- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа школьного предмета Экология Республики Коми. 10 класс
Рабочая программа школьного предмета Экология Республики Коми. 10 класс
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Быкова Е.П. |
Дата | 26.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана в связи с введением в 10 классах предмета экология (1 час в неделю). Предмет «Экология Республики Коми» изучается на завершающем этапе базового образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего (полного) образования на основании авторской программы по экологии для 8 - 11 классов авторов Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника (Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011) и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.
Настоящая программа составлена на 36 часов (в год), в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;
- формировать социально-ценные мотивы личностного отношения к природе;
- раскрывать универсальную ценность природы;
- привлекать обучающихся к исследованию и охране природы родного края;
- формировать нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения, обобщенные модели поведения в природной среде;
- побуждать обучающихся к оцениванию фактов воздействия человека и общества на природу и природы на человека и общество;
- привлекать обучающихся к контролю и оценке социально-значимых результатов природоохранной деятельности.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса, которая заключается в формировании у обучающихся старшей школы системы экологических знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, содержания концепции устойчивого развития, а также способствующих формированию у старшеклассников экологического сознания и экологической ответственности.
Содержательной основой курса является учение о природной экосистеме как совокупности совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи. Экосистемы рассматриваются как открытые самоорганизующиеся и самовоспроизводящиеся системы, на уровне которых происходит обмен веществ, и осуществляются потоки энергии.
Современная экология имеет интегральный характер и является комплексом научных дисциплин. В названном учебном курсе раскрываются основы трёх разделов экологии - общей, прикладной и социальной экологии. Общая экология рассматривает уникальность качественного разнообразия живых существ, экологические взаимодействия на организменном и надорганизменном уровнях организации живого. Прикладная экология посвящена изучению структуры и функционирования антропогенных экосистем, разработке допустимых нагрузок на среду и экосистемы, норм использования природных ресурсов, методов управления экосистемами, моделированию экосистем. Социальная экология исследует взаимосвязи и взаимозависимости общества и природной среды, в том числе в условиях несоизмеримости темпов естественной эволюции природы с темпами развития человеческого общества.
Обучение старшеклассников экологии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития экологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу практической подготовки в 10-11 классах, для формирования их экологической культуры. Поэтому содержание курса структурировано так, чтобы обучающиеся могли синтезировать имеющиеся и получаемые знания в единую систему представлений о природе и месте человека и человечества в ней.
В соответствии с программой в 10 классах школьники изучают общую экологию. Первые темы посвящены экологии видов и популяций. В них раскрыты экологические закономерности взаимодействия живых организмов и их среды обитания, описаны основные формы экологических адаптаций, взаимоотношения видов, а также популяции как элементарные надорганизменные макросистемы. Последующие темы содержат материал о составе, структуре и динамике экосистем. В одной из тем рассмотрена биосфера как самая большая экосистема Земли. Последние темы посвящены социальной экологии, включают материал о состоянии биосферы на современном этапе, концепции устойчивого развития, глобальных экологических проблемах человечества, международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды, о вопросах формирования экологического менталитета.
Преподавание курса «Экология Республики Коми» направлено на достижение выпускниками старшей школы следующих результатов:
-
знание основных экологических принципов и правил, способствующих формированию ответственного отношения личности к природе;
-
понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере;
-
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на дальнейшее изучение экологии;
-
овладение комплексом элементов исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, проводить эксперименты, сравнивать, анализировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свою точку зрения;
-
умение работать с разными источниками информации (учебником, научной и справочной литературой, словарями, Интернетом), анализировать и оценивать информацию;
-
способность выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков по отношению к окружающей среде;
-
утверждение экологического мировоззрения в образе мышления, чувствах и поведении, осознание необходимости бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зелёных насаждений и охраняемых природных территорий;
-
формирование личной ответственности перед обществом за восстановление и сохранение благоприятной окружающей среды, осознанное выполнение экологических правил и требований.
