Рабочая программа по биологии 10 класс

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»

671843, Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6

тел. 8(30142) 91963



«Рассмотрено»

Заседание МО Протокол № _____

от______________ 2015 г.

Руководитель МО_____

_________________

ФИО

«Согласовано»

Заместитель директора по НМР МБОУ «КСОШ №1»

_________ /Суровцева С.В./

Дата «___»_________2015г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________/Максимов Л.А/

Приказ № ______________

от______________ 2015 г.




Рабочая программа

по биологии

«Общая биология» 10 класс




Составлена: Корнетовой Л.Н..

учителем биологии первой

квалификационной категории

Кяхта

2015 г.



I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Роль и место дисциплины: Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». (с изменениями на 31 января 2012 года)

  3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования". Приложение к приказу - федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год.

  4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 "О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047"

  5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 2 июня 2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 н. № 1312»; и базисного плана СОШ № 1

  6. Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой по биологии на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программой курса биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, автор В.Г.Захаров и Н.И.Сонин.

Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для общеобразовательных учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности, приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Особенности содержания курса «Биологии» являются главной причиной того, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет является в ряду естественнонаучных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как химия, геология, физика, математика, генетика, селекция. Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику В.Б.Захаров,С.Г.Мамонтов,Н.И.Сонин «Общая биология 10 класс».М. «Дрофа», 2010.

Актуальность уроков биологии

В настоящее время к числу важных вопросов образования относится проблема обучения биологии в 10 классе направлена на изучение уровней организации живых организмов, свойства живых организмов. истории возникновения жизни на земле. Химический состав , строение и функции органоидов клетки. Доказательства, что клетка является единицей строения и размножения всего живого. Учащиеся получают знания по генетике селекции. Биология является одной из важных дисциплин в ряду естественных наук. Курс биологии в школе в настоящее время находится в связи с другими дисциплинами (физикой, математикой, химией, геологией, астрономией, генетикой, селекцией. вирусологией, микробиологией. экологией). Преподавание биологии развивается в направлении все большего соответствия учебной дисциплины биологической науке - ее системе и характеру проявляемой научной деятельности. В связи этим в биологическом образовании повышается статус предмета «Биологии».

Актуальность уроков биологии проявляется на двух уровнях:

полученные знания необходимы для поступления в высшее учебное заведение.

Бытовом - информация, полученная из школьного курса биологии поможет быть компетентным в ряде жизненных ситуаций.

Биология является довольно сложной дисциплиной, требующей от ребенка таких навыков, как умение концентрироваться, аналитически мыслить, целостно воспринимать изучаемое явление, самостоятельно делать выводы.. Биология должна стать любимым предметом для тех, кто хочет реализовать себя в следующих специальностях: ученый-биолог, медицинский работник, ветеринар, зоолог, биолог, агроном, садовод, эколог, строитель, дизайнер-оформитель, художник, технологи пищевой, химической, генетик, эксперт-криминалист.

Применение знаний по биологии в обыденной жизни помогут учащимся сохранить свое здоровье и здоровье своих близких, совершать необдуманные поступки.

Возрастные особенности учащихся:

Старший школьный возраст - время активного мировоззренческого поиска, центром которого становится проблема смысла жизни. Важнейшие проблемы этого периода - выбор профессии и выбор партнера общения. «Открытие» своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, непохожести на других приходит чувство одиночества, что порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении. Наиболее значительными психическими отклонениями в юношеском возрасте являются тревога и депрессия. Формирование временной перспективы идет у юношей и девушек достаточно сложно: нередко обостренное чувство необратимости времени сочетается с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, будто время остановилось. Родители должны помочь своему ребенку спланировать последний учебный год, чтобы не было спешки в последний месяц. В то же время не следует создавать слишком нервозную обстановку, когда разговор заходит о будущем ребенка.

Особенности программного материала:

Современные требования к организации учебного процесса:

Разработка учебной программы по предмету в общеобразовательном учреждении осуществляется на основе обязательного соблюдения преемственности в обучении, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, национально-регионального компонента, логики учебного процесса, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность(от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно - следственного анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Характеристика УМК:

Программа по биологии составлена на основе учебника авторов В.Б.Захаров,С.Г.Мамонтов,Н.И.Сонин «Общая биология 10 класс».М. «Дрофа», 2012.

Главной идеей является продолжение создания базового комплекса опорных знаний по биологии соответствующей возрасту учащихся. Важно не только добиться усвоения учащимися основных понятий, но и обучить их на этом материале приемам умственной работы, что составляет важнейший компонент развивающего обучения.

В содержании данного курса представлены основополагающие биологические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, исследование биологических закономерностей. Программы включает Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов1. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и

изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.

Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне тео.

Теоретическую основу биологии составляет Строение, размножение, метаболизм клетки как структурная единица всего живого. Клеточная теория. Законы генетики. Свойства живого - наследственность и изменчивость., основы селекции..

Целевая установка

  • Изучение биологии в средней школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии,); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности.

