Конспект урока по биологии

Конспект урока по биологии 7 класс по программе Захарова, Н.И. Сонина. Тема урока:   Размножение и развитие насекомых Тип урока: урок открытия  нового знания (ОНЗ) Цель урока: (для учителя): сформировать представление о размножении и типах развития насекомых. Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с типами развития насекомых, научиться бережно относиться к природе. Задачи урока:   развитие экологической грамотности учащихся, бережного отношения к природе. Формирование интереса к пре...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока

Биология, 7 класс



Класс, программа: 7 класс, программа В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.

Тема урока: Размножение и развитие насекомых

Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ)

Цель урока: (для учителя): сформировать представление о размножении и типах развития насекомых.

Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с типами развития насекомых, научиться бережно относиться к природе.

Задачи урока:

Воспитывающая: развитие экологической грамотности учащихся, бережного отношения к природе. Продолжить формирование интереса к предмету. Осуществлять эстетическое воспитание учащихся

Развивающая: расширение кругозора учащихся, способности сравнивать, анализировать, делать выводы, развитие критического мышления учащихся, самостоятельности, способности к рефлексии. Развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом, с различными ЭОРами
Обучающая: научить выявлять особенности организации насекомых, связанных с функцией размножения

Сформировать понятие о половом диморфизме, внутреннем оплодотворении

Познакомить с типами постэмбрионального развития насекомых

Оборудование:

  • Учебник В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс

  • Электронное учебное издание - мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс

  • Презентация к уроку

  • Интернет -ресурс YouTube. Слайд-шоу «Насекомые».

  • Раздаточный материал: Блиц-тест, Карточка «Стадии развития животных»



1

Ход урока

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности: (Слайд № 1,2)

Учитель: Верна ли схема? (Слайд № 3)

Примерный ответ: Нет, кроме указанных на схеме классов к типу членистоногих относится класс насекомые.

Учитель: Верно. Молодцы. Третий класс - класс насекомые, с которым мы

продолжим знакомиться на сегодняшнем уроке.

Слайд-шоу «Насекомые». На фоне музыки учитель читает стихотворение:

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг -

Ты многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда- то меж корней

Большой сосны.

На толстый сук

Уселся золотистый жук,

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!

Во веки не замрет, не прекратится

Поэзия Земли. Когда в листве,

От зноя ослабев, умолкнут птицы,

Мы слышим голос в скошенной траве

Кузнечика. Спешит он насладиться

Своим участьем в летнем торжестве.

То зазвенит, то снова притаится,

То помолчит минутку или две.

2

Поэзия земли не знает смерти.

Прошла зима. В полях мела метель,

Но вы покою мертвому не верьте.

Трещит сверчок, забившись где-то в щель,

И в ласковом тепле нагретых печек

Нам кажется: в траве звенит кузнечик.

Учитель: Итак, мы продолжаем разговор о самом многочисленном классе

животных на планете - классе насекомых. (Слайд № 4)

У нас сегодня на уроке необычный гость - кузнечик, его зовут Кузя. (На цветке,

прикрепленном на доску, сидит сделанный из картона кузнечик).

Конспект урока по биологии

Он будет внимательно наблюдать за нашей работой на уроке. Давайте постараемся, чтобы наш урок прошел с пользой. Я уверена, у нас все получится!


  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

Стадия вызова

На предыдущих уроках мы начали изучение последнего класса типа Членистоногие - класса Насекомые. Изучили особенности внешнего и внутреннего строения. Давайте вспомним некоторые моменты изученного материала.

  1. Интерактивное задание «Узнай силуэт системы органов насекомого» (Слайд № 5)

  2. Блиц -тест (Слайд № 5)

  3. Интерактивное задание «Узнай силуэт системы органов насекомого». (Слайд № 5)

На экране по очереди появляются силуэты систем органов насекомого. Ученики их называют.




3

Конспект урока по биологии


  1. Блиц-тест. (Слайд № 6)

Ученики получают карточки с тестами. Решают их, затем меняются листочками с соседом по парте и проверяют работу по ключу на слайде.

Конспект урока по биологии

Формулировка учащимися темы урока.

На доске - ромашка. На каждом лепестке - одно направление в изучении класса насекомые, с которыми уже знакомы ученики. Не хватает двух лепестков.

