«Применение проектных технологий в преподавании биологии»

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Лицей г.Вольска Саратовской области»

____________________№___________
на №_______________от ___________

412906, Саратовская область,
г.Вольск, ул. Пугачева, 56
тел.: (84593) 7-10-48
e-mail: [email protected]





Обобщение опыта

учителя биологии

МОУ «Лицей г. Вольска Саратовской области»

Тема - «Применение проектных технологий в преподавании биологии».

Актуальность

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления.

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью проектной-исследовательской деятельности учащихся. И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

В современном образовательном процессе метод проектов занимает одну из лидирующих позиций. ФГОС основного общего образования предполагает использование учебного проекта как одну из форм государственной итоговой аттестации. Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки.

Поэтому, я считаю, что применение методов проектов в образовательном процессе позволит повысить мотивацию и эффективность учебной деятельности, самостоятельность и инициативность обучающихся.

Цель: повышение мотивации и эффективности учебной деятельности, самостоятельности и инициативности обучающихся, путём внедрения проектной деятельности как особой формы учебной работы.

Задачи:

  • развивать исследовательские умения (анализировать проблемную
    ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой
    информации из литературы, проводить наблюдения практических
    ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

  • включать учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления;

  • способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;

  • развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.

Гипотеза: применение проектных технологий в преподавании биологии способствует повышению эффективности учебной деятельности.

Планируемые результаты исследования:

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Риски:

  • низкая мотивация обучающихся;

  • зависимость результата работы группы от личной ответственности каждого её участника;

  • несформированность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания.

Этапы:

  1. Информационно-теоретический.

  2. Диагностические исследования.

  3. Внедрение метода проектов в образовательный процесс.

  4. Повторная диагностика.

  5. Выводы.

Теоретические основы применения метода проектов.

Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе. Однако внедрение проектной деятельности в школьную практику временами наталкивается на определенные трудности.

Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем реферат или доклад. Вообще путаница с терминами довольно большая, и свой вклад в это активно вносят наши средства массовой информации, в которые проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции. Неудивительно, что подчас у учителей не складывается четкого представления о проекте как методе обучения, а учеников - о проекте как вполне определенном виде самостоятельной работы.

Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика, какова степень участия учителя на различных этапах выполнения проекта, как это зависит от возраста учащегося и от других его индивидуальных особенностей.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он потребует работы по определенному алгоритму:

- постановка проблемы;

- формулировка гипотезы;

- планирование действий;

- сбор данных, их анализ и синтез, сопоставление с известной информацией;

- подготовка и написание обобщения (альбома, отчета и т.д.);

- защита, презентация проекта.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Прикладной проект. В этом проекте с самого начала четко обозначается результат деятельности его участников:

- проект математического закона или свода правил;

- модель какого-то объекта, процесса доказательства теоремы;

- конструкторский проект и т.д.

При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

Проект обязательно должно иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение, имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

В работе с проектом есть и еще одно отличие - предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными заданиями для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы.

Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

Проект обязательно должен иметь письменную часть - отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.

По своей сути проектный метод обучения близок к проблемному обучению, которое предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, решая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Проблемное обучение обеспечивает прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того проектный метод имеет сходство с развивающим обучением. Развивающее обучение - активно-деятельностный способ обучения, при котором осуществляется целенаправленная учебная деятельность. При этом ученик, являясь полноценным субъектом этой деятельности, сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

Диагностические исследования

Этот подготовительный этап позволяет выявить уровень сформированности общих учебных навыков и умений учащихся: организационных, интеллектуальных, информационных, коммуникативных. В диагностические данные включаю умение работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал; умение работать в группе, планировать, анализировать свою деятельность.

По результатам проведенной диагностики среди обучающихся 9 классов (25 учеников), для выявления различных аспектов индивидуальной саморегуляции. (см. приложение 1) было выявлено:

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Планирование

45%

55%

5%

Моделирование

60%

32%

8%

Программирование

40%

43%

17%

Оценивание результатов

20%

70%

10%

Гибкость

40%

40%

20%

Для выявления уровня учебной мотивации я провела диагностику по методике И.С. Домбровской. (см. приложение 2). Результаты следующие:

22% обучающихся имеют низкий уровень мотивации, 65%- средний уровень и лишь у 13% высокий уровень мотивации.

