Рабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классов

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРабочая тетрадь по биологии для учащихся 9 классовРаздел I Общие принципы организации живых организмов

Глава 1. Возникновение жизни на Земле

Вклад ученых Казахстана в развитие общебиологических дисциплин

1.Установите соответствие между отраслями биологии и названиями наук. Впишите в столбик напротив цифр соответствующие буквы:

1. Наука, изучающая грибы.

2. Наука о взаимоотношениях организмов.

3. Наука о химическом составе живого и химических превращениях в нем.

4. Наука о растениях.

5. Наука о строении органов и организмов

6. Наука о закономерностях передачи признаков по наследству

7. Наука о клетке

8. Наука о жизненных процессах и функциях.

9. Наука о животных.

10. Наука о биологически важных макромолекулах - белках и нуклеиновых кислотах.

11. Наука о бактериях.

12. Наука о живой природе

А- микология, Б - генетика, В - микробиология, Г - физиология, Д - цитология, Д - биохимия, Е - экология, Ж - экология, З - ботаника, И - анатомия, К - зоология, Л - биология, М - молекулярная биология

1____ 4_____ 7______ 10_____

2____ 5_____ 8______ 11_____

3____ 6_____ 9______ 12_____

2.Вставьте пропущенное слово, обозначающее биологический метод.

1. Найдены 2 схожих растения. Чтобы установить, принадлежат ли они к одному виду, детально сопоставляют их органы____________________________________

2.Найдены несколько ископаемых остатков животных. После их сравнения между собой и с современными формами нужно сделать вывод о степени родства. Это метод ________________________________________________________________

3. Науке точно известен состав атмосферы в момент зарождения жизни и сейчас. Но ученые хотят предположить, каким будет состав атмосферы через 30 лет, если уровень промышленных выбросов будет расти, вулканическая активность останется прежней, а число лесов сократится. Это метод ________________________________

4. Взяты несколько живых объектов. Часть из них осталась в исходных условиях, а часть - помещена в особые условия, созданные исследователями. Это метод ______

_______________________________________________________________________

5. Живые объекты находятся в естественных условиях. Все изменения их жизнедеятельности фиксируются учеными. Это метод ________________________

3. В свободные квадратики впишите области человеческой деятельности, для которых важны биологические исследования. Объясните, почему? _____________

______________________________________________________________________

Биология





4. Какое определение жизни дал Ф.Энгельс?________________________________

______________________________________________________________________

5. Наличие какого химического вещества является характерным признаком жизни?

________________________________________________________________________

6. Впишите в клеточки уровни организации жизни от большого к маленькому:






















1

2

3

4

5

6

7. Выберите из перечня задания №6 соответствующий уровень организации живой материи и впишите цифру напротив определения жизненных структур:

1. Воробьиная стая ___________________________________________________

2. Хвойный лес ______________________________________________________

3. Пустыня Мойынкум ________________________________________________

4. Цитоплазма, хлоропласты, ядро ______________________________________

5.Сердце, печень, легкие ______________________________________________

6. Планета Земля и жизнь на ней ________________________________________

7. Хромосомы и гены __________________________________________________

8. Выделительная система _______________________________________________

9. Амебе, инфузория, хламидомонада _____________________________________

10. Ученик Бауржан ___________________________________________________

11. Все серые вороны, обитающие в Казахстане ____________________________

8. Установите соответствие между отраслями биологических наук и уровнями организации жизни, вписав цифру соответствующего уровня напротив науки. Помните, что одной науке иногда могут соответствовать более одного уровня.

  • Анатомия _______________________________________________________

  • Цитология_______________________________________________________

  • Биохимия _______________________________________________________

  • Экология ______________________________________________________

  • Генетика ______________________________________________________

  • Молекулярная биология _________________________________________

  • Физиология _____________________________________________________

  • Микробиология _________________________________________________

9. Вставьте в соответствующие квадратики схемы цифры, характеризующие эти процессы.

Обмен веществ и энергии

Метаболизм

Пластический обмен Энергетический обмен







  1. Катаболизм

  2. Анаболизм

  3. Накопление собственных веществ

  4. Разложение веществ с помощью кислорода

  5. Ассимиляция

  6. Диссимиляция

  7. Осуществляют митохондрии

  8. Осуществляют рибосомы; ЭПС; комплекс Гольджи

  9. Энергия выделяется

  10. Энергия запасается

10.Впишите определение, соответствующее свойствам или критериям живого.

1. Способность реагировать на воздействие ________________________________

2. Способность поддерживать постоянную температуру тела ___________________

______________________________________________________________________

3. Способность увеличивать размеры тела ________________________________

______________________________________________________________________

4 Способность, включающая в себя питание, дыхание и выделение ____________

_______________________________________________________________________

5. Способность поддерживать постоянство своих показателей _________________

______________________________________________________________________

6. Способность увеличивать количество особей своего вида ___________________

________________________________________________________________________

7. Способность воспринимать изменения окружающей среды __________________


  1. На рисунках изображены условия экспериментов, касающихся проблемы зарождения жизни. Впишите соответствующие фамилии ученых.

