Доклад Использование ИКТ на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Преподаватель Биологии Оспанова С.Б.

«Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках биологии »

Целью моей работы является апробация форм и методов применения новых информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, показать возможности использования информационных технологий на уроке биологии для повышения качества знаний обучащихся

Цели использования информационных технологий

1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества

2. Подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

3. Мотивация учебно - воспитательного процесса

Задачи:

1. Создание и поддержка у обучащихся интереса к биологии с помощью ИКТ (мотивация)

2. Обеспечить научный подход к изучению биологии

3. Использовать презентации для наглядного представления учебного материала и расширения кругозора учащихся.

4.Привлечение обучащихся к созданию презентаций, видеофильмов и учебных проектов во внеурочное время.

Типы компьютерных средств:

1. Презентации

2. Электронные энциклопедии

3. Дидактические материалы

4. Системы виртуального эксперимента

5. Программные системы контроля знаний

6. Электронные учебники и учебные курсы

Формы использования ИКТ

1.Использование готовых электронных продуктов

2. Использование мультимедийных презентаций

3. Использование ресурсов сети Интернет

4. Использование интерактивной доски.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет:

сделать урок более интересным, наглядным;

дифференцировать процесс обучения

вовлечь обучающихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;

визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире;

представлять в удобном для изучения масштабе времени различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью;

осуществлять контроль, самоконтроль;

проводить лабораторные и практические работы.

Что дают ИКТ для преподавателя?

  • Экономию времени на уроке, использовать информационные объекты как иллюстративный материал к новым темам;

  • Глубину погружения в материал, готовить раздаточный материал для повторения и закрепления;

  • Повышенную мотивацию обучения

  • Интегрированный подход в обучении

  • Возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа материалов.

  • разрабатывать и демонстрировать собственные электронные пособия (инструкции к лабораторным работам, тестовые задания, опорные конспекты, виртуальные экскурсии).

Каково влияние использования ИКТ на обучающегося?

  • Способствует повышению познавательного интереса к предмету

  • Содействует росту успеваемости учащихся по предмету

  • Позволяет учащимся проявить себя в новой роли

  • Формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности

  • Способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика

Невозможно научить ребёнка, если ему не интересно, если он не увлечён процессом познания. Активная работа обучающегося на уроке - залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых обучающиеся вовлекаются в процесс познания. Использование новых информационных технологий в процессе обучения позволяет добиваться качественно более высокого уровня наглядности на уроках, значительно расширяет возможности активизации деятельности обучающихся, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведёт к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.

Использование компьютера на уроках биологии - это средство (одно из многих!) достижения учебных целей. Это средство, которое обогащает учебный процесс и способствует развитию и личности обучающегося, и профессионализма преподавателя.

При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического практикума.

Примерные направления использования информационно-компьютерных технологий в
преподавании учителя биологии:

  • презентации уроков в виде опорных конспектов;

  • сводные таблицы сравнительной характеристики изучаемых объектов и логические схемы;

  • самостоятельные работы по решению биологических задач;

  • библиотека фотографий редких растений, животных, памятников природы Казахстана;

  • биографии и труды выдающихся учёных;

  • разработки внеклассных мероприятий;

  • банк видеороликов по разделам изучаемых тем.

В учебной деятельности я широко применяю презентации. Имея коллекцию различных презентаций, я исходя из темы урока, цели и задач, корректирую материал презентации (просто показ, демонстрация с предварительным заданием, демонстрация с комментарием учителя или ученика и т.д.) Дети с удовольствием смотрят презентации, особенно если они сопровождаются анимацией и выполняют задания, которые даются мною перед просмотром. Какие возможности даёт презентация?

  • Проявить творчество, индивидуальность преподавателю

  • Избежать формального подхода к проведению уроков

  • Задействует различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом , но и в ассоциативном виде в память учащихся.

  • Сокращает время обучения

Удобно применение компьютерных презентаций ещё тем, что появляется возможность подбирать наглядный материал в необходимом объёме. Создание гибридной ДНК. ДНК одного организма вводятся в клетки другого организма. Например, гены высших организмов вносят с бактериальные клетки. Бактерия получает возможность вырабатывать белок, кодируемый ее новой ДНК. Можно материал корректировать: удалять ненужные слайды, добавлять новые, заменять иллюстрации на более удачные и т.д.

