Конспект урока биологии Гигиена питания (9 класс)

Тема: «Гигиена питания»Цель: познакомить учащихся с особенностями национального питания, с нормами питания, вывести основные принципы рационального питания,обобщить знания учащихся по теме «Пищеварение», Задачи: образовательные: сформировать понятия о норме питания, пищевом рационе; развивающие: развивать интерес к предмету, самостоятельность, аккуратность, умение работать с литературой и применять полученные знания в жизни; воспитательные: воспитывать бережное отношение к здоровью.
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Гигиена питания»

Цель: познакомить учащихся с особенностями национального питания, с нормами питания, вывести основные принципы рационального питания,

обобщить знания учащихся по теме «Пищеварение»,

Задачи:

образовательные: сформировать понятия о норме питания, пищевом рационе;

развивающие: развивать интерес к предмету, самостоятельность, аккуратность, умение работать с литературой и применять полученные знания в жизни;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к здоровью.

Ход урока:

І. Организационный момент (настрой)

ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся . Тема: ?

Подсказки: «Старайся - правильно питайся», «Когда я ем, я глух и нем», «Язва желудка - это не шутка»

Какая же тема урока? « Питание и здоровье»

Учитель: хочется, чтобы был девиз нашей жизни: «Прежде, чем за стол мне сесть, я подумаю, что есть»

Хочу поведать вам одну притчу: «Когда-то к Насреддину пришёл один больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он съел на обед. Когда большой ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента , почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь!»

  • А ведь действительно здоровье - самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь даётся только один организм. Многие болезни - всего лишь результат неправильного питания. На этом уроке вы узнаете, что качество жизни можно улучшить, познакомившись с особенностями рационального(правильного) питания.

Давайте вспомним, зачем мы питаемся.

  • Чтобы утолить голод

  • Нормально развиваться

  • Получать заряд энергии

  • Получать удовольствие

  • Пообщаться в семье

  • В компании согреться

  • Вылечиться

Чем питаемся? Пищевыми продуктами(это продукты животного и растительного происхождения)

Питательные в-ва - это составные части пищи, которые после обработки и расщепления попадают в кровь и усваиваются организмом.

Итак: В еде содержаться вещества жизненно необходимые нам от рождения.(витамин Б,Ц, вода, мин. соли)



  1. Рассказать: О значении белков в обмене веществ и жизни человека, последствиях, при его нарушениях.

  2. Р-белки не содержат всех незаменимых АК, поэтому считаются белками с ограниченной пищевой ценностью, поэтому детям и подросткам - вегетарианская пища не рекомендована.

  1. О жирах.

  2. Об углеводах

  3. Вода её роль. Мин. Соли.

  4. О витаминах.

Нас интересует:

  • Что включает в себя правильное питание.

Это рациональное питание, поступление вышеупомянутых веществ в организм.

  • Соблюдение энергетического баланса, то кол-во поступившей энергии с пищей, должно соответствовать энергетическим затратам организма.

Потребность человека в питательных веществах определяется - его массой, возрастом и уровнем двигательной активности.

Энергия, которая выделяется во время пищеварения, указывает на энергетическую ценность продукта и называется калорийностью - измеряется она в килокалориях(ккал) или килоджоулях(Кдж). (в 100 гр. Продукта , 1 ккал = 4 Кдж)

  • Соотношение Б, Ж,,У, минеральных веществ, которые находятся в 100 гр продуктов, называют - пищевой ценностью.

Для нас важна пищевая ценность, а потом уже энергитическая.

  • А сейчас объединитесь, пожалуйста, в группы.

  • Вспомним правила работы в группах

  • 1-ое правило группы - оценивание работы всей группы.

Задания:

  1. Определить суточную потребность количества энергии. От чего это зависит?(от возраста, пола, вида его деятельности)

Ребенку нужно 1300 ккал,

юноше - 3300 ккал,

девушке - 2800 ккал,

старший возраст - 2300 ккал,

беременная женщина - 2800 ккал.

  1. Дробное питание --- распределить суточное количество пищи по калорийности. Правильно ли одно или двухразовое питание?

1-й завтрак - 20% - 560 ккал

2 -й завтрак - 10% - 280 ккал

Обед - 40% -1120 ккал

Полдник - 10% - 280 ккал

Ужин - 20% - 560 ккал

3. Суточная норма б, ж, у зависит от возраста, пола, рода деятельности.

Б - 98 - 100 г

Ж - 88 - 98 г

У - 370 - 410 (600 г)

Задания

Вопросы: всегда ли совпадают энергетическая и пищевая ценность? Посмотрите в таблицу энергетической ценности пищевых продуктов, проанализируйте некоторые продукты, например, сахар - у него низкая пищевая, но высокая энергетическая ценность.

Рыба хек - низкая энергетическая, но высокая пищевая ценность.

2 группа: проанализируйте повидло сливовое, орехи грецкие, огурцы, капусту.

4 группа: из таблицы энергетической и пищевой ценности продуктов выберите продукты и распределите, в какое время их лучше употреблять, использовать данные калорийности продукта. (картофель, творог, огурцы, помидоры, хлеб пшеничный, хлеб ржаной, кефир, овсянка, тортик, конфеты).

1 группа: рациональное питание, что это такое?

Работа с учебником (правильная обработка)

5 группа: § 42 (Стародуб Н.) Диеты и диетическое питание - насколько полезны? (лечебные, разгрузочные) Односторонняя еда исключает те или другие виды продуктов , организм недополучает те или другие продукты, например, жиры (это обуславливает застой жёлчи, снижается усвоение жирорастворимых витаминов, иммунитет. (стр. 122)

(учитель записывает термины на доске)

  • Калькулирование ? составление пищевого рациона;

  • Брутто - вес всего продукта (картофель в кожуре, орехи со скорлупой);

  • Нетто - чистый вес продукта.

Второе задание: работа в группах

Необходимо составить пищевой рацион с учётом всех понятий, о которых мы уже говорили (учитывать калории, одноразовый приём пищи 400-900 г)

1 группа: 1-й завтрак - 20% 560 ккал

4 группа: 2-й завтрак - 10% 280 ккал

3 группа: обед - 40% 1120 ккал

2 группа: полдник - 10% 280 ккал

5 группа: ужин - 20% 560 ккал

Проанализируйте!

Итак, все справились с заданием. Молодцы!

Вывод: При составлении пищевого рациона учитывают потребность организма во всех питательных веществах: Б, Ж, У, витаминах и минеральных солях, а так же учитывают количество поступившей и затраченной энергии.

Задание 3: что значит «гигиена питания»? (работа на листочках)

4 группа

  • составить основные правила гигиены питания;

  • есть необходимо с аппетитом (с желанием);

  • не переедать (вставать из-за стола с небольшим чувством голода);

  • есть в спокойной обстановке (без чтения и просмотров фильмов)

2 группа: режим питания - это приём пищи в определённом порядке, как и пищевой рацион - индивидуален, зависит от возраста, характера деятельности, ориентировочно:

1 завтрак : 7.30 - 8.00

2 завтрак: 11.00 - 11.30

Обед: 14.00 - 15.00

Полдник: 17.00 - 17.30

Ужин: 19.00 - 19.30 (за 2 часа до сна)

3 группа: до еды - вымыть руки с мылом дважды;

Правила поведения во время еды:

  • никогда не набивать рот едой;

  • тщательно прожёвывать пищу и только потом глотать;

  • жевать с закрытым ртом;

  • не разговаривать во время еды (можно, если во рту нет пищи);

  • пока не проглотили пищу, не кладите в рот новую порцию;

  • пейте только тогда, когда во рту нет еды;

  • не пытайтесь с помощью воды протолкнуть пищу, которую плохо прожевали.

4 группа: полезные и вредные продукты (лист разделить на две части)

Полезные продукты

Вредные продукты

5 группа: пищевые отравления:

  • признаки отравления:

  • первая помощь при отравлении.

История:

Учитель: А сейчас, ребята, мы с вами совершим экскурсию по историческому музею и выясним, каким же был режим питания у наших предков и чем они питались.

Экскурсовод: старожилы рассказывали, что раньше люди жили более рассудительно, а главное, питались сытнее и чаще: «снідали», «підснідували», «обідали», «полуднували», «підвечерювали», «вечеряли».

Затем стали «завтракать, обедать и ужинать».

Наши предки были гостеприимными,

к пище нетребовательными: она была простая, но биологически чистая, содержащая много витаминов и других жизненно важных веществ,

национальным блюдом был борщ, его готовили в каждой семье, это была универсальная пища в любое время года «борщ та капуста»,

трудно представить себе крепкого хозяина, который не хранил бы на чёрный день хороший кусок сала, без него и хозяйке нечего делать возле плиты, его добавляли почти во все блюда,

а вареники для украинца всегда были «праздником души и желудка», их начиняли творогом, картошкой, грибами, капустой, мясом,

на обед подавали каши («каша - разгониха наша»), без гречневой и пшеничной каши трудно представить себе традиционный украинский стол.

Крестьянин, который много работал (в поле, по хозяйству) нуждался в калорийной пище, отдавая предпочтение заправленной салом крутой каше.

Особенности украинской культуры питания: пища их вкусна, полезна, питательна и привлекательна.

Задание всем группам: составить правила гигиены питания.

(вернуться к слайдам)

5 задание: предусмотреть последствия употребления таких наборов продуктов:

  1. хлеб, яйца, мясо, молоко (нет витаминов С, J)

  2. яблоки, лимоны, очищенный рис (нет белков, нет Са)

  3. горох, огурцы, хлеб, мясо (нет витамина А)

  4. масло, яйца, молоко, хлеб (нет витамина С)

  5. торт, чай с сахаром, творог (нет белков, витаминов)

Вывод: наш организм кроме О2 нуждается в питательных веществах, Б, Ж, У, витаминах. Они служат строительным материалом для организма. Для того, чтобы они были усвоены организмом необходимы определённые условия.

Итог урока:

Рефлексия: на уроке мы познакомились с вами с особенностями украинской культуры питания. Обряд приёма пищи сплачивает семью.

Хорошо поработали на уроке - …

А этим ребятам нужно ещё немножко поработать над …

Выставление оценок:

Домашнее задание: § 42, подготовить рассказ о своём любимом блюде, чем оно полезно.



© 2010-2022