Мастер-класс Своеобразие органического мира Австралии

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12

Своеобразие органического мира Австралии

Цели урока:

Образовательная: повторить особенности материка Австралия, ознакомить с особенностями органического мира материка, провести сравнительную характеристику органического мира Африки и Австралии.

Развивающая: создать необходимые условия для развития системы умений работать с разными источниками информации, умений анализировать и обобщать полученные знания.

Воспитательная: способствовать воспитанию активной творческой личности, умеющей решать нестандартные проблемы; воспитать коммуникативность, толерантность в работе в группе

Средства обучения: учебник географии 7 кл., атлас 7 класса, физическая карта Австралии, карта природных зон Австралии, проектор, компьютер, презентация, видео «Природа Австралии»

Эпиграф:

«Путешествия- это проникновение в область значительного и прекрасного!» (К.П. Паустовский)

Ход урока

Вступительное слово учителя.

«Этот край- самый любопытный на земном шаре! Его возникновение, органический мир, климат, - всё это удивляло, удивляет и еще не раз удивит… Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда- либо существовавших!

Представьте себе, друзья мои, материк, который, зарождаясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями, как своеобразное гигантское кольцо; материк, который быть может, таит в своей сердцевине полуиспарившееся море; материк, где реки пересыхают с каждым днем, где нет сырости ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья не дают тени; где животные необычны; у четвероногих имеются клювы, у кенгуру лапы разной длины…

О! Самая причудливая, самая нелогичная страна! Земля парадоксальная, отвергающая все законы природы!» Так писал про Австралию один из героев Жюля Верна в романе «Дети капитана Гранта»

Ребята, вы уже знакомы с особенностями географического положения Австралии, давайте вспомним особенности материка.

  1. В каком полушарии находится Австралия? (В Южном полушарии)

  2. Что такое Большой Барьерный риф? Какова его протяженность? (Вдоль северо-восточной части материка, как бы окаймляя береговую линию тянется самый большой в мире коралловый риф, протяженностью 2 тыс. км)

  3. Из чего образуется коралловый риф? (Кораллы- это представители кишечнополостных животных, ведущие прикрепленный образ жизни, имеющие известковый скелет. После отмирания они превращаются в своеобразные скалы, образуя коралловые рифы)

  4. Кто открыл Австралию? (европейцы, голландский мореплаватель Абель Тасман изучил большую часть материка, англ. мореплаватель и исследователь Джеймс Кук открыл восточное побережье, а западное побережье открыл голландец Виллем Янсзон)

  5. Почему Австралия была открыта позже остальных обитаемых материков? (открытию препятствовал отдаленность от Европы и обособленность материка)

Ребята, хочу прочитать стихотворение об Австралии, внимательно вслушайтесь в строки, потом выясним, правда ли в стихах или вымысел.

Австралия- страна наоборот.

Ее исток на Лондонском причале:

Для хищников дорогу расчищали

Изгнанники и каторжный народ.

Австралия- страна наоборот.

Она располагается над нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами;

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады

Там в январе, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

Они в пустыне пропадают где-то.

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводнение.

Спасает юг от северной жары

Столица не имеет населения.

Там в зарослях следы бескрылых птиц

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют. (Галина Усова)

Учитель- Ну, что, ребята, скажите, как вы поняли значение этих строк? У вас было опережающее задание- используя атласы и дополнительную литературу, объяснить процессы и явления, описанные в этом произведении, доказать или опровергнуть слова автора. Давайте разбираться

1 ученик-

Австралия- страна наоборот.

Ее исток на Лондонском причале:

Для хищников дорогу расчищали

Изгнанники и каторжный народ.

С конца 18в. начинается освоение Австралии. Австралийское правительство сначала ссылало в Австралию преступников.

На юго-востоке материка возник г. Сидней, как колония каторжников. В связи с открытием богатейших месторождений золота в середине 19в. в Австралию устремилось много «искателей счастья». Англия объявила весь материк колонией Англии.

2 ученик

Австралия- страна наоборот.

Она располагается над нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами;

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады

Там в январе, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

Они в пустыне пропадают где-то.

Из-за расположения материка в Южном полушарии австралийское лето начинается в декабре, осень в марте, зима в июне, а весна в сентябре. Большая часть материка находится в тропическом поясе, поэтому там преобладает тропический сухой климат. Лишь треть территории получает достаточное или избыточное увлажнение. Климат засушливый: летом +20+28 С. Зимой +12+24С, осадков выпадает в 5 раз меньше, чем в Африке. В сухой зимний период травы выгорают, деревья сбрасывают листву. Жизнь замирает. Саванна приобретает желтую окраску. В сезон дождей природа оживает, вырастают сочные травы. Саванна наполняется жизнью

Ученик 3

Там кролики страшней, чем наводнение,

Там в зарослях следы бескрылых птиц

Там кошками в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют.

