• Преподавателю
  • Биология
  • Сообщение на тему «Применение новых образовательных технологий на уроках биологии в коррекционной школе VIII ВИДА»

Сообщение на тему «Применение новых образовательных технологий на уроках биологии в коррекционной школе VIII ВИДА»

    В сообщение описываются новые технологии обучения, развивающие критическое мышление у учащихся. Применение данных технологий обычно вызывает споры у дефектологов. Автор попытался привести примеры применения различных стратегий технологии разаития критического мышления у учащихся на уроках в старших классах вспомогательной школы.   Полученные  результаты работы по данной методическое теме свидетельствуют об эффективности применения данных технологий и не только с точки зрения повышения качест...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 46 "Центр Реабилитации и Милосердия (РиМ)" Калининского района Санкт-Петербурга









Отчет о работе над методической темой

«ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»





Оспенникова Марина Петровна

учитель естествознания ГБС(К)ОУ № 46

Калининского района Санкт Петербурга



















Содержание

Введение

(Цели и задачи современного образования в коррекционной школе)

  1. Особенности образовательной деятельности в коррекционной школе

( 8 вида)

  1. Применение новых видов современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.

  2. Виды новых образовательных технологий, используемые при обучении естествознанию в школе VIII вида

А) Информационно-компьютерные технологии

Б) Технология развития критического мышления

4. Результативность используемых новых образовательных технологий

5. Заключение

6. Список литературы













Введение

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Они, в частности, касаются особенностей восприятия учебного материала детьми с проблемами в умственном развитии, организации учебно-воспитательного процесса и многого другого. Для школ VIII вида изданы программы обучения, были созданы стандарты образования, правда, пробные, первого поколения, но в настоящий момент других нет. Естественно, чтобы идти в ногу со временем, коллективы специальных школ, учитывая нашу специфику работы, стремятся создать и усовершенствовать программы, внедрять новые технологии. Данная работа сопряжена с определенными трудностями. Мы не можем взять на вооружение одну из предлагаемых сегодня современных технологий целиком. Учет специфики восприятия материала и умственных возможностей учащихся требует адаптации данных технологий, использования их дозировано, с учетом индивидуальных возможностей наших учащихся.

Инновационное обучение - обучение, направленное на развитие личности учеников, при помощи специально организуемых учителем педагогических, дидактических или методических изменений крайне актуально для наших учеников: ведь обучение детей жить в изменяющемся мире как раз и будет решением ключевой задачи специальной школы.

Основные цели и задачи - обучения и воспитания всех детей с ограниченными возможностями здоровья - содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для глубоко умственно отсталых детей эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания. Целью данной работы будет рассмотрение и внедрение в практику работы коррекционной школы VIII вида новых образовательных технологий.



Особенности образовательной

деятельности учащихся в коррекционной

школе 8 вида

Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду. Образование включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса - воспитание, обучение и развитие - выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически невозможно, да и нецелесообразно в условиях динамики срабатывания системы.

Учащиеся с проблемами в умственном развитии плохо адаптируются в окружающем мире, плохо запоминают учебный материал, отвлекаемы и неусидчивы, не могут понять главное в тексте, ответить на сложные вопросы. В то же время они живут среди людей и должны полноценно жить в том социуме, который их окружает. Быть адекватными среди родных и сверстников, обладать определенными научными знаниями, иметь представление об окружающем их мире и ориентироваться в нем - всему этому их должна научить школа. Традиционные методы обучения в школе используются достаточно эффективно. Это рассказ, объяснение, запись, ответы на вопросы учителя. И, конечно, много наглядности. Из-за проблем в мыслительной сфере, когда ребенок не понимает многое из того, о чем ему говорят, показ картинки, вызывающей зрительный образ, помогает ребенку усвоить материал. В процессе традиционного обучения преподаватель на уроках в основном передает готовые выводы и сведения. Центр тяжести такого обучения переносится на память учащихся, на заучивание учебного материала. Цель такого обучения - накопление учащимися знаний, умений и навыков. Следовательно, главная роль при организации такого обучения сводится схематично к функциям « опросить- объяснить - закрепить». Подобная организация учебного процесса обеспечивает обогащение учащихся знаниями и умениями, формирует основные умственные операции.

Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают, это относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем, коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.

В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта. В ходе коррекционной работы, у учащихся развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально - трудовой ориентировки.

Применение новых образовательных

технологий в учебно-воспитательном процессе

Наше непростое время диктует перемены в жизни общества. Волна информатизации захлестнула все сферы жизни человека, в том числе и школу. Массовые образовательные учреждения давно стали внедрять в свой образовательный процесс новые технологии: педагогические, основанные на опыте зарубежных педагогов, информационные, основанные на применении в работе компьютерной техники.

Век информатизации коснулся и школ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся с проблемами в умственном развитии в быту часто сталкиваются с компьютерной техникой. А в школе? Сначала педагоги очень осторожно говорили о возможностях применения компьютеров в учебном процессе: детям это недоступно, компьютер отвлекает от того материала, который по нему демонстрируется, дети не могут долго удерживать внимание при работе с компьютером и т.п. Тем не менее, в школах появились компьютерные классы, были обучены преподаватели и работа пошла.

Применение информационно-компьютерных технологий используется не только на уроках, но и для приведения внеклассных мероприятий. Стали широко использоваться возможности компьютера при проведении праздников, викторин, конкурсов. Хотя у учащихся нашей школы нет такого предмета, как информатике, мы ввели в рамках школьного компонента в учебный план такой предмет как «Элементарная компьютерная грамотность». Дети не все могут выполнять определенные операции на компьютере, но работать с ним, воспринимая идущую из компьютера информацию, могут.

Использование новых образовательных технологий также трудно пробивает дорогу в коррекционную школу, но познакомившись с некоторыми из них, педагоги пробуют применять эти технологии, несколько адаптируя их под наш контингент учащихся.

Виды новых образовательных технологий, используемые при обучении естествознанию в школе VIII вида

1.Информационно-компьютерные технологии

Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании». В последние годы обучение с помощью информационных технологий получило название информатизации, использование которой «повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе».

Одним из основных направлений работы современной школы является использование информационных технологий в процессе обучения. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся, учета их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два вида направления компьютеризации обучения: изучение основ компьютерной грамотности и также использование компьютера при изучении различных предметов. При этом «компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения». Учителя, еще никогда не имели столь мощного средства обучения в своей работе.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много: это и перегруженность школьных программ, и оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое.

Поэтому учитель и ставит перед собой цель - поддерживать интерес детей к учению. Кроме того, перед каждым из нас стоят и определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий.

Условно «уроки с использованием компьютера можно разделить на несколько групп: «уроки - презентации», «виртуальные экскурсии», контрольные задания, тестирование и другие».

Типы уроков, которые используются в учебном процессе.

Уроки-презентации

Учитель в программе Power Point создает презентацию своего урока. Я сначала пошла по пути создания собственных презентаций. Это и увлекательно мне, как учителю, и решает проблему подбора материала в Интернете, ведь презентаций для школ 8 вида там практически нет. У каждого учителя своя система изложения материала, логика его подачи. Поэтому собственные презентации достаточно легко ложатся на конспект урока, с ними учитель чувствует себя уверенно. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность учащимся в течение изложения материала учителем сконцентрировать на них внимание. Лекция учителя сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, плакатами и схемами.

Многие объекты изучения нельзя показать иначе, как только на компьютере. Много материала приходится подбирать в Интернете. Зато как интересно рассмотреть кистеперую рыбу, ровесницу динозавров, побывать в шахте или рядом с доменной печью. Прекрасным помощником на уроке иногда выступает мультяшный персонаж, который задает вопросы, радуется успехам ребят, дает им «дельные» советы. Очень любят дети отвечать на вопросы с использованием триггеров. Часто я использую триггеры на стадии рефлексии, когда закрепление идет не только как часть урока, но и поднимает у учащихся интерес к материалу урока на основании того, что вопросы и оценку ответа дает не учитель, а сказочный персонаж.

