Методическая Работа Дидактические игры на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактические игры на уроках биологии

Содержание

  1. Особенности и виды дидактических игр

  2. Применение дидактических игр на уроках биологии

  3. Методические рекомендации по разработке и использованию дидактических игр.

  4. Дидактическая игра как одно из условий развития творческого потенциала учащихся на уроках биологии

Особенности и виды дидактических игр

Игровая деятельность - это особая сфера человеческой жизни, в которой личность не преследует никаких других задач, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления « Я». Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют тесную связь со всеми видами деятельности человека и выступают как детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные...

Принято различать два основных типа игр: игры с открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы, викторины.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев: врач сам себе не ставит градусник, пассажир не управляет морским судном. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные. В различных сборниках указано более 600 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

сенсорные игры,

словесные игры,

игры - знакомства с природой,

по формированию математических представлений и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

игры с дидактическими игрушками,

настольно-печатные игры,

сюжетные игры.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

Игры-путешествия.

Игры-поручения.

Игры-предположения.

Игры-загадки.

Игры-беседы (игры-диалоги)

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое-через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно. В условиях дистанционного обучения, такие игры необходимы, я их применяю на своих уроках: примеры будут приведены в дальнейшем.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги Буратино расставить таксоны", "Проверь домашнее задание у Незнайки".

Игры-предположения "Что было бы…?" или "Что бы я сделал...", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" . Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее сообразит?". Например, при изучении оказания первой помощи, при изучении эволюционного учения и т.п.

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Обучающее значение заключено в содержании сюжета-темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит "на поверхности": его нужно найти, добыть-сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в "чистом" виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и другими.

Применение дидактических игр на уроках биологии

Где бы мы ни были, нас повсюду окружают живые организмы. Но изучать биологию - не значит только знакомиться с видовым составом флоры и фауны, знать отдельных представителей. Это изучение большого количества понятий и определений, законов и закономерностей. Сделать такую работу интересной и увлекательной, в то же время научной и познавательной, повышать активность учащихся, интерес к предмету - является главной нашей задачей.

Трудно учащихся заставить задуматься, размышлять над тем или иным заданием, вопросом. При помощи игры мы увлекаем, а не принуждаем. Она оказывает положительное влияние на процессы мышления, запоминания, повышая данную способность и усиливая прочность запоминаемого. Этого можно достигнуть различными способами: показом опытов, организацией наблюдений разного типа, необычным рассказом и тогда далее.

Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Это необходимо, поскольку современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка. Реализация этой задачи объективно требует нового подхода к обучению, к организации всего познавательного процесса. Кроме того, современная школа требует научить каждого ребенка самостоятельно учиться. Чем больше самостоятельности мы предоставляем учащимся в выполнении учебных задач, тем эффективнее будет учебный процесс. Это является серьезным основанием для более широкого использования игры в организации процесса обучения.

При этом не менее важным требованием современности является снижение психических и физических перегрузок школьников. Игра - одно из средств, которое содержит в себе реальные возможности осуществления этих направлений школы, особенно актуально это для наших детей с ОВЗ, обучающихся дистанционно.

Игра, как и любое другое средство, становится образовательным фактором только при соблюдении ряда условий. Главное из них - это наше отношение к детям. Мы должны сами активно участвовать в игре, а не быть сторонними наблюдателями.

Дидактическая игра на уроке способствует изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживленной, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации. Но дидактическую игру нельзя рассматривать как развлечение или отдых на уроке. Необоснованное включение в учебную деятельность игровых моментов снижает познавательную направленность обучения, приводит к подмене серьезного учебного труда пустой занимательностью. Проблему дидактической игры, таким образом, нельзя рассматривать в отрыве от направленности педагогического процесса. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо иметь явное научное понимание роли дидактической игры в обучении и психологического механизма ее воздействия на познавательную активность учащихся. Из всего сказанного, можно сделать вывод : игровая деятельность должна занять прочное место в учебно-воспитательном процессе.