Для оценки достижений учеников используются экологические викторины и практические, творческие работы.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
понятия «экология», «природа», «экологическая ниша», «пищевые взаимосвязи», взаимосвязь живой и неживой природы; названия растений и животных, занесённых в « Красную книгу Республики Коми», встречающиеся в данной местности; значение лесной зоны в жизни людей; экологические проблемы. Промышленные предприятия Республики Коми, которые являются основными виновниками загрязнения окружающей среды.
В чём заключается взаимосвязь природы и человека; общие признаки экологических проблем; значение международного сотрудничества в решении экологических проблем; правила и нормы поведения в окружающей природной среде.
Учащиеся должны уметь:
наблюдать природные явления, определять и объяснять взаимосвязь «человек- природа», «человек - общество»; оценивать отношения окружающих людей (друзей, одноклассников, взрослых) к природе; получать информацию из различных источников; правильно вести себя в лесу, на реке, в общественных местах. оценивать состояние окружающей среды своего села; состояние собственного здоровья; предпринимать конкретные действия по улучшению состояния окружающей среды и своего здоровья; научить нормам поведения в природной среде окружающих
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
-
История развития экологии. Понятие экология. Что это такое? Великие исследователи экологии: Карл Линней, Жан Батист Ламарк, Томас Мальтус, Чарльз Дарвин, Болотов, Вернадский, Сукачев. Объект экологии - экосистема. Связь экологии с другими науками.
-
Среда. Закономерности действия факторов. Абиотические, биотические, антропогенные факторы. Факторы среды Республики Коми.
-
Экологические ресурсы. Экологические ресурсы Республики Коми.
-
Структура экологии. Понятие. Общая экология. Биосферная экология. Лесная экология. Экология тундры. Экология морей. Сельскохозяйственная экология. Городская экология. Математическая экология. Химическая экология. Их характеристика.
-
Экосистема. Типы экосистем. Естественная экосистема. Антропогенная экосистема. Автотрофная экосистема. Гетеротрофная экосистема. Состав и типы экосистем Республики Коми.
-
Распознавание встречающихся в данной местности растений и животных. Деревья. Кустарники, травянистые растения, насекомые. Птицы, звери, другие животные.
-
Знакомимся с исчезнувшими растениями. Местные растения. Местные лекарственные растения. Лекарственные растения. Травы. Лекарственные травы Республики Коми, Сыктывдинского района. Лекарственные растения , занесенные в красную книгу Республики Коми. Правила их сбора, употребления, применения.
-
Промышленные предприятия Республики Коми, загрязняющие окружающую среду. Сыктывкарский Лесоперерабатывающий Комплекс (СЛПК), Лукойл-Коми, «Воркутауголь».
-
Атмосферный воздух. Понятие. Состав. Мероприятия. Связанные с охраной атмосферного воздуха. Качество атмосферного воздуха в городах Республики Коми. Промышленные предприятия, загрязняющие атмосферный воздух Республики Коми. Сосногорский газоперерабатывающий завод, ОАО «Воркутауголь», ОАО «ЛЙКОЙЛ -Коми», ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», ОАО «ТГК - 9», ОАО «Транснефть», Усинский ГПЗ.
-
Поверхностные водные объекты. Характеристика качества воды на основных объектах Республики Коми. Характеристика качества воды. Питьевые источники Республики Коми. Промышленные предприятия , загрязняющие воды Республики Коми: «ЛУКОЙЛ -Коми», ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», ОАО «Северные магистральные нефтепроводы».
-
Особо охраняемые природные территории (ООПТ). ООПТ Республики Коми. Болотный заказник «Эриднюр», Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник и национальный парк «Югыд Ва», «Девственные леса Коми».
-
Растительный и животный мир Республики Коми. Численность и разнообразие основных животных растений и животных.
-
Растения Красной книги Республики Коми и Сыктывдинского района. Ирис Сибирский, Башмачок настоящий, Башмачок настоящий. Калипсо луковичная. Пальчатокоренник масокрасный. Пион уклоняющийся. Золотой корень(Родиола розовая). Сон-трава (Прострел весенний). Колокольчик персиколистный. Лен северный. Мак полярный. Щитовник мужской.
Охраняемые растения Сыктывдинского района.