На основе требований Государственного образовательного стандарта предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи предмета биологии. Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. Они предусматривают воспроизведение учащимися определенных сведений по биологии, применение теоретических знаний (понятий, законов, теорий )-это обеспечивает развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Использование различных способов деятельности (составление сравнительных таблиц,, решение задач по генетике, составлении вариационной кривой др.),

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения биологии, внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать, открывает возможность для осмысленного восприятия всего, что происходит вокруг. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Учебно-воспитательные задачи курса биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения. - освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира;

- о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера);

- о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

- ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);

- методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов;

- взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

- овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; - устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью;

- обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- характеризовать современные научные открытия в области биологии;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

- воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и ценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

- приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся:

Предусмотрено 3 практических работ и 1контрольных работы.

Контроль: фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.

2. Содержание учебной дисциплины

Распределение часов по разделам программы при 2-х часах в неделю-70

ВВЕДЕНИЕ Возникновение жизни (9 часов)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса. Многообразие живого мира. Уровни организации живой материи. Критерии живых систем.

Демонстрация портретов ученых-биологов, схемы «Связь биологии с другими науками».

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции.

КЛЕТКА (23 ч)

Химический состав клетки (7 часов). Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Метаболизм (5 ч)

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической информации. Генетической код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Строение и функции клеток (11 часов).

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.

Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схемы путей метаболизма в клетке; модели-аппликации «Синтез белка».

Лабораторные работы:

Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток.

Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.

Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (11 ч)

Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных, схем митоза и мейоза.

Основы генетики (14 ч)

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцеплённых с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

Демонстрация моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.

Лабораторные работы. Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений.

Практическая работа. Решение генетических задач.

Генетика человека (3 ч)

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

Демонстрация хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.

Лабораторная работа. Составление родословных.

Основы селекции и биотехнологии (7 ч)

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции. Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности.

Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии.

Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы.

Демонстрация живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы; портретов известных селекционеров; схем, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных; таблиц, схем микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза.

Раздел

Тема

Количество часов

Количество лабораторных и практических работ

Введение. Биология как наука. Методы изучения биологии

4

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

5

Учение о клетке

23


Химическая организация клетки

7

1

Метаболизм - основа существования организмов

5

Строение и функции клеток. Деление клеток.

11

1

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов

10


Основы генетики

14


Генетика человека

3

Основы селекции и биотехнологии

7

1

Итого

67

Резерв 3часа.


3


3. Технологическая карта «Общая биология» 10 класс, 70 часов

Раздел программы

Тема программы

Количество часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Информационное сопровождение

Д/З

1

Раздел 1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

Предмет и задачи общей биологии

9

1

Ознакомить учащихся с общебиологическими проб-лемами, которые раскрываются в содержании дан-ного учебного предмета. Показать особенности общебиологических знаний, имеющих обобщённый, абстрактный характер. Начать формирование у уча-щихся эмоционально целостного отношения к совре-менным проблемам общей биологии. Раскрыть сущ-ность жизни, отличия живого от неживого.

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира.

Вводный, устный опрос.

Учебник

ИКТ

с.7-9

2

Уровни организации живой материи

1

Охарактеризовать уровни организации живого, пока-зать их тесную взаимосвязь; конкретизировать при-мерами уровни; сформировать умение вычленять уровни организации жизни в окружающей живой природе.

Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни. Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению гипотез сущности и происхождения жизни.

Текущий, устный опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 1.1.

3

Критерии живых систем

1

Продолжить углубление представлений и знаний о сущности жизни на основе изучения основных свойств живого - критериев; формировать умение вычленять критерии живого при изучении природы.

Сформировать понятия об уровнях организации живой материи, определять уровни организации жизни в окружающей живой природе.

Текущий, работа с карточками.

Учебник

ИКТ

§ 1.2.

4

Многообразие живых организмов.

1

Объяснять причины многообразия живых организ-мов. Определять принадлежность организмов к опре-делённому царству.

Углубить и закрепить знание уровней организации живого, понять и закрепить сущность классификации живых организмов.

Текущий

Учебник

ИКТ

Таблица

По записям.

5

История представ-лений о возник-новении жизни.

1

Ознакомить учащихся с различными взглядами на происхождение жизни; подготовить их к восприятию идеи о возможности абиогенного возникновения жизни в условиях древней Земли. Охарактеризовать экспериментальные доказательства гипотез о происхождении жизни; продолжить раскрытие эволюции взглядов учёных; показать роль эксперимента в разрешении научных противоречий. Раскрыть место биологической эволюции в общем процессе развития материального мира.

Находить информацию о гипотезах происхождения жизни в различных источниках и оценивать её. Развивать умения конспектировать лекционный материал, выделять главное, Уметь пользоваться справочной литературой и биологической терминологией.

Фронтальный

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 2.1.

6

Современные пред-ставления о возник-новении жизни.