Игры упражнения

К играм-упражнениям относятся: разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, ботаническое и зоологическое лото, объяснение пословиц и поговорок о растениях и животных. Побуждение школьников к этим играм, основанное на стремлении проявить догадку, смекалку в умственной деятельности, можно и должно использовать в развитии познавательной активности учащихся. На своих уроках при изучении систематики растений и животных, я часто использую игру « Найди родственника». Ученику демонстрируется иллюстрация, и он подбирает к изображенному на ней объекту родственное по типу, классу, порядку, отряду, семейству растение или животное. Например, если на карточке изображено растение картофель, то ученик, подбирая ряд других представителей пасленовых, дает общую характеристику семейства. На обобщающих уроках я использую ботаническое и зоологическое лото. К примеру, изображение речного рака и оставлены пустые клетки; рядом находятся карточки с изображением частей тела рака. Учащийся выбирает те изображения, которые относятся к данному животному, и по рисункам рассказывает о его биологических особенностях, значении в природе и в жизни человека.

Загадки, ребусы, головоломки использую очень часто на уроках биологии в V-VII классах. Работа с загадками помогает развивать у детей наблюдательность, находчивость, развивает логическое мышление. Для того, чтобы отгадать загадки, учащиеся должны хорошо знать материал школьного учебника, дополнительной литературы. Загадки составляю на основе зашифровки наиболее существенных признаков предмета или явления. Разгадывание загадок предполагает формирование у детей умения решать логические задачи, заключенные в них. Применяем загадки также при изучении нового материала. Например, для мотивации учебной деятельности, загадываем загадку:

Из них состоит и стар, и млад

Любой организм

На нашей планете? (Клетка)

Такой прием активизирует внимание ребенка для восприятия темы: Клеточное строение организма. Игры - упражнения могут иметь место и при выполнении учащимися домашних заданий. Например, кроссворды, шарады, чайнворды, причем их можно использовать для разгадывания, так и для самостоятельного составления самим учащимся, таким образом, решается задача дифференцированных домашних заданий.

Методические рекомендации по разработке и использованию дидактических игр.

К дидактическим играм следует готовить детей заранее, учитывая, прежде всего, время проведения, некоторые атрибуты и правила. Это позволит заранее настроить детей на игру и творчески подготовиться к ней.

Дидактические функции игры должны обеспечить достаточно широкую, но посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся в области биологии и смежных дисциплин, соответствовать возрастным особенностям, степени подготовки и развитию кругозора учащихся. Игру следует начинать с более простых заданий, постепенно переходя к более сложным. Задания должны содержать элементы увлекательности и давать возможность принимать несколько вариантов ответов, в том числе и нестандартных.

Атрибуты должны быть красивыми, яркими, загадочными, необыкновенными. Наглядность должна быть простой и емкой, эстетически правильно выполненной.

Игры лучше всего проводить в быстром темпе, чтобы ученик с максимальной активностью мог участвовать в игре. При этом необходим предварительный расчет продолжительности каждого этапа игры и обязательное его выполнение в процессе игры.

Во время игры необходимы дисциплина и порядок. Во время игры старайтесь обеспечивать нормальный психолого-педагогический климат. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия, сопереживания.

Используя дидактические игры, лучше не допускать перенасыщения учебного процесса игровой деятельностью, так как слишком частое применение дидактических игр на уроке приводит к ситуации, когда ученики будут воспринимать курс изучения биологии, как игру в целом. Желательно иметь систему разработанных дидактических игр, не раз опробованных на уроках биологии, с учетом ранее допущенных ошибок, если они имели место.

Эффективность использования дидактических игр зависит от всех перечисленных советов. Грамотное проведение дидактических игр обеспечивается четкой организацией, знанием методики проведения. В нашей особой школе, такие игры, требование времени, они действительно необходимы, так как нашим детям требуется коррекция внимания, памяти, мышления, сенсорных систем.