Виртуальные экскурсии

Посетить многие малодоступные места обитания редких животных и морских обитателей, можно не выходя из компьютерного класса. Главное правильно сформулировать, ЧТО МЫ ХОТИМ УВИДЕТЬ, ЗАЧЕМ НАМ НЕОБХОДИМО ОТПРАВИТЬСЯ В ПУТЕШЕСТВИЕ, КАК МЫ МОЖЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА УРОКАХ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ. Здесь, на экскурсиях мы очень тесно сталкиваемся со знаниями по географии, математике, истории. Проводимые совместно с учителем географии экскурсии бывают для ребят гораздо интереснее, чем сугубо биологические, ведь сделать открытие, опираясь на свои знания всегда интереснее, чем те, которые преподносит учитель, даже в очень интересной форме.

Необходимо, чтобы результатом виртуальной экскурсии стала творческая работа: сообщение, рисунок, заполнение таблицы ответы на вопросы и другое.

Контрольные работы.

Использовать компьютер можно и для проведения контрольных работ. Это могут быть небольшие задания для проверки усвоения материала урока с использованием ИКТ. В 2011 году, когда направлением работы нашего МО стала тема «Разработка диагностических контрольных работ по предметам», я разработала в соответствии с требованиями к такого вида работам, диагностические контрольные работы по всем классам: с 5 по 9 включительно. На компьютере ярко и красочно дается тема, вопросы, время ответа. Перед учащимися на партах листки для ответов. Первые работы показали, что заполнение листков и сам материал особых трудностей не вызывают.

Работать на контрольной, используя тестовые задании, я начинаю с ребятами с 5 класса. У меня на каждую тему придуманы и изготовлены карточки на 1-2, иногда на 1-3 варианта. Материал разнообразный, но в основе лежит нахождение опорных слов или выбор правильного ответа из предложенных . Ребята достаточно быстро привыкают к такой форме проверки знаний, работают самостоятельно. Нередко в карточке необходимо ответить на 8-10 вопросов по теме, написать 18-28 слов. Выработана также форма ответов: лист, где проставляется цифра вопроса и слова-ответы на данный вопрос. Проверка проводится очень быстро. Учащиеся на следующем уроке получают работы, проверяем и разбираем ошибки. Такой подход к усвоению материала, позволяет лучше усваивать тему урока, связывать отдельные уроки в одно общее, устанавливать взаимосвязь между уроками и темами.

Применение «компьютерной техники» делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно .

Таким образом, главная цель учителя на уроке создать благоприятные условия для активного развития познавательной деятельности, успех которой в значительной мере зависит от разнообразия познавательного пространства.
Что же даёт применение информационных технологий школе?

Учащимся. Разнообразие методик повышает интерес к изучению любой дисциплины, делает процесс познания привлекательным. Использование компьютера даёт возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями со сверстниками, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. Даёт возможность участвовать в различных конкурсах, викторинах.

Учителю. Решая новые методические задачи, углубляя знания по предмету, повышает свой профессиональный уровень. Повышается авторитет среди учащихся, коллег, родителей. Стимулирует процесс совместного творчества с учителями других предметов (совместное создание небольших программ для уроков и для внеклассной работы). Компьютер позволяет создать в более удобной форме набор тестовых заданий, самостоятельных и контрольных работ.

