Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Технологическая карта

Тема: Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.   Деятельностная цель: формирование способности учащихся к решению простейших генетических задач на моногибридное скрещивание.   Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.   Планируемые результаты: §  предметные:формирование первоначального систематизированного представления об основных закономерностях наследования признаков §  метапредметные: -        регулятивные: умение самостоятел...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.


Деятельностная цель: формирование способности учащихся к решению простейших генетических задач на моногибридное скрещивание.


Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.


Планируемые результаты:

  • предметные: формирование первоначального систематизированного представления об основных закономерностях наследования признаков

  • метапредметные:

  • регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение составлять план деятельности

  • познавательные: умение определять понятия

  • коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

  • личностные: формирование ценностных ориентиров учебной деятельности на основе развития познавательых интересов.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности



Организовать включение учащихся в учебную деятельность в группах:

1) определить тип урока;





2) установить тематические рамки урока.

Вы закончили изучать «Размножение и развитие организмов» есть версии, чем будем заниматься сегодня?

Использует прием «Нестандартный вход в урок»: предлагает угадать что находится в конверте (пакеты с семенами гороха двух разных сортов). При затруднении можно разрешить пощупать конверт.

Как горох может быть связан с темой раздела и урока?


Собери слово


Выдвигают версии





Обсуждают, что в конверте

Отвечают на вопрос: как горох может быть связан с нашим сегодняшним уроком?







Находят под партами приклеенные буквы и собирают из них слово «генетика» (три буквы лишние)

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Технологическая карта


2. Самостоятельная деятельность по известной норме и организация учебного затруднения

Организовать деятельность в группах:

1) самостоятельное воспроизведение способов действий, достаточных для построения нового способа действий;

2) приведение примеров на воспроизведённые способы действий;

3) зафиксировать воспроизведённые способы действий в речи;



Что вы знаете, слышали о генетике?

Прием «Шаг за шагом»

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и.т. из того что они знают о генетике.


4) зафиксировать воспроизведённые способы действий в знаках (эталоны);

5) тренировать мыслительные операции, достаточные для построения нового знания: анализ, сравнение, обобщение;

Учитель записывает названные термины на обратной стороне доски.



6) обобщить актуализированные способы действий;

Что мы сейчас делали, зачем?

Делают вывод.


7) представить спектр заданий, требующих использование нового способа действия;

8) проанализировать пробное задание и возможность его выполнения;


Предлагает для просмотра и анализа модель 11.1 (CD «Открытая биология»)

«Законы Менделя». Организует обсуждение результатов эксперимента.

Выдвигают версии (почему так получилось)Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Технологическая карта


9) зафиксировать возможные затруднения учащимися.

Какие затруднения у вас возникли?

Фиксируют затруднения в речи.


3. Выявление места и причины затруднения

Организовать деятельность в группах:

1) восстановление предложенных операций;

2) соотнести возможные действия с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.);

3) зафиксировать возможные места (шага, операции) затруднений;

4) на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще;

5) составить текст по фиксации места и причины выявленных затруднений.












Почему возникли затруднения?









Выдвигаю версии


4. Построение проекта выхода из затруднения

Организовать построение проекта выхода из затруднения в группах:

  1. Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

  2. Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.



  1. Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.













































Прогнозирование

Что нужно сделать, чтобы устранить затруднения?

Предлагает уточнить цель урока (прием собери предложение)



Предлагают идеи.


«Выяснить как наследуется цвет горошин»

Давайте уточним нашу тему урока.

Предлагает собрать два предложения.

Выдвигают версии


«Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя»

Что необходимо сделать, чтобы достигнуть цели?

Предлагает уточнить

Прием «Работа с деформированным планом (с избыточными пунктами) решения учебной задачи;











«Как думаешь, какой результат может получиться?»,

Выдвигают версии

Обсуждают в парах пункты плана:

Изучить основные генетические символы и термины.

Выяснить законы наследования признака.

Научится записывать генетические задачи.

___________________________________

Провести эксперимент по скрещиванию гороха.

