Рабочая программа Растениеводство первый год обучения

Раздел Биология
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

станция юных натуралистов





Обсуждена и принята

на заседании

научно-методического совета

Протокол №____ от _______

Утверждаю

Директор МБОУ ДОД СЮН

__________О.В. Ярушина

Приказ №_____ от ________











«Растениеводство»

(рабочая учебная программа, 70 часов)

Возраст учащихся: 11-12 лет

Форма обучения: групповая

Срок реализации: 2015-2016 учебный год, первый год обучения.

Направленность: естественнонаучная






Составитель: Трофимова Александра Федоровна,

педагог дополнительного образования,

высшая квалификационная категория

Рецензент: Пилипчук Галина Михайловна,

заместитель директора по НМР,

высшая квалификационная категория







Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной программы «Растениеводство» (А.Ф. Трофимова), рассчитана на 1 год обучения, 70 часов, продолжительность занятия 2 академических часа, 1 раз в неделю в соответствии с утвержденным годовым календарным графиком образовательной организации. В учебно-тематический план первого года обучения рабочей программы внесены изменения по количеству часов в темах: «Экосистема «Город и природа», «Бенефис осенней грядки», «Подземное царство».

Природа, растение, человек. Неразделимы эти понятия, огромна зависимость между ними. Являясь важным эстетическим элементом благоустройства экосистем города, растения вносят в нашу жизнь красоту, радость, хорошее настроение, восстанавливают притупленный урбанизацией вкус к природе - первооснове красоты.

Поддерживать и углублять интересы обучающихся к познанию природы, всесторонне развивать их творческие способности, можно лишь путем вовлечения их в разнообразную натуралистическую деятельность, сочетая наблюдения в природе, опытничество в теплице, на учебно-опытном участке с трудовой деятельностью по выращиванию растений и созданием искусственных биотопов.

Программа актуальна, и является средством формирования экологического сознания обучающихся, так как предусматривает изучение овощеводства, культуры растений в интерьере с включением научных знаний агробиологической науки по «Нетрадиционным способам выращивания растений» и наиболее ценного опыта практической деятельности человека.

Цель рабочей программы: формирование у учащихся интереса, положительной мотивации к изучению овощных и интерьерных растений, видов альтернативных технологий их возделывания в условиях открытого и защищенного грунтах, технологий флористического оформления интерьеров.

Задачи рабочей программы:

-ознакомление учащихся с взаимосвязями человека, природы, общества;

-изучение классификации овощных растений;

-обучение приемам альтернативных технологий их возделывания и переработки урожая овощных культур;

-развитие интереса к исследовательской деятельности;

-воспитание экологической культуры.

Значимость программы в том, что она является средством формирования экологической культуры обучающихся, их научно-исследовательского интереса, развивает социально значимые способности по возделыванию культурных растений на территории ХМАО, является пропедевтическим курсом для дальнейшего успешного изучения природоведения, биологии, экологии .

В процессе первого года реализации программы происходит знакомство обучающихся с окружающей их живой и неживой природой, с ее многообразием экосистем города, природы, интерьера, разнообразием растений, животных. Вместе с тем, учащиеся наблюдают картину окружающего их рукотворного мира, созданного творчеством многих людей - оранжерею, зоопарк, теплицы круглогодичного действия, сезонную теплицу, учебно-опытный участок с парником, опытными делянками, клумбами, рабатками, альпинарием, бассейном, экологической тропой, дендрарием, питомником и созданного учащимся уголком природы в собственном доме.

При изучении программы обучающиеся приходят к выводу, что каждый человек является частью природы, от которого зависит сохранение природы. При этом внимание обучающихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его природу, но может и сохранять красоту и многообразие природы экологически грамотной деятельностью, одним из путей которых является выращивание растений, в частности овощей и растений для оформления интерьеров миниатюрными ландшафтами.

Учащиеся приобретают навыки ведения непосредственных наблюдений объектов природы, их описания через выделение отличительных признаков и объединения в группы на основе существенных признаков. Осваивают работу со схемами и таблицами. Знакомятся и выполняют определенные технологические операции практического обучения выращивания растений.

Воспитанию обучающихся и развитию их эмоциональной сферы способствует раскрытие красоты и ранимости природы, привитие бережного отношения к ней, знакомство с правилами экологически безопасного поведения. При этом у учащихся воспитывается уважение к труду и творчеству людей.

