Научно - исследовательская работа Компьютер в жизни современного ученика

     Цель исследования: Изучение особенностей компьютерной деятельности школьников  и  выявление возможностей использования компьютерной игры в развивающей работе с  обучающимися  средних классов. Методы исследования: 1. Теоретические методы: анализ литературы по проблеме  исследования, обобщение. 2. Эмпирические методы: -  анкетирование детей с целью изучения роли компьютера в жизни ребенка и содержание предпочитаемых компьютерных игр. В работе была рассмотрена степень заинтересованности и пр...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Научно - исследовательская работа

на тему:

«Компьютер в жизни современного ученика»

г. Ханты - Мансийск

Ханты - Мансийский автономный округ - ЮГРА













Выполнила: Почитенко Екатерина

Ученица 11 в класса, МБОУ «СОШ№8»

Руководитель: Черепанова Татьяна Николаевна

учитель биологии, МБОУ «СОШ№8»

Аннотация

Цель исследования: Изучение особенностей компьютерной деятельности школьников и выявление возможностей использования компьютерной игры в развивающей работе с обучающимися средних классов.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение.

2. Эмпирические методы:

- анкетирование детей с целью изучения роли компьютера в жизни ребенка и содержание предпочитаемых компьютерных игр.

В работе была рассмотрена степень заинтересованности и предпочтения в компьютерных играх у детей, выделены положительные и отрицательные стороны.

Среди основных негативных моментов указываются:

1) зависимость от компьютерной игры;

2) некоторые игры провоцируют агрессивное поведение;

3)сужение круга интересов ребенка, стремления создания собственного мира, ухода от реальности.

Среди положительных моментов отмечается:

1) компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию;

2) компьютерные игры учат ребенка классифицировать и обобщать, аналитически мыслить в нестандартной ситуации, добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки.







«Компьютер в жизни современного ученика»







«План исследований»







Выполнила: Почитенко Екатерина

Ученица 11 в класса, МБОУ «СОШ№8»




Актуальность исследования. В последние годы компьютер стал доступным для большинства детей. Что же касается "детского" пользования, то если на 1996 год средний возраст начала знакомства с новыми информационными технологиями приходился на 16-17 лет, то уже в 2001 году более половины респондентов - 5-7-классники и даже дети младшего школьного возраста. За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования.

Однако дети, постоянно пользующиеся компьютером, работают в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечений (прослушивание музыки, просмотр видео фильмов и т.п.). При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер практически не используется.

Объект исследования: компьютерная игровая деятельность школьника среднего звена.

Предмет исследования: особенности развивающего воздействия компьютерной игры на школьников среднего звена.

Гипотеза: компьютерную игру, как вид деятельности можно использовать в развивающей работе со школьниками среднего звена.

Цель исследования: Изучение особенностей компьютерной деятельности школьников и выявление возможностей использования компьютерной игры в развивающей работе с обучающимися средних классов.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме анализа и использования развивающих возможностей компьютерных игр для школьников.

  2. Проанализировать современный уровень вовлеченности школьников в компьютерную игровую деятельность.

  3. Выявить дидактические условия, способствующие эффективному использованию компьютерных игр в развивающей работе со школьниками.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение.

2. Эмпирические методы:

- анкетирование детей с целью изучения роли компьютера в жизни ребенка и содержание предпочитаемых компьютерных игр.

















«Компьютер в жизни современного ученика»







«Научная статья»







Выполнила: Почитенко Екатерина

Ученица 11 в класса, МБОУ «СОШ№8»














Глава 1. Компьютерная игровая деятельность современных школьников: проблемы и развивающие возможности

1.1.Общие характеристики компьютерных игр для детей. Классификация игр

Сегодня компьютер в доме - не просто дань моде, и совсем скоро он станет для детей таким же привычным, как для нас - телевизор. С одной стороны, мы понимаем, что надежное профессиональное будущее ребенка невозможно без освоения этого чуда техники, а с другой - у нас возникает закономерный вопрос: «Что ребенок приобретает, а что теряет при общении с «умной машиной», которая порой не знакома многим взрослым?»
Особенно наболевшей для многих родителей является тема компьютерных игр, и мнения на эту тему практически сходятся: "Компьютер - не игрушка, на нем надо учиться", "Почему детей увлекают только игры, у компьютера много других интересных и полезных операций!". Конечно, родителям хочется, чтобы дети не теряли даром времени на электронных человечков, а овладевали основными операциями чудо - техники в учебных целях, но за благими намерениями мы порой забываем, что познавать различные программы ребенку сложно и неинтересно - это все равно, что пытаться разобраться в непонятных документах родителей. Совсем другое дело игра: ребенок увлеченно погружается в фантастический, красочный, а главное, интересный ему мир, причем в зависимости от возраста интерес этот меняется.