Дидактическая игра как одно из условий развития творческого потенциала учащихся на уроках биологии

Гуманизация отношений как одна из педагогических задач, признание ценности отдельной личности в ее индивидуальной неповторимости и психологизация всей системы учебно-воспитательного процесса послужили почвой для создания эффективных педагогических технологий, составной частью которых является игра. Профессор С.А. Шмаков в своей работе «Игры учащихся - феномен культуры» ставит перед педагогами задачу создать игровую образовательную систему, программы игр по всем учебным предметам, по биологии в том числе. Опыт показывает, что как бы ни был хорошо подготовлен преподаватель, как бы он ни владел предметом, но все равно ученики предпочитают его объяснению хорошую игру, где они будут сами познавать мир, будут взаимообучаться. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Другими словами, игра на уроке является комплексным носителем информации.

Игра занимает 1/5 часть времени урока, не вытесняя практической деятельности. Обучение школьника происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация опытов, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха - монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная работа (в памяти остается 90% сделанного самим). Особенно полезной представляется игровая методика при воспитании и обучении учащихся средних классов, когда детская познавательная мотивация приобретения знаний уже заметно ослаблена, а взрослое осознание необходимости изучения непростого материала еще недостаточно сформулировано. Во время урока-игры формируются коммуникативные способности и качества учащегося.

Основные предпосылки применения на уроках игровых элементов, положительно влияющих на учебный процесс при изучении естественных наук, в том числе и биологии:

использование игровых элементов на уроках биологии позволяет наиболее естественным и простым способом возбудить деятельность научного воображения, приучить ученика мыслить в духе биологической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации биологических знаний с самыми разнородными явлениями жизни: со всем тем, с чем он обычно входит в соприкосновение, т.е. разбудить творческие способности индивидуума;

формирование личности учащегося в значительной степени связано с воспитанием у него положительно ценностного отношения к учебной деятельности, а через нее и к ценностям культуры. В учебном процессе ценностные ориентации личности взаимодействуют с ценностями научного познания и науки в целом;

в процессе игры незаметно для учащихся происходит обучение, реализующее принципы деятельности, утверждающие, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие им нового знания;

игра включает все элементы учебной деятельности: учебную задачу (цель, личностно значимую для ученика, которая мотивирует изучение нового материала), учебные действия (предметные и мыслительные действия учеников, направленные на разрешение учебной задачи и открытие нового знания), действия самоконтроля и самооценки (когда ребенок сам оценивает результаты собственной деятельности и осознает свое продвижение вперед). В игре сравнительно легче создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его по пути познания;

в процессе игры реализуются также принципы психологической комфортности (снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая раскрывает детей и в которой они чувствуют себя как дома), вариативности (развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. понимание возможности различных вариантов) , креативности (творчества), который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Таким образом, игровые формы обучения позволяют оживить учебный процесс, сделать его более привлекательным для учащихся, повышают интерес к предмету в целом, активизируют мышление и позитивное поведение, в процессе игры происходит более эффективное приобретение новых знаний, умений и навыков, обогащается индивидуальный опыт, создается атмосфера творческого сотрудничества.

Дидактические игры на уроках биологии в 6 классе

Игра «Узнай название»

Методика: Ученик получает гербарный лист и определительную карточку.

Задание? Определить род растения и записать или устно рассказать порядок определения.

Игра «Ай, болит!»

Методика: индивидуальная работа.

Задание: Ваш друг заболел. У него насморк (варианты: кашель, болит горло). Предложите растения, из которых можно приготовить лекарство в домашних условиях.

группа - низшие споровые растения

группа - высшие споровые растения

группа - голосеменные растения

группа - древесные покрытосеменные растения

группа - кустарниковые покрытосеменные растения

группа - травянистые покрытосеменные растения

Игра «Найди ошибку»

Методика: перед учеником - схема, отображающая систематическое положение предложенных видов растений. Схема содержит ошибки. Задача ученика - найти ошибки и нарисовать схему правильно.

Игра « Во саду ли, в огороде»

Методика: Используется кроссворд, состоящий из ответов на загадки. Учитель зачитывает загадку, а ученик вписывает ответы в клетки кроссворда.