Рисунки


12.Установите соответствие между этапами формирования жизни и событиями

I этап

II этап

III этап

IV этап

V этап


1.Появление прокариотических клеток

2. Сгустки органических молекул

3. Появление и функционирование протобионтов

4.Абиогенный синтез органических веществ

5. Появление фотосинтеза

6. Формирование коацерватов

7. Появление белков, жиров и углеводов

8. Появление предбиологических структур, отделенных от внешней среды мембраной и способных к обмену веществ, движению, росту и размножению, делению.

9. Появление кислородного дыхания

10. Появление первых клеток

11. Появление многоклеточности

12. Появление первых колониальных прокариотических форм

13. Разделение на растения и животных

14. Эндосимбиоз

13. Заполните таблицу, сравнив условия окружающей среды на нашей планете сейчас и в момент зарождения жизни

Признак

Около 3,5 млрд лет назад

Современное состояние

1.НаличиеO2 в атмосфере (%)

2.t воздуха (средняя)

3. Наличие в атмосфере CH4 ; NH3 ;H2S ;SO2 (%)

4. Капельно-жидкая вода (океан)

5. Вулканическая активность 9сильная/слабая)

6. Озоновый экран в атмосфере

7. Степень проникновения солнечной радиации и метеоритов

Глава 2 Химическая организация живых организмов

Условные обозначения;

*- задания первого уровня сложности. Обязательны к выполнению для закреплению и самоконтроля.

**- задания второго уровня сложности. Могут применяться для контроля на уроке. *** - задания третьего уровня. Выполняются по желанию или сильными учащимися.

14*. Распределите химические элементы по двум группам, обозначив их с помощью химических символов:

Макроэлементы

Микроэлементы

Химические элементы: хлор, фтор, бром, водород, йод, углерод, кремний, кислород, натрий, золото, железо, серебро, кальций, фосфор, магний, калий, цинк, азот

15**. Из перечня к заданию №14 выберите элементы и поставьте в графу напротив их роли в живых системах.


Элемент

Его роль

Основной положительный ион. В составе соли входит в плазму крови в концентрации 0,9%. Обеспечивает полярность мембран живых клеток

Основной отрицательный ион. В составе соли находится в плазме крови в концентрации 0,9%. В составе кислоты обязательно присутствует в желудочном соке

Основной положительный ион. Обеспечивает полярность мембран живых клеток

В составе солей входит в твердое вещество зубов и костей, раковин моллюсков и других беспозвоночных. В виде иона незаменим при свертывании крови

В составе гемоглобина

В составе хлорофилла

Входит в состав белков, так как является составной частью двух аминокислот

В виде солей H3PO4 - в костях, в виде анионов - в составе кислот H2PO4 , в составе АТФ

Незаменимый компонент гормона тироксина

Входит в состав зубной эмали, делая ее прочной

16. Ответьте на вопросы

1*.Вспомните состав воздуха, воды и земной коры. Какие элементы преобладают?

________________________________________________________________________

2*. Какие из названных элементов встречаются в составе живых систем в самых больших количествах?

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

3**. О чем это может свидетельствовать?____________________________________

________________________________________________________________________

4***. Какого элемента, присутствующего в земной коре в значительных количествах, ничтожно мало в живом? Как вы думаете почему? _______________

_______________________________________________________________________

17*. Нарисуйте молекулу воды



- Какие точечные заряды она имеет и почему?______________________________

________________________________________________________________________

- Как называется такая структура?_________________________________________

________________________________________________________________________

18**. Установите соответствие

Свойство

Характеристика

Растворимость в воде

  1. Гидрофобность

  1. Полярность

  1. Гидрофильность

Нерастворимость в воде

  1. Неполярность

  1. Полимерность

  1. Наличие зарядов

  1. Отсутствие зарядов

19.Опишите такие свойства воды, как температура замерзания и кипения; плотность в твердом и жидком состоянии; заряженность молекулы4 тепло- и электропроводность**.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какое значение для жизни имеет каждое из свойств?***

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

20**. Заполните таблицу.

Вещество

Тип веществ

Элементный состав

Растворимость

Роль в живом

Особенности

строения

Фосфолипид


Глюкоза


Рибоза


Дезоксирибоза


Целлюлоза


Крахмал


Гликоген


Хитин


Жир


Гемоглобин


Птиалин


31**.Распределите представленные характеристики по типам веществ:

  1. Распадаясь, дают 17,2 кДЖ энергии;

  2. В организмах не распадаются с выделением энергии;

  3. Распадаясь, дают 39 кДЖ энергии;

  4. Являются ферментами

  5. Хранят и переносят наследственную информацию;

  6. Запасной источник энергии;

  7. Основной строительный материал клеток;

  8. Основное вещество, содержащееся в клетках;

  9. Основное вещество клеточных мембран;

  10. Вещества клеточных стенок;

  11. Мономером является глюкоза;

  12. Мономер аминокислоты;

  13. Состоят из глицерина и жирных кислот;

  14. Полимеры;

  15. Кроме С, О2, Н2 содержат азот и серу;

  16. Кроме С, О2, Н2 содержат азот и фосфор;

  17. Кроме С, О2, Н2 содержат фосфор;

  18. Мономер нуклеотид;

  19. Молекула диполь;

  20. Бесконечно разнообразны


Белки

Жиры и липиды

Моносахариды

Полисахариды

Нуклеиновые кислоты

Вода





22.По предложенному плану сравните биополимеры. Заполните таблицу

Признак

Полисахариды

Белки

Нуклеиновые кислоты





23**. Постройте комплементарную цепь молекулы ДНК.