Завезенные на материк кролики и собаки Динго быстро расселяются, что подавляет местный органический мир. Кролики и овцы способствуют значительному уменьшению сумчатых, которые раньше питались на тех же пастбищах.

В Австралии живут ехидна и утконос, они являются эндемиками Австралии, т.е. нигде более не встречаются. Они интересны тем, что выводят детенышей из яиц, а кормят молоком, как млекопитающие. Другой эндемик- страус Эму- бескилевая птица, т.е не летающая

Ученик 4

Столица не имеет населения.

Столица Австралии- г. Канберра, которая была задумана и построена. как город-сад, расположенный в живописной речной долине среди холмов, поросших эвкалиптами. Здесь было посажено 12 млн. деревьев из разных стран мира. В 1913г состоялась закладка столицы, а в 1927г ее официальное открытие.

Молодцы, ребята. С помощью этого стихотворения мы с вами чуть лучше узнали Австралию. Теперь откройте атласы. Карта природных зон Австралии. Обратите внимание, в Австралии, так же, как и в Африке. Большую площадь занимают зоны саванн и тропических пустынь. Тропические пустыни и полупустыни расположены в центральных и западных частях материка. Среди трав здесь растут эвкалипты, акации, бутылочные деревья.

Южнее распространены пустыни. В австралийских пустынях растут низкие колючие эвкалипты и другие кустарники, их заросли называют скрэбом. Такие пустыни являются хорошим пастбищем для овец.

В субэкваториальных лесах среди высоких трав вместе с пальмами и фикусами произрастают своеобразные бутылочные деревья. До 75% растений Австралии- эндемики материка.

Уникален и животный мир. Только здесь обитают самые примитивные млекопитающие- ехидна и утконос. Они интересны тем, что выводят детенышей из яиц, а кормят их молоком, как млекопитающие. Много здесь сумчатых животных- кенгуру. У них детеныши рождаются очень маленькими, и мать их донашивает их в сумке, представляющей складку кожи на животе. Кстати, вы знаете, что свое название кенгуру получил совершенно случайно. Есть легенда, согласно которой Джеймс Кук при исследовании материка увидел интересное животное, прыгающее, как кролик, из сумки на животе которого выглядывал детеныш. Он спросил у вождя аборигенов «Кто это?» на что вождь на своем языке ответил «Не понимаю», Джеймс Кук подумал, что это ответ вождя и есть название животного, с тех пор это животное носит название кенгуру.

Подавляющее большинство семейств сумчатых присущи только Австралии- гигантские кенгуру высотой 3м, карликовые кенгуру размером всего 30 см, вомбаты, сумчатый медведь- коала, который живет на деревьях и ведет ночной малоподвижный образ жизни, за что его местные жители прозвали австралийским ленивцем.

На острове Тасмания сохранился очень редкий хищник- сумчатый дьявол. Его еще называют тасманский волк, он очень агрессивный хищник, он кричит очень громко и с хрипом, поэтому его слышно издалека.

Богат и разнообразен так же мир птиц- много попугаев, лирохвосты, райские птицы, страус Эму. Так же водятся ящерицы, ядовитые змеи, крокодилы.

На государственном гербе Австралийского союза изображены страус Эму и кенгуру, а ехидна, утконос, птица лирохвост запечатлены на австралийских монетах.

Ребята, как вы думаете. Почему именно эти животные удостоились такой чести? (Это эндемики, редкие виды. Они находятся под охраной государства)

Мы с вами познакомились с органическим миром этого удивительного материка. Теперь немного поиграем и подведем итоги. Я предлагаю вам такую игру- я читаю предложение, если вы согласны хлопаете в ладоши один раз, если нет, то не хлопаете. Итак, начнем…



  1. Коала питается только листьями эвкалиптов (+)

  2. В Австралии встречаются львы, медведи и бегемоты (-)

  3. Природные зоны Австралии и Африки имеют сходные черты (+)

  4. Утконос и ехидна- яйцекладущие млекопитающие (+)

  5. В Австралии много рек и озер (-)

  6. Собаки Динго не умеют лаять (+)

  7. Столица Австралийского союза-г. Сидней (-)

  8. Бутылочные деревья растут и в Австралии и в Африке (+)

  9. В Австралии растут дубы и березы (-)

  10. Кораллы- это животные (+)

Молодцы. Справились с этим заданием

Следующее задание «Угадай-ка» Вы должны по описанию определить то или иное растение или животное.