Сегодняшний ассортимент игр предоставляет детям немалый выбор не только развлекательных, но и обучающих игр. Первая отечественная классификация компьютерных игр была предложена Шмелевым А.Г. Согласно его классификации выделяется 7 классов игр (см. Приложение 1).

1.2 Вовлеченность школьников в игровую деятельность: анализ современной ситуации.

Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности.

При работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровье сберегающих технологий.

Анализируя проблему увлеченности компьютером, исследователи обращают особое внимание на то, что дети порой настолько вживаются в компьютерную игру, что в виртуальном (вымышленном) мире игры им становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. В этом мире существуют интересные задачи, невыполнение которых не приводит к каким-либо отрицательным последствиям: к плохим отметкам, к порицанию со стороны родителей, к разочарованию в себе. Больше того, сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры.

Факторы, способствующие привыканию ребенка к компьютерной игре:

- наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;

- отсутствие ответственности;

- реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;

- возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;

- возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести.

Установлено, что ролевые компьютерные игры в большей степени, нежели не ролевые, позволяют человеку уйти от реальности в виртуальный мир. Дети и подростки, не сумевшие реализовать себя в повседневной жизни, в ролевых компьютерных играх принимают на себя роль компьютерного персонажа, отождествляются с ним и получают возможность через новую для себя роль удовлетворить те потребности, которые остаются неудовлетворенными в реальной жизни. Вслед за этим, чем больше ребенок начинает играть, тем отчетливее и важнее становятся для него различия между реальной жизнью и виртуальной. Постепенно игра превращается в средство компенсации его жизненных проблем: удовлетворение жажды приключений, желание снизить эмоционально-психологическое напряжение, вызванное нарушенными отношениями в семье и/или со сверстниками, потребность избежать физического и/или эмоционального насилия, уход от проблем, связанных со школьной неуспеваемостью, желание расслабиться и отдохнуть и т.д.

По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, обретают патологическую зависимость от них. Особенно подвержены этому подростки. Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 90-х годах прошлого века. Она характеризуется навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие. Специалисты относят подобный вид зависимости к тяжелым эмоциональным расстройствам, специфической эмоциональной «наркомании».

1.2.1 Анализ психолого-педагогических и социологических исследований вовлеченности школьников в компьютерную игровую деятельность.

В настоящее время все больше ученых и педагогов интересуются вопросом компьютерной, в том числе и игровой деятельности школьников.

Например, интересную точку зрения высказывает Ольга Мартынова в своей статье «Игры разума». Автор говорит о том, что «Вполне возможно, что ребенок, чудом перенесшийся из века девятнадцатого в наше время, не заинтересовался бы компьютерными играми, даже если бы освоил компьютер в совершенстве. Психологов уже давно интересует, в чем причина привлекательности телевидения и видеоигр для подростков - ведь книги, театр, музыка и прочие виды искусства никуда не пропали и, более того, продолжают развиваться. В то же время нынешние подростки явно предпочитают им более примитивные - с точки зрения нагрузки на мозг - способы времяпрепровождения. Как ни странно, повинны в этом вовсе не коварные телепродюсеры или создатели компьютерных игр. Они лишь используют естественные интересы подрастающего поколения, спрос рождает предложение. Виной тому - биологические изменения, которые происходят в организмах наших детей. В последние годы нейропсихологи активно обсуждают так называемый популяционный синдром. Другими словами, синдром, ставший настолько распространенным, что вполне может считаться нормой. Собственно, популяционных синдромов несколько, но обсуждение, как правило, касается только одного, самого яркого - синдрома функциональной несформированности лобных отделов, в основном левого полушария. Именно эти особенности строения мозга наблюдаются у людей, имеющих склонность к азартным играм, наркотикам, алкоголю. И - компьютерным играм.

