• Преподавателю
  • Биология
  • Роль педагогических технологий в создании адаптивной образовательной среды на уроках биологии

Роль педагогических технологий в создании адаптивной образовательной среды на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ АДАПТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.



Целью современного образования является обеспечение подрастающего поколения качественным образованием. Качественное образование - это образование, при котором создаются благоприятные условия для развития личности. Образование должно носить опережающий, предупредительный, пропедевтический характер. Мы должны формировать не человека - исполнителя, а человека - решателя. Одним из способов повышения качества образования является применение новых педтехнологий. Именно они помогают создать адаптивную среду. Это та среда, в которой ребенок реализует свои возможности, способности и другой потенциал в целях становления и развития. При этом опора должна быть на «сильные стороны» личности и создание на этой основе условий для выбора ребенком собственной позиции по отношению к осваиваемому им знанию.

Под педагогическими технологиями понимается набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями.

Ученые утверждают, что обучение, концентрирующее внимание на запоминании фактов, невольно тормозит развитие творческих способностей и даже приводит к потере талантов. Но если за знаниями мы видим далеко стоящие цели, и знания помогают нам их достичь, то такое обучение способствует формированию развивающейся личности. В процессе образования мы должны сместить акцент на развитие умения учиться, интеллектуальные и коммуникативные умения, на свойства личности учащихся.

При применении педтехнологий необходимо руководствоваться рядом принципов:

  • Принцип воспитывающего обучения;

  • Принцип развивающего обучения;

  • Принцип создания успеха в обучении, развитии, воспитании;

  • Принцип 100% обратной связи.

  • Принцип регулярного повторения;

  • Принцип оптимального психического напряжения;

  • Принцип максимального участия учеников в учебном процессе;

  • Принцип ориентации на зону ближайшего развития;

  • Принцип объединения педагогов и учащихся едиными целями.

Технологии должны не навязываться учащимся, а приниматься ими как то, что позволяет им актуализироваться в этом мире.

Ведущими педтехнологиями для создания адаптивной образовательной среды являются технология уровневой дифференциации и технология КСО. Они являются системообразующими любой технологии. Так же при этом необходимо обратить внимание и на формы организации познавательной деятельности. Если в традиционной системе используются индивидуальная и фронтальная деятельность, то для создания АОС важна работа в парах и группах, так как при этом формируются все человеческие качества.

Отбор и сочетание педтехнологий работает на качество обучения в том случае, когда учитель по результатам педагогической диагностики владеет информацией о ресурсных возможностях как класса в целом, так и каждого школьника в отдельности.

Использование в практике работы адаптивных педагогических технологий позволяет учителю структурировать содержание образования, его средства и методы так, что у ученика появляется возможность избирательного отношения к предметному материалу, его виду и форме. Избирательное отношение проявляется в процессе разработки индивидуальной программы обучения, которая моделирует перспективы развития творческой деятельности ученика на основе исследовательского мышления.

Критерием адаптивных технологий является в основном сформированность качеств ума (интеллекта) как личностных новообразований.

Прогнозировать результативную работу школьника в условиях проектирования адаптивной образовательной среды, на наш взгляд, можно если учитель:

  1. владеет содержанием своего предмета;

  2. умеет моделировать учебное занятие в режиме адаптивных технологий обучения;

  3. обеспечен учебными и методическими пособиями;

  4. целенаправленно осуществляет опытно-экспериментальную работу;

  5. умеет формально и неформально общаться.

Реализация перечисленных технологий в практике работы возможна при использовании комплекса педагогических технологий, так как каждая из технологий адаптивного обучения реализует личностно-ориентированный подход и имеет свои преимущества, которые гарантируют достижения высоких результатов работы учителя и учащихся в определенной учебной ситуации.

Комплекс технологий адаптивного обучения как условие и средства проектирования АОС ученика может включать следующие технологии:


  • проблемного обучения,

  • игровой деятельности,

  • группового самостоятельного обучения,

  • КСО,

  • уровневой дифференциации,

  • проектного обучения,

  • модульного обучения,

  • педагогической диагностики,

  • рейтингового обучения,

  • мониторинга уровня обученности.

Технологию проблемного обучения рассматривают как основную в системе комплекса ЛОТ, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть эффективно реализована в процессе выполнения задания для самостоятельной работы проблемного характера. Решение задачи проблемного содержания является характерным признаком системы развивающего обучения и, следовательно, обеспечивает высокий уровень познавательной самостоятельности в рамках любой технологии ЛО обучения.