Конспект урока по биологии

Учитель: Обратите внимание на большой цветок на доске. Это ромашка

знаний. Что мы уже знаем о насекомых? (Ученики перечисляют).

4

А вам не кажется, что в ромашке не хватает двух лепестков? Каких? Как вы думаете, о

чем мы еще должны узнать из жизни насекомых? (О размножении и развитии).

Тема урока: Размножение и развитие насекомых. (Слайд № 7)

- Хорошо молодцы! А какие же вопросы возникли у вас по этой теме. Формулируют вопросы.

-Как происходит развитие организма из яйца во взрослую особь?

- Какие типы развития могут встретиться в мире насекомых? Какой тип более прогрессивен? ( Вопросы записываю на доске)

Итак какова цель нашего урока? ( Познакомиться с типами развития насекомых)

3.Выявление места и причины затруднения.

На эти вопросы мы попытаемся ответить на уроке. Запишите число, тему урока.

Создание проблемной ситуации

После оплодотворения насекомые откладывают яйца. Они могут быть одиночными, а могут образовать группы. ( демонстрация рисунков кладки майского жука и кубышки зеленой саранчи). По форме яиц и расположению ученые способны определить вид насекомого, отложившего яйца. А вы сможете?

-Через несколько дней из яиц появляются личинки. Одни из них очень похожи на своих родителей, а другие не очень. Проверьте свою наблюдательность, помогите малышам личинкам найти своих мам - Как вы думаете, кому из личинок легче превратиться во взрослое насекомое? Тому ,кто больше похож на взрослого насекомого.

-А тем, кто не похож на родителей придется потрудиться. Превращение из личинки во взрослое насекомое будет длинней. На основании этого процесса всех насекомых можно разделить на 2 группы: Насекомые с полным превращением и насекомые с неполным превращением

-Почему так называется?


5

Рассказ учителя с использованием ЭОРов:


  • Половой диморфизм. (Диск, Класс насекомые, фрагмент № 8)

  • Половые органы самца. (Слайд № 9)

Конспект урока по биологии


  • Половые органы самки. (Слайд № 8)

Конспект урока по биологии

  • Постэмбриональное развитие. (Слайд № 9)

Конспект урока по биологии


  • Непрямое развитие с неполным превращением (медведка). (Слайд № 10)


6

Конспект урока по биологии

- выработка схемы поиска ответа

Предложите пути решения этой проблемы.

На доске схема

Постановка проблемы выдвижение гипотезы поиск ответа - научное объяснение

- Работа в парах .

1-й ряд изучает саранчу

2- ряд изучает колорадского жука.

- отчеты групп ( записи на доске )

- Отчет 1-й группы .Яйцо- Личинка - Взрослое насекомое

-Сравните личинку со взрослым насекомым (среда обитания, образ жизни, внешние строение) сходство в чем различие? На рисунке мы видим, разные стадии личинок и если меня не подводит зрение, то размеры личинок разные?

-Почему?

Ответы : Рост, линька, развитие. В зависимости от вида личинки разных насекомых могут линять от 3 до 30 раз, но в среднем 5-6 раз.

- Когда мы сравниваем взрослое насекомое и личинку саранчи, мы говорим о сходстве в образе жизни, среде обитания. Даже пища общая. Как вы как скажется такое сходство на их взаимоотношениях?

Ответ: Конкуренция

-Конкуренция это плохо. А как можно избежать? Давайте помечтаем. Вы выросли и стали учеными. Ваша задача создать насекомого, у которого между личинкой и взрослым насекомым конкуренции не было. Ваши действия?

Ответы:

-) отчет 2-й группы.

- Природа позаботилась об этом и создала таких насекомых. Давайте посмотрим на примере всем знакомых колорадских жуков.

-Яйцо- личинка куколка взрослое насекомое

Личинка питается другой пищей и ведет другой образ жизни

7

-Как это сказалось на строении личинки?

- Она не похожа на взрослого насекомого

- Как же такая личинка может превратиться во взрослую особь?

-Должна быть переходная стадия

-Давайте сравнивать жука и личинку

Ответы: Ротовой аппарат, крылья, форма тел

-Когда же происходит процесс превращения личинки (метаморфозы) во взрослую особь? (имаго)

Ответ. В стадии куколки.

