Доклад на тему Применение регионального компонента в школе

Раздел Биология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Природа тесно связана друг с другом. Закон природы не нарушается в том случае, если он находится в гармонии с ритмом его развития. Жизнь - река, а человек и природа два его берега. Как говорится в народе «Природа - моя судьба» нельзя прерывать связь человека с природой. Природа не прощает таких ошибок человека, как бесполезное использование и трата природных богатств. В ответ на это природа дарит нам экологические катастрофы. Поэтому каждый человек должен задуматься о будущей судьбе потомков, прежде чем спилить ветку дерева. Он не должен забывать о том, что судьба народа и судьба природы тесно взаимосвязаны. Очень часто мы слышим слова благодарности от старших «Өркенің өссін». Народная мудрость гласит, что слово «Өркен» обозначает, «почка» или растение у которого есть листья. Под значением слова «Өркенің өссін» подразумевается пожелание человеку «вырасти большим, создай семью, обзаведись детьми, то есть как растение разростись и потомки твои продолжут твое древо жизни». Таким образом, это пожелание указывает на тесную связь человека с природой. В словах назидания «Останови свой взгляд на ручьях, раскрой их русла, посади сад, оставь после себя след хорошего дела» лежит глубокий смысл. Воспитать в сознании детей экологическую грамотность о тесной связи природы с человеком - задача каждого учителя.

Каждый подросток, любящий свою землю и ее природу, безусловно, станет сильной личностью и в будущем сможет управлять народом.

В этой работе мы расскажем об особенностях природы нашего региона, то есть Катонкарагайского района.

Природа Алтая прекрасна. Она притягивает взгляды к себе, словно магнитом. Это возвышающиеся горы, текущие реки, растущие деревья: сосна, береза, тополь, одним словом, несметное количество разных растений.

Райский уголок, загадочный край! Вверху с шумом поднимающееся большое количество пернатых, властелины тайги - все это обилие впечатляет человека.

В прошлом веке, в годы Казахской СССР Катонкарагайский район был известен, как изготовитель дерева. В это время даже не упоминалась красивая природа этого края. Сосны и ели, которые украшали этот край срубались руками, не жалеющими природу и вывозились не только за пределы района и области, но и за пределы границы республики. Если опереться на исторические сведения тех времен, то можно узнать, что только за год с Катонкарагайского района вывозили 120 тысяч метров2 дерева. Безусловно, вывоз деревьев оказал вред обитателям леса, т.е. животным, не говоря уже о красоте природы. По этому поводу в народной пословице говорится «Если пройдет один человек - останется след, если 100 пройдет - останется дорога, а если 1000 пройдет - останется пустыня»

Катонкарагай широко известен своим, как золото, лечебным медом и пантой. Этот регион считается жемчужиной Казахстана. За основу берется благоприятный климат и удивительная красота этого региона.

С целью сохранения и передачи из поколения в поколение природы удивительного региона Южного Алтая работают государственные национальные парки.

Территория национального парка богата лесами, животными и птицами. Кедр, красная лиственница, сосна растут на нашей земле. По словам ученых кедр, красная лиственница живут 500-800 лет. Богатство наших лесов, деревья высокого качества: кедр и красная лиственница растут по Казахстану только в Катонкарагайском районе. Из этих высококачественных деревьев много лет назад на берегах морей в Италии и Венеции строили прекрасные виллы. Они не гниют в воде. Деревянные дома Катонкарагайского региона, которым не менее 100 лет построены были из красной лиственницы.

В живом уголке школы поставлены редко встречающиеся растения, которые внесены в Красную книгу, такие, как, «маралий корень», «золотой корень», «красный корень», «алтайский ревень» и другие.

В территории парка также можно увидеть редко встречающихся в природе животных и птиц: красного волка, беркута и несколько видов ястреба.

5-7 млн. лет назад в Алтае обитал большой олень. Животное, относящееся к породе оленей, было истреблено примерно 400 лет назад. Тело животного было крупным, высотой 2 метра, с большими плоскими рогами, подобными лопате. Расстояние между рогами было больше трех метров. Если посмотреть на строение скелета головы, ног и зубов, то можно предположить, что обитали эти животные во влажных местах, где есть сенокос.