а) АТТГЦГГЦТ; б) ЦГТТАГАЦТ; в) ГЦАТГГЦЦА; г) ТТГАЦГЦТА;

д) ТЦАГАТАЦГ.

24**. Вычислите % других нуклеотидов, если известно:

а) А-42%; б) Т-28%4 в) Ц-36%; г) Г-12%; д) Г-8%.

24**. Попробуйте воспроизвести таблицу учебника (с.42), в которой сравниваются РНК и ДНК.

ДНК

Признак

РНК






26.**. Нарисуйте любую пару комплементарных нуклеотидов ДНК и подпишите вещества и типы химической связи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27**. Нарисуйте молекулу АТФ, подпишите все ее компоненты. Схематично изобразите, что произойдет с молекулой АТФ, если в клетке не хватает Е или если есть свободная энергия.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





28**. Структурная организация белковых молекул.

Структура белка

Уровень организации

Особенности строения

Типы химической связи

Первичная

Вторичная

Третичная

Четвертичная


Денатурация - это ____________________________________________________ ______________________________________________________________________

Ренатурация -это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

После разрушения какой структуры ренатурация невозможна?_____________________________________________________________________________________________________________________________________

29***. Лабораторная работа: « Ферментативное расщепление пероксида водорода ферментми клетки».

Приготовьте две чистые пробирки с водой (2-3см). В первую положите несколько кусочков сырого картофеля, а во вторую - столько же вареного. В каждую из пробирок прилейте 7-10 капель пероксида водорода и понаблюдайте, что происходит. Как это можно объяснить? Напишите реакцию разложения пероксида водорода.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

30***. На Марсе найдены 4 неизвестных науке типа клетки. Анализ их ДНК, сделанный трехкратно, показал следующие результаты:

  1. Содержание азотистых оснований:

Аденин

Тимин

Цитозин

Гуанин

Урацил

27%

31%

52%

42%

0,000001%

26,9%

31,8%

52,7%

43,1%

0%

27,1%

31,1%

51,3%

42,7%

0%

2.Содержание азотистых оснований:

Аденин

Тимин

Цитозин

Гуанин

Урацил

56,3%

0%

36,7%

44,2%

25,0%

55,9%

0%

36,5%

44,1%

25,1%

56,1%

0%

36,6%

44,1%

24,9%

3.Содержание азотистых оснований:

Аденин

Тимин

Цитозин

Гуанин

Урацил

17%

16,9%

32,9%

32%

0%

17%

17,1%

33%

32%

0,0000000000001%

17,1%

17%

33,2%

32,1%

0%

4.Содержание азотистых оснований:

Аденин

Тимин

Цитозин

Гуанин

Урацил

18,9%

0%

31%

31,1%

19,2%

19%

0%

31,4%

31,2%

19,2%

19,1%

0%

30,8%

30,7%

18,8%

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Каково среднее содержание (%) каждого типа азотистых оснований для клеток

  1. ; 2); 3) и 4) ?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что представляет собой нуклеиновая кислота каждой из четырех обнаруженных клеток:

ДНК одноцепочная __________________________________________________

ДНК двуцепочная ___________________________________________________

Гибрид РНК - ДНК _________________________________________________

РНК одноцепочная ___________________________________________________

РНК двуцепочная ___________________________________________________

Поясните, почему вы так решили.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

31А***. Известно, что нуклеиновая кислота (НК) бактерии X 2 имеет большую молекулярную массу =6,6 *10 в 9-й степени дальтон. Известно, что молекулярная масса пары нуклеотидов - 660 дальтон, а длина каждой пары - 0,34 нм. Допустим, что вся НК этой бактерии является кодирующей и каждый ее белок состоит из 500 аминокислот.

Определите:

  1. Общую длину НК

______________________________________________________________________

  1. Количество нуклеотидов в ней

_____________________________________________________________________

  1. Количество закодированных белков

_______________________________________________________________________

Б***. Известно, что нуклеиновая кислота бактерии X 1 имеет большую молекулярную массу = 3,3* 10 в 9-й степени дальтон. Известно, что молекулярная масса пары нуклеотидов -660 дальтон, а длина каждой пары- 0,34 нм. Допустим, что вся НК этой бактерии является кодирующей и каждый ее белок состоит из 400 аминокислот.

Определите:

  1. Общую длину НК

______________________________________________________________________

  1. Количество нуклеотидов в ней

_____________________________________________________________________

  1. Количество закодированных белков

_____________________________________________________________________

32***. Предположим, что вся ДНК бактериальной клетки состояла из редкого изотопа азота N15. После того как культуру этих бактерий перенесли на среду, содержащую нормальный N14 азот, клетки успели поделиться дважды. После первого и второго деления их ДНК извлекалась и подвергалась осаждению в электроцентрифуге. Результаты были следующими:

- после первого деления вся ДНК скопилась в середине пробирки и содержала как изотопы N14, так и N15 примерно в равных пропорциях;

- после второго деления произошло расслоение. Наверху оказалась более легкая фракция, содержащая только N14 азот, примерно в равных количествах со скопившимся в середине пробирки N14 N15 (гибридом)

Ответьте на следующие вопросы:

Какой способ репликации иллюстрирует данный эксперимент?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какое соотношение изотопов можно ожидать после третьего деления?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая картина могла наблюдаться после 1, 2, и 3-го деления, если бы репликация шла по консервативному типу?