Тематический контроль в процессе освоения программы осуществляется проведением конкурса рисунков «Мой город» в разделе программы «Экосистема «Город и природа»; выполнением практических заданий при изучении разделов «Бенефис осенней грядки», «Рассада путешественница», « Ты заселяешь страну Легумию»; тестирования («Подземное царство», «Дружба и вражда-жизнь растений); составления и разгадывания викторин («Голодное поле-плохой работник», «Твои волшебные руки»); проектирования и защиты исследования; подготовки пресс- конференции (раздел программы «Вокруг света по стране Легумии» т.е по стране овощей, защиты моделированных проектов по созданию искусственных экосистем в интерьере.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Ожидаемыми результатами можно считать:

-формирование у учащихся ценностного отношения к природе;

-углубление и расширение имеющихся знаний об овощеводстве и растениях интерьера, формирование понятия о целостности и диалектике природных комплексов, путях их рационального использования;

-овладение навыками использования агротехнологий в открытом и защищенном грунтах;

-развитие мотивации личности обучающегося к познанию окружающего мира, развитие логического мышления, освоение методов анализа и синтеза, моделирование экосистем, развитие умения четко, лаконично излагать и обосновывать свои мысли;

-максимальная реализация каждого из учащихся, его предметное, социальное, профессиональное и личностное самоопределение;

-приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям.

Одним из основных результатов освоения данной программы учащимися является защита исследовательских проектов на научных конференциях различного уровня. В ходе работы над проектом обучающиеся обдумывают и планируют свои действия, ищут ответы, предполагаемые результаты, проявляя творчество, заставляя «работать» воображение. Такая работа активизирует мыслительную деятельность учащегося, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Учебно-тематический план


№ п/п

Название разделов, темы

Всего часов

Из них


Формы контроля

теор.

практ.

1

Вводное занятие «Будем знакомы»

2

2

-

Анкетирование

2

Экосистема «Город и природа»

4

2

2

Конкурс рисунков «Мой город»

3

Бенефис осенней грядки

22

10

12

Практическая работа

4

Стеклянный дом

2

1

1

Проект

5

Подземное царство

4

2

2

Тестирование

6

Голодное поле-плохой работник

6

2

4

Викторина

7

Вокруг света по стране Легумии

28

10

18

Поле-чудес

8

Итоговое занятие

2

1

1

Пресс-конференция


Итого

70

30

40

Содержание программы

1.Вводное занятие «Будем знакомы» 3час

Знакомство учащихся с работой юных опытников на учебно-опытном участке, теплице; содержанием плана работы объединения, расписанием, инструктажем по технике безопасности и правилами дорожного движения; комплектование групп; заполнение анкет.

Экскурсия №1 «теплицу, оранжерею, учебно-опытный участок.

2.Экосистема «Город и природа» 6час

Роль человека в природе. Ознакомление с экосистемами города, экологическими «болезнями города» и методами их лечения, привлечение учащихся к активным действиям в защиту окружающей среды. О современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций в мире окружающей среды (экологические проблемы). О необходимости в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле.

Практическая работа: наблюдения за экологическим состоянием своего микрорайона, города, парка, зон отдыха. Использование пищевых отходов, ознакомление с методами переработки мусора в развитых странах. Закрепление приемов помощи человека природе, умение слушать и слышать природу.

Экскурсии в зоопарк, зону отдыха р. Сайма.

3. Бенефис осенний грядки 30час

Ощутимость результатов благотворной деятельности человека, связанных со знанием законов природы. О сроках и технике уборки урожая овощных культур в связи с их биологическими особенностями, огородной арифметике, о сжигании ботвы и заботе о весенней рассаде, о значении и агротехнических требованиях к осенней обработке почвы и внесению удобрений; знакомство с витаминами, которые вылезают на огород из-под земли, прячутся в лесной траве, наливаются соком на ветках кустарников.

Практическая работа: заготовка даров леса, оформление гербария лекарственных растений, уборка и учет урожая овощных культур, консервация наглядных экспонатов, овощей, цветов, плодов; заготовка природного материала,

дерновой почвы, листвы, торфа, песка, золы, дренажного материала; уборка растительных остатков с делянки - закладка их в компостную яму; осенняя обработка почвы; посев семян моркови, петрушки, чеснока, календулы; уборка посевного материала цветочно - декоративных растений; изготовление коллекции семян, закладка собранных семян на хранение.