-
Ядовитые растения Республики Коми и Сыктывдинского района.
-
Животные Красной книги Республики Коми и Сыктывдинского района. Енотовидная собака. Косули. Заяц-русак. Осоед. Бородатая неясыть. Филин. Серый журавль. Лебедь-кликун. Рыжий ночной павлиний глаз. Феб (бабочка). Адмирал. Европейская норка. Бурый ушан.
-
Промышленные и транспортные катастрофы и аварии, связанные с воздействием на окружающую среду. Промышленные и транспортные катастрофы в Республике Коми.
-
Заповедники и заказники Республики Коми и Сыктывдинского района. Заказник «Белый» с. Палевицы. Заповедник «Югыд Ва».
-
Парниковый эффект. Концентрация промышленных предприятий в Республике Коми: СЛПК. Экологические проблемы Республики Коми.
-
Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей
-
Подготовка проведения КВНа на экологическую тематику.
-
Связь между состоянием природы и здоровья человека. Состояние природы и здоровья человека в Республике Коми.
-
Экологическая викторина «Биологическое разнообразие Республики Коми».
-
Обобщение по курсу «Экология Республики Коми».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Экология Республики Коми. 10 класс.
№
Тема
Форма проведения
Практика .
Часы.
Теория. Часы
Дата проведения.
1
История развития экологии.
Рассказ. Лекция.
1
2
Среда. Закономерности действия факторов среды. Факторы среды в условиях Севера.
Рассказ
Беседа
1
3
Экологические ресурсы. Экологические ресурсы Республики Коми.
Рассказ
Беседа
Обсуждение
1
4
Структура экологии
Лекция
Рассказ
1
5
Экосистема. Общая характеристика.
Состав и свойства экосистем Республики Коми.
Беседа
Обсуждение
1
6
Распознавание встречающихся в данной местности растений и животных. Деревья, кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и другие животные.
Экскурсии и практическое занятие.
1
7
Знакомимся с растениями , которым угрожает исчезновение. Местные лекарственные травы. Лекарственные травы Республики Коми. Правила их сбора, применения, употребления.
Беседа
Рассказ
Доклады
2
8
Промышленные предприятия Республики Коми, загрязняющие окружающую среду.
Рассказ. Обсуждение.
1
9
Атмосферный воздух. Качество атмосферного воздуха в городах Республики Коми. Промышленные предприятия, загрязняющие атмосферный воздух Республики Коми. Мероприятия , связанные с охраной атмосферного воздуха.
Обсуждение. Беседа.
2
10
Поверхностные водные объекты. Характеристика качества воды на основных объектах Республики Коми. Качество воды питьевых источников Республики Коми. Промышленные мероприятия, загрязняющие воды Республики Коми.
Обсуждение. Рассказ.
2
11
Обобоохраняемые природные территории (ООПТ). ООПТ Республики Коми.
Доклады. Обсуждение.
2
12
Растительный и животный мир Республики Коми.
Доклады. Беседа.
1
13
Растения Красной книги Республики Коми. Охраняемые растения Сыктывдинского района.
Доклады. Обсуждение.
2
14
Ядовитые растения Республики Коми. и Сыктывдинского района.
Беседа. Обсуждение.
2
15
Животные красной книги Республики Коми и Сыктывдинского района.
Беседа. Обсуждение.
2
16
Промышленные и транспортные аварии и катастрофы, связанные с воздействием на окружающую среду.
Беседа. Обсуждение.
1
17
Заповедники. Заказники Республики Коми и Сыктывдинского района.
Беседа. Обсуждение.
Доклады.
2
18
Парниковый эффект. Экологические проблемы Республики Коми.
Беседа. Обсуждение.
1
19
Изготовление условных знаков к правила поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей.
Практическое занятие.
2
20
Подготовка и проведение КВНов экологического содержания.
Практическое, творческое занятие.
3
21
Выявление связей между состоянием природы и здоровьем человека.
Беседа. Обсуждение.
1
22
Экологическая викторина «Биологическое разнообразие Республики Коми»
Самостоятельная работа.