Учитель: Другой пример развития с неполным превращением - развитие кузнечика

или саранчи. Обратимся к учебнику, стр. 165. Рассмотрите внимательно рисунок развития кузнечика.

Задание: Сравните его личинку с взрослым насекомым.

В чем сходство? (среда обитания, образ жизни, внешнее строение).

В чем различие? (размеры, недоразвитость крыльев, недоразвита половая система).

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Почему вы сразу не смогли отличить личинку кузнечика от взрослого насекомого?

5.Реализация построения проекта

Итак с чего же начнём?

-Предлагайте пункты плана. ( Строение. Размножение. Способ питания. Среда обитания. Значение насекомых в природе и жизни человека.)

-Давайте выстроим логическую последовательность из предложенных пунктов плана.

1.Среда обитания.

2.Строение.

3.Способ питания.

4. Способ размножения.

5.Значение.

На рисунке мы видим разные стадии личинок, размеры личинок разные. Почему?

8

Какое свойство живого организма здесь показано? (рост).

А как же прочный хитин? Как же происходит рост личинки? (линька).

В зависимости от вида личинки разных насекомых могут линять от 3 до 30 раз, но в среднем - 5-6 раз.

Когда мы сравниваем взрослое насекомое и личинку кузнечика, мы видим

сходство в образе жизни, среде обитания. Даже пища общая.

Ребята, молодцы! Поработали на славу. Сделаем вывод.

Выводы: Куколка стадия: на которой: 1.Насекомое не двигается не питается, происходит превращение личиночных органов в органы взрослого насекомого (разрушение личиночных органов и образование органов взрослого насекомого. Когда заканчивается внутренняя перестройка, насекомое сбрасывает в последний раз шкурку и становятся имаго)

У взрослого насекомого главная функция- воспроизводство нового поколения

Как вы думаете, как скажется такое сходство на их взаимоотношениях? (может возникнуть конкуренция).

Конкуренция - это плохо. А можно ли ее избежать? Давайте помечтаем. Какой

должна быть личинка, чтобы конкуренции не было между личинкой и взрослым насекомым. (Надо, чтобы личинка была не похожа на взрослое насекомое, питалась другой пищей и вела другой образ жизни).

Природа позаботилась об этом и создала таких насекомых. Какие же стадии

развития они проходят, давайте посмотрим.

Физминутка

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


  • Непрямое развитие с полным превращением. (Слайд № 11,12)

Конспект урока по биологии

9

Учитель: Как обстоит дело с конкуренцией в этом случае? (отсутствует).

На ваш взгляд, какой из путей развития более прогрессивный: с полным превращением или с неполным превращением? Почему? (С полным, ослабляется внутривидовая борьба).

У нас есть возможность подсмотреть за рождением бабочки.


  • Флеш-анимация «Рождение бабочки». (Диск, Класс насекомые, фрагмент № 11)


  • Классы насекомых, которые проходят развитие с полным и неполным превращением. Таблица. (Слайд № 13)

Конспект урока по биологии

Давайте послушаем выступление ваших товарищей.

-Чтение отрывка о саранче

1 вариант пишет краткое резюме в ходе выступления

Сообщение о личинках стрекоз

2 вариант прокомментирует способ питания личинок, приспособления для такого питания

Чтение параграфа

Какие же насекомые относятся к первой группе по типу развития ?

стрекозы, прямокрылые, равнокрылые, клопы., а ко второй

Ко второй бабочки, жуки, двукрылые, перепончатокрылые

Ответ на проблемный вопрос ( вопрос на доске)

На ваш взгляд, какой тип развития более прогрессивен? Почему? (С полным, ослабляется внутривидовая борьба).


10

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (слайд 14)

Самостоятельная работа (5 минут) выберите правильные утверждения:

1. Одной из стадий развития жука является куколка

2.Личинки кузнечиков похожи на своих родителей.

3. Превращение личинки во взрослое насекомое называется метаморфозом

4. Личинки не линяют

5. Яйцо- личинка куколка. Это стадии развития с полным превращением.

6. Куколка эта стадия роста и активного питания.

7. К группе насекомых с полным превращением относят бабочек и пчел

8. Прямокрылые, Равнокрылые, Чешуекрылые отряды насекомых с неполным превращением.