Экскурсия на городскую сельскохозяйственную выставку «Урожай», в лес - «Аптека под ногами», « Творчество земли, воды и солнца»

Просмотр дивидифильма: «Огородная экзотика»

4. Стеклянный дом 3час

Теплица - лаборатория для работы с растениями. Основные виды сооружений защищенного грунта. Устройство и оборудование теплицы.

Практическая работа: наблюдение за развитием растений и изменением окраски листьев в зависимости от освещения теплицы, температуры и питания. Измерение температуры воздуха и почвы. Уход за растениями.

Экскурсия в теплицу. «Устройство теплицы» с демонстрацией представителей растений разных природно-климатических зон: пустынь, тропиков, субтропиков и размещение их в теплице.

5. Подземное царство 6час

Бесценный дар природы - почва. Почва - причудливые архитектурные сооружения, сложнейшие лабиринты, вертикальные и горизонтальные ходы, галереи; залы, состоящие из множества мельчайших ниш, пор, скважин. Жизнь совершенно особого населения - микроорганизмов простейших, почвенных грибов, нематод, клещей, ногохвосток, дождевых червей, насекомых и их личинок, роющих позвоночных, животных - кротов, леммингов, слепышей, от которых зависит плодородие почвы. Перегной, его образование в почве. Типы почв. Торфяно-болотная почва. Горная порода, органогенного происхождения - торф, состав почвы - воздух, песок, глина, минеральные вещества, органические вещества, «Живая» и «Мертвая вода». Рациональное использование и охрана земель.

Практические работы: наблюдения за структурой почв песка, глины, торфа; за изменением окраски почвы от количественного содержания гумуса в ней. Измерение кислоты почвы pH - тестером и индикатором кислотности; известкование почвы золой, доломитовой мукой; составление почвенной смеси.

Лабораторная работа: рассматривание под микроскопом почвенных микроорганизмов, анализ структуры почвы.

Демонстрация коллекции почв; приборов почвенного оборудования для определения естественной влажности почвы ( бюксы, шпатели, квадрантные весы, сушительный шкаф); определение кислотности почвы индикатором кислотности, pH - тестером; представителей разных групп живых организмов, устройства микроскопа и правил работы с ним; таблиц, дивидифильмов «Почва и ее плодородие», «Огородная экзотика».

Экскурсия «Дно оврага» (описание почвы. Отбор образца почвы)

6. Голодное поле-плохой работник 9час

Почва - источник минеральной пищи для растений. Высасывание питательных элементов вместе с водой корневой системой из почв в растения. Пополнение запасов питательных элементов (азота, фосфора, калия, кальция, внесение органических и минеральных удобрений), классификация удобрений, значение органических удобрений (навоза, торфа, компоста, птичьего помета, перегноя, опилок, лигнина, сапропеля, зеленых сидератов). Использование в наших краях торфа, компоста, опилок, лигнин, сапропеля. Азот в жизни растений. Нитраты предупреждают: питаться надо с умом! Мал золотник, да дорог! А без них - ну, никак не обойтись! (Медь, марганец, бор). О растениях, которые не грабят, а удобряют пашню. Новые эффективные удобрения - биоудобрения. Основа биоудобрений - активные микроорганизмы.( БАМИЛ, РИЦ). Посредники между человеком и растениями, подземные повара - микроорганизмы. Методы приготовления компоста. Признаки голодания растений. Сроки и способы внесения удобрений. Техника безопасности.

Практические работы: наблюдение за окраской листьев растений с признаками голодания. Распознавание удобрений (азотных, фосфорных, калийных). Приготовление растворов органических удобрений из настоя птичьего помёта, коровяка.

Экскурсия в теплицу, агрохимлаборатор

7 Вокруг света по стране Легумии 42час

Ознакомление с геральдикой девяти семейств растений, предложенной К.Линнеем. Углубление знаний о истории развития овощных растений на Земле, систематизирование знаний о культурных растениях, ознакомление с ботаническими, хозяйственными, видовыми и сортовыми признаками овощных растений, ознакомление с разнообразием посевного материала, агротехникой, условиями выращивания, способами использования в технологии приготовления пищи, ознакомление с новыми сортами, витаминами.

8.Семейная добрая злость (семейство Brassicaceae) 3час

Где щи, там и нас ищи! Безголовые, головастые, пузатые. Человек заключает с корешками договор. Под звон колоколов. Дедки и репки. Почемучка. Приказ света. Вулкан вырастил великаншу. Огород плывет по океану. Добрая злость.