2.Технология развития критического мышления

Из всего многообразия формулировок понятия «Критическое мышления», мне кажется, что применительно к контингенту школ 8 вида, следующая формулировка наиболее приемлема: « Критическое мышление - это поиск здравого смысла: «как рассудить объективно и поступить логично с учётом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем» (3 )

Какими бы не были формулировки понятия «критическое мышление» в них прослеживается одно: это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Жизненный опыт у наших воспитанников невелик: ведь многие происходящие с ними события критически не осмысляются, выводы не делаются, а если делаются, часто с точностью до наоборот. Казалось бы и пытаться развивать у школьников с проблемами в умственном развитии критическое мышление не нужно - нет соответствующей базы для приема проводимой работы. Однако, опыт показал, что готовить ребят для взрослой жизни, не развивая критичность мышления, нельзя. Они должны не только воспринимать знания, мысли, но и правильно их воспринимать, анализировать и только потом принимать решения. Значит надо решительнее внедрять данную технологию.

Для того, чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ( или учителю развить в нем) ряд качеств, среди которых Д.Халперн выделяет ( с.56):

  1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли - признак уверенности.

  2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока не обладаешь разнообразной информацией.

  3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем её решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.

  4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает правильные выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.

  5. Осознание. Очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживая ход рассуждений.

  6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.

Хотелось бы коротко прокомментировать вышеперечисленные качества в применении к детям с проблемами в умственном развитии.

-Могут ли наши выпускники обойтись в жизни без планирования? Конечно, нет, иначе их ожидает трудная, порой бестолковая суета, проблемы и отсутствие желаемых результатов. Надо ли их учить последовательности выполнения действий? Конечно!

- Выдвинуть самостоятельно идею для наших ребят очень трудно, сопоставить с предложенной кем-то идеей еще труднее, т.к. необходимо вычленить в любом деле узловые моменты, главное, а это для них самое сложное.

- Долго удерживать в голове задачу, а тем более искать пути ее решения - это не под силу многим нашим выпускникам. Но поставить цель не отступать перед трудностями, стараться доводить дело до конца - такая установка понятна и приемлема для работы.

- Ошибок в принятии решений у ребят бывает очень много, но научить ребенка увидеть свою ошибку, признать её и исправить крайне важная работа для педагога-дефектолога. Обычно наши дети обладают завышенной самооценкой, ошибки не признают, долго упорствуют отстаивая свою правоту, иногда не в состоянии даже объяснить мотивы того или иного поступка. Работать в данном направлении надо особенно упорно, добиваясь от детей готовности взглянуть на свои ошибки и исправить их.

- Отследить ход своих рассуждений учащимся сложно, они сбиваются, забывают то, о чем говорили еще 5 минут назад. Это качество развить трудно, т.к. для него нет соответствующей психофизиологической базы.

- Идти на компромисс, быть к нему готовым, уметь просмотреть положительный исход данного компромисса для себя - крайне важное качество, которое надо у детей развивать.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретенным багажом знаний; не объем информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Применение в ходе работы технологии развития критического мышления или ее элементов дает возможность личностного роста учащихся, их социализации, подготовки к взрослой самостоятельной жизни.

Технология развития критического мышления имеет определенную структуру:

Технологические этапы

I стадия

II стадия

III стадия

ВЫЗОВ:

  • Имеющиеся знания;

  • Интерес к получению новой информации;

  • Постановка учеником собственных целей обучения.

ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ:

  • Получение новой информации;

  • Корректировка учеником поставленных целей обучения.

РЕФЛЕКСИЯ:

  • Размышление, рождение нового знания;

  • Постановка учеником новых целей обучения.

Является данная технология инновационной и насколько? В чем её отличия от уже известных стратегий обучения?

М.В. Кларин определяет, что инновации - это не просто создание новшеств, но и такие перемены, которые носят существенный характер и сопровождаются изменениями в образе деятельности, в стиле мышления. Инновационными следует считать подходы, преобразующие характер обучения в отношении таких существенных свойств как целевая ориентация, характер взаимодействия учителя и ученика, их позиций в ходе обучения.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что обучающийся в процессе обучения сам контролирует этот процесс, исходя из реальных, конкретных целей, сам определяет и оценивает конечный результат.

