Программа по биологии 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация к рабочей программе по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы по биологии основного общего образования, программы курса биологии для общеобразовательных учреждений (автор: В.В.Пасечник, Линия жизни, издательство «Просвещение», 2008 г.) с учетом федерального перечня учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2015-2016 учебный год и рассчитана на преподавание по учебнику «Биология 8 класс» (авторы: Пасечник В.В.,М. Просвещение, 2010 г.).


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Получение знаний о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.

Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволят ученикам осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации.

Системное формирование общебиологических понятий о процессах эволюции и развитии жизни на Земле.

Формирование основы анатомических и физиологических понятий, ориентация на углубление знаний об основных жизненных свойствах организма.

Отражение сведений по гигиене питания, дыхания, труда, отдыха, личной гигиены.

Научное обоснование первой помощи при несчастных случаях, сообщение сведений медицинского характера.

Формирование понятий по физиологии нервной и эндокринной систем, регуляции процессов жизнедеятельности человека.

Раскрытие взаимосвязи жизнедеятельности организма человека и окружающей среды.

Рассмотрение особенностей размножения человека, вопросов его онтогенеза.

Изучение вопросов адаптации человека к природной и социальной среде.

Необходимость соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях

Рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 час в неделю.

Включает следующие структурные элементы:

-титульный лист;

-пояснительная записка, в т.ч. список литературы(основной, дополнительной учебной и методической, в том числе источников мониторингового инструментария для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации) с полным библиографическим описанием; электронные и цифровые образовательные ресурсы;

-календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся;

-комплект оценочных и методических материалов для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы по биологии основного общего образования, программы курса биологии для общеобразовательных учреждений (автор:В.В.Пасечник, Линия жизни, издательство «Просвещение», 2008 г.) с учетом федерального перечня учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2015-2016 учебный год и рассчитана на преподавание по учебнику «Биология 8 класс.» (авторы:Пасечник В.В.,М. ,Просвещение 2010 г.).

В программе предусмотрены различные виды обучающих, контрольных и проверочных работ: тестовые работы, практические работы, лабораторные работы


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Получение знаний о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.

Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволят ученикам осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации.

Системное формирование общебиологических понятий о процессах эволюции и развитии жизни на Земле.

Формирование основы анатомических и физиологических понятий, ориентация на углубление знаний об основных жизненных свойствах организма.

Отражение сведений по гигиене питания, дыхания, труда, отдыха, личной гигиены.

Научное обоснование первой помощи при несчастных случаях, сообщение сведений медицинского характера.

Формирование понятий по физиологии нервной и эндокринной систем, регуляции процессов жизнедеятельности человека.

Раскрытие взаимосвязи жизнедеятельности организма человека и окружающей среды.

Рассмотрение особенностей размножения человека, вопросов его онтогенеза.

Изучение вопросов адаптации человека к природной и социальной среде.

Необходимость соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях

Общая характеристика учебного предмета.

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний о живой природе и окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений оботличительных особенностей живой природы, о ее многообразии и эволюции.

Основное содержание курса биологии 8 класса направлено на формирование у учащихся знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены человека. Приоритетными являются знания о жизнедеятельности организма и его целостности, взаимосвязи строения и функций на различных уровнях организации, связи организма с окружающей средой. В содержании курса формируются общие представления о науках, изучающих человека, их методах, раскрывается значение знаний о человеке для сохранения здоровья. Особое внимание уделено изучению материала о месте человека в системе органического мира на основных этапах его эволюции. В содержании курса находи отражение формирование системы специальных умений: учебно-лабораторных, санитарно-гигиенических и научно-исследовательских

Место учебного предмета в учебном плане.

Базисный учебный план для 5-9 классов общеобразовательных учреждений РТ предусматривает обязательное изучение биологии в 8 классе в количестве 70 часов (2 часа в неделю), на базовом уровне, что соответствует авторской программе: В,В, Пасечник , издательство «Просвещение», 2008 г (68+2час резерв)

Основные требования к уровню подготовки учащихся

учащиеся должны знать / понимать:

Систематическое положение человека и его происхождение

Особенности строения и функции тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию.

Значение внутренней среды организма, иммунитет, отрицательное воздействие на организм вредных привычек.

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток организма человека;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Учащиеся должны уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

сравнивать биологические объекты

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

проводить самостоятельный поиск учебной информации в биологических словарях, справочниках и других информационных источниках;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами, вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); нарушения осанки, зрения, слуха;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание

1. Введение Зч

2. Общий обзор организма человека-Зч

3. Опора и движение -7ч

4. Внутренняя среда организма -4ч

5. Кровообращение и лимфообращение- 4ч

6. Дыхание-5ч

7. Питание-5ч

8. Обмен веществ и превращение энергии- 6ч

9.Выделение продуктов обмена -2ч.