Почему именно детям нравятся компьютерные игры? «Дело в том, что компьютерные игры основаны на эмоциях, непроизвольных, моторных реакциях, а не на произвольных, сознательных актах психической деятельности. Играя в компьютерные игры, ребенок осваивает компьютер, вместо того чтобы развивать собственную психическую деятельность, собственные интеллектуальные способности. Чем эмоциональнее компьютерная игра, тем больше она привлекает ребенка.

Исключения есть - «Седьмой гость», «Одиннадцатый час», «Мист», многочисленные, но не слишком популярные развивающие компьютерные игры, написанные при участии и под руководством психологов, - но они довольно редки и теряются в море более популярных игр, рассчитанных скорее на подсознательное, нежели сознательное. Разумеется, агрессивные компьютерные игры - Doom, Quake, Counter-Strike - крайне эмоциональны, чем, во многом, объясняется их популярность.

Раз уж речь зашла об агрессивных компьютерных играх, хотелось бы развеять один довольно популярный миф, который часто муссируется в прессе. Какой бы ни была агрессивной компьютерная игра, она никогда не сможет спровоцировать играющего на проявление насилия, если он не был к этому предрасположен».

Но есть и положительные моменты.

Многие психологи и родители замечали, насколько существенно быстрее развиваются память и внимание детей, занимающихся на компьютере. Мир ребенка полон ярких красок и эмоций. В его памяти откладываются лишь те события, которые ассоциируются с чем-то очень приятным и значимым для него. Понятия «нужно запомнить» для ребенка еще не существует. Подача материала с экрана монитора делает процесс запоминания увлекательным приключением и оставляет в памяти знания на длительный период. Можно сказать, что у ребенка в большей степени развивается непроизвольная память, что в будущем поможет ему в обучении.

Немаловажную роль играет развитие координации ребенка в процессе игры. Ведь чтобы играть, нужно не только смотреть на экран, но и выполнять определенные действия на клавиатуре. Ребенок, справившийся с этой непростой задачей, легко выполнит упражнения, которые раньше были ему не под силу или вызывали определенные затруднения. Родители будут с умилением наблюдать за своим чадом, успешно повторяющим «взрослые» действия.

Ознакомившись со статьями и исследованиями, можно сделать вывод, что в наше время большое внимание уделяется проблеме использование компьютерных игр «во благо». Рассматриваются развивающие возможности компьютерных игр. Пару лет назад во внимание брались лишь отрицательные факторы влияния компьютерной деятельности на ребенка. Но, тем не менее, этот фактор нельзя полностью исключить.

Глава 2. Компьютерная игровая деятельность младших школьников и ее использование в развивающей работе

2.1. Особенности компьютерной игровой деятельности школьников МБОУ «СОШ №8» в учебной работе

2.1.1 Характеристика выборки и описание анкет

Для сбора эмпирического материала нами был проведен опрос школьников с целью выявления особенностей их компьютерной игровой деятельности, в опросе приняло участие 126 детей. Для этого использовалась анкета, составленная нами (см. Приложение 2).

Цель анкеты - анализ компьютерной деятельности школьника.

Цель исследования - проанализировать современный уровень компьютеризации школьников, степень их вовлеченности в компьютерную игровую деятельность.

Задачи исследования:

  1. Провести анкетирование среди школьников.

  2. Анализ результатов.

2.1.2 Особенности компьютерной игровой деятельности в восприятии

школьников

(Результаты анкетирования детей)

Наличие в семье компьютера среди опрошенных школьников

(n=126;2012г.)



Из диаграммы видно, что 99% из опрошенных детей имеют дома компьютер, 1% детей не имеют компьютера дома, но это не означает, что они не включены в компьютерную игровую деятельность.

Возраст детей, в котором они начали играть в компьютерные игры

(n=126;2012г.)


Диаграмма показывает что, 48% детей впервые сели за компьютер в возрасте 6 или 7 лет, 28% детей впервые сели за компьютер в возрасте, когда им было меньше 5 лет, 24% детей впервые сыграли в компьютерную игру в возрасте, когда им было больше 7 лет.



Ответ детей на вопрос «что ты делаешь, находясь за компьютером?» (n=126;2012 г.)



Данная диаграмма показывает, что 29% опрошенных детей обычно играют сидя за компьютером, 38% - выходят в интернет, лишь 33% - выполняют домашнее задание.



Ответ детей на вопрос «разрешают ли тебе родители долго играть на компьютере?»

(n=126;2012г.)