Принятие информации происходит в процессе осмысления. При этом важно осмысление не только самой информации, но и собственных действий, их соотнесение с известными образцами и принятие на этой основе решения о выборе оптимального пути.

Применение технологии развития критического мышления дает возможность учителю оценить когнитивные способности учащихся, провести рефлексию их деятельности и ценностно-смыслового усвоения содержания, а также собственной деятельности на уроке. Это позволяет учителю двигаться дальше как в планировании и ведении урока, серии уроков, так ив своем профессиональном развитии.

ТРКМ предлагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока. Не все предлагаемые в литературе приемы можно использовать в коррекционной школе VIII вида. Поэтому я остановлюсь на тех, которые я апробировала на своих уроках, и использование которых дало положительный результат.

Приемы и стратегии.

КЛАСТЕРЫ

Кластеры «грозди» - выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем, например, при обычном изложении материала, заставляет учащихся «докопаться» до тех знаний, которые были обозначены, но не озвучены на уроке.

Так на открытом уроке по теме «Иммунная система» в 9 классе в начале урока я предложила заполнить первую графу таблицы «ЗХУ», а для заполнения второй графы предложила посмотреть кластер и выбрать тот вопрос (или вопросы), которые ребят заинтересовали, и ответ, на который они бы хотели получить на уроке.

Сообщение на тему «Применение новых образовательных технологий на уроках биологии в коррекционной школе VIII ВИДА»

В конце урока выяснилось, что некоторые получили ответ, а какие-то вопросы требуют более серьезной проработки, появились предложения усложнить «Гроздь», добавив сведения о прививках. В данном случае кластер работал как побудительный мотив на стадии «вызова», как поддерживающий интерес на стадии «осмысления» и как основной компонент на стадии «рефлексии».

ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых ответах, которые преподносятся ученикам как данность, ТРКМ ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственным знаниям и интеллектуальной энергии. Мысль остается живой при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Если ученик задает вопросы, значит он думает. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трёх стадий урока. Если мы пользуется этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся должны получить ответы в ходе урока. На стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов в ходе изложения нового материала; при рефлексии - демонстрация понимания пройденного материала.

Так на уроке в 8 классе, где состав детей довольно слабый и новые технологии, как считают многие учителя, для них недоступны, я дала на стадии рефлексии им такую таблицу, охватывающую лишь одну сторону изучаемого вопросы:

«тонкие» вопросы

«толстые» вопросы

Чем покрыто тело большинства рыб?

Почему вы считаете, что чешуя рыбам необходима?

Как рыбы ориентируются в направлении течений?

Считаете ли вы, сто существует связь между кольчугой русского воина и внешним видом рыбы?

Стадию вызова может продолжить игра «Верите ли вы, что…»

Так на уроке в 6 классе по теме «Теплопроводность воздуха» я в начале урока задала вопрос: 1. А) Верители вы, что звери могут менять шубки ?

1Б) Как животные меняют шубы: старые, летние шубки они сдают в комиссионку, а другие покупают?

2. А. «Верите ли вы, что самые модные и продвинутые животные в лесу специально меняют свои шубки на более модные, которые в этом сезоне особенно популярны?»

Б) Верите ли вы, что смена шубки настоятельная необходимость, а не дань моде?

После заданных вопросов и темы, поставленной в начале урока, интерес к содержанию урока был стойкий, и урок дал прекрасный результат: только одна тройка у ученика, который никогда не отвечает вообще и не работает на уроке, а остальные «4» и «5».

В качестве примера, когда таблицу «тонких» и «толстых» вопросов можно использовать на стадии рефлексии, подойдет отрывок из урока по естествознанию в 9 классе по теме «Пищевые отравления»

«тонкие» вопросы

«толстые» вопросы

Какими продуктами можно отравиться?

Может ли человек предохранить себя от отравлений?