10..Покровы тела человека - Зч.

11 .Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности - 8ч

12.Органы чувств. Анализаторы.- 5ч.

13.Психика и поведение человека - 4ч.

14.Размножение и развитие человека - 4ч.

15.Человек и окружающая среда - 44ч.

Резерв- 2ч.

Содержание тем учебного курса биологии в 8 классе

Введение (3 часа)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. Человек как биологический вид. Человеческие расы..

РАЗДЕЛ 1

Общий обзор организма человека (3 часа)

Уровни организации организма человека. Регуляция процессов жизнедеятельности. Органы и системы органов человека.

Лабораторная работа: «Изучение микроскопического строения тканей»

РАЗДЕЛ 2

Опорно-двигательная система (7 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

■ Лабораторные работы

Микроскопическое строение кости.

Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

Утомление при статической и динамической работе.

Выявление нарушений осанки.

Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

Раздел 3 Внутренняя среда организма (4 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфи­ческий и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

■ Лабораторная работа

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом

Раздел 4. Кровообращение и лимфообращение (4 часа)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений

Лабораторные работы

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Раздел 5.Дыхание (5 часов)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, до­врачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

■ Лабораторные работы

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Раздел 6. Питание (5 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

■ Лабораторная работа

Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании

Раздел 7 Обмен веществ и превращение энергии энергии (6 часов)

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

■ Лабораторные работы

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат

Раздел 8 Выделение продуктов обмена (2ч)

Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек.

Практическая работа: Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы.

Раздел 9. Покровы тела.(3 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Тер­морегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Раздел 10. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.(8 часов)

Железы внешней, внутренней секреции и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы.

Значение нервной системы.. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

■ Лабораторные работы

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасим­патической системы автономной нервной системы при раздражении

Раздел11 Органы чувств. Анализаторы (5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

■ Лабораторная работа

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением

Раздел 12 Психика и поведение человека. (5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П.Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрации безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполненных тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

■ Лабораторная работа

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Раздел 13 Размножение и развитие человека.(4 часа)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля - Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость.

Раздел 14 Человек и окружающая среда (4ч)

Социальная и природная среда человека. Адаптация. Окружающая среда и здоровье человека. Поведение человека в опасных и чрезвычайных ситуациях





































УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ


Класс: 8

Учитель: I квалификационной категории Акбашева Ляйсан Ильгизовна

Количество часов в неделю по учебному плану: 2ч

Общее количество часов: 70 ч.

Плановых практических работ - 9; Лабораторных -17

Итоговое тестирование 1 ч.

Тематическое планирование составлено на основе: «Программе основного общего образо­вания по биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений.» Авторы: В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова сборник содержит авторские программы, которые легли в основу учебников для 6-9 классов, входящих серии «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника. Программы соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

Учебник: Биология. 8 класс. Учебник. Линия жизни. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. под редакцией Пасечника В.В. Москва, Просвещение, 2010 год

Рабочая тетрадь: Биология. 8 класс. Рабочая тетрадь. Линия жизни. Пасечник В.В., Швецов Г.Г. под редакцией Пасечника В.В. Москва, Просвещение, 2010 год



Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс.



Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты освоения материала

Основные виды деятельности учащихся

Виды и формы контроля

Дата проведения

план

факт

Введение. (3 ч)

1

Науки о человеке, их методы, Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия физиология, психология, гигиена. Методы изучения организма человека.

1

Урок изучения нового материала

Уметь объяснять роль биологии в формировании современной, естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика.

Науки о человеке, их методы, Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия физиология, психология, гигиена. Методы изучения организма человека.

Фронтальный ,индивидуальный.

1.09

2

Биологическая природа человека. Расы человека. Человек как биологический вид, место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Европеоидная, монголоидная, негроидная расы.

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Объяснять родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе

. Биологическая природа человека. Расы человека. Человек как биологический вид, место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Европеоидная монголоидная, негроидная расы,

Фронтальный ,групповая работа.

3.09



3

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. Основные этапы эволюции человека, влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека.

1

Урок изучения нового материала

Объяснять родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. Основные этапы эволюции человека, влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека.

Фронтальный ,групповая работа.

8.09

Общий обзор организма человека (3ч0

4

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Уровни организации организма человека. Атомно- молекулярный, клеточный, тканевый уровень, виды тканей..

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения..

Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Атомно- молекулярный, клеточный, тканевый уровень, виды тканей..

Индивидуальная работа.

10.09

5

Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Атомно- молекулярный клеточный, тканевый уровень, виды тканей.. Л.р №1 «Изучение микроскопического строения тканей»

1

Комбинированный урок.

Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения..

Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Атомно- молекулярный клеточный, тканевый уровень, виды тканей... Л.р №1 «Изучение микроскопического строения тканей».

тестирование

15.09

6

Регуляция процессов жизнедеятельности. Понятие о нейрогуморальной регуляции жизнедеятельности организма. Рефлекс, рефлекторная дуга.

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Обосновывать особенности строения организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Регуляция процессов жизнедеятельности. Понятие о нейрогуморальной регуляции жизнедеятельности организма. Рефлекс, рефлекторная дуга

Фронтальный.

17.09

Опора и движение (7ч)

7.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей. Виды костей, их свойства. Значение опорно-двигательной системы. Л.р №2 «Изучение микроскопического строения кости»

1

Комбинированный

Распознавать органы и системы органов человека.

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей. Виды костей, их свойства. Значение опорно-двигательной системы. Л.р №2 «Изучение микроскопического строения кости»

Фронтальный, тестирование

22.09

8

Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы, скелет туловища. Кости черепа. Суставы. Л. Р №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей»

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Распознавать органы и системы органов человека.

Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы, скелет туловища. Кости черепа. Суставы Л. Р №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей»

Фронтальный.

24.09-кур бай

29.09

9

Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов Грудная клетка. Крестец. Таз.

1

Комбинированный урок

Распознавать органы и системы органов человека.

Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов Грудная клетка. Крестец. Таз

Фронтальный.

1.10

10

Строение и функции скелетных мышц. Сухожилие, фасция, брюшко скелетной .мышцы. Мимические мышцы. Брюшной пресс. Диафрагма.

1

Урок закрепления знаний.

Распознавать органы и системы органов человека.

Строение и функции скелетных мышц. Сухожилие, фасция, брюшко скелетной .мышцы. Мимические мышцы. Брюшной пресс. Диафрагма

Фронтальный, индивидуальный.

6.10

11

Работа мышц и ее регуляция. Утомление мышц. Мышцы синергисты и антогонисты. Атрофия мышц. Утомление, восстановление. Л.р №5 « Влияние статистической и динамической работы на утомление мышц»

1

Комбинированный урок.

Распознавать органы и системы органов человека

Работа мышц и ее регуляция. Утомление мышц. Мышцы синергисты и антогонисты. Атрофия мышц. Утомление, восстановление. Л.р №5 « Влияние статистической и динамической работы на утомление мышц»

Фронтальный ,индивидуальный опрос.

8.10

12

Нарушение опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Рахит. Осанка, остеохондроз, плоскостопие. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

1

Комбинированный урок

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики нарушения осанки.

Нарушение опорно-двигательной системы. Травматизм Рахит. Осанка, остеохондроз, плоскостопие.

Индивидуальный, срез знаний.

13.10

13

Обобщение темы: «Опора и движение».

1

Урок контроля и коррекции знаний.

.

..Обобщение темы: «Опора и движение».

Фронтальный тестирование

15.10

Внутренняя среда организма.(4ч)

14

Состав внутренней среды организма и ее функция. Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма. Кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровеносная и лимфатическая система.

1

Урок получения и закрепления новых знаний.

Находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию., работать с терминами и понятиями.

Состав внутренней среды организма и ее функция. Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма. Кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Тестирование.

20.10

15

Состав крови, постоянство внутренней среды. Плазма. Форменные элементы. Л.р №6 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки».

1

Урок получения и закрепления новых знаний.

Находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию., работать с терминами и понятиями.

Состав крови, постоянство внутренней среды. Плазма. Форменные элементы. Л.р №6 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки»

фронтальный

22.10

16

Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови. Тромб, фибриноген, фибрин, донор, реципиент, Резус-фактор группы крови.

1

Урок получения и закрепления новых знаний.

Находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию., работать с терминами и понятиями

Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови. Тромб, фибриноген, фибрин, донор, реципиент, Резус-фактор группы крови...

Индивидуальный..

27.10

17

Иммунитет. Нарушение иммунной системы человека. Вакцинация .Вакцина. Сыворотка. СПИД. Аллергия.

1

Урок получения и закрепления новых знаний.

Уметь объяснять проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека.

Иммунитет. Нарушение иммунной системы человека. Вакцинация .Вакцина. Сыворотка. СПИД. Аллергия.

Фронтальный.

29.10

.Кровообращение и лимфообращение. (4ч)

18

Органы кровообращения. Строение работы сердца. Коронарная кровеносная система. Автоматия сердца. Сердечный цикл.. Пр. р №1 «Распознание органов системы кровообращения».

1

Комбинированный урок

Сравнивать органы и системы органов и делать выводы на основе сравнения.