2

Продолжать формирование знаний об эволюции хи-мических элементов в космическом пространстве; создать у учащихся представления о первичной атмосфере Земли, об образовании планеты Земля; познакомить с источниками энергии, обусловив-шими дальнейшую эволюцию веществ, с возрастом Земли, с этапами химической эволюции Земли. Добиться осознания учащимися понимания того, что образование биополимеров - это основа жизни; познакомить с теориями образования биополимеров (термической, теорией адсорбции, низкотемпера-турной); сформировать знания о коацерватной тео-рии А.И. Опарина.

Находить информацию о гипотезах происхождения жизни в различных источниках и оценивать её. Развивать умения конспектировать лекционный материал, выделять главное, Уметь пользоваться справочной литературой и биологической терминологией.

Текущий, самостоятельная работа

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 2.2.

7

Теории происхож-дения протобиопо-лимеров. Эволюция протобионтов. Начальные этапы биологической эволюции.

1

Раскрыть сущность важнейшего события добиоло-гической эволюции - возникновении генетического кода; объяснить истоки возникновения энергети-ческой системы; сформировать знания о начальных этапах эволюции метаболизма. Сформировать пред-ставление о начальных этапах биологической эво-люции; проанализировать значение появления эука-риот, фотосинтеза, полового процесса, многокле-точности для дальнейшего развития жизни на Земле.

Находить информацию о гипотезах происхождения жизни в различных источниках и оценивать её. Развивать умения конспектировать лекционный материал, выделять главное, Уметь пользоваться справочной литературой и биологической терминологией.

текущий

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 2.3.,

§ 2.4.,

§ 2.5.

8-9

Обобщающий урок по теме «Возникновение жизни на Земле»

1

Систематизировать и обобщить представления учащихся по теме «Возникновение жизни на Земле».

Повторить, углубить и обобщить материал изложенный на предыдущих уроках.

Фронтальный опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

Повторить § 2.1-§ 2.5.

10

Клетка

Химическая орга-низация клетки. Неорганические вещества.

23

1

Познакомить учащихся с химическим составом кле-ток; охарактеризовать особенности строения моле-кулы воды в связи с её важнейшей ролью в жизне-деятельности клетки; раскрыть значение катионов и анионов в жизнедеятельности клеток; сформировать умение доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементном составе клетки.

Приводить аргументацию (доказательства) единства живой и неживой природы на примере сходства их химического состава.

Работа по вопросам в группах

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 3.1.

11

Органические вещества клетки. Белки: строение, функции.

1

Охарактеризовать особенности строения органи-ческих веществ; сформировать представление об уникальных особенностях строения молекул бел-ков.

Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения.

Фронтальный опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 3.2.,

§ 3.2.1.

12

Биологические катализаторы - ферменты. Л/р №1»Расщепление Н2О2 с помощью фермен-тов, содержащихся в клетках листа элодеи»

1

Углубить и расширить знания учащихся о важ-нейшей роли белков в жизнедеятельности живых организмов на основе изучения свойств и функ-ций белков; расширить знания учащихся о фер-ментах и их работе; продолжить формирование умения выявлять взаимосвязь строения и функции веществ.

Ставить эксперименты по определению каталитической активности ферментов и объяснять их результаты

Работа в парах

Учебник, микроскопы, микропрепараты

§ 3.2.1 до конца.

13

Углеводы: функ-ции, особенности организации моно- и дисахаридов.

1

Продолжить раскрытие особенностей строения органических веществ; сформировать знания о строении и функциях полисахаридов как регулярных биополимеров; продолжить формирование умения устанавливать связь между строением и функциями веществ.

Углубить и обобщить знания о строении и функциях полисахаридов как регулярных биополимеров. Продолжить формирование умения устанавливать связь между строением и функциями веществ.

Фронтальный опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 3.2.2.

14

Жиры - основной структурный ком-понент клеточных мембран и источ-ник энергии.

1

Продолжить углубление знаний об особенностях строения органических веществ на примере молекул жира и липоидов

Продолжить углубление знаний об особенностях строения органических веществ на примере молекул жиров и липидов. Продолжить развитие умения раскрывать взаимосвязь строения и функций молекул органических веществ.

Фронтальный опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 3.2.3.

15

ДНК - биологические полимеры.

1

Сформировать знания об особой роли нуклеиновых кислот в живой природе - хранении и передаче наследственной информации; охарактеризовать особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров; раскрыть механизм удвоения ДНК, роль этого механизма в передаче наследственной информации; сформировать умение схематично изображать этот процесс.

Раскрыть роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации, развивать умения схематически изображать участки ДНК, строить комплементарные данному

Фронтальный опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 3.2.4.

16

РНК - строение и функции.

1

Сформировать знания об особенностях строения и функциях различных видов РНК в клетке. Можно вставить урок решения молекулярных задач по общей биологии.

углубить знания об особенностях строения и функциях видов РНК, генетическом коде.

Индивидуальная работа

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 3.2.4 до конца.