3
24
Обобщение по курсу «Экология Республики Коми»
1
№
Блок. Тема
Форма проведения
Часы
Дата
практика
Теория
1.
История развития экологии.
Рассказ
лекция
1
2.
Среда. Закономерности действия факторов среды. Факторы среды в условиях Севера.
Рассказ
Беседа
1
3
Экологические ресурсы. Экологические ресурсы РК.
Рассказ
Беседа
1
4.
Структура экологии.
Лекция. Рассказ .
1
5.
Экосистема. Общая характеристика. Состав и типы экосистем Республики Коми.
Беседа. Рассказ
1
6.
Распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных).
Экскурсии и практические работы
1
7.
Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение. Местные лекарственные травы. Лекарственные травы РК. Лекарственные растения, занесенные в Красную Книгу Республики Коми. Правила их сбора, употребления.
Беседа. Рассказ. Доклады.
2
Атмосферный воздух.
Качество атмосферного воздуха в городах Республики Коми. Промышленные предприятия, загрязняющие атмосферный воздух Республики Коми.
Рассказ. Беседа.
2
.
Промышленные предприятия Республики Коми, загрязняющие окружающую среду.
Рассказ. Обсуждение.
Поверхностные водные объекты.
Промышленные предприятия , загрязняющие воды РК.
Характеристика качества воды на основных водных объектах Республики Коми
Рассказ. Беседа.
2
Рассказ. Обсуждение.
1
12
Особо охраняемые природные территории (ООПТ). ООПТ Республики Коми
Рассказы. Доклады.
2
13
Растительный и животный мир Республики Коми
Беседа. Рассказ.
1
14
Растения Красной книги Республики Коми и Сыктывдинского района.
Рассказ.
Длклады.
2
15
Ядовитые растения Республики Коми.
Доклады. Рассказ.
2
16
Животные Красной книги Республики Коми и Сыктывдинского района.
Доклады. Беседа. Рассказ.
2
17
Промышленные и транспортные аварии и катастрофы, связанные с воздействием на окружающую среду. Промышленные и транспортные катастрофы в Республике Коми.
1
18
Заповедники и заказники Республики Коми и Сыктывдинского района.
Рассказ. Доклады.
2
19
Парниковый эффект. Экологические проблемы Республики Коми..
Рассказ. Беседа.
1
20
Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей.
Практическое занятие. Проектная работа.
2
21
Подготовка и проведение КВНов экологического содержания.
3
22
Выявляем связь между состоянием природы и здоровья человека. Состояние природы и здоровья человека в Республике Коми.
Беседа. Рассказ.
1
23
Экологическая викторина «Биологическое разнообразие Республики Коми».
Проектная работа. Защита проектов.
3
24
Обобщение по курсу «Экология Республики Коми»
Выступления учащихся. Защита проектов. Выставление оценок.
1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Криксунов Е.А, Пасечник В.В. экология. 10 класс: учеб. Для общеобразовательных учеб. Заведений. - 3 изд. . - М.: 2012.
-
Криксунов Е.А, Пасечник В.В. экология. 10 класс: учеб. Для общеобразовательных учеб. Заведений. - 3 изд. . - М.: 1999.
-
Чернова Н.М. основы экологии: учеб. Для 1-11 классов\ под ред. Н.М Чернова. В.М Галушин. В.М Константинов. - М.: Дрофа,2006.
-
Маркин Б.М, Наумов Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 классов.-М.: АО МДС, 1996.
-
Биологическое разнообразие Республики Коми. Чалышева Л.В, Стрелова Н.Г. методическое пособие - Сыктывкар, Полиграф-Сервис. 2012.
-
Атлас Республики Коми. - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2001.
-
Историко-культурный атлас Республики Коми.- М.: ДРОФА, ДиК. 1997.
-
Таскаев А.И, Гладков В.П, Дегтева С.В. система особо охраняемых природных территорий Республики Коми.. 1996
-
Информационно-туристский портал Республики Коми (Министерство экономического развития Республики Коми) tourism-komi.ru
-
http:/ru.wikipedia.org/wiki