Выяснить как наследуются признаки, сцепленные с полом.

Выяснить роль мутаций в эволюции организмов

Отвечают на вопрос


5. Реализация построенного проекта

Организовать деятельность в группах:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) проанализировать полученные результаты в форме коммуникативного взаимодействия;

3) зафиксировать новый способ действия в речи;



4) зафиксировать новый способ действия в знаках (с помощью эталона);










5) зафиксировать преодоление затруднения;

6) уточнить общий характер нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).




Изучить основные генетические символы и термины.

Найдите в учебнике определения перечисленным на карточке терминам.


Выполняют задание

Генетика

Ген

Гибридизация

Доминантные признаки

Рецессивные признаки

Проговаривают определения устно.

Выяснить законы наследования признака.

Найдите в учебнике (с. 98) в чем суть первого закона Менделя, в чем суть второго закона Менделя.

Проговаривают во внешней речи (как поняли) первый и второй законы Менделя

Научиться записывать генетические задачи.

А теперь давайте вместе запишем генетическую задачу.

Раздаёт карточки с основной генетической символикой.

Записывает на доске схему «Моногибридное скрещивание. Полное доминирование»




Используя карточки с генетической символикой помогают записать схему наследования.



Удалось преодолеть затруднение?


Фиксируют преодоление затруднения.

6. Первичное закрепление во внешней речи

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

Что мы сейчас делали?


Перечисляют способы действий.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

2) организовать самостоятельное соотнесение работы с эталоном для самопроверки;

3) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать в группах составление текста рефлексии деятельности по применению нового способа действия.

4) организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Предлагает собрать магнитную схему наследования цвета гороха

















Д/з сделать на твердой основе карточку «Моногибридное скрещивание. Полное доминирование»

Собирают схему с использованием эталона, записанного в тетради.


8. Включение в систему знаний и повторение

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Прием «Ромашка Блума модернизированная» с одной стороны ромашки написано начало вопроса, а с другой стороны - сами вопросы. Обучающимся предлагается самим составить вопрос (вопросы с использованием заготовок фраз на одной стороне. В случае затруднения, либо после составленного и отвеченного самостоятельно вопроса предлагается ответить на заготовленные вопросы).






Выбирают вопросы с учетом фраз и количества звезд (чем больше звезд, тем труднее вопрос).

Составляют сами вопросы.

Отвечают на них.

Отвечают на заготовленные вопросы.


Простые вопросы:

Что такое генетика?

Что такое наследственность?

Что такое изменчивость?


Перечислите основные генетические символы и назовите генотипы при моногибридном скрещивании.


* Объясняющие вопросы:

Почему в первом поколении все горошины желтые?

Почему во втором поколении происходит расщепление признаков?


*Оценочные вопросы:

Сравните первый и второй

законы Менделя.


Чем наследственность отличается от изменчивости?

Что общего между наследственностью и изменчивостью?


** Творческий вопрос:

Каким будет первое поколение, если родительские особи имеют следующий генотип: Аа и аа?


9. Рефлексия учебной деятельности

Организовать деятельность в группах:

1) зафиксировать новое содержание, которое изученное на уроке;

2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) провести оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

4) зафиксировать неразрешённые затруднения на уроке как направления будущей учебной деятельности;

5) составить текст по рефлексии деятельности на уроке.

Прием «Закончи предложение»


Выбирают одно предложение и продолжают фразу:

Я сегодня понял…

Я сегодня разобрался…

Я сегодня научился…

Я сегодня узнал…

Сегодня на уроке я работал…

Сегодня на уроке мне понравилось…




  • Знаю определение терминов, участвовал в их обсуждении

  • Понял как наследуется цвет гороха

  • Могу объяснить другим в чем суть законов Менделя

  • Смог составить и ответить на вопрос из ромашки

  • Без ошибок ответил на готовые поросы


Выставляет отметку в журнал


Проводят самооценку по предложенным критериям (сколько плюсов такая и отметка).






© 2010-2022