17

Обобщающе-зачёт-ный урок «Хими-ческая организация клетки».

1

Систематизировать и обобщить представления учащихся по теме «Химическая организация клетки».

Повторить, углубить и обобщить материал изложенный на предыдущих уроках.

Фронтальный опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

Повторить § 3.1-§ 3.2.

18

Строение и функ-ции прокариоти-ческой клетки.

1

Создать представление о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом; обеспечить усвоение знаний об особенностях прокариотической клетки; раскрыть роль бактерий и сине-зеленых водорослей (цианобактерий) в жизни людей и в природе.

Создать представление о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической, формировать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Фронтальный опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 5.1

19

Эукариотическая клетка. Мембран-ный принцип организации. Цитоплазма.

1

Создать общее представление о строении эукарио-тической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; сформировать знания о строении и функциях главных частей клетки; объяснить осо-бенности строения мембранных и немембранных компонентов клетки.

Создать представление о строении эукариотической клетки, изучить строение и функции главных частей клетки, объяснить особенности строения мембранных и немембранных компонентов клетки.

Фронтальный опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 5.2.,

§ 5.2.1.

20-21

Органеллы цито-плазмы. Цито-скелет. Включения.

1

Конкретизировать знания об особенностях строения и функциях мембранных и немембранных органои-дов клетки.

Конкретизировать знания об особенностях строения и функциях мембранных и немембранных органоидов клетки.

Сообщения

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 5.2.1 до конца.

22

Структуры клеточного ядра.

1

Углубить знания о ядре, как о важнейшем компо-ненте эукариотической клетки; охарактеризовать важнейшие структуры ядра; раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями строения и хими-ческого состава

Углубить знания о ядре как о важнейшем компоненте эукариотической клетки, охарактеризовать важнейшие структуры ядра, раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава.

Фронтальный опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 5.2.2.

23

Жизненный цикл клетки. Деление клетки: митоз.

1

Сформировать знания о механизмах митотического цикла, его биологической роли; раскрыть особен-ности протекания каждой фазы митоза.

Уточнить знания о механизмах митотического цикла, его биологической роли. Раскрыть особенности протекания каждой фазы. Рассмотреть механизмы, обеспечивающие генетическую идентичность дочерних клеток.

Сообщения

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 5.3.

24

Л/р №2 «Особен-ности строения растительной и животной клеток».

1

Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом. Познакомиться с разнообразием клеток, их морфологическими особенностями, опре-деляющими функцию, и убедиться в принципиаль-ном единстве их строения.

Изучить строение растительной и животной клеток под микроскопом, их морфологическими особенностями, определяющими функцию, и убедиться в принципиальном единстве их строения.

Работа в парах

Микроскопы, микропрепараты, таблицы, учебник

§ 5.4.

25

Клеточная теория строения организ-мов.

1

Выделить этапы создания и основные положения клеточной теории. Закрепить умение применять полученные знания для доказательства материаль-ного единства органического мира.

Выделить этапы создания и основные положения клеточной теории. Закрепить умение применять полученные знания для доказательства материального единства органического мира.

Вопросы со свободным ответом

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 5.5.

26

Неклеточные фор-мы жизни. Вирусы.

1

Познакомить учащихся с вирусологией, ролью виру-сов в природе и жизни людей. Раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов. Сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа.

Уметь пользоваться цитологической терминологией, обосновывать меры профилактики вирусных заболеваний, находить информацию о вирусных заболеваниях в разных источниках, анализировать и оценивать её.

Вопросы со свободным ответом

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 5.6.

27

Обобщающий урок «Строение и функ-ции клеток»

1

Систематизировать и обобщить представления учащихся по теме «Строение и функции клеток».

Сообщения

Учебник

ИКТ

Таблица

Повторить § 5.1-§ 5.6.

28

Метаболизм - осно-ва существования живых организмов. Автотрофы и гете-ротрофы. Биосин-тез органических молекул в клетке.

1

Раскрыть сущность метаболизма как совокупности реакций обмена веществ и энергии; сформировать представление об основном процессе метаболизма - биосинтезе белка; закрепить знания о генетическом коде; объяснить сущность матричных реакций.

Раскрыть сущность метаболизма как совокупность реакций обмена веществ и энергии. Сформировать представление об основном процессе метаболизма -биосинтезе белка. Уметь объяснить сущность матричных реакций.

Текущий опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 4.1.

29

Энергетический обмен - катаболизм. Его этапы.

1

Углубить и расширить знания об обмене веществ и превращении энергии; сформировать знания сущности, особенностях и значении катаболизма, его взаимосвязи с пластическим обменом; добиться чёткого понимания терминов.

Углубить и расширить знания об обмене веществ и превращении энергии. Обобщить знания о сущности, особенностях и значении катаболизма, его взаимосвязи с пластическим обменом.

Текущий опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 4.2.

30-31

Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез.