Развитие творческой деятельности школьника осуществляется в «зоне его ближайшего развития» в процессе выполнения системы заданий для самостоятельной работы. Конструкция задания для самостоятельной работы является одним из существенных признаков педагогической технологии.

  • Технология проблемного обучения предполагает выполнение проблемных заданий на каждом этапе процесса обучения.

  • Технология ГСО - выполнение группового задания для самостоятельной работы на определенных этапах процесса обучения.

  • КСО - выполнение самостоятельной работы в парах сменного состава «учитель - ученик», реализуя цель педагогизации учебного процесса.

  • Уровневая дифференциация - выполнение уровневого задания по выбору учеников при достижении уровневой цели.

  • Технология проектного обучения предполагает последовательное поэтапное выполнение проектного задания индивидуально или в сотрудничестве.

  • Технология модульного обучения - выполнение индивидуальной программы для самостоятельной работы в форме «путеводителя».

  • Педагогическая диагностика - выполнение задания диагностического характера с целью последующей коррекцией познавательной деятельности ученика.

  • Технология мониторинга - выполнение последовательно усложняющихся заданий с целью поэтапного отслеживания результатов самостоятельной познавательной деятельности.

  • Технология рейтингового обучения - выполнение заданий по индивидуальной программам, в которых качество работы имеет количественный показатель.

Таким образом, комплекс представляет собой систему педагогических технологий, которые взаимосвязаны между собой идеей проектирования АОС ученика.

Модель комплекса адаптивных технологий включает инвариантную часть (системообразующую технологию, уровни образования, возрастную периодизацию, основной вид деятельности, особенности психических процессов) и вариативную (совокупность технологий обучения и управления самостоятельной познавательной деятельностью школьников).

Итак, использование комплекса педагогических технологий, суть которых - применение способов обучения школьников с учетом их реальных возможностей и основного вида деятельности, характерного для определенного периода развития, рассматривают как важнейшее условие подготовки учителя к проектированию АОС.



ОСНАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.


Говоря о саморазвитии, необходимо сначала коротко остановиться на том, что мы понимаем под этим термином.

В развитии индивидуумов выделяют три этапа: созревание, формирование и саморазвитие. Созревание свойственно и животным и человеку и обеспечивается его генетической программой. Формирование тоже свойственно как человеку, так и животным и определяет ту часть развития, которая осуществляется под влиянием внешних факторов. Обычно этот этап длится до момента появления субъективности особи. Саморазвитие свойственно только человеку, возникает с момента возникновения субъективности и опирается на внутреннюю активность личности. Причем эта форма развития опирается на ту основу, которая заложена предыдущими этапами развития. И ее отличительной чертой является наличие внутреннего источника активности.

Источниками для саморазвития могут быть:

  • противоречие между я-реальным и я-идеальным (или я-зеркальным, то есть представление других обо мне);

  • противоречие между внутренним состоянием и внешними воздействиями;

  • противоречия между способностями и возможностями, которые предоставляет среда;

  • субъект сам может являться причиной саморазвития, то есть сам меняет себя.

Основным механизмом саморазвития является рефлексия, т. е. осознание себя. По Григорьевой можно выделить следующие этапы саморазвития:

  • рефлексия и самооценка;

  • формирование потребности в самовоспитании;

  • программирование саморазвития,

  • самокоррекция и самовоспитание;

  • самоконтроль

  • рефлексия и самооценка.

Одним из направлений изменения образования при переходе к личностно ориентированному обучению является гуманизация. При этом ввести в преподавание только новые педтехнологии мало, необходимо изменить себя, свой взгляд на ребенка, на природу его личности.







Выделяют два блока взглядов на природу личности человека.

Роль педагогических технологий в создании адаптивной образовательной среды на уроках биологииРоль педагогических технологий в создании адаптивной образовательной среды на уроках биологии

Доверяющие природе человека. Не доверяющие природе человека.

Роль педагогических технологий в создании адаптивной образовательной среды на уроках биологииРоль педагогических технологий в создании адаптивной образовательной среды на уроках биологииРоль педагогических технологий в создании адаптивной образовательной среды на уроках биологииРоль педагогических технологий в создании адаптивной образовательной среды на уроках биологии

природа природа человека природа человека природа человека

человека никакая. плохая никакая

хорошая

Сухомлинский.