33***. Вся бактериальная ДНК состояла из нуклеотидов, содержащих только изотоп азота N14. После помещения этой клетки в среду, содержащую только N15 изотоп, она поделилась дважды.

Определите, какой азотный состав соответствует полуконсервативному способу репликации:

А

Б

В

Г

Д

Е

Материнская клетка

100% N14

100% N15

100% N14

100% N14

75% N14

25% N15

75% N15

25% N14

1-е деление

100% N15

50% N15

50% N14

50% N15

50% N14

50% N15

50% N14

85% N14

15% N15

85% N15

15% N14

2-е деление

100% N15

75% N15

25% N14

85% N15

15% N14

75% N15

25% N14

100% N14

100% N15

Какими были бы результаты третьего деления?

________________________________________________________________________

Какое соотношение (%) между изотопами азота в ДНК могло наблюдаться при первом, втором и третьем делении, если бы способ редупликации (удвоения) был консервативным?

______________________________________________________________________

34***. Биосинтез белка проходил по мРНК (иРНК), содержащей 144 нуклеотида. Определите № верного варианта:

Вариант

Аминокислоты

Пептидные связи

Молекулы воды

(выделились)

№1

144

143

143

№2

46

47

47

№3

48

48

48

№4

48

47

50

№5

47

46

46

№6

47

47

47

*** Проблемные вопросы:

1.В каком порядке и почему будут расходоваться питательные вещества в организмах при голодании?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Ферменты - биологические катализаторы, в сотни раз ускоряющие химические реакции. Как могут влиять внешние условия на активность ферментов? Попытайтесь объяснить зависимость ферментативной активности у человека от температуры. Постройте график этой зависимости. То же - для рН окружающей фермент среды.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Почему большое количество жира запасают как животные Арктики, так и обитатели пустынь? Что вам известно о «буром жире», есть ли он у человека?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*** Темы для сообщений или рефератов

1.Химические и физические свойства воды в природе. Проблемы водосбережения, загрязнения и использования вод.

2.Многообразие белков и их роль в природе

3. Наследственная информация и ее реализация в клетке.

4. Нуклеиновые кислоты, их строение и функции.

Раздел II. Строение и функции живого

Глава 3. Строение и функции клеток

35*. Установите соответствие, распределив органоиды по трем группам в зависимости от количества и наличия мембран.

Немембранные

органоиды

Одномембранные

органоиды

Двумембранные

органоиды

1.Мембрана 8. Комплекс Гольджи

2. Центриоли или клеточный центр 9. Хлоропласты

3. Лейкопласты 10. Митохондрии

4. Лизосомы 11. Настоящая вакуоль

5. Ядро 12. Рибосомы

6. ЭПС - эндоплазматическая сеть 13.Пластиды

7. Жгутики, реснички 14. Хромопласты

15. Хромосома

36*. Из вышеуказанного перечня органоидов (№35) выберите те, которые присутствуют у разных групп организмов, и распределите их в таблице:

Есть только

у растений

Есть только

у животных

Есть как у растений,

так и у животных

Есть у бактерий


37**. Заполните таблицу

Жидкости в клетке


Жидкость

Местонахождение

Что в ней содержится

Роль

Клеточный сок

Гиалоплазма

Кариоплазма

(ядерный сок)

Матрикс

Строма

38**. Установите соответствие между органоидами и их функциями

Органоид

Функция

1.Мембрана

А. Осуществляют биосинтез белков ( соединяют аминокислоты в белок)

2. Центриоли или клеточный центр

Б. Образует «веретено деления» - специфический органоид, который равномерно распределяет хромосомы по дочерним клеткам

3. Лейкопласты

В.Осуществляют движение клетки

4. Лизосомы

Г. Разлагают вредные или питательные

5.Ядро

Д. Внутриклеточный транспорт веществ. Синтез жиров, биосинтез белков и углеводов.

6. ЭПС - эндоплазматическая сеть

Е. Синтезирует мембранные пузырьки, осуществляет хранение веществ, внутриклеточный транспорт, модификацию и синтез жиров и улеводов

7. Жгутики, реснички

Ж. Внутриклеточное (тургорное) давление в растительных клетках

8. Комплекс Гольджи

З. Управление жизнью клетки, формирование рибосом

9. Хлоропласты

И. Хранение и передача наследственной информации, руководство биосинтезом белка

10. Митохондрии

К. Синтез АТФ и некоторых жирных кислот

11. Настоящая вакуоль

Л. Осуществляют фотосинтез

12. Рибосомы

М. Накапливают крахмал

13. Хромопласты

Н. Накапливают питательные или вредные вещества, содержат каротиноиды

14. Хромосома

О. Защищает клетку, осуществляет избирательную проницаемость, фаго- и пиноцитоз

1___ , 2___ , 3___ , 4 __ , 5 ___ , 6 ___ , 7 ___ , 8 ___ ,

10 ___, 11 ___, 12 ___ ,13 ___ , 14 ___.

39**. Напротив указанных особенностей строения впишите органоид.