1

Продолжить углубление знаний о метаболизме на основе изучения способов питания организмов; сформировать знания о фотосинтезе как одном из вариантов анаболизма; охарактеризовать две фазы фотосинтеза; обосновать космическую роль зелёных растений; сформировать представление о хемосинтезе.

Углубить знания о метаболизме на основе изучения способов питания организмов.

сообщения

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 4.3.

32

Обмен веществ и энергии в клетке

1

Обобщить знания о функциях и роли химических веществ в клетке, опираясь на понимание взаи-мосвязи строения молекул этих веществ, их свой-ств и функций. Систематизировать знания о про-цессах жизнедеятельности клетки. Проверить зна-ния о биосинтезе белков, жиров и углеводов и фотосинтезе. Углубить понимание процесса прев-ращения энергии в ходе биохимических реакций. Проверить понимание учащимися сущности мета-болизма, как единства взаимообусловленных и противоположно направленных процессов: анабо-лизма и катаболизма. Расширить знания о веду-щей роли ферментов во всех процессах жизнедея-тельности.

Обобщить знания о функциях и роли химических веществ в клетке, опираясь на понимание взаимосвязи строения молекул этих веществ, их свойств и функций. Углубить понимание процесса превращения энергии в ходе биологических реакций, расширить знания о ведущей роли ферментов.

Текущий опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

Повторить § 4.1-§ 4.3.

33

Размножение и развитие организмов

Бесполое размно-жение. Его формы. Вегетативное раз-множение.

11

1

Охарактеризовать размножение как один из этапов индивидуального развития организмов; расширить и углубить знания о размножении на примере бесполого; охарактеризовать способы бесполого размножения и его практическое значение. Создать представление об эволюции полового размножения; познакомить учащихся со спецификой половых клеток (гамет); объяснить особенности партеногенеза.

Расширить и углубить знания о бесполом размножении (способы бесполого размножения и его практическое значение).

Фронтальный опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 6.1.

34

Половое размноже-ние. Его формы.

1

Продолжить формирование знаний об особеннос-тях разных форм размножения на основе конкре-тизации знаний о половом размножении. Создать представление об эволюции полового размноже-ния. Познакомить со спецификой половых клеток - гамет.

Продолжить формирование знаний об особенностях разных форм размножения на основе конкретизации знаний о половом размножении. Создать представление об эволюции полового размножения, познакомиться со спецификой гамет.

Фронтальный опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 6.2.

35

Гаметогенез. Осо-бенности сперма-тогенеза и овоге-неза. Оплодотворе-ние.

1

Познакомить учащихся со спецификой строения половых клеток. Сформировать представление об этапах созревания гамет у человека и животных.

Углубить знания о половом размножении на основе изучения мейоза; раскрыть особенности созревания гамет (половых клеток) в результате мейоза; рас-крыть механизм обмена генами между гомологич-ными хромосомами; выявить сходство и различие митоза и мейоза, как биологической сущности.

Сформировать представление об этапах созревания гамет у человека и животных. Выделять существенные признаки процессов размножения и оплодотворения..

Фронтальный опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 6.2 до конца.

36

Развитие половых клеток у высших растений. Двойное оплодотворение.

1

Расширить знания учащихся о процессе оплодот-ворения. Научить правильно характеризовать со-бытия, происходящие при двойном оплодотворе-нии у цветковых растений.

Расширить знания о процессе оплодотворения, характеризовать события, происходящие при двойном оплодотворении.

Фронтальный опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

По запи-сям в тетр.

37

Обобщающий урок по теме «Размно-жение организмов».

1

Углубить и закрепить знания о сущности размно-жения, его биологической роли. Проверить знание форм размножения, цитологических основ поло-вого и бесполого размножения. Проверить знание механизмов сперматогенеза, овогенеза, оплодотво-рения. Научить выделять главное, делать выводы.

Углубить знания о сущности размножения, его биологической роли, научиться выделять главное, делать выводы.

тест

Повторить § 6.1-§ 6.2.

38

Эмбриональное развитие животных. Онтогенез. История эмбриологии.

1

Познакомить с краткой историей учения об онтогенезе (элементах науки - эмбриологии); сформировать знания о закономерностях эмбрионального (зародышевого) развития организмов, его цитологических основах; изучить стадии дробления и гаструляции.

формирование и углубление знаний об эмбриональном развитии организмов на основе изучения закономерностей органогенеза и стадии дробления и гаструляции.

Фронтальный опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 7.1.,7.2.1.

§ 7.2.2.

39

Органогенез.

1

Продолжить формирование и углубление знаний об эмбриональном развитии организма на основе изу-чения закономерностей органогенеза и проявления эмбриональной индукции.

Ориентироваться в закономерностях эмбрионального развития уметь объяснять проявления эмбриональной индукции

Текущий опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 7.2 до конца.

40

Постэмбриональное развитие животных.

1

Раскрыть закономерности постэмбрионального периода развития организмов; сформировать знания о двух типах постэмбрионального развития: прямом и непрямом; продолжить выработку умений выявлять родство позвоночных животных и делать вывод об общности их происхождения.