Какие ядовитые грибы вы знаете?

Чем различие между пищевыми отравлениями и желудочно-кишечными заболеваниями?

Как оказать отравившемуся человеку первую помощь?

Представьте, что рядом с вами оказался человек с признаками пищевого отравления. Какие вопросы вы ему зададите?

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

Таблица строится таким образом, чтобы по горизонтали были темы сравнения, а по вертикали - объекты сравнения. Построением и заполнением таблиц мы на уроках естествознания пользуемся довольно активно. Много заданий по заполнению таблиц есть в рабочих тетрадях. Ребята с ними неплохо справляются.

Приведу пример концептуальной таблицы, которую дети заполняют при изучении пород коров в 8 классе.

Породы

Внешний вид

Надои молока

Масса

тала

Место разведения п

Название группы к которой относится порода










Изучая материал, т.е. на стадии осмысления, ребята любят работать с книгой и выписывать данные в таблицу. Однако, чаще всего, данные таблицы являются результатом изучения материала по теме, поэтому мы, обычно, ими пользуемся на стадии рефлексии.

ТАБЛИЦА « З-Х-У»

Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу. Таблица «Знаю - Хочу - Узнал» разработана Д. Огл.

Применение данной таблицы на уроках естествознания в школе 8 вида сначала вызывала затруднения, так как дети не могли сформулировать и выразить в краткой форме то, что они знают. Несмотря на проделанную работу, эта часть заполнения таблицы и сейчас вызывает определенные трудности. Чтобы внедрить и работать на уроке с таблицей «ЗХУ» я применила прием, который приведен в конспекте открытого урока по теме «Иммунная система». В начале урока мы вспомнили, что изучали по теме кровеносная система и с чем в жизни сталкивались, когда речь шла об иммунитете. Затем записали, что знает каждый по данному вопросу в первый столбик. Затем был продемонстрирован кластер с различными вопросами по изучаемой теме. Ученикам было предложено выбрать то, что их заинтересовало и записать во второй столбик. В ходе урока, или в конце урока, если ребенок найдет ответ на свой вопрос, он должен будет записать свой ответ в третий столбик. При такой организации урока, даже самые скептически настроенные учителя убедились, что данный вид работы доступен нашим учащимся, и они с удовольствием заполняют таблицу.

Пример заполнения таблицы учеником Второвым Д.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Иммунитет связан с кровью.

На что влияет СПИД

У человека рушится иммунитет, он не защищен.

Есть тромбоциты и лейкоциты, они пожиратели.

Как укрепить здоровье

Рецепт здоровья - нам дали. Я согла-сен.

Какой сюрприз можно оставить потомкам.

Если в семье снижен иммунитет, то это может передаться по наследству. Дед ку-рит, а внук болеет!

Таблица «ЗХУ» помогает ученикам поставить цель в начале урока, отметить в процессе урока каким будет ответ на поставленный вопрос и ответить самому себе на поставленный вопрос. Здесь четко прослеживаются элементы целеустремленности ученика в процессе урока, его заинтересованность, желание добыть знания, находящиеся не на поверхности «на блюдечке», а изложенные в ходе урока, не навязанные учителем.







ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ПИСЬМЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ.

СИНКВЕЙНЫ

«Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейн - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» ( 4 , с. 37). Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза, обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).

Многие дети в коррекционной школе имеют проблемы с речью, и с русским языком, естественно, тоже. Трудно сформировать у них знания о частях речи. «Но выделить главные слова, а особенно сформулировать свое отношение к предмету, это уж из области фантастики», - так говорили коллеги, когда я на семинаре, посвященном новым технологиям в обучении, делала сообщение на данную тему. Безусловно, они во многом правы, и если предложить составить синквейн на пустом месте, используя только заданную тему, ничего не получится. Нужна предварительная подготовка. Работа началась с подготовки таблицы.

1 слово

(Кто? Что?)

Существительное

2 слова

(Какой? Какие?)

