии. 6- 9 классы / авторы: Пасечник, В.В., Латюшин, В.В., Пакулова, В.М., Москва «Дрофа», 2006.

Электронные образовательные ресурсы:


  • school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  • window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам

  • l-micro.ru/index.php?kabinet=3 - Информация о школьном оборудовании.

  • interneturok.ru/ru - Видеоуроки по основным предметам школьной программы

  • gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.


© 2010-2022