формирование и углубление знаний о постэмбриональном развитии Продолжить формирование умения сравнивать.

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 7.3.

41

Онтогенез высших растений.

1

Продолжить формирование и углубление знаний о постэмбриональном развитии, рассмотреть онто-генез растений. Продолжить формирование умений сравнивать.

формирование и углубление знаний о постэмбриональном развитии у высших растений

Устный опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

По записям.

42

Общие закономер-ности онтогенеза. Биогенетический закон.

1

Сформировать знания о сущности и проявлении биогенетического закона; познакомить с историей открытия биогенетического закона; показать значе-ние закона для выяснения родственных связей между организмами; продолжить углубление и расширение знаний о материальном единстве живой природы.

Познакомиться с сущностью и проявление биогенетического закона, историей открытия этого закона. Продолжить углубление и расширение знаний о материальном единстве живой природы.

Текущий опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 7.4 , 7.5.

43

Обобщение «Размножение и развитие организ-мов».

1

Проверка и контроль ЗУН учащихся по теме «Размножение и развитие организмов».

Тест

Повторить § 7.1-§ 7.5.


44

Генетика и селекция

История развития генетики. Основные гене-тические понятия.

24

1

Изучение нового материалаПознакомить с истоками генетики, историей воз-никновения генетики как гибридологической нау-ки, с основными генетическими понятиями и тер-минами и местом каждого из них в учебной теме.

Углубить знания о материальных носителях нас-ледственности. Раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом

Уметь пользоваться генетической терминологией и символикой. Учиться правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом.

беседа

Учебник

ИКТ

Таблица

с.252 - 253.

45

Моногибридное скрещивание. I и II законы Г. Мен-деля.

1

Познакомить учащихся с опытами Г. Менделя; рас-крыть сущность основного метода генетики - гибри-дологического; сформировать знания о моногибрид-ном скрещивании и первом законе Г. Менделя. Рас-крыть формулировку закона расщепления признаков во втором поколении; доказать статистический ха-рактер явления расщепления признаков; продолжить углубление знаний основных понятий генетики; формировать умения пользоваться генетической символикой.

Сформировать знания о моногибридном скрещивании, усвоить определения первого и второго законов Г. Менделя.

Фронтальный опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

Динамические модели

§ 9.1 § 9.2.1,

§ 9.2.2.

46

Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет.

1

Сформировать знания о полном и неполном до-минировании, промежуточном наследовании при неполном доминировании. Сформулировать закон чистоты гамет. Продолжить формирование умений использования генетической символики. Продол-жать формирование навыков решения задач на моногибридное скрещивание.

Усвоить знания о полном и неполном доминировании, промежуточном наследовании при неполном доминировании, закон чистоты гамет. Продолжить формирование навыков решения задач на моногибридное скрещивание.

Фронтальный опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

Динамические модели

§ 9.2.1.

§ 9.2.3.

47

Анализирующее скрещивание.

1

Сформировать знания о множественном аллелиз-ме, его причинах и значении, об анализирующем скрещивании. Продолжить формирование навыков решения задач на моногибридное скрещивание.

Усвоить знания о множественном аллелизме, его причинах и значении, об анализирующем скрещивании, продолжить формирование навыков решения задач на моногибридное скрещивание.

Фронтальный опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

Динамические модели

Повторить § 9.2.1,

§ 9.2.2.

48

Дигибридное скре-щивание. Третий закон Менделя - закон независимого комбинирования признаков.

1

Сформировать знания о дигибридном скрещивании как методе изучения наследственности; показать на примере ди- и полигибридного скрещивания проявление третьего закона Менделя; раскрыть цитологические основы и статистическую природу закона независимого наследования признаков; охарактеризовать анализирующее скрещивание и убедить учащихся в его практическом значении.

Объяснить вклад Г. Менделя в развитие биологической науки, установленных им закономерностей в формировании современной естественнонаучной картины мира, причины наследственных и ненаследственных изменений.

Карточки. Устный опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

Динамические модели

§ 9.2.4.

49

Решение задач на I, II, III законы Г. Менделя.

1

Продолжить углубление знаний основных понятий генетики. Продолжить формирование умений рабо-тать с генетической символикой. Продолжить фор-мирование навыков решения генетических задач.

Продолжить углубление знаний основных понятий генетики, формирование умений работать с генетической символикой.

тексты

Учебник

Таблица

Динамические модели

Повторить § 9.2.1-

§ 9.2.4.

50

Контроль по темам «Законы Менделя».

1

Проверка и контроль ЗУН учащихся по теме «Законы Менделя».

тесты

Повторить § 9.2.1-

§ 9.2.4.

51

Хромосомная тео-рия наследствен-ности. Закон Мор-гана.