. Органы кровообращения. Строение работы сердца. Коронарная кровеносная система. Автоматия сердца. Сердечный циккл.. Пр. р №1 «Распознание органов системы кровообращения»

тестирование

10.11

19

Сосудистая система. Лимфообращение. Движение крови и лимфы по сосудам. Давление крови. Пульс. Артерия, вена, аорта. Артериальное и венозное кровотечение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Л.р №7 «Измерение кровяного давления» Л. Р №8 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке»

1

Урок получения и закрепления новых знаний.

Сравнивать органы и системы органов и делать выводы на основе сравнения

..Сосудистая система. Лимфообращение. Движение крови и лимфы по сосудам. Давление крови. Пульс. Артерия, вена, аорта. Л.р №7 «Измерение кровяного давления» Л. Р №8 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке»

Групповая работа.

12.11

20

Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечениях. Аритмия. Пороки сердца. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Приемы оказания первой помощи при заболеваниях сердца. Л. Р. №9 «Изучение приемов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений»

1

Урок получения и закрепления новых знаний.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний.

. Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечениях. Аритмия. Пороки сердца. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Оказание первой помощи при заболеваниях сердца. Л. Р. №9 «Изучение приемов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений»

Фронтальный.

17.11

21

Обобщающий урок по теме:» Кровь и кровообращение»

1

Урок контроля и коррекции знаний

.. Обобщающий урок по теме:» Кровь и кровообращение

фронтальный. Тестирование.

19.11

22

Дыхательная система .Дыхание и его значение. Органы дыхания. Строение и функции органов дыхания. Верхние и нижние дыхательные пути. Голосовой аппарат человека. Пр. р №2 «Распознавание системы органов дыхания»

1

Комбинированный урок

Распознавать и описывать органы и системы органов человека.

Дыхание и его значение. Органы дыхания. Строение и функции органов дыхания. Верхние и нижние дыхательные пути. Голосовой аппарат человека. Пр. р №2 «Распознавание системы органов дыхания»

Индивидуальный, фронтальный.

24.11

23

Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. Дыхательные движения: вдох и выдох.

1

Урок получения и закрепления новых знаний.

Распознавать и описывать органы и системы органов человека.

Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. Дыхательные движения: вдох и выдох.

Фронтальный.

26.11

24

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Дыхательный центр, Кашель, чихание, зевота. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом. Спасение утопающего. Л.р №10. «Определение частоты дыхания» Л.р №11 « Измерение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе»

1

Урок получения и закрепления новых знаний.

Распознавать и описывать органы и системы органов человека.

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Дыхательный центр, Кашель, чихание, зевота. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.р №10. «Определение частоты дыхания» Л.р№11 « Измерение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе».

Тестирование.

1.12

25

Заболевание органов дыхания, их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации.

1

Урок получения и закрепления новых знаний

Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при остановки дыхания..

Заболевание органов дыхания, их профилактика. Реанимация. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации.

Фронтальный.

3.12

26

Проверочная работа по теме »Дыхание»

1

Урок контроля и коррекции знаний

..

тестирование

8.12

Питание (5ч)

27

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания, состав пищи.

1

Урок получения и закрепления новых знаний.

Распознавать и описывать органы и системы органов человека.

. Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания, состав пищи.

фронтальный

10.12

28

Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в ротовой полости. Глотка. Пищевод. Механическая м химическая обработка пищи. Строение зубов, уход за ними. Пр.р №3 «Распознавание системы органов пищеварения»

1

Урок комплексного применения ЗУН

Распознавать и описывать органы и системы органов человека.

Пищеварение в ротовой полости. Глотка. Пищевод. Механическая м химическая обработка пищи. Строение зубов, уход за ними Пр.р №3 «Распознавание системы органов пищеварения»

фронтальный

15.12

29

Пищеварение в желудке и кишечнике. Функции толстого и тонкого кишечника. Исследование И.П Павлова в области пищеварения. Л. Р №12 «Изучение действия желудочного сока на белки, действие слюны на крахмал».

1

Урок комплексного применения ЗУН

Распознавать и описывать органы и системы органов человека.

Пищеварение в желудке и кишечнике. Функции толстого и тонкого кишечника Исследование И.П Павлова в области пищеварения. Л. Р №12 «Изучение действия желудочного сока на белки, действие слюны на крахмал».

Тестирование.

17.12

30

Всасывание питательных веществ в кровь. Барьерная роль печени. Аппендицит.

1

Урок комплексного применения ЗУН

Распознавать и описывать органы и системы органов человека.

.Всасывание питательных веществ в кровь Барьерная роль печени. Аппендицит.

фронтальный

22.12

31

Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

1

Комбинированный урок.

Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при отравлениях

Регуляция пищеварения. Гигиена питания .Профилактика пищевых отравлений

Индивидуальный, фронтальный

24.12

Обмен веществ (6ч)

32

Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен. Биологическое окисление. Калория.

1

Урок получения и закрепления новых знаний.

Знать, понимать: обмен веществ и превращение энергии, питание., регуляция жизнедеятельности организма.

Пластический и энергетический обмен. Биологическое окисление, калория

Индивидуальный, фронтальный

12.01

33

Ферменты, их роль в организме .Активный центр. Кофермент. Субстрат.

1

Урок получения и закрепления новых знаний.

Знать, понимать: обмен веществ и превращение энергии, питание., регуляция жизнедеятельности организма.

Ферменты, их роль в организме .Активный центр. Кофермент. Субстрат.

Тестирование.

14.01

34

Витамины, и роль в организме .человека. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

1

Урок комплексного применения ЗУН

Знать, понимать: обмен веществ и превращение энергии, питание., регуляция жизнедеятельности организма.

Витамины, и роль в организме .человека. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения

Тестирование.

19.01

35.

Нормы и режим питания. Нарушение обмена веществ .Пищевой рацион. Режим питания. Пр.р №4 «Определение норм рационального питания. Составление пищевых рационов»

1

Урок комплексного применения ЗУН

Знать, понимать: обмен веществ и превращение энергии, питание., регуляция жизнедеятельности организма.

Нормы и режим питания. Нарушение обмена веществ .Пищевой рацион. Режим питания.. Пр.р №4 «Определение норм рационального питания. Составление пищевых рационов»

Индивидуальный, фронтальный

21.01

36.

Заболевания, связанные с нарушением обмена веществ..

1

Урок комплексного применения ЗУН

Знать, понимать: обмен веществ и превращение энергии, питание., регуляция жизнедеятельности организма.

Заболевания, связанные с нарушением обмена веществ..

Индивидуальный, фронтальный

26.01

37.

Обобщающий урок по теме «Обмен веществ»

1

Урок контроля и коррекции знаний учащихся.

.

Обобщающий урок по теме :»Обмен веществ»

фронтальный

28.01

Выделение продуктов обмена.(2ч).

38.

Выделение, его значение. Органы мочевыделения .Мочеполовая система. Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды. Строение функции почек. Пр.р №5 «Распознавание органов выделительной системы»

1

Урок комплексного применения ЗУН

Знать, понимать: обмен веществ и превращение энергии, выделение., регуляция жизнедеятельности организма.

Выделение, его значение. Органы мочевыделения. Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды. Строение функции почек. Пр.р №5 «Распознавание органов выделительной системы»

Фронтальный.

2.02

39.

Заболевание органов мочевыделения. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевание органов мочевыделения. и их профилактика. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

1

Урок получения и закрепления новых знаний.

. Знать, понимать: обмен веществ и превращение энергии, выделение., регуляция жизнедеятельности организма

Заболевание органов мочевыделения. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевание органов мочевыделения. и их профилактика

Фронтальный.

4.02

Покровы тела человека (3ч)

40

Наружные покровы тела. Строение , функции кожи. Терморегуляция кожи.

1

Урок комплексного применения ЗУН

Распознавать и описывать органы и системы органов человека.

Наружные покровы тела. Строение , функции кожи. Терморегуляция кожи.

Индивидуальный, фронтальный

9.02

41

Болезни и травмы кожи. Уход за кожей., волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи.

1

Урок получения и закрепления новых знаний.

. Распознавать и описывать органы и системы органов человека.

Болезни и травмы кожи. Уход за кожей., волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи.

Индивидуальный, фронтальный

11.02

42

Гигиена кожных покровов. Гигиена обуви, одежды Тепловой удар, солнечный удар. Закаливание. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях, их профилактика.

1

Урок комплексного применения ЗУН

. Приемы оказания первой доврачебной помощи при ожогах, обморожениях, при тепловом и солнечном ударах.

Гигиена кожных покровов. Гигиена обуви, одежды Тепловой удар, солнечный удар. Закаливание

Тестирование.

16.02



Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.(8ч)

43

Железы внутренней и внешней секреции и их функции. Нарушение деятельности эндокринной системы.

1

Урок получения и закрепления новых знаний

Распознавать и описывать органы и системы органов человека.

. Железы внутренней и внешней секреции и их функции Нарушение деятельности эндокринной системы

Индивидуальный, фронтальный

18.02

44.

Работа эндокринной системы и ее нарушения. Гормоны.Карликовость. Гигантизм. Кретинизм..

1

Урок получения и закрепления новых знаний

Распознавать и описывать органы и системы органов человека.

Работа эндокринной системы и ее нарушения. Карликовость. Гигантизм. Кретинизм

Индивидуальный, фронтальный

23.02-вых

25.02

45

Строение нервной системы и ее значение. Нервная регуляция. Отделы нервной системы: центральная и периферическая..