Оценивается правильность выполнения задания.

Игра «Знаешь ли ты флору?»

Методика: учитель предлагает вспомнить растения, которые встречаются в данной местности в дикой природе или культурном виде. Затем он называет любые известные растения, а школьники должны записать те из них, которые растут в Башкортостане.

Игра «Угадай растение»

Методика: Играют двое. Ученик загадывает растение, а другой (учитель) отгадывает, задавая вопросы. Потом меняются ролями. Ответы могут быть только «да» или «нет».

Например: задумана пшеница твердая.

Вопрос: Растение класса двудольных ?

Ответ: Нет.

Вопрос: Околоцветник простой?

Ответ: Да .

Вопрос: Семейство Лилейные ?

Ответ: Нет.

Вопрос: Культурное?

Ответ: Да.

Вопрос: Пришло к нам из Эфиопии?

Ответ: Да.

Вопрос: Из него делают муку и пекут хлеб?

Ответ: Да.

Ответ отгадывающего : Это пшеница твердая!

Игра-зачёт «Цветик - семицветик»

Методика: К магнитной доске крепятся вырезанные из цветной бумаги детали цветковой схемы Розоцветных (Бобовых, Лилейных, Паслёновых…).

На каждой детали с обратной стороны написаны задания.

Учащиеся по одному выходят к доске, выбирают понравившуюся им деталь цветка, снимают её, читают задание и отвечают на него.

Например: 1. назвать как можно большее число видов данного семейства; 2. Какие дикие растения данного семейства тебе известны? 3. Назови по 2 вида древесных, кустарниковых и травянистых форм данного семейства; 4. Что общего у растений данного семейства с растением другого семейства? 5. Какие культурные растения данного семейства тебе известны? 6. Почему семейство получила такое название? 7. Назови плоды растений данного семейства. 8. Нарисуй схему цветка семейства. 9. Перечисли характерные признаки семейства. 10. К какому отделу относятся растения семейства? 11. К какому классу относятся растения семейства? 12. Напиши формулу цветка семейства.

Простейшие кратковременные игры.

1. Скороговорки - в самом начале урока, в качестве организационного момента, учащимся дают записать (выговорить) одну - две скороговорки. При попытке выговорить правильно слово, у детей включается в работу речевой аппарат, а значит и мыслительная деятельность, непосредственно связанная с речью. Продолжительность 5 минут. Например: У четырех черепашек по четыре черепашонка.

2. Загадки - несложные, интересные загадки тоже могут активизировать мысленную деятельность учащихся и вначале урока и при изучении сложных тем, когда дети порядком устали.

Тридцать два молотят,
Один поворачивает. ( Зубы, язык)

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. ( Сердце)

Игры средней трудности.

Это игры более сложные и наиболее длительное время:

1. Ассорти - множеством карточек с животными ( растениями, органами), которые нужно разложить по семействам, отрядам, классам, системам органов, и не только. Можно предложить классификации и по другим принципам.

2. Чужой среди своих - несколько (3-5-7) карточек скреплены в таблицу , файл раскладушка с картинками, рисунками. За исключением одной карточки остальные все могут быть объединены в одну группу. Называются объекты, процессы и указывается чужой.

3. Лото - биологическое Основные отряды, классы, типы - можно использовать на обобщающем уроке: Растения, Животные и т.д.

4. Домино - на знание животных, растений, органов, органоидов клетки, относящихся к основным таксонам; системам органов, функций органоидов в клетке.

5. Биологические карты - тоже для закрепления знаний по основным темам.

Эти игры можно использовать на специальных игровых уроках для закрепления пройденного материала.

Есть еще одна игра, которую можно использовать для любого предмета, на любом уроке - это кроссворды. Не так часто, как хотелось бы, но я тоже использую кроссворды, составленные, в том числе и ребятами.

Таким образом, дидактические игры в моей работе занимают значительное место. Этим я объясняю повышенный интерес учащихся к моим урокам.



© 2010-2022