(1,2,3,7)

8.Включение в систему заданий повторения


  • Игра «Угадай насекомое» с сигнальными карточками. (Полное превращение - синяя карточка, неполное превращение - белая). На слайде по очереди появляются фото насекомых. (Слайд № 15)


  • Задание: Карточка «Стадии развития животных» (Раздаточный материал). Назовите номера стадий развития для бабочки по порядку. (Слайд № 16) (№ 26, 29, 15, 17)

Конспект урока по биологии

  • Задание: Найди ошибку. (Слайд № 17)

11

Конспект урока по биологии


  • Задание: Цикл развития бабочки (Диск, Класс насекомые, фрагмент № 16)

Учитель: Ну, что же, ребята! Теперь мы с полным правом можем добавить

последний лепесток в нашу ромашку знаний. (Прикрепляет к ромашке на доске лепестки с надписями «Размножение» и «Развитие»).

Посмотрите на нашего Кузю. Как вы думаете, ваша работа на уроке ему нравится?

Мне кажется, что да. Улыбнитесь ему, помашите рукой.

Подведение предварительных итогов проекта «Мир насекомых»

Учитель: Подходит к концу наш проект «Мир насекомых», в рамках

которого мы на протяжении нескольких уроков и внеурочного времени всесторонне изучали класс насекомых. На следующем уроке вам предстоит настоящая защита своих исследовательских работ, а сейчас я попрошу озвучить предварительные результаты и познакомить нас с направлениями работы групп.

Отчет исследовательских групп о своей работе над созданием проекта «Мир насекомых»

1. Группа «Исследователи»

Разнообразные сведения о строении насекомых.

2. Группа «Энтомологи»

Сведения об отрядах насекомых.

3. Группа «Экологи»

Данные о средах обитания насекомых.

4. Группа «Юннаты»

Сведения о значении насекомых в природе и жизни человека.

12

Формулировка вывода проекта

Учитель: на основополагающий вопрос проекта: Насекомые - властелины планеты?

(Их сложно в полной мере назвать властелинами. Они недостаточно совершенные животные).

Учитель: И все же, насекомые - самый многочисленный класс животных на

планете. Назовите признаки насекомых, обусловливающие их широкое распространение в природе.

Примерные ответы учащихся:

  • Наличие крыльев и способность к полету

  • Разное строение ног (бегательных, плавательных, прыгательных, копательных);

  • Деление тела на 3 отдела: голову, грудь и брюшко

  • Разнообразное строение ротовых органов (грызущий ротовой аппарат, сосущий, лижущий)

  • Наличие развитых органов чувств: органов зрения, слуха, обоняния, осязания и др.

  • Небольшие размеры

  • Трахейное дыхание

  • Внутреннее оплодотворение, большая плодовитость

Учитель: Обратите внимание на карточки самооценки у вас на столах. Дома вам

будет нужно в спокойной обстановке оценить свою работу в исследовательской группе.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(слайд 18)

Учитель: Ребята. Мне очень интересно узнать, что больше всего вам запомнилось при изучении Класса насекомые. Прошу ответить каждого, по цепочке, используя, по возможности, для ответа всего одно слово или словосочетание и не повторяться. (Экологическая цепочка).

Домашнее задание

Домашнее задание

а)Параграф 27, характеристика отрядов, дополнительный материал

б) кроссворды на тему Насекомые

в) желающие могут написать стихотворение или сказку .

13

У вас на столах есть два вида цветов. А на доске у меня - пустая ваза. Если вам на уроке было комфортно, вам урок понравился, то поставьте в вазу розовый цветок, если не понравился - синий.

Список литературы

1. Жизнь животных, Том 3, Под редакцией Л.А.Зенкевича.

2. Жизнь животных, А.Э.Брэм.

3. Насекомые в природе, ВоронцовП.Т., Ленинград, «НЕВА», 1988г.

4. Жизнь насекомых, ФабрЖ.А., Москва, «ТЕРРА»,1993г.

5. Определитель насекомых, Н.Н.Плавильщиков, 1994г.

6. Нравы насекомых, Фабр Ж.А., 1993г.

7. Тайны мира насекомых, Гребенников В., 1990 г.






14




© 2010-2022