Гуманистическая направленность в преподавании, человек это цветок и ,что бы он рос ему надо создавать условия, т.е. речь идет об АОС.

Бюдженталь

Но источник развития внутри человека и он все время что- то выбирает.

Наша цель помочь сделать выбор осознанным, предложить веер выборов.

Фрейд.

Роль учителя сводится только к коррекции, исправлению.

Скиннер.

Ребенок - чистый лист.

Учитель полностью формирует личность, но приходит к преподаванию с установкой влиять на ребенка

Личностно-ориентированное обучение. Традиционная система обучения.


Таким образом, в условиях модернизации образования необходимо

совершенствовать в первую очередь коммуникативную культуру педагога.

Выделяют несколько направлений саморазвития педагога.

  1. Развитие социальной перцептивности (восприятие), т.е. умение адекватно воспринимать окружающих людей. Выделяют два уровня восприятия ученика. Что бы определить ваш уровень проведем маленький эксперимент. Напишите три прилагательных, которые характеризуют какого-то вашего ученика. Если вы выделили только субъективные свойства, оценивающие его способность учиться, то вы находитесь на 1 уровне. Если к ним добавлены свойства, характеризующие его, как личность, то вы находитесь на втором уровне.

Что меняется при переходе учителя ко второму уровню?

Меняется соотношение воздействий: увеличивается количество положительных оценок личности, требования заменяются просьбами, уменьшается повторение педагогических воздействий и увеличивается их разнообразие.

  1. Развитие умения общаться в разных ситуациях.

Межличностное общение.

Деловое общение.

Может не иметь цели.

Цель.

Можно прервать в любое время.

Невозможно прервать без потерь хотя бы одной из сторон.


  1. Развитие умения сотрудничать в различных видах деятельности, т.е. мы должны уметь обсуждать проблемы, как с детьми, так и с коллегами по работе, учитывая их возрастные особенности. Работая в этом направлении учителю необходимо развивать у себя:


  • умение сосредоточиться на цели взаимодействия;

  • умение выслушивать;

  • умение понимать и принимать разные точки зрения;

  • умение устанавливать контакты (со спонсорами)

  • входить и выходить в эмоциональное общение.


  1. Развивать у себя потребность в общении. При этом происходит обмен культурными и эмоциональными ценностями.

  2. Развитие эмпатии - способности эмоционально отзываться на переживания других людей.

  3. Развитие рефлексии, т. е. готовности к самоанализу. Учитель должен обладать навыками самоанализа, способностью критично относиться к своей деятельности, а значит саморазвиваться. При этом у педагога должна формироваться уверенность в себе, меняться самоотношение.

( Люблю ли я себя?)

7. Развитие навыков саморегуляции психического состояния.





Районная научно-практическая конференция.






ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ЗДОРОВЬЕ УЧЕНИКОВ.
















Работу выполнили:

Караваева Славяна (8а класс),

Самохин Александр (8б класс),

Учащиеся МОУ СОШ п. Безбожник.



Научный консультант

Гусева Л.В.,

Учитель биологии МОУ СОШ п. Безбожник.


2003 год


Содержание.



1.Необходимость исследования.

2. Возрастные изменения организма школьников.

3. Влияние физических упражнений на развитие систем органов

4. Значение движения для организма человека.

5.Методика исследования.

6. Результаты исследования.

7. Выводы и рекомендации.

8. Литература.

9. Приложения (графики и диаграммы).









«Тело без движения подобно стоячей воде,

которая плесневеет, портится и гниет».

Н. Максимович-Амбодик

Ученый-медик 18 века.




Тема, над которой работает наша школа - «Создание адаптивной образовательной среды на уроках и во внеурочное время». Самая главная составляющая этого подхода - здоровье ученика. Развитие массовости физической культуры, внедрение ее в повседневный быт людей всех возрастов - один из важнейших факторов укрепления здоровья, повышения физической и умственной работоспособности, обеспечения полноценного отдыха. Осмыслив эту информацию, мы решили проверить на учащихся нашей школы влияние занятий спортом на здоровье.

Во время знакомства с литературой по этому вопросу мы сначала остановились на возрастных изменениях, которые происходят с учениками за период обучения их в школе. Оказалось, что эти изменения довольно существенные, и они касаются всех систем органов.