Особенности строения

Органоид

1

Пузырьки, заполненные пищеварительными ферментами

2

Состоят из сократительных белков в виде микротрубочек, выступают из клетки

3

Немембранный органоид из большой и малой субъединиц

4

Двумембранные с внутренними выростами - гранами, содержат зеленый пигмент - хлорофилл

5

Одномембранный органоид, заполненный клеточным соком

6

Цистерны и мембранные полости вблизи ядра

7

Двумембранный органоид, содержащий хромосомы

8

Двумембранный органоид с каротиноидами

9

Два блока микротрубочек, расположенных около ядра перпендикулярно друг другу

10

Выросты внутренней мембраны - кристы

11

Мембранные канальцы внутри цитоплазмы. Бывает двух видов: гладкая и шероховатая

12

Двумембранные органоиды, белые или бесцветные, могут зеленеть или краснеть

13

Немембранный органоид всех клеток, состоит из ДНК

40***. Подумай и ответь.

Эритроциты у птиц живут около года, у черепах - несколько лет, а у человека всего 3-4 месяца. Почему?

41**. Сравните клетки прокариот и эукариот.

Признак

Прокариоты

Эукариоты

Выводы о причинах сходств и отличий***

Наличие ядра

Наличие цитоплазмы

Наличие рибосом

Как представлен генетический материал

Наличие одномембранных органоидов

Наличие двумембранных органоидов

Одноклеточность и многоклеточность

Среды обитания

Типы организмов

42. Заполните таблицу.

Строение мембраны


Тип веществ

Количество

молекул

в слое

Количество

солев

Химические

особенности

веществ и

их свойства

Роль в

составе

мембраны

Белок


Жиры

( фосфолипиды)


Углеводы


43. Сравните строение клеток

Признак

Растения

Животные

Грибы

1.Клеточная стенка

2. Материал клеточной стенки

3. Наличие пластид

4. Настоящие вакуоли

5. Наличие лизосом

6. Наличие сократительных элементов - микротрубочек: клеточного центра, ресничек и жгутиков

Наличие митохондрий


44***. Если адреналин попадает в межклеточное вещество, он вызывает изменения физиологического состояния возбудимых тканей организма человека. Если же доза адреналина впрыснута микроиглой непосредственно в цитоплазму клеток, то состояние не изменяется. Поясните причину и механизм этого явления.

45***. Одноклеточные организмы взаимодействуют непосредственно с окружающей средой. А в многоклеточном организме клеткам нужно согласованно функционировать, взаимодействовать. Как это достигается? Подготовьте сообщение: « Типы межклеточных контактов»

46***. Составьте схему взаимосвязи между органоидами, используя следующие опорные вопросы:

- Какие части клетки формируют компоненты наружной мембраны?

- Откуда они получают необходимые для строительства вещества?

- Какие органоиды, расщепляя вещества, поставляют «строительные блоки» для биосинтеза собственных веществ?

- Какие органоиды синтезируют собственные белки, жиры и углеводы( у растений и животных)? Играет ли ядро свою роль в этих процессах?

- Куда могут поступать готовые белковые, углеводные и жировые молекулы?

- Откуда в клетке берется энергия для биосинтеза?

- Как отличаются эти процессы у растений и животных?

- За счет чего растет клеточная стенка у растений, какие органоиды формируют ее компоненты? Какие органоиды осуществляют синтез ее компонентов?

-Какие органоиды осуществляют внутриклеточный транспорт веществ? Что, откуда и куда они транспортируют?

- Какие органоиды осуществляют хранение веществ? Каких и для чего?

47*** Сравните разные типы мембранного транспорта, указав знаками «+» или «-» характеристику этих явлений

Признак

Фогоцитоз

Пиноцитоз

Диффузия,

или осмос

Мембранные

каналы

Пассивный транспорт - энергия АТф не затрачивается


Активный транспорт - энергия АТФ затрачивается


Происходит по градиенту концентрации


Происходит против градиента концентрации


Транспортируются отдельные ионы


Транспортируются только жидкости


Транспортируются только твердые вещества


Сама мембрана выпячивается


Сама мембрана впячивается


Используются ложноножки


Так транспортируется дистиллированная вода


«Работают» только крупные белковые молекулы


48***. Ответьте на вопросы.

Согласны ли Вы с утверждением, что главный компонент клетки - это ее оболочка? Приведите доводы «за» и «против» этого утверждения.

- как происходит восстановление органоидов после деления клеток? Какие из них являются производными мембраны?

- Где и как образуются все остальные органоиды?

49**.Сравните типы деления клеток. Данные занесите в таблицу.

Тип деления

Сколько клеток образуется из одной материнской

Количество хромосом в дочерних клетках

Для каких тканей и органов характерен

Количество стадий

Митоз


Мейоз


50**. Укажите особенности стадий мейоза 1 и мейоза 2.

Признак

Про-фаза 1

Мета-фаза 1

Ана-фаза 1

Тело-фаза 1

Про-фаза 2

Мета-фаза 2

Ана-фаза 2

Тело-фаза 2

Количество хромосом в хроматиде



Количество ДНК (удвоенное или нет)



Диплоидность



Гаплоидность



Нити веретена деления делят хромосомы или хроматиды



Конъюгация и кроссинговер



51**. Сравните интерфазу клеточного цикла и мейоза.