Прилагательные

3 слова

(Что

делает?)

Глаголы

4 слова

(Почему это важно для меня?)

Предложение.

1 слово

(предупреж-дение, напо-

минание, итог)

Любое слово



Всего 5 строк, 11 слов.

В предложенную таблицу ребята вместе с учителем вписывают слова. Иногда слов в столбике набирается больше, чем по нормативу, и ученики оставляют самые «правильные». Получившийся синквейн записываем на доске.

Приведу примеры синквейнов, составленных на уроках естествознания в 9 классе.

  • Сигарета.

Маленькая, вонючая.

Отравляет, разрушает, отнимает.

Лишает жизни, здоровья,семьи.

Подумай.

  • Иммунитет.

Естественный, искусственный.

Охраняет, защищает, продлевает.

Мою и твою жизнь.

Береги!

Синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что, безусловно, не просто, особенно для учащихся с проблемами в умственном развитии. Использование синквейнов в самостоятельной деятельности учащихся, без помощи учителя положительных результатов не дало.

Результативность используемых новых образовательных технологий…

Первоначально, когда я поделилась со своими коллегами новыми технологиями в обучении, многие заявили, что это невозможно. Я подготовила и провела урок с использованием ТРКМ в 8, самом слабом классе. Средний балл по данному классу за урок всегда был не более 3,2-3,5. Но на уроке по теме «Рыбы» средний балл был 4,2. Слабы троечники, такие как Молькова, Бенидзе, получили по 4 балла, а Мусихин и Максименков, обычно пассивные, отвлекаемые, так активно и с удовольствием работали на уроке, что получили по пятерке.

Что особенно нравится детям? Такие приемы, как «Верите ли вы?», «Найди ошибку» - очень любят ребята 5-7 классов, а составление кластеров и синквейны доступны учащимся 9 класса.

Заключение

На просмотре и обсуждении урока по теме «Иммунная система» в 9 классе многие наши учителя поубавили скептицизма и согласились, что при правильно организованной работе ТРКМ неплохо вписывается в учебный процесс. Но также, как и при внедрении других технологий, необходим определенный подход к подаче материала, нужна активная позиция учителя в отборе, подготовке и применении новых приемов, применяемых на уроках.

Критическое мышление - это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные суждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию. Все эти слова в полной мере относятся и к нам, учителям. К сожалению, мы - народ консервативный и новое воспринимаем с трудом. Применение новых технологий в коррекционной школе процесс длительный. Необходимо, чтобы учителя не только обучились новой технологии, но и поняли, что традиционные формы ведения урока, безусловно, хороши, но стоять на месте нельзя. Меняется мир вокруг нас, меняются школьники и должны меняться учителя. Применение компьютерных технологий, ТРКМ и других обогатит и учителя, ведущего урока, сделает его работу интереснее, сдвинет с уже протоптанной дороги, разовьет интерес к внедрению инновационных технологий и заставит учеников учиться с интересом, проявлять активность в усвоении знаний.



Список литературы

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 2 / В.И. Андреев. - Казань, 1998.

  2. Богатенкова Н.В. / Н.В.Богатенкова, И.В.Муштавинская. - Технология развития критического мышления на уроках истории. - СПб., 2001.

  3. Браус Дж., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах: Руководство: как разработать эффективную программу / Дж.Браус, Д.Вуд; пер. с англ. - Спб., 1994.

  4. Викентьева И. Ода синквейну // Перемена. - 2002. - №3

  5. Заир-Бек С.И. Основы педагогического проектирования: учеб.пособие / С.И.Заир-Бек. - Спб.,1995.

  6. Заир-Бек С.И. / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская. -Развитие критического мышления на уроке. Москва, 2011.

  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. Пособие / Г.К.Селевко. - СПб., 2000.

  8. Халперн Д. Психология критического мышления / Д.Халперн. - СПБ., 2000. - (Серия «Мастера психологии»)













© 2010-2022