1

Углубить знания о локализации генов в хромосомах. Сформулировать основные положения хромосомной теории, рассказать о её становлении и развитии. Рас-крыть сущность явления сцепленного наследования признаков - закон Моргана; рассмотреть возможнос-ти анализа расстояния между генами по количес-твенным характеристикам рекомбинаций признаков в потомстве.

Углубить знания о локализации генов в хромосоме, знать основные положения хромосомной теории, раскрыть сущность закона Моргана.

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 9.3.

52

Генетическое опре-деление пола. Нас-ледование призна-ков, сцепленных с полом.

1

Сформировать знания о хромосомном механизме определения пола; об особенностях половых хромо-сом, аутосом; объяснить причины возникновения некоторых генетических болезней, гены которых расположены в половых хромосомах. Повторить изученный материал и проконтролировать знания учащихся о сцепленном наследовании генов.

Конкретизировать знания о хромосомном механизме определения пола, об особенностях половых хромосом, аутосом, объяснить причины некоторых генетических болезней, повторить изученный материал.

тексты

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 9.4.

53

Генотип как це-лостная система взаимодействующих генов.

1

Основные типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов; обобщить и углубить знания о генотипе как целостной, исторически сложившейся системе; раскрыть проявление взаимосвязи и взаимодействия генов друг с другом, влияющих на проявление различных признаков; продолжить формирование умений работать с генетической символикой.

Продолжить формирование навыков решения задач. Ввести понятие генетического метода как одного из основных методов изучения наследственности человека.

Инд.опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 9.5.

54

Решение генети-ческих задач и составление родословных.

1

Продолжить формирование навыков решения гене-тических задач. Ввести понятие генеалогического метода как одного из основных методов изучения наследственности человека. Показать, как передают-ся наследственные болезни, на примере родословной королевы Виктории. Составить схему родословной трёх поколений с известными признаками.

Обобщить и углубить знания о генотипе как целостной , исторически сложившейся системе, продолжить формирование умений работать с генетической символикой.

тексты

Решить задачу.

55

Обобщающий урок по теме «Генетика. Основные законо-мерности наслед-ственности».

1

Повторить и обобщить знания учащихся по теме «Генетика. Основные закономерности наслед-ственности», проверить качество усвоения их школьниками.

Обобщить знания по данной теме, уметь характеризовать сущность различных генетических законов и закономерностей, иллюстрировать их проявление конкретными примерами.

тест

Повторить § 9.1-§ 9.5.

56

Основные формы изменчивости. Генотип.

1

Раскрыть сущность наследственной мутационной изменчивости; сформировать знания о различных видах мутаций и причинах, их вызывающих и влияние на организм; познакомить учащихся со способами и приёмами получения мутаций; раскрыть опасность загрязнения природной среды мутагенами.

Понять сущность наследственной изменчивости, систематизировать знания о формах наследственной изменчивости, их причинах и влиянии на организм.

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 10.1.

57

Комбинативная изменчивость. Эво-люционное значе-ние комбинативной изменчивости.

1

Дать характеристику комбинативной изменчивости. Показать её эволюционное значение.

Понять сущность комбинативной изменчивости

Фронт.опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 10.2.

58

Закон гомологичес-ких рядов Н.И. Ва-вилова.

1

Углубить знания о роли и значении работ Н.И. Вавилова в разработке научных основ селекции. Раскрыть сущность закона гомологических рядов наследствен-ной изменчивости, открытого Н.И. Вавиловым.

Углубить знания о роли и значении работ Н.И.Вавилова в разработке научных основ селекции.

Инд.опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 11.1.3.

59

Фенотипическая модификационная изменчивость.

1

Сформировать знания о модификационной изменчи-вости, причинах её проявления; наследственном приспособительном характере модификаций; норме реакции; статистических закономерностях модифи-кационной (фенотипической) изменчивости.

Сформировать и расшить знания о модификационной изменчивости, причинах её проявления.

фрон.опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 10.2.

60

Лабораторная работа №3 «Изучение модифи-кационной измен-чивости. Построе-ние вариационной кривой».

1

Основные положения, закрепляемые в процессе лабораторной работы: фенотип каждого организма - результат взаимодействия его генотипа с условиями окружающей среды. Качественные и количественные признаки организмов; примеры таких признаков, особенности проявления изменчивости разных признаков. Изменчивость признака организмов под влиянием различных факторов среды. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Причины наибольшей встречаемости организмов со средним выражением признака.

Наблюдать и анализировать полученные результаты. Оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологи

Фасоль,линейка,

Учебник

Повторить§ 10.2.

61

Обобщающий урок по теме «Закономерности изменчивости».

1

Систематизировать и обобщить представления учащихся по теме «Закономерности изменчивости».

Проверить усвоение полученных знаний по теме «Закономерности изменчивости».

тест

Повторить § 10.1-§ 10.5.

62

Создание пород животных и сортов растений. Центры происхождения культурных расте-ний, их многообра-зие.