Процесс

Репликация

ДНК

Увеличение

объема

цитоплазмы

Увеличение

количества

органоидов

Синтез

ферментов

и энергии

в виде АТФ

Интерфаза

клеточного

цикла


Интерфаза

между

первым

и вторым

мейозом


52**. Установите соответствие между стадиями и их описанием.

  1. Все хромосомы, содержащие по две хроматиды, выстраиваются в экваториальной плоскости клетки и образуют некую «пластинку»

  2. В этой фазе хромосомы лучше всего видны в микроскоп.

  3. Фаза, в которой кариокинез уже завершен.

  4. Происходит удвоение молекул ДНК, активный синтез ферментов, увеличение числа органоидов и рост клетки.

  5. Распадается ядерная оболочка, хромосомы становятся видимыми в световой микроскоп.

  6. Формируется веретено деления, его нити прикрепляются по одной к центромере.

  7. Сокращаясь, нити веретена деления разрывают дочерние хроматиды, и они расходятся к полюсам по одной двуспиральной молекуле ДНК.

  8. Фаза, в которой происходит цитокинез.

  9. Формируется веретено деления, его нити прикрепляются по две к центромере каждой из хромосом.

  10. Половинные наборы хромосом, содержащие по одной хроматиде, выстраиваются в экваториальной плоскости клетки и образуют некую пластинку.

  11. Формируются клетки, содержащие гаплоидный набор хромосом, но состоящие из двух молекул ДНК.

  12. Половинные наборы хромосом, содержащие по две хроматиды, выстраиваются в экваториальной плоскости клетки и образуют некую пластинку.

  13. Формируются клетки, содержащие диплоидный набор хромосом.

  14. Гомологичные хромосомы обмениваются участками, происходит кроссинговер.

  15. Формируются клетки, содержащие гаплоидный набор хромосом и состоящие из одной молекулы ДНК.

  16. Распределение по дочерним клеткам органоидов и цитоплазмы.

  17. Центриоли расходятся к полюсам клетки.

  18. Формирование ядерной оболочки дочерних клеток

  19. Гомологичные хромосомы объединяются - конъюгируют.

  20. Формируются две гаплоидные клетки.

Интерфаза

Митоз

Мейоз 1

Про-фаза

Мета-фаза

Анна-фаза

Тело-фаза

Про-фаза1

Мета-фаза1

Анна-фаза1

Тело-фаза1



Интерфаза

Мейоз 2

Профаза2

Метафаза2

Аннафаза2

Телофаза2


53***. На рисунках показаны схемы митоза и мейоза. Установите, какой из рисунков какой процесс демонстрирует.

Рисунки

Глава 4 . Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

54. Установите соответствие между группами организмов по способам получения энергии.

Автотрофы: __________________________________________________________

Гетеротрофы: _________________________________________________________

  1. Используют только энергию готовых органических веществ: белков, жиров и углеводов

  2. Хемосинтетики.

  3. Все многоклеточные и большинство одноклеточных животных; все грибы и большинство бактерий.

  4. Осуществляют только процесс дыхания (кислородного или бескислородного)

  5. Осуществляют процесс дыхания и фотосинтеза.

  6. Содержат хлорофилл или другие подобные элементы.

  7. Болезнетворные бактерии и бактерии гниения.

  8. Цианобактерии (синезеленые водоросли).

  9. Серо-, железо-, метанобактерии.

  10. Все зеленые растения.

  11. Создали кислород в атмосфере Земли.

  12. Не способны самостоятельно синтезировать органические вещества.

  13. Способны к самостоятельному синтезу органических веществ.

  14. Используют энергию света.

  15. Используют химическую энергию неорганических веществ.

  16. Используют химическую энергию органических веществ.

  17. Осуществляют процесс гниения, брожения и другие подобные процессы разложения органических остатков.

55. Впишите в соответствующие части схемы цифры, обозначающие термины, и буквы (примеры живых организмов)

Типы получения энергии







1 - автотрофы 3 - хемосинтетики

2- гетеротрофы 4 - фотосинтетики

а) дождевой червь ж) бактерии гниения

б) кролик з) лисица

в) трава и) серобактерии

г) водоросли к) болезнетворные бактерии

д) железобактерии л) метанобактерии

е) цианобактерии


56. Впишите термины, соответствующие определениям:

1. Эволюционно первый - более древний способ получения энергии

______________________________________________________________________

2.Процесс разложения органических веществ без участия кислорода

_______________________________________________________________________

3.Процесс получения энергии в ходе превращения одних неорганических веществ в другие.

4.Процесс разложения органических веществ, в ходе которого необходим кислород, называется ___________________________________________ дыханием.

5. Процесс превращения энергии солнечного света в энергию химических связей органических веществ называется ______________________________________________________________________

6.Организмы, нуждающиеся в готовой органике _____________________________

______________________________________________________________________

7.Организмы, не нуждающиеся в готовой органике _________________________

_____________________________________________________________________

57. Установите соответствие, вписав в столбцы таблицы номера

характеристик этапов дыхания.

Iэтап

II этап

III этап



1.Может происходить вне клеток

2. Количество выделившейся энергии равно 0.

3.Необходимы пищеварительные ферменты

4. Количество выделившейся энергии равно 36 АТФ

5. Происходит в митохондриях

6. Может происходить в мезосомах клеток.