1

Урок получения и закрепления новых знаний

Распознавать и описывать органы и системы органов человека.

Строение нервной системы и ее значение. Нервная регуляция. Отделы нервной системы: центральная и переферическая

Индивидуальный, фронтальный

1.03

46

Спинной мозг. Строение и функции спинного мозга. Спинномозговые нервы..

1

Урок получения и закрепления новых знаний

. Распознавать и описывать органы и системы органов человека.

Спинной мозг. Строение и функции спинного мозга. Спинномозговые нервы..

Индивидуальный, фронтальный

3.03

47

Головной мозг. Строение и функции головного мозга Отделы головного мозга. .Л.р №13 «Изучение строения головного мозга человека ( по муляжам).

1

Урок получения и закрепления новых знаний

Распознавать и описывать органы и системы органов человека.

Головной мозг. Строение и функции головного мозга Отделы головного мозга. . Л.р №13 «Изучение строения головного мозга человека ( по муляжам).

фронтальный

8.03-вых

10.03

48.

Вегетативная нервная система. Соматические и автономные отделы мозга.. Пр.р №6 « штриховое раздражение кожи»

1

Урок получения и закрепления новых знаний

Распознавать и описывать органы и системы органов человека.

Вегетативная нервная система. Соматические и автономные отделы мозга. Пр.р №6 « штриховое раздражение кожи.

фронтальный

15.03

49.

Нарушение в работе нервной системы и их предупреждения. Менингит. Полиомиелит. Столбняк. Сотрясение мозга..

1

Урок получения и закрепления новых знаний

Знать: Нарушение в работе нервной системы и их предупреждения. Менингит. Полиомиелит. Столбняк. Сотрясение мозга.. .

Нарушение в работе нервной системы и их предупреждения. Менингит. Полиомиелит. Столбняк. Сотрясение мозга.. .

фронтальный

17.03

50.

Обобщающий урок по теме: «Нейро-гуморальная регуляция».

1

Урок контроля и коррекции знаний учащихся

Обобщающий урок по теме: «Нейро-гуморальная регуляция».

Фронтальный тестирование

31.03

Органы чувств. Анализаторы (5ч)

51.

Органы чувств, их роль в жизни человека .Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Органы чувств как органы строения анализаторов. Строение и функции зрительного анализатора. Л.р №14 «Изучение изменения размера зрачка».

1

. Урок получения и закрепления новых знаний

Распознавать и описывать органы и системы органов человека. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травме глаз.

Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Органы чувств как органы строения анализаторов. Строение и функции зрительного анализатора Л.р №14 «Изучение изменения размера зрачка».

Индивидуальная работа. Тестирование.

5.04

52

Слуховой анализатор. Строение и функции слухового анализатора. Нарушение зрения и слуха, их профилактика.

1

Урок получения и закрепления новых знаний

Распознавать и описывать органы и системы органов человека. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травме уха.

Слуховой анализатор. Строение и функции слухового анализатора. Нарушение работы анализатора, профилактика.

Индивидуальная работа. Тестирование.

7.04

53

Вестибулярный аппарат. Мышечные чувства. Строение и функции вестибулярного аппарата. Органы равновесия.

1

Комбинированный урок

Распознавать и описывать органы и системы органов человека.

Вестибулярный аппарат. Мышечные чувства. Строение и функции вестибулярного аппарата. Органы равновесия..

Индивидуальная работа

12.04

54.

Вкусовой и обонятельный анализаторы. Строение и функции. Нарушение работы анализаторов, профилактика.

1

Комбинированный урок

Распознавать и описывать органы и системы органов человека.

Вкусовой и обонятельный анализаторы. Строение и функции. Нарушение работы анализаторов, профилактика

Фронтальный.

14.04

55

Обобщающий урок по теме: « Органы чувств».

1

Урок контроля и коррекции знаний учащихся

.

Обобщающий урок по теме: « Органы чувств»..

Фронтальный. Тестирование

19.04

Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (4ч)

56

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Исследования И,М. Сеченова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в создании учения о В.Н.Д. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека.

1

Урок получения и закрепления новых знаний

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Высшая нервная деятельность. Рефлексы. Исследования И,М. Сеченова, А.А. Ухтомского, П.К. Анюхина в создании учения о В.Н.Д.

Фронтальный.

21.04

57

Память и обучение. Виды памяти. Расстройства памяти. Способы улучшения памяти .Эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, Словесно- логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

1

Урок получения и закрепления новых знаний

. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде

Память и обучение. Виды памяти. Расстройства памяти. Способы улучшения памяти..