В общей биологии есть ряд разделов, отличающихся сложностью явлений и протекания процессов, а вследствие этого, сложных для восприятия и понимания. К таким процессам можно отнести: микромир клетки - строение и функции органоидов, биосинтез белка, развитие жизни на Земле и др. Подвижные компьютерные модели помогают учащимся выйти из затруднительного положения - понять явление, которое сложно представить. Компьютер не только создаёт модель явления, но также позволяет изменить условия протекания процесса, просмотреть с оптимальной для усвоения скоростью.

Возможности использования компьютера как сверхэффективного средства создания проблемных ситуаций на уроках биологии. При этом учитель может, например:

Создание проблемной ситуации.
Тема «Фотосинтез»

Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в её спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого стала утверждать, что растения не очищают воздух, а наоборот, портят его. Как вы объясните даме её ошибку?

Возможный ответ. 1.

Растения фотосинтезируют только на свету, в темноте выделение кислорода почти прекращается. Зато процесс дыхания не уменьшает своей интенсивности. Следовательно, растения могли «издышать» часть кислорода, содержащегося в воздухе комнаты

Возможный ответ 2.

Листья, стебли и цветы многих тропических растений изобилуют различными железами, выделяющими всевозможную ароматику, например эфирные масла. Такие растения не являются комнатными, так как их выделения небезопасны. Даме повезло, что она отделалась лишь головной болью

Презентация дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами. Использовать это можно на всех этапах урока, и при объяснении нового материала, и при закреплении, и для контроля знаний. Причем, на каждом этапе урока предоставляется возможность огромного выбора материала. Увидев презентацию, учащиеся значительно лучше воспринимают данный материал.

Например, рассматривая на уроках экологические вопросы, нельзя не затронуть вопрос о том, что многие животные и растения занесены в Красную книгу. Одно дело услышать, другое дело посмотреть. И здесь на помощь мне снова приходит презентация. Очень удобно.

Второй этап урока - закрепление нового материала осуществляю с помощью ИКТ. На промежуточном этапе между получением новой информации (лекция) и контролем знаний (опрос, зачет). Необходимо организовать работу учащихся по освоению материала темы, основанную на самоконтроле. Один из эффективных способов -тестирование. В компьютерном виде тренировочное решение задач, тестов, непосредственное выполнение контрольной работы ребятам нравится по многим причинам: они сразу получают результат, не теряют времени на оформление, исправления и т.д.

Полноэкранные озвученные видеофрагменты с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов, анимированные карты, высококачественные фотографии, графики и диаграммы, интерактивные трехмерные модели и анимационные ролики, позволяющие наблюдать процессы и рассматривать объекты, недоступные для непосредственного наблюдения, - вот далеко не полный перечень возможностей программ, способных превратить изучение биологии в увлекательную и познавательную игру. Система поиска и возможность создания примечаний и закладок на страницах уроков обеспечивает дополнительные удобства при работе с программами. Выполнение практических упражнений с возможностью проверки ответов и работы над улучшением результатов позволяют обучающимся с успехом применять данные программы для самостоятельного обучения.

Использование компьютера на этапе контроля знаний:

1. отключить звук и попросить прокомментировать учеников наблюдаемое на экране. Затем можно либо просмотреть еще раз со звуком, либо не возвращаться к просмотру, если ребята успешно справились с заданием. Условное название этого приема: «Что бы это значило?»;

2. остановить кадр и попросить ученика, проделав мысленный эксперимент, попробовать описать дальнейшее протекание процесса. Дадим этому приему условное название «А дальше?»;

3. продемонстрировать какое-либо явление, процесс и попросить объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так. Назовем этот принцип «Почему?».

Очень широкие возможности открываются перед преподавателем при использовании ИКТ во внеклассной деятельности. Они помогают сделать мероприятия зрелищными и интересными для учащихся.

Использование ИКТ помогает и при проведении исследовательских работ, открываются большие возможности использования цифровых и компьютерных технологий.

Я считаю, что использование ИКТ является одним из возможных путей повышения качества знаний.

Китайская мудрость гласит - «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому и я пойму». Колледж должен подготовить своих выпускников к жизни и деятельности в информационном обществе. Использование ИКТ на уроках биологии это маленькая крупица в подготовке обучающихся к будущей жизни в информационном обществе.


© 2010-2022