7. Происходит в цитоплазме клеток.

8. Необходим кислород.

9.Нет необходимости в кислороде.

10. Химический результат может быть глюкозой; аминокислотами или глицерином и жирными кислотами.

11. Химический результат может быть водой, углекислым газом и азотсодержащими соединениями.

12. Химический результат может быть пировиноградной кислотой или молочной кислотой.

13. Характерен для всех растений и большинства животных и микроорганизмов.

14.Характерен для организмов, обитающих в бескислородной среде.

15. Необходимы ферменты гликолиза.

16. Необходимы молекулы- переносчики и митохондриальные ферменты.

17. Энергетически менее выгодный, но более древний биохимический способ получения АТФ.

18. Энергетически более выгодный, но более молодой биохимический способ получения АТФ.

19. Анаэробный этап.

20. Аэробный этап.

21.Гликолиз.

22. Подготовительный этап.

23. Биологическое окисление в митохондриях.

58***. Дорисуйте схему получения энергии гетеротрофными организмами. Укажите стрелками последовательность процессов.

I этап пища + пищеварительные ферменты

глюкоза

II этап

+10ферментов


III этап CoA

НАДФ - Н+ АДФ +CO2



Укажите вещества и процессы из перечня или цифры, их обозначающие:

1)H2O; 2) цикл Кребса; 3) 2 АТФ; 4) 0 АТФ; 5) 36 АТФ; 6) ацетил СоА; 7) C6H12O6; 8) C3H4O3; или ПВК;9) неорганический фосфат.

59**. Схематично изобразите синтез АТФ. Обозначьте арабскими цифрами его компоненты, а римскими - названия соединений из перечня.

3I________________

2________________

Р

Р

Р________________

II_______________

1________________

4________________

III _____________

I

________________ II

_______________

III

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень: АМФ; аденин; остатки фосфорной кислоты; рибоза; АТФ4 макроэргическая связь; АДФ.

60**. Известно, что одна молекула АТФ в течение суток может взаимопревращаться более 2000 раз в АДФ (внутри живой клетки). На схеме изображены оба эти процесса. Укажите, в ходе какого из них клетка затрачивает энергию, аккумулируя ее в АТФ, а в ходе какого энергия выделяется и используется клеткой?

  1. АМФ → АДФ →АТФ ________________________________________________

  2. АТФ→АДФ→АМФ _________________________________________________

Назовите, в ходе каких клеточных процессов запасается энергия, а в ходе каких тратится?

61***. На схеме приводятся 3 процесса: дыхание, брожение и гликолиз. Укажите, какому из них соответствует каждая схема. Для каких организмов и клеточных структур характерен каждый из них.

Глюкоза ПВК Глюкоза

↓ ↓ ↓

ПВК Ацетил СоА Молочная кислота

↓ ↓ ↓

СО2 Кислород 2АТФ

↓ ↓

Спирт Углекислый газ

↓ ↓

2АТФ Вода

36АТФ

_______________ __________________ _____________________

_______________ __________________ _____________________

_______________ __________________ _____________________

_______________ __________________ _____________________

62**.Заполните таблицу.

Сравнительная характеристика дыхания и горения.

Признак

Дыхание

Горение

1.Общая формула

2.Место, где происходит

3. Необходимость в О2

4. Необходимость

ферментов и молекул-

переносчиков

5. Необходимость целостности митохондриальных мембран

6. Тип выделяющейся

энергии: световая, тепловая, химическая или электрическая

7. Постепенность выделения тепловой энергии

63**.Заполните таблицу.

Сравнительная характеристика дыхания и фотосинтеза

Процесс

Дыхание

Фотосинтез

Необходимые условия

Органоиды и организмы

Необходимые вещества

Различные стадии

Источник энергии

Конечные продукты

Роль в природе

64. Сравните фазы фотосинтеза, отметив знаком «+» соответствующий признак.

Признак

Световая

Темновая

1.Необходим хлорофилл

2. Необходим Со2

3. Необходима вода

4.Необходима АТФ

5. Необходима АДФ

6. Необходим свет

7. Образуется глюкоза

8. Образуется Н

9. Образуется АТФ

10. Происходит днем и ночью

11. Происходит только днем

12***. Необходимы ферменты цикла Кальвина

13***. Осуществляется поток электронов по цепи молекул- переносчиков

14. Выделяется О2 в атмосферу

15*. Включается фотолиз

16*. Происходит карбоксилирование

17*. Происходит фосфорилирование

65***. Рассмотрите схему. Ответьте на вопросы.

е--

в хлорофилл

е-

 

Соединение с переносчиком НАДФ и электроном

Н+

вода

свет

Свет   

Н2О

4ОН

О2

в темновую фазу

1.Что такое фотосинтез? _______________________________________________________

_______________________________________________________________________________

2. На какие компоненты разлагается молекула воды? ___________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. Для чего используется электрон, отнятый у водорода при разложении?_____________________

_____________________________________________________________________________________

4. Куда поступает НАДФ-Н после соединения с электроном, поступившим из хлорофилла?

_____________________________________________________________________________________

5. Откуда берется молекулярный кислород, поступающий в атмосферу?_______________________

____________________________________________________________________________________

6. Для чего необходимо постоянно доставлять электроны в хлорофилл?_______________________

____________________________________________________________________________________

66**. Ответьте на вопросы.