Внедрение метода проектов в образовательный процесс.

На первом этапе при знакомстве с учащимися было дано творческое домашнее задание (мини-проект). Найти информацию в разных источниках о великих ученых -биологах, подготовить печатный доклад и сделать презентацию. Задание обучающиеся выполняли по желанию. Проект реализовался в рамках индивидуальной работы, и не содержал глубоких исследований. Время реализации одна неделя. На заключительном этапе ( показ презентаций) было выявлено, что только 27% обучающихся 9 класса приняли участие в проекте. В результате данной работы был создан альбом «Великие ученые-биологи».

На втором этапе, для вовлечения большего количество учащихся в проектную деятельность, был запущен проект «А если подумать?». Время реализации 1 месяц. В конце урока обучающиеся получали тему (на повторение), по которой нужно было составить перечень проблемных вопросов. На следующем уроке ученики обменивались вопросами, находили ответы и оформляли их в виде таблиц, схем. После проверки, выбирался самый интересный проблемный вопрос. Данный проект так всех увлёк, что в процесс составления проблемных вопросов и в поиск ответов на них активно включились остальные обучающиеся.

На третьем этапе тема проектной работы совпала с тематикой учебной деятельности. Учащиеся самостоятельно изучали биологический материал, который в свою очередь расширял и углублял знания, полученные на уроке. Весь класс был разбит на четыре группы. Каждая группа получила тему по которой проводилось исследование.

Обучающиеся на конференции представили материал, который выходит за рамки учебника. Проект имитировал научную деятельность. Учащиеся были поставлены в условия, когда нужно самим решать творческие задачи, что дало им почувствовать себя взрослыми, принимать серьёзные деловые решения. В результате вырос уровень самостоятельности учащихся в реализации всех этапов проекта.

Этот проект помог развить мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнению других.

Повторная диагностика.

После завершения проекта, для оценивания результативности проделанной работы, была проведена повторная диагностика, с использованием тех же методик.

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

до

после

до

после

до

после

Планирование

45%

32%

55%

53%

5%

15%

Моделирование

60%

47%

32%

42%

8%

11%

Программирование

40%

34%

43%

46%

17%

20%

Оценивание результатов

20%

12%

70%

78%

10%

10%

Гибкость

40%

35%

40%

42%

20%

23%

Повторная диагностика на выявление уровня саморегуляции учащихся показала понижение количества учащихся, имеющих низкий уровень саморегуляции. При этом повысилась способность обучающихся прогнозировать результаты собственных действий, моделировать ход исследования. На три процента возросло число обучающихся, способных вносить коррективы в план исследования в процессе исследовательской работы.

Методика И.С. Домбровской показала, что возрос уровень мотивации обучающихся. Так, после проведенного проекта количество обучающихся с низким уровнем мотивации сократилось с 22% до 15%.

Выводы.

В результате проделанной работы можно с уверенностью сказать о повышении мотивации и эффективности учебной деятельности, самостоятельности и инициативности обучающихся.

Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, - это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально использовать свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться

Проектно-исследовательская деятельность способствовала:

  • развитию исследовательских умений у учащихся (это: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата);

  • повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;

  • развитию осознания значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;

  • получению у учащиеся представления об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы. Обучению оформления проектов в виде презентаций в устной форме и на электронных носителях.

В результате проведенного исследования я сделала вывод о преимуществах проектного метода. Выдвинутую гипотезу считаю подтвержденной. Проектно-исследовательская деятельность - это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.

  • Реализация проекта позволяет систематизировать знания учащихся по важным темам курса.

  • Ограниченный временными рамками урок органично переходит во внеурочную деятельность.

  • Метод проектов ставит учителя в позицию сотрудничества с учащимися.

  • Проектно-исследовательская деятельность позволяет выявить творческие способности учащихся, их деловые качества.



© 2010-2022