Как видно из диаграммы 24% детей считают, что родители разрешают играть в компьютерные игры долго,76% детей отвечают, что родители не разрешают им долго играть в компьютерные игры.

По результатам анкет видно, что у большинства детей дома есть компьютер и чаще всего они играют, сидя за ним. В большинстве случаев дети впервые сели за компьютер уже в 6 лет. Больше половины опрошенных детей считают, что родители не разрешают им долго находиться за компьютером. Из проведенного опроса можно сделать вывод, что дети используют компьютер не как средство обучения, а чаще для развлечения: играют в разнообразные игры и сидят в интернете

Проанализировав анкеты, мы выявили некоторые тенденции:

  1. Увеличилось количество семей, в которых есть компьютер.

  2. Возраст детей, впервые севших за компьютер в большей степени меньше 5 лет.

  3. Родители стали больше уделять внимания и времени на занятия с детьми. И большее количество родителей запрещают детям находиться долгое время за компьютером.

Казалось бы, что результаты положительны относительно позиции родителей, но, тем не менее, дети все больше времени проводят в интернете и чаще играют в игры похожие на боевики, нежели в развивающие игры. Но, выявив предпочтения детей, мы можем использовать популярные игры в развивающей работе. В этом случае дети смогут посмотреть на игры с другой стороны.

Развивающие занятия с использованием компьютерных игр обосновывается еще и тем, что некоторые родители недостаточно компетентны и детям нужна помощь специалистов. Часто родители не задумываются о последствиях излишней заинтересованности детей теми или иными играми, а это может обернуться непоправимыми последствиями.

Заключение

Итак, мы рассмотрели степень заинтересованности и предпочтения в компьютерных играх у детей. Многочисленные исследования по проблеме влияния компьютерной игры сообщают о тех последствиях, которые влечет за собой увлеченность компьютерной игрой. Выделяют положительные и отрицательные стороны этого влияния.

Среди основных негативных моментов указываются:

1) зависимость от компьютерной игры;

2) некоторые игры провоцируют агрессивное поведение;

3)сужение круга интересов ребенка, стремления создания собственного мира, ухода от реальности.

Среди положительных моментов отмечается:

1) компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию;

2) компьютерные игры учат ребенка классифицировать и обобщать, аналитически мыслить в нестандартной ситуации, добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки.

Именно поэтому следует обратить особое внимание на развитие школьников. Ведь именно в этот период легче сориентировать ребенка на выбор той или иной игры, заинтересовать играми, имеющими развивающее воздействие. И, конечно, использовать в развивающей работе с детьми те игры, которым он отдает предпочтение, не зависимо от того ярко ли выражен развивающий компонент.

Что касается развивающей работы, компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные игры приучают к этому довольно быстро, и успех в освоении игровых программ в школьном возрасте непременно даст отдачу в быстром и эффективном освоении прикладных программ в школе. Часы и дни, потраченные на развивающие компьютерные игры, вполне способны сэкономить месяцы работы по освоению сложных программных систем в будущем.






Список литературы

  1. Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе. //Информатика и образование. -1994. -№2.

  2. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопрос психологии. - 1993. - №3.

  3. Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры. // Информатика и образование. - 1991. - №3.

  4. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика и образование. - 1994 . - №4.

  5. Думанский Т. Заигравшиеся дети // Воспитание школьников.- 2000.- №1.- С. 31-35.

  6. Маленкович С. Компьютер и ребенок // Мир школы. - 2002. - №1. - С. 68-73.

  7. Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и образование. -1994. -№4.

  8. Смирнов В. «Компьютер помогает школе»// Народное образование, №12, 1988 г.

  9. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером // Народное образование.- 2003. - №3.- С. 145-152.







Приложение 1

Классификация компьютерных игр по жанрам

Жанры компьютерных игр

Характеристика жанров компьютерных игр

Примеры игр

Action

3D-шутеры, «бродилки-стрелялки»,

Шутеры от первого и от третьего лица,

«Кровавые» шутеры,

Тактические шутеры

1.Шутеры от первого лица: серия Doom,серия Quake, серия Unreal Tournament, серия Call of Duty

2.Шутеров от третьего лица:серия Tomb Raider,

серия Max Payne, серия MDK,серия Grand Theft Auto

3.Классические шутеры:

Battlefield,Counter-Strike: Condition Zero,

Counter-Strike,

Counter-Strike Source,

Star Wars: Battlefront,

Delta Force,Star Wars: Republic Commando,

Operation Flashpoint: Cold War Crisis

Файтинг

Слэшер

Mortal Kombat,Street Fighter, Tekken, Virtua Fighter, Dead or Alive, Guilty Gear X, Избей их всех, Oni, Enter the Matrix, Path of Neo, Blade of darkness, Rune,

Enclave, Jedi Academy,

God of War,Devil May Cry.