Индивидуальная работа

26.04

58

Врожденное и приобретенное поведение. Программы приобретенного поведения. Инстинкт. Значение интеллектуальных творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека .Рациональная организация труда и отдыха.

1

Урок получения и закрепления новых знаний

Использовать приобретенные знания для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Врожденное и приобретенное поведение. Программы приобретенного поведения. Инстинкт

Рациональная организация труда и отдыха.

Фронтальный.

28.04

59

Познавательная деятельность мозга. Сон и его значение Сновидения. Расстройства сна. Особенности высшей нервной деятельности человека .Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность.

1

Урок получения и закрепления новых знаний

Использовать приобретенные знания для соблюдения правил поведения в окружающей среде

Сон и бодрствование.

Значение сна. Сновидения. Расстройства сна

Фронтальный.

3.05

Размножение и развитие человека.(4ч)

60

Особенности размножения человека. Репродукция. Генетическая информация. Половые хромосомы. Генетические заболевания. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

1

Комбинированный урок

Объяснять: причины наследственности и изменчивости , проявления наследственных заболеваний, иммунитет у человека.

Особенности размножения человека. Репродукция. Генетическая информация. Половые хромосомы. Генетические заболевания.

Фронтальный.

5.05

61

Органы размножения, половые клетки. Оплодотворение. Зигота. Контрацепция Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ- инфекция и ее профилактика. Беременность и роды. Эмбриональное развитие. Плацента. Плод. Пуповина.

1

Комбинированный урок

Объяснять: причины наследственности и изменчивости , проявления наследственных заболеваний, иммунитет у человека.

Органы размножения, половые клетки. Оплодотворение. Зигота. Контрацепция Беременность и роды. Эмбриональное развитие. Плацента .Плод. Пуповина

Фронтальный.

10.05

62

Рост и развитие ребенка после рождения. Новорожденность, грудной, ясельный, дошкольный, школьный периоды. Половое созревание. Л.р №15 «Измерение массы и роста своего организма»

1

Урок получения и закрепления новых знаний.

Объяснять: причины наследственности и изменчивости , проявления наследственных заболеваний, иммунитет у человека.

Рост и развитие ребенка после рождения. Новорожденность, грудной, ясельный, дошкольный, школьный периоды. Половое созревание Л.р №15 «Измерение массы и роста своего организма»

Фронтальный.

12.05

63

Промежуточная аттестация (тестирование).

1

Урок контроля

Тестирование.

17.05

Человек и окружающая среда.(4ч)

64

Социальная и природная среда человека. Биосоциальный вид. Адаптация.

1

Урок получения и закрепления новых знаний

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде

Социальная и природная среда человека. Биосоциальный вид. Адаптация.

Фронтальный.

19.05

65.

Окружающая среда и здоровье человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Л.р №16 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека».

1

Урок получения и закрепления новых знаний

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде

Окружающая среда и здоровье человека Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды Л.р №16 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека»

Фронтальный.

24.05

66

Поведение человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Страх. Паника.

1

Комбинированный урок

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде

Поведение человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Страх. Паника.

Фронтальный.

26.05

67-70

Обобщающий урок по теме: «Окружающая среда и здоровье человека. Подведение итогов за курс 8 класса.

1

Урок контроля и коррекции знаний учащихся

Обобщающий урок по теме: «Окружающая среда и здоровье человека.

Тестирование.

31.05





















Система оценивания

Текущий контроль осуществляется в устной и письменной форме:

- Тестирование,работа по карточкам, устный опрос.

Учебно-методический комплекс:

1.УчебникВ.В.Пасечник«Биология. Человек. 8 класс» Изд. М: Просвещение, 2010. - 255 с.

2.В.В. Пасечник Г.Г. Швецов «Уроки биологии» 8 класс» Изд. М: Просвещение, 2010.- 138 с.

3.Суханова Л.В. «Лабораторные работы. Биология» Изд. М: «Интеллект-Центр». 2006. 1. Федеральный Государственный стандарт.

4. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Просвещение, 2007).

5.Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009.

6. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. - М.: Дрофа, 2007. - 332 с.. (Гриф:Рекомендовано МО РФ).

7 В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов Биология. 8 класс.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. » 8 класс. - М.: Просвещение, 2010. - 126 с.

8. Контрольно-измерительные материалы по биологии 8класс Н.П. Троегубова. Москва, ВАКО 2014

Дополнительная литература для учителя:

1) Боднарук М.М., Ковылина Н.В. « Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах». - В.: Учитель, 2005.

2) Маш Р. Д., Драгомилов А. Г.: Биология. Человек: 8 класс: Методическое пособие.- М.: Вако, 2005.

3) Лернер Г. И. ГИА - 2011. Биология: сборник заданий: 9 класс- М.: Эксимо, 2011.