1.Откуда хлорофилл постоянно получает дополнительные электроны?________________________

_____________________________________________________________________________________

2. Что происходит с молекулой хлорофилла после его взаимодействия со светом? ______________ ____________________________________________________________________________________

3. Для чего нужна цепь переносчиков электронов?________________________________________

____________________________________________________________________________________

4. Почему световую фазу часто называют фотофосфорированием?___________________________

___________________________________________________________________________________

5.Что происходит с электроном хлорофилла после того, как он «обессилел», т.е. отдал энергию?

_____________________________________________________________________________________

6. Какие два соединения обязательно должны поступить из световой фазы в темновую? _________

____________________________________________________________________________________

67***.Распределите термины в соответствии с их причастностью к фазам фотосинтеза.

Световая фаза _______________________________________________________________________

Темовая фаза ________________________________________________________________________

Перечень терминов: АТФ; АДФ; Н+; НАДФ-Н; С6Н12О6; свет или солнце; О2; Н2О; электрон или е-; цикл Кальвина.

68. Заполните таблицу. Сравните способы получения энергии.

Процесс

Авто- или

гетеро-трофы

Источник

энергии

Нуждаются ли в

органике

Для каких

организмов

характерен

Роль в природе

Фотосинтез


Хемосинтез


69. Вспомните, что живое способно к саморегуляции и гомеостазу.

Ответьте на вопросы.

1.Почему частота и глубина дыхания возрастают при беге?_________________________________

____________________________________________________________________________________

2.Почему при физической нагрузке усиливается потоотделение? ____________________________

3. Почему при избытке какого-либо вещества тормозится его синтез?_________________________

____________________________________________________________________________________

70***. Известно, что первые несколько реакций гликолиза являются обратимыми, т.е. процесс может легко идти как в прямом, так и в обратном направлении. Постарайтесь отметить знаком «+» факторы, которые будут подавлять или угнетать гликолиз.

Фактор

Усиление процесса

Замедление процесса

Повышение

концентрации АТФ

Повышение

Концентрации АДФ

Повышение

концентрации молочной кислоты или ПВК

Повышение концентрации кислорода

71.Постарайтесь составить схему изменений, происходящих в организме при повышении физической нагрузки, выбирая понятия из перечня.

1) выброс адреналина;

2) усиление энергетического обмена;

3) закисление крови от поступления СО2;

4)активизация симпатических нервных центров;

5) повышение кровяного давления;

6) учащение сердцебиения;

7) сужение периферических кровеносных сосудов и расширение коронарных;

8) усиление потоотделения;

9) перевод гликогена в глюкозу;

10) повышенное потребление О2

72. Знаком «+» отметьте в таблице изменения, происходящие в организме млекопитающих и человека при изменении t окружающей среды.

Изменения

Понижение t

Повышение t

1.Усиление потоотделения

2.Вздыблевание волоса

3. «Гусинная кожа»

4.Расширение капилляров кожи

5.Сужение капилляров кожи

6. Усиление обмена веществ

7.Учащенное дыхание у собак(с открытым ртом)

8. Накопление жира

9. Расход глюкозы

10. Понижение обмена веществ

11.Непроизвольное частое сокращение скелетных мышц

12.Сворачивание «в клубок»

13. Обильное потребление воды

73.Установите соответствие между терминами и их характеристикой (римские цифры) и примерами (арабские цифры)

Гомойотермные __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Пойкилотермные__________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Эктотермные ______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Эндотермные _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

I. Холоднокровные животные

II. Организмы с постоянной температурой тела

III. Для экономии энергии впадают в спячку

IV. Жизнедеятельность зависит от внешних источников тепла.

1)птицы; 2) растения;3)земноводные;4) большинство крупных млекопитающих;5)рыбы;6)пресмыкающиеся;7)мелкие млекопитающие

74. Впишите в столбцы ответных реакций номера конкретных примеров (см. перечень)

Хемотаксисы

Фототаксисы

Термотаксисы

Тропизмы

Настии

+

-

+

-

+

-









Перечень:

1.Рост корня растения к центру Земли (в почву)

2. Движение подсолнечника - повороты за Солнцем

3.Движение амеб в сторону растворяющегося кусочка сахара.

4. Протягивание рук к огню.

5. Отстранение рук от огня.

6. Ланцетник зарывается в песок на дне в случае его освещения

7. «Вытекание» амеб из капли воды с растворяющейся солью.

8. Движение насекомых на запах цветов.

9. Складывание листьев мимозой стыдливой при прикосновении.

10.Движение водорослей на свет.

11.Движение осьминогов от света.

12.Избегание территорий, помеченных экскрементами более крупного хищника своего вида.

13. Захлопывание листьев венериной мухоловки или росянки.

14.Вытягивание ростков вверх; противоположно центру тяжести Земли.

75.Вставьте пропущенные термины.

1.Гормоны растений, регулирующие ответные реакции __________________________________

__________________________________________________________________________________

2. Ответная реакция организма животных на раздражение ___________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. Общее свойство живых организмов отвечать на внешнее воздействие _____________________

_____________________________________________________________________________________

4. Движение растений, возникающие в ответ


© 2010-2022