  1. Листья этого дерева используют для производства масел, красок и лекарств? Их листья светлее, чем у обычных деревьев. Его листьями питаются коалы? (Эвкалипт)

  2. Эти животные- единственные сумчатые хищники, имеют черную окраску с белыми вкраплениями по бокам, массивные и сильные челюсти, питаются млекопитающими и пресмыкающимися. Издает очень сильный и противный крик с хрипом. Занесен в Красную книгу (сумчатый дьявол, тасманский волк)

  3. Эта большая птица, имеющая мощные ноги. Быстро бегает и не летает (Страус Эму)

  4. Это что еще за шутки?

Нет ни пуха, ни пера,

Хвост бобра, а нос от утки,

И ни утки, ни бобра (утконос)

  1. Похожа будто на ежа,

Но никак ни на стрижа.

А выводит, как у птиц,

Поколение из яиц (ехидна)

У вас было еще одно опережающее задание- подготовить интересные факты об Австралии

Ученик-

  1. Австралия является самым большим островом и самым маленьким континентом на планете

  2. Гора Улуру стала символом центральной Австралии за то, что меняет свои оттенки на закате и восходе.

  3. Голубые горы получили такое название, потому что они окутаны голубой дымкой- испарением эвкалиптовых масел

  4. Самой низкой точкой Австралии считается озеро Айре

  5. Большинство озер Австралии не имеют стока и засолены. Многие озера наполняются водой лишь во влажный период. Самое крупное из них- озеро Эйр

  6. В Сиднейской гавани находится мост Харбор Бридж, похожий на гигантскую вешалку

  7. Здание Сиднейской оперы по праву считается одним из самых красивых, построенных после Второй Мировой войны, оно окружено водой с трех сторон

  8. Единственным ядовитым млекопитающим из всех, живущих в Австралии является утконос

  9. Для защиты от собак Динго в Австралии был установлен самый длинный забор в мире, протяженностью8 тыс. км.

  10. Из-за расположения Австралии в Южном полушарии австралийское лето начинается в декабре, осень в марте, зима в июне, а весна в сентябре.

Самый уникальный материк! Но с освоением материка сильно пострадала природа. Многие животные находятся на грани вымирания. Значительные площади. Очищенные от леса, заняты полями и виноградниками. Быстро расселились и заняли место в пищевой цепи кролики и овцы, расселяются тополь, дуб и другие не типичные для Австралии, привезенные из других материков растения. Изменяется уникальный своеобразный органический мир Австралии, поэтому австралийцы пытаются сохранить уникальность органического мира. С этой целью были приняты законы, запрещающие ввоз растений и животных, а также строго контролируется вывоз редких местных видов. Для сохранения естественных природных комплексов и спасения исчезающих редких растений и животных в значительном количестве созданы национальные парки и заповедники.

Ребята, мы с вами сегодня повторили особенности географического положения материка Австралия, а также познакомились с уникальным органическим миром. Я вами очень довольна, вы хорошо поработали. Теперь запишите домашнее задание- используя атлас и дополнительную литературу заполнить сравнительную таблицу «Органический мир Африки и Австралии», подготовить доклад на тему «Удивительная Австралия»

На этом наш урок завершен. Я надеюсь, что вам он понравился, вы узнали много интересной информации. Я предлагаю вам оценить наш урок. У вас на столе есть анкеты для оценивания урока, насколько вы остались довольны уроком, узнали ли вы для себя что-то новое и интересное?











Сравнительная таблица



Органический мир

Африка

Австралия

Растения

Рыбы

Пресмыкающиеся

Земноводные

Млекопитающие

Птицы



Анкета

  1. На уроке я сегодня работал(а) активно/ пассивно (подчеркни)

  2. Своей работой на уроке… доволен/ недоволен (подчеркни)

  3. Урок для меня был длинным/коротким (подчеркни)

-интересным/скучным (подчеркни)

-легким/трудным (подчеркни)

- материал понял(а)/не понял(а) (подчеркни)

Рефлексивный экран



-Сегодня я узнал(а)…

-Мне было интересно узнать, что….

-Мне было трудно…

-Теперь я могу…

-Я приобрел(а)…

-Меня удивило…

-Для меня было открытием, что…



© 2010-2022