Практическая работа: приготовление салата «Дедки из репки»

9.Душистые, сладкие, пряные ( семейство Apiaceae) 6час

Угадайка. Зеленые зонтики. «Красная девица» удерживает первенство. О белых мышах и рисовой шелухе. ТАФ. Почемучка. Венок для олимпийца. Каменное имя. Лекарство капитана Кука.

Практическая работа: изготовление полосок мульчбумаги к которым прикреплено «морковное драже».

10.Подземные кладовые ( семейство Fabaceae) 3час

Угадайка. Семейство мотыльковых ( бобовых )ставит рекорды. Верхолазы тянутся к свету. Самое лучшее на земле. Почемучка. Ночь в Риме. У стен Колизея. Ребятам на веселье. Невидимки вносят квартплату.

Практическая работа: кто быстрее всех просыпается?

11.Невидимое оружие разит без промаха(семейство Alliaceae) 6час

Угадайка. Страничка из семейного альбома. Наследство луковых бабушек. За и против. Почемучка. В науке появляется новое слово. Секрет невидимого оружия. Сигнал из - под земли.

Практическая работа: действие фитонцидов на зеленую тлю.

12.Рыцари привезли с Востока добычу (семейство Chenopodiaceae) 6час

Угадайка. В сердце Европы. Крестоносцы идут на Восток. Загадочная картинка. Начинаем разгадывать загадки. Мы рисуем чудо - дерево. Сладкий год. Удержит ли король корону. ТАФ.

Практическая работа: знаменитый украинский борщ.

13.Индейская папа покоряет мир (семейство Solonaceae) 6час

Угадайка. Испанский характер. Пеrец зазывает мореходов. Страничка из семейного альбома. Адмирал моря - океана в цепях. Почемучка. Месть скульптора. Похищение папы. Не с того конца. ТАФ. Этот чудак Пармантье. Когда проходит беда. Сеньор Серхио посылает посылки. Фонарик с сюрпризом. Почемучка. Томат возвращается домой. Кулинар Апперт делает открытие.

Практическая работа: приготовим «чуньо».

14.Первая вкусная зелень года (семейство Polygonaceae) 3час

Угадайка. София - Париж-Лондон.

Практическая работа: выгонка щавеля.

15.Усачи, верхолазы, ползуны (семейство Cucurbitaceae) 6час

Угадайка, Когда спина служит градусником. Почемучка. Пятьдесят тысяч километров по Африке пешком. Тыквачок теряет усы. Чудо на берегу озера Окичобе. Страничка из семейного альбома. Суд над злодейкой дыней. Верблюжья коючка поит дыню. Под землей топится печка. Огурец нарушает границу.

Практическая работа: блюда из тыквачков-кабачков.

16.Спринтер стайеру не помеха (семейство Аsteraceae) 3час

Угадайка. Царица зелени. Спринтер стайеру не помеха. Голубая шапочка, которую не увидишь. Страничка из семейного альбома. Русская смекалка. Цветок солнца находит вторую Родину.

Практическая работа: посев салата.

Итоговое занятие: пресс-конференция 3час

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать/понимать:

-экологические группы растений;

-биологические особенности культур;

-классификацию овощных растений;

-типы почв, состав почвы;

-технологию обработки почвы;

-элементы технологии экологического земледелия;

-классификацию удобрений;

-технологии уборки урожая;

-типы экосистем, сооружения защищенного грунта;

-виды сельскохозяйственного инвентаря;

-правила техники безопасности и охраны труда.

Уметь:

-находить дополнительную научную информацию;

-проводить исследования;

-составлять почвосмеси;

-подготавливать почву к посеву;

-составлять рабочие растворы удобрений и их внесения в почву;

-убирать урожай;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-освоения технологии экологического земледелия;

-ухаживания за растениями в открытом и защищенном грунтах;

-соблюдения правил техники безопасности;

-обладания экологической грамотностью, социальными и нравственными нормами.