1

Познакомить учащихся с краткой историей селек-ции. Сформировать знания о задачах селекции, поня-тиях «порода», «сорт», «штамм»; раскрыть значение учения Н.И. Вавилова о центрах происхождения и многообразия культурных растений для развития селекции в нашей стране и во всём мире.

Узнать историю селекции, роль исходного материала в селекции, характеризовать вклад Н.И.Вавилова в развитие биологической науки.

беседа

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 11.1.1-

§ 11.1.2.

63

Методы селекции растений и живот-ных.

1

Углубить знания о понятиях «порода» и «сорт»; сформировать знания об основных методах селек-ции: отборе и гибридизации. Показать, что правиль-ное применение методов селекционной работы воз-можно только на основе знания важных генетичес-ких закономерностей.

Сформировать знания об основных направлениях современной селекции, познакомиться с достижениями селекции растений и животных

сообщения

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 11.2.

64

Селекция микроор-ганизмов.

1

Сформировать знания о специфике методов селек-ции бактерий, низших грибов: о достижениях в этой области. Познакомить с общими направлениями биотехнологии; углубить знания о материальной природе наследственности.

познакомиться с достижениями микроорганизмов.

сообщения

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 11.3.

65

Достижения и основные направле-ния современной селекции.

1

Сформировать знания об основных направлениях современной селекции. Познакомить учащихся с достижениями селекции растений, животных, микро-организмов. Углубить знания о методах селекции. Продолжить формирование умения применять зна-ния генетических закономерностей для объяснения методов селекции.

Углубить и закрепить знания по данной теме, формировать умения применять знания генетических закономерностей для объяснения методов селекции.

сообщения

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 11.4.

66

Основные биологи-ческие закономер-ности.

1

Углубить и закрепить знания по теме «Основные биологические закономерности».

Закрепить, углубить и обобщить материал, развить умение видеть общность различных явлений, процессов, рассматривать их с позиций общих биологических законов.

Фронт.опрос

Учебник

ИКТ

Таблица

По записям.

67

Итоговый контроль знаний

1

Проверка и контроль ЗУН учащихся по теме «Основные биологические закономерности».

Проверить усвоение полученных знаний по теме: « Основные биологические закономерности».

тест

Подготовить-ся к итоговой контрольной работе.

68

69

70

Обобщение тем курса

1

Закрепление, углубление и обобщение материала. Развитие умений видеть общность различных явле-ний, процессов, рассматривать их с позиций общих биологических законов.

Уметь пользоваться терминологией и символикой. Учиться правильно раскрывать сущность основных понятий биологии, сравнивать их друг с другом.

беседа

Учебник

ИКТ

Таблица

§ 7.5.


4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Учащиеся должны знать/понимать:


  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя;); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни,);

  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов;

  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора,

  • современную биологическую терминологию и символику;

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы скрещивания,

  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом);

  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


Уметь (владеть способами деятельности):

- приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций; популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции;

- приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории, родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека;

- оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий.

- выявлять: влияние элементарных факторов эволюции на генофонд

- правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

V Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учител

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

6. Учебно-методическое обеспечение


УМК для учащихся

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. «Общая биология 10 класс» - учебник для общеобразовательной школы - М.: «Дрофа» 2006 -2012г.

Для контроля знаний:

  1. Анастасова Л.П.. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 2006, 240 с.

  2. Биология 10-11. Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. /Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ - М.: Просвещение, 2008, - 143 с.

  3. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. - М.: Дрофа, 2007.

  4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения- М.: Дрофа, 2008.

  5. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. - М.: Дрофа, 2007.

  6. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология - М.: Дрофа, 2007.

  7. Захаров В.Б. Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. - М.: Просвещение, 2008.

  8. ИвановаТ.В.Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2006.

  9. Каменский А.А., Соколова Н.А, Титов С.А.. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. - М.: Издательский центр «Вентана Граф», 2008.

  10. Каменский А.А. и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. - М.: Книжный дом «Университет», 2007.

  11. Г. И. Лернер Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 2007.

Литература для учителя:

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: АСТ-пресс, 2006.

  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. - М.: Оникс 21 век, 2005.

  3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. - Саратов: Лицей, 2005.

  4. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. - М.: Изд-во «Первое сентября», 2007.

  5. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2008.

  6. Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. - Саратов: Лицей, 2004.

  7. Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. - СПб.: ИК «Невский проспект», 2005.

  8. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. - СПб.: ИК «Невский проспект», 2005.

  9. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. - М.: Просвещение, 2006.

  10. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 2006.

  11. В.В.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Общая биология 10-11 классы.-М.: Дрофа, 2006.

  12. В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология 10-11. - М.: Дрофа, 2007

  13. Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.

  14. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. - М.: Вентана-Граф, 2004.

  15. Реймерс. Популярный биологический словарь. - М.: Просвещение, 1991.

  16. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. - Саратов: Лицей, 2005.

Интернет-ресурсы:

bio.1september.ru

bio.nature.ru

edios.ru km.ru/educftionhttp: //chemistry


1

© 2010-2022