  • Так младший школьный возраст характеризуется нарастанием физических сил одновременно с умственным развитием. Рост в этот период увеличивается мало, но окружность груди намного увеличивается, тазовые кости начинают срастаться, заканчивается окостенение кисти рук. Увеличивается мышечная масса. Сердце приобретает вес близкий к весу взрослых, но обмен веществ идет намного быстрее, ткани снабжаются кислородом в 2 раза быстрее. Возрастает жизненная емкость легких с 1300 до 2000 мл.

  • Подростковый возраст является переходным. В это время совершенствуются функции нервной системы, расширяется кругозор. Развивается интеллект. Заметно возрастает темп и рост тела в длину в основном за счет роста конечностей. Обмен веществ остается все еще интенсивным. Жизненная емкость легких увеличивается с 2000 до 3000мл. Начинается половое созревание.

  • Юношеский возраст - пора расцвета как физических, так и духовных сил. В этот период заканчивается анатомическое развитие большинства органов и систем, однако в функциональном отношении они не достигают еще уровня развития, свойственного взрослому человеку. Темпы роста в длину замедляются, однако увеличиваются размеры тела в ширину. Завершается окостенение скелета. Жизненная емкость легких достигает нормы 3500 мл. Обмен веществ все еще интенсивен. Железы внутренней секреции полностью сформированы.

Таким образом, видно, что возрастные изменения, происходящие с организмом школьника достаточно велики. Одним из обязательных условий гармоничного развития человека является активная физическая деятельность. При тренировке масса мускулатуры увеличивается, скелет становится более крепким и устойчивым к нагрузкам и травмам. В древности говорили «Движение строит орган». Физическая активность развивает работоспособность, выносливость, силу, ловкость, скорость. Способствует активному долголетию. Так спортсмен М.С. Свешников в 84 года занимался греблей, доктор А. Краевский занимался гирями и штангой после 50 лет. Физические упражнения оказывают влияние на все системы органов.

  • Тренированное сердце работает более экономно и отдыхает больше, реже возникают болезни сердца.

  • В дыхательной системе лучше развиваются дыхательные мышцы, что обеспечивает правильное дыхание и удлиняет молодость.

  • Физические нагрузки препятствуют полноте и снижают нагрузку на органы пищеварения.

  • Усиливается обмен веществ, что позволяет организму получать больше питательных веществ и интенсивнее выводить продукты жизнедеятельности.

  • Улучшается работа мозга, тренируется координация движений.

В одной из книг был описан эксперимент, проведенный в одном из НИИ, показывающий влияние гиподинамии на состояние физического и психического здоровья. По условию этого эксперимента здоровые мужчины в возрасте 20-30 лет должны были находиться в горизонтальном положении 20 суток. Им запрещалось вставать, ходить, сидеть. Контрольной группе мужчин разрешалось 4 раза в сутки выполнять комплекс физических упражнений. У всех испытуемых в основной группе на 4-5 сутки начались боли в теле, захотелось вставать с постели, ухудшилось настроение, появилась раздражимость, пропало желание заниматься умственной работой. На 7-11 сутки стали наблюдаться необычные реакции: без серьезных причин появилось чувство тревоги и страха, в некоторых случаях - плаксивость. Сон стал неглубоким. В то же время у членов контрольной группы сохранилась работоспособность, самочувствие их мало изменилось. Они продолжали умственную работу. Этот эксперимент наглядно показывает, что гиподинамия отрицательно влияет на здоровье человека. Особенно на психическое здоровье.

Все эти факты говорят, что здоровье человека напрямую зависят от его двигательной активности.

Для проведения своей исследовательской работы мы сначала разработали параметры, по которым стали сравнивать здоровье и физическую активность учеников. Для анализа физической активности мы составили анкету, в которой учли, что заниматься спортом у нас в поселке можно только на уроках физкультуры, в спортзале школы, посещая секции и в поселковом спорткомплексе.

Анкета физической активности.

  1. Посещаешь ли ты спортивные секции и кружки?

А) Да, регулярно.

Б) Да, изредка.

В) Нет.

2. Посещаешь ли ты спортзал в поселковом спорткомплексе?

А) Регулярно (не менее 2-х раз в неделю).

Б) Изредка (несколько раз в месяц).

В) Вообще не посещаю.

3. Как ты относишься к урокам физкультуры?

А) Хорошо, люблю эти уроки, стараюсь не пропускать.

Б) Посещаю, т. к. это необходимо.

В) Стараюсь пропустить, взять справку для освобождения от этих

Уроков.