Методическое обеспечение


Обучение строится на активной основе через деятельность обучающихся, сообразуясь с его личной заинтересованностью в приобретении знаний по кружающей среде, экологии, овощеводству. Практическое обучение агротехнологического направления в данной программе ориентировано на самостоятельную деятельность обучающихся под руководством педагога: индивидуальную, парную, групповую, выполняемую за определенный промежуток времени. Количество затраченного времени зависит от сложности работы и сезона года. Большая роль отводится проведению экскурсий. Широко используются народные традиции (элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению),т.е. народные знания о природе, о взаимосвязях в ней: загадки, сказания, былины, поговорки, пословицы, стихи, игры. Чем старше обучающиеся, тем чаще включаются в процесс обучения поговорки и пословицы. В пословицах и поговорках в яркой, легко запоминающейся, до предела лаконичной форме обобщаются самые разнообразные знания о природе, о сезонных явлениях, предсказаниях погоды, видах на урожай и т.п. Их запоминание в свою очередь развивает память, мышление, смекалку, расширяет кругозор. Передача знаний осуществляется как бы мимоходом, без особого напряжения и эти знания, опыт народа осваиваются прочно, на всю жизнь.

Практические навыки и умения вырабатываются в процессе наблюдений, разработки и защиты творческих проектов, на практических и лабораторных занятиях, для чего созданы все условия. Оснащенная агроэкобиологическая база теплично-оранжерейного комплекса и учебно-опытный участок позволяют полностью выполнять тематику запланированных практических работ. В программе большое внимание отводится проведению экскурсий, во время которых обучающиеся знакомятся с видовым разнообразием овощных и других культурных растений, а также изучают биологические особенности и экологические факторы культур, проводят наблюдения за ростом и развитием исследуемых растений, собирают материал для изготовления коллекций, изучают состав почвы, знакомятся с деятельностью агрохимлаборатории и муниципального тепличного хозяйства «Северный», участвуют в ежегодной городской выставке Урожай», выступают с сообщениями на страницах местной прессы.

В программе на каждом занятии используются игровые технологии. В игре обучающийся естественным образом усваивает тему и различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. (дидактическая игра «Что где растет?», «Фрукты и овощи», «Узнай и назови», «Хорошо-плохо»).Обучающимся нравится ,соревноваться при разгадывании экологических викторин, «поля чудес», выступать в передаче ТАФ (телевизионное агенство фантазий); организовывать брейн-ринги, экологические эстафеты.

Выражению внутренней потребности к овладеванию методами научного познания жизни способствуют исследовательские работы. Наука помогает находить решение задач и дает возможность понять, почему все происходит именно так, как оно есть, а не иначе. Эксперименты, посвященные актуальным биологическим проблемам севера Западной Сибири проводятся обучающимися совместно со студентами биологического факультета Сургутского Государственного Университета. . Результаты исследований публикуются в сборниках научных трудов биологического факультета СурГУ.Так например «К вопросу о развитии архитектурно-ландшафтного проектирования цветочных композиций в условиях города Сургута»(выпуск 2,2005г.), «Перспективы использования растений семейства Brassicaceae в сочетании с ассоциативными диазотрофами в качестве сидеральных культур в условиях ХМАО» (выпуск 4,2008г.), «Влияние возрастающих доз минерального азотного удобрения на морфологические , физиологические характеристики и урожайность физалиса»(выпуск 6,2009г.)

На занятиях используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

Оборудование, технические средства обучения

  1. Агроэкобиологическая база.

    • Теплично-оранжерейный комплекс.

    • Учебно-опытный участок.

  2. Натуральные экспонаты: законсервированные томаты, снопы злаковых и технических культур сухоцветов, около 300 видов экзотических растений оранжереи.

  3. Коллекции.

  • «Семена овощных культур»,

  • «Семена цветочно-декоративных культур»,

  • «Органические удобрения»,

  • «Минеральные удобрения»,

  • «Виды почв»,

  • «Коллекция трав-инсектицидов».

  1. Плакаты

  • Виды защищенного грунта.

  • Инсектицидные растения.

  • Листорасположение.

  • Внутреннее строение листа.

  • Строение цветкового растения.

  • Строение растительной клетки.

  • Соцветие, цветки и плод подсолнечника.

  • Вегетативное размножение растений.

  • Строение цветка.

  • Простые соцветия.

  • Растения естественных лугов и пастбищ.

  • Сеяные травы.

  1. Набор лабораторного оборудования для определения влажности почвы: бюксы, колбы, шпатель, конический прибор. Прибор для определения кислотности - рН-метр.

  2. Муляжи овощей, фруктов.

  3. Видеофильмы.

  • «Цветы»,

  • «Цветники своими руками»,

  • «Фавориты сада»,

  • «Красивый сад своими руками»,

  • «Альпийский горки и водоем»,

  • «Огород под стеклом»,

  • «Обработка почвы».

  1. Учебно - методический комплекс по темам занятий.

  2. Информационно-технические средства обучения. (компьютер, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр).


© 2010-2022