4) Юнусбаев Б.Х. Биология человека и его здоровье. Тестов. - М. «Аркти - 2001»

5) ГИА по биологии М. ФИПИ 2014.

Адреса сайтов в Интернете:

bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

bio.nature.ru - научные новости биологии








Примерные

Итоговая промежуточная аттестация по биологии в 8 классе

Вариант 1

Часть 1.

При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1-А12) выберите один правильный ответ.

А1. На основании каких признаков человека относят к клас­су млекопитающих?

1) сердце четырехкамерное

2) оплодотворение внутреннее, образуется зигота

3) орган дыхания - легкие

4) имеет диафрагму, потовые и млечные железы

А2. Каким свойством обладают нервная и мышечная ткани?

1) проводимостью

2) сократимостью

3) возбудимостью

4) воспроизведения

А3. Какой буквой на рисунке обозначено предплечье?

Программа по биологии 8 класс

1) А 2) Б 3) В 4) Г

А4. Внутренняя среда организма образована

1) клетками тела

2) органами брюшной полости

3) кровью, межклеточной жидкостью, лимфой

4) содержимым желудка и кишечника

А5. Какой буквой на схеме строения большого круга кровообращения отмечены кровеносные сосуды, по которым кровь до­ставляет кислород к органам?

Программа по биологии 8 класс

1) А 2) Б 3) В 4) Г

А6. Что происходит в процессе дыхания в клетках расте­ний, животных и человека?

1) образование органических веществ из неорганических

2) передвижение органических и неорганических веществ

3) окисление органических веществ с освобождением энергии

4) выделение из организма кислорода

А7. Какой буквой на рисунке обозначен орган, в котором происходит превращение глюкозы в гликоген?

Программа по биологии 8 класс

1) А 2) Б 3) В 4) Г

А8. Чтобы сохранить при кулинарной обработке вита­мин С, который легко окисляется воздухом, надо

1) опускать овощи в кипящую воду, а кастрюлю за­крывать крышкой

2) опускать овощи в холодную воду, а кастрюлю не за­крывать

3) долго кипятить овощи в кастрюле с открытой крышкой

4) перед тем как варить овощи, долго вымачивать их в воде

А9. Вегетативная (автономная) нервная система регулиру­ет работу

1) скелетных мышц

2) внутренних органов

3) жевательных мышц

4) спинного мозга

А10. Зрительные рецепторы расположены в оболочке глаза, которая называется:

1) сосудистой

2) роговицей

3) радужной

4) сетчаткой

А11. В какой последовательности следует делать искусст­венное дыхание и массаж сердца?

1) два выдоха - пять нажатий на грудину

2) одно нажатие на грудину - четыре выдоха

3) один выдох - четыре нажатия на грудину

4) три выдоха - три нажатия на грудину

А12. Во время обеда автомобилиста во дворе сработала автосиг­нализация. У хозяина торможение возникло в центре:

1) зрительном

2) двигательном

3) пищеварительном

4) слуховом

Часть 2.

В задании В1 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

В1. Выберите железы, выделяющие гормоны в кровь:

1) половые

2) потовые

3) надпочечники

4) железы желудка

5) поджелудочная и гипофиз

6) печень и слюнные

При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

В2. Установите соответствие между функцией форменного элемента крови и группой, которая эту функцию выполняет

Функции форменных элементов

Группы форменных элементов

  1. перенос кислорода к клеткам тела

  2. захват и переваривание микроорганизмов и чужеродных тел

  3. удаление углекислого газа из клеток и тканей

  4. выработка антител

  5. участие в свёртывании крови

А) лейкоциты

Б) эритроциты

В) тромбоциты


1

2

3

4

5



При выполнении задания В3 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквенные обозначения выбранных ответов

В3. Установите правильную последовательность прохождения пищи через пищеварительную систему:

А) глотка

Б) пищевод

В) ротовая полость

Г) желудок

Д) тонкий кишечник

Е) двенадцатиперстная кишка

Ж) толстый кишечник

1

2

3

4

5

6

7


Часть 3

С1. Используя знания анатомии и физиологии, объясните следующее гигиеническое правило: при кашле и чихании следует закрывать рот и нос платком.
С2. Прочитайте текст «Ожог» и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.

1. Ожог - это повреждение тканей под воздействием пара, химических веществ, электрического тока, солнечных лучей.

2. Различают три степени ожогов.

3. При ожогах первой степени участок кожи краснеет и покрывается пузырями.

4. Их необхо­димо вскрыть и наложить лечебную повязку.

5. При ожогах тре­тьей степени участки кожи омертвевают и иногда обугливаются.

6. На пораженный участок в этом случае накладывают стериль­ную сухую повязку и немедленно отправляют в больницу.



















© 2010-2022