Делая анализ анкет, мы решили выделить три группы учащихся:

  • Высокоспортивные, если их ответы были близки к схеме 1а2а3а;

  • Среднеспортивные, если их ответы соответствовали схеме 1б2б3б;

  • Низкоспортивные, если схема их ответов была 1в2в3в.

Если в ответах были разные буквы, то мы их относили к той группе, каких букв было больше. Например, если схема была 1а2б3б, то этот ученик относился к среднеспортивным.

Здоровье учащихся мы анализировали по количеству пропущенных дней в учебном году по болезни. И что бы уровень спортивности легче было сравнивать с уровнем заболеваемости, выдели ли то же тир уровня.

  • Низкий уровень заболеваемости, учащиеся за год пропустили по болезни не больше 10 дней.

  • Средний уровень заболеваемости. У них за год пропущено по болезни от10 до 40 дней.

  • Высокий уровень составили те, которые пропустили за год больше 40 дней.

Чтобы составить по школе среднюю картину, мы для исследования выбрали классы из разных возрастных групп. Сюда попали: 3-а, 3-б, 5-а, 7-а, 9-а, 11-а. На классных часах провели анкетирование и определили уровень спортивности каждого ученика в этих классах. Количество пропущенных дней по болезни взяли в конце года из классных журналов. По полученным данным составили графики, отображающие уровни заболеваемости и спортивности учащихся (графики прилагаются). Определили процентное соотношение этих уровней в классе и по ним составили диаграммы (диаграммы прилагаются).

Анализируя полученные данные, мы выявили, что ученики с низким уровнем заболеваемости, как правило, являются высокоспортивными или среднеспортивными. И наоборот, малоспортивные ученики имеют высокий уровень заболеваемости. Исключение составили четыре ученика в 3-б классе, один в 9-а. Являясь малоспортивными, они имели низкий уровень заболеваемости. При дополнительной беседе с ними, мы выяснили, что они ведут подвижный образ жизни, много времени проводят на улице.

Исследуя процентное соотношение разных уровней заболеваемости и спортивности, мы получили следующие данные:

  • В 3-а классе на среднеспортивных и высокоспортивных учеников приходится 95% ,и столько же процентов составляют ученики со средним и низким уровнем заболеваемости. 5% составляют ученики с высоким уровнем заболеваемости (это один ученик).

  • В 3-б классе на среднеспортивных и высокоспортивных учеников приходится 78%, а на учеников со средним и низким уровнем заболеваемости 100%. Малоспортивные ученики здесь составили 22%, но они обладали либо высоким, либо средним уровнем заболеваемости. Причину мы объяснили выше.

  • В 5-а классе на среднеспортивных и высокоспортивных учеников приходится 100% , и столько же процентов составляют ученики со средним и низким уровнем заболеваемости.

  • В 7-а классе на среднеспортивных и высокоспортивных учеников приходится 52%, а на учеников со средним уровнем заболеваемости 75%. Малоспортивные ученики здесь составили 48%, из них 25% обладали высоким уровнем заболеваемости, а остальные - средним.

  • В 9-а классе на среднеспортивных и высокоспортивных учеников приходится 75%, а на учеников со средним и низким уровнем заболеваемости 91%. Малоспортивные ученики здесь составили 25%, но 9% из них составили высокий уровень заболеваемости, а остальные имели средний уровень.

  • В 11-а классе на среднеспортивных и высокоспортивных учеников приходится 95%, а на учеников со средним и низким уровнем заболеваемости 100%. Малоспортивные ученики здесь составили 5%, но они обладали средним уровнем заболеваемости.

Результаты наших исследований показывают, что занятия спортом действительно влияют на здоровье учащихся.

Для формирования у учащихся и родителей устойчивой позиции по вопросу о необходимости занятий спортом для сохранения здоровья, мы предлагаем:

  1. включить выступление по нашей теме в повестку общешкольного родительского собрания;

  2. выступить с этим вопросом на классных часах перед учащимися 3-10 классов;

  3. разработать школьную программу здоровья.



Литература:

  1. Б.В. Сермеев, В.Р.Николаев «Здоровье смолоду». Горький. Волго-вятское книжное издательство. 1979.

  2. Михайлов В.В. «Физкультура для всей семьи». М. Физкультура и спорт. 1990г.

  3. Г.И.Косицкий, И.Н.Дьяконова. «Резервы нашего организма». М. Просвещение. 1993г.


© 2010-2022