Аркада

Cтелс-экшен

Assassin's Creed, Thief,

Metal Gear Solid, Tom Clancy's Splinter Cell, Hitman, Manhunt.

Симуляторы

Технические

Аркадные

Спортивные

Экономические

FlightGear, Live for Speed, Microsoft Flight Simulator, X-Plane, Ил-2 Штурмовик, Orbiter, Trainz, X-Wing, TIE-Fighter, Wing Commander, Need for Speed, Полный привод,

Burnout Paradise

Стратегии

Стратегии по схеме игрового процесса,

Стратегии реального времени, Пошаговые стратегии, Стратегии по масштабу игрового процесса

Серия Command & Conquer, серия Warcraft,

серия Age of Empires, X-COM, Civilization, Galactic Civilizations,

Heroes of Might and Magic, Disciples, серия Steel Panthers,серия Panzer General,ранние компьютерные игры из серии Warhammer, серия Squad Battles, серия Master of Orion, серия Civilization, серия «Total War» , Shogun: Total War, Rome: Total War, Medieval II: Total War, Empire: Total War, серия Space Quest, серия Ларри в выходном костюме, серия Syberia, серия Myst, серия The Longest Journey

Квест

Текстовые квесты, Графические квесты,

Экшн-адвенчуры, Симулятор свиданий

Mass Effect, Hexen 2, Gothic.

Головоломки, логические, пазлы

Сапёр, Sokoban, Охота на лис, Portal

Онлайн игры

Lineage 2, World of Warcraft, Warhammer Online: Age of Reckoning, Ragnarok Online, EVE Online, Everquest 2, Steel Giants, Сайт виртуальных питомцев, Морвард - Таинственные земли


Приложение 2



Анкета для обучающихся среднего звена

Дорогой друг, ответь, пожалуйста, на вопросы! Нам важны твои правдивые ответы. Аккуратно отметь выбранный ответ галочкой.

1. Есть ли у тебя дома компьютер?

- да - нет

2. Сколько лет тебе было, когда ты стал играть на компьютере?

- меньше 5 лет

- 6 или 7 лет

- больше 7 лет

3. Кто тебя учил работать с компьютером? (можно выбрать несколько вариантов)

- папа

- мама

- старший брат, старшая сестра и другие родственники

- друзья

- сам научился (сама научилась)

- посещаю занятия, где учат работать на компьютере

4. Что ты делаешь, находясь за компьютером? (можно выбрать несколько вариантов)

- играю

- играю, иногда выхожу в Интернет

- выполняю домашние задания

- ищу информацию, которая мне интересна (укажи какую)__________

____________________________________________________________

5. Сколько времени ты тратишь на работу с компьютером?

- меньше 15 минут - 15-20 минут

- 30-60 минут - больше 1 часа

- меня никто не контролирует, играю сколько хочу

6. Мама с папой тебе разрешают играть в компьютерные игры долго?

- да - нет

7. Почему ты прекращаешь работу с компьютером? (можно выбрать несколько вариантов)

- потому что устаю, сам заканчиваю играть и освобождаю компьютер

- потому что родители говорят, что пора отдохнуть от компьютера

- потому что старший брат или сестра просят освободить компьютер

8. Какие компьютерные игры ты любишь больше других?

1__________________________________________________________

2__________________________________________________________

3__________________________________________________________

9. Какие игры у тебя есть еще?

1__________________________________________________________

2__________________________________________________________

3__________________________________________________________

10. Назови свои любимые сайты, которые ты посещаешь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Чему ты научился, играя или работая на компьютере? (запиши)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Что ты чувствуешь, играя в компьютерную игру?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Что ты чувствуешь, когда тебя отвлекают во время игры?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Ты играешь обычно один или с кем-нибудь? (можно выбрать несколько вариантов)

- один

- с мамой

- с папой

- с сестрой (или братом)

- с друзьями

Спасибо тебе!









© 2010-2022