Исследованиями ученых доказано, что большерогих оленей можно отнести к животным, которые обитали во времена мамонтов.

Изучая природу Алтая, можно узнать больше об его особенностях.

По словам ученых, история и культура Катонкарагайского региона имеет огромное значение. А мировое значение имеют 1 культурный и 21 исторических памятника. Среди них особенно значим «Берельский курган» - крупный проект всемирной археологической науки. Учитывая наличие таких историко-археологических памятников и красоту природы не мало работы, исполняемой в предыдущее время. Можно перечесть такие исторические и культурные памятники, которые расположены на территории Рахмановский водопад, «Берельский курган», Австрийская дорога, «Музей под открытым небом», «Место обитания горного барса». Мы должны, не причиняя вреда природе, из поколения в поколение сохранить все эти ценности.

Для воспитания стремления у учащихся бережного отношения к природе необходимо будущему поколению внушить любовь и уважение к родной земле и к ее истории. В данное время на пути к решению экологических проблем имеет не маловажное значение педагогические и воспитательные проблемы. Основа большого знания - начинание экологического образования и воспитания с местной природы.

Вот поэтому сейчас основное значение придается содержанию и методике проведения уроков экологии в целях развития экологической культуры.

Учитывая особенности флоры и фауны и собирая сведения о экологии, я посчитала нужным внедрение в программу уроков биологии регионального компонента. /№1 таблица/

Сейчас много возможностей использования регионального компонента. Объединившись с национальным парком школьные кружки и лесничества «Жасыл желек» и «Жерұйық» проводят многие работы.

В члены руководства кружка «Жасыл желек» входят 11 учеников. Они сажают деревья, ухаживают за цветами, собирают семена.

Каждый год вместе с национальным парком школьное лесничество проводит акции «Мое дерево», «День земли », «День птиц»,а также участвует в «Слете парков». В акции «Мое именное дерево» участвуют члены кружка и лесничество вместе с учащимся и учителями сажают деревья. По акции «День птиц» школьники из природных материалов делают скворечники, кормушки для птиц, не причиняя вреда веткам деревьев. Вот такие работы воздействют на их восприятие. Члены кружка и лесничество любят путешествовать по родной земле. С целью воспитания чувства патриотизма к родной земле они выезжают на жайлау Шабанбай, который находится в ста километрах от деревни и путешествуют по таким местам, как «Бес саусақ», «Алтын бұлақ» и озеро Қаумыш.

На территорий знаменитого Берельского кургана был проведен международный форум под названием «Алтай - золотая колыбель тюрков» который продолжал обычаи талантливого народа, потолков наших предков, раскачивая золотую колыбель красивыми мелодиями и песнями. Надпись но горе «Алтай - моя золотая колыбель», как бы встречал гостей на земле их предков возглагом «Доехали?». Школьники встречались с археологом Зейноллой Самашевым который открыл Берельский курган. Выставка археологических раскопок Берельского кургана, на котором были представлены предметы быта и военные орудия перенесла учеников в далекие времена саков. Шестого декабря в нашей школе был проведен конкурс «Тәуелсіз елдің білімді ұрпағы» посвященный республиканскому «Дню культуры», в котором активно участвовали учащиеся, показывая сценки о культуре саков.

Я думаю что такие мероприятия воспитывают у учащихся чувства любви и уважение к нашей истории и культуре.

Учитывая возрастные особенности учащихся, выбраны члены кружка и лесничества. Юннаты /9-11 лет/ кружка «Жасыл желек» ухаживают за растениями и разъясняют, что им нравится наблюдать за их ростом и что они украшают их деревню.

Члены кружка и лесничества редко говорят о пользе растении, а также о том, что из них можно сделать карандаши и линейки.

Дети этого возраста объясняют о вреде, принесенным ими природе, что они, играя, нечаянно сломали ветку дерева. А также по их словам, каждый человек должен посадить 5-6 деревьев, чтобы наша земля была одета в зеленый наряд.

Члены лесничества составляют взрослые дети /12-15 лет/.Они более глубже осознают государственную важность в решении экологических проблем и ненавидят тех людей, которые приносят вред природе и загрязняют ее. В этом возрасте школьники, особенно девочки, проявляют особый интерес ко всему окружающему и чувство заботы к природе. О любви к природе они рассуждают такими словами «природа - это богатство вселенной», «все нужное человеку сохранено в природе», «нельзя разрушать красоту природы». У детей этого возраста преобладает чувство патриотизма.

Именно поэтому, учитель должен понять, что внедрение регионального компонента в учебный процесс поможет дать экологическое воспитание учащимся.

Использование регионального компонента состоит из беспрерывных исследований, практических заданий и всесторонних исканий в решении сложных проблем. Не могу сказать, что на нашей земле нету таких проблем. Если перечесть, то это бесполезное, использование местными жителями природных богатств.

Конечно, мы не можем просто так смотреть на то, как местные жители неправильно используют землю, моют свой трактор или машину в воде, либо сбрасывают мусор в воду. После этого трудно поверить словам старших, что они когда-то собирали смородину и землянику возле дома.

Такому тяжелому и беспомощному состоянию природы, конечно виновны местные жители. Наряду с этим причиной исчезновения лесов являются пожары. Пожар наносит вред не только деревьям, но и животным.

Наши ученики вместе со служащимися национального парка проводят агитационную работу среди жителей с целью прекращения загрязнения окружающей среды.

Еще одна проблема, которую поднимают во многих селениях - это недоступная цена санатория «Рахмановские ключи», в котором лечатся миллионы людей, приезжающих из всех уголков мира. Причина невожмости отдыха лечения в санатории - дорогое обслуживание, которое не по карману местным жителям.

По словам писателя Калихана Ыскакова «природа нашего края чудесна и леса здесь, и дрова, и вода, здесь несмотря на то, что зима у нас длинная, а лето дождливое» хорошо было бы, если бы люди ценили дары природы, как говорится в пословице «Не ценит золото тот, у которого оно есть».

В заключении мысли хочу обратиться к словам К.Маркса. Природа - нескончяемый до конца жизни источник. Поэтому она считается самым основным средством в изучении эстетического воспитания. А внутри оно найдет продолжение с экологическим воспитанием, которое будет воздействовать на формирование у человека противостояния проблемам природы. В любой работе, если не учитывается экологическая сторона, то возникают в отрасли воспитания и труда недостатки.







Список литературы:

  1. «Редкие и исчезающие виды растений Казахстанской части Алтай-Саянского экорегиона» Информационный проект. Усть-Каменогорск. 2008

  2. Катон-Карагайский государственный национальный природный парк. Сборник. Усть-Каменогорск. 2008.

  3. «Жасыл әлем сырлары» Қ. Сыбанбеков. Алматы: Рауан, 1990

  4. Газета «Жас алаш» 2003-2010 гг.

  5. Научно-педагогический журнал «Биология және салауаттылық негізі» 2011-2012 гг.











№1. Использование регионального компонента в уроках биологии


Тема урока

класс

Использование экологического и регионального компонента

1

Лекарственные растения

7-класс

Местные лекарственные растения, эндемичные виды из живого уголка в школе.

2

Овощи, фрукты, комнатные растения

7-класс

Плодовые деревья, кустарники, овощи в пришкольном участке, виды комнатных растений

3

Птицы

7-класс

Местные птицы и виды птиц занесенные в Красную книгу

4

Млекопитающие Казахстана

7-класс

Местные млекопитающие, виды млекопитающих занесенные в красную книгу

5

Экологическое состояние воздуха

11-класс

Местные загрязнители воздуха: котельные, автомашины

6

Экология растений

11-класс

Растения охраняемые в национальном парке

7

Экология животных

11-класс

Животные охраняемые в национальном парке

8

Среды обитания

9,11-классы

Разделит местных растений и животных по средам обитания



© 2010-2022