Урок на тему Вирусы

Тема: Вирусы. Цель урока: Сформировать знания о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности и размножения. Тип урока: урок изучения новых знаний (урок - лекция). План лекции: ·       История открытия вирусов. ·       Сходство вирусов с живыми организмами. ·       Отличие вирусов от живых организмов. ·       Специфические черты вирусов. ·       Строение вирусной частицы. ·       Формы вирусов. ·       Классификация  вирусов. ·       Жизненный цикл вируса. ·   ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вирусы

(урок в 9 классе).

Тема: Вирусы.

Цель урока: Сформировать знания о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности и размножения.

Оборудование: таблица «Вирусы».

Тип урока: урок изучения новых знаний (урок - лекция).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Объявление темы занятий, цели.

  1. Изучение нового материала.

План лекции:

  • История открытия вирусов.

  • Сходство вирусов с живыми организмами.

  • Отличие вирусов от живых организмов.

  • Специфические черты вирусов.

  • Строение вирусной частицы.

  • Формы вирусов.

  • Классификация вирусов.

  • Жизненный цикл вируса.

  • Способы передачи вирусов.

  • Эволюция вирусов.

  1. История открытия вирусов.

1892 год - Дмитрий Иосифович Ивановский изучал болезнь табака (мозаичная болезнь). Он выжал сок из пораженных листьев, пропустил этот сок через пористый фильтр из обожженной глины. Отверстия в фильтре были меньше бактерий , бактерии не проходили, однако этот сок не утратил заразных свойств.

Д.И. Ивановский назвал болезнетворное начало «фильтрующимся вирусом». Через 7 лет микробиолог Мартин Бейеринк ввёл этот термин в научный обиход.

От латинского «вирус» - яд. А вирус табачной мозаики сейчас один из самых изученных (ВТМ).

Вирусы входят в царство Vira.

  1. Сходство вирусов с живыми организмами.

  • Способность к размножению.

  • Наследственность.

  • Изменчивость.

  • Характерна приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды.

  • Экологическая ниша в природе.

  1. Отличие вирусов от живых организмов.

  • Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого.

  • Не потребляют пищу.

  • Не вырабатывают энергию.

  • Не растут.

  • Нет обмена веществ.

  • Имеют неклеточное строение.

  1. Специфические черты вирусов.

  • Очень маленькие размеры.

  • Простота организации (нуклеиновая кислота + белки).

  • Занимают пограничное положение между неживой и живой материей.

  • Высокая скорость размножения.

  • Носитель наследственной информации или ДНК, или РНК.

  • Отсутствие рибосом.

  1. Строение вирусной частицы.

В клетке хозяина находятся в виде молекул нуклеиновой кислоты. В свободном состоянии - в форме вириона.

Вирион - свободноживущая форма вируса, которая состоит из молекулы нуклеокислоты и окружающей её оболочки (капсида), образованного из большого числа белковых молекул.

Строение ВТМ - стр.38 рис.16.

  1. Формы вирусов.

  • Палочковидные (ВТМ).

  • Пулевидные (вирус бешенства).

  • Сферические (полиомиелит, ВИЧ).

  • Нитевидные (филовирусы).

  • В виде многогранников.

  1. Классификация вирусов.

- Вирусы с оболочкой:

1. ДНК - двунитевые.

2. РНК - однонитевые.

- Вирусы без оболочки:

1. ДНК - содержащие

А) двунитевые.

Б) однонитевые.

2. РНК - содержащие

А) двунитевые.

Б) однонитевые.

8. Жизненный цикл вируса.

  • Внеклеточная или покоящаяся фаза (вирусные частицы или вирионы).

  • Внутриклеточная фаза (размножающаяся).

9.Способы передачи вирусов.

А) в клетках животных мембрана способна к пиноцитозу и фагоцитозу. Поэтому вирусы заглатываются вместе с питательными веществами.

Б) вирус бешенства путешествует по контактам, так как нервные клетки соединены друг с другом путём отростков.

В) вирус гриппа разжижает защитную слизь в дыхательных путях - отсюда насморк.

10.Эволюция вирусов.

Вирусы появились вместе и рядом с клеточной жизнью.

Эволюция вирусов полна загадок и парадоксов, которые могут поставить в тупик даже самого смелого фантаста.

  1. Закрепление изученного материала.

Ответьте на вопросы 1 3 , стр. 29 учебника.

  1. Домашнее задание: § 1.9, подготовиться к контрольной работе по теме «Молекулярный